Сколько в Америке нерелигиозных евреев?
Эффект разорвавшейся бомбы произвело несколько лет назад демографическое исследование, согласно которому 23% американских евреев определили себя "евреями не по религии". Я подумал тогда, что речь идет о каких-то других евреях — не тех, с кем я хорошо знаком. Но опубликованный недавно новый опрос авторитетного Pew Research Centerс видетельствует, что численность таких евреев достигла 27%. Заодно опрос подтвердил мою уверенность, что нерелигиозных евреев в Америке еще больше, чем полагают эксперты.
"Евреи не по религии" — это искусственный конструкт, созданный социологами. Просто 27% в строке о вероисповедании указали не иудаизм. При этом лишь 20% евреев, отметивших, что являются приверженцами иудаизма, указали, что посещают синагогу не реже раза в месяц. 79% респондентов делают это реже. На вопрос почему, 2/3 из них ответили, что не религиозны. Это уже ближе к знакомой мне реальности, а если добавить к ним 27% евреев, не признающих себя иудеями, получится, что около 80% американских евреев не могут быть описаны в терминах религии.
Я привел эти расчёты не для того, чтобы опровергнуть выводы исследования "Еврейские американцы 2021", проведенного солидной социологической конторой. Pew Research Center получил дополнительное финансирование от еврейских доноров, но его опросы во многом свободны от интересов еврейских структур, обычно заказывающих "еврейские" исследования в Америке. Pew Research — не еврейская организация, но целое подразделение в его составе занимается религиозной проблематикой в США. Правда, определения религии экспертами Центра не всегда совпадают с пониманием разными евреями еврейства/иудаизма. В отличие от русско-еврейского мира, термины "еврейство" и "иудаизм" используются в Соединенных Штатах как абсолютные синонимы.
С терминами вообще большая путаница. Все зависит от того, как спросить. Религия — понятие христианское, определяющее систему верований — то, о чем люди думают. Евреи же, сплошь и рядом, определяют себя не через верования, а еврейскую деятельность.
Евреи, а порой и люди, не определяющие себя в таком качестве, ведут еврейскую жизнь: отмечают еврейские праздники, ходят на фестивали еврейского кино, в еврейские рестораны, играют клезмерскую музыку, посещают еврейские музеи, книжные клубы, участвуют в еврейских дискуссионных группах в социальных сетях, готовят еврейские блюда, занимаются генеалогией (то есть определяют свое место в истории), работают в еврейских организациях. Я сам знаю несколько еврейских структур, где все держится на нееврейском персонале. А есть еще смешанные семьи и их дети, составляющие около половины еврейских семей в Америке.
Надо отдать должное составителям опроса — они интересовались не только отношением к религии, а спрашивали и о еврейских кинофестивалях, телесериалах и других формах участия в еврейской жизни. Например, в еврейских группах в FB активно участвует каждый 25-й еврей, а еще около 30% — периодически, 10% часто смотрят еврейские сериалы, еще 30% — время от времени. Но интервьюеры не спросили, достаточно ли понятны респондентам "Сайнфельд" или "Удивительная миссис Майзель"? Евреев, не участвующих в еврейских дискуссиях в FB, не спросили: почему? Все это подчеркивает мысль, что синагога — это место, где обитает иудаизм. Это тоже христианское понимание еврейства как "религии". Взгляды молодежи еще более запутаны, но лишь если смотреть на них с точки зрения христианского определения религии.
У русскоязычных евреев есть четкое, еще с советских времен определение "еврейская национальность". В Америке под национальностью понимают гражданство, хотя знают и другое значение этого слова. Большинство евреев США сопротивляются, когда их определяют как национальность, что сделал, например в 2019 году президент Трамп в рамках законодательства о гражданских правах, так называемого Title IX, наделяющего еврейских студентов в кампусах статусом "защищаемого меньшинства". Это вызвало бурю протестов видных и влиятельных американских евреев — интеллектуалов, бизнесменов, политиков. Сенатор Ричард Блюменталь из Коннектикута обобщил тогда мнение большинства, мол, мы евреи-американцы, а никакая не национальность. Принадлежность к этнической группе внедрена в американский дискурс, но единственная официально признанная нерасовая этничность — это испаноязычные (Hispanics). Евреи, как показывают опросы, все больше становятся многорасовой группой. По разным определениям 8–17% евреев в Америке — небелые. (В Канаде этничность отражается в переписи. Когда графа "евреи" исчезла из опросного листа, половина лиц, идентифицировавших себя как евреи, стала выбирать другие опции.)
Так или иначе, но определение евреев как общины — религиозной конфессии, хотя и используется в риторике еврейских организаций, но не отражает реальную ситуацию. Дан Либенсон из программы "Безбрежный иудаизм" говорит, что община не только явно подразумевает, что все евреи к чему-то принадлежат, но неявно делит евреев на "хороших", жертвующих на Израиль, синагоги и крупные организации, и "евреев лишь по названию", c которыми можно не считаться. Обобщения вроде "еврейская община", "американское еврейство" удобны крупным организациям, вещающим от имени всех евреев, но мало что дают тем, кто пытается создать свою, независимую версию еврейства, свой стартап иудаизма. При том, что вся история иудаизма состоит из таких "стартапов". В любом случае, религия в христианском смысле — не то, что объединяет евреев. Лучше всего это выразила профессор еврейских студий Университета Сан-Франциско Рейчел Гросс: "Если вы спрашиваете американских евреев, религиозны ли они, вы не понимаете американских евреев". Вместо того чтобы сокрушаться по поводу того, сколько евреев не находят для себя ничего интересного в синагоге, лучше радоваться, что 58% евреев выражают свой иудаизм иными путями.
Источник: "ХАДАШОТ"