Aвигдор Либерман : упрямство — еврейская национальная
черта и условие выживания
Aвигдор Либерман «Русский пионер»
2015
У евреев много недостатков. Истинных и мнимых. Тех, что приписывают им
антисемиты, и тех, что они сами вменяют себе с не меньшей щедростью (особенно в
Израиле): самобичевание — наша национальная черта. Можно дискутировать, какой
из них и вправду им присущ, а какой — досужая выдумка, невинное преувеличение,
явный бред или намеренная напраслина.
Но есть один — совершенно бесспорный.
Во-первых, он зафиксирован в самом авторитетном для пока еще большинства населения
Европы и Америки документе — Библии, или, по-нашему, Торе.
Во-вторых, он определен самым компетентным из мыслимых источников — Богом.
Согласно Книге, именно Бог назвал евреев «народом жестоковыйным». И не раз, а
раз пять — если исходить только из письменной Торы (а у нас есть еще и устная).
Каждый раз — в отрицательной коннотации, как упрек.
Что такое «жестоковыйность»? В переводе с высокопарного библейского — это
упрямство.
Да, евреи — упрямый народ. Упрямство присуще ему от рождения — Бог свидетель.
Еврейское упрямство — неопровержимый факт. Наш родовой знак — упорствовать в
своем, грести против течения, идти не в ногу, плыть поперек, быть не как все,
действовать вопреки общепринятому и очевидному.
Но евреи не были бы евреями, если бы не пытались обратить этот недостаток в
достоинство. Вся еврейская история, множество еврейских биографий, а с недавних
пор и еврейская география — свидетельства еврейского упрямства.
Легче всего проиллюстрировать это примерами из науки, но, несмотря на обилие
еврейских имен в списке нобелевских лауреатов, несмотря на Эйнштейна, Фрейда,
Менделя, Бора и прочих великанов, наука — область для сравнения некорректная.
В ней главные открытия —
независимо от национальной принадлежности авторов — совершаются благодаря
упрямству и нарушению канонов.
Возьмем не столь очевидное и более близкое мне — события политической истории,
или еще ближе — сионизма, Израиля, тем более что это и по времени нам ближе.
Здесь все, чего ни коснись, — производное еврейского упрямства.
Почему внезапно возникшая мечта венского журналиста, шокированного делом
Дрейфуса, Теодора Герцля, его (не новая, кстати) идея о том, что единственное
спасение евреев от антисемитизма — их собственная страна, вдруг овладела
массами и сдвинула их с насиженных мест? На взгляд из сегодняшних прагматичных
времен, большинство его действий отдают наивностью и дилетантизмом. Ничего не
должно было получиться.
Его главные труды — брошюра в 60 страниц на безупречном немецком «Еврейское
государство», прожект о том, что бы мы сделали, если бы у нас было то, чего
нет, и роман «Альтнойланд» («Старая новая родина»), чистая утопия в стиле
Кампанеллы. Как случилось, что первая взорвала весь тогдашний еврейский мир и
ею пользовались как лоцией в построении реального еврейского государства, а
эпиграф ко второму — «Если вы захотите, все это не будет сказкой» — стал не
только лозунгом всемирного сионистского движения, но и сегодняшним ориентиром
для израильтян?
Любопытно, что основоположник сионизма сам поначалу не был сионистом.
Палестина рассматривалась им в качестве одной из альтернатив. Сионистом Герцль
стал под влиянием своих русских соратников. И они же не давали ему свернуть с
пути истинного, когда у него не хватало терпения стоять на своем (он готов был
пойти на предложение англичан — создать автономный еврейский анклав в Уганде),
у них упрямства хватило.
Пока Герцль упорствовал в стремлении заручиться поддержкой сионистского проекта
от монархов европейских держав, а они отмахивались от него, как от городского
сумасшедшего, русские евреи начали движение снизу — поехали.
В страну мечты. В никуда. Палестина была дыра дырой. Ни воды, ни земли, ни
лесов, ни дорог — безжизненные пустыни и малярийные болота. Земледелие здесь
считалось нерентабельным. Коровы доились, как козы. Шейхи-землевладельцы жили
вдалеке — Дамаске и Бейруте.
Кочевники-бедуины промышляли разбоем. Немногочисленные местные феллахи знали,
что почвы эти бесплодны.
Еврейские пионеры-поселенцы не знали вообще ничего и работать на земле не
умели. Только очень хотели. Половина из них сбегала в города и за границу,
половина от оставшейся половины помирала от малярии. Как из этого всего
родилось сельское хозяйство,считающееся одним из лучших в мире, — отдельная
история. Про упрямство и одержимость.
Про то же — возрождение языка. Белорусский еврей, Лейзер-Ицхок Перельман,
который,эмигрировав в 1881 году в Палестину, стал Элиэзером Бен-Йегудой,
—туберкулезник, недоучившийся врач, филолог-самоучка — зажегся идеей вернуть к
жизни мертвый язык — иврит. Две тысячи лет на нем только молились. Все это было
чистой воды упрямство, и дом Бен-Йегуды долгое время оставался единственным в
стране, где говорили только на иврите. Но ему повезло с таким же одержимым
народом: не прошло и двух десятилетий — на иврите заговорила вся еврейская
Палестина.
Так же было провозглашено еврейское государство в 1948-м. Бен-Гурион настоял —
вопреки всем объективным условиям. Лучший британский полководец, великий
стратег, герой Второй мировой — победитель Роммеля, командующий сухопутными
войсками союзников в Европе, фельдмаршал Монтгомери предрекал, что войска
арабских стран сомнут новорожденную еврейскую армию, почти ополчение, за две
недели. Война за Независимость длилась дольше. И победил в ней Израиль.
