Юношеское насилие: медийный эффект и культурный диссонанс.
Сегодня СМИ нечасто сообщают о детях и подростках, которые публично избивают своих жертв, насилуют своих сверстников и – чтобы еще больше унизить жертву – снимают свои действия на смартфоны, с тем чтобы потом хвастаться в Интернете и перед друзьями.
По мере того, как присутствие СМИ в нашей жизни стало круглосуточным и вымышленное насилие ежедневно транслируется в наш мозг, мы привыкли к тому, что дети и подростки безрассудно используют насилие для разрешения конфликтов или снятия стресса. И почти никто не задается вопросом о причинах такого развития. Мы, похоже, даже считаем, что столь агрессивное поведение нормально даже в детском саду. Но это не так.
Глобальная расторможенность молодежи в отношении насилия идет рука об руку с ежедневным присутствием насилия в СМИ. Будь то в кино, на ТВ, в компьютерных играх или в онлайн-порнографии: насилие присутствует круглосуточно. Оно производит глубокое воздействие на молодые структуры мозга и определяет внутренний опыт подростков, особенно когда те сами подвергаются насилию, находятся в социально неблагоприятном положении или фрустрированы.
Мозгу все равно, идет ли речь о впечатлениях из реальности или с экрана – он обрабатывает их как реальные. Если мы реагируем эмоционально, это переживание важно для нашего биокомпьютера, он закрепляет его. Когда нам кажется, что мы непринужденную наблюдаем за происходящим на экране, на бессознательном уровне происходят процессы обработки и запоминания информации, которые подсознательно направляют наше мышление, действия и чувства в реальности.
Насилие и порнография – это раздражители, от которых вряд ли удастся избавиться. Дети и особенно подростки ежедневно просматривают порносайты, играют в жестокие игры, смотрят фильмы ужасов и боевики – причем тем больше, чем менее защищенными они вырастают. Усиленное социальным недовольством, отчуждением, насилием в семье, насилие в СМИ создает в восприимчивом мозгу молодых людей нейронные сети, хранящие вымышленное насилие в виде фантазий и моделей действий для реализации в реальности.
Якобы для нашей безопасности в общественных местах устанавливаются камеры наблюдения, которые хотя и не предотвращают насилие, но облегчают работу правоохранительных органов. При этом суть проблемы затушевывается, а особенно шокирующие действия, такие как массовые убийства, подаются как единичные случаи психических расстройств.
Медийно социализированные люди принимают это как должное и включают телевизор или компьютер, чтобы расслабиться. Большинство остаются зрителями, даже становясь свидетелями реального насилия, и даже снимают его или несчастный случай, чтобы выложить в социальные сети. Сострадание все больше исчезает вместе с медиализацией нашей жизни.
Массивное воздействие СМИ уже дестабилизировало нашу безопасность, а неподготовленное столкновение массивных культурных, социальных и религиозных различий лишь усугубляет ее. Никто не информирует население о том, как думают или чувствуют новые сограждане, во что они верили на протяжении многих поколений. И наоборот, они тоже мало знают о своих новых соседях.
Вследствие притока иммигрантов из зон военных действий в арабских странах и нищих африканских стран мы сталкиваемся еще c одним видом насилия среди молодежи, который либо замалчивается, либо преуменьшается СМИ. Но эти акты насилия реальны, имеют причину и подоплеку. Только если мы попытаемся понять происходящее, у нас есть шанс улучшить ситуацию.
Многие иммигранты считают нас «неверными», аморальными и купающимися в деньгах, которые государство раздает всем, въезжающим в страну. Принцип государства всеобщего благосостояния неизвестен в странах их происхождения. Эти страны обнищали, охвачены войной, их правительства коррумпированы. Государство воспринимается там как враг. Главное – это семья, сплоченность клана, скрепленная правилами и ролевыми спецификациями. Ситуация, когда работающие платят государству, чтобы оно могло создавать социальные блага для нуждающихся, неизвестна новым согражданам. Щедрое государство склонно создавать иллюзию магазина самообслуживания, где люди берут нужное, не давая ничего взамен. Более того, в Германии можно грабить, насиловать и убивать, не подвергаясь заметному наказанию. Даже пребывание в здешних тюрьмах по сравнению с условиями в странах происхождения больше напоминают этим людям отель с системой «все включено». Среди них ходят слухи, что большинство преступлений наказывается только условным сроком, и что германская система правосудия чрезвычайно мягкая и перегруженная, так что даже жестокие преступники вскоре выходят на свободу.
«Германия проводит неправильную политику. Во-первых, законы настолько слабые, что это просто смешно!.. И полиция должна сначала добиться уважения… Поверьте мне, когда вы идете гулять в нашей стране и встречаете полицейского, люди накладывают в штаны и думают: „Хоть бы он не посмотрел на меня и не заговорил со мной!“ Потому что полицейских уважают и знают, что с ними нельзя шутить. У нас в участке висит плакат: „Бог милосерден, мы – нет!“», – сказал в интервью 22-летний Али, выходец из арабской страны.
Посмотрев на себя глазами этих людей, мы сможем понять, почему молодых иммигрантов ничего не удерживает от того, чтобы насильственно добиваться своих целей или вымещать свое разочарование на случайных жертвах. Они знают, что мы не требуем от них уважения и не наказываем их за насилие. Мы превращаем наши церкви в мечети и ведем себя совершенно развратно с точки зрения их морали. Женщины ходят по улицам полуголые и одинокие, порнография в Интернете предлагается круглосуточно, а полицейские, когда на них плюют, просто отступают.
Понятно, что люди из тоталитарных систем, воспитанные по правилам строгого патриархата и в мусульманских традициях, могут здесь утратить контроль над собой и не проявить ни благодарности, ни уважения. Мы же при этом расстилаем им красную дорожку и ведем себя покорно, что немыслимо в странах их происхождения.
Социализация в семье и в школе строго авторитарная, применение физического насилия – в порядке вещей. Женщины – это собственность мужчины, они должны подчиняться ему и рожать детей. Эти страны представляют собой политические и социальные системы угнетения и личного рабства. Если оскорблены страна, семья, честь или Аллах, следует ожидать сурового наказания. В Германии все по-другому.
Вместо того чтобы открыто решать проблему этих значительных культурных и религиозных различий, мы их скрываем. Если мы не учим иммигрантов нашим ценностям и не требуем от них уважения к нашей точке зрения, они не будут нас уважать. В их глазах мы выглядим людьми без гордости, достоинства и чести, которые позволяют безнаказанно осквернять свою страну, насиловать и даже убивать своих женщин.
У нас разные представления о законе, вере, обычаях и морали, о роли мужчин и женщин. Только когда мы признаем это и начнем говорить об этом, может начаться интеграция и уважительное сосуществование.
Ирис ЗУКОВСКИ, «Еврейская панорама»