За 2000 лет галута, где только евреев не носило... Где они только не жили - и как мало мест где сохранились хоть какие-то материальные свидетельства их жизни... Прага - удивительное место. Совершенно парадоксальным образом там сохранилось необыкновенно, просто невероятно много всего еврейского и совсем не по доброй воле...
Евреи стали селиться в Праге еще с X века, это были отдельные поселения еврейских торговцев. К средине XIII в. появился огражденный стеной еврейский квартал, названный в XVIв. гетто, где евреи имели свои собственные органы самоуправления.
Жители еврейского квартала часто страдали от погромов и несколько раз должны были на короткое время покинуть Прагу.
В гетто развивалась интеллектуальная и культурная жизнь, что нашло отражение прежде всего в строительстве и украшении синагоги – древнейшей в Европе.
Здесь в 1512 г. была открыта первая в Центральной Европе еврейская типография. Здесь жил легендарный рабби Лив (МАХАРАЛ), с которым связано предание о Големе. Мордехай Майзель, финансовый советник Рудольфа II, вымостил улицы Еврейского города, построил ратушу и названную его именем синагогу, открыл больницу и талмудическую школу.
Изданный Йозефом II в 1781 г. Манифест веротерпимости улучшил правовое положение евреев, в частности была снесена стена вокруг гетто. Однако полные гражданские права они получили только после революции 1848 г.
В 1850 г. еврейский квартал был переименован в Йозефов (в честь императора Йозефа II) и административно объединен с Прагой. Это определило судьбу исторического Еврейского города: в 1893 г. император Франц Иосиф I подписал «Закон о санации», в соответствии с которым были снесены 260 жилых домов, а на их месте построены жилые дома в несколько этажей в различных архитектурных стилях. Остались лишь шесть синагог, кладбище и ратуша.
Так выглядел еврейский квартал до разрушения - не слишком красиво... Но и евреи там уже почти не жили, как только появилась возможность, они покинули исторические пределы гетто.
На одном из домов, выстроенных на месте старого еврейского квартала, есть изображение евреев, и обратите внимание - с большим количеством денег. Очевидно, что так автор видел евреев:)
В конце 19 в. – первой половине 20 в. среди евреев Праги был высок процент лиц с высшим образованием. В основном евреи Праги учились в немецком университете города. В 1900 г. в нем было 46,5% студентов-евреев (в чешском университете — только 1,6%). Евреи составляли значительную часть немецкоязычного меньшинства Праги. Они активно участвовали в деятельности немецких политических партий.
В начале Второй мировой войны все известные евреи Праги были арестованы и отправлены в Бухенвальд. Различные антиеврейские меры, такие, как лишение права на собственность, запрет на религиозную, культурную и любую другую публичную деятельность, увольнение из школ и некоторых сфер профессиональной деятельности, запрет пользоваться общественным транспортом и телефоном, коснулись евреев Праги в гораздо большей степени, чем жителей провинции. С 6 октября 1941 г. по 16 марта 1945 г. из Праги в Терезиенштадт и другие лагеря уничтожения были депортированы 46 067 евреев, многие из них погибли.
Тем, что сегодня можно осматривать многие уникальные, культурные ценности еврейского народа, мы обязаны, как ни парадоксально это звучит, Третьему рейху.
Чтобы засвидетельствовать перед потомками «окончательное решение еврейского вопроса», национал-социалисты объявили исторические еврейские сооружения Музеем истребленной этнической группы и приказали доставлять в Прагу со всех концов страны предметы культа и исторические документы. Таким образом, возникла большая коллекция предметов еврейской культуры в Центральной Европе. Эта коллекция так велика, что конкурировать с ней может, наверно, только Музей Израиля в Иерусалиме.
В мае 1945 г. еврейская община Праги была восстановлена; в городе возобновил деятельность Совет общин Чехословакии. В 1946 г. в Праге проживало 10 338 евреев. Конец еврейской общинной жизни в Праге положил приход к власти коммунистов в 1948 г. К 1950 г. половина еврейского населения Праги репатриировалась в Израиль или уехала в другие страны. Большинство евреев Праги подверглось преследованиям; до 1964 г. им запрещалось эмигрировать из страны. Антиеврейская политика властей привела к прекращению всякой религиозной деятельности; не соблюдались обряды, в том числе бар-мицва. С 1964 по 1984 гг. в Праге не было раввина.
Начавшаяся в 1965 г. либерализация режима и, в особенности, «пражская весна» 1968 гг. пробудили надежды на возобновление еврейской жизни в городе, но ввод советских войск в Чехословакию в августе 1968 г. положил им конец. Лишь в 1984 г. в Праге вновь появился раввин. После падения коммунистического режима (осень 1989 г.) при поддержке новых властей началось восстановление еврейской общины Праги. Регулярно проводятся богослужения; действует ряд религиозных и общественных организаций (в том числе сионистских).
Староновая Синагога
Это - самая старая работающая синагога в Европе и одно из самых ранних Готических зданий Праги (оно было построено приблизительно в 1270 году).
Деятельность Синагоги имеет производящую впечатление историю, покрывающую больше чем 700 лет, и прерванную только между 1941 и 1945 из-за нацистской оккупации. Теперь она открыта для общественности каждый день кроме суббот и еврейских праздников.
Странное и противоречивое название синагоги получилось потому, что когда ее начали строить, приблизительно в 1260г., рядом уже существовала синагога. И вновь построенная, естественно, стала "новой". После того, как прежняя синагога была разрушена, а годы прошли, то "новая" стала старой:) Так и появилась Староновая синагога:)
В 1354 г. Карл IV , император Священной Римской империи, даровал евреям Праги привелегию иметь свой собственный флаг. Евреи в качестве символа выбрали маген давид. Этот флаг - красное полотнище с золотой звездой Давида, находящийся в Староновой синагоге, копия флага, выполненная после 1648г.
Существует также версия, что эта синагога называлась "условной", т.к. ее построили при условии, что при приходе Мессии она будет перенесена в Эрец-Исраэль.
Есть также вариант этой версии о том, что в основание данной синагоги лежит камень из разрушенного Храма и при возраждении Храма этот камень вернется на свое место.
В это синагоге молился МАХАРАЛ и по легенде остатки Голема до сих пор находятся на чердаке синагоги.
Старое еврейское КладбищеВы только представьте себе, что на небольшом пятачке Еврейского квартала Праги жило и умирало огромное количество народу.
Весь этот умерший народ в течение трехсот с лишним лет хоронили на одном-единственном кладбище, расположенном здесь же - в Еврейском квартале Праги. А поскольку еврейские традиции запрещают уничтожать могилы, то новых усопших хоронили поверх старых.
Поэтому дошедшее до нас Старое еврейское кладбище Еврейского квартала Праги напоминает слоеный пирог, усыпанный надгробными камнями.
Другим выдающимся памятником благодарные жители Еврейского квартала Праги почтили память
Рабби Лива (Иехуда Лива бен Бецалель МАХАРАЛ - מורנו הגדול רבי ליווא המהר"ל). В 1597—1609 годах он был главным раввином Праги. МАХАРАЛ признан одним из величайших еврейских ученых Праги, а его могила на Старом еврейском кладбище со временем стала местом общееврейского паломничества.
И я свой камешек положила:)
Согласно легенде, МАХАРАЛ создал из глины первого искусственного человека - голема - для защиты евреев. И, кстати, правильно сделал, потому что Еврейский квартал Праги был объектом частых погромов. Правда, это мало чем помогло. Понятно, что как выглядел
Голем никто не знает, но по пражской версии так:) Такие и похожие глиняные фигурки продаются в Праге в огромных количествах:)
Еще памятники старого еврейского кладбища - есть в них что-то завораживающее...
Церемониальный дом и морг при Старом еврейском кладбище (בית הטהרה, בניין החברא קדישא)
Здание бывшего церемониального дома и морга при Старом еврейском кладбище было построено в 1911–12 гг. в псевдоромантическом стиле по проекту архитектора И. Герстла. В составе Еврейского музея этот Церемониальный зал пражского Похоронного братства, Хевра кадиша, используется в качестве выставочного помещения.
На первом и втором этажах Церемониального дома размещается заключительная часть выставки Еврейские традиции и обычаи II. Она посвящена теме болезней и медицины в гетто, смерти, еврейским кладбищам в Чехии и Моравии, а так же деятельности пражского Похоронного братства.
Еврейская РатушаЗдание Еврейской Ратуши было создано в 16-ом столетии и ее строительство спонсировал все тот же Майзель, мэр Еврейского Города.
Фасад в стиле Рококо был добавлен в 18-ом столетии и содержит часовую башню с еврейскими числами. Обратите внимание на часы с ивритскими буквами - стрелки на них идут в обратную сторону.
Что означает тут дата 1657г. я не знаю.
А эта памятная доска на стене ратуши совсем из другой эпохи. И мало кто из туристов ее замечает. А ведь это уже новейшая израильская история.
Здесь написано, что ветераны
Хаганы благодарят Чехословакию за помощь в Войне за независимость Израиля в 1948г., за тренировки летчиков, парашутистов и других бойцов ВВС и наземных сил и за поставку средств защиты.
Майзелова Синагога
Майзелова Синагога была построена богатым мэром еврейского Города в 1592. Первоначальное здание, относящееся к эпохе Возрождения, стало жертвой большого пожара в 1689. Новая Неоготическая синагога была построена на ее месте между 1893-1905, вместе с разрушением прежнего еврейского гетто и реконструкцией главных зданий.
С 1960-ых в ней хранится коллекция еврейского серебра, текстиля, печатных изданий и книг, большинство из которых были привезены в Прагу нацистами с намерением создать музей народа, который они собирались уничтожить.
В синагоге представлена первая часть выставки История евреев в Чехии и Моравии с заселения до начала эмансипации иллюстрирует ход истории евреев в Чешских землях с Х века до конца XVIII. Вводная часть знакомит с историческими сведениями о возникновении еврейского поселения в Чехии и Моравии, а так же с правовым и социальным положением евреев в средневековом государстве.
Испанская СинагогаНа месте, где находился старейший пражский еврейский молитвенный дом, звавшийся «Старая школа», в 1868 году по проекту Войтеха Игнация Уллмана была построена Испанская синагога в мавританском стиле.
Это вторая часть выставки – История евреев в Чехии и Моравии от начала эмансипации до наших дней является продолжением выставки в Майзеловой синагоге. Описывается история чешской еврейской общины во время эпохи просвещения и эмансипации, Австро-венгерской империи, первой республики (1918–1938), Протектората Чехии и Моравии (1938–1945) и послевоенных десятилетий.
Очень красивая синагога, ее также используют и как концертный зал.
Пинкасова Синагога
Еще одна синагога Еврейского квартала Праги, дошедшая до нас, по легенде была построена на деньги бедного еврея Пинкаса, который опять-таки внезапно разбогател. Согласно легенде, один из хулиганистых слуг некого богатого графа Чехии подбросил Пинкасу в окно мертвую обезьяну. А померла бедолага потому, что слопала золотые дукаты, принадлежавшие графу.
Честный Пинкас хотел, было, отдать деньги назад, но граф отказался. Тогда Пинкас построил синагогу, которая стоит уже более 500 лет.
Есть также версия, что сегодняшнее здание обязано своим существованием роду Горовиц. В 1535 году Арон Мешалам Горовиц велел построить его между своим домом «У Герба» и землей Старого еврейского кладбища.
В послевоенные годы синагога стала Памятником чешским и моравским евреям, ставшими жертвами нацистских репрессий. Стены синагоги покрыты именами убитых с датами их рождения и смерти и соответствующими городами. В 1968 году Мемориал был закрыт, поскольку постройке угрожали подземные воды. Во время работ над глубинной изоляцией здания были обнаружены подземные помещения со старым колодцем и ритуальными бассейнами. Коммунистических режим умышленно замедлял ремонт, и надписи на стенах были постепенно уничтожены. Только в 1990 году стало возможным закончить починку. В 1992–1996 гг. 80 000 имен чешских и моравских евреев, ставших жертвами нацистов, были вновь вручную переписаны на стены синагоги. Четвертая часть из них - дети.
На втором этаже Пинкасовой синагоги находится экспозиция Детских рисунков из Терезина 1942–1944. Среди терезинских заключенных оказалось более 10 000 детей, которым во время заключения не было и 15 лет.
Юбилейная-иерусалимская синагогаСамая молодая и в то же время самая большая синагога в Праге, Юбилейная синагога (ее еще называют Иерусалимской), расположена в стороне от основной туристской тропы и не все знают о ее существовании. Юбилейная синагога была построена в период 1905 - 1906 гг. в комбинации стилей модерн и псевдо-мавританском, как компенсация за разрушенные синагоги в Еврейском квартале.
Юбилейная синагога получила свое название в честь 50-го юбилея правления Франца Йозефа Первого.
Это синагога в которой мы не были - бежали по привычному туристскому марщруту, в который она не входит. Я о ее существовании узнала только при написании этого поста:) Ну, ничего, будет куда сходить в следующее посещение Праги:)
И немножко пищевой современности:)
Надо подчеркнуть, что в Праге не умрет от голода даже тот, кто соблюдает кашрут. И не просто кашрут, а строгий кашрут, как это переводит словарь:))) У нас в Хайфе я и не знаю такого ресторана, ни одного. А в Праге - пожалуйста, есть:)
И кушали в нем и Б.Натаниягу и М. Обама, что и увековечили хозяева заведения:) Весьма шикарный ресторан:)
А это реклама заведения попроще, но тоже строго кашрута - значит есть спрос:)
При чем оба заведения мясные, что особенно интересно:) У нас такого уровня заведения есть, наверно, только в Иерусалиме:) Понимающие френды - поделитесь:)
Надо сказать, что в еврейском квартале просто толпы туристов... Он считается одним из самых интересных пражских мест. Муж был удивлен, что практически не слышал иврита, кстати и русского я почти не помню... А вот японцы, испано- и англоговорящие да не помню кто были в невероятных количествах. На кладбище по узким дорожкам приходилось пробиваться с боем:) Фотографировать просто невозможно, обязательно кто-нибудь влезет в кадр. Утешает только то, что в синагогах внутри фотографировать нельзя, а за съемки на кладбище берут отдельную плату:) И это совсем не похоже на
еврейские места Берлина, где мы шли просто среди израильских групп и почти не слышали никого другого.
Инфа:
http://www.travelprague.cz/prague-hotel-413.htmlhttp://czech-republic.cc/ru/prag/jewishhttp://daithaic.blogspot.com/2009/11/jewish-prague.htmlhttp://he.wikipedia.org/wiki/%D7%92%D7%95%D7%9C%D7%9D_%28%D7%9E%D7%99%D7%A1%D7%98%D7%99%D7%A7%D7%94%29http://www.eleven.co.il/article/13302http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2_%D0%B2_%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B5http://www.jewishmuseum.cz/en/info_he.phphttp://www.praguecityline.com/prague-monuments/prague-jewish-townhttp://www.geolocation.ws/v/W/4d638dc287865650ff013aa2/memorial-of-nicholas-winton-the-saviour/enhttp://mymilim.info/milim-old/milim/M-2-ZILUM/MY-LEICA/A--A.htmhttp://www.praga-ru.com/dostoprimechatelnosti/josefov/http://www.zlatapraha.ru/evreiskiy_kvartal.phphttp://www.bukisa.com/articles/121262_historic-and-great-synagogues-of-europe-jubilee-synagogue-in-jerusalem-street-prague-czech-republichttp://itiul.co.il/TourView.aspx?tourid=565&LanguageID=3&GuideID=-1http://www.tapuz.co.il/blog/viewEntry.asp?EntryId=1634660http://www.jewishmuseum.cz/en/info/sin_he.htmhttp://www.praga-ru.com/dostoprimechatelnosti/yubileynaya-sinagoga-samaya-molodaya-sinagoga-v.htmlhttp://magendavidalbum.blogspot.com/2010/10/blog-post_8092.htmlhttp://magendavidalbum.blogspot.com/2006/08/blog-post_24.htmlhttp://he.wikipedia.org/wiki/%D7%9E%D7%92%D7%9F_%D7%93%D7%95%D7%93This entry was originally posted at
http://dona-anna.dreamwidth.org/