Похожая ситуация была в 1967-м. Весь арабский мир уже праздновал скорое
уничтожение Израиля, а западный готовился его оплакивать, впрочем, не помогая.
Когда в самый канун войны глава израильской компартии Моше Снэ пришел к
советскому послу в Тель-Авиве Дмитрию Чувахину с последней попыткой уговорить
приструнить арабов, тот только
посмеялся: «Ну, сколько ваш Израиль продержится? Пять часов? Два дня? Или целых
три?» Тогда война продлилась шесть дней, ее и назовут Шестидневной.
Так же происходило с уничтожением ядерного реактора в Ираке в 1981-м.
Американцы об этом слышать не хотели, угрожали эмбарго (а потом и ввели).
Глава Моссада категорически возражал. Глава оппозиции, «отец» израильского
ядерного проекта Шимон Перес уговаривал премьера Бегина отменить операцию (чем
привел его в ужас — Перес о ней не должен был знать). Но упрямый Бегин отдал
приказ. Американцы поблагодарили израильтян только через десять лет, когда
начали операцию «Буря в пустыне» — она была бы невозможна, будь у Саддама
ядерное оружие.
Конечно, упрямство — еврейская национальная черта. Со стороны она часто
выглядит ужасно. Вызывает непонимание, раздражение, стимулирует антисемитские
настроения, как говорят (хотя для антисемитизма, как
правило, не нужны причины). Но она, во-первых, нам присуща, и от этого
действительно избавиться трудно, а во-вторых, часто становится условием
выживания. Это у нас не только в истории, это у нас в крови.
В жизни мне приходится чаще всего общаться на иврите, русском, английском, могу
и на румынском. На всех этих языках я говорю с акцентом, чего совершенно не
стесняюсь, хотя и сознаю, что представляю очень удобную мишень для пародистов,
чем они не избегают пользоваться (у нас в Израиле чем выше заберешься, тем
активнее тебя стараются поддеть). Но родной мой язык — идиш, язык евреев
Восточной и Западной Европы, теперь почти забытый.
Я родился и вырос в Кишиневе. Там идиш знали многие, однако во времена моего
детства и юности — тогда антисемитские настроения были сильны — старались
говорить на нем только дома. Демонстрировать свое еврейство считалось
неприличным, а то и небезопасным. К чести моих родителей, они этого не признавали.
Помню такой эпизод. Мне лет десять. Едем с родителями в троллейбусе на задней
площадке, салон переполнен. Они говорят между собой на идише. Народ
прислушивается, оглядывается на них, начинает сторониться, новые пассажиры,
войдя и осознав ситуацию, стараются побыстрее протиснуться вперед. Папа с
мамой, конечно, замечают это. И начинают говорить громче. Я, ребенок, чувствую,
как сгущается атмосфера. Вокруг нас образуется свободное пространство, взгляды
всего троллейбуса устремлены в нашу сторону. Так мы и доехали до своей
остановки, оставаясь в центре внимания. Вышли — и ни слова об этом, как будто
ничего не произошло. Это был мне урок. Я часто вспоминаю его и когда участвую в
дискуссиях и переговорах за границей. Израиль — мой дом, моя страна — уже не
только по праву рождения, проживания и гражданства. Смею надеяться, я и сам
кое-что для нее сделал, чего-то в ней достиг, и еще надеюсь сделать многое, в
меру сил и возможностей. Нигде я себя не чувствовал, да и не мог бы чувствовать
настолько своим.
Поэтому реагирую совершенно спокойно и равнодушно, когда меня попрекают тем,
что я не такой, как все, как другие, веду себя не так, как кому-то хотелось бы,
а в силу собственного разумения, характера, политической и человеческой
позиции.
Когда я стал (вопреки желанию очень многих) министром иностранных дел, эти
претензии усилились. Кому-то не нравится, что внешнеполитическое ведомство
возглавил не уроженец страны, особенно «русский», глава партии, значительная
часть избирателей которой — выходцы из бывшего СССР, что по происхождению не
принадлежу к истеблишменту. На это я вообще не обращаю внимания, тем более, что
и признаваться в этом прямо рискуют немногие.
Гораздо существеннее — моя политическая позиция. Хотя и ей часто находят
объяснение в моем советском прошлом: дескать, мы, «русские», заражены имперским
духом, не желаем ни в чем уступать, и принципы западной либеральной демократии
нам чужды. Меня попрекают моим упрямством — теперь уже в политике.
Я действительно не скрываю своих правых взглядов. Я действительно не считаю,
что стратегия бесконечных уступок — территориальных и политических — путь к
миру. Опыт Израиля последних десятилетий свидетельствует как раз об обратном.
А события «арабской весны»
доказали окончательно, что не Израиль и не палестино-израильский конфликт —
главная проблема и причина нестабильности на Ближнем Востоке.
Я действительно живу в поселении на территории Иудеи, которую на Западе
почему-то считают исконно арабской землей, что, по крайней мере, некорректно.
И это действительно мой принципиальный выбор.
На днях одна израильская журналистка спросила меня в интервью, не смущало ли
моих западных коллег — глав внешнеполитических ведомств, что я, министр
иностранных дел Израиля, живу в поселении, которое, как она полагает, они считают
незаконным.
Я ее, кажется, удивил, когда объяснил на конкретных примерах моего общения и с
госсекретарем США, и с министрами иностранных дел ведущих европейских держав:
я вызываю повышенный интерес у них именно тем, что другой, свою позицию они и
так знают — им важно понять другую.
Это оборотная, внешняя сторона еврейского упрямства: она не только помогает
выживать нам, она вызывает уважение у других. Мне за нее не стыдно. Как не было
стыдно мальчику из кишиневского троллейбуса за своих родителей, громко
разговаривавших на идише.
Авигдор Либерман