понедельник, 30 мая 2016 г.

УМНАЯ, МАЛЕНЬКАЯ ДЕВОЧКА


Недавно, работая на цветочной клумбе в своем дворе, я увидел своих
соседей, выгуливающих свою собаку, и уже возвращающихся домой. Они
остановились пообщаться со мной.
Во время нашей дружеской беседы я спросил их маленькую дочку, кем она
хочет быть, когда вырастет. Она сказала, что когда-нибудь хотела бы
стать президентом США.
Ее родители, оба либеральные демократы (сторонники Демократической партии – прим.), стояли рядом, поэтому я спросил ее: "Если бы ты стала президентом, что бы ты сделала в первую очередь?". Она ответила: "Я бы обеспечила едой и жильем всех бездомных". Ее родители светились от гордости. "Здорово, это достойная цель!" - сказал я. - "Но чтобы сделать это, ты не должна ждать, пока станешь президентом". "Что вы имеете в виду?" – спросила она. И я сказал ей: "Ты можешь прийти ко мне домой и подрезать траву, выдернуть сорняки, подмести дорожки, и я заплачу тебе $50. Потом я отведу тебя к продуктовому магазину, где часто можно встретить бездомного мужчину, и ты дашь ему эти 50 долларов на покупку еды и нового жилья. Как насчет того, чтобы сделать такую замечательную вещь?".
Она обдумывала это несколько секунд, потом посмотрела мне прямо в глаза и спросила: "А почему этот бездомный не может прийти к вам и проделать всю эту работу, и вы тогда заплатите ему эти 50 долларов?". Я сказал ей: « Добро пожаловать в Республиканскую партию!".
Ее родители больше со мной не разговаривают.

АНТИСЕМИТИЗМ ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ

При выполнении евреями бессрочного Договора на Синае:
"Божественное благословение распространяется на все времена и все аспекты жизни: будь то война или мирное созидание. Б..г Израиля не только защитит от любого врага, который осмелится посягнуть на Святую Землю, Он поможет достичь превосходства над окружающими народами в земледелии, ремесле, достижениях культуры и построении государства". (Тора, Дварим 28:7-13, коммент. Сончино)

МИР В КОТОРОМ ЖИВЕМ!!! ДОРОГИ, КОТОРЫЕ ВЫБИРАЕМ!!! (глава 3)

Антисемитизм внешний и внутренний (часть 1)
Лекция и статья рава Моше Пантелята (toldot.ru)

 
"Еврейские крылья"

Более двух тысяч лет назад в Персидской империи всемогущий министр при дворе царя Ахашвероша Аман задумал уничтожить всех евреев. В книге Эстер приводится речь министра, с которой тот обратился к царю с тем, чтобы убедить его предпринять попытку окончательного решения еврейского вопроса: "И сказал Аман царю Ахашверошу: Во всех областях твоего царства есть один народ, рассеянный среди народов и обособленный от них. Законы у него иные, чем у всех народов, и законов царя они не выполняют, и царю не стоит оставлять их. Не угодно ли царю будет дать предписание уничтожить их?" Слова эти были произнесены более чем две тысячи лет тому назад. Трудно сказать, что в этом плане изменилось о тех пор. Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа.


В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах. В сущности, новый Завет содержал в себе обвинение против евреев в том, что они распяли божество. Ненависть к евреям культивировалась на протяжении многих веков священниками, проповедниками и даже Римскими Папами. В дальнейшем, в средние века, появился новый кровавый навет  евреев обвиняли в использовании христианской крови для изготовления пасхальной мацы.
С конца 18-го века, после Великой французской революции, влияние христианства на общественную жизнь стран Европы ослабевает; казалось бы, должен исчезнуть и антисемитизм. Однако он не исчез, а только изменил одежды. Если раньше антисемитизм носил поповскую рясу и исходил, в основном, из стен церквей, к концу 19-то века он надел профессорский фрак. В целом ряде научных центров западной Европы в 70-80-х годах прошлого века стала развиваться расовая теория, первыми жертвами которой пали именно евреи. Любопытное явление: прежде евреев ненавидели по религиозным причинам, теперь  по расовым; причина сменилась, но суть осталась та же. К концу 19-го века почти во всех европейских странах произошел процесс эмансипации. Евреи, получив гражданские права, быстро внедрились во все сферы общественной жизни; казалось, все идет к лучшему, но вот парадокс: именно с середины 19-го века начинается небывалый подъем антисемитизма. В 1848-м году  еврейские погромы в Польше, вслед за этим в конце 19-то века  известное дело Дрейфуса, в 80-е годы в Германии  организация антисемитской партии, затем антисемитское законодательство в России, погромы в России и на Украине, наконец, процесс Бейлиса в 1912 г., погромы Петлюры, в которых погибло по самым скромным оценкам 200 тысяч евреев, и, наконец, то, что произошло во время 2-й мировой войны.
Менялись события, изменялась жизнь в странах; одно оставалось неизменным  антисемитизм. Надо сказать, что изменения произошли не только в жизни народов европейских стран, но и в жизни еврейского народа. Прежде духовные вожди евреев относились к антисемитизму как к данности  есть такая вещь, так же как есть холод, например. Они никогда не пытались найти радикального решения еврейского вопроса, не пытались бороться с антисемитизмом как с явлением. Все, что делали вожди еврейского народа испокон веков,  каждый раз, когда приближалась очередная опасность, пытались бороться с ней, пытались ослабить угрозу, и делали это с переменным успехом. В 19-м веке в еврейском народе начинается отход от иудаизма, и новые светские лидеры предпринимают попытки коренного решения "антисемитского вопроса".
Понятно, что если вы хотите бороться с каким-либо общественным явлением, нужно, прежде всего, знать его корни, и с того времени до наших дней было выдвинуто несколько теорий, пытающихся объяснить, в чем корни антисемитизма. Первой такой попыткой была реформа, т.е. организация реформатских конгрегаций в Западной Европе, в основном, в Германии, и затем в Америке. Те, кто вдохновил это движение, полагали, что антисемитизм происходит от того, что образ жизни еврея слишком отличается от жизни окружающих народов; отличается, как небо от земли. Это, по-видимому, вызывает чувство у окружающих нас народов, что мы  чужаки. Нас ненавидят за то, что мы чужаки, и виной тому законы иудаизма.
Вывод простой  нужно изменить образ жизни, а это означает  отказаться от таких законов Торы, которые нас выделяют,  Шабат, законы кашрута, брит-мила и другие. И лидеры реформатских синагог взялись за эти начинания. Во всем реформисты пытались подражать их окружению: в целом ряде синагог в Германии начали сопровождать молитву игрой на органе, в ряде конгрегаций в Америке были попытки перенести субботние молитвы на воскресенье. Реформа пыталась превратить евреев в немцев, исповедующих религию Моисея, причем вдохновитель и теоретик этого движения, философ Моше Мендельсон, призывал евреев быть евреями дома и немцами на улице. Достигла ли реформа своей цели? Даже беглого знакомства с историческими данными достаточно, чтобы дать ответ на этот вопрос. В сборнике "Антисемитизм в Европе с 1848 по 1914 гг." (издательство Иерусалимского университета) в статье Августа Роллинга "Талмудический еврей" читаем: "Никакая реформа не поможет, мы знаем очень хорошо, что в самых важных пунктах: отношение к капиталу, отношение к неевреям и стремление завладеть всем миром,  в этих пунктах еврей-реформист идет рука об руку с талмудическим евреем". Реформа не достигла ничего. Очевидно, была ошибка, не иной образ жизни вызвал ненависть к евреям; факт остается фактом: евреи сменили образ жизни, но это не помогло, их отказались считать другими евреями.
Тогда возникает новая теория  теория ассимиляции. Ассимилянты предложили самое, казалось бы, простое решение вопроса: нужно прекратить существование еврейского народа, и некого будет ненавидеть. Нужно попросту смешаться с местным населением, не только перенять его культуру и образ жизни, как предлагали реформисты, но смешаться физически  с помощью смешанных браков, с помощью принятия христианства, как угодно,  главное, смешаться. Решение радикальное, должно бы было помочь.
Действительно, на первых порах ассимилированным евреям могло казаться, что они достигли желанной цели, к тому же у них появился серьезный союзник среди окружающих их народов  демократическое интернационалистическое движение, которое выступало за отмену всех национальных преград. Демократы всегда и всюду были готовы принесли в жертву еврея, для того, чтобы спасти человека, т.е. еврей перестанет быть евреем, главное, чтобы остался человек.
Надо сказать, что в самой идее ассимиляции было много презрения к самому себе, была определенная жестокость. Подумайте сами: на протяжении двух тысяч лет еврейский народ идет через погромы, костры инквизиции, насильственные крещения, и при всем при этом старается сохранить себя. И вот появляются люди, которые говорят, что нужно сделать понятие "еврей" достоянием прошлого. Иными словами, они предлагают признать, что все, что было до сих пор  две тысячи лет страданий и усилий  ошибка. Крещенный еврей Борис Пастернак в романе "Доктор Живаго" пишет: "Отчего властители дум этого народа не пошли дальше слишком легко дающихся форм мировой скорби и иронизирующей мудрости? Отчего, рискуя разорваться от неотменимости своего долга, как рвутся от давления паровые котлы, не распустили они этого, неизвестно за что борющегося и за что избиваемого отряда? Отчего не сказали они: "Опомнитесь, довольно, больше не надо, не называйтесь, как раньше, не сбивайтесь в кучу, разойдитесь!""
Смогли ли ассимилянты победить антисемитизм? Им самим, безусловно, казалось, что они преуспевают. Ассимилировавшись, они получили все права и быстро проникли в экономические круги, промышленность и культуру. Однако прошло время, и настал момент, когда попытка евреев вести себя как неевреи начала раздражать их окружение. "Я бы ничего не имел против евреев, если бы они вели себя как евреи и не лезли бы повсюду как немцы". Знаете, кто это сказал? Адольф Гитлер. Претензии к ассимилянтам нам хорошо знакомы: что делают евреи здесь, почему они овладевают нашей культурой? Что может понимать критик Рабинович в русской (немецкой, польской и т.д.) литературе? Мы видим, что ассимиляция нисколько не ослабило антисемитизм, напротив, она обострила еврейский вопрос.
То, что евреи быстро достигли высокого общественного положения, радовало ассимилянтов, но раздражало юдофобов. Любопытно, что именно немцы поставили последнюю точку над "i" в теории еврейской ассимиляции. Даже те, кому удалось ассимилироваться, даже те, кто родились от браков с неевреями, не избежали общей участи. Первый сильный удар движение ассимилянтов получило во Франции во время известного процесса Дрейфуса. Это произошло в стране, которая первой провела эмансипацию евреев, первой дала им гражданские права. Известно также, что тогда в качестве корреспондента одной из венских газет в Париже находился венгерский ассимилированный еврей Теодор Герцль. Процесс Дрейфуса и все, что происходило вокруг него, произвело в душе этого человека переворот. Герцль, как известно, в дальнейшем становится основателем нового движения в еврейском народе  сионизма. Сионизм рассматривал антисемитизм как часть нашего изгнания. С точки зрения сионизма, причиной антисемитизма является то, что наш народ рассеян среди других народов. Правда, есть французы, которые живут, например, в Англии; а сколько англичан живет по всему свету, сколько американцев, почему они не испытывают ненависти? Сионизм нашел ответ: за спиной у англичанина, который живет во Франции, стоит Англия, т.е. у него есть национальный дом, который защищает его интересы. Если так, то нужно построить национальный дом для евреев, иными словами, нужно построить еврейское государство. Герцль и другие сионисты понимали, понимали, что собрать всех евреев диаспоры  задача невозможная, но считали, что, если будет создано еврейское государство, оно сможет дать защиту и уважение евреям во всех странах рассеяния.
На самом деле, даже теоретически это выглядит довольно слабо. Если количество лауреатов Нобелевской премии среди евреев не вызвало уважения к этому племени, то почему создание государства вызовет уважение? И еще: можно ли утверждать вообще, что само наше рассеяние, то, что мы находимся в диаспоре, вызывает ненависть к нам? Ведь вместе с еврейским народом в ту же самую эпоху были изгнаны с родины его соседи: моавитяне, аммонитяне и другие народы. Почему не возникла ненависть к ним? Кто-нибудь слышал об анти-моавизме или антиаммонизме? Может быть, никто из нас ничего подобного не слышал по той простой причине, что эти народы исчезли. Но тогда почему еврейский народ не исчез, ведь он был в тех же условиях, что и его соседи. Почему же он до сих пор существует, несмотря на постоянные попытки его уничтожить?
Сионисты не задавали себе этих вопросов, а энергично приступили к практическому исполнению идеи  построению еврейского государства. Герцль долго подыскивал подходящее место, обдумывал вариант Аргентины или Уганды, пока, наконец, не решил остановиться на Эрец Исраэль. В результате нескольких десятилетий напряженных усилий государство, наконец, было основано  это был, без сомнения, большой успех сионизма.
Ослабило ли создание еврейского государства антисемитизм? Наоборот, усилило. Поясним. В целом ряде стран еврея ненавидят именно за равнодушие к судьбам земли, в которой он живет. Но в тех же государствах ненавидят его и за чрезмерное вмешательство в общественную жизнь. "Чужак что ты лезешь в нашу культуру? (архитектуру, литературу и т.д.)" Теперь, когда будет построен национальный еврейский дом, отчуждение возрастет.
Еврей, даже самый ассимилированный, становится в диаспоре чужаком в квадрате. Кто из нас не помнит призыва: "Убирайтесь в свой Израиль!" Сионистское движение против своей воли только подлило масла в огонь. В германской прессе в 1912-м году было опубликовано эссе Даниэля Фраймана (Генрих Класс) "Если бы я был кайзер". Вот что пишет он по поводу развития сионистского движения: "Они (т.е. сионисты) заявляют, что истинная ассимиляция евреев-чужаков среди народов, оказывающих им гостеприимство, невозможна вследствие расовых законов природы, которые оказались сильнее внешней ассимиляции в чужой среде.
Сионисты подтверждают то, что противники евреев, придерживающиеся расового принципа, утверждают давно. Пусть они горстка среди их братьев по расе, но истину, которую они провозглашают, невозможно более заглушить. Германские и еврейские националисты единодушны в том, что невозможно разрушить еврейскую расу. Кто же может поставить под сомнение право немца сделать из этого политические выводы?" Так реагировали немецкие антисемиты на сионистское движение в 1912-м году. Сионизм дал им дополнительную легитимацию требовать изгнания или уничтожения евреев. Если расовая уникальность еврея неуничтожима, если ассимиляция невозможна, осталось сделать выводы. Немцы их сделали тридцать лет спустя+
Теперь посмотрим, как повлияло на еврейский вопрос само создание государства Израиль. В первые годы его существования в стане антисемитов  затишье: кончилась война, мир узнал о злодеяниях нацистов, и определенное время народы мира испытывали некоторый комплекс вины по отношению к евреям. Исключением была Россия, для которой Израиль быстро превратился в фактор внутренней, а не внешней политики. Вспомним события: разоблачение псевдонимов в 1946-м году и последовавшая за ним травля "космополитов", разгром еврейского антифашистского комитета и убийство Михоэлса, казнь еврейских поэтов, наконец, дело врачей в 1953 году  последний аккорд сталинской власти. После нескольких лет "оттепели"  новый взрыв антисемитизма в результате шестидневной войны 1967г., разнузданная травля евреев в средствах массовой информации в начале 80-х годов, "Память", жидо-массонский психоз 90-х годов. За последние два десятилетия в России опубликованы сотни статей и книг, мишенью которых стали сами евреи, их прошлое, их культура, традиции, религия. Общее утверждение: иудаизм и его литература (Танах и Талмуд)  источники расовой идеологии и наиболее антигуманных идей в истории человечества. "Протоколы сионских мудрецов" снова выплыли на поверхность. Идея о том, что евреи издавна стремятся овладеть миром и они уже почти постигли своей цели, становится все более популярной.
