Григорий!
Невозможно понять друг друга людям совершенно разным. Для меня нет более упоительного чтения, чем Книги, написанные моими предками. Ваши "ум и сердце" тексты эти не воспринимает. За семь лет работы в газете я получил множество писем, подобных последнему вашему письму. Упрекать людей в том, что привычки и догмы, впитанные с "молоком" совковой пропаганды, для них стали чем-то неколебимым – глупо.
Так было всегда, и 3 тысячи лет и сегодня мы наблюдаем одну ту же картину. Кому-то из наших предков мудрость Аристотеля или Сократа казалась неколебимой, а слово "Талмуд" вызывало нервное отторжение. Кто-то, со временем, был уверен, что достаточно читать и знать Моисея Мендельсона или Генриха Гейне, чтобы быть евреем. Кто-то и сегодня считает, что пример Пастернака, Мандельштама или Бродского достаточен, чтобы не обращать внимания на истоки, корни нашего народа.
Мне трудно представить исландца, презирающего саги своего народа, русского, полностью отрицающего творчество Пушкина, Гоголя или Чехова, англичанина, яростно бунтующего против авторитета Шекспира, поляка, для которого имена Шопена или Сенкевича – пустой звук. И так далее.
Нас же, евреев, 40 веков юдофобии научили этому сомнительному искусству: ненавидеть самих себя. То, порой, что мы гордимся нашими выкрестами, часто, вполне достойными и очень талантливыми людьми – всего лишь ширма иных, недобрых чувств к своему народу.
Пройдет время, и евреи ассимилянты или антисемиты будут козырять иными фигурами "передовиков производства". Но все это, смею вас заверить, проходящее.
Что останется? А вот что. Израиль построил стену, настоящую границу между евреями и арабами. Считается, что в результате террор пошел на спад, но считаю, что мера эта временная, от бессилия расправиться с врагом. Вот и читаю Книге Пророков: Йехэзкэль 10 – 11:"Именно потому, что сбивали с пути народ Мой, говоря : "Мир", - но нет мира; и он возводит ограду, а вот они обмазывают ее негодной обмазкой. Скажи, обмазывающим негодной обмазкой: падет она…".
Возможно, вашему сердцу приведенные строчки ничего не говорят, но это проблема вашего сердца, а не Книг нашего народа. Вы пишите, что народ наш "выжил не благодаря Талмуду, а вопреки". Отважные слова, в общем-то, ставящие точку в нашем споре. Но стоит ли переоценивать их? Существенно, что вы все-таки пишите мне – значит, даже не сознавая этого, стараетесь понять, что такое быть евреем.
На прощание приведу одну лишь цитату из Вавилонского Талмуда (Таанит, ч.4): "… земля, на которой стоял Иерусалим, была распахана римлянами в знак того, что город уже не будет восстановлен никогда". Вчера, на подъезде к нашей столице, вспомнил и эти строчки, именно из Талмуда, а не из талантливейшего наследия Самуила Маршака или Бориса Пастернака.
Нужно ступать по земле Израиля, чтобы находить для себя поддержку в том, что было в древние времена создано специально для этого, для укрепления духа нашего и тела. В России, как я помню сам, было достаточно гения Пушкина, Чехова или Льва Толстого.
Рискну посоветовать вам для начала обратиться к еврейским текстам, простейшим для восприятия, но в тоже время удивительно мудрым. Я имею в виду предания хасидов в книгах Эли Визеля, Мартина Бубера и Эзры Ховкина. Я начал свой путь к самому себе именно с этих книг. Заметьте, к самому себе, а не к Богу. До этого шага мне еще далеко, но это первый этап, необходимейший перед главным выбором в жизни. Если и эти книги оставят вас равнодушным, то оставайтесь на прежних позициях, только с одним условием: не отказывайте инакомыслящим в праве думать не так, как думаете вы. Это уже вопрос не мировоззрения, а обычной человеческой порядочности.
Извините за длинное послание и за то, что невольно мог обидеть вас. Всего наилучшего. Арк.
2001 г.