Борис Гулько
Михаил Веллер – мыслитель поколения, выросшего в СССР, воспитанного в
понятиях его идеологии, но на отвержении её. Характерно название последней
книги Велера: «Еретик». У писателя это человек, который не верит ни в Бога, ни
в левую идеологию, желающую Его заменить. Веллер умело орудует категориями
марксистской диалектики, при этом с почтением цитирует анти-марксистов философа
Кара Поппера и экономиста фон Хайека. Можно полагать, что Еретик – это не
только автор, но типичный еврейский интеллигент, выросший в СССР, отвергший советский
марксизм кроме его атеистической части и поэтому желающий идеологии, состоящей,
в американских понятиях, из коктейля политических взглядов правых евангельских
христиан и атеизма левых.
Веллер не
верит в жизнеспособность либерализма и предсказывает скорую гибель Европы с её
нынешними ценностями: отказом от традиционной сексуальной морали, ведущим к
исчезновению семьи и к демографическому угасанию; отмиранием понятия
национального государства и согласием на замену коренного населения (себя)
мусульманскими переселенцами.
Впрочем,
основная тема книги – евреи. Разъяснить исторический феномен еврейского народа
– чрезвычайно смелый замысел. Веллер уверен в своих силах. Он довольно
адекватно излагает древнюю историю евреев, сбиваясь только, когда речь заходит
о религии. Например, Веллер сообщает: «Евреи читали Танах, Мишну и Талмуд»,
хотя Мишна – это и есть Талмуд (вместе с комментарием на неё – Гемарой). Пушкин, столкнувшись с таким, сокрушился
бы: «не мог он Мишну от Гемары, как мы ни бились, отличить» (как сокрушился с
не отличавшим «ямба от хорея» Онегиным). Позиция Веллера – «не верующего иудея
или христианина, но атеиста-аналитика» объясняет такие промашки.
Итак,
преодолев древнюю историю евреев, Веллер встал перед феноменом народа, более трёх
с половиной тысячелетий духовно доминирующего в мире. Человек образованный,
Веллер поминает, что жизни этноса – тысяча, максимум полторы тысячи лет. Почему
у евреев не так?
Веллер
придумал теорию «энергоэволюционизма» и им объясняет феномен евреев. Он пишет о
нашей «повышенной социальной энергетике, позволяющей обеспечить единство
вопреки сильному внешнему давлению и внешнему стремлению к раздроблению и
ассимиляции… социальная энергетика есть производная от суммы энергетик личных».
Энергетика –
вещь материальная, атеисту понятная. Хотя кто видел её? Что она означает
относительно народа и его истории? Не прячется ли тут мистика, а то и религия?
Верующий
православный Лев Гумилёв ввёл подобное понятие – «Пассионарность». Вдруг гунны
где-то у себя в Китае вооружились пассионарностью и отправились разрушать Рим.
Или монголы, пройдя сквозь Русь как нож сквозь масло, завоевали и зачем-то
разрушили Вавилон. А ещё был Тамерлан, убивший больше всех людей и создавший
самую большую в истории империю. Вот уж где было море энергии.
Евреи ничего
подобного не совершали. Отбили Иерусалим, свою вечную столицу. Да и то никто
кроме Трампа столицей Израиля его не признаёт. Наши древние соседи ассирийцы,
вавилоняне, египтяне были побойчее нас. А существовал ещё мистический народ
халдеи. У тех была тоже недюжинная энергетика. У всех у них она растаяла, а из
нас по-прежнему бьёт ключом. Почему?
Чтобы
объяснить феномен евреев нашей особой энергетикой, нужно определить её
источник. Но тут неизбежно сталкиваешься с мистикой, на которую атеизм Веллера
не рассчитан.
Впрочем,
иудаизм Веллер уважает: «Евреи единого Бога придумали,
изобрели; и плодотворность
этой гениальной идеи невозможно переоценить». Мол, хотя это и неправда, но
ловко придумано. Но неправда, даже ловко придуманная, со временем снашивается.
А «единый Бог» – нет.
Для анализа остаётся
ещё непонятная политическая левизна большинства современных евреев. Веллер в
своей системе координат объяснить её природу не может и приходит к безотрадному
диагнозу: «Евреи как равноправный народ страдают социальной шизофренией».
Он перечисляет создателей левых идеологий в
Европе: Мозес
Гесс, Карл Маркс, Лассаль,
Бернштейн. В России – из пяти соучредителей группы «Освобождение
труда» – двое евреев: Аксельрод и Дейч. После этих возник БУНД. Веллер поминает: «Еврей Парвус – серый кардинал русской революции» (я сильно сомневаюсь в этом,
идущем от Солженицына, предположении); меньшевиков возглавлял Мартов,
большевиков, вместе с Лениным, по Нюрнбергским законам нацистов – евреем, Троцкий. А рядом с ними ещё Свердлов, Зиновьев, Каменев.
