РУССКИЙ МИР: ИСКУССТВО СОТВОРЕНИЯ МИФА |
Николай_Кофырин все записи автора
Сейчас много говорят о возрождении «русского мира», утверждают, будто Россия – оригинальная цивилизация со своей специфической «культурной матрицей».
Разговоры о самобытности России, её особом пути и оригинальной русской цивилизации всегда возникали на фоне ухудшения отношений с Западом.
Недавно я участвовал в работе научной конференции «Дни философии в Санкт-Петербурге» 2014. Меня интересовал вопрос о реальности существования «русского мира». Что это: симулякр? оксюморон? территориальное пространство? или духовно-мировоззренческая общность людей?
Мне удалось задать этот вопрос многим философам, известному телеведущему Виталию Третьякову, а также студентам университета.
Словосочетание «русский мир» — древнего происхождения. Впервые понятие «русский мир» предложил министр просвещения граф Уваров царю Николаю I. 200 лет назад во времена Российской империи это было обоснованно.
Всякое присоединение новых земель всегда требовало своего оправдания или объяснения. Во все времена властители проводили захватнические войны, подчиняя другие народы, а потом придумывали оправдание своим действиям в форме объединяющей национальной идеи. В Германии это была идея национал-социализма, в Италии – фашизм, в Северной Корее – чучхе.
После распада СССР за границами России осталось 25 миллионов русских. В 1990-е годы чиновники получали неафишируемые указания: не использовать в публичных выступлениях и официальных документах слово "русский" как якобы ослабляющее единство нации».
Ныне утверждается, что «Россия — это страна-цивилизация, создавшая вместе с соседними, духовно близкими народами, неповторимый культурный мир и реализующая самостоятельные модели общественного развития».
Общая численность проживающих ныне в России составляет 144 миллиона человек. Русский язык является четвёртым по распространённости в мире, 300 миллионов человек считают его родным. Русская зарубежная диаспора в начале XXI века по своей численности занимает второе место в мире после китайской.
В условиях глобального мира справедливо возникает вопрос: а какое у русских (составляющих 2% населения Земли) право владеть 10% разведанных запасов мировых природных ресурсов?
«Русский мир — это русский ответ на глобализацию», считает Константин Косачёв – руководитель Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).
Но если Русский Мир действительно существует, то ему должно быть философское объяснение. Всякий политический проект требует своего идеологического (желательно философского) обоснования.
В своё время я сотрудничал с международной ассоциацией «Русская культура», которая выпускала альманах «Русский мiръ». В альманахе №1 за 2008 год даются различные представления о Русском Мире.
Доктор философских наук Иконникова С.Н. считает, что «русский мир» – понятие глобальное, а не узконациональное. «Русский мир» я понимаю как представительство русской культуры в мировом процессе в различных исторических измерениях; «мир» означает здесь духовную среду, сакральное пространство, общие социальные взаимодействия».
Профессор Сергей Сергеевич Хоружий полагает, что «русский мир» в плане эмпирическом объемлет Россию и русскую диаспору всей планеты, в плане же теоретическом представляет собой этнокультурный мир, понятый как сетевая структура».
Доктор философских наук Астафьева О.Н. считает: «можно с большой долей уверенности сказать, что последние два-три столетия понятие «русский мир» окончательно утратило свою локально-территориальную привязку и обрело новый смысл, став понятием почти тождественным «русской культуре».
Кандидат культурологических наук А.В.Венкова убеждена: «Для меня понятие «русского мира» – скорее, виртуальная конструкция, некая ментальная форма, чем феномен, выстраивающийся на основе действительности».
До сих пор популярна идея о России как своеобразном «щите», разделяющем Восток и Запад, и в то же время как о «мосте», объединяющем в себе Запад и Восток.
Западники уверены: поскольку Россия европейское государство, то надо взять европейскую модель развития.
Славянофилы убеждены, что Россия евразийская держава, она особая цивилизация и у неё своя особая «культурная матрица».
Сторонники евразийства продвигали и продвигают свою идеологему: «Россия не Европа и не Азия, она сама по себе, государство-цивилизация».
Действительно ли Россия оригинальная цивилизация со своей специфической «культурной матрицей»?
Термин «русская цивилизация» впервые упоминается в XIX веке в связи с распространением идей панславизма. Это понятие часто употреблялось в среде славянофилов и подчёркивало оригинальность русской культуры и истории, её отличие от культуры Запада и Востока, её национальное русское происхождение.
Н.Я.Данилевский в своём труде «Россия и Европа» (1869) пишет о «славянском культурном типе», которому принадлежит будущее, в отличие от «гниющего Запада». Западная цивилизация, по мнению Данилевского, уже пережила апогей своего развития, она исчерпала запас своих идей, является декадентской и отмирающей. Русская цивилизация должна взять самое лучшее из западной цивилизации, как последняя в своё время заимствовала самое лучшее из античной культуры.
Ф.М.Достоевский описывал русскую цивилизацию как базирующуюся на глубоком православном понимании христианства. По мнению Достоевского, Россия должна выполнить своё особое призвание, заключающееся в том, чтобы указать человечеству религиозный путь к спасению и стать во главе движения.
Л.Н.Толстой высказал идею особого значения русской крестьянской общины как идеальной модели сообщества людей.
Сегодня очевидно наступает новое время, новый этап развития нашей страны: Россия поворачивается к Западу задом, а к Востоку передом. Ещё историк Ключевский говорил: мы должны всё взять у Европы, а потом повернуться к ней задом.
В историческом плане Россия является самой молодой из проявивших себя мировых цивилизаций. По мнению Александра Ципко, для России и русских определение себя как отдельной цивилизации, равновеликой евроатлантическому Западу, исламскому Югу, конфуцианскому и буддистскому Востоку, — это вопрос утверждения своей идентичности, вопрос формирования собственного национального самосознания.
