|
понедельник, 15 августа 2016 г.
ФРАЗОЧКИ
ТАЙНЫЙ СМЫСЛ КРЫЛАТЫХ ФРАЗ
Русские крылатые фразы: тайный смысл
Все ли мы знаем о выражениях, которые постоянно используем?Подчас слишком мало.А ведь за каждым из них стоит целая история, порой увлекательная, а порой и трагичная..
Иван родства не помнящийБеглецы с царской каторги, крепостные крестьяне, бежавшие от помещика, солдаты, не вынесшие тяжести рекрутчины, сектанты и прочие «беспаспортные бродяги», попадаясь в руки полиции, тщательно скрывали свое имя и происхождение. На все вопросы они отвечали, что зовут их «Иванами», а «родства своего» (то есть происхождения) они не помнят.Черным по-белому
До середины XIV века книги на Руси писались на пергаменте, который изготавливали из кожи молодых ягнят, телят и козлят. Кожа в процессе обработки приобретала белый цвет. В качестве чернил с XII века использовали смесь сернокислой железной соли с чернильным орешком. Раствор таких чернил засыхал на поверхности хорошо видным слоем. Трудоемкий процесс производства и высокая духовная значимость книг в то время создавали высокий исключитеьный авторитет всему, что написано « черным по-белому».И на старуху бывает проруха
Исконно русское народное выражение. «Прорухой» в некоторых областях России называют досадный промах, ошибку, и эта поговорка как бы подтверждает, что даже у самого опытного и умелого человека могут быть недосмотры.Толочь воду в ступе
Сейчас только инопланетяне, наверно, не слышали сектантские рассуждения о чудесных свойствах воды. Как она якобы запоминает информацию, кристаллизуется в удивительные звездочки и многоугольнички – все японцы рассказали и фильм показали. Наши люди от японцев не далеко ушли: с древних языческих времен на водичку нашептывали, в ожидании дальнейших чудес. Со знаком минус – если плохого наболтаешь, сугубо положительные – ежели добра пожелаешь. Но вдруг над источником уже кто-то что-то брякнул? Особенно когда поскользнулся или кувшин выронил. А вода-то все помнит! И жрецы с шаманами изобрели способ удаления из жидкостей ненужной информации. Для этого воду долго и упорно толкли-перемалывали в посудине, выдолбленной из ствола дерева. И после нескольких дней мучений можно было уже шептать заклинания всякие и заговоренное питье менять на шкурки или там пояски расшитые. Но, видимо, не всегда срабатывало это малобюджетное зелье. Потому постепенно выражение стало символом совершенно бесполезного занятия.Шут гороховый
Персонаж европейского средневекового театра, шут носил полосатый костюм, шапочку с ослиными ушами, а в руке держал погремушку — палочку с привязанным к ней бычьим пузырем, наполенным горохом. (Кстати, от упомянутого двуцветного костюма пошло зафиксированное в словаре Даля выражение «шут полосатый».)Выступления шута на публике всегда начинались звуком этой погремушки, а во время представления он даже колотил и других персонажей, и зрителей. Возвращаясь к гороху: русские скоморохи украшали себя гороховой соломой, а на Масленицу соломенное шута горохового возили по улицам.Тянуть канитель
Что такое канитель и почему ее надо тянуть? Это медная, серебряная или золотая нить, применяемая в золотошвейном деле для вышивки узоров на одежде и коврах. Изготовлялась такая тонкая нить путем вытягивания – многократного проката и вытягивания через все более мелкие отверстия. Вытягивать канитель было очень кропотливым занятием, требующим много времени и терпения. В нашем языке выражение тянуть канитель закрепилось в переносном своем значении – делать что-то долгое, нудное, результат которого не сразу виден.Делить шкуру неубитого медведя
Примечательно, что еще в 30-х годах XX века в России было принято говорить: «Продавать шкуру неубитого медведя». Эта версия выражения кажется более близкой к первоисточнику, и более логичной, ведь от «поделенной» шкуры пользы нет, она ценится только тогда, когда остается целой. Первоисточник — басня «Медведь и два товарища» французского поэта и баснописца Жана Лафонтена (1621 —1695).Съел собаку
Мало кто знает, что первоначально данное выражение первоначально носило ярко выраженный иронический характер. Полностью поговорка звучит так: собаку съел, а хвостом подавился. Так говорили о человеке, который выполнил трудную работу, а споткнулся на пустяке.Идиома собаку съел в настоящее время употребляется в качестве характеристики человека, имеющего богатый опыт в каком-либо деле.Кричать во всю Ивановскую