Возвращаясь к нашим дням, в главе «Евреи как
авангард самоуничтожения цивилизации», Веллер называет творца современного
либерализма – Франкфуртскую школу социологии, почти сплошь еврейскую. А если мы
обратимся к современной Америке, то и без Веллера легко припомним евреев, находящихся
в этом самом авангарде – врага Израиля Берни Сандерса, обещающего в случае
избрания его президентом США (не исключённый сценарий) перенаправить военную
помощь, оказываемую Израилю, на нужды палестинских арабов; спонсора левых и
антиизраильских организаций Сороса; сами эти организации, большой частью
еврейские; «еврейскую» Нью-Йорк Таймс, враждебную Израилю, как и значительная
часть левой американской прессы, в которой тоже обильно представлены евреи;
существующую в большой степени на еврейские пожертвования враждебную Израилю
Демократическую партию. А ещё в ряд левых политических организаций встал атеистический
клуб с обманным названием «реформистский иудаизм», выступивший против признания
Иерусалима столицей Израиля, а еврейские поселения Иудеи и Шомрона – его
частью.
Недавно президент Трамп издал указ о борьбе с
антисемитизмом. Либеральные
евреи возмутились. Нью-Йорк Таймс пояснил это: указ «будет эффективно толковать иудаизм как расу или
национальность, а не просто религию», а значит даст основание заподозрить евреев, что те –
евреи. А ещё указ «может быть использован для подавления свободы слова и
законного противодействия политике Израиля в отношении палестинцев во имя
борьбы с антисемитизмом», то есть создаст помехи антисемитам – ненавистникам
Израиля.
Веллер в рамках своих взглядов объяснить такую
«социальную шизофрению» евреев оказывается не способен. Он отнюдь не
еврей-самоненавистник. Скорее наоборот. Не страдая политической корректностью,
Веллер с удовольствием приводит среднюю статистику IQ, рисующую
высокий интеллект евреев-ашкеназов: «аборигены Австралии – IQ 60 пунктов,
африканцы – 70,
афроамериканцы – 85, белые – 100,
китай-япония-корея – 104, ашкеназы – 113». Но если
дело не в интеллекте, то в чём?
Объяснить
трудности Веллера в понимании патологической левизны евреев взялся израильский
писатель Алекс Тарн: Веллер «называет евреями только и исключительно тех, кем
является он сам, – то есть ассимилированных выходцев (очень точное слово) из
еврейства, которые сами себя евреями не считают. И при этом абсолютно
игнорирует две другие большущие группы: группу приверженцев Традиции и группу приверженцев Сионизма».
Объяснение это
не совсем точно. Кто она – вторая группа, названная Тарном – сионисты, не
уважающие Традицию (уважающие – первая группа), и чем их взгляды отличны от
взглядов Веллера? Сам Еретик в 1996-97 годах жил в Израиле, и сложись что-то
по-иному, мог бы и сегодня там жить. К евреям-националистам, судя по поминанию
в книге традиционного набора: еврейских нобелевских лауреатов, создателей
атомной бомбы тем и этим – Веллер принадлежит.
Да и первую
группу можно бы назвать поточнее: верящие в Бога (следование Традиции без веры
взгляды не определяет).
Вера
предполагает принятие евреем этики Торы: сексуальной, семейной, в политике,
бизнесе, помощи бедным, чужестранцам. Эта этика неоднозначна, для понимания требует
религиозного образования и допускает разные ответы на трудные вопросы. Скажем,
Тора учит: «Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле
Египетской» (Исход 22:21). Но она же повелевает евреям, вернувшимся в
Землю Израиля: «Если же вы не прогоните от себя жителей земли, то оставшиеся из
них будут терниями для глаз ваших и иглами для
боков ваших и будут теснить вас»
(Числа 33:55). Когда евреи уговаривали эмигрировавших арабов не покидать вновь
образованный Израиль, как описала Голда Меир в своих мемуарах, или выбрасывали
десант в конце Шестидневной войны, чтобы вернуть назад арабов, в ужасе покинувших
свои жилища в отвоёванных евреями Иудее и Шомроне, они следовали первой
максиме. Но получили тернии для своих глаз и иглы для боков – из второй.
Аналогичным может быть сегодня исход борьбы либеральных евреев Америки за свободу
эмиграции в США мусульман. Мы знаем это из печальных буден французских евреев. Уже
сейчас – больше половины «преступлений на почве ненависти» сыплются в Америке
на головы евреев – 2% её населения.
Веллер приводит
статистику: левых среди евреев Америки – примерно 80%. Это близко к числу
неортодоксальных евреев страны. Ортодоксы – около 10%, в большинстве примыкают
к консерваторам. Религия по дизайну консервативна. Тогда получается, что
«социальная шизофрения», о которой пишет Веллер – связана с атеизмом. Если не этика
иудаизма, то человеку остаются ценности его «прогрессивного» антипода.
Но для
статистики ещё остаются выходцы из СССР – как Веллер «не верующие иудеи или
христиане, но атеисты-аналитики». Эти люди с их советским
опытом и идиосинкразией к социализму расположены в основном среди 20% правых
евреев. Книга «Еретик» в целом отражает их взгляды.
Увы, в Америке
эта общность тает. Если сам такой «еретик» ещё может быть женат на еврейке, то
его ребёнок, по статистике с вероятностью более 80%, создаст семью с кем-то
иным. А пройдя сквозь американский колледж, усвоит левые взгляды и вольётся в
80% «прогрессивных». Никаких позитивных идей родители ему предложить не могут,
поскольку не имеют. Советский опыт для их детей нерелевантен.
То есть потомки
экс-советских «выходцев из еврейства» расположатся там, где их поместил в своём
анализе Веллер, «в авангарде самоуничтожения цивилизации». Вот и разрешение
загадки, над которой бьётся Веллер.
Новая книга
Бориса Гулько:
Двухтомник
«Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$30 в США, 100
шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com
По этому же
е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько