среда, 29 ноября 2017 г.
Две страны – одна победа
Две страны – одна победа
29.11.2017
Ровно 70 лет назад в ООН было принято решение разделить Палестину на два государства – еврейское и арабское. Этому предшествовали три дня ожесточенной работы еврейского лобби: сорвав первое заседание Генассамблеи, они подключили все возможные связи и чековые книжки, чтобы второе закончилось созданием государства Израиль.
Голосование по разделу Палестины должно было состояться не 29-го, а 26 ноября 1947 года. Только вот если бы все пошло, как и было запланировано, никакого бы раздела Палестины не было бы и в помине.Заседание Генассамблеи ООН, которое вел представитель Бразилии Освальдо Арания, началось точно в назначенное время 26 ноября 1947 года. Первым оратором был представитель Греции, заявивший, что его страна категорически против любых планов по созданию еврейского государства. Это было вполне ожидаемо: греки на тот момент крайне нуждались в голосах арабских стран в своем противостоянии с Турцией. Но вот дальше начались неприятные сюрпризы. Представитель Филиппин, до того пообещавший поддержать решение о разделе Палестины, неожиданно изменил свое мнение и заявил, что намерен голосовать против. К его мнению присоединился и посланник Гаити.
В общем, слово за словом, и вскоре стало окончательно ясно, что в пользу раздела намерены голосовать чуть больше половины участников Генассамблеи. До необходимых для утверждения решения двух третей голосов – как до неба. Когда объявили перерыв, глава государственного отдела Еврейского агентства Моше Шарет собрал экстренное заседание с участием Абы Гилеля Сильвера и Нахума Гольдмана. Настроение у всех троих было похоронное. Попробовать что-то переломить было можно, но для этого требовалось время. А его как раз не было: канун Дня благодарения – американцы и многие остальные хотели как можно быстрее проголосовать и разойтись по домам праздновать. «Филибастер, другого выхода нет!» – констатировал Моше Шарет, после чего вся троица отправилась к посланникам дружественных стран, чтобы уговорить их затянуть заседание своими речами.
Трюк удался! После изматывающих, затягивающихся порой на часы выступлений с трибуны ООН настал момент, когда американцы и канадцы заявили, что у них, вообще-то, главный национальный праздник на носу, и потребовали прервать и перенести заседание. Так был получен кусочек драгоценного времени, и евреи принялись за дело. Перво-наперво Моше Шарет позвонил миллиардеру Бернарду Баруху, известному близостью к президентам Рузвельту и Трумэну. Он попросил его убедить редактора New York Times опубликовать передовицу с призывом ко всем странам голосовать за раздел Палестины. И редактор, и большинство сотрудников New York Times в то время были евреями, но при этом – категорическими противниками создания еврейского государства. Но в итоге Баруху сказали, что все возможно в обмен на очень крупную сумму. «Сколько?» – спросил Бернард Барух, доставая чековую книжку.
В это самое время Сильвер и Гольдман обрабатывали приближенных Трумэна – нужно было получить от него «добро», чтобы надавить на зависимые от США страны. «Добро» от президента было получено. И оно, конечно, во многом стало решающим – именно поэтому столько улиц в городах Израиля и один из поселков названы в честь этого президента США. Начался обзвон всех находящихся в США дипмиссий – и «просили» проголосовать за раздел Палестины. О происходящем тут же узнали арабы. Они поспешили направить официальный протест в Госдепартамент США, но он был отклонен главой ближневосточного отдела Леви Хендерсоном. Одновременно члены делегации ишува (собирательное название еврейского населения Палестины. – Прим. ред.) позвонили Харви Пейерстону, миллионеру из Либерии. Ему вежливо намекнули, что если Либерия проголосует против, то Пейерстон может забыть обо всех своих контрактах с американскими бизнесменами. Пейерстон тут же перезвонил президенту Либерии Уильяму Табмену – через час выяснилось, что Либерия горячо поддерживает план создания двух государств.
Посла Филиппин в США Джоакима Элизрада в это время обрабатывали сразу два помощника президента Трумэна – Кларк Клиффорд и Дэвид Нильс. Они напирали на то, что речь идет о «личной просьбе Белого дома».
С аналогичной просьбой Элизраду позвонили судья Верховного суда США, приятель по гольфу Фрэнк Мэрфи и несколько высших чиновников из Госдепа, утверждавших, что они говорят от имени госсекретаря Джорджа Маршалла. Элизрад сдался и позвонил президенту своей страны, чтобы объяснить: голосование против нанесет непоправимый ущерб отношениям Филиппин с США, а этого допускать никак нельзя. Но президент Филиппин заявил, что не может пойти на этот шаг: у него в стране слишком много мусульман, и ему с ними ссориться совсем не с руки.
Барух в это время говорил с китайцами и объяснял, что если они проголосуют против резолюции, то могут забыть о получении экономической помощи. В Пекине также долго объясняли, что у них в стране много мусульман, но в конце концов решили воздержаться. В Госдепе эту победу записали на свой счет, не зная, что решающую роль в принятии Пекином такого решения сыграл звонок из Канады от отставного генерала китайской армии, национального героя Китая Мориса Коэна.
Несмотря на наступивший День благодарения, в Госдепе, ООН, Белом доме и Сенате продолжался бег против времени. Главную брешь надо было пробить в позиции стран Латинской Америки – они составляли на тот момент 20 из 57 стран-членов ООН, и большинство из них намеревалось голосовать против. Решено было действовать любыми методами. Так, представителю одной из стран была предложена взятка в 40 000 долларов в обмен на «правильное голосование», но он отказался. Однако в итоге из МИДа этой страны пришло письмо, что голосовать будут в поддержку раздела Палестины. Как выяснилось, министр иностранных дел этой державы взятку взял. Правда, сумма выросла до 75 000 долларов, но никто не обращал внимания на такие мелочи. Бернард Барух продолжал исправно доставать чековую книжку. В итоге 13 южноамериканских государств пообещали голосовать «за», остальные заявили, что воздержатся, и только Куба объявила, что будет голосовать против.
Не успели сотрудники Еврейского агентства пропустить по рюмочке бренди за успех на «южноамериканском фронте», как возникла новая проблема: выяснилось, что Франция намерена воздержаться. Ее примеру решила последовать Бельгия, а за ней непременно потянулись бы и другие страны Европы. Стало ясно, что нужно срочно переключаться на европейское направление. Аба Эвен начал звонить профессору философии и права Брюссельского университета Хаиму Перельману. То, что Перельман был профессором философии, разумеется, ничего не значило, но вот то, что он в годы Второй мировой войны вместе с женой Фелей возглавлял Антифашистское подполье в Бельгии, значило очень много. Связи в бельгийских политических кругах у него были поистине колоссальные…
Что касается Франции, то Эвен чиркнул телеграмму Леону Блюму с вопросом: «А что, Франция хочет заклеймить себя позором, который никогда не сотрется из памяти человечества?» Телеграмма была подписана Хаимом Вейцманом. Франция сообщила, что поддержит резолюцию.
Представители арабского мира тоже не сидели сложа руки. За день до голосования посол Египта в ООН Юсуф Гехал-паша выступил с недвусмысленными угрозами в адрес евреев и всех, кто окажет им поддержку. «Миллион евреев сегодня живут в мире в Египте и других мусульманских странах и наслаждаются всеми гражданскими правами. Они не хотят эмигрировать в Палестину. Но если возникнет еврейское государство, никто не сможет предотвратить большой беды – вспышка гнева, которая охватит Палестину, перекинется в другие арабские страны и приведет в итоге к межрасовой войне. Если ООН поддержит план раздела Палестины, она будет нести ответственность за море еврейской крови», – заявил Гехал-паша.
***
Голосование должно было начаться в полдень субботы, 29 ноября 1947 года. За два часа до начала заседания здание ООН было окружено примерно 15 000 человек, в основном евреями, желающими попасть внутрь. Но продали только 1000 входных билетов. В полдень, когда Освальдо Эрания открыл заседание, члены еврейской делегации буквально валились с ног от усталости. Эрания же начал с того, что предложил евреям и арабам еще раз попытаться прийти к согласию.
После этого на трибуну поднялся представитель Ливана Камиль Шимон. Он заявил, что арабские страны готовы изменить прежнюю позицию и предлагают создать в Палестине независимое федеральное государство, в котором будет два кантона – еврейский и арабский. В обоих кантонах численность нацменьшинств должна быть сведена к минимуму. Жители нового государства выберут членов Учредительного собрания, которое разработает конституцию страны и определит взаимоотношения между кантонами и центральной властью. Конституция будет включать в себя равенство прав, свободу вероисповедания и так далее.
Сменивший Камиля Шимона на трибуне представитель США Гершель Джонсон заявил, что это предложение нельзя считать компромиссным и он предлагает перейти к голосованию. «Арабы не предлагают ничего нового, это все та же идея создания одного государства. Давайте уже голосовать!» – поддержал Джонсона представитель СССР Андрей Громыко.
Само голосование началось в 17.00 по нью-йоркскому времени, когда в Израиле часы показывали полночь. Результаты его известны: 33 страны проголосовали «за» раздел Палестины, 13 – «против», 10 воздержались.
Во время голосования посол Саудовской Аравии в ООН с криком стал обвинять США в том, что они оказали недопустимое давление на страны Латинской Америки. Но дело было уже сделано.
Почему нужно пить чай с имбирем и как правильно его приготовить!
Почему нужно пить чай с имбирем и как правильно его приготовить!
Только ради всего этого стоит пить имбирный чай!
Даже любители кофе должны согласиться, что начало дня с чашечкой горячего чая — прекрасное начало! Большинство людей, как правило, выбирают зеленый чай, который является замечательным вариантом, но мы хотели бы предложить еще один полезный напиток — имбирный чай.
Имбирный чай очень полезен для здоровья, а именно:
Укрепляет иммунную систему.
Активное соединение имбиря, которое называется гингерол, обладает сильными антибактериальными, противогрибковыми и противовирусными свойствами. Кроме того, имбирь также стимулирует способность организма предотвращать инфекции, так что это фантастическое средство лечения гриппа и простуды.
Действует как противовоспалительное средство.
Мощные противовоспалительные соединения имбиря предотвращают многочисленные недуги и успокаивают боль в суставах и мышцах. Кроме того, хронические воспаления связаны с диабетом, аутоиммунными заболеваниями, сердечно-сосудистыми заболеваниями, артритом, легочными заболеваниями и болезнью Альцгеймера.
Улучшает работу мозга.
Регулярное употребление имбиря улучшит работу мозга, а также память, так как он предотвращает воспаление, апоптоз и окислительный стресс.
Способствует улучшению кровообращения.
Этот положительный корень способствует правильному потоку крови, поскольку он борется с маркерами сердечно-сосудистых заболеваний, такими как высокий уровень холестерина или высокое давление. Поэтому, имбирь эффективно предотвращает сердечные приступы и инсульты.
Улучшает пищеварение.
Имбирь повышает всасывание питательных веществ. Таким образом, его употребление поможет вам избежать запор, тошноту, судорог, поноса и рвоту.
Обладает противораковыми свойствами.
Благодаря своим сильным противовоспалительным свойствам, имбирь невероятно эффективен в борьбе против рака, так как он препятствует его развитию и метастазированию раковых клеток. Многочисленные исследования доказали, что имбирь эффективно предотвращает от рака кожи, печени, мочевого пузыря, молочной железы, легких, предстательной железы, лимфомы, рака поджелудочной железы и колоректального рака.
Поэтому, было бы весьма полезным, если бы вы регулярно употребляли этот чай.
Итак, вам понадобится:
· 4 -6 тонких кусочка сырого имбиря
· 1 чашка воды
· органический мед (по желанию)
· небольшая керамическая кастрюля
Способ приготовления:
1. Налейте воду в кастрюлю и доведите до кипения.
3. Снимите кастрюлю с огня и налейте чай в чашку.
4. Добавьте мед по вкусу.
Наслаждайтесь!
РАБ И ГОСПОДИН ИВРИТА
Шуламит ШАЛИТ (Израиль)
Раб и господин иврита
Цви Прейгерзон (1900 — 1969)
Цви Прейгерзон. 1968 г.
|
Это был самый счастливый день в его жизни. Он сдал в печать свою книгу «Обогащение угля» и узнал, что книга принята к печати. Всё! На этом он закончил свою научную карьеру. Сейчас он будет писать — и только на иврите.
Накануне провожали в Израиль Нехаму Лифшиц. Сегодня она уже в Вене и, как они договорились, она тут же заказывает вызов. Нехама взяла с собой подробные данные на каждого члена семьи. Он достал свою старую скрипку. Струны в ней никуда не годились. Он оделся и пошёл покупать новые струны. Принёс струны, отправился за яблочным пюре. Сегодня он начинает новую жизнь — всё, что ему надо, должно быть под рукой. Жена, Лея, приготовила обед. Сели за стол. И тогда его пронзила боль. «Я люблю, когда мне плохо», — говаривал он, — «ведь всегда плохо не бывает…». Ася, дочь, врач-терапевт, прибежала через четверть часа. Родители жили на Погодинской, она — на Фрунзенской набережной, рядом. Неотложка увезла его в больницу. Нашли Меира Гельфонда, кардиолога и друга, тот вызвал знаменитого профессора. Пожалуй, не верил, что умирает. Но всё-таки повторил то, что не раз говорил и раньше: если что, мой прах похороните в Израиле. Наутро Цви Прейгерзона не стало.