Нынешний министр культуры Владимир Мединский считает: «на самом деле тезису о том, что Россия является отдельной самобытной цивилизацией, такой же, как западноевропейская, китайская или индийская, сто лет с лишним, большинством философских школ мира он принят за аксиому. Причём это не славянофильский тезис, на Западе с ним согласны многие авторы от Тойнби до Хантингтона. Это тезис не обидный ни для нас, ни для Европы: он означает, что нельзя с голландскими мерками подходить к России – их рецепты не будут здесь работать».
Одним из первых философов, кто задался вопросом о смысле России как отдельной цивилизации, был Пётр Чаадаев. Он видел миссию России в том, чтобы соединить цивилизацию Востока и Запада.
«России поручены интересы человечества, и в этом её будущее, в этом её прогресс, – писал Чаадаев в 1855 году Тургеневу. – Придёт день, когда мы станем умственным средоточием Европы, как мы сейчас являемся её политическим средоточием, и наше грядущее могущество, основанное на разуме, превысит наше теперешнее могущество, опирающееся на материальную силу».
«Россия — единственная страна, которая способна спасти Европу, – писал немец Вальтер Шубарт в книге «Европа и душа Востока». – Как раз из глубины своих беспримерных страданий она будет черпать столь же глубокое познание людей и смысла жизни, чтобы возвестить о нём народам Земли. Русский обладает для этого теми душевными предпосылками, которых сегодня нет ни у кого из европейских народов».
Ни одна другая философия не содержит так много размышлений о судьбе своей страны, как философия русских мыслителей.
По мнению Питирима Сорокина, русские — творцы великой идеациональной культуры. Русская нация творчески продолжила идеациональные культурные традиции Византии.
Константин Аксаков проводил различение между страной и государством.
Русский философ Иван Ильин определял государство через понятие солидарности, называя его «организованным единением духовно солидарных людей».
П.А.Столыпин писал: «И утрата национальной идентичности, и вычленение отдельной нации из контекста своей цивилизации, её противопоставление с ближайшими по духу и общественному устройству соседями, ведёт, в конечном итоге, к культурной и этнической ассимиляции такого народа внешними силами, превращает его в «удобрение для других народов».
21 июня 2007 года указом Президента РФ В.В.Путина был создан фонд «Русский мир». Целями Фонда является в том числе популяризация русского языка и в России и за рубежом. На начало 2013 года в 41 стране открыто 90 центров «Русского мира», издаётся журнал, действует Интернет-портал, имеются радио- и телеканал.
Председатель правления Фонда «Русский мир», председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов говорит: «Если семь лет назад, когда мы проводили первый форум, мы говорили о Русском мире как о культурном сообществе, то теперь это понятие очень сильно политизировалось. Но мы по-прежнему рассматриваем Русский мир как цивилизационную общность».
В 2010 году на конференции «Дни философии в Петербурге» священник русской православной церкви доктор философских наук протоирей Димитрий Лескин признал, что мы, конечно же, не Азия, и мы совсем не Европа. Мы иные. Инаковость России была всегда. Русский путь не магистральный, а маргинальный. Специфика русской цивилизации такова, что адаптировать её под новые европейские образы не получится. Россия формировалась как страна всемирных интересов, а не сугубо местечковых; как страна спасительница мира.
Ныне Россия защищает христианские ценности и ведёт с Западом «культурную, социальную, моральную войну», утверждает в статье для The American Conservative Патрик Джозеф Бьюкенен. По мнению автора, Россия сейчас противостоит «замене христианских ценностей ценностями Голливуда». «В культурной войне за будущее человечества Путин твёрдо ставит российский флаг на стороне традиционного христианства. «Россия на стороне Бога», а «Запад – Гоморра».
Недавно в храме Христа Спасителя в Москве проходил Всемирный русский народный собор, на котором была сформулирована «Декларация русской идентичности». «Русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа».
«Русский мир — это не только русские, не только россияне, не только наши соотечественники в странах ближнего и дальнего зарубежья, эмигранты, выходцы из России и их потомки. Это ещё и иностранные граждане, говорящие на русском языке, изучающие или преподающие его, все те, кто искренне интересуется Россией, кого волнует её будущее».
К Русскому Миру, помимо России, Украины и Белоруссии, причисляют также Молдавию.
«А почему вы причисляете Молдову к Святой Руси, ведь молдаване говорят на ином, неславянском языке?» И я отвечаю, что Святая Русь — это понятие не этническое, не политическое, не языковое; это духовное понятие», – сказал Патриарх Кирилл.
Однако ни Украина, ни Молдавия, похоже, не хотят быть частью «Святой Руси», а хотят стать членом Евросоюза. Во время визита патриарха Кирилла на Украину в июле 2011 года украинские радикальные националисты пикетировали здание посольство в России с плакатами, требуя не втягивать Украину в проект, называемый «русский мир».
Если уж Киев – мать городов русских! – не хочет быть частью «русского мира», то что же говорить о Белоруссии, которой мы отказали в покупке продуктов её производства для россиян?!
Несколько лет назад я участвовал в работе II культурологического конгресса «Культурное многообразие: от прошлого к будущему». Меня, как и многих, волнует проблема РУССКОГО МИРА. Разумеется, Русский Мир скорее духовно-мировоззренческое явление, нежели территориальное.
Марина Цветаева писала: «Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови».
Недавно я побывал в Мариинском театре на балете Жоржа Баланчина «Драгоценности»; особенно понравились «Рубины».
Я невольно задумался: а является ли Жорж Баланчин частью нашего Русского Мира?
Георгий Мелитонович Баланчивадзе – грузин, родился в Санкт-Петербурге в 1904 году, в 1913 году был зачислен в балетную школу при Мариинском театре. В 1924 году во время гастролей в Германии, решил остаться там, а позже переехал в США, где основал балетную школу, ныне всемирно известный балет Нью-Йорка.
