На пленарном заседании Кнессета не набралось достаточно депутатов, готовых проголосовать за исключение скандально известного Офера Касифа – единственного еврея в арабской коммунистической партии "Хадаш".
Напомним, что ранее в Кнессете была начата процедура исключения Касифа – по инициативе депутата из оппозиционной партии "Наш дом Израиль" Одеда Форера. Это произошло после того, как Касиф поставил подпись под петицией, требующей от Международного суда ООН признать действия израильской армии в Газе геноцидом по иску ЮАР.
Согласно закону, инициировать процедуру лишения депутатского статуса могут 70 народных избранников, а окончательное решение об исключении депутата из Кнессета можно принять только квалифицированным большинство в три четверти состава, то есть не менее 90 голосов.
На сегодняшнем голосовании против исключения Касифа, кроме арабских депутатов и "Аводы", выступили также члены Кнессета от фракций "Еш атид" и "Лагерь государственников". Поэтому требуемых 90 голосов не набралось, и Касиф, открыто клевещущий на собственное государство, останется в парламенте.
Вот фамилии депутатов, голосовавших против исключения Касифа или не принявших участие в голосовании:
Мейрав Михаэли ("Авода");
Гилад Карив ("Авода");
Эфрат Райтен ("Авода");
Наама Лазими ("Авода");
Яир Лапид ("Еш атид");
Ясмин Фридман ("Еш атид");
Меир Коэн ("Еш атид");
Карин Эльхарар ("Еш атид");
Владимир Беляк ("Еш атид");
Мейрав Бен-Ари ("Еш атид");
Рам Бен-Барак ("Еш атид");
Боаз Топоровский ("Еш атид");
Мейрав Коэн ("Еш атид");
Йорай Лахав-Херцано ("Еш атид");
Шели Таль-Мерон ("Еш атид");
Йоав Сегалович ("Еш атид");
Мати Царфати Харкави ("Еш атид");
Наор Шири ("Еш атид");
Элазар Штерн ("Еш атид");
Бени Ганц ("Лагерь государственников");
Гади Айзенкот ("Лагерь государственников");
Михаэль Битон ("Лагерь государственников");
Алон Шустер ("Лагерь государственников").
Таким образом, левые партии обеспечили отсутствие 23 голосов, в дополнение к 10 голосам арабских депутатов. Это не позволило набрать необходимые 90 голосов за отстранение Касифа.
Как мы отмечали ранее, если бы Кнессет и исключил Касифа из своих рядов, его, скорее всего восстановил бы в правах Верховный суд, поскольку это исключение заведомо незаконно.
Согласно основному закону о Кнессете, процедура "импичмента" против депутата может быть применена только по двум конкретным поводам: "подстрекательство к расизму" и "поддержка вооруженной борьбы против государства Израиль, которую ведет другое государство или террористическая организация".
В данном случае ни того, ни другого не наблюдается, поэтому процедура исключения, затеянная партией НДИ, изначально противоречила закону и носила чисто символический характер.
Германская авиакомпания Lufthansa, одной из первых возобновившая полеты в Израиль в январе 2024 года после вызванного терактом ХАМАСа и Войной "Железных мечей" перерыва, объявила о существенном расширении деятельности на израильском направлении.
В частности, количество рейсов в Мюнхен и Франкфурт будет увеличено с трех и четырех рейсов в неделю до семи рейсов в неделю.
"Дочка" Lufthansa швейцарская авиакомпания Swiss Air увеличит количество рейсов в Цюрих с пяти до семи в неделю, и заменит обслуживающий их самолет на более вместительный Airbus 330.
Еще одна "дочка", австрийская Austrian Air, увеличит количество рейсов в Вену с 8 до 10 в неделю, а также входящая в структуру Lufthansa бюджетная авиакомпания Eurowings начнет два раза в неделю летать в Дюссельдорф.
> Антиизраильские операции начались, когда ЦРУ узнало, что ряд американских компаний вел бизнес с Абу-Нидалем. На самом деле, эти компании были созданы “Моссадом” с целью проникновения в террористические группировки.
> Вместо того, чтобы сотрудничать с израильтянами, ЦРУ уничтожило ряд этих компаний, а их директоров бросило в тюрьму. Правда заключается в том, что ЦРУ было гораздо больше заинтересовано в борьбе против “Моссада”, чем поимкой террористов. Почему? Потому что в 1980-х годах (администрация Рейгана – Буша) политика нефтяных компаний была политикой ЦРУ. Нефтяные компании могли подкупить ООП, но не могли подкупить “Моссад”. Это откровение объясняет очень многое в современной израильской политической и общественной жизни.
> В 1980-е годы руководство «Моссада» было еще неподкупно, и это положение нужно было сро чно менять. Неподкупное политическое и военное руководство, неподкупное гражданское общество не устраивало руководство нефтяных компаний, которые считали, что независимое еврейское государство будет помехой в отношениях с арабскими государствами. Такова была политика Госдепартамента и ЦРУ с 1947 года. Создание так называемого палестинского государства на территории Иудеи, Самарии и сектора Газа давало прекрасную возможность «окончательного решения еврейского вопроса» чужими руками.
> Пока высшее политическое руково==ство Израиля, его армия и раз=едка были неподкупны, создание очередного арабского государства на развалинах еврейского было невозможно. Поэтому работа началась с политического руководства. Уже в 1990 году, в разгар правления президента Буша-старшего, руководство «Аводы» во главе с Шимоном Пересом и Йоси Бейлиным вело тайные переговоры с главарем исламского террора Ясиром Арафатом по формуле «деньги, оружие, земля, власть» в обмен на арабские голоса в пользу «Аводы» на выборах.
> Политическое руководство «Аводы» получало власть и возможность очень прибыльно заниматься серым бизнесом с новыми бизнес-партнерами, которых еще вчера называли «тунисской бандой». То была очень крупная, очень жирная взятка не только для деловой элиты, связанной с партией «Авода», но и для генералитета открывалась возможность поучаствовать в прибыльном бизнесе. Как стало известно, у нынешних отставных генералов имеются серьезные деловые интересы в Катаре, об имидже которого они беспокоятся. Про деловые интересы в ПА можно и не говорить.
> Следующим этапом стал подкуп гражданского общества. Евросоюз и Госдепартамент вливали сотни миллионо в долларов на содержание всевозможных «некоммерческих» организаций, таких как «Шалом Ахшав», «Бецелем», «Шоврим Штика», «Махсом Вотч», «Адлала», «Женевская инициатива» и так далее. Мало кто уже вспоминает «Шалом Ахшав» или «Махсом Вотч». За работой солдат на КПП наблюдали пристально очень крикливые левые дамочки, многие из них были генерB0льскими женами. Соратника Шимона Переса по заключению Ословских соглашений в 1993 году Йоси Бейлина знали как одного из лидеров «Шалом хшав» и «Женевской инициативы».
> Основной целью всех миротворческих организаций была деморализация ЦАХАЛа, создание Армии обороны Израиля имиджа оккупационной армии, организация всевозможных провокаций против солдат и жителей Иудеи и Самарии. Все это делалось за очень большие деньги, которые переводились и переводятся всем НКО, занимающимся делегитимацией Израиля, подрывом его единства изнутри. Руководители этих организаций получают большие зарплаты, снимают дорогие офисы в сердце Тель-Авива, активисты получают деньги за свои акции. Израильские борцы за «мирную инициативу» разъезжают по всему миру, проводят конференции, проживают в роскошных отелях, делают вид, что занимаются важной работой, устраивают по ходу дела свои бизнес-проекты,.
> C военными нужно было обращаться тоньше, не напрямую. Их перевоспитанием в духе «нет военного решения проблемы террора» и «два государства для двух народов» занимались политруки из Гарварда на деньги Фонда Векснера, богатого еврейского бизнесмена и филантропа. Генералов приглашали на учебу в Гарвард за счет фонда. Год они проживали вместе с семьями на условиях делюкс, получали щедрые стипендии, приобщались к лучшему обществу, становились частью пораженческой концепции.
> Мы все помним, как два генерал-лейтенанта, Эхуд Барак и Шауль Мофаз, позорно бежали из Южного Ливана. Как они же, плюс генерал-лейтенант Дан Халуц и весь букет генерал-майоров, разъясняли, как нам будет хорошо, если зачистить сектор Газа от евреев, и ни одна ракета на наши города не упадет, а если упадет, то мы такое устроим – и весь мир нас поддержит. Мы устроим в Газе Сингапур со своим газом, казино и мировыми курортами. Устроили. Ошибка бизнес-проекта, но можно попытаться снова. Это те же генералы, которые руководили нескончаемыми акциями протеста против законно избранного правого правительства.
> Один из главных организаторов – Шикма Бреслер, жена высокопоставленного офицера ШАБАКа. Дочери начальника военной разведки АМАН Аарона Халивы принимали самое активное участие в демонстрациях против правительства. Директор «Моссада» Деди Барнеа разрешил своим офицерам принимать участие в антиправительственных демонстрациях, только в гражданской одежде. Та же Шикма Бреслер накануне 7 октября писала в твиттере, обращаясь к Биньямину Нетаниягу, что если тот не отменит судебную реформу, то «у тебя не будет ни разведки, ни армии». Акции протеста со всеми декорациями, рекламой, оплатой «труда» рядовых демонстрантов и организаторов стоят миллионы. Кто их финансировал тогда и кто финансирует демонстрации с требованием немедленного прекращения войны и выполнения всех условий террористов ради освобождения заложников?
> Армейское руководство игнорировало все предупреждения. Накануне нападения разоружило отряды самообороны – вооруженных граждан левые генералы боятся больше террористов, – сняло части с границы с Газой, убрало наблюдателей с вышек, не отменило фестиваль на границе с Газой, несмотря на все тревожные признаки, не сочло нужным с=ообщить премер-министру и министру обороны о возможной опасности.
> После нападения террористов выяснилось, что у армии не было никакого плана отражения террористического нападения. И после всей этой трагедии генералы не выразили ни капли раскаяния и продолжают подрывную деятельность. На это раз они руководят движением за освобождение заложников ценой поражения Израиля и выполнения всех условий террористов ХАМАСа.
> В данный момент общая картина в Генштабе и реальная картина боя в Газе не стыкуются друг с другом. Мы это видим также в телестудиях, где выступают как бывшие, так и нынешние генералы и относятся свысока ко всем избранным народным представителям. Накануне нападения 7 октября военное руководство не поставило в известность политическое руководство, и это не единственный случай, а сложившаяся система. Высокомерное отношение военного руководства к политическому не изменилось с началом войны, оно продолжается. Народные избранники должны получать уже обработанную, причесанную картину, без всяких там противоречий «с одной и с другой стороны», такую картину, которую они считают нужным представить, в противном случае депутаты могут использовать полную информацию в своей работе. Более того, до сих пор политическое руководство не получает от разведки полной информации о том, что происходит в Газе, хотя разведка знает все, что там происходит.
...
> Солдаты захватывают территорию, затем их оттуда выводят, потом им приходится завоевывать эту же территорию по второму разу, выводят снова, и там опять появляются террористы. Следовательно, одну и ту же территорию придется зачищать по нескольку раз. И это решение военного руководства. Оно не заинтересовано в создании постоянного контроля над территорией. Оно живет в концепции двух государств для двух народов.
