«Может быть, когда будешь есть и
насыщаться, и дома хорошие построишь и будешь жить в них. И крупный и мелкий
скот твой размножится, и серебра и золота будет много у тебя, и всего будет у
тебя в изобилии. То возгордишься ты, и забудешь Бога Всесильного твоего,
который вывел тебя из страны египетской, из дома рабства…. И скажешь ты в
сердце своем: «Сила моя и крепость руки моей добыли мне это богатство». То
помни Бога, Всесильного твоего, ибо это он дал тебе силу приобретать
богатство».
Далее Бог грозит евреям, погрязшим в гордыне,
неизбежной гибелью. О силе множества врагов, о происках соседей, ни слова.
Гордыня – вот в чем видел Бог Израиля начало-начал всех бед.
«Ветхий завет»? Не думаю, что и потомки наши
усвоят и поймут написанное. «Вечный завет» - вот точное определение. Моя вера в
Бога проста по своей основе. Я не верю, что когда-то жил на земле человек,
способный понять и осмыслить с такой силой и глубиной свою собственную
сущность. Я не верю, что когда-нибудь появится гений, способный величиной
своего таланта хотя бы сравняться с мощью текстов Торы.
Повторы, римейки, как теперь говорят,
возможны. На основе шести выше приведенных строчек написаны тома художественных
и философских произведений. Людям, в той же гордыне, казалось, что это они
открыли недостижимые горизонты мысли, а на самом деле все эти Канты и Гегели,
Спинозы и Марксы, Фрейды и Бергсоны, Бальзаки и Львы Толстые – всего лишь
внимательно читали тексты, данные человеку за тысячи лет до их рождения.
Автор Торы невидим. Нет его портрета, нет
имени. Отрицая гордыню, он и сам не желает предстать перед родом людским в
облике учителя, бородатого дяди с указкой в руке. Верно, он грозит людям
карами, как малым, непослушным, капризным детям. На иронии над этими угрозами
построена ни одна атеистическая доктрина. Но и здесь след гордыни. Человечество
так молодо, что не заслужило право на зрелость мысли. Период младенчества,
возможно, кончился, детство тоже осталось в глубине веков, но подростковый
период, с его страстями, иллюзиями, жестокостью и невежеством, еще далеко не
пройден.
У Бога было право разговаривать с евреями у
горы Синай, как с детьми. У Творца и сегодня есть право говорить с нами на том
же языке. Он считал людей своими чадами и так боялся, что потомки Адама и Евы
не смогут повзрослеть, погибнут во младенчестве. Этого не случилось, но нет
никакой гарантии, что подростковый период в истории человечества завершится
благополучно.
Социализм и либерализм – болезни подростковые.
Только прыщавые недоросли могут получать удовольствие от переделки календарей,
от изобретения новых имен-кличек, от мести и ненависти, от жестокой победы над
врагом, от веры, что гармония мира нашего совсем рядом - стоит только напрячь
свои хилые силенки – и вот оно – царство свободы, равенства и братства.
Социализм оставил людям в наследство гниль
либерализма, построенного на атеизме и аморальности: тихую, пошлую, мещанскую
убежденность «пятиклассника» в том, что он держит Бога за бороду, только
потому, что владеет компьютером и ходит в теплый клозет.
Тут и подростковая чума фанатизма, основанная
на подмене закона Божьего своими глупыми, наивными законами. За всей этой
нынешней «революцией ислама» стоит все та же гордыня нищих подростков,
измученных болезнями роста и комплексом неполноценности.
А что же «народ избранный». Боюсь, что вновь
он избран провидением, чтобы напомнить о предостережениях Торы. Верно,
государство Израиль, - это чудо красоты и силы, построенное за считанные
десятилетия, но здесь-то и ждет евреев ловушка гордыни.
Мало кто читал Тору так внимательно, как
последователи Бешта. Вот одна из хасидских притч: «Ученик пришел к цадику и
спросил его, правда ли, что деньги меняют человека? Мудрец подвел юношу к окну
и спросил, что он видит на улице?
- Вижу толпу людей, – сказал
ученик.
- А теперь посмотри в зеркало, –
предложил мудрец. – Что ты видишь?
- Вижу себя.
- А ведь окно и зеркало состоят
из одного и того же стекла, – сказал цадик. – Стоит добавить немного серебра, и
ты уже видишь только себя».
Наивные читатели Торы вывели из ее текстов
завет аскетизма. Ничего подобного там нет, как и в том, что сказал хасид своему
ученику. Бог никогда не требовал от людей невозможного. Он слишком хорошо знал тех, кого
создал. Творец вовсе не думал, что нищета
способна воспитать в человеке добрые начала. Всесильный боялся, что
слабая психика потомков Адама вслед за богатством приведет их к безмятежности
гордыни, к глупой и опасной убежденности в своем могуществе, в неспособности спасти
свое богатство от зависти, ненависти, агрессии соседей. Когда человек «видит
только себя» в зеркале он не видит Бога, не только лишен радости от взгляда на
величие земной природы и чуда вселенной. Он, чаще всего, не способен заметить и
тех, кто способен не только это зеркало разбить, но и стереть его образ.
Вот и я стою перед зеркалом после обильного
обеда, стою в своем доме и зеркало мое в богатой раме…. Вот белый и прекрасный
город Ашдод на горизонте. Он тоже застыл перед зеркалом. В гордыне спокоен, важен и любуется собой,
может быть и потому, что «град» от близкого племени людоедов еще не калечит и
не убивает его граждан. (Заметки эти написаны лет 6 назад. Тогда казалось невероятным, что Ашдод станет мишенью террора).