В старину площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всех народов России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.Выносить сор из избы
Опять-таки случай так называемого колдовства. Нам сейчас непонятно – куда же девать тогда этот самый сор, копить в доме что ли? А раньше было принято сжигать его в печи. Во-первых, мусоровозов еще не изобрели, во-вторых, магическое воздействие было одним из основных способов внушения после грубой силы. А знаток тонких колдовских материй, по поверью, мог, поведя носом над мусором, узнать всю подноготную его хозяев. Ну, и навредить само собой, и на кладбище его зарыть, что вообще чревато ужасными последствиями. Постепенно верить в эти страсти люди перестали, но выражаться насчет сора так и продолжают – нечего, мол, свои тайны делать достоянием общественности.Делу время и потехе час
В XVII веке самым популярным развлечением была соколиная охота, сам царь Алексей Михайлович был страстным поклонником этого досуга: выезжал на нее почти ежедневно за исключением только зимних месяцев и даже издал указ о составлении сборника правил по соколиной охоте.По указу царя в 1656 году было даже составлено руководство по потехе и называлось оно «Книга, глаголемая Урядник: новое уложение и устроение чина сокольничья пути».В «Уряднике»всячески восхвалялась охота, способствующая преодолению различных невзгод и печалей, заниматься которой предписывалось часто и в любое время. Однако Алексей Михайлович решил, что слишком очевидное предпочтение охоты-потехи вредит государственным делам, и сделал в конце предисловия собственноручную приписку. В ней говорилось: «…ратного строя николиже (не) позабывайте: делу время и потехе час».Куда Макар телят не гоняет
Одна из версий происхождения этой поговорки такова: Петр I находился в рабочей поездке по рязанской земле и в «неформальной обстановке» общался с народом. Так случилось, что все встретившиеся ему в пути мужики назвались Макарами. Царь сначала очень удивлялся, а потом сказал: «Быть же вам всем отныне Макарами!» Якобы с тех пор, «Макар» стал собирательным образом русского крестьянина и всех крестьян (не только рязанских) стали называть Макарами.Скатертью дорожка
В одном из стихотворений Ивана Аксакова можно прочитать о дороге, которая «пряма, как стрела, широкою гладью, что скатерть легла». Так на Руси провожали в дальнюю дорогу, и никакого дурного смысла в них не вкладывали. Это первоначальное значение фразеологизма присутствует в Толковом словаре Ожегова. Но там же сказано, что в современном языке выражение имеет смысл обратный: «Выражение безразличия к чьему-нибудь уходу, отъезду, а также пожелание убираться вон, куда угодно». Отличный пример того, как ироничекси переосмысляются в языке устойчивые этикетные формы!Танцевать от печки
Танцевать от печки – значит действовать по раз и навсегда утвержденному плану, не применяя никаких своих знаний и смекалки. Это выражение стало известным благодаря русскому писателю XIX века Василию Слепцову и его книге «Хороший человек». Это история Сергея Теребенева, который вернулся в Россию после долгого отсутствия. Возвращение пробудило в нем детские воспоминания, самое яркое из которых – уроки танцев.Вот, он стоит у печки, ноги в третьей позиции. Родители, дворовая челядь находятся рядом и наблюдают за его успехами. Учитель дает команду: «Раз, два, три». Сережа начинает делать первые «па», но вдруг он сбивается с такта, ноги заплетаются.- Эх, какой ты, брат! – с укором говорит отец. – Ну, ступай о пять к печке, начинай сначала».Узнать всю подноготную
В принципе, словосочетание это не то, чтобы утратило значение, но потеряло зловещую связь со своим источником. А зародилось оно не где-нибудь, а в пыточной камере. Когда подозреваемый попадался крепкий да морально устойчивый, и не признавался в содеянном, палач говорил: ««Не скажешь подлинной правды, скажешь подноготную». После этого с ногтями можно было проститься. Существовали и другие варианты пытки, не менее мучительные. Видимо, были они довольно действенными, потому что выражение сохранилось, только про страшноватый истинный его смысл люди поспешили забыть.Зарубить на носу