Даже живя за границей, Иван Бунин и Владимир Набоков остались русскими писателями. Иосиф Бродский на вопрос, кем он себя ощущает, ответил, что он русский поэт, англоязычный эссеист и гражданин Соединённых Штатов.
Почему же, даже меняя гражданство, человек не может (или не хочет) отказаться от своей русской ментальности?
Одни говорят: «особенности русского человека в его духовности, в его святости, в открытости русской души; русский человек всегда искал в себе Бога».
Другие возражают: «духовность не имеет национальности; национальность это культура и менталитет».
Третьи убеждены: «русская национальная идентичность не определяется через превосходство своей культуры и веры над другими».
Четвёртые утверждают: «нет никакой русской особенности, есть универсальные законы человеческого общества».
Известный писатель и публицист С.Г.Кара-Мурза называет три устойчивых составляющих русского самосознания:
1\ Православие – оно прочно вошло в мировоззренческую матрицу русских, и никаким реформаторам его из неё не выбить.
2\ Коллективная память об исторических выборах, которые России пришлось сделать, находясь, по словам Менделеева, «между молотом Запада и наковальней Востока».
3\ Русский тип мышления, соединяющий крестьянский здравый смысл с космическим чувством. Как сказал поэт о русском уме: «он трезво судит о земле, в мистической купаясь мгле».
Это сочетание блоков русского сознания даёт ему устойчивость и гибкость. Конечно, не ко всем ударам оно готово, иначе бы задубело. Но после ударов восстанавливается быстро.
В 2010 году, когда Россия ещё держала курс на Запад, на конференции «Дни философии в Петербурге», профессор К.Х.Момджян (зав.кафедрой социальной философии МГУ) сформулировал вопрос: а не является ли самобытность России следствием генетического устройства русского человека?
По его мнению, специфика «русского человека» есть, это факт. Но специфика не в потребностях, а в способах удовлетворения этих потребностей.
Выбор в соответствии с иерархией ценностей – вот что вызывает различия между людьми.
Выбор определяется либо пониманием жизни как наивысшей ценности, либо признанием, что в жизни есть нечто большее, чем ценность самой жизни.
Различия национальных характеров связаны с наличие ценностей и их способами и средствами удовлетворения потребностей, которые закреплены как паттерны в культуре.
Как считает К.Х.Момджян, особенности российского менталитета в следующем:
1\ Российская культура связана не с изменением мира, а себя в мире.
2\ Русским свойственен коллективизм и общинность, микроколлективы на основе личной связанности. Внутри этого микроколлектива встречается способность «поделиться последней рубахой». Но не ради государства или всей России.
3\ У нас человека рассматривают как клеточку единого целого.
К.Х.Момджян считает: у России статус страны в себе, а не страны для себя. Нашему обществу нужно то, что не нужно людям этого общества.
Особенности менталитета формируются условиями жизни. Различие западного и российского менталитета как факт существует; различия эти серьёзные, их нельзя недооценивать.
На Западе особый рассудочный коллективизм основан на принципе «сделай благо ближнему, чтобы он сделал тебе».
Если в западном менталитете видна способность договариваться, то в нашем менталитете обнаруживается скорее противоборство.
По мнению К.Х.Момджян, у Запада два преимущества: 1\ эффективность общественного производства, 2\ институт личной свободы.
Да, мы держим путь на Запад, но не должны забывать, что живём в России. В этом вся тайна наших проблем: идти на Запад и не забывать, что мы русские.
Россия не Запад и не Восток, а всегда мост между ними.
Мы не лучше, мы другие!
Либо мы станем частью общемирового процесса, либо дорогой, по которой этот процесс пройдёт.
ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, главным доказательством существования Русского Мира является живущая и развивающаяся русская культура. Это Чайковский и Рахманинов, Врубель и Репин, Анна Павлова и Сергей Дягилев, Фёдор Шаляпин и Вера Холодная, Михаил Шолохов и Борис Пастернак.
Великая русская литература остаётся признанным мировым явлением. Произведения Льва Толстого, Фёдора Достоевского, Антона Чехова изучаются во всём мире.
Хотя географически мы европейцы, мировоззренчески скорее восточные христиане.
Восточное христианство пошло по пути мистического Платона, а западная Европа пошла по пути рационалиста Аристотеля.
Запад – это секуляризация, это духовность без религии.
Азия – это другие ценности, другое мировосприятие, другое мировоззрение.
На Западе государство обслуживает индивида, а в восточном христианстве (православии) индивид служит государству, которое обеспечивает выживание всех, и таким образом является сверхценностью.
Русский Мир не столько территориальное образование, сколько мировоззренческое, это культурно-духовное миропонимание, основанное на русской национальной идее.
Русский – это тот, кто идентифицирует себя с русской культурой и живёт по традициям русской культуры.
Если этносы это реальность, то национальные государства – выдумка правящих элит для лучшей эксплуатации народов, проживающих на данной территории.
В России проживает 192 этноса. Поэтому без объединяющей идеи никак невозможно. Россия не сможет существовать, если каждый будет жить по одиночке.
На конференции «Дни философии в Петербурге» 2013 я поинтересовался мнением профессиональных философов: нужна ли нам национальная идея, а если нужна, то какая.
Насколько можно говорить о «русской цивилизации»?
Полагаю, что в глобальном мире в рамках общемирового цивилизационного процесса можно лишь говорить о некоей культурной специфике, тогда как принципы современных технологий универсальны.
Будущий глобальный мир будет иметь мозаичную сетевую структуру. Это будет единый, но мультикультурный мир, скорее напоминающий винегрет, нежели суп.
Цивилизацию можно понимать как определённый способ адаптации человека к окружающей среде. А культуру как информационную матрицу данной цивилизации.
Есть ли у России своя уникальная культурная матрица?