> Точно так же велась в 2006 году война с «Хизбаллой» генерал-лейтенантом Даном Халуцем и премьер-министром Эхудом Ольмертом. Бессмысленно и безрезультатно. И прекратили они войну по первому окрику из Вашингтона. А их единомышленники во главе с Лапидом, Беннетом и Ганцем сдали газовые месторождения «Хизбалле» под нажимом все той же демократической администрации.
> У армии с самого начала не было плана установления контроля над сектором Газа. У армии 7 октября вообще не было подготовленных планов для выполнения этой задачи. У армии не было планов, что делать с южной частью сектора Газа, хотя именно там проходят все пути доставки оружия в сектор. Четкого видения реальности и нправления у высшего военного руководства нет. Хуже того, информация о том, что видят солдаты и офицеры на поле боя, не доводится до политического руко=одства. У армии нет четкого определения о том, что является победой и как ее достичь, поэтому отдельные тактические достижения выдаются за победу. А когда солдаты выходят из Газы и видят, что потом из Газы опять летят ракеты, они не понимают, зачем их вывели, почему им не позволили закончить работу, чего они вообще достигли.
> В военном кабинете есть партии Нетаниягу – Галанта и Ганца – Айзенкота. Понятно, что цели у них разные. Есть у нас еще и народ, который после 7 октября требует довести войну до конца, до полной победы. Но есть у нас еще и американское давление, и интересы американцев не совпадают с интересами Израиля. Есть еще и некоторая часть народа, для которой картина победы выглядит совсем по-другому, чем для большей части населения. Они больше всего боится, что Израиль возьмет под свой контроль всю Газу и восстановит там еврейское присутствие. Евреев они боятся больше ХАМАСа.
> Ганц и Айзенкот тесно связаны именно с этой частью населения, они очень близко принимают интересы Америки и поэтому тянут руководство войной в определенном направлении. С их точки зрения, войну можно было бы давно закончить. Начальник Генштаба Герци Халеви, как и Нетаниягу, понимает, что победа – это полный разгром ХАМАСа, но его социальный лагерь – это лагерь Ганца и Айзенкота, более того, он Ганцу обязан назначением на должность начальника Генштаба. Эти два генерал-лейтенанта в отставке были и остаются частью высшего военного руководства. Начгенштаба не может игнорировать настроения народа, солдат и офицеров, но он при этом остается частью прежней концепции, приведшей к нынешней трагедии.
Высшее военное руководство давно уже считает, что у армии есть свое государство. Все генералы, выпускники Фонда Векснера, подсевшие на фонды НКО, совместных бизнесов с врагами страны, возможности быть принятыми в лучших домах Филадельфии; все левые купленные политики настолько заигрались в свою концепцию, что не понимают, что так у них не будет собственного государства и их лично ожидает судьба всех полезных идиотов по завершении миссии.
Оно адресовано "узнику Сиона". Навальный выражал свою благодарность за книгу Щаранского "Не убоюсь зла", которую прочитал в СИЗО.
"Ваша книга дает надежду, потому что схожесть двух систем, СССР и путинской России, их идейная близость, их лицемерие как основа строя, их преемственность гарантирует и такой же неминуемый крах, как и тот, что мы наблюдали", - писал Навальный.
По данным газеты Israel Hayom, в ответном письме Щаранский написал Навальному, что это письмо его потрясло.
"Дорогой и очень уважаемый Алексей, Ваше письмо потрясло меня. Сама мысль о письме, пришедшем из того же СИЗО, где Вы находитесь взаперти 128 дней, меня трогает. Как будто я старик, получающий письмо от своей "Alma Mater", из университета, где я провел юность... Алексей, оставайся свободным человеком, так ты повлияешь на миллионы душ во всем мире", - ответил Щаранский.
Как известно, «Тецаве» — единственная недельная глава, где Моше отступает на второй план: его имя здесь не упоминается ни разу, в центре внимания его брат Аарон и должность, которую тот занял и стал олицетворять: должность первосвященника, коэн гадоля.
Есть много предположений относительно того, почему эту должность получил Аарон, а не сам Моше. Самый очевидный ответ: таким образом Моше наказали за то, что он лишний раз ответил отказом, когда Б‑г попросил его возглавить сынов Израиля.
«Но Моше сказал:
— О Г‑сподь! Пошли кого‑нибудь другого!
Тогда разгневался Г‑сподь на Моше и сказал:
— А как же твой брат, левит Аарон? Я знаю, что он умеет говорить. Он скоро выйдет тебе навстречу, и когда увидит тебя, то обрадуется [всем] сердцем. Ты станешь говорить и вкладывать слова в его уста, а Я буду с вами обоими и научу вас, что вам делать. Он будет говорить с народом вместо тебя. Он станет твоими устами, а ты будешь ему господином» (Шмот, 4:13–16).
Впрочем, здесь содержится и более глубокая идея: принцип разделения властей, противоположность сосредоточению лидерских полномочий в руках одного‑единственного человека или института. Любая власть, которой наделены люди, нуждается в системе сдержек и противовесов, иначе она развратится. И уж тем более никогда не следует совмещать полномочия политического лидера и религиозного лидера — кетер малхут и кетер кегуна . Моше был увенчан двумя коронами — высшего политического лидера и величайшего пророка, а Аарон — короной священства. Благодаря этому разделению власти братья служили друг для друга «сдержками и противовесами».
Так обстоит дело в теории. Самое занимательное — как работает этот принцип в межличностных отношениях, в данном случае в отношениях между родными братьями — Моше и Аароном. В Торе об этом сказано относительно мало, но намеки складываются в интереснейшую картину.
Прежде всего давайте обдумаем только что прочитанный отрывок из начала книги Шмот.
Б‑г сообщает Моше: Аарон «скоро выйдет тебе навстречу, и когда увидит тебя, то обрадуется [всем] сердцем». Казалось бы, слова самые простые, говорится о простых вещах, но в действительности все иначе.
Моше был младшим братом Аарона, с разницей в три года. Согласитесь, вполне естественно, если бы Аарон позавидовал младшему брату оттого, что Моше скоро станет лидером, а Аарону этого не суждено. Дополнительный резон для зависти — тот факт, что Моше долгие годы жил вдали от своего народа. Сначала Моше был усыновлен и стал принцем Египта, а затем нашел убежище у Итро и мидьянитян. По сравнению с Аароном Моше, младший брат, был чужаком для соплеменников.
Однако Б‑г говорит: «Когда он увидит тебя, то обрадуется».
То, что Аарон был способен обрадоваться возвышению своего брата, особенно поражает на фоне всей библейской истории взаимоотношений между братьями до того момента. В этой истории случались разнообразные вариации на тему соперничества между братьями: Каин и Эвель, Ицхак и Ишмаэль, Яаков и Эсав, Йосеф и его братья. В Теилим сказано: «Как хорошо и приятно, когда братья живут вместе» (Теилим, 133:1).
А мы, читая Берешит, почти наверняка добавим: «И как редко такое бывает».
Но теперь начинается второй экзамен — на сей раз не для Аарона, а для Моше. Он слышит повеление учредить такой вид руководящей должности, которую сам никогда не сможет занять, а именно священство, причем человеком, которому он должен отдать эту должность, будет его старший брат. Сможет ли Моше выполнить это повеление с тем великодушием, с каким его брат отнесся к нему самому?
Обратите внимание, в Торе подчеркивается, что Б‑г настаивает: именно Моше должен удостоить Аарона этой чести.
В начале нашей недельной главы трижды употреблено слово «ве‑ата» («и ты», «ты же»): «Ты же вели сынам Израиля» (доставлять масло для меноры, вверенной Аарону и его сыновьям: они должны не допускать, чтобы менора погасла).
«Ты же приблизь к себе <…> твоего брата Аарона, а с ним — и его сыновей».
«Ты же должен поговорить со всеми мудрыми сердцем» (и приказать им изготовить одежды, которые будут носить Аарон и другие священники) (Шмот, 27:20, 28:1, 3).
Моше должен показать народу — и самому Аарону, — что обладает смирением, цимцум , способностью держаться в тени. Эта черта характера необходима, чтобы дать другому человеку простор для действий, разделив с ним полномочия народного лидера. Причем этот другой силен в том, в чем ты не силен, вы с ним занимаете разные должности, он, возможно, популярнее тебя, ближе к народу (таким и оказался Аарон).
Ле‑авдиль : в 2005 году историк Дорис Кернс Гудвин выпустила книгу об Аврааме Линкольне под названием «Команда соперников». Там Гудвин рассказывает историю о том, как Линкольн назначил в свой кабинет трех человек, которые раньше, в его бытность кандидатом в лидеры Республиканской партии, были его противниками. Уильям Генри Сьюард — тот, от кого ждали победы в борьбе за руководство партией, — в итоге сказал о Линкольне: «Он обладает почти сверхчеловеческим великодушием <…> Президент — самый лучший из нас».
Нужен особый склад характера, чтобы отойти в сторону и дать простор для действий тем, кого ты обоснованно можешь считать соперниками. В начале этой истории Аарон продемонстрировал такой склад характера по отношению к Моше, а теперь от Моше требуется продемонстрировать такой же склад характера в отношении Аарона.
Подлинное лидерство требует таких черт, как смирение и великодушие. Чем меньше у лидера самомнения, тем больше в нем величия. Именно это доказал своим примером Моше в той недельной главе, где его имя даже не упомянуто.
В соцсетях Салли Хант размещает посты, используя никнейм «Салли ненавидит капитализм». Согласно ее биографии в соцсети X, она «марксистка‑ленинистка, противница расизма, противница империализма, противница сионизма (при этом еврейка), за LGBTQ (международное общественное движение, запрещено в РФ. — Ред.), за коренные народы, межидеологическая (интерсекциональная) феминистка». Это не только фигура, олицетворяющая парадигму нашего времени — инфлюенсер с ультралевыми взглядами, — но и идеальный пример явления, которое я называю «Говорю‑вам‑как‑еврей» (в ее случае «Говорю‑вам‑как‑еврейка»).
С 7 октября 2023 года Хант в своих роликах в тиктоке и на ютубе обвиняет произраильски настроенных евреев в поддержке геноцида, одновременно отстаивая права палестинцев на сопротивление оккупации. «Я отказываюсь осуждать ХАМАС», — говорит она, красуясь перед объективом. Хант — классический пример явления «Говорю‑вам‑как‑еврейка».
«Говорю‑вам‑как‑еврей» — это мужчина в талесе посреди толпы протестующих в куфиях, пытающихся заблокировать движение в аэропорту имени Джона Кеннеди. «Говорю‑вам‑как‑еврейка» — это редактор из Бруклина, написавшая и выложившая в Substack автобиографическое эссе: 35 тыс. печатных знаков о том, что поездка в Израиль по программе Birthright оставила незаживающие раны: там, мол, автора насильно пичкали сионистской пропагандой. Или бородатая рабби (в буквальном смысле бородатая) Джессика Розенберг, в ноябре 2023 года бросившая вызов президенту Байдену в Миннесоте. Под свист и шиканье аудитории Розенберг сказала: «Господин президент, если вы переживаете за еврейский народ, мне как раввину необходимо, чтобы вы прямо сейчас призвали к прекращению огня».