Это случилось 15 марта 1969 года.
Первый день новой жизни, обновление каждой клеточки в душе и во всём теле, музыка, банки любимого яблочного пюре — жить как хочется, писать, писать, чтоб ничто не отвлекало. А жизнь, оказывается, кончилась. Но ушел он как человек счастливый. «Разве не до самого конца своего земного пути человек сохраняет надежду?» — сказано им в одном из рассказов.
На идиш его звали Гирш, на русском — Григорий Израилевич, а на иврите — Цви. Фамилия Прейгерзон — довольно редкая. В семье не установили её происхождения, была догадка: прайгер, прагер зон — может быть от города Прага. Сын Праги? Вековые гонения на еврейский народ не располагали к ведению семейных хроник, не многие могут проследить судьбу своего рода на протяжении даже одного века. Но Ася Прейгерзон говорит, что, если встретишь Прейгерзона, — все из их семьи. Семья Прейгерзон была из Украины, из Волынской губернии. Сам Цви родился 26 октября 1900 года в местечке Шепетовка, преобразовавшемся в его творчестве в Пашутовку (от пашут — просто, простота — ивр.). Сейчас — это город в Хмельницкой области. По переписи конца прошлого века еврейское население составляло здесь половину всех жителей. Отец, Израиль Прейгерзон, как напишет Цви в протоколе допроса в 1949 году, «имел кустарную мастерскую с тремя ткацкими станками и наёмной рабочей силой», т.е. почти капиталист, и его счастье, что он не дожил до «лучших» времён, а умер своей смертью в 1922 году. Был он человек просвещенный и мечтал дать сыну хорошее образование. А мать Цви была из знаменитого на Волыни раввинского рода, так что в доме ладно уживались и еврейская традиция, и дух прогресса.
Начало его биографии почти буквально повторяет биографию Авраама Шлионского. Оба родились в 1900 году. Оба знали иврит с детства, оба мальчиками приехали в Тель-Авив и учились в прославленной гимназии «Герцлия». Оба вернулись в Россию. Но Шлионский после гражданской войны ни одной лишней минуты не хотел оставаться в Советской России, судьба же Цви Прейгерзона сложилась иначе. Как гласит семейное предание, сам Хаим Нахман Бялик, прочитав его ранние литературные работы, стихи и прозу, сказал отцу Цви: «Этот мальчик далеко пойдёт, если ему не подрежут крылья». Поэтому отец купил ему билет на пароход и отправил сына в Палестину. Но если Авраам Шлионский тот первый год, в основном, гонял мяч на футбольном поле, то Цви посылал домой подробные отчёты об успехах в учении. В конце учебного года он получил награду от турецкого султана. Начались каникулы. Полёт первого самолёта, управляемого еврейским лётчиком, был для мальчишек, как полёт человека на Луну. Все искали крышу повыше. Цви слетел с крыши и сломал ногу. Долечиваться поехал домой в Россию. Вскоре началась Первая мировая война, отрезавшая путь на юго-запад. И мальчика отправили просто на юг — в Одессу. Почти не зная русского языка, он за несколько месяцев подготовился к экзаменам и поступил в русскую гимназию, а по вечерам жил ивритом и еврейской историей. Всю жизнь считал своим учителем, другом и духовным отцом профессора Йосефа Клаузнера. (Узнав каким-то образом о смерти профессора в Иерусалиме в 1958 году, очень печалился). Он посещал и ешиву. Учился всему, чему мог. Как люди находили для всего время? Он ведь закончил, попутно, и Одесскую консерваторию по классу скрипки.
В юные годы мысль о родине предков не покидала его: он решил получить ещё и практическую специальность, «полезную» в Эрец Исраэль, для чего поступил в Московскую академию горного дела. Современная молодежь едва ли понимает людей среднего и старшего поколения, живших при советской власти постоянно, изо дня в день, двойной жизнью. Может быть, биография Цви Прейгерзона — один из самых ярких, даже резких примеров такой жизни. Он стал не просто специалистом своего дела. В некрологе, напечатанном в научно-тематическом сборнике «Обогащение и брикетирование угля», сказано: «Видный учёный, автор более 50 научных трудов и изобретений… он был одним из тех, кто заложил основы… горной промышленности. Его труд «Обогащение угля» является настольной книгой … талантливый педагог… он более 40 лет отдал воспитанию инженеров…»
Вот эта книга. Первое её издание вышло в 1934 году, последнее — в год его смерти, в 1969 году. Здесь его имя стоит в траурной рамке. Пытаюсь вчитаться в технический текст и чем меньше понимаю содержание, тем более вовлекаюсь в странную игру: нанизываю технические термины, как землянику на соломинку, и неожиданно они начинают звучать для моего далёкого от техники слуха в каком-то музыкальном ритме, кажется, я различаю отдельные инструменты: «Кок-су-ю-щи-е-ся угли, пет-ро-гра-фи-че-ский состав, сера ор-гани-ческая, кол-че-данная, суль-фатная, сус-пензия, фло-тация, обе-спы-ливание, обе-зво-живание, гро-хо-чение, дро-бление…» Игра звуков случайна, она рождена парадоксом: мы говорим о Цви Прейгерзоне — большом еврейском ивритском писателе, десятилетия трудившемся тайком, в подполье, а не о серьезном ученом, жизнь которого, внешне благополучная, была у всех на виду…
В конце 20-х годов, когда начиналась техническая и научная карьера Прейгерзона в России, параллельно с ней росла его писательская популярность в Палестине. Все лучшие журналы и газеты того периода печатали Прейгерзона. Вот они стоят на полках — эти тома журналов Ха-Ткуфа, Ха-Олам, Ктувим, нью-йоркский Ха-Доар. Эти издания были родным домом для лучших еврейских писателей. Откроем «Ха-Ткуфа», сначала смахнём пыль, редкий исследователь или любитель литературы касается их сегодня… Чёрная тяжёлая обложка, золотое тиснение, ха-ткуфа значит эпоха… Среди редакторов на первом месте — Шауль Черниховский. Меня охватывает ощущение обыкновенного чуда. Вот его дети, Прейгерзоны, рядом с нами — Ася, Нина, Беньямин… «Вашего папу, — говорю им, — редактировал Черниховский…» Рассказы: Ахи Мошке — мой брат Мошке, том 25-й, 1929 год, стр. 121-123… Один журнал, другой, третий…
В Москве в те годы Моше Хьюг (он же Цви Плоткин, он же Абрамзон) издавал журнал «Бэрейшит» («Начало»). В издании его Цви участия не принимал, но с Цви Плоткиным дружил многие годы. Потом название этого журнала всплывёт на следствии, на допросах… Их посадят одновременно: и Цви Прейгерзона, и Цви Плоткина, и Меира Баазова… Однажды у Плоткина он познакомится с неким Сашей, который выразит желание учить иврит и начнёт приходить к нему в дом два раза в неделю. В рассказе «Иврит» Цви Прейгерсон поведает нам, какую зловещую роль сыграл в его жизни этот субъект. Я не стану называть его фамилии, кто знает, времена изменились, может, и его дети уже в Израиле. Как он попал к Плоткину, неизвестно. Втёрся в доверие. Сколько их было, любивших иврит почти что чувственной любовью? Так что немудрено, что Саша с еврейской внешностью и фамилией был радушно принимаем и за письменным, и за обеденным столом…
Цви Прейгерзон с женой Леей. 1934 г.
|
… Последняя публикация, прибывшая в Палестину, отмечена 1934 годом. Убийство Кирова. Волна кровавого террора. Казалось, что кончилась навсегда и ивритская литература в России. Считалось, что она кончилась ещё в 1921 году, с отъездом Бялика и вместе с ним большой группы писателей и поэтов, языком творчества которых был иврит. Но такие писатели и литературоведы и критики, как Иегошуа Алекс Гильбоа, Гецель Крессель и некоторые другие, продолжали следить за тем, что происходит на их бывшей родине… Что пишут и пишут ли вообще Цви Прейгерзон, Хаим Ленский, Элиша Рубин, Моше Хьюг — тот самый, друг Цви, Авраам Карив, Иохевет Бат-Мирьям, Гершом Ханович… Единицы добрались до Израиля. Среди оставшихся все, за редчайшими исключениями, были арестованы и сосланы… Доктор филологии Хагит Гальперин, которая годами собирала наследие Прейгерзона и создала целый отдел в институте имени Нахума Каца при Тель-Авивском университете, говорит: «Даже те, что были в плену надежд на лучшее, на светлое будущее в стране Советов, очнулись от своих иллюзий, но слишком поздно, если не погибли вообще… А выжившие остались с моральными и физическими ранами — навсегда».
Она считает и пишет об этом в предисловии к вышедшей в 1991 году книге Прейгерзона «Рассказ без конца «(Ха-сипур ше ло нигмар), что в разные периоды Прейгерзон жил, думал и чувствовал по-разному. После революции его и влекло к Израилю, и что-то отталкивало, настолько, что временами он вовсе забывал о своей юношеской мечте… И даже после заключения, судя по его «Дневнику воспоминаний» (Йоман ха-зихронот), он всё еще верил коммунистической идее, не в меньшей мере, чем в свой народ и его язык… Эта двойственность отразилась и в его творчестве, ничуть не умаляя притом его личности. Нам, которые оттуда, не так трудно даётся понимание предмета. Если израильских писателей Ахарона Мегеда, Моше Шамира и других Цви Прейгерзон поражает своим отличным знанием иврита, мастерством несколькими штрихами набросать вполне угадываемый образ, самим фактом сохранения языка, то нас, знающих и помнящих, как это было, поражает, прежде всего, его человеческий подвиг, которому мало равных.
Мы же помним, как это было. Но как это было с Цви Прейгерзоном? С тех пор, как иврит стал языком запретным, караемым, даже его семья не знала о его занятиях ивритом, о том, что он пишет, он это делал втайне, за закрытой дверью, чтобы не поставить под удар детей… «Мы же все ходили на субботники», — говорят его дети. И многие из нас — тоже. Были годы, когда он писал свои рассказы и романы на страницах томов «Вопросы ленинизма» — между строк… Писал, зная, что его произведения никогда не увидят света, не встретятся со своими читателями… Удивительно ли, что он решил воспользоваться услугами «добрейшего» Саши? Саша предложил передать несколько рассказов для опубликования в Израиле через знакомых польских евреев. Я листаю дело №2239 по обвинению Прейгерзона во «вражеской работе против советского государства», в «националистической работе среди еврейского населения, в участии в антисоветской группе» и т.д. В верхнем углу слева: «Утверждаю — Министр госбезопасности СССР, генерал-полковник Абакумов». Дело было переписано, уже в годы перестройки, от руки, сыном писателя Беньямином.
Цви был арестован 1 марта 1949 года и получил 10 лет. 12 апреля 1953 года, после смерти Сталина, он пишет заявление Генеральному прокурору СССР: «За период следствия, продолжавшегося около 9 месяцев, я многократно подвергался тяжёлым избиениям… Для того, чтобы заставить меня подписать ложный и клеветнический общий протокол, меня в кабинете следователя Цветаева подвергли коллективному избиению, при этом разбили мне голову до крови и выбили зуб…» В течение нескольких месяцев ему давали спать не более часа-двух в сутки, «в Лефортовской тюрьме у меня был приступ острого помешательства, он длился 14 часов,.. меня продолжали избивать…» Он не отрицает, что писал на «древнееврейском» языке и печатался за границей, но добавляет, что «по содержанию они были вполне советскими и носили бытовой или антирелигиозный характер».
После войны, в 1945-48 гг. он опять написал несколько рассказов, проникнутых «чувством горячей любви к советской родине и ненависти к фашистским убийцам».
Из рассказа «Иврит» (перевод Цили Клепфиш, опубликован 16.3.1989 в газете «Наша страна»). На допросе у полковника герой рассказа просит встречи с прокурором, за что его нещадно избивают. «На сей раз удар пришёлся по левому уху. Потекла кровь. В глазах потемнело… Потом я услыхал голос полковника… он снова пообещал, что уничтожит меня… И он отвратительно выругался на «чистейшем русском языке»…После этого герой рассказа, он же — его автор, объявил, что отныне не знает русского языка и будет отвечать только на иврите. Дальше — описание карцера. Крики заключённых, голод…Силы уходили. Сознание мутилось. «Клянусь всем, что мне дорого, что буду говорить только на иврите» — шептал он. Вкус маленькой личной победы он ощутил, когда привели переводчика. Им оказался… Саша. «Он приходил ко мне в дом, а потом писал на меня доносы». Ц.Прейгерзон заканчивает этот рассказ так:
«Проходят годы, время течёт своим чередом, люди поднимаются и падают, возвышаются до небес, а потом становятся маленькими и ничтожными, те плачут, эти плачут, каждый занят своим делом.
Судьба уготовила мне холодные годы в лагере на севере страны. Снежные бури зимой, белые ночи весной, северное сияние горит на звёздном небе, тесные переполненные людьми бараки, бесплодные страсти, каторжный труд, обманутые надежды и неожиданно сердечная теплота человека, брата — товарища по несчастью.
Но вот повеяли новые ветры в стране, и я, как десятки таких же, как я, был освобождён и вернулся домой. Несколько лет я прожил на свободе. Недавно я встретил его. Приятная встреча.
Это было вечером. На улице никого, кроме какой-то старушки, которая и стала случайной свидетельницей нашей встречи.
Но это был уже не тот Саша. Я с трудом узнал его. Лицо стало болезненным, жёлтым, сморщенным, а в руке была стариковская палка.
«Шалом», — окликнул я его, и нервная улыбка исказила моё лицо…
Крысиные глазки впились в меня на секунду, а потом он повернулся и бросился бежать, стуча палкой по тротуару. Я провожал его громким смехом, который хлестал и подгонял его, и старушка-прохожая трижды перекрестилась и ускорила шаги».
Так — в рассказе. Цви так много думал об этом ничтожном человеке, что выдумал их встречу… Её не было. И дети ничего о нём больше не слыхали…
«Холодные годы в лагере на севере страны…» Он возьмёт себе псевдоним Цфони, Алеф Цфони.
«В 1965 году Ц.Прейгерзон тайно переправил часть своих рукописей в Израиль с тем, чтобы они были опубликованы здесь под псевдонимом А.Цфони, что буквально означает «северный», т.е. живущий в северной стране — России. Для самого писателя были в этом псевдониме и воспоминания о годах, проведенных в северных лагерях, и намек на значение «скрывать», «держать в тайне», содержащееся в ивритском корне ц-ф-н. Писатель знал, что этот шаг сопряжён с риском повторного ареста, если псевдоним будет раскрыт, но был готов к этому: «Уже в тюрьме я дал клятву, — писал он в 1957 году в «Дневнике воспоминаний», что не оставлю иврит, и я исполняю её по сей день, пусть даже арестуют меня во второй и в третий раз. До последнего дыхания моя любовь и вся моя душа отданы ивриту». (Из статьи профессора Михаила Занда, журнал «Возрождение», 1987, №10)
Он назвал свой роман «Когда угасает светильник», на иврите же он вышел под названием с обратным смыслом: «Эш ха-тамид» — «Вечный огонь».
О Прейгерзоне написано много. На русском писали Михаил Занд, Авраам Белов-Элинсон, Лея Алон… Но есть ещё факты, которые до сих пор не опубликованы. Сегодня уже можно рассказать, как была переправлена рукопись автора в Израиль. В Израиле широко известно имя Давида Бартова. Он был работником израильского посольства в Москве. Цви Прейгерзона знал по израильским публикациям. Потом они познакомились лично. Встречались на больших концертах. На вечере Нехамы Лифшиц Давид взял рукопись, а, вернувшись домой в посольство и, зная, что нельзя доверять ни потолкам, ни стенам, лёг в постель, накрылся с головой простынёй и читал всю ночь. Наутро рукопись ушла в Израиль. Позднее Цви Прейгерзон узнает, что его книга была набрана и напечатана издательством Ам-Овед за две недели. На очередном концерте они были с жёнами. Жена Бартова Эстер и жена Цви Лея прогуливались по фойе. Бартов сказал, что хочет сделать Цви подарок. Цви сделал такое движение рукой, как будто что-то отталкивал. Он всегда говорил: «Я от Израиля помощи не хочу, я хочу только дать что-нибудь Израилю». То же он повторил и Бартову. «Этот подарок ты можешь принять. Он у моей Эстер». Он развернул свёрток… Там была его книга, в мягком переплёте… Это была его первая публикация спустя тысячи лет… Он давно уже ни на что не надеялся… И что в Израиле напечатают — не верил. Бартов рассказал детям Прейгерзона: «Он держал в руках книгу, и слёзы капали на её обложку». Так появился в Израиле безвестный писатель А.Цфони. Но Гецель Крессель, знаменитый библиограф, создатель лексического словаря по ивритской литературе, моментально — по языку, характеру и строю текстов — догадался, кто скрывается под именем А.Цфони… Он уже умер, чудесный человек, влюблённый в своё дело Гецель Крессель.
Все израильские критики сходятся во мнении, что среди тех немногих, кто продолжал в Советском Союзе творить на иврите, Цви Прейгерзон был самым крупным прозаиком. Большая часть его рассказов вошла в цикл «Путешествия Беньямина Четвёртого». «…Образ странствующего рыцаря Беньямина традиционен для еврейской литературы, — писал Авраам Белов («Рыцари иврита…» Иерусалим, 1998. С.291.), — Беньямин Первый из Туделы (Испания) жил в XII веке и рассказал в своей книге о евреях диаспоры того времени. Беньямин Второй из Бессарабии побывал в середине XIX века в поисках пропавших десяти колен Израилевых в ряде стран Европы и Северной Африки, а также в Китае, Индии, Афганистане. Беньямина Третьего создал наш классик Менделе Мойхер-Сфорим. Это пародийный трагический образ еврейского Дон-Кихота, профессионального неудачника». Беньямин Четвёртый, по словам профессора Михаила Занда, – это сам Цви Прейгерзон. С ним трудно не согласиться.
После войны Цви снова потянуло к еврейской религиозной традиции, хотя в юношеские годы он совсем было отошел от нее. Во многих его рассказах прослеживается мысль о том, что тяжкие испытания возвращают человека к тому свету, который передаётся ему, иногда помимо его сознания, от его предков…
«По мере того, как множатся в народе Израиля бедствия и невзгоды, возрастает количество раскаивающихся и жаждущих вернуться к вере», — говорится в одном из рассказов. В другом рассказе Прейгерзон пишет о профессоре Московского университета, который тщательно скрывает от всех свою тайну, греховное свое занятие. Как испанские марраны во времена инквизиции, он ведет двойной образ жизни: приходит после лекции в советском вузе, переодевается в старую ветхую одежду и направляется в синагогу, стоит там в дальнем углу и тайком предается молитве. «По праздникам я часто встречаю в синагоге этого скрытного человека. По-видимому, мы живём на одной улице, а может быть, даже в одной квартире. Сдаётся мне, что этот вернувшийся к вере — я сам…»
Последнюю книгу «Рофим» («Врачи») он не закончил. Он писал её пять лет, болело сердце, но то, что он успел написать, опубликовано вместе с ранними стихами, вместе с дневником… В переводе Лили Баазовой на русском языке вышла книга Цви Прейгерзона «Бремя имени» (Лимбус Пресс, Санкт-Петербург, 1999). Она заслуженно получила теплый прием у читателей.
Рукопись «Дневников» Цви Прейгерзона, а также их первый перевод на русский язык, сделанный другом писателя Израилем Минцем (1900-1989), ветераном сионистского движения, тоже узником Сиона, мне довелось прочитать много лет назад. Да, перевод требовал серьезной редактуры, но так хотелось увидеть эти «дневники» опубликованными. Это не только потрясающий документ человеческого духа, но и свидетельство писательской наблюдательности, точных и умных характеристик. Рада сообщить, что вскоре «Дневники» увидят свет в иерусалимском издательстве «Филобиблон» (редактор и издатель Л.Юниверг).
«Цви Прейгерзон — редкое явление как в ивритской литературе, так и в истории нашего народа», — сказал о нём замечательный израильский писатель Ахарон Мегед.
«Я клянусь, — говорил Цви Прейгерзон, — что до последнего дыхания буду предан сердцем и душой нашему языку».
Американский еврейский писатель Д.Перский (1887-1962) говорил: «Я — раб иврита». Цви Прейгерзон был его рабом и его господином.
Восхождение на Храмовую Гору 28.11.2017. Несколько фотографий.
Восхождение на Храмовую Гору 28.11.2017. Несколько фотографий.
|
17:24 (1 ч. назад)
| |||
Dan Roginsky added 10 new photos.
Восхождение на Храмовую Гору 28.11.2017. Несколько фотографий.
1) 7 утра. Перед восхождением, на полицейском пропускном пункте. Рав Элиягу Вебер (он восходит ежедневно, по два раза или больше) использует время для объяснений насчёт Храмовой Горы.
2) Мы всё ещё напропускном пункте. Ждём разрешения идти наверх. Справа на переднем плане – Борис Каплан, совершивший алию из бывшего СССР относительно недавно. Он восходит еженедельно, хотя живёт не в Иерусалиме и хотя после восхождения должен спешить на работу.
3) Входим в ворота Храмовой Горы (единственные из многих, через которые впускают «неверных», т.е. не мусульман). Старший полицейский подгорной (еврейской) команды передает нас старшему полицейскому нагорной (друзской) команды.
4) Мы у восточной стены Храмовой Горы, местоположение которой не изменилось с самых древних времён. (Западная и южная стены поддерживают расширение Горы, произведённое царём Иродом Великим в последние годы до новой эры.)
5) Традиционный урок рава Элиягу Вебера (полиция не позволяет задерживаться дольше двух-трёх минут).
6) Мы на Горе. Видна только часть нашей группы. Справа от меня видны Меир Антопольский и его сын.
7) Идём с северной стороны «Купола скалы» (места древнего еврейского Храма).
8) Подходим чуть ближе к «Куполу скалы» (ещё ближе нельзя). Основательно вооруженный боец военизированной полиции – наготове, охраняя нас в окрестности главного «камня преткновения» - «Купола скалы».
9) Через минуту нам велят покинуть Храмовую Гору. Нас сопровождала многочисленная команда полиции; видимо, у них были основания для опасений. К счастью, диверсии не произошло.
10) Покидаем Храмовую Гору (через предназначенные для этого врата), стараясь не поворачиваться спиной к святому месту бывшего Храма.
После выхода из врат все вместе поём оптимистические песни. Кое-кто ложится пластом, тем самым выражая преклонение перед святым местом (на территории Храмовой Горы евреям это запрещено, как и многое другое; мусульманам там ничего не запрещено).
Самые неприступные сооружения мира
Самые неприступные сооружения мира | ||
К ним ведут сложные запутанные тропы, крутые лестницы из сотен каменных ступеней и опасные подвесные мосты, проложенные над бездонными пропастями. Некоторые выдающиеся исторические сооружения надежно изолированы от мира, с древних времен они служили единственной цели – защитить хозяев от незваных гостей…
Прекрасные замки и монастыри располагаются на отвесных скалах, вершинах неприступных утесов и в сложной горной местности, в которой можно легко заблудиться без проводника. Тем интереснее искушенным путешественникам посещать эти труднодоступные достопримечательности, каждая из которых хранит массу тайн. Замок Блед, Словения Одно из самых неприступных сооружений в мире следует искать в Словении, здесь на вершине 130-метровой скалы разместился старинный замок Блед. Он является одним из самых старых в стране, Бледский замок расположен в невероятно красивой местности, рядом с одноименным озером. Скалистый утес, на вершине которого он расположен, в буквальном смысле нависает над берегом озера и со всех сторон окружен густым лесом. Удивительно, но построить замок в этой труднодоступной местности людям удалось более тысячи лет назад, первые официальные упоминания о замке датируются 1004 годом. За сотни лет замку удалось сохранить немало старинных архитектурных элементов, самой старой считается башня в романском стиле, именно она много лет назад использовалась для наблюдения за окрестностями. Внешний облик старинного замка сильно изменился в период средневековья, он был дополнен новыми постройками, в том числе каменными вышками и укрепительными стенами. Вход в замок скрыт в гуще леса, к нему ведет узкая каменная лестница, отыскать которую среди вековых деревьев без проводника тоже будет непросто. По территории замка проводят организованные экскурсии, в ходе которых можно узнать массу интересного об истории его появления и даже оценить внутреннюю обстановку некоторых построек. Значительную часть замка занимает исторический музей, в котором представлена богатая коллекция предметов быта, старинной одежды и оружия. Многие туристы стремятся посетить эти удивительные места на закате, с наступлением темноты высокий утес и расположенный на нем старинный замок украшает эффектная подсветка. Крепость Троски, Чехия Год появления: 14 век. В окрестностях Праги расположена удивительная и полная тайн крепость Троски, которая на протяжении сотен лет считалась самой неприступной в Чехии. Замок был построен в скалах, а точнее, между двух кратеров древнего потухшего вулкана. Сами кратеры строители тоже не оставили без внимания, в них разместились башни крепости. В совокупности с мрачными неприступными скалами крепость выглядит просто неподражаемо, контраст мрачным оттенкам составляет окружающий скалы лес. Несмотря на то, что первые официальные упоминания о крепости относятся к концу 14 века, историки полагают, что она была построена намного раньше. На протяжении сотен лет крепости удавалось удачно отражать осады шведских завоевателей, несколько веков она пребывала в полном запустении. Самая романтичная эпоха для замка началась в 19 веке, когда его владельцем был Алоис. В этот период крепость посещали в поисках вдохновения художники и поэты со всего мира, с ее Девичьей башни открывался роскошный вид на окрестности. Примечательно, что эта башня является самым старым элементом постройки, во время сильного пожара в 1428 году она была единственным уцелевшим зданием. Несмотря на свою уникальность и привлекательность, крепость Троски является одной из самых загадочных и неисследованных. Все документы, которые могли бы пролить свет на историю ее создания, сгорели в многочисленных пожарах. В настоящее время историческая достопримечательность находится в ведении Института наследия, несмотря на свой внушительный возраст, она неплохо сохранилась и открыта для посещения. Город Питильяно, Италия Высота: от 300 до 663 метров над уровнем моря. Самым неприступным городом в мире смело может быть назван старинный Питильяно, расположенный в живописной Тоскане. Этот древний город был в буквальном смысле построен на скалах, каменные сооружения и укрепительные стены составляют единое целое с отвесными утесами. По историческим данным, сотни лет назад основанием поселения занимались этруски. Они специально выбрали местом строительства высокий холм, который с трех сторон окружают неприступные скалы, чтобы максимально обезопасить себя от захватчиков. Древние сооружения, которые можно увидеть сегодня, располагаются на высоте от 300 до 663 метров над уровнем моря, многим постройкам и укрепительным стенам удалось прекрасно сохраниться до наших дней. Удивительный город Питильяно уже много сотен лет живет своей жизнью и считается одним из самых живописных мест Тосканы. Путешественникам, которые не побоятся проделать долгий путь и подняться на высокий холм, представиться возможность прогуляться по сказочно красивым средневековым улочкам и увидеть массу уникальных достопримечательностей. Питильяно часто называют «маленьким Иерусалимом», значительную часть его современного населения составляют евреи. Одним из главных исторических символов города является дворец Орсини, который был построен в 16 столетии и в настоящее время является местом расположения археологического музея. Во многом именно благодаря уникальному расположению городу удалось сохранить свой неповторимый средневековый облик, на территории Питильяно полностью отсутствуют современные постройки. Прогулка по старинному городу станет настоящим путешествием в прошлое. Замок Лихтенштейн, Германия Год появления: 13 век. Высота: 817 метров. В Германии среди неприступных и завораживающих Баварских Альп можно отыскать удивительный замок Лихтенштейн. Разместился он на вершине одного из скалистых обрывистых утесов, высота которого составляет порядка 817 метров. Горный район Хонау, на территории которого располагается замок, считается одним из самых живописных в стране, здесь неприступные скалы чередуются с невероятно красивыми лесами. С первого взгляда сложно и предположить, каким образом можно взобраться на вершину скалы и попасть на территорию старинного замка. Гостям этой уникальной достопримечательности сначала нужно подняться в горы по крутой каменной лестнице, а затем пройти по подвесному мосту, который был проложен над ущельем. Первое укрепительное сооружение на месте замка было построено еще в начале 13 столетия, за сотни лет существования замок дважды полностью разрушался и отстраивался заново. В начале 19 века после очередного восстановления замок некоторое время принадлежал королю Фредерику I, который использовал его в качестве своего охотничьего домика. Последним владельцем замка был герцог Вильгельм Урах, именно ему Лихтенштейн обязан своим нынешним внушительным видом. Под руководством герцога была проведена последняя масштабная перестройка замка, сегодня он считается идеальным примером архитектурного памятника в романском стиле. У старинного замка множество интересных секретов, так, комнаты его нижнего уровня были вырезаны прямо в скале, посетить их будет интересно всем любителям необычных экскурсий. С территории замка открывается шикарный вид на горы, многие опытные путешественники предпочитают посещать эти места осенью или весной. Дворец Пена, Португалия Год появления: 1840. В Португалии дворец Пена считается достопримечательностью государственного значения. Расположен он в ближайших окрестностях города Синтра, дворец был построен на вершине скалистого утеса в 1840 году. Внешне дворец напоминает классический средневековый замок, тогда как его реальный возраст едва превышает 150 лет. Инициатором строительства крепости был король Фернанду II, который использовал величественное здание в качестве летней резиденции. Первоначально в скалах, где решено было строить замок, располагался небольшой старинный монастырь. На момент начала строительства он уже много лет пребывал в запустении, поэтому ничего не помешало начать строить среди скал величественное сооружение внушительных масштабов. Последней владелицей замка была королева Амелия, в 1910 году она была вынуждена покинуть свою резиденцию и бежать из Португалии. Во многих комнатах и залах дворца удалось сохранить обстановку, которая имела место при последней владелице. После революции дворец был переоборудован в музей, в нем хранится интереснейшая коллекция произведений искусства, антикварной мебели и драгоценных украшений. Прогулка по обширной территории дворца тоже подарит массу впечатлений, здесь можно бесконечно любоваться резными арками в мавританском стиле, старинными скульптурами и ландшафтными украшениями. Окружает дворец масштабный лес, площадь которого составляет более 200 гектаров. В разные времена владельцы замка высаживали на его прилегающей территории массу экзотических растений, поэтому экскурсия обязательно понравится любителям природы. Монастырь Пхуктал, Индия Год появления: 12 век. В Индии одним из самых труднодоступных и изолированных сооружений является монастырь Пхуктал. Этот изолированный буддийский монастырь был основан еще в 12 столетии, он был построен на склоне высокого каменного утеса. На первый взгляд может показаться, что постройки могут сорваться вниз в любой момент, на самом деле, монастырь существует уже более 800 лет, в нем и сейчас проживает около 70 монахов. Добраться до монастыря можно исключительно пешком по секретной горной тропе, отыскать которую человеку неподготовленному будет практически невозможно. Одной из главных особенностей архитектурного комплекса является расположенная над ним естественная пещера, которая тоже интересна для посещения и скрывает немало тайн. Вплоть до середины 19 столетия монастырь оставался тайным, в 1826 году его посетил известный востоковед из Венгрии Шандор Чома де Корос. Исследователь провел в монастыре более года, изучая язык и нравы монахов, именно его можно считать «первооткрывателем» удивительной достопримечательности. Несмотря на то, что сейчас монастырь открыт для туристов, он не утратил своей самобытности. У путешественников будет возможность прогуляться по каменным коридорам старинного монастыря, полюбоваться украшающими стены фресками, а также посетить расположенные в стенах монастыря старинные библиотеки. Важно учесть, что путь к монастырю непрост и начинается за много километров от утеса. Обычно чтобы преодолеть продолжительный путь туристам требуется около двух дней, во время похода у них будет возможность посетить несколько колоритных индийских деревень. Предъямский замок, Словения Год появления: 1202. Высота: 123 метра. В Словении расположен еще один удивительный замок из числа самых неприступных на планете – Предъямский. Он был построен на скалистой стене, на высоте 123 метра, возраст замка составляет более 700 лет. Первое официальное упоминание о замке датируется 1202 годом, за сотни лет замок принадлежал различным рыцарским орденам, в нем проводили рыцарские турниры и средневековые банкеты. Несмотря на сложное расположение, в 17 веке ловким грабителям удалось проникнуть в замок и вынести из него немало ценных вещей. После этого владелец замка решил построить секретный Випавский ход, много лет способ проникнуть в замок был известен лишь избранным. К сожалению, секретному ходу не удалось сохраниться до наших дней. У современных посетителей есть только один способ попасть на территорию замка – пройти через Верхний ход, который начинается высоко в горах и проходит через лесной массив. Уже много лет замок является постоянным местом проведения интересных исторических праздников, здесь проводят рыцарские турниры и банкеты. Один из главных праздников посвящен Эразиму Ямскому – одному из самых именитых владельцев замка. Посетить замок можно исключительно в период с мая по сентябрь, все экскурсии проводят в сопровождении спелеологов. Верхний ход представляет собой череду труднопроходимых лесных массивов и горных пещер, которые избрали местом обитания колонии летучих мышей. Именно из-за этих маленьких обитателей замок закрыт для посещения значительную часть времени, когда летучие мыши впадают в спячку с приходом холодов, прогуливаться по пещерам и тревожить их нельзя. Монастырь св. Георгия Хозевита, Израиль Год появления: 6 век. В Израиле тоже есть сооружение, подступиться к которому в прямом смысле слова будет нелегко – монастырь св. Георгия Хозевита. Этот православный монастырь считается одним из самых старых в мире, он находится на территории долины Кельт, среди просторов Иудейской пустыни. Здание монастыря было построено на склоне отвесной скалы, ближайшим к монастырю населенным пунктом является древний город Иерихон, их разделяет около 5 километров пути. Удивительный монастырь св. Георгия Хозевита был построен еще в 6 веке, издалека его скромные здания напоминают ласточкины гнезда, нависшие над высоким обрывом. Монастырь полностью выстроен из камня и невероятно красив, в нем сохранилась старинная часовня и множество религиозных артефактов. История строительства монастыря очень интересна, по одной из легенд, он был построен рядом с уединенной пещерой, в которой на протяжении трех лет и шести месяцев скрывался пророк Илия. Строили монастырь пять сирийских монахов, которым удалось отыскать легендарную пещеру. Позднее в 480 году из Египта в монастырь прибыл Св. Иоанн Хозевит, который существенно расширил постройку и дополнил ее новыми сооружениями. Среди бесценных религиозных реликвий, которые сегодня могут увидеть посетители монастыря, мощи святого Иоанна Хозевита, а также мощи Иоанна Румынского. Важной реликвией считаются черепа монахов-мучеников, которые жили в монастыре в начале 17 столетия и пали от рук персидских завоевателей. В стенах монастыря хранится немало интересных исторических артефактов, поэтому его будет интересно посетить абсолютно всем. Часовня Сен-Мишель д’Эгиль, Франция Год появления: 962. Высота: 100 метров. В миниатюрном французском городке Ле-Пюи-ан-Веле находится знаменитая часовня Сен-Мишель д’Эгиль. Всемирно известной достопримечательностью эту часовню сделало необычное расположение, она была построена на вершине холма, высота которого составляет 100 метров. Чтобы подняться на вершину утеса и рассмотреть старинную часовню в непосредственной близости, следует преодолеть длинную лестницу, которая насчитывает 268 ступеней. Отважные путешественники, которые не побоятся подниматься по крутой лестнице, будут щедро вознаграждены – с вершины утеса им откроется незабываемый вид на миниатюрный городок и его окрестности. Строительство часовни началось в 962 году под руководством епископа Пюи, таким образом он решил отметить важное событие – возвращение из паломничества Святого Михаила. Самая первая часовня представляла собой небольшую капеллу с тремя апсидами, а в 12 столетии масштабы религиозной постройки были существенно расширены. Помимо двух часовен и колокольни здесь была построена и амбулатория. Холм, на вершине которого располагается старинная часовня, является важным археологическим объектом. Как удалось выяснить во время раскопок, еще в доисторическую эпоху на вершине холма располагалось римское святилище, здесь жители Древнего Рима приносили жертвы богу Меркурию. Часовня таит массу секретов, которые не перестают удивлять даже опытных исследователей. В середине 20 столетия в ходе очередных исследовательских работ ученым удалось обнаружить тайник со священными христианскими реликвиями. Сегодня увидеть их могут все желающие, находки были представлены в главной часовне. Дворец Потала, Тибет Год появления: 1645. Высота: 170 метров. Площадь: 360 тысяч кв. метров. В Лхасе среди живописных тибетских гор находится знаменитый дворец Потала – самое высокое из старинных сооружений на планете. Находится дворец на высоте 3 767 метров над уровнем моря, местом расположения дворца была выбрана вершина холма Марпо Ри. Дворец Потала является самой крупной монументальной структурой на территории Тибета, он полностью занимает вершину холма и его склон. Высота многоуровневой постройки тоже является довольно внушительной и составляет 170 метров. Потала – сложный дворцовый комплекс, который помимо непосредственно царского дворца включает масштабный храмовый комплекс. Общая площадь постройки составляет 360 тысяч кв. метров, долгие годы дворец оставался главной резиденцией Далай-ламы. Для буддистов дворец Потала и сегодня имеет огромное религиозное значение, а широкому кругу туристов он известен как интереснейший музей. По историческим данным, строительство дворцового комплекса было начато в 1645 году под руководством Далай-ламы V, уже три года спустя было завершено строительство Белого дворца. До настоящего времени архитектура дворцового комплекса считается уникальной, она представляет собой невероятное сочетание многочисленных построек, крутых лестниц и террас. Не удивительно, ведь для строительства дворца в 17 веке были приглашены лучшие мастера из Тибета, Китая и Непала. У посетителей дворца будет возможность прогуляться по просторным павильонам, заглянуть в жилые покои, которые некогда принадлежали наставнику и регенту далай-ламы. На территории дворцового комплекса находится и знаменитая пещера Фа-Вана – важная буддийская достопримечательность.
|
Подписаться на:
Сообщения (Atom)
Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..