В санкт-петербургской KGallery 24 марта 2017 года откроется масштабная выставка работ Константина Сомова (1869−1939) — одного из самых ярких художников Серебряного века,сооснователя обїъединения «Мир искусства». Зрители увидят более восьмидесяти живописных и графических работ художника, фарфоровые композиции, выполненные по его эскизам, а также книжную графику из музейных и частных коллекций.
Прежде ретроспективные выставки художника в России проводились в 1969—1971 годах и были приурочены к 100-летию со дня рождения мастера. Этой весной в KGallery будут представлены работы из собраний Государственного Русского музея, Санкт-Петербургского Государственного музея театрального и музыкального искусства, Музея-квартиры им. И. И. Бродского , Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, а также из нескольких десятков частных зарубежных и российских коллекций.
Обширную подборку работ художника в экспозиции, которая готовилась на протяжении года, дополнит уникальный,ранее не демонстрировавшийся широкому зрителю фотоархив, предоставленный KGallery семьей художника.
Обширную подборку работ художника в экспозиции, которая готовилась на протяжении года, дополнит уникальный,ранее не демонстрировавшийся широкому зрителю фотоархив, предоставленный KGallery семьей художника.
Константин Андреевич Сомов родился в семье известного музейного деятеля, хранителя Эрмитажа Андрея Ивановича Сомова и с детства был окружен предметами искусства и разговорами о нем. Учась в петербургской школе Карла Мая — передовом для своего времени учебном заведении, — Константин Сомов познакомился и сблизился с Александром Бенуа, Вальтером Нувелем, Дмитрием Философовым, а позже, вместе с Сергеем Дягилевым все они приняли участие в создании общества и одноименного журнала «Мир искусства». В 1888 году Сомов поступает в петербургскую Академию художеств; в 1894 году он становится учеником мастерской Ильи Репина. В том же 1894-м он принимает участие в своей первой знаковой выставке, организованной Обществом русских акварелистов.
Потом был Париж — куда же без Парижа! Здесь в 1897−98 гг Константин Сомов обучался в Академии Коларосси, после которой вернулся в родной Санкт-Петербург, где погрузился в кипучую художественную жизнь столицы. Именно тогда его увлекла изящная скульптурная пластика фарфора, который он любил, понимал и много лет коллекционировал. Несколько лет спустя по его моделям на Императорском фарфоровом заводе отливают несколько фарфоровых статуэток,в том числе знаменитую «Даму, снимающую маску» (1906). На выставке обещают представить старинные,дореволюционные композиции по эскизам художника.
В 1898 году Сомов делает первый шаг в иллюстрации, приняв участие в конкурсе на оформление обложки журнала «Мир искусства». Художник работает много и плодотворно, создавая рисунки для книг «Граф Нулин» А. Пушкина (1899), повестей Н. Гоголя«Нос» и «Невский проспект» (1901), трудится над оформлением журнала«Мир искусства» и «Художественные сокровища России». В 1903 году в Санкт-Петербурге проходит его первая персональная выставка, на которой Сомов представил 162 работы; позже большую часть этой экспозиции показали в Берлине и Гамбурге.
Константин Сомов в Париже. 1912
Константин Сомов в Париже. 1912
Константин Сомов был известен как портретными работами, так и картинами, изображающими жанровые сценки, воскрешающие жеманный мир придворных балов и маскарадов «галантного» XVIII столетия.
Одной из наиболее известных работ Сомова стали эротические иллюстрации к куртуазному сборнику «Книга Маркизы». В этом сборнике, идея создания которого принадлежит австрийскому эссеисту и критику Францу Блею, собрана антология французской эротической литературы 18 века: Вольтер, Казанова, Шенье, Парни — всего около полусотни авторов. Иллюстрации для «Книги Маркизы» Блей заказал Константину Сомову. Первый раз книга была напечатана на немецком языке в издательстве «Hans Von Veber» в 1907 году, позже неоднократно переиздавалась — в частности, в 1918 году в Санкт-Петербурге.
На предстоящей выставке в KGallery будет представлено три варианта «Книги Маркизы» с иллюстрациями Константина Сомова.
На предстоящей выставке в KGallery будет представлено три варианта «Книги Маркизы» с иллюстрациями Константина Сомова.
Известный библиофил и художественный критик Эрих Голлербах писал о «Книге Маркизы» так: «Здесь, как в некоем фокусе, сосредоточился и утончённый ретроспективизм и модный эротизм эстетического мировосприятия, отразился мечтательный культ XVIII века, с его очаровательным бесстыдством, фривольностью и напряжённой чувственностью. В смысле художественной идеологии в этой книге нет никакого движения вперёд, никакого искания, но она бесспорно замечательна сама по себе, „как вещь“. Вся проникнутая духом „мелочей прекрасных и воздушных, любви ночей,то нежащих, то душных“, она строго выдержана в одном графическом стиле, в единой изобразительной гармонии. В графическом творчестве Сомова эта книга является высшим достижением. В истории русских иллюстрированных изданий она, по праву, может занять одно из первых мест».
Революцию 1917 года Константин Сомов не принял, хотя в 1918 году стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских, а годом позже провел в Третьяковской галерее большую выставку по случаю своего 50-летия. В 1923 году он выехал в Америку в качестве уполномоченного «Русской выставки», которую успешно провел в 1924 году. В Россию Константин Сомов не вернулся. В январе 1928 года он приобретает квартиру в Париже на бульваре Эксельманс. Художник много и плодотворно работает — пишет портреты, пейзажи, в 1927 году пробует себя в миниатюре и создает серию акварельных работ, участвует в выставках за рубежом. Париж станет домом Константина Сомова до самой его кончины в 1939 году.
В 2006 и 2007 годах работы Константина Сомова поставили рекорды на торгах русского искусства Christie’s в Лондоне: картина «Русская пастораль» (1922,иллюстрация слева) была продана за рекордную сумму в 2 миллиона 400 тысяч фунтов стерлингов. Годом позже еще одна работа Сомова — «Радуга»? — ушла с молотка за 3 миллиона 716 тысяч фунтов при стартовой цене 400 тысяч фунтов.
Выставка «Константин Сомов» в KGallery откроется 24 марта и будет работать до 14 мая 2017 года
К выставке будет издан иллюстрированный каталог с рядом научных статей ведущих специалистов в области русского искусства начала ХХ века. Куратор выставки — Кристина Березовская.
По материалам пресс-релиза KGallery, включая предоставленные иллюстрации («Пейзаж с радугой,«Поцелуй» (иллюстрация к «Книге маркизы»), «Влюбленный Арлекин», фото художника). Титульная иллюстрация: Константин Сомов, «Влюбленный Арлекин», 1912 (фрагмент)
Автор: Рита Лозинская