«Говорю‑вам‑как‑еврей» и «Говорю‑вам‑как‑еврейка» зовутся так, потому что буквально жить не могут без этих словосочетаний. Мы слышим такие заявления много лет.
«Говорю вам как еврей: я не считаю, что Американо‑израильский комитет по общественным связям должен играть доминирующую роль в американской внешней политике». «Говорю вам как еврей: я против незаконной оккупации палестинских земель». Разумеется, критиковать Израиль — это позволительно. Заявления, что Израиль должен предпринимать больше усилий ради предотвращения потерь среди гражданских, сопровождаемые признанием того, что ХАМАС начал войну с чудовищного зверства, а теперь его боевики укрываются среди гражданского населения Газы, — такая критика, безусловно, имеет право на существование, даже если она не совпадает с вашим мнением. Но когда евреи ополчаются на Израиль, объявляя его безнравственным до непотребства, необычайным геополитическим злом, критика, так сказать, прокисает, оборачиваясь клеветой.
Причем эти новые клеветники вряд ли стараются переубеждать. Они действуют с ревностностью неофитов. Многие «Говорим‑вам‑как‑евреи» когда‑то были сионистами. Но с течением времени они «проделали большую работу»: разглядели, что Израиль — вовсе не Давид, а Голиаф.
Рассмотрим случай организации «Еврейский голос за мир» (Jewish Voice for Peace, JVP), чье обманчивое название воплощает идеалы «Говорим‑вам‑как‑евреев». Это название звучит так, будто сионисты — «голоса за войну». В видеоролике «Схватка с сионизмом» (2018) евреи всех возрастов откровенничают о том, как пришли к разрыву с еврейским государством и стали приветствовать его отрицание. Одна молодая женщина рассказывает о своем первом дне студенческой жизни. Ее соседка по комнате в общежитии повесила на стену плакат «Свободу Газе». «В глубине души я в чем‑то согласилась с этим, — говорит женщина срывающимся голосом. — Потому что все люди заслуживают, ну‑у, свободы и человеческого достоинства. И я стала задавать себе вопрос, какова роль моего народа в том, что Газе не дают свободу».
После 7 октября «Говорим‑вам‑как‑евреи» как явление существуют почти исключительно в диаспоре. Остатки израильских левых поддерживают войну в Газе и ее цель — истребление хамасовцев — демонов, которые во имя сопротивления насиловали, увечили и похищали еврейских детей, бабушек и подростков. Однако на Западе «Говорим‑вам‑как‑евреи» остались непоколебимы: 7 октября не пошатнуло их догматизм. Они все еще давят на Запад, требуя разорвать связи с Израилем.
Рассмотрим — мы просто обязаны его рассмотреть! — случай Питера Бейнарта: это бывший поборник либерального интервенционизма, совершивший худший для его поколения членов Демократической партии грех, — когда‑то он поддержал войну в Ираке.
Не волнуйтесь. За это он уже принес извинения. Несколько раз. Когда в середине 2000‑х Бейнарт начал дистанцироваться от Израиля, то хотел всего лишь бойкота товаров, производимых евреями на Западном берегу Иордана. Теперь же он хочет, чтобы воплотился план «Одно государство, два народа». А если такое государство перестанет быть еврейским, его это ничуть не волнует. При этом он носит кипу и ходит в синагогу модерн‑ортодоксов.
Нет, Питер Бейнарт, «Еврейский голос за мир», Джессика Розенберг и их попутчики не снабжают ХАМАС ракетами. Не вызываются сражаться с оккупацией какими бы то ни было физическими методами. Но они сражаются на стороне тех, кто стремится к уничтожению Израиля. В этой схватке они участвуют, так сказать, словесно, а не с оружием в руках. Их бойкоты, лекции, интервью для подкастов и откровения о своем пути в видеороликах — часть информационной войны, цель которой — сделать Израиль в его нынешнем виде парией.
Это без утайки демонстрирует пресс‑релиз, распространенный «Еврейским голосом за мир» в тот момент, когда Международный суд ООН (МС) начал разбирать дело Израиля по обвинению в геноциде. В пресс‑релизе говорится: «Если МС установит, что Израиль совершает геноцид, это поможет нам еще активнее проводить организационную работу ради освобождения Палестины — у нас прибавится возможностей для давления на правительства по всему миру, чтобы те прекратили поддержку израильского правительства, — не только во время текущего геноцида, но и все то время, пока продолжает существовать этот режим апартеида».
Это не первый случай, когда видные евреи своими высказываниями приближают осуществление целей, преследуемых недругами нашего народа. К сожалению, это долгая традиция. Сотни лет назад, когда не существовало никакого еврейского государства, тогдашние «Говорим‑вам‑как‑евреи» убеждали правителей стран, приютивших их в диаспоре, изгнать евреев или обратить их в христианство, а также конфисковать и сжечь Талмуд. Примеров подобных предательств много, но то, что происходит в текущий момент, во многом объясняется страницей из истории XVI века.
13 августа 1509 года. День, когда император Священной Римской империи Максимилиан I подписал печально известный Падуанский мандат — приказ конфисковать и уничтожить все еврейские книги, за исключением Ветхого Завета.
К 1509 году подобные указы не были для Европы чем‑то необычным. В Средние века была целая череда многочисленных антиеврейских наветов. Нас обвиняли в краже или осквернении обрядовой гостии — воплощения тела Христова. А также в использовании крови христианских младенцев в тайных обрядах. Нас признавали виновными в колдовстве, занятиях алхимией, некромантии, ереси и богохульстве. Все эти проступки были выдуманы, но наказывали за них вовсе не понарошку. Когда в XIII веке в немецком городе Белиц одного еврея обвинили в осквернении гостии, всех тамошних евреев сожгли на кострах. К похожему погрому привел и кровавый навет 1475 года: слухи, что евреи похитили, мучили и убили мальчика, позднее вошедшего в историю под именем Симон Трентский.
Еврейские книги были излюбленной мишенью средневековых антисемитов, веривших, что в Талмуде содержатся сведения о магии — ключ к особому могуществу евреев. А еще антисемиты полагали, что Талмуд поощряет антицерковные ереси и прививает евреям ненависть к католикам. В этом плане Максимилиан, уроженец Германии, был представителем долгой традиции, направленной на искоренение еврейской истории. Еще до подписания Падуанского мандата император выдворил еврейское население из трех германских территориальных образований, входивших в Священную Римскую империю.
И все же, если сравнить Максимилиана с другими европейскими правителями тех времен, он был далеко не худшим. Несмотря на его действия по выдворению евреев, в разных уголках Германии существовали видные еврейские семьи, достигшие процветания. Максимилиан относился к евреям враждебно, но фанатиком не был. Подписать Падуанский мандат его уговорил ревностный неофит: «Говорю‑вам‑как‑еврей», некий Иоганн Пфефферкорн.
Пфефферкорн, родившийся в Нюрнберге в 1469 году, был посредственностью. Бродяжничал, скитаясь по средневековой Германии, пока не обосновался в Кельне. В 1505 году его приговорили к тюремному заключению за ограбление мясника. Но не прошло и года, как он вышел на волю. Он объявил, что в тюрьме ему явился Господь, в результате в 1506 году Пфефферкорн обратился в католичество и монахи доминиканского ордена крестили его, а также его жену и детей.
Небольшой экскурс в историю доминиканцев — одной из ведущих сил испанской инквизиции. Эта первая попытка уничтожения еврейства в Европе памятна нам такими шагами, как выдворение еврейского населения за границу, ужасающее принудительное обращение в христианство, а также чудовищные массовые пытки. Но одним из главных направлений деятельности инквизиции была война против еврейских текстов.
Ко времени появления инквизиции гонения на еврейские книги продолжались уже не менее сотни лет. Первые крупные конфискации экземпляров Талмуда и их сожжение произошли в XIII веке, причем делалось это по призыву римских пап и королей. Евреи подавали в Ватикан официальные жалобы, но к их протестам оставались глухи.
Одним из подстрекателей всей этой кампании был еврей, ранее принявший католичество. Его звали Николас Донин. Он убедил папу Григория IX в том, что еврейский Талмуд — злая клевета на Христа и его последователей. И именно папа Григорий после учреждения инквизиции приказывал конфисковывать и сжигать Талмуд.
Так что, когда в 1505 году Пфефферкорн вышел из тюрьмы, доминиканцы решили, что нашли своего нового Донина — бывшего еврея, который сможет убедить церковь и императора изъять подчистую все экземпляры Талмуда в Германии.
Во времена Донина не существовало печатных станков. Библию все еще переписывали от руки. В еврейских общинах самым способным ученикам поручали учить Талмуд наизусть, поскольку переписанные от руки свитки стоили очень дорого и были трудоемкими в изготовлении. Но в XVI веке Европа пережила бум печатного слова. Стали выходить разнообразные брошюры и книги, их изготовление обходилось намного дешевле, чем в догутенберговскую эпоху.
С распространением книгопечатания церковь намного острее стала интересоваться регулированием книгоиздания и запретом книг. Вновь зазвучали давнишние клеветнические утверждения: мол, Талмуд прививает евреям ненависть к приютившим их народам, учит колдовству и магии, приподнимает покров тайны со странных обрядов.
В этом отношении Пфефферкорн появился в самый подходящий момент. Доминиканцы нашли ему новый род занятий — сочинять памфлеты. Первые пробы пера выражали умеренную по меркам той эпохи позицию. Например, Пфефферкорн заявил, что кровавый навет (утверждения, что евреям нужна кровь христианских младенцев для изготовления мацы и тайных обрядов) — это неправда. В своих ранних памфлетах Пфефферкорн упирал на то, что хочет спасти бывших единоверцев от ереси, которая содержится в их священных текстах. Поэтому он предлагал принудить евреев слушать проповеди католических священников. А также призывал их больше не заниматься ростовщичеством и просил церковь разрешить профессиональную деятельность евреям в других областях.
И все же Пфефферкорн был злокозненным лжецом. В своем памфлете Judenbeicht («Признание еврея») он лживо утверждает, что обряд Йом Кипура, самого священного дня еврейского года, изобретен безнравственными раввинами и не отражает тот иудаизм, которому учит Тора (в действительности именно в Торе Б‑г велит Моше выделить особый день для покаяния). К этой теме Пфефферкорн обращался снова и снова. Он утверждал, что еврейская религия в ее форме начала XVI века — это отклонение, которое сбило его народ с пути истинного. Он призывал своих читателей взглянуть на «постыдные и нечестивые деяния евреев, которые проклинают и оскверняют Бога Всемогущего, Марию, которая дала нам Иисуса Христа, а также все небесное воинство и весь христианский мир, а также совершают другие нечестивые деяния».
Все это готовило почву для затеянной Пфефферкорном кампании по конфискации Талмуда в Европе.
Но как человеку, который был судим за грабеж, а в христианство обратился совсем недавно, воплотить свои идеи в жизнь? Пфефферкорн, умевший пускать в ход обаяние, постарался подружиться с сестрой Максимилиана — Кунигундой фон Байерн, вдовствующей герцогиней Баварской. Она пришла в восторг от антиеврейских памфлетов Пфефферкорна и попросила брата дать ему аудиенцию. Встреча прошла удачно, император подписал Падуанский мандат.
