Мудрость человеческая, как и глупость, –
величина древняя и постоянная. Есть подозрение, что сборник «Умные мысли» мог
появиться задолго до нашей исторический эры. Не думаю, что интеллект - некая
величина, воспитанная в человеке техническим прогрессом. Что там было, как было
сотни тысяч лет назад – нам неведомо. Не исключено, что ядерное оружие люди
изобрели гораздо раньше изобретения колеса. История мира нашего так же
непознаваема и бесконечна, как Вселенная.
«Не
делай ближнему, чего не пожелаешь себе. В этом вся Тора. А теперь иди и учись».
Сказано великим каббалистом Гилелем в 1
веке до нашей эры. Примерно за пятьсот лет до рождения еврейского мудреца,
китайский мудрец сформулировал ту же
мысль, но его сразу же поправил Конфуций: «Цзы Гун сказал: «То, чего я не хочу,
чтобы делали мне, я не хочу делать другим». Учитель сказал: «Цзы! Этого
добиться невозможно». Впрочем, кто знает, может быть, Гилель послал школяра
учиться, чтобы любопытный узнал то, в
чем был уверен давним давно мудрец китайский.
Кто сформулировал эти замечательные слова до
Цзыгуна, Конфуция и Гилеля – истории неизвестно.
Поэзия
обладает силой формулы и для посвященных этого достаточно. Атом формулы может
породить взрыв. Читаю в «Цветах зла» Бодлера:
«Сатана,
помоги мне в безмерной беде…
Все
изведавший, бездны подземной властитель,
Исцелитель
страдальцев, обиженных мститель.
Сатана,
помоги мне в безмерной беде.
Вот
он атом, а дальше деление, взрыв – явление Воланда в «Мастере и Маргарите».
Когда, кто-то в отчаянии решил прибегнуть к помощи Князя Тьмы в первый раз - опять
же неизвестно.
Вот
еще один знаменитый отрывок:
Моцарт. Да! Бомарше ведь был тебе приятель; Ты для
него «Та-ра-ра» сочинил, Вещь славную. Там есть один мотив...Я все твержу его,
когда я счастлив...Ла ла ла ла... Ах, правда ли, Сальери, Что Бомарше кого-то
отравил?
Сальери.
Не думаю: он слишком был смешон для ремесла такого.
Моцарт. Он же
гений, как ты да я. А гений и злодейство — две вещи несовместные. Не правда ль?
Сальери.
Ты думаешь? (Бросает яд в стакан Моцарта.)
Написаны эти удивительные строки осенью 1830
года, но вот читаю книгу Моруа: «Олимпио или жизнь Виктора Гюго», а в ней
письмо Гюго своей невесте, написанное за 8 лет до «Болдинской осени»: «… поэзия
– это отражение добродетели; прекрасная душа и прекрасный талант почти всегда
нераздельны».
«Почти всегда» - юноша-Гюго осторожен. Возможно, и Пушкин думал так же. Убийца Сальери
гением быть никак не мог. В циничный ХХ век Фаина Раневская выразилась на эту
тему весьма грубо: «Талант, как прыщ, может вскочить на любой заднице».
У Виктора Шендеровича в интервью: «… талант –
вещь самоценная. Только вот я против взгляда на него как на индульгенцию.
Все-таки гений гением, а сморкаться в занавески не надо. Воровать не надо,
подлости делать. Мне, как и многим, повезло знать людей, чьи выдающиеся
способности сопровождались и сопровождаются высокими человеческими качествами.
Горин, Гердт, Володин, Норштейн, Улицкая, Слава Полунин... Впрочем, все-таки
это, конечно, скорее исключение, чем правило».
Как в эту славную компанию попала Л.Улицкая –
не знаю. Но, возможно, Шендерович знает об этой даме такое, что никому не
известно.
В общем, как там сказал мудрейший из царей:
«Что было, то и будет, и что творилось, то творится, и нет ничего нового под
солнцем».