Я исхожу из предположения, что различные типы культур формируются на основе различных представлений о смерти. То или иное представление о бессмертии формирует и определённый тип культуры.
В православии нет понятия «чистилище», от греховности нельзя откупиться через индульгенции (как в католицизме). Человек спасается не только верой (как в протестантизме), и не только делами (без которых вера мертва), но прежде всего человек спасается любовью. ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!
Для православных главное в жизни не труд, а молитва, благодать, общение с богом. Как говорил святой Серафим Саровский: «цель жизни христианской – обретение Духа Святого»!
Для нас благодать выражается не в обретении богатства. Поэтому у нас богатство не в чести, а труд лишь вынужденная необходимость ради поддержания плоти – вместилища духа. Если для протестантов богатство является проявлением благодати, то для нас это чуть ли не проклятие. «Трудом праведным не наживёшь палат каменных».
Ещё Наполеон признавал, что политика государства определяется его географией.
Фактор географии, климатические условия во многом определяют менталитет людей, проживающих на данной территории, их образ жизни и даже философию.
Например, популярным атрибутом русской культуры всегда была традиционная русская баня с душистым березовым или дубовым веником. В книге «Очерки русской культуры XVII века» говорится: «Баня оставалась одним из важнейших элементов быта народа, которую особенно ценили за её лечебные свойства. По свидетельству Рейтенфельса, каждый москвитянин посещал баню не реже двух-трёх раз в неделю».
Сейчас повсеместно на смену разрушаемым русским парным строят финские сауны – так сказать, проводят насильственную «финляндизацию». Это и проще и дешевле. Вот только парку в сауне не поддашь и веником не попаришься. Сами финны предпочитают русскую «баню по-чёрному».
Строящиеся «элитные сауны» напоминают скорее место для «публичных» встреч, и простому человеку не по карману. А ведь для многих традиционная русская баня это неотъемлемая часть русской культуры, место для задушевных бесед, своего рода клуб для завсегдатаев. Только там можно отдохнуть телом и душой. Многие рассматривают традиционную русскую парную как «осколок русского мира».
Хочется крикнуть: верните русским людям русскую баню!
Я регулярно посещаю последний «осколок русского мира», где можно услышать, что же на самом деле думают люди. Вчера беседовал в парной с 99-летним(!) человеком о смысле жизни.
Как-то меня спросили: «А не выдумка ли это — “русская душа”?
— Знаю только, что отличают её братство, потребность в жертвенном служении и не обожествление частной собственности. Отличительная черта русской души — бескорыстность; ни для какого другого народа совесть не является такой мучительной проблемой, как для нашего, потому что совесть заставляет жертвовать выгодой.
Таинство русской души иноземцы склонны объяснять сумасшествием, только потому, что не в состоянии понять и объяснить странные поступки ненормальных русских. А объяснить не могут, потому что не могут принять. Поэтому и Достоевского называют сумасшедшим, и Ивана Грозного. Мы же, не ища никакой выгоды для себя, мечемся из стороны в сторону в поисках Бога, Веры, Любви»
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература)
А вот академик Юрий Пивоваров считает, что «никакой загадки в русской душе нет». «Я думаю, что на самом деле это придумано на Западе. …
Самолюбование входит в «прейскурант» всех народов, но в какой-то момент оно становится опасным. …
Нет сейчас ничего страшнее, чем впасть в идеи великодержавного русского национализма. …
Мне многие иностранцы говорят: будь мы поставлены в такие же социальные условия, мы были бы худшими зверями, чем вы, вы ещё ангелы по сравнению с нами. …
Качество наших элит отвратительное. …
Русский человек – такой же, как все. Но он тяжело болен. Всё это столетие его так гнали, что он надорвался. …
Беречь надо людей. Не какие-то великие подвиги совершать, а беречь. Решать не глобальные проблемы: ракеты, Марс, Луна, – а реальные. …
Величие страны не только в экономике. У нас великая культура. Великий язык. И великий тип сознания. Мы действительно принадлежим к тем этносам в мировой истории, которые претендуют на то, чтобы их запомнили, как древних греков и древних римлян. …
Главная проблема заключается в том, что с 1991-го года люди и не знают, кто они. Потому что Россия не равна Российской Федерации – ни географически, ни культурно. Она шире, она больше. …
В 1991-м году Россия внезапно взяла и рассыпалась? И что с нами будет? Мы раньше всё расширялись и население росло, а теперь мы территориально сужаемся, и демография плохая. Надо понять, что нас ждёт. Может, завоюет кто-то? И кто именно? …
Одни предрекают конец России. Другие, наоборот, возрождение. Какого-то проективного виденья, что будет с нами через 10, через 25 лет, ни у кого нет».
Народ, может быть, не всё знает, но всё понимает.
Пропагандистские заклинания вроде бы всех убедили в существовании Русского Мира. Но что же в реальности? А реальность – это экономика. Каждый день цены растут, курс рубля снижается и выхода из тупика не видно. Как же спасти экономику России?
Недавно в европейском университете в Санкт-Петербурге я слушал лекцию моего давнего знакомого, кандидата экономических наук, профессора Дмитрия Яковлевича Травина. Лекция его так и называлась: «Можно ли спасти российскую экономику».
Предлагаю посмотреть его выступление, чтобы самим сделать выводы и ответить на вопрос: Русский Мир это миф или реальность?
ДМИТРИЙ ТРАВИН ОБ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Лекция профессора Д.Я.Травина в европейском университете в Санкт-Петербурге "Можно ли спасти российскую экономику" 03.12.2014
1-Я ЧАСТЬ – ПРИЧИНЫ КРИЗИСА ЭКОНОМИКИ РОССИИ
2-Я ЧАСТЬ - ЧЕТЫРЕ СТРАТЕГИИ СПАСЕНИЯ РОССИИ
3-Я ЧАСТЬ - МОЖНО ЛИ СПАСТИ ЭКОНОМИКУ РОССИИ
А на Ваш взгляд, РУССКИЙ МИР: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru
Сейчас много говорят о возрождении «русского мира», утверждают, будто Россия – оригинальная цивилизация со своей специфической «культурной матрицей».