У Пфефферкорна началась совсем другая жизнь. Он не просто убедил императора запретить Талмуд и другие еврейские книги — Максимилиан поручил Пфефферкорну руководить усилиями по проведению указа в жизнь. И здесь мы обнаруживаем еще одно доказательство его низости: когда Пфефферкорн изымал священные книги, он давал еврейским общинам побогаче возможность откупиться, чтобы он пощадил их библиотеки. Так Пфефферкорн нажился на своей кампании гонений.
Для Пфефферкорна и доминиканцев все шло по плану, но возникла загвоздка. Немецкая еврейская община обратилась с петицией к своему представителю в церкви — Уриэлю фон Геммингену, архиепископу Майнца. А тот убедил Максимилиана назначить специальную комиссию, чтобы она изучила выдвинутые Пфефферкорном обвинения.
Хотя в тот период еврейской истории существовала уже долгая традиция антисемитизма, была и другая, намного более яркая в интеллектуальном отношении традиция отношения к евреям. Основывалась она на трудах Блаженного Августина, написанных в V веке. Приверженцы идей Августина называли иудаизм более ранней версией христианства и признавали, что сам Иисус был евреем. С их точки зрения устраивать гонения на евреев было не только неправильно, но и ненужно: ведь когда Иисус вернется, евреи осознают, что шли неверным путем.
Максимилиан отвергал такой подход. Но блестящий немецкий законовед и теолог Иоганн Рейхлин уже готовился ввязаться в спор. Рейхлин входил в число экспертов, которым поручили дать оценку утверждениям Пфефферкорна. Вначале Пфефферкорн надеялся сделать Рейхлина своим сторонником, но столкнулся с разочарованием.
В итоге в комиссии мудрецов Рейхлин оказался единственным инакомыслящим. Но, будучи весьма влиятельным мыслителем и писателем, он все же добился, чтобы Максимилиан аннулировал свой мандат. Опираясь на августинианскую традицию, Рейхлин указал, что евреи, живущие в империи, имеют право на ту же защиту, что и любой другой ее житель. Также он указал, что еврейские тексты могут многое дать, в особенности Германии. Он порекомендовал взять на работу в каждый германский университет двух профессоров иврита. Рейхлин исходил из собственного опыта. Он выучил иврит, занимаясь с одним из раввинов Рима, и всю жизнь живо интересовался каббалой.
Рейхлин ужаснулся невежеству Пфефферкорна, и не зря. Пфефферкорн не был ни раввином, ни теологом. В сущности он был пособником — сметливым человеком с хорошим нюхом на придворные политические игры. Но он был не способен дискутировать на равных с Рейхлином или любым другим серьезным ученым. И тогда Пфефферкорн впал в немилость.
Мало того что политическое решение, которое он продвигал, отменили. Он лишился крупного источника дохода — возможности заниматься вымогательством под угрозой конфискации Талмуда. И тогда — дело ведь было на заре книгопечатания — Пфефферкорн настрочил памфлет, с которого началась полемика, вошедшая в историю как «война книг».
В памфлете под названием Handspiegel (дословно — «Зеркало, которое держат в руках») он очернил репутацию Рейхлина. Утверждал, что Рейхлина наняла за деньги могущественная еврейская община, а также что Рейхлин шарлатан и в действительности не знает иврита, а также что Рейхлин, выступив в защиту Талмуда, впал в ересь.
Рейхлин нанес ответный удар, выпустив памфлет, называвшийся Augenspiegel, что в переводе значит «Очки для чтения». Генри Абрамсон из колледжа Туро утверждает, что в названии заключена насмешка над Пфефферкорном: «Тебе кажется, что мне требуется посмотреть в зеркало? Ну а тебе требуются очки для чтения».
Например, Рейхлин писал: «Талмуд был написан не для того, чтобы всякий подлый человек топтал его немытыми ногами, а потом утверждал, что знает его от корки до корки».
Перепалка продолжалась до 1521 года. Сторонники Рейхлина выпустили сатирическую книгу «Письма темных людей»: это были «послания», которые они приписали Пфефферкорну и его покровителям‑доминиканцам. И это была жестокая насмешка над антиталмудическим движением, содержавшая обвинения в отношении нескольких теологов и священников: мол, они ходят к проституткам, страдают медвежьей болезнью и невежественны по части Библии.
«Война книг» не сводилась к словесным препирательствам. Сторонники Пфефферкорна и Рейхлина вступали в стычки между собой, не чураясь рукоприкладства. Самого Рейхлина вынудили покинуть свой дом. В своем последнем памфлете Пфефферкорн призвал церковь изгнать евреев из всей Священной Римской империи. Но к тому времени элита уже перестала к нему благоволить. Рейхлин скончался в 1521 году, а в следующем году умер и Пфефферкорн.
Сегодня серьезных угроз для еврейских текстов нет. Но есть угроза, нависшая над еврейским государством. В Средние века «Говорим‑вам‑как‑евреи» были пешками, с помощью которых церковь распространяла лживые измышления о Талмуде. В 2024 году «Говорим‑вам‑как‑евреи» — это не те, кто принял христианство. Это люди, которые перешли в веру ложных пророков — левого общественного движения за социальную справедливость.
Рассмотрим еще один видеоролик «Еврейского голоса за мир», в котором активистка Майя Эдери откровенничает, разъясняя, как пламенные антиколониальные убеждения привели ее к антисионизму. Она говорит на камеру: «Когда я изучала феминологию, гендерные исследования и социологию, все наши преподаватели рассказывали об антиколониальном сопротивлении, рассказывали о колониализме США в Пуэрто‑Рико, о Западной Сахаре, Кашмире и проводили аналогию с Палестиной. И было кристально ясно, что невозможно выступать против колониализма, расизма и империализма только в некоторых местах, но спокойно относиться к этому в Палестине».
Интеллектуальный крестный отец феномена «Говорю‑вам‑как‑еврей» — бывший профессор Норман Финкельстин. В документальном фильме «Американский радикал» (2009) Финкельстин гордо размахивал транспарантом на акции протеста у израильского консульства в Нью‑Йорке, когда началась ливанская война 1982 года. На транспаранте было написано: «Этот сын выживших в восстании в Варшавском гетто, Аушвице и Майданеке не будет молчать. Израильские нацисты, прекратите Холокост в Ливане».
Сегодня с этими гнусными попытками поставить знак равенства между еврейским государством и Третьим рейхом сталкиваешься постоянно. Но 40 лет назад Финкельстин был одним из первопроходцев. Сравнения Израиля с нацистами можно было услышать разве что на собрании «Синоптиков» или в эфире египетских радиостанций, но не в коридорах власти. Сегодня эта клевета — гвоздь выступлений Финкельстина.
После 7 октября в интернете широко распространился отрывок из фильма, где Финкельстин выступает перед студентами, а они спрашивают, почему он сравнил студентов‑сионистов с организаторами Холокоста. Возмущенно переходя на крик, он заявляет студентке, которая не может сдержать слез: «Мои отец и мать оба участвовали в Варшавском восстании, и именно благодаря урокам, которые они преподали мне и остальным своим детям, я не буду молчать, когда Израиль совершает преступления против палестинцев».
В ноябре 2023 года, когда я участвовал в дебатах с Финкельстином, он держался более сдержанно, но все же многократно утверждал, что до 7 октября Газа была концлагерем. Он говорил, что не может заставить себя осудить устроенную ХАМАСом бойню, а причина та же, по которой многие аболиционисты отказывались осудить восстание рабов под руководством Ната Тернера , случившееся до Гражданской войны.
В том, что касается сути вопроса, Финкельстин, разумеется, кругом неправ. В Газе есть торговые центры и роскошные отели. Гуманитарная помощь, исчисляемая миллиардами долларов, начала поступать в сектор Газа еще до того, как в 2005 году Израиль принудительно вывел с этих земель свои войска и поселенцев. Значительную часть этой помощи ХАМАС украл, чтобы потратить на свою «военную машину». Сравнивать условия жизни в Газе с Аушвицем или Дахау, или, кстати сказать, с плантациями — невежество по части морали и истории.
Но, если отвлечься от этих фактов, нам придется признать, что Финкельстин — настоящий подарок врагам еврейского народа. Как‑никак, нееврея, который проводит подобные аналогии, вмиг объявили бы антисемитом. Но сын людей, выживших в Холокосте?.. Это совсем другое дело. Более того, если Израиль, как уверяет Финкельстин, является нацистским государством, можно ли по‑настоящему ставить палестинцам в вину их кровожадность 7 октября?..
В этом смысле Финкельстин идет по стопам Пфефферкорна: тот использовал свое реноме «бывшего еврея», чтобы клеветать на Талмуд, а Финкельстин так же использует реноме сына выживших в Холокосте, чтобы клеветать на Израиль.
Эти наветы не пустяк. Они оправдывают и рационально обосновывают крупные и мелкие зверства, а также подстрекают к новым зверствам. Евреи не учились черной магии по Талмуду, но в эту байку много столетий верили миллионы европейцев. Израиль не ведет прицельную стрельбу по палестинским детям — а ХАМАС, наоборот, подвергает этих детей опасности, совершая пуски ракет из школ и мечетей. Но миллионы людей по всему миру верят, что Израиль ведет такую стрельбу. Средневековые антисемиты нуждались в «Говорим‑вам‑как‑евреях», чтобы те своим реноме подкрепляли лживые обоснования устроенных ими погромов и изгнаний евреев. Сегодня ХАМАС и его союзники в Иране нуждаются в «Говорим‑вам‑как‑евреях», чтобы убедить Гаагу, правительства европейских стран и Белый дом признать незаконным право Израиля на самооборону.
Но нет худа без добра: сейчас, как и во времена Пфефферкорна, есть праведники народов мира, такие как Рейхлин. В список тех, кому мы воздаем почести, входят конгрессмен от Нью‑Йорка Ричи Торрес, сенатор от Арканзаса Том Коттон и многие другие. Но больше всего после 7 октября нас приятно удивил сенатор от Пенсильвании Джон Феттерман.
В 2022 году он баллотировался на выборах, выступая с позиций левого популиста и сумел победить, несмотря на инсульт и вызванное им нарушение речи. После выздоровления Феттерман затеял полемику с пропалестинскими активистами из числа своих однопартийцев. В январе 2024 года, проходя мимо группы этих активистов, он, широко улыбаясь, размахивал маленьким флагом Израиля. Когда Южная Африка подала иск против Израиля в Гааге, затеяв показательный процесс, Феттерман сказал, выступая перед «Ортодоксальным союзом» : «Южной Африке следовало бы отсидеться в стороне».
Нелишне сказать, что существует долгая традиция, в рамках которой люди, принявшие христианство, усердно стараются подкрепить своим реноме наветы, исходящие от недругов евреев. Но мы также должны отдать должное традиции праведников народов мира — тех, кто опровергает их измышления, даже если пособники этой клеветы подтверждают измышления, заявляя: «Говорю‑вам‑как‑еврей».
Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..