Елена РИМОН
Все перевернется как в Пурим?
Все перевернется как в Пурим?
Наша семья много лет прожила в "русском"
религиозном квартале в Иерусалиме, и теперь мы всегда, по старой памяти, ездим
слушать чтение "Мегилат Эстер" в тамошней синагоге. Сегодня, после
вечернего чтения Мегилы, женщины на верхней галерее разошлись не сразу - всем
хотелось поделиться мыслями, которые оказались созвучными. Никогда мы не
переживали стремительные повороты сюжета Мегилы так остро, как в этом году, и
никогда сильнее не чувствовали действие принципа "наафох hу": все
получается вроде бы логично, но одновременно парадоксально, наоборот. В тот
момент, когда злодей Аман угрожает еврейскому народу, он сам себе готовит
орудие возмездия. И чем сильнее он, в своей слепоте и злобе, старается
навредить евреям, тем круче становится спуск, по которому он в следующий момент
скатится к своей гибели. Это то, что мы видим в израильской политике, которая
как будто бы задалась целью в пред-пуримские дни разыграть Пуримшпиль на
подмостках нашей небольшой, но не скучной страны.
Авигдор Либерман, развернувший в последние месяцы
бесстыдную антисемитскую кампанию, которая во всех своих ключевых моментах не
посрамила бы Геббельса, добился ровно обратного эффекта: израильские евреи,
религиозные и не религиозные, наоборот, теснее сплотились вокруг харедим.
Представьте себе, что по соседству с вами живет
семья, которую вы недолюбливаете. Вам не нравится, как они выглядят, как они
одеваются, как они ведут себя в обществе (высокомерно, не по-товарищески, как
вам кажется, типа не моют лестницу в свою очередь и т.п.). И вот однажды
вечером вы возвращаетесь домой и видите, что эту семью зажала в углу двора
шайка хулиганов, издевается над ними и угрожает. Как вы поступите? Нормальный
человек, если он не полный трус и не сволочь, кинется на помощь, и в этот
момент все соседские дрязги для него окажутся нерелевантными. Он в этот момент
не рассуждает, а чувствует, что не может стоять в стороне, когда обижают
другого человека. Философ сказал бы, что он защищает человеческое - кроме
прочего, в самом себе, и это, возможно, окажутся лучшие моменты в его жизни.
Типа звездный час.
Это то, что происходит иногда с евреями. У нас
бывают сильнейшие идеологические разногласия - но когда на сцене появляется
общенациональная угроза, настоящий кондовый антисемитизм, эти разногласия
отходят на второй план. У многих в израильском обществе (включая религиозных
сионистов) есть те или иные претензии к харедим. Но когда внутри русскоязычного
сообщества появилась группа, вооруженная очень большими деньгами от неизвестных
спонсоров, ведущая на эти деньги антисемитскую пропаганду и издевающаяся над
еврейской религией и традицией - израильские евреи, независимо от их
политической и религиозной принадлежности, почувствовали, что оскорбляют даже
не их соседей, оскорбляют их близких родственников и их самих. И поднялись на
защиту.
Это то, что произошло с Натальей Ротенберг.
Совершенно не религиозная и не соблюдающая традиции еврейская женщина,
столкнувшись с анти-харедимными выпадами в русскоязычном израильском Интернете,
почувствовала, что не может, не в состоянии жить с этим, и решила сделать то,
что было в ее силах. По профессии она мастер сайтов, и вот она создала сайт
stophatred.rjews, что-то вроде "доски позора" для местных израильских
антисемитов, публикуя для всеобщего обозрение переводы на иврит гнусных
антисемитских постов по поводу харедим, открыто висевших в Фейсбуке, и в
особенно больших количествах - на сайте партии Наш Дом Израиль. Так начала
рушиться языковая стена, отгораживавшая "русскую улицу" от страны
Израиль, и темный антисемитский беспредел, творившийся на этой улице в
последние годы, стал "виден во все концы света" Сайт моментально стал
популярным, и к Наташе стали обращаться переводчики и редакторы, предлагавшие
ей свою помощь. Они перевели материалы сайта на иврит, Наташа разместила там
переводы, спустя пару недель после этого Наталью открыли журналисты - и в
мгновение ока она, неожиданно для себя, стала звездой израильских медиа, в
особенности радио и телевидения. Вокруг Натальиного сайта мгновенно
сформировалась группа людей, среди которых были религиозные и светские, сабры и
"русские", выходцы из Америки и из Европы, которые чувствовали то же
самое, что и она - оскорбление, унижение и обиду за еврейский народ и религию,
и желание что-то сделать, чтобы изменить ситуацию.
А вот теперь, господа, следите за логикой сюжета,
сейчас она станет очень похожа на логику Мегилы. Движение Наташи Ротенберг
возникло как реакция на разнузданную антисемитскую травлю харедим, развязанную
Либерманом. Следующий шахматный ход, естественно, был за Либерманом. И вот тут
Либерман допустил промах - не случайный, а в каком-то смысле неизбежный и
типичный для закоренелых циников. Закосневший в своем цинизме циник становится,
как ни странно, наивным и недальновидным. Привыкнув, что все решают деньги,
насилие и страх, циник совершенно искренне забывает, что у людей иногда
возникают благородные и бескорыстные движения души - любовь, сострадание,
стремление помочь ближнему, вера во Всевышнего и т.п. Узнав о движении,
спонтанно возникшем как реакция на антисемитскую пропаганду НДИ, Либерман не
придумал ничего умнее, чем подать жалобу в полицию, обвинив Наталью Ротенберг
не более ни менее как в получении многотысячных денежных траншей из-за границы
с тем, чтобы опорочить его партию. Гомерический хохот стал, в свою очередь,
реакцией на этот бред - поскольку движение, которое волей судьбы (или истории?)
довелось возглавить Наталье, действительно возникло спонтанно, само собой, и
держится на работе добровольцев, которые бесплатно, с большим желанием и весьма
качественно, делают то, что умеют и могут в качестве профессиональных программеров
(сама Наталья), журналистов, переводчиков, редакторов и юристов. Никаких денег
ни внутри, ни снаружи там не водилось и не водится, поскольку им неоткуда
взяться - спонсоров у движения не было и пока нет. Израильские сайты сообщали,
что ответ адвоката Натальи Ротенберг, Ицхака Бама, адвокату Либермана
заканчивался советом порекомендовать своему клиенту обратиться к психиатру,
поскольку к сфере юриспруденции этот case отношения не имеет. Это было одним из
первых проявлений принципа " наафох hу" (в данном случае русская
пословица формулирует его так: "на воре шапка горит"). Русскоязычные
израильский сайты хранили неприступное молчание. Самый свободомыслящий из них,
newsru, ограничился коротенькой заметкой о подаче жалобы.
27 марта состоялся первый съезд нового
внепартийного движения. Съезд носил название "Нет - ненависти, да-
единству!" и был посвящен парадоксальной теме - израильскому
антисемитизму. Съезд был организован за несколько дней за очень небольшие
деньги, и собрал гораздо больше народа, чем мог вместить зал небольшой
иерусалимской гостиницы. За сутки до съезда упомянутый политический деятель
обратился в Центральную Избирательную Комиссию с просьбой запретить съезд как
политический демарш, направленный непосредственно на дискредитацию НДИ. Поскольку
в документах съезда НДИ даже не упоминалась, а речь должна была идти об
антисемитизме, ЦИК отказал в жалобе и оштрафовал ее подателя на 7 тысяч
шекелей. Это было следующим проявлением парадоксальной логики "наафох
hу" ("переворнется", "станет наоборот").
Через четыре дня после съезда состоялись в Израиле
состоялись выборы. Блок правых и религиозных партий во главе с Беньямином
Нетаниягу одержал убедительную победу над блоком левоцентристских партий
"Кахоль-Лаван" (цвета израильского флага) во главе с Бени Ганцем.
Правые ликовали - но тут все снова перевернулось.
До выборов и партии, входившие в левоцентристский
блок, и "русская" партия НДИ во главе с Авигдором Либерманом
пообещали своим избирателям, что ни в коем случае не станут вступать в союз с израильскими
арабами. Тем не менее через два дня после выборов они сделали именно это -
предложили союз Объединенному Арабскому Списку. Цель этого небывалого союза
была озвучена совершенно откровенно: свалить Нетаниягу, обезглавить и победить
Ликуд. Арабы запросили за свою благосклонность немаленькую цену - отменить
запреты на незаконное арабское строительство, отменить Закон о еврейском
характере государства и Закон о возвращении. Ходили также слухи о где-то
опубликованном дополнительном условии - 64 миллиарда шекелей. Ганц и Либерман
были согласны на все.
Правые избиратели впали в панику, левые ликовали,
мнения "русских" разделились. Но тут уже настало время готовиться к
празднику, все стали доставать из шкафов пролежавшие там целый год коробки с
масками и карнавальными костюмами, составлять списки для для"мишлоах
манот" - пуримских подарков - и закупать конфеты и халву.
Но в сам праздник и в последующие дни события
понеслись с невероятной быстротой. Двое членов блока "Кахоль-Лаван"
наотрез отказались участвовать в сделке с арабами, затем к ним присоединилась
третья. Теперь о создании лево-арабской коалиции во главе с Ганцем нечего было
и мечтать. Бунтари заявили о том, что, когда они вступали в коалицию, их не
предупредили о таком крутом кульбите - союзе с арабами, - и они на это не
согласны. Надежда создать коалицию с арабами растаяла на глазах.
Вечером того же дня Либерман обратился в Ликуд с
предложением заключить союз (разумеется, на своих условиях: гражданские браки,
общественный транспорт в субботу, децентрализация гиюров). В Ликуде ему
ответили с вежливой иронией - предложили обратиться с его предложениями в
Объединенный Арабский Список.
И тут на сцену Пуримшпиля вышел еще один актер, не
имеющий лица, но в короне. Это был вирус, который не удалось удержать вне
политики. На этом витке сюжета необходимо создать правительство национального
единства, во главе которого должен встать опытный и серьезный политик (а не
мрачный интриган-авантюрист и не генерал-заика).
Мы находимся сейчас где-то в середине нашего
пуримшпиля и пока что не знаем, как дальше развернутся события. Какой из
крупных блоков - левый или правый - сумеет взять власть, и сумеет ли вообще,
или страна пойдет на четвертые выборы, чего не бывало в истории Израиля и вряд
ли бывало в истории вообще. Но думаю, что принцип "наафох hу" еще не
раз станет основой (философ сказал бы: парадигмой) увлекательного сюжета,
который развернется перед нами и с нашим участием. В одном мы можем быть
уверены: в конечном итоге мы увидим, как злодеи и циники, желая погубить
хороших людей, сами тщательно взращивают то самое дерево, на котором их в свое
время повесят.
3.2020