С этим выражением наоборот – отдает оно как-то членовредительством и агрессией. Несчастный школьник, перед носом которого качается грозный перст педагога, наверное, так и представляет себе, как топор заносится над выступающей частью его лица. На самом деле, нос – это небольшая деревянная дощечка. Неграмотные крестьяне делали на ней зарубочки, дабы не забыть какое-нибудь важное дело, или царапали рисунки, поясняющие суть этого дела.Играть в бирюльки
В деревне эта игра захватывала целые семьи. Главное – для нее не надо было никаких капиталовложений. Взял соломинок, насыпал кучку и палочкой вынимаешь по одной так, чтобы другие не потревожить. Вроде как тетрис наоборот. Потом это занятие потребовало-таки денежных затрат. Бойкие предприниматели стали выпускать наборы палочек и специальные крючочки для тягания. А позже наборы стали составлять из крошечных фигурок: чайничков, лесенок, лошадок. Была такая игрушка даже у царской семьи. И непонятно после этого, каким образом стало это выражение синонимом глупого, бесполезного занятия. А мелкая моторика рук?Злачное место
Выражение «злачное место» встречается в православной заупокойной молитвы («…в месте злачнем, в месте покойнем…»). Так в текстах на церковнославянском языке называется рай.Иронически переосмыслило значение этого выражения разночинно-демократической интеллигенция времен Александра Пушкина. Языковая игра заключалась в том, что наш климат не позволяет выращивать виноград, поэтому на Руси хмельные напитки производили главным образом из злаков (пиво, водка). Иными словами злачное значит – пьяное место.Семь пятниц на неделе
В старину пятница была базарным днем, в который было принято исполнять различные торговые обязательства. В пятницу товар получали, а деньги за него договаривались отдавать в следующий базарный день (в пятницу следующей недели). О нарушителях подобных обещаний говорили, что у них семь пятниц на неделе.Но и это не единственное объяснение! Пятница считалась раньше свободным от работы днем, поэтому подобной фразой характеризовали бездельника, у которого каждый день — выходной.Вилами на воде писать
Тут есть два толкования, одно «серьезнее» другого. Во-первых, вилами на Руси называли русалок. Непонятно, откуда бы речные девы умели писать, но, увидев их предсказания, начертанные на воде, можно было быть уверенным, что все исполнится.Также вилы были орудием волхвов, а уж после этого приземленным сельскохозяйственным орудием. Три наконечника означали сущность бога Триглава, и существовали как большие вилы, вроде посоха, так и маленькие – костяные, с ладонь. И вот этими штуками жрецы, устав нашептывать, выводили заклинания на воде. Возможно, ее даже предварительно толкли. Но что толку? Все равно забыли об их трудах, а над вилами писанным только насмехаются.Отрезанный ломоть
Полностью поговорка звучит так: «Отрезанный ломоть назад не прилепишь». Дочка, выданная в чужие края; отделившийся и заживший своим домом сын; рекрут, которому забрили лоб – всё это отрезанные ломти, свидеться-то немудрено, а одной семьёй уже не заживёшь.Есть еще один важный момент: в старину хлеб, олицетворявший благополучную жизнь, ни в коем случае не резали, а только ломали руками (отсюда и возникло слово ломоть). Так что словосочетание «отрезанный ломоть» – настоящий исторический оксюморон.Не в своей тарелке
Поговорка эта возникла по недоразумению. «Не в своей тарелке» – ошибочный перевод французского «ne pas dans son assiette». Слово assiette («состояние, положение») спутали с его омонимом – «тарелка». Эту поговорку неслучайно выбрал Грибоедов для триумфа «смеси французского с нижегородским» в своем произведении «Горе от ума». «Любезнейший, ты не в своей тарелке», – говорит Фамусов Чацкому. А нам остается только посмеяться!Гол как сокол
«Гол как сокол», говорим мы о крайней нищете. Но это поговорка к птицам не имеет никакого отношения. Хотя орнитологи утверждают, что соколы действительно во время линьки теряют свои перья и становятся почти голыми!«Соколом» в старину на Руси называли таран, орудие из железа или дерева в форме цилиндра. Его подвешивали на цепях и раскачивали, таким образом пробивая стены и ворота крепостей неприятеля. Поверхность этого орудия была ровной и гладкой, попросту говоря, голой.Словом «сокол» в те времена называли инструменты цилиндрической формы: железный лом, пест для растирания зерна в ступе и т.д. Соколов на Руси активно использовали до появления огнестрельного оружия в конце XV века.Ворон считать
Так и представляется увалень, который, пока черные птицы клюют огородные посевы, пересчитывает воришек, вместо того, чтобы хвататься за дрын. Но дело в том, что ворон считался птицей зловещей. Так как эти пернатые не брезгуют мертвечиной, в народе сложилась четкая формула суеверия: люди+ворон = покойник. Так, например, если ворон сел на крышу дома и каркнул, значит в доме кто-то умрет. А уж если черт крылатый сел на крест церковный, то жди беды для всего села. Вот и смотрели люди со страхом в душе – где там расселись наглые птицы. С принятием христианства страх поуменьшился. Ворон например кормил пророка Илию в пустыне. Так что, снова-здорово – пустое занятие – каркающие приметы считать!Затрапезный вид
Выражение это появилось при Петре I и было связано с фамилией купца Затрапезникова, Ярославская полотняная мануфактура которого выпускала и шелк , и шерсть, ни в чем не уступавшие по качеству изделиям заграничных фабрик. Помимо этого на мануфактуре делали и очень-очень дешёвую пеньковую полосатую ткань – пестрядь, «затрапеза» (шероховатую на ощупь), которая шла на тюфяки, шаровары, сарафаны, женские головные платки, рабочие халаты и рубахи.И если для богатых людей такой халат был домашней одеждой, то у бедняков вещи из затрапезы считались одеждой «на выход». Затрапезный вид говорил о невысоком социальном статусе человека.Квасной патриотизм
Выражение ввел в речевой оборот Петр Вяземский. Под квасным патриотизмом понимается слепая приверженность отжившим и нелепым «традициям» национального быта и безапелляционное неприятие чужого, иностранного, «не нашего».Книга за семью печатями
История этой поговорки начинается с Библии. В Новом Завете, в Откровении Святого Иоанна Богослова сказано: «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее».Подвести под монастырь
Происхождение этого оборота оборота под вопросом. Возможно он возник потому, что в монастырь обычно уходили люди с серьезными неприятности в жизни. Возможно потому, что русские воины подводили врагов под стены монастырей, превращавшихся на время войны в крепости . Возможно эта поговорка символизирует тяжелую жизнь женщин в царской России. Ведь только наличие знатной родни когда-то могло уберечь женщину от побоев мужа. Родственники в таких случаях отправлялись искать защиты у патриарха и властей, и если ее находили – то жена «подводила мужа под монастырь», т.е. отправляла его «на смирение» на полгода или год.На обиженных воду возят
Существует несколько версий происхождения этой этой поговорки, но самой правдоподобной кажется та, что связана с историей петербургских водовозов. Цена привозной воды в XIX веке составляла около 7 копеек серебром в год, и конечно всегда находились жадные торговцы, которые завышали цену с целью нажиться. За это незаконное деяние у таких горе-предпринимателей отнимали лошадь и заставляли возить бочки в тележке на себе.Отставной козы барабанщик
В старину у бродячих трупп главным актером был ученый, дрессированный медведь, за ним шествовала «коза», ряженый с козьей шкурой на голове, и только за «козой» – барабанщик. Его задача состояла в том, чтобы бить в самодельный барабан, зазывая публику. Перебиваться случайными заработками или подачками – довольно неприятно, а тут еще и «коза» не настоящая, отставная.Как зюзя пьяный
Это выражение мы находим у Александра Пушкина, в романе в стихах «Евгений Онегин», когда речь идет о соседе Ленского — Зарецком:С коня калмыцкого свалясь,Как зюзя пьяный, и французамДостался в плен…
Дело в том, что в Псковской области, где Пушкин долгое время находился в ссылке, «зюзей» называют свинью. Вообще «как зюзя пьяный» аналог просторечного выражения «пьяный, как свинья».Обещанного три года ждут
По одной из версий – отсылка к тексту из Библии, к книге пророка Даниила. Там сказано: «Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи тридцати пяти дней», т. е. трех лет и 240 дней. Библейский призыв к терпеливому ожиданию был шутливо переосмыслен в народе, ведь полностью поговорка звучит так: «Обещанного три года ждут, а на четвертый отказывают».Шарашкина контораСвое странное название контора получила от диалектного слова «шарань» («шваль», «голытьба», «жульё»). В старину так называли сомнительное объединение жуликов и обманщиков, а сегодня это просто несолидная, ненадежная организация.Положить в загашник
В старину на Руси резинок на Руси не было. Поэтому штаны на талии держала специальная веревочка – «гашник». Когда кто либо что нибудь прятал за пояс штанов, говорили: «спрятал в загашник».
APPLE ВСЕХ БОГАЧЕ
|
НЕБЫВАЛЫЙ СЛУЧАЙ
На честном слове и на одном крыле. Из истории ВВС Цахала
Небывалый случай в истории авиации произошел 1 мая 1983 года в небе над пустыней Негев – израильский летчик-истребитель смог посадить сверхзвуковой реактивный самолет …с одним крылом. Это только в песне поется «На честном слове и на одном крыле…» – в реальной летной практике потеря крыла самолета означает неминуемую гибель самолета и его экипажа.
В этот день проходил учебный воздушный бой пары F-15 против пары Скайxоков. Пилот самолета F-15D N973 из 106-й эскадрильи капитан Зив Недиви в ходе выполнения атакующего маневра внезапно столкнулся с одним из Скайхоков А-4N N374 из эскадрильи “Летающее Крыло”.Пилот Скайхока катапультировался. А F-15D, потерявший при столкновении правое крыло, свалился в штопор.Пилот F-15D получил приказ с пункта управления полетами немедленно покинуть самолет, однако пилоту буквально нечеловеческим усилием удалось выровнять самолет.Капитан Зив Недиви , как позднее он рассказал на земле, управлял самолетом, не испытывая ни страха, ни волнения и ему удалось посадить самолет с одним крылом на авиабазе Рамон.Командование Хейль Авир ознакомило с этим случаем фирму Макдонелл-Дуглас,производитель самолета F-15D.
Там поначалу отказались в это верить, поскольку управление самолетом с одним крылом аэродинамически невозможно, что подтверждается компьютерными моделированиями.Однако ознакомившись с фотоматериалами, американцы признали, что на такой подвиг способен только «адски хороший пилот».
КАВКАЗСКИЙ ИЕРУСАЛИМ
Пишет Evgeny ( klonik69)
КАВКАЗСКИЙ ИЕРУСАЛИМ
В горах северного Азербайджана, рядом с райцентром Губа расположено уникальное место - настоящий еврейский город Красная Слобода, где все жители - горские евреи, иначе называемые "таты". Они появились здесь более 1,5 тысяч лет назад, придя из Персии и с тех пор живут в этих местах. Они не ассимилировались с местным населением и сохранили свой язык джуури, отдаленно напоминающий фарси. Излишне говорить, что горские евреи достаточно далеки культурно от привычных нам евреев, живущих в Европе, США или России. Иногда их считают потомками хазар и эта версия имеет право на существование. Община чрезвычайно замкнутая и настороженно воспринимает чужаков, даже если вы их собрат по вере. Очень милые, общительные и гостеприимные, но сохраняют с вами дистанцию и вам никогда не удастся стать для них "своим". Для этого надо родиться "горским" и никак иначе. Примечательно, что азербайджанцы относятся к горским евреям с большим уважением и это немудрено: полторы тысячи лет живут бок о бок в мире и согласии. Забегая вперед добавлю, что когда я уже покидал город, евреи напомнили мне, что у азербайджанцев Рамазан и пост, поэтому из уважения к ним попей водички сейчас, чтобы не делать это в азербайджанской части. Показательно?
До распада СССР в Красной Слободе проживало около 15 тысяч горских евреев (а всего горских порядка 150 тысяч), сегодня чуть более 3 тысяч. Основная их часть покинула Азербайджан в 1990-1993 годах, на пике армяно-азербайджанского конфликта. И хотя евреев это никак не затронуло, тем не менее они ощутили незащищенность и неуверенность в завтрашнем дне. Сегодня горские проживают преимущественно в Израиле, США и в Москве. Примечательно, что власти Азербайджана с самого начала призывали евреев остаться, обещая им защиту. Ныне покойный Гейдар Алиев считал горских евреев частью азербайджанского народа и его истории, еще в девяностых он призывал горских возвращаться и была даже создана программа восстановления горской общины в стране.
Поездка в Кавказский Иерусалим начинается с бакинского автовокзала -
Вокзал огромен и абсолютно хаотичен. Что-либо найти крайне сложно, расписаний нет, автобусы отправляются по мере заполнения. Вначале я полчаса искал кассу и это непросто, поскольку колоссальное здание сдается мелким коммерсантам и касса скрыта среди торговых лавок.
А найдя нужный автобус я разузнал, что стоит проезд копейки (3 маната = $2), но поедет он не скоро, поскольку пассажиров мало. Потеряв час, я плюнул и отправился искать маршрутные такси. Там схема простая: 4 пассажира скидываются по 10 манат и сразу выезжают.
Из Баку до Красной Слободы ровно 180 километров пути по великолепной трассе, где такси держит крейсерскую скорость в 120 км/ч и даже с учетом остановки на перекусить, вы будете на месте через два часа. Пейзажи в пути достаточно унылые, пыльная степь переходящая в пустынные холмы -
Чем ближе к России (Дагестану), тем пейзаж меняется, становясь более зеленым и гористым -
Въезжаем в Губу -
Довольно большой город, но больше напоминающий разросшуюся деревню -
Две параллельные улицы, вытянувшиеся километров на пять. Вот и вся Губа -
Несколько мечетей необычной формы -
Немало массивных каменных зданий еще царской эпохи -
Губинский дом культуры, или что-то в этом роде -
Еврейский город начинается сразу за речкой и его отделяет от Губы пешеходный мост. Выглядит это как своего рода граница между двумя государствами. Азербайджанцы не часто заглядывают к евреям, а последние появляются в Губе разве что проездом, или за покупками в супермаркет. Но дело не во вражде или неприязни, а просто таковы здешние традиции. Два разных народа, две общины, полтора тысячелетия они живут в добром соседстве по берегам реки.
Азербайджанские пацаны играют в футбол на "своей" стороне моста, спрашивают "Вы идете к татам, да?". Ага, к ним самым. Туда, через мост, напутствуют пацаны и возвращаются к футболу.
Разница между двумя частями по сути одного города видна сразу. После старенькой и облупленной азербайджанской Губы, здесь все выглядит намного богаче -
Примечательно, что надписи часто на русском. И это не пережитки советских времен. Как уже говорилось, таты говорят на своем языке джуури и хотя они свободно владеют азербайджанским, тем не менее языком межнационального общения остается русский.
Даже если бы я не знал, что нахожусь в еврейской части города, то глядя на эти дома догадался бы -
Мало где на Кавказе сохраняют и ухаживают за советскими памятниками посвященными Великой Отечественной. Но горские евреи прекрасно знают, благодаря кому фашисты не дошли до этих мест. Десятки тысяч горских воевали и погибли на фронтах.
Не сразу воспринимаешь этих колоритных дядюшек как евреев. На первый взгляд можно принять за азербайджанцев, таких же, как на той стороне реки и тоже играющих в нарды. Но если присмотреться, то они сильно отличаются. Как внешне, так и манерами и языком.
Еврейская чайхана -
Еврейские дедушки так увлеченно играют в нарды, что со мной общались не прекращая бросать кубики. Они такие прикольные! Прежде всего они спрашивают, кто вы есть. Лично я сразу их приветствовал "Шалом" и они отвечали "Шалом-шалом". Потом спросили откуда. Говорю, что родом из России, но много лет жил в Израиле. Нет, я не горский. Потом посидели, попили чаю, поговорили за жизнь. Мужики говорят, чего тебе ехать назад в Баку сегодня? Оставайся тут, найдем тебе ночлег, слава Всевышнему, проблем с жилплощадью не испытываем, а завтра начало шабата, пойдем с нами в синагогу. Звучит очень даже интересно, но... все же решил вернуться в гостиницу в Баку.
Дворец счастья... чтобы это могло быть? Двери были заперты.
Гуляя по городку отошел чуть дальше от главной улицы и увидел старые домики, напоминающие азербайджанскую часть. Здесь живут те же горские евреи, но чуть беднее соседей. Колоритные бабушки -
Иные дома это памятники архитектуры -
В Красной Слободе 11(!) синагог, но сегодня лишь 2 функционируют -
И вторая -
Внутреннее убранство -
Между прочим, перечислены 10 заповедей -
Узкие улочки -
Обычный дом -
Названия улиц носят локальный характер -
А между прочим, это горская еврейская архитектура 19 века -
Звезды Давида на потолке внизу, заметили?