Разговоры о самобытности России, её особом пути и оригинальной русской цивилизации всегда возникали на фоне ухудшения отношений с Западом.
Недавно я участвовал в работе научной конференции «Дни философии в Санкт-Петербурге» 2014. Меня интересовал вопрос о реальности существования «русского мира». Что это: симулякр? оксюморон? территориальное пространство? или духовно-мировоззренческая общность людей?
Мне удалось задать этот вопрос многим философам, известному телеведущему Виталию Третьякову, а также студентам университета.
Словосочетание «русский мир» — древнего происхождения. Впервые понятие «русский мир» предложил министр просвещения граф Уваров царю Николаю I. 200 лет назад во времена Российской империи это было обоснованно.
Всякое присоединение новых земель всегда требовало своего оправдания или объяснения. Во все времена властители проводили захватнические войны, подчиняя другие народы, а потом придумывали оправдание своим действиям в форме объединяющей национальной идеи. В Германии это была идея национал-социализма, в Италии – фашизм, в Северной Корее – чучхе.
После распада СССР за границами России осталось 25 миллионов русских. В 1990-е годы чиновники получали неафишируемые указания: не использовать в публичных выступлениях и официальных документах слово "русский" как якобы ослабляющее единство нации».
Ныне утверждается, что «Россия — это страна-цивилизация, создавшая вместе с соседними, духовно близкими народами, неповторимый культурный мир и реализующая самостоятельные модели общественного развития».
Общая численность проживающих ныне в России составляет 144 миллиона человек. Русский язык является четвёртым по распространённости в мире, 300 миллионов человек считают его родным. Русская зарубежная диаспора в начале XXI века по своей численности занимает второе место в мире после китайской.
В условиях глобального мира справедливо возникает вопрос: а какое у русских (составляющих 2% населения Земли) право владеть 10% разведанных запасов мировых природных ресурсов?
«Русский мир — это русский ответ на глобализацию», считает Константин Косачёв – руководитель Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).
Но если Русский Мир действительно существует, то ему должно быть философское объяснение. Всякий политический проект требует своего идеологического (желательно философского) обоснования.
В своё время я сотрудничал с международной ассоциацией «Русская культура», которая выпускала альманах «Русский мiръ». В альманахе №1 за 2008 год даются различные представления о Русском Мире.
Доктор философских наук Иконникова С.Н. считает, что «русский мир» – понятие глобальное, а не узконациональное. «Русский мир» я понимаю как представительство русской культуры в мировом процессе в различных исторических измерениях; «мир» означает здесь духовную среду, сакральное пространство, общие социальные взаимодействия».
Профессор Сергей Сергеевич Хоружий полагает, что «русский мир» в плане эмпирическом объемлет Россию и русскую диаспору всей планеты, в плане же теоретическом представляет собой этнокультурный мир, понятый как сетевая структура».
Доктор философских наук Астафьева О.Н. считает: «можно с большой долей уверенности сказать, что последние два-три столетия понятие «русский мир» окончательно утратило свою локально-территориальную привязку и обрело новый смысл, став понятием почти тождественным «русской культуре».
Кандидат культурологических наук А.В.Венкова убеждена: «Для меня понятие «русского мира» – скорее, виртуальная конструкция, некая ментальная форма, чем феномен, выстраивающийся на основе действительности».
До сих пор популярна идея о России как своеобразном «щите», разделяющем Восток и Запад, и в то же время как о «мосте», объединяющем в себе Запад и Восток.
Западники уверены: поскольку Россия европейское государство, то надо взять европейскую модель развития.
Славянофилы убеждены, что Россия евразийская держава, она особая цивилизация и у неё своя особая «культурная матрица».
Сторонники евразийства продвигали и продвигают свою идеологему: «Россия не Европа и не Азия, она сама по себе, государство-цивилизация».
Действительно ли Россия оригинальная цивилизация со своей специфической «культурной матрицей»?
Термин «русская цивилизация» впервые упоминается в XIX веке в связи с распространением идей панславизма. Это понятие часто употреблялось в среде славянофилов и подчёркивало оригинальность русской культуры и истории, её отличие от культуры Запада и Востока, её национальное русское происхождение.
Н.Я.Данилевский в своём труде «Россия и Европа» (1869) пишет о «славянском культурном типе», которому принадлежит будущее, в отличие от «гниющего Запада». Западная цивилизация, по мнению Данилевского, уже пережила апогей своего развития, она исчерпала запас своих идей, является декадентской и отмирающей. Русская цивилизация должна взять самое лучшее из западной цивилизации, как последняя в своё время заимствовала самое лучшее из античной культуры.
Ф.М.Достоевский описывал русскую цивилизацию как базирующуюся на глубоком православном понимании христианства. По мнению Достоевского, Россия должна выполнить своё особое призвание, заключающееся в том, чтобы указать человечеству религиозный путь к спасению и стать во главе движения.
Л.Н.Толстой высказал идею особого значения русской крестьянской общины как идеальной модели сообщества людей.
Сегодня очевидно наступает новое время, новый этап развития нашей страны: Россия поворачивается к Западу задом, а к Востоку передом. Ещё историк Ключевский говорил: мы должны всё взять у Европы, а потом повернуться к ней задом.
В историческом плане Россия является самой молодой из проявивших себя мировых цивилизаций. По мнению Александра Ципко, для России и русских определение себя как отдельной цивилизации, равновеликой евроатлантическому Западу, исламскому Югу, конфуцианскому и буддистскому Востоку, — это вопрос утверждения своей идентичности, вопрос формирования собственного национального самосознания.
Нынешний министр культуры Владимир Мединский считает: «на самом деле тезису о том, что Россия является отдельной самобытной цивилизацией, такой же, как западноевропейская, китайская или индийская, сто лет с лишним, большинством философских школ мира он принят за аксиому. Причём это не славянофильский тезис, на Западе с ним согласны многие авторы от Тойнби до Хантингтона. Это тезис не обидный ни для нас, ни для Европы: он означает, что нельзя с голландскими мерками подходить к России – их рецепты не будут здесь работать».
Одним из первых философов, кто задался вопросом о смысле России как отдельной цивилизации, был Пётр Чаадаев. Он видел миссию России в том, чтобы соединить цивилизацию Востока и Запада.
«России поручены интересы человечества, и в этом её будущее, в этом её прогресс, – писал Чаадаев в 1855 году Тургеневу. – Придёт день, когда мы станем умственным средоточием Европы, как мы сейчас являемся её политическим средоточием, и наше грядущее могущество, основанное на разуме, превысит наше теперешнее могущество, опирающееся на материальную силу».
«Россия — единственная страна, которая способна спасти Европу, – писал немец Вальтер Шубарт в книге «Европа и душа Востока». – Как раз из глубины своих беспримерных страданий она будет черпать столь же глубокое познание людей и смысла жизни, чтобы возвестить о нём народам Земли. Русский обладает для этого теми душевными предпосылками, которых сегодня нет ни у кого из европейских народов».
Ни одна другая философия не содержит так много размышлений о судьбе своей страны, как философия русских мыслителей.
По мнению Питирима Сорокина, русские — творцы великой идеациональной культуры. Русская нация творчески продолжила идеациональные культурные традиции Византии.
Константин Аксаков проводил различение между страной и государством.
Русский философ Иван Ильин определял государство через понятие солидарности, называя его «организованным единением духовно солидарных людей».
П.А.Столыпин писал: «И утрата национальной идентичности, и вычленение отдельной нации из контекста своей цивилизации, её противопоставление с ближайшими по духу и общественному устройству соседями, ведёт, в конечном итоге, к культурной и этнической ассимиляции такого народа внешними силами, превращает его в «удобрение для других народов».
21 июня 2007 года указом Президента РФ В.В.Путина был создан фонд «Русский мир». Целями Фонда является в том числе популяризация русского языка и в России и за рубежом. На начало 2013 года в 41 стране открыто 90 центров «Русского мира», издаётся журнал, действует Интернет-портал, имеются радио- и телеканал.
Председатель правления Фонда «Русский мир», председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов говорит: «Если семь лет назад, когда мы проводили первый форум, мы говорили о Русском мире как о культурном сообществе, то теперь это понятие очень сильно политизировалось. Но мы по-прежнему рассматриваем Русский мир как цивилизационную общность».
В 2010 году на конференции «Дни философии в Петербурге» священник русской православной церкви доктор философских наук протоирей Димитрий Лескин признал, что мы, конечно же, не Азия, и мы совсем не Европа. Мы иные. Инаковость России была всегда. Русский путь не магистральный, а маргинальный. Специфика русской цивилизации такова, что адаптировать её под новые европейские образы не получится. Россия формировалась как страна всемирных интересов, а не сугубо местечковых; как страна спасительница мира.
Ныне Россия защищает христианские ценности и ведёт с Западом «культурную, социальную, моральную войну», утверждает в статье для The American Conservative Патрик Джозеф Бьюкенен. По мнению автора, Россия сейчас противостоит «замене христианских ценностей ценностями Голливуда». «В культурной войне за будущее человечества Путин твёрдо ставит российский флаг на стороне традиционного христианства. «Россия на стороне Бога», а «Запад – Гоморра».
Недавно в храме Христа Спасителя в Москве проходил Всемирный русский народный собор, на котором была сформулирована «Декларация русской идентичности». «Русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа».
«Русский мир — это не только русские, не только россияне, не только наши соотечественники в странах ближнего и дальнего зарубежья, эмигранты, выходцы из России и их потомки. Это ещё и иностранные граждане, говорящие на русском языке, изучающие или преподающие его, все те, кто искренне интересуется Россией, кого волнует её будущее».
К Русскому Миру, помимо России, Украины и Белоруссии, причисляют также Молдавию.
«А почему вы причисляете Молдову к Святой Руси, ведь молдаване говорят на ином, неславянском языке?» И я отвечаю, что Святая Русь — это понятие не этническое, не политическое, не языковое; это духовное понятие», – сказал Патриарх Кирилл.
Однако ни Украина, ни Молдавия, похоже, не хотят быть частью «Святой Руси», а хотят стать членом Евросоюза. Во время визита патриарха Кирилла на Украину в июле 2011 года украинские радикальные националисты пикетировали здание посольство в России с плакатами, требуя не втягивать Украину в проект, называемый «русский мир».
Если уж Киев – мать городов русских! – не хочет быть частью «русского мира», то что же говорить о Белоруссии, которой мы отказали в покупке продуктов её производства для россиян?!
Несколько лет назад я участвовал в работе II культурологического конгресса «Культурное многообразие: от прошлого к будущему». Меня, как и многих, волнует проблема РУССКОГО МИРА. Разумеется, Русский Мир скорее духовно-мировоззренческое явление, нежели территориальное.
Марина Цветаева писала: «Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови».
Недавно я побывал в Мариинском театре на балете Жоржа Баланчина «Драгоценности»; особенно понравились «Рубины».
Я невольно задумался: а является ли Жорж Баланчин частью нашего Русского Мира?
Георгий Мелитонович Баланчивадзе – грузин, родился в Санкт-Петербурге в 1904 году, в 1913 году был зачислен в балетную школу при Мариинском театре. В 1924 году во время гастролей в Германии, решил остаться там, а позже переехал в США, где основал балетную школу, ныне всемирно известный балет Нью-Йорка.
Даже живя за границей, Иван Бунин и Владимир Набоков остались русскими писателями. Иосиф Бродский на вопрос, кем он себя ощущает, ответил, что он русский поэт, англоязычный эссеист и гражданин Соединённых Штатов.
Почему же, даже меняя гражданство, человек не может (или не хочет) отказаться от своей русской ментальности?
Одни говорят: «особенности русского человека в его духовности, в его святости, в открытости русской души; русский человек всегда искал в себе Бога».
Другие возражают: «духовность не имеет национальности; национальность это культура и менталитет».
Третьи убеждены: «русская национальная идентичность не определяется через превосходство своей культуры и веры над другими».
Четвёртые утверждают: «нет никакой русской особенности, есть универсальные законы человеческого общества».
Известный писатель и публицист С.Г.Кара-Мурза называет три устойчивых составляющих русского самосознания:
1\ Православие – оно прочно вошло в мировоззренческую матрицу русских, и никаким реформаторам его из неё не выбить.
2\ Коллективная память об исторических выборах, которые России пришлось сделать, находясь, по словам Менделеева, «между молотом Запада и наковальней Востока».
3\ Русский тип мышления, соединяющий крестьянский здравый смысл с космическим чувством. Как сказал поэт о русском уме: «он трезво судит о земле, в мистической купаясь мгле».
Это сочетание блоков русского сознания даёт ему устойчивость и гибкость. Конечно, не ко всем ударам оно готово, иначе бы задубело. Но после ударов восстанавливается быстро.
В 2010 году, когда Россия ещё держала курс на Запад, на конференции «Дни философии в Петербурге», профессор К.Х.Момджян (зав.кафедрой социальной философии МГУ) сформулировал вопрос: а не является ли самобытность России следствием генетического устройства русского человека?
По его мнению, специфика «русского человека» есть, это факт. Но специфика не в потребностях, а в способах удовлетворения этих потребностей.
Выбор в соответствии с иерархией ценностей – вот что вызывает различия между людьми.
Выбор определяется либо пониманием жизни как наивысшей ценности, либо признанием, что в жизни есть нечто большее, чем ценность самой жизни.
Различия национальных характеров связаны с наличие ценностей и их способами и средствами удовлетворения потребностей, которые закреплены как паттерны в культуре.
Как считает К.Х.Момджян, особенности российского менталитета в следующем:
1\ Российская культура связана не с изменением мира, а себя в мире.
2\ Русским свойственен коллективизм и общинность, микроколлективы на основе личной связанности. Внутри этого микроколлектива встречается способность «поделиться последней рубахой». Но не ради государства или всей России.
3\ У нас человека рассматривают как клеточку единого целого.
К.Х.Момджян считает: у России статус страны в себе, а не страны для себя. Нашему обществу нужно то, что не нужно людям этого общества.
Особенности менталитета формируются условиями жизни. Различие западного и российского менталитета как факт существует; различия эти серьёзные, их нельзя недооценивать.
На Западе особый рассудочный коллективизм основан на принципе «сделай благо ближнему, чтобы он сделал тебе».
Если в западном менталитете видна способность договариваться, то в нашем менталитете обнаруживается скорее противоборство.
По мнению К.Х.Момджян, у Запада два преимущества: 1\ эффективность общественного производства, 2\ институт личной свободы.
Да, мы держим путь на Запад, но не должны забывать, что живём в России. В этом вся тайна наших проблем: идти на Запад и не забывать, что мы русские.
Россия не Запад и не Восток, а всегда мост между ними.
Мы не лучше, мы другие!
Либо мы станем частью общемирового процесса, либо дорогой, по которой этот процесс пройдёт.
ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, главным доказательством существования Русского Мира является живущая и развивающаяся русская культура. Это Чайковский и Рахманинов, Врубель и Репин, Анна Павлова и Сергей Дягилев, Фёдор Шаляпин и Вера Холодная, Михаил Шолохов и Борис Пастернак.
Великая русская литература остаётся признанным мировым явлением. Произведения Льва Толстого, Фёдора Достоевского, Антона Чехова изучаются во всём мире.
Хотя географически мы европейцы, мировоззренчески скорее восточные христиане.
Восточное христианство пошло по пути мистического Платона, а западная Европа пошла по пути рационалиста Аристотеля.
Запад – это секуляризация, это духовность без религии.
Азия – это другие ценности, другое мировосприятие, другое мировоззрение.
На Западе государство обслуживает индивида, а в восточном христианстве (православии) индивид служит государству, которое обеспечивает выживание всех, и таким образом является сверхценностью.
Русский Мир не столько территориальное образование, сколько мировоззренческое, это культурно-духовное миропонимание, основанное на русской национальной идее.
Русский – это тот, кто идентифицирует себя с русской культурой и живёт по традициям русской культуры.
Если этносы это реальность, то национальные государства – выдумка правящих элит для лучшей эксплуатации народов, проживающих на данной территории.
В России проживает 192 этноса. Поэтому без объединяющей идеи никак невозможно. Россия не сможет существовать, если каждый будет жить по одиночке.
На конференции «Дни философии в Петербурге» 2013 я поинтересовался мнением профессиональных философов: нужна ли нам национальная идея, а если нужна, то какая.
Насколько можно говорить о «русской цивилизации»?
Полагаю, что в глобальном мире в рамках общемирового цивилизационного процесса можно лишь говорить о некоей культурной специфике, тогда как принципы современных технологий универсальны.
Будущий глобальный мир будет иметь мозаичную сетевую структуру. Это будет единый, но мультикультурный мир, скорее напоминающий винегрет, нежели суп.
Цивилизацию можно понимать как определённый способ адаптации человека к окружающей среде. А культуру как информационную матрицу данной цивилизации.
Есть ли у России своя уникальная культурная матрица?
Я исхожу из предположения, что различные типы культур формируются на основе различных представлений о смерти. То или иное представление о бессмертии формирует и определённый тип культуры.
