Правка статей в интернете, травля учёных и статусы «клеветников» – как Польша «стирает» участие своих граждан в Холокосте.
Сразу три автора «Википедии» получили запрет на редактирование статей, связанных с историей Холокоста в Польше. Такое решение в конце мая принял Арбитражный комитет «Википедии», контролирующий работу редакторов сайта. Польских редакторов уличили в планомерном и намеренном искажении материалов о еврейско-польских отношениях во время войны. Редакторы вносили правки, целью которых было снять с Польши и поляков обвинения в антисемитизме и участии в убийстве евреев во время Холокоста.
Внимание на эту многолетнюю деятельность Арбитражный комитет «Википедии» обратил только в минувшем марте – после публикации совместного исследования Ширы Кляйн из университета Чепмена в Калифорнии и Яна Грабовского из университета Оттавы. Кляйн и Грабовский, проанализировав десятки статей о Холокосте и историю правок к ним, пришли к выводу, что группа из 11 редакторов польского происхождения систематически манипулировала фактами, пытаясь возложить вину за Холокост на бездействие самих евреев. Более того: один из этих «редакторов», известный в сети как «Волонтер Марек», на деле – известный польский публицист ультраправого толка Марек Ходакевич.
Но в итоге на «скамье подсудимых» оказались почему-то только 3 уличённых манипулятора из 11. Да и решение, мягко говоря, половинчатое: изобличённым в намеренном искажении фактов редакторам сохранили право редактировать другие статьи. «“Википедия” предпочла избежать дискуссий об исторической правде, – считает Кляйн. – Вместо этого сайт послал сигнал: фальсификация прошлого – это не проблема, просто будьте вежливы, ну и давайте больше ссылок».
Этот инцидент случился на фоне масштабной кампании против того, что в Варшаве называют «антипольским нарративом». Напомним, что еще в 2018 году в стране приняли так называемый «Закон о Холокосте», который ввёл уголовную ответственность за упоминания о причастности поляков к преступлениям нацистов. Трёхлетнее тюремное заключение грозило в том числе и за информацию об участии поляков в работе концлагерей. И даже за использование термина «польские лагеря смерти» по отношению к Освенциму, Треблинке и другим.
Позже под давлением израильской и мировой общественности уголовную ответственность смягчили, заменив тюремное наказание штрафами, но сам закон никуда не делся – публично рассказывать об участии поляков в преследовании евреев в Польше запрещено. «Теперь в стране будет доминировать один-единственный “правильный” взгляд на роль Польши в Холокосте, – констатирует историк Давид Зильберкланг из Международного института исследований Холокоста в Иерусалиме. – И хотя большинство поляков, конечно же, не участвовали в злодеяниях нацистов, но были люди, которые совершали ужасные вещи, и это необходимо обсуждать!»
С 1939 по 1945 год в Польше произошло 219 задокументированных антисемитских погромов, свидетельствуют Джеффри Копштейн и Джейсон Виттенберг в исследовании «Интимное насилие. Антиеврейские погромы в разгар Холокоста». Количество отдельных случаев коллаборационизма, выдачи евреев нацистам, доносов, а также участия поляков в работе концлагерей и обслуживании газовых камер не поддается подсчету.
Похороны жертв погромов в Кельце
А один из самых кровавых погромов поляки учинили уже и вовсе после окончания войны – 4 июня 1946 года польские националисты убили в Кельце 42 евреев, среди которых были дети и беременные женщины, искалечив ещё более 80 человек. Причем возглавлял толпу погромщиков представитель местной власти – сержант милиции Владислав Блахут. А шли погромщики с лозунгом «Завершим работу Гитлера!», уничтожая последних чудом выживших в Холокосте польских евреев. Но говорить об этом в Польше теперь нельзя.
Похороны жертв погромов в Кельце
По иронии судьбы одной из первых жертв «Закона о Холокосте» стал Ян Грабовский – автор, чьё исследование дало старт нынешнему разбирательству в отношении редакторов-манипуляторов «Википедии». Ян ещё в 2018 году совместно со своей коллегой профессором Барбарой Энгелькинг опубликовал книгу «Ночь без конца» – и оба попали под суд. За историю о старосте деревни Малиново на востоке Польши, который причастен к убийству 22 евреев – именно староста, по словам выжившей, указал нацистам место в лесу, где прятались евреи.
Ян Грабовский и Барбара Энгелькинг
Поначалу суд обязал Грабовского и Энгелькинг извиниться за клевету, однако на стадии апелляции решение было отменено: судья вроде как признал право ученых на «поиск исторической истины», согласившись, что их работа представляет собой проявление «допустимой свободы исследований». Видимо, бывает ещё и недопустимая,
Но польское общество с таким решением не согласилось. В СМИ развернулась настоящая травля против Барбары Энгелькинг. А заодно и против судьи, удовлетворившего апелляцию. Всё усугубилось минувшей весной, когда в эфире местного канала TVN24 Барбара заявила, что «евреи были крайне разочарованы поведением поляков во время войны».
«Евреи знали, чего ожидать от немцев – ведь те были врагами, – сказала она. – Но с поляками дела обстояли сложнее. Поляки могли быть и на стороне евреев, поэтому всегда теплилась надежда, что они проявят себя как добрые люди и не будут пользоваться ситуацией и шантажировать евреев, скрывавшихся от нацистов».
И этими словами Барбара взорвала ситуацию. На неё со всех сторон посыпались обвинения в «искажении исторической правды» и «попытке посягнуть на честь польского народа». В том числе и с высшего уровня: премьер-министр Матеуш Моравецкий назвал её слова частью того самого пресловутого «антипольского нарратива».
И пусть письмо в поддержку профессора Барбары Энгелькинг подписали более 1000 историков из ведущих университетов Польши и всего мира – это не помогло. Более того – Министерство образования Польши в лучших традициях товарища Дзержинского решило проверить всех подписантов письма в защиту учёного и пересмотреть условия финансирования тех местных учреждений, чьи сотрудники подписались в поддержку Энгелькинг. «Мы не будем финансировать антипольскую чушь из польских денег. Это письмо якобы в защиту учёности, но к учёности это не имеет никакого отношения. Это просто клевета на польский народ», – заявил глава ведомства Пшемыслав Чарнек.
Параллельно власти Польши открыли второй фронт в кампании по борьбе с «нежелательным нарративом». В апреле страна подписала соглашение с Израилем о возобновлении ежегодных образовательных поездок израильских школьников – они были прерваны на несколько лет из-за ухудшения отношений между двумя странами и пандемии коронавируса. Но если прежде израильтяне посещали места, связанные с преступлениями против еврейского народа – бывшие концлагеря и гетто, то сегодня Варшава обязала их также посещать местные польские музеи, посвященные зверствам нацистов над поляками и роли польского сопротивления в борьбе с фашизмом.
Казалось бы, в чём проблема? «Дело в том, что некоторые из этих мест открыто славят граждан Польши, которые были по уши замешаны в убийстве евреев», – сказала глава Центра исследований Холокоста в Польше и в «Яд ва-Шеме» историк Хави Дрейфус, называя новый список мест «возмутительным».
Похороны жертв погромов в Кельце
А на днях масла в огонь подлила и израильская певица Ноа Кирел, занявшая в минувшем мае 3-е место на «Евровидении». 22-летняя артистка набрала на голосовании от Польши максимальные 12 баллов и заявила, что это «реально победа» – «получить столько голосов от страны, где во время Холокоста погибли почти все члены моей семьи». Министр иностранных дел страны Павел Яблонски поспешил назвать этот комментарий «чрезвычайно болезненным» и пригласил Кирел посетить Польшу – «чтобы восполнить недостаток знаний о Холокосте». Поляк будет учить евреев Холокосту. Дожили.