Местная молодежь, которую сложно назвать "деревенщинами". Ребята балуются смартфонами последних моделей, свободно переходят с родного фарси на английский, а поняв что я знаю русский - почти без акцента и на него. Молодцы!
И все же, основная часть городка это шикарные виллы. Старых улочек мало.
Глядя на все это я понимаю, что имели в виду мужики говоря, что проблем с жилплощадью нет -
Но что не говорите, а старые улочки интереснее -
Здесь есть свой парк -
Разумеется, что носящий имя Гейдара Алиева. И горские его чтят и на полном серьезе. Этот человек был к ним крайне милостив и его политику продолжает Ильхам Алиев, за что они благодарны. С чужаками евреи политику не обсуждают, да и вообще осторожничают. Правильно делают!
В качестве резюме скажу, что Красная Слобода это одно из необычнейших мест Кавказа. Сюда никогда не повезут туристов и уж тем более пресс-туры, но если вы человек интересующийся, то вы обязаны тут побывать. Нет больше нигде в мире чисто еврейских городов, за исключением Израиля. Далее я едва не написал, что пройдет какое-то время и Кавказский Иерусалим исчезнет. Нет, не исчезнет. Конечно же, население вряд ли вернется к прежним цифрам в 15 тысяч человек, как было при СССР. Но, с другой стороны, как говорят сами жители, оно и не уменьшается благодаря появлению десятков молодых семей с детьми, возвращающихся из России и даже Израиля.
Кстати, среди горских евреев немало известных олигархов, перечисленных в Forbes: Вагит Аликперов, Сулейман Керимов, Гаврил Юмашев, Захар Илиев, Год Нисанов, Тельман Исмаилов и многие другие. Разумеется, что свои деньги они сделали отнюдь не в Красной Слободе :)
До распада СССР в Красной Слободе проживало около 15 тысяч горских евреев (а всего горских порядка 150 тысяч), сегодня чуть более 3 тысяч. Основная их часть покинула Азербайджан в 1990-1993 годах, на пике армяно-азербайджанского конфликта. И хотя евреев это никак не затронуло, тем не менее они ощутили незащищенность и неуверенность в завтрашнем дне. Сегодня горские проживают преимущественно в Израиле, США и в Москве. Примечательно, что власти Азербайджана с самого начала призывали евреев остаться, обещая им защиту. Ныне покойный Гейдар Алиев считал горских евреев частью азербайджанского народа и его истории, еще в девяностых он призывал горских возвращаться и была даже создана программа восстановления горской общины в стране.
Поездка в Кавказский Иерусалим начинается с бакинского автовокзала -
Вокзал огромен и абсолютно хаотичен. Что-либо найти крайне сложно, расписаний нет, автобусы отправляются по мере заполнения. Вначале я полчаса искал кассу и это непросто, поскольку колоссальное здание сдается мелким коммерсантам и касса скрыта среди торговых лавок.
А найдя нужный автобус я разузнал, что стоит проезд копейки (3 маната = $2), но поедет он не скоро, поскольку пассажиров мало. Потеряв час, я плюнул и отправился искать маршрутные такси. Там схема простая: 4 пассажира скидываются по 10 манат и сразу выезжают.
Из Баку до Красной Слободы ровно 180 километров пути по великолепной трассе, где такси держит крейсерскую скорость в 120 км/ч и даже с учетом остановки на перекусить, вы будете на месте через два часа. Пейзажи в пути достаточно унылые, пыльная степь переходящая в пустынные холмы -
Чем ближе к России (Дагестану), тем пейзаж меняется, становясь более зеленым и гористым -
Въезжаем в Губу -
Довольно большой город, но больше напоминающий разросшуюся деревню -
Две параллельные улицы, вытянувшиеся километров на пять. Вот и вся Губа -
Несколько мечетей необычной формы -
Немало массивных каменных зданий еще царской эпохи -
Губинский дом культуры, или что-то в этом роде -
Еврейский город начинается сразу за речкой и его отделяет от Губы пешеходный мост. Выглядит это как своего рода граница между двумя государствами. Азербайджанцы не часто заглядывают к евреям, а последние появляются в Губе разве что проездом, или за покупками в супермаркет. Но дело не во вражде или неприязни, а просто таковы здешние традиции. Два разных народа, две общины, полтора тысячелетия они живут в добром соседстве по берегам реки.
Азербайджанские пацаны играют в футбол на "своей" стороне моста, спрашивают "Вы идете к татам, да?". Ага, к ним самым. Туда, через мост, напутствуют пацаны и возвращаются к футболу.
Разница между двумя частями по сути одного города видна сразу. После старенькой и облупленной азербайджанской Губы, здесь все выглядит намного богаче -
Примечательно, что надписи часто на русском. И это не пережитки советских времен. Как уже говорилось, таты говорят на своем языке джуури и хотя они свободно владеют азербайджанским, тем не менее языком межнационального общения остается русский.
Даже если бы я не знал, что нахожусь в еврейской части города, то глядя на эти дома догадался бы -
Мало где на Кавказе сохраняют и ухаживают за советскими памятниками посвященными Великой Отечественной. Но горские евреи прекрасно знают, благодаря кому фашисты не дошли до этих мест. Десятки тысяч горских воевали и погибли на фронтах.
Не сразу воспринимаешь этих колоритных дядюшек как евреев. На первый взгляд можно принять за азербайджанцев, таких же, как на той стороне реки и тоже играющих в нарды. Но если присмотреться, то они сильно отличаются. Как внешне, так и манерами и языком.
Еврейская чайхана -
Еврейские дедушки так увлеченно играют в нарды, что со мной общались не прекращая бросать кубики. Они такие прикольные! Прежде всего они спрашивают, кто вы есть. Лично я сразу их приветствовал "Шалом" и они отвечали "Шалом-шалом". Потом спросили откуда. Говорю, что родом из России, но много лет жил в Израиле. Нет, я не горский. Потом посидели, попили чаю, поговорили за жизнь. Мужики говорят, чего тебе ехать назад в Баку сегодня? Оставайся тут, найдем тебе ночлег, слава Всевышнему, проблем с жилплощадью не испытываем, а завтра начало шабата, пойдем с нами в синагогу. Звучит очень даже интересно, но... все же решил вернуться в гостиницу в Баку.
Дворец счастья... чтобы это могло быть? Двери были заперты.
Гуляя по городку отошел чуть дальше от главной улицы и увидел старые домики, напоминающие азербайджанскую часть. Здесь живут те же горские евреи, но чуть беднее соседей. Колоритные бабушки -
Иные дома это памятники архитектуры -
В Красной Слободе 11(!) синагог, но сегодня лишь 2 функционируют -
И вторая -
Внутреннее убранство -
Между прочим, перечислены 10 заповедей -
Узкие улочки -
Обычный дом -
Названия улиц носят локальный характер -
А между прочим, это горская еврейская архитектура 19 века -
Звезды Давида на потолке внизу, заметили?
Местная молодежь, которую сложно назвать "деревенщинами". Ребята балуются смартфонами последних моделей, свободно переходят с родного фарси на английский, а поняв что я знаю русский - почти без акцента и на него. Молодцы!
И все же, основная часть городка это шикарные виллы. Старых улочек мало.
Глядя на все это я понимаю, что имели в виду мужики говоря, что проблем с жилплощадью нет -
Но что не говорите, а старые улочки интереснее -
Здесь есть свой парк -
Разумеется, что носящий имя Гейдара Алиева. И горские его чтят и на полном серьезе. Этот человек был к ним крайне милостив и его политику продолжает Ильхам Алиев, за что они благодарны. С чужаками евреи политику не обсуждают, да и вообще осторожничают. Правильно делают!
В качестве резюме скажу, что Красная Слобода это одно из необычнейших мест Кавказа. Сюда никогда не повезут туристов и уж тем более пресс-туры, но если вы человек интересующийся, то вы обязаны тут побывать. Нет больше нигде в мире чисто еврейских городов, за исключением Израиля. Далее я едва не написал, что пройдет какое-то время и Кавказский Иерусалим исчезнет. Нет, не исчезнет. Конечно же, население вряд ли вернется к прежним цифрам в 15 тысяч человек, как было при СССР. Но, с другой стороны, как говорят сами жители, оно и не уменьшается благодаря появлению десятков молодых семей с детьми, возвращающихся из России и даже Израиля.
Кстати, среди горских евреев немало известных олигархов, перечисленных в Forbes: Вагит Аликперов, Сулейман Керимов, Гаврил Юмашев, Захар Илиев, Год Нисанов, Тельман Исмаилов и многие другие. Разумеется, что свои деньги они сделали отнюдь не в Красной Слободе :)
Подписаться на:
Сообщения (Atom)
Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..