В православии нет понятия «чистилище», от греховности нельзя откупиться через индульгенции (как в католицизме). Человек спасается не только верой (как в протестантизме), и не только делами (без которых вера мертва), но прежде всего человек спасается любовью. ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!
Для православных главное в жизни не труд, а молитва, благодать, общение с богом. Как говорил святой Серафим Саровский: «цель жизни христианской – обретение Духа Святого»!
Для нас благодать выражается не в обретении богатства. Поэтому у нас богатство не в чести, а труд лишь вынужденная необходимость ради поддержания плоти – вместилища духа. Если для протестантов богатство является проявлением благодати, то для нас это чуть ли не проклятие. «Трудом праведным не наживёшь палат каменных».
Ещё Наполеон признавал, что политика государства определяется его географией.
Фактор географии, климатические условия во многом определяют менталитет людей, проживающих на данной территории, их образ жизни и даже философию.
Например, популярным атрибутом русской культуры всегда была традиционная русская баня с душистым березовым или дубовым веником. В книге «Очерки русской культуры XVII века» говорится: «Баня оставалась одним из важнейших элементов быта народа, которую особенно ценили за её лечебные свойства. По свидетельству Рейтенфельса, каждый москвитянин посещал баню не реже двух-трёх раз в неделю».
Сейчас повсеместно на смену разрушаемым русским парным строят финские сауны – так сказать, проводят насильственную «финляндизацию». Это и проще и дешевле. Вот только парку в сауне не поддашь и веником не попаришься. Сами финны предпочитают русскую «баню по-чёрному».
Строящиеся «элитные сауны» напоминают скорее место для «публичных» встреч, и простому человеку не по карману. А ведь для многих традиционная русская баня это неотъемлемая часть русской культуры, место для задушевных бесед, своего рода клуб для завсегдатаев. Только там можно отдохнуть телом и душой. Многие рассматривают традиционную русскую парную как «осколок русского мира».
Хочется крикнуть: верните русским людям русскую баню!
Я регулярно посещаю последний «осколок русского мира», где можно услышать, что же на самом деле думают люди. Вчера беседовал в парной с 99-летним(!) человеком о смысле жизни.
Как-то меня спросили: «А не выдумка ли это — “русская душа”?
— Знаю только, что отличают её братство, потребность в жертвенном служении и не обожествление частной собственности. Отличительная черта русской души — бескорыстность; ни для какого другого народа совесть не является такой мучительной проблемой, как для нашего, потому что совесть заставляет жертвовать выгодой.
Таинство русской души иноземцы склонны объяснять сумасшествием, только потому, что не в состоянии понять и объяснить странные поступки ненормальных русских. А объяснить не могут, потому что не могут принять. Поэтому и Достоевского называют сумасшедшим, и Ивана Грозного. Мы же, не ища никакой выгоды для себя, мечемся из стороны в сторону в поисках Бога, Веры, Любви»
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература)
А вот академик Юрий Пивоваров считает, что «никакой загадки в русской душе нет». «Я думаю, что на самом деле это придумано на Западе. …
Самолюбование входит в «прейскурант» всех народов, но в какой-то момент оно становится опасным. …
Нет сейчас ничего страшнее, чем впасть в идеи великодержавного русского национализма. …
Мне многие иностранцы говорят: будь мы поставлены в такие же социальные условия, мы были бы худшими зверями, чем вы, вы ещё ангелы по сравнению с нами. …
Качество наших элит отвратительное. …
Русский человек – такой же, как все. Но он тяжело болен. Всё это столетие его так гнали, что он надорвался. …
Беречь надо людей. Не какие-то великие подвиги совершать, а беречь. Решать не глобальные проблемы: ракеты, Марс, Луна, – а реальные. …
Величие страны не только в экономике. У нас великая культура. Великий язык. И великий тип сознания. Мы действительно принадлежим к тем этносам в мировой истории, которые претендуют на то, чтобы их запомнили, как древних греков и древних римлян. …
Главная проблема заключается в том, что с 1991-го года люди и не знают, кто они. Потому что Россия не равна Российской Федерации – ни географически, ни культурно. Она шире, она больше. …
В 1991-м году Россия внезапно взяла и рассыпалась? И что с нами будет? Мы раньше всё расширялись и население росло, а теперь мы территориально сужаемся, и демография плохая. Надо понять, что нас ждёт. Может, завоюет кто-то? И кто именно? …
Одни предрекают конец России. Другие, наоборот, возрождение. Какого-то проективного виденья, что будет с нами через 10, через 25 лет, ни у кого нет».
Народ, может быть, не всё знает, но всё понимает.
Пропагандистские заклинания вроде бы всех убедили в существовании Русского Мира. Но что же в реальности? А реальность – это экономика. Каждый день цены растут, курс рубля снижается и выхода из тупика не видно. Как же спасти экономику России?
Недавно в европейском университете в Санкт-Петербурге я слушал лекцию моего давнего знакомого, кандидата экономических наук, профессора Дмитрия Яковлевича Травина. Лекция его так и называлась: «Можно ли спасти российскую экономику».
Предлагаю посмотреть его выступление, чтобы самим сделать выводы и ответить на вопрос: Русский Мир это миф или реальность?
ДМИТРИЙ ТРАВИН ОБ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Лекция профессора Д.Я.Травина в европейском университете в Санкт-Петербурге "Можно ли спасти российскую экономику" 03.12.2014
1-Я ЧАСТЬ – ПРИЧИНЫ КРИЗИСА ЭКОНОМИКИ РОССИИ
2-Я ЧАСТЬ - ЧЕТЫРЕ СТРАТЕГИИ СПАСЕНИЯ РОССИИ
3-Я ЧАСТЬ - МОЖНО ЛИ СПАСТИ ЭКОНОМИКУ РОССИИ
А на Ваш взгляд, РУССКИЙ МИР: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru