пятница, 4 августа 2023 г.

Тель-авивский трамвай запустят через две недели: откуда, куда и как часто он будет ездить

 

Тель-авивский трамвай запустят через две недели: откуда, куда и как часто он будет ездить

Сегодня официально объявлена дата запуска первой трамвайной линии в Гуш-Дане. Она заработает 18 августа – то есть через одну пятницу.

Красная линия проходит через пять муниципальных регионов. От конечной остановки в Петах-Тикве на автовокзале трамвай выезжает на улицу Жаботинского и следует по ней по Петах-Тикве, Бней-Браку и Рамат-Гану – до железнодорожной станции Савидор в Тель-Авиве. При этом на Петах-Тикву приходится шесть остановок, на Бней-Брак и Рамат-Ган всего пять: Аронович, Бен-Гурион, Бялик, Аба-Гилель и Савидор, находящийся на границе Рамат-Гана и Тель-Авива.


В Тель-Авиве трамвай идет по большей части под землей – после Савидора он движется по линии улицы Бегина, останавливаясь у перекрестка с улицей Шауль ха-Мелех, потом у Сдерот Иегудит (неподалеку от перекрестка ха-Шалом), затем на перекрестке с улицей Карлибах (бывший перекресток "Маарив"), потом в районе улиц ха-Ракевет и Алленби.

Следующая остановка на улице Элипелет в квартале Флорентин. Оттуда трамвай идет в сторону Яффо по улице Саламе, сворачивает на Сдерот Иерушалаим, по этому проспекту проезжает через Яффо с пятью остановками и въезжает в Бат-Ям.

В Бат-Яме трамвай идет по улицам Ацмаут, Ротшильд, Герцль, Йосефталь и Нисенбаум, и заканчивает путь на улице Комемиют неподалеку от границы с Ришон ле-Ционом.

Трамвайные составы будут ходить каждые шесть минут. В целом этот вид транспорта обещает существенно разгрузить напряженную ситуацию с автобусным сообщением, характерную для Гуш-Дана в последние годы – во многом из-за того же трамвайного строительства.

Отметим, что оплатить проезд внутри трамвая, в отличие от автобусов, невозможно. "Компостировать" платежные средства придется на остановке в ожидании трамвая – это касается как "рав-кавов", так и мобильных приложений. На уличных трамвайных станциях обещают автоматы, в которых можно не только оплатить проезд, но и приобрести анонимный "рав-кав", пополнить баланс на "рав-каве", купить единичный билет и т. п. На подземных остановках будут турникеты, открывающиеся при оплате проезда по "рав-каву" или по телефонному "штрих-коду".

Тем, кто ездит из конца в конец трамвайной линии, следует учесть, что путешествие через весь Гуш-Дан будет стоить не обычные 5 шекелей 50 агор, а 12 шекелей – если дальность поездки превышает 15 километров. Например, со станции Пинскер в Петах-Тикве поездка до большинства остановок в Бат-Яме обойдется в 12 шекелей.

Невероятные перспективы: Ученые смогли управлять генами с помощью электричества

 Новости » Здоровье

Невероятные перспективы: Ученые смогли управлять генами с помощью электричества

Невероятные перспективы: Ученые смогли управлять генами с помощью электричества

Новое открытие потенциально приведет к существенным изменениям в нашем подходе к фитнес-трекерам и "умным" часам с функцией отслеживания показателей здоровья. Эксперименты на мышах очень обнадеживающие. Об этом сообщает Nature Metabolism.

Сегодня фитнес-трекеры помогают людям, отслеживая разнообразные показатели здоровья. Но в будущем они смогут делать гораздо больше – не только наблюдать, но и оказывать прямое воздействие на организм. 

Экспериментальная разработка, созданная швейцарскими учеными, употребляет небольшие импульсы электричества для запуска выработки инсулина у испытуемых мышей со специально разработанными тканями поджелудочной железы человека. Ученые называют это "электрогенетическим" интерфейсом, и, по их мнению, он может быть использован для запуска целевых генов.

“Портативные электронные устройства играют все более важную роль в получении данных о состоянии здоровья людей для персонализированных медицинских наблюдений. Однако эти устройства пока не могут напрямую программировать генную терапию из-за отсутствия прямого электрогенетического интерфейса. Здесь мы предоставляем отсутствующее звено”, – пишут исследователи в своей статье.

К примеру, непосредственное стимулирование выработки инсулина может помочь человеку с диабетом. В этом исследовании клетки поджелудочной железы человека имплантировали мышам с диабетом 1 типа, которые затем стимулировали посредством постоянного тока из акупунктурных игл. Этот метод известен как технология регуляции посредством постоянного тока (DART). Стоящая за исследованием команда говорит, что она “объединяет цифровые технологии гаджетов и биологические тела”.
Электроэнергия генерирует нетоксичные уровни активных форм кислорода, энергичных молекул, которые при правильном управлении могут запустить активирующие клетки, сконструированные таким образом, чтобы реагировать на изменение химического состава. Изменение способа регулирования ДНК клетки путем вмешательства в ее эпигенетические молекулы "включения/выключения" может потенциально помочь при различных состояниях, обусловленных генетикой.

“Мы рождаемся стопределенным набором генов, и хотя этот генетический код остается практически неизменным в течение нашей жизни способ активации генов может изменяться с возрастом и изменением привычек. DART может стать средством, которое поможет отменить некоторые из этих изменений”, – объясняют ученые.

С помощью этого метода исследователи смогли вернуть уровень сахара в крови мышей с диабетом в нормальный диапазон. 

“Конечно, мы еще очень далеки от того, чтобы браслет или часы управляли диабетом, но это увлекательное подтверждение жизнеспособности концепции”, – добавляют авторы разработки.

Хорошая новость заключается в том, что DART требует очень мало энергии: трех батареек АА будет достаточно, чтобы он работал в течение пяти лет при подаче электрических сигналов один раз в день. Так что технология вполне сможет работать в фитнес-браслетах.

Теперь команда хочет расширить свой метод для решения других задач, кроме выработки инсулина. К примеру, применять для программирования метаболизма, чтобы регулировать вес человека.

С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!

 

    Фото из Википедии В. Рабинович

БЛОГИ


С днем рождения!

4 августа 2023 года Вадиму (Давиду) Рабиновичу исполняется 70 лет. Власти Украины преподнесли ему подарок – выдали ордер на арест.

Давид Рабинович не просто политический деятель и бизнесмен. Он президент Всеукраинского еврейского конгресса. Он восстановил синагогу "Хурва" в Иерусалиме и Синагогу Бродского в Киеве. Он построил прекрасную синагогу в Иерусалиме. Это он, Давид Рабинович, пожертвовал 37-килограммовую золотую менору, что стоит напротив Котеля (Стены Плача). И это только малая часть его благотворительной деятельности.

Но Вадим Рабинович не только филантроп, бизнесмен и еврейский общественный деятель. Он еще и политик. И его взгляды не совпадают со взглядами президента Украины, хотя Владимир Александрович постоянно заявляет о "свободной, демократической Украине". Но этой самой Украине государство Израиль не дает всего, что она, Украина, клянчит, притом довольно-таки наглым тоном. И вот, как они там говорят, "ответка".

А может, это просто Зеленский как бывший актер мстит Рабиновичу, удалившему театр из здания синагоги и превратившему это здание в центральную синагогу Киева, где раввином Моше Асман?

Плюйте на них на всех, господин Рабинович! Здоровья Вам и успехов.

Кто не успел, тот опоздал: Путин повысил призывной возраст и запретил выезд за рубеж после вручения повестки

 

                        Коллаж из ФБ

Кто не успел, тот опоздал: Путин повысил призывной возраст и запретил выезд за рубеж после вручения повестки

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, запрещающий выезд из России гражданам, подлежащим воинскому учету, со дня направления им повестки по месту работы или учебы до явки в военкомат. Как уточняется, нововведение - временная мера, принятая в целях обеспечения явки призывников в военкоматы.

Новый закон также запрещает призывникам выезжать из России со дня, когда повестка будет размещена в реестре вручения повесток. Ранее запрет на выезд из России действовал с момента, когда повестка считалась врученной. Решение о запрете будет приниматься военкоматом в день направления человеку повестки.

Кроме того, российский лидер подписал федеральный закон, устанавливающий призывной возраст в России с 18 до 30 лет. Согласно новым нормам, верхняя граница призывного возраста в РФ повышается на три года - с 27 до 30 лет, а нижняя при этом остается неизменной.

Оба новых закона (№ 437-ФЗ и № 439-ФЗ) опубликованы на официальном портале правовой информации РФ.

Как сообщалось ранее, также с начала войны с Украиной в России значительно выросло число секретных указов президента РФ Владимира Путина. Только в июле этого года непубличными стали 62% указов президента, что составляет рекорд с 1999 года.
По итогам первых семи месяцев этого года 48% всех указов были засекречены. А в период между 27 и 31 июля Путин подписал сразу 12 секретных указов — это максимальное количество с начала войны.

Доля секретных указов всегда растет во время войн и "спецопераций". Так было во время Первой и Второй чеченских войн, событий в Крыму в 2014 году и во время начала конфликта на Донбассе. Большая часть из них связана с награждением участников боевых действий, в том числе посмертно.

В самом начале российской агрессии в марте 2022 года доля секретных указов достигала 54%, теперь на фоне украинского контрнаступления она поднялась еще выше.

Навальный о приговоре: отлично осознаю, что сижу пожизненный

 Навальный о приговоре: отлично осознаю, что сижу пожизненный

Навальный о приговоре: отлично осознаю, что сижу пожизненный

Российский оппозиционер Алексей Навальный прокомментировал приговор, вынесенный 4 августа Мосгорсудом.

"19 лет колонии особого режима. Цифра не имеет значения. Я отлично понимаю, что, как и многие политзаключенные, сижу пожизненный срок. Где пожизненность измеряется сроком моей жизни или сроком жизни этого режима", - сказал Навальный.

По его словам, власти РФ хотят запугать не его, а россиян, чтобы лишить их "воли к сопротивлению".

"Цифра приговора не для меня. Она для вас. Вас, а не меня хотят испугать и лишить воли к сопротивлению. Вас вынуждают сдать без боя свою Россию банде предателей, воров и негодяев, захвативших власть. Путин не должен достичь своей цели. Не теряйте воли к сопротивлению", - добавил он.

С хасидской точки зрения. Пят­на­дца­тое ава

 

С хасидской точки зрения. Пят­на­дца­тое ава

Менахем-Мендл Шнеерсон 2 августа 2023
Поделиться120
 
Твитнуть
 
Поделиться

Великий праздник?

В Миш­не ска­за­но, что нет та­ко­го ев­рей­ско­го празд­ни­ка, ко­то­рый мог бы срав­нить­ся с пят­на­дца­тым днем ава и Йом Ки­пу­ром (Таа­нис, 26б). Это ут­вер­жде­ние под­ра­зу­ме­ва­ет, что пят­на­дца­тый день ава на фо­не про­чих празд­ни­ков, вклю­чая Пей­сах и Шву­эс, об­ла­да­ет не­ким осо­бым ка­че­ст­вом, пре­вос­хо­дя их. Пре­вос­ход­ст­во это­го дня над празд­ни­ком Шву­эс в ка­кой-то сте­пе­ни мож­но объ­яс­нить тем, что в пят­на­дца­тый день ава «но­вая Лу­на яв­ле­на во всей пол­но­те» (Зо­ар, I, 150a, 225б): ев­рей­ский на­род срав­ни­ва­ет­ся с Лу­ной и «пол­но­та Лу­ны» ука­зы­ва­ет здесь на чрез­вы­чай­но вы­со­кий уро­вень ду­хов­но­сти. Но как при этом пят­на­дца­тый день ава мо­жет пре­вос­хо­дить Пей­сах, вы­па­даю­щий на пят­на­дца­тый день ни­са­на, и Сук­кос, вы­па­даю­щий на пят­на­дца­тый день ме­ся­ца тиш­рей? И в Пей­сах, и в Сук­кос «Лу­на яв­ле­на в сво­ей пол­но­те».

Од­но из объ­яс­не­ний то­му, что пят­на­дца­тый день ава на­де­ля­ет­ся осо­бым зна­че­ни­ем, за­клю­ча­ет­ся в сле­дую­щем: этот празд­ник сле­ду­ет за горь­ким «нис­хо­ж­де­ни­ем», днем де­вя­то­го ава. На сме­ну ве­ли­ко­му гре­ху и су­ро­во­му воз­дая­нию при­хо­дит ве­ли­кое вос­хо­ж­де­ние к све­ту, «вос­хо­ж­де­ние по­сле нис­хо­ж­де­ния». Че­рез ду­хов­ное уси­лие по­кая­ния «Ба­хо тив­ке» («Пла­чет, пла­чет она по но­чам») (Эй­ха, 1:2), че­рез ры­да­ние про­ис­хо­дит да­рую­щее уте­ше­ние вос­хо­ж­де­ние, пре­вос­хо­дя­щее и вос­хо­ж­де­ние, свер­шаю­щее­ся в пят­на­дца­тый день ме­ся­ца ни­сан – празд­ник Пей­сах, и вос­хо­ж­де­ние, свер­шаю­щее­ся в пят­на­дца­тый день ме­ся­ца тиш­рей – празд­ник Сук­кос.

 

Из бездн – к вы­сям

За­ме­тим: вос­хо­ж­де­ние, ко­то­рое мы пе­ре­жи­ва­ем в ме­ся­це ав, – не по­сте­пен­ный по­сле­до­ва­тель­ный подъ­ем, а пе­ре­ход от од­ной край­но­сти к дру­гой, со­вер­шаю­щий­ся на ко­рот­ком от­рез­ке вре­ме­ни, по су­ти од­но­мо­мент­но. Вос­хо­ж­де­ние ме­ся­ца ав на­чи­на­ет­ся не­по­сред­ст­вен­но по­сле тра­ге­дии Де­вя­то­го ава, это вос­хо­ж­де­ние – из глу­бин безд­ны к ве­ли­чай­шим вы­со­там ду­ха. В день Де­вя­то­го ава, го­во­рит Миш­на, ро­ж­ден был Мо­ши­ах. Мо­ши­ах оли­це­тво­ря­ет са­мую суть рас­кая­ния, ибо ска­за­но: «Мо­ши­ах за­ста­вит ка­ять­ся и ца­ди­ков» (см. Зо­ар, III, 153б). Зна­чит, Де­вя­то­го ава во всей пол­но­те на­чи­на­ет­ся «ра­бо­та ис­ку­п­ле­ния», и уже в этот день нис­хо­дит уте­ше­ние, ко­то­рое во всей пол­но­те рас­кры­ва­ет­ся Пят­на­дца­то­го ава. Важ­но так­же иное: в этот день свер­ши­лось «осу­ж­де­ние» на смерть то­го по­ко­ле­ния ев­ре­ев, ко­то­рое вы­шло из Егип­та и долж­но бы­ло со­рок лет блу­ж­дать по пус­ты­не. И срок «осу­ж­де­ния» ис­тек на де­вя­тый день ме­ся­ца ав – тот день, ко­то­рый за го­ды стран­ст­вий мно­гим и мно­гим при­но­сил смерть. То­гда ев­реи еще не мог­ли ска­зать точ­но, ка­кой имен­но день сле­ду­ет счи­тать де­вя­тым днем ава, ибо то­гда у них не бы­ло точ­но­го ка­лен­да­ря, они оп­ре­де­ля­ли вре­мя по фа­зам Лу­ны. Ко­гда же в пят­на­дца­тый день ава на­сту­пи­ло пол­но­лу­ние и ни­кто не умер, они уже зна­ли, что смерт­ный при­го­вор, вы­не­сен­ный по­ко­ле­нию Ис­хо­да, ут­ра­тил си­лу.

Пре­вос­ход­ст­во над Йом Ки­пу­ром

Итак, вос­хо­ж­де­ние в де­вя­тый день ава не яв­ля­ет­ся со­вер­шен­ным ис­пол­не­ни­ем ду­хов­ных уст­рем­ле­ний ев­ре­ев: с те­че­ни­ем дней ду­хов­ное вос­хо­ж­де­ние Де­вя­то­го ава, при­шед­шее на сме­ну ду­хов­но­му нис­хо­ж­де­нию на­ча­ла это­го ме­ся­ца, все на­рас­та­ет. На пят­на­дца­тый день ава это вос­хо­ж­де­ние дос­ти­га­ет сво­ей пол­но­ты. Вот по­че­му Пят­на­дца­тое ава – столь ве­ли­кий празд­ник, пре­вос­хо­дя­щий все иные празд­ни­ки. Вспом­ним, что в фор­му­ле Тал­му­да Пят­на­дца­тое ава упо­ми­на­ет­ся пе­ред Йом Ки­пу­ром, как бы пре­вос­хо­дя да­же его. Ра­дость Йом Ки­пу­ра со­сто­ит в том, что это «день про­ще­ния», но, в си­лу тал­му­ди­че­ско­го кон­тек­ста, ка­че­ст­ва, свя­зан­ные с по­кая­ни­ем, долж­ны при­над­ле­жать так­же и Пят­на­дца­то­му ава. И дей­ст­ви­тель­но, в дан­ном ас­пек­те этот празд­ник пре­вос­хо­дит Йом Ки­пур, ибо по­кая­ние Пят­на­дца­то­го ава со­вер­ша­ет­ся, как уже ска­за­но, на ко­рот­ком от­рез­ке вре­ме­ни. Что до Йом Ки­пу­ра, то он в идеа­ле под­ра­зу­ме­ва­ет дол­гое при­го­тов­ле­ние, на­чи­наю­щее­ся с пер­во­го дня ме­ся­ца элул.

Бо­лее то­го, на фо­не Пят­на­дца­то­го ава яв­ст­вен­но про­сту­па­ет тот факт, что в эти при­го­тов­ле­ния во­вле­че­но мно­же­ст­во ча­ст­но­стей. Так же ис­пол­не­ние Пей­са­ха тре­бу­ет по­сте­пен­но­го про­хо­ж­де­ния всех Се­фир – это про­ис­хо­дит вплоть до Шву­эса, ко­гда ев­реи ока­за­лись, на­ко­нец, дос­той­ны­ми при­нять То­ру.

Ко­гда сто­ял Храм, осо­бен­ность дня Пят­на­дца­тое ава яв­ле­на бы­ла в осо­бой празд­нич­но­сти, с ко­то­рой он от­ме­чал­ся. И да­же в пе­ри­од из­гна­ния со­хра­ня­ют­ся обы­чаи, на­по­ми­наю­щие о ста­ту­се Пят­на­дца­то­го ава, за­фик­си­ро­ван­ном Тал­му­дом.

Пусть же Б-г по­мо­жет нам, и на­ши ду­хов­ные уси­лия по­кая­ния во вре­ме­на из­гна­ния при­ве­дут к то­му, что Он «воз­вра­тит <…> из­гна­ние твое, и сми­ло­сти­вит­ся над то­бой, и опять со­бе­рет те­бя из всех на­ро­дов» (Дво­рим, 30:3).

Б-же­ст­вен­ное При­сут­ст­вие пре­бы­ва­ет и в из­гна­нии, но де­ти Из­раи­ля «со­б­ра­ны бу­дут по од­но­му» (Иша­яу, 27:12), и во­ля Б-га при­вле­чет лич­ность ка­ж­до­го из нас так, что она об­ре­тет ка­че­ст­во един­ст­ва. И при­ве­дет Он ев­рей­ский на­род «с от­ро­ка­ми на­ши­ми, стар­ца­ми на­ши­ми, с сы­новь­я­ми на­ши­ми и с до­черь­ми на­ши­ми» (Шмойс, 10:9) при­вет­ст­во­вать пра­вед­но­го Мо­шиа­ха, «и бу­дет се­реб­ро их и зо­ло­то их с ни­ми» (Иша­яу, 60:9). И так все «ис­кры Б-же­ст­вен­но­сти» бу­дут со­б­ра­ны из из­гна­ния, и столь пол­ным бу­дет очи­ще­ние, что из­гна­ние пре­кра­тит­ся и свер­шит­ся ска­зан­ное че­рез про­ро­ка: «дух не­чис­то­ты уда­лю из стра­ны» (Зха­рья, 13:2). И то­гда бу­дет яв­ле­но, что нет у ев­ре­ев празд­ни­ков, ко­то­рые мог­ли бы срав­нить­ся с Пят­на­дца­тым ава, что вско­ре бу­дет за­сви­де­тель­ст­во­ва­но и в ма­те­ри­аль­ном ми­ре – в Ие­ру­са­ли­ме, Свя­щен­ном гра­де, и в Свя­той зем­ле, ко­гда при­дет вско­ро­сти наш пра­вед­ный Мо­ши­ах.

Многострадальная Хоральная

 

Многострадальная Хоральная

Михаил Липкин 1 августа 2023
Поделиться142
 
Твитнуть
 
Поделиться

Сегодня мы обсуждаем лишь один материал из еврейской эмигрантской прессы столетней давности. И это даже не статья, не мемуары, а официальный документ: докладная записка в Народный комиссариат юстиции с просьбой отказаться от проекта закрытия Московской еврейской синагоги и превращения ее в клуб.

Инициатива такого «прогрессивного преобразования» принадлежала самим «еврейским трудящимся». В ответ старосты и прихожане Московской синагоги на Маросейке, а точнее в Спасоглинищевском переулке, написали оформленную надлежащим образом, в виде докладной записки, просьбу этого не делать.

Всегда проблема, «как разговаривать с властью», была непростой. У нас есть возможность посмотреть на то, как ее пытались решить 100 лет назад. Напомним исторический контекст, который и при царском режиме был весьма драматичным, о чем можно прочесть в документе.

Еще во время строительства синагоги по требованию Победоносцева пришлось убрать купол — да, чтобы не оскорблять чувства православных. Затем только что построенная синагога сразу была переоформлена в «училище‑приют», как молельный дом здание использовали лишь около года. Потом опять запрет — вплоть до первой русской революции и царского манифеста о свободе вероисповедания. Официальное открытие синагоги в качестве молельного дома состоялось в 1906 году. А вскоре — следующая революция. Та самая, которая за «весь угнетенный трудящийся класс», а также за интернационализм, а еще за освобождение от религиозного дурмана. Не нужны оказались в новом мире культовые сооружения — церкви, мечети и все такое прочее. Вот‑вот мировая революция грянет…

С точки зрения властей, следовало вроде закрыть реакционное заведение. А с другой стороны — широкие трудящиеся массы еще не дозрели, следовало учитывать их интересы, не рубить сплеча, воспитывать в прогрессивном атеистическом духе. Начальство в стране, недавно пережившей Гражданскую войну, пребывало в сомнении. Лучше всего, предполагалось, когда массы сами, с энтузиазмом. Но нашлись «старосты и прихожане», которые энтузиазма не разделяли…

Докладная записка написана сдержанно, подчеркнуто смиренно и разумно, с отсылками к юридическим актам и риторикой воззвания к исторической памяти и добрым чувствам. Из текста видно, что написан он без особой надежды на успех. Комментаторы «Рассвета» справедливо отмечают, что документ свидетельствует о глубокой подавленности, ощутимой в еврейских кругах советской России. А пассаж о том, что евреи веками в синагоге находили утешение от тягот жизни, вообще выглядит рискованным: власти могли отметить невозможность в советской действительности каких‑либо тягот жизни и обвинить авторов в гнусной клевете.

Однако обошлось малой кровью. От докладной ли этой записки или еще из каких соображений, но вместо первоначального решения о превращении синагоги в клуб власти решили действовать постепенно, и 1 августа 1923 года ВЦИК Совета народных комиссаров ограничился постановлением: «Находящуюся в Московской синагоге по Спасоглинищевскому переулку библиотеку передать Белорусскому государственному университету…»

Через три года часть здания передали «Текстильстрою», а синагога по‑прежнему сохранилась. Правда, и подход властей был последовательным: в 1960‑м еще часть зданий отдали под резервную шахту метрополитена.

С 1957 года в синагоге начала функционировать ешива. Жизнь продолжалась, хотя времена менялись — и продолжают меняться поныне. Религиозные же евреи продолжают молиться.

КОММЕНТА

Сваха, сваха — теперь в эфире

 

Сваха, сваха — теперь в эфире

Рохл Кафриссен. Перевод с английского Юлии Полещук 2 августа 2023
Поделиться
 
Твитнуть
 
Поделиться

Материал любезно предоставлен Tablet

Честно говоря, я терпеть не могу реалити‑шоу. И не потому, что считаю себя выше этого (хотя, конечно, считаю). Признаться, я и без того смотрю кучу всякой дряни. Просто я предпочитаю дрянь иного рода. А сюжетные условности большинства реалити‑шоу меня невыносимо раздражают. Их тщательно выписанная «реальность» существует в каком‑то загадочном пространстве между былью и небылицей. Я как зрительница чувствую себя в этом непонятном пространстве неловко и неуютно. Мне куда проще сопереживать фильму о том, как люди в космосе «реально» существуют бок о бок с человекоподобными рептилиями в некоей социалистической утопии («Звездный путь»), чем идиотской, эстетически отталкивающей «драме» об отношениях между людьми, которые в буквальном смысле живут на разных планетах. Одним словом, между кардассианцами  и семейством Кардашьян я выберу понятно кого.

И от Jewish Matchmaking («Еврейское сватовство»), нового сериала Netflix, я ничего не ждала — по понятным причинам. В прошлом году, поддавшись на уговоры подруг, я заставила себя посмотреть целиком первый сезон совершенно чудовищного реалити‑шоу My Unorthodox Life («Моя неортодоксальная жизнь»), и эта оплошность до сих пор не дает мне покоя. Так что, стиснув зубы, я села и изготовилась посмотреть восемь серий пошлой драмы о сватовстве — исключительно «в исследовательских целях». Но к концу второй серии «Еврейского сватовства» я строчила, сама себе удивляясь, сообщения лучшей подруге: «Мне вроде нравится». Она уже посмотрела все серии и с восторгом соглашалась со мной.

Кадр из сериала «Еврейское сватовство»

Главная героиня «Еврейского сватовства», сваха Ализа Бен‑Шалом, американка, сделавшая тшуву, ныне живет в Израиле. Она сердечная, веселая и, как фольклорная сваха, знает массу забавных выражений вроде «Ходи на свидания, надоест — до свидания». Шоу отчасти привлекло меня отсутствием свойственных этому жанру шаблонов — например, слишком подробно прописанных диалогов, чересчур обрывочного монтажа и музыкальных сигналов, как в мультиках. Но я при этом не говорю, что в шоу нет сценария или что оно так или иначе существует за пределами жанра. Тем не менее тому, кому этот жанр вообще не нравится, «Еврейское сватовство» глядишь, и понравится.

Лейтмотив «Еврейского сватовства» как нельзя более очевиден. В мире, где найти любящего и честного партнера, не говоря уже о «родственной душе», мучительно непросто, быть может, все, что нам нужно, — это хорошая сваха, такая же изобретательная и заботливая, как Бен‑Шалом: благодаря ей ходить на свидания — а в 2023‑м это сущая пытка — проще простого. Она перемещается с места на место, со съемочной площадки на съемочную площадку, как еврейский Санта‑Клаус, с мешком холеных претендентов и претенденток, и все они, точно по волшебству, соответствуют заковыристым требованиям ее клиентов.

Но за образом свахи‑спасительницы, Шидех‑Клаус, на мой взгляд, скрывается кое‑что поинтереснее. Сама Бен‑Шалом живет в традиционной еврейской общине (соблюдает кашрут, шабат, покрывает голову и т. п.), однако она олицетворяет собой на диво всеприемлющий образ современного еврейства. Клиенты у нее самые разные — от ультрафрумов из Боро‑Парка до жителей Канзаса, причисляющих себя к евреям по культурным соображениям. Для меня основная мысль шоу заключается именно в этом: в удручающе разобщенном мире современных евреев, где складывается ощущение, будто разные части общемирового еврейства существуют исключительно для того, чтобы доказать несостоятельность друг друга, некто, представляющий «традиционный» иудаизм, просто появляется в кадре и доказывает безоговорочную состоятельность всех и каждого проявления современного еврейства. (Разумеется, при условии, что вы относительно обеспеченны и ищете гетеросексуального партнера. Насколько мне известно, гомосексуалам в «Еврейском сватовстве» пару не подбирают.)

Отдельные эпизоды сняты в таких еврейских городах, как Тель‑Авив и Нью‑Йорк, но действие также разворачивается в Майами, Лос‑Анджелесе, Канзасе и много где еще. Клиентами свахи становятся выходцы из самых разных еврейских общин, и этих общин больше, чем, как правило, показывает массовая поп‑культура: например, среди потенциальных кандидатов на брак — президент клуба сефардов Майами! И в следующем сезоне сериала клиентура свахи наверняка окажется еще разнообразнее. Но я, самая обычная белая ашкеназка из Нью‑Йорка, с захватывающим интересом — вот уж чего не ожидала — следила за историями о евреях, которые необязательно выглядят или живут в точности как я.

Сериал — совместное производство Америки и Израиля, и об этом заявлено во вступительных титрах: название шоу написано по‑английски «Еврейское сватовство», и на современном иврите, «Шадханут модернит» («Современное сватовство»). Между этими двумя названиями — интересное различие. «Еврейское сватовство», безусловно, продолжение реалити‑шоу Indian Matchmaking («Индийское сватовство»), пользовавшегося бешеным успехом: благодаря английскому названию эта связь становится очевидной. А вот ивритское название говорит совсем о другом. «Еврейское» подразумевается, поскольку использовано слово «шадханут», однако само это слово вызывает ассоциации с чем‑то старомодным, если не старосветским. Следовательно, возникает необходимость видоизменить его с помощью жизнеутверждающего эпитета «современный». Это вам не бабушкины шадхонес, говорят нам создатели шоу; но вовсе не в том смысле, который они, быть может, имели в виду.

В современном иврите словом «шадхен» обозначают и сваху, и степлер. И то, и другое соединяет. А вот в идише у этого слова одно‑единственное значение — сват. Шадхен у европейских евреев — настоящий профессионал, притом незаменимый. По данным энциклопедии Исследовательского института идиша, в эпоху до широкого распространения фотографии шадхен убеждал родителей потенциальных жениха и невесты дать согласие на брак «не с помощью карточек, а с помощью слов». Существовал особый язык сватовства. В идише мы редн а‑шидех, сговариваемся о браке. Свату дозволялось и приврать, о чем свидетельствует идишская пословица — пережиток дофотографических времен: «Б‑г не запрещает шадхену врать».

Склонность приуменьшать изъяны клиента — основное свойство шадхена: таковы образы классических сватов, особенно образы комические. И здесь я должна предупредить: все, о чем я расскажу далее, может кого‑то задеть. Это культура куда менее чувствительного времени, и тогда считалось нормальным смеяться над физическими и интеллектуальными недостатками.

Еще в 1940‑х годах популярный исполнитель Бенни Белл (впрочем, людям, далеким от идишской культуры, он вряд ли известен) записывал песни, обыгрывавшие вековые стереотипы о шадхенах. Одна из самых известных его записей — «Мойше Пипик»: в песне рекламируют услуги некоего мистера Пипика (фамилия переводится с идиша как «пупок»), а‑тайере шадхен, дорогого свата. А поскольку шадхен весьма удобно рифмуется с бадхен (свадебный тамада), Мойше Пипик предлагает две услуги заодно.

В песне Мойше Пипик расхваливает свой «товар» слушающим его юношам и мужчинам. «Товар» — 20‑летняя девица, дочка богача. Но вот незадача: девица шесть недель как швенгердик, то есть беременна. Ой! Другой невесте 25 лет, она голубоглазая блондинка, и на счете в банке у нее крупная сумма. (Именно то, что требуется очередному клиенту Ализы Бен‑Шалом.) Но вот незадача: у нее не хватает трех пальцев на левой руке, и она хромает на правую ногу. Ну и так далее.

Обложка. пластинки Бенни Белла «Кошерная комедия» 1956

Песня изобилует комическими подробностями (пожалуй, даже чересчур), и большинство из них, несомненно, смутит современного слушателя. Мне же нравится вот что: песня была записана в начале 1940‑х годов в Нью‑Йорке, но при этом в ней использованы комические образы и приемы, восходящие, пожалуй, к 1880‑м, когда Авром Гольдфаден впервые представил публике комическую оперетту на идише «Ди цвей Куни‑Лемл» («Два Куни‑Лемла»). В этой пьесе классический шадхен, Калман‑шадхен, пытается выдать очень современную и достойную во всех отношениях Каролину за хромого одноглазого заику по имени Куни‑Лемл. Но Каролина влюблена в мудрого Макса, своего репетитора по немецкому, который — бывает же такое! — выглядит в точности как Куни‑Лемл. Разумеется, это фарс, что же еще.

В 1960‑х на израильской сцене «Куни‑Лемл» замечательно поставили на иврите, с текстами Моше Сакара и молодым Майком Берстином в главной роли. В 1966‑м вышла телепостановка, обе роли, Куни и Макса, исполнил Берстин. Он играет классического шадхена идишского театра. Главные детали образа шадхена, как напомнил мне мой друг Шейн Бейкер, — зонтик и саквояж. А что в саквояже? Карточки потенциальных клиентов и, разумеется, «товара». Еще бутылочка бронфн (алкоголя) и леках, медовой коврижки, чтобы сразу и отметить заключение выгодного шидеха.

«Куни‑Лемл» пользовался таким успехом, что стал важной частью израильской государственной мифологии, и каждый год в День независимости по телевизору показывают этот спектакль: этот факт сообщил мне сам Берстин. Подозреваю, реалити‑шоу назвали «Шадханут модернит» отчасти и потому, что в коллективном воображении определенного поколения израильтян благодаря «Куни‑Лемлу» еще жив образ шадхена прежнего образца.

Майкл Берстин в сериале «Два Куни‑Лемла»

Отметим, что ситуация, безусловно, меняется. В восьми сериях «Еврейского сватовства» знаменитый кинематографический шадхен упоминается не единожды. Но не Калман‑шадхен, а Ента из «Скрипача на крыше». Даже в самом Израиле считают, что по ней можно судить, как происходит сватовство. Такая перемена пола шадхена кажется мне нелепостью, если не удручающим сексизмом. У Шолом‑Алейхема в истории о Тевье сватовством занимался мужчина по имени Эфраим. Алиса Соломон, автор книги Wonder of Wonders («Чудо из чудес»), прекрасного культурологического исследования о «Скрипаче», пишет, что автор либретто «Скрипача» Джо Стайн  для мюзикла придумал Енту, «превратив свата Эфраима… в более масштабный и знакомый образ: болтливую назойливую кумушку, которая то и дело смешно обнаруживает свои грешки (например, придя к Голде, прячет в сумку оставшиеся пироги) и противоречит сама себе». Еще досаднее читать, что «назвав сваху Ентой, Стайн сделал одну из немногих уступок идишу, которого авторы поклялись избегать, поскольку этот язык слишком сильно ассоциировался с дешевыми пьесками на потеху невзыскательному зрителю. Ента — имя достаточно распространенное, но со временем оно превратилось в нарицательное, стало означать докучливую сплетницу, и Стайн решил использовать этот образ болтливой старой карги».

С каким бы удовольствием я ни смотрела «Еврейское сватовство», я все же с невольной опаской жду манипуляций и спекуляций, свойственных реалити‑шоу. В шоу некогда рассуждать о неоднозначной истории или спорных сторонах своей тематики. Так, к примеру, в шоу ни словом не упомянули о стоимости услуг Бен‑Шалом, при том что прибыль по сей день — суть этого, в общем‑то, очень еврейского занятия. Кто может позволить себе чудеса Шидех‑Клаус, а кто нет? Я бы хотела, чтобы об этом упомянули во втором сезоне — вопреки сомнениям, я все же буду его смотреть.

Оригинальная публикация: Matchmaker, Matchmaker—Now Streaming

УКРАИНА ВЗОРВЕТ РОССИЮ

 🔥ПОБЕДА УКРАИНЫ ЗАЖЖЕТ ПРОТЕСТЫ / КИЕВ ПРИМЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ИЗГНАНИИ – ГОВОРИТ ИНСТИТУТ КАВКАЗА Сегодня Северный Кавказ — один из ключевых регионов на политической карте мира. Именно там лежит ключ к разрушению Российской империи. Чтобы будущая победа Украины принесла длительный устойчивый мир, она не должна ограничиваться только выходом украинских танков на границы 1991-го года. Необходимо добиваться деколонизации регионов так называемой Российской федерации (пусть название вас не обманывает, по факту это сверхцентрализованное государство). Это обсуждение организовано Институтом Кавказа в Украине. У нас в эфире был Авраам Шмулевич, который входит в Наблюдательный совет Института вместе с Алексеем Гончаренко, Дмитрием Корчинским и Ахмедом Закаевым. Также с нами был черкесский политический и общественный деятель, глава движения «Хасэ» Ибрагим Яганов. 00:00:00 Начало 00:01:45 Что собой представляет регион Северного Кавказа. 00:17:15 Какова позиция Кавказа в войне в Украине. Каков процент поддержки? 00:26:00 Про протесты на Кавказе 00:32:40 Как победа Украины будет влиять на ситуацию на Кавказе. 00:38:50 Про правительство Кавказских республик. Где оно может пока заседать? 00:46:50 Может ли Кавказ выжить без России? 00:51:10 Кавказ может стать независимым и демократическим? 00:59:10 Почему поддержка Кавказа важна для Украины.

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..