В 1975-м году ООН принимает резолюцию, приравнивающую сионизм к расизму. Так блестящим пропагандистским актом отождествили евреев с сионизмом, а сионизм с расизмом (о нацизме тогда еще вслух не говорили). Эта резолюция привела к быстрому распространению антисемитизма в третьем мире; в странах, где никогда не видели евреев, охотно приняли этот идеологический шаблон для объяснения их внутренних и внешних проблем. Чем менее рационально объяснение, тем оно более приемлемо. Вместо того чтобы поразмыслить о причинах кризисов в третьем мире, развивающиеся страны обвиняют во всем традиционного козла отпущения, с которым познакомить их резолюция ООН,  еврейский империализм. Он стремится овладеть миром и грабит развивающиеся страны. "Если в кране нет воды  воду выпили жиды"  сегодня этот глубокомысленный вывод принят в странах Азии и Африки, не знавших прежде о том, кто такие евреи.
Создание государства Израиль вызвало взрыв антисемитизма в арабском мире, особенно в Египте. Там антисемитизм  удел интеллигентов, деятелей культуры, которые время от времени публикуют в журнале "Октобер" статьи, утверждающие, что только Гитлер до конца понял опасность, исходящую от мирового еврейства. Новый очаг антисемитизма, на этот раз религиозного,  мусульмане-шииты, вдохновляемые айтолами из Тегерана. В Западной Европе с 50-х годов растет неонацизм, а в освободившихся странах Восточной Европы антисемитизм вспыхнул в конце 80-х.
Мы видим, что за первые сорок лет существования Израиля антисемитизм не только не ослаб, но, наоборот, усилился. Может, эта волна антисемитизма берет начало в арабо-израильском конфликте и является реакцией на политику Израиля? Но если дело только в локальном конфликте, то почему же оно принимает универсальный масштаб? Почему на страницах мировой прессы появляются утверждения, что Израиль угрожает безопасности всего мира и идеалам гуманизма, за которые борется передовое человечество? Скорее всего, новая волна антисемитизма в мире направлена против самого существования государства Израиль как воплощения мирового еврейства.
Такую точку зрения высказал и обосновал на страницах вестника Объединенного кибуцного движения "Акибуц амэухад" профессор Йеуда Бауэр. Он рассматривает в своей статье мировую печать после Ливанской войны 1982-го года, когда, наконец, мировое общественное мнение освободилось от комплекса вины по отношению к евреям и обвинило их в нацизме. В 1975-м году говорили только о расизме, теперь же вслух называли евреев нацистами. Сам Бауэр, убежденный сионист левого толка, выступавший против политики правительства в Ливане, признает, что антисемитские настроения мировой печати не вызваны политикой Израиля. Ведь мировая пресса критиковала не только войну в Ливане. В шведской и французской печати обвиняли израильских солдат в том, что они отрезали головы арабским детям в религиозных целях! Средневековые обвинения в ритуальных убийствах появились в либеральных, демократических газетах западноевропейских стран.
Газеты эти утверждали что жестокий еврейский народ выместил на палестинцах в Ливане всю свою ненависть к человечеству, накопленную им на протяжении веков. Такие обвинения  не критика израильского правительства и его политики, это кровавый навет на израильтянина как такового со всеми вытекающими отсюда последствиями для евреев стран диаспоры.
В заключение своей статьи Бауэр подводит итог: "Прежде всего, необходимо признать, что не оправдалось предположение о том, что сионизм или основание государства ослабят антисемитизм в мире или позволят эффективнее бороться с ним. Наоборот. Можно сказать, что само существование государства Израиль вызывает усиление антисемитизма. Вторая сторона медали состоит в том, что государство Израиль не способно бороться с антисемитизмом, потому что у него попросту нет сил+" Таков вывод Йеуды Бауэра, сиониста и кибуцника. Государство Израиль не только не ослабило антисемитизм, но, напротив, его существование обострило еврейскую проблему.
Подведем итог: ни одно из предложенных решений проблемы антисемитизма не достигло своей цели. Серьезные люди, мыслители, на протяжении двух веков не могут понять, в чем суть этого явления. Может быть, каждый из них ошибся в расчетах? Вряд ли. Если все один за другим ошибаются, если никто не может найти то, что ищут,  то, может быть, ищут не там, где надо искать. Все ищут рациональную причину существования антисемитизма, а, может быть, ее нет? Может быть, антисемитизм по сути своей нерационален, и нет никакой рациональной причины?
Давайте вдумаемся в факты. Антисемитизм явление столь древнее и всеохватывающее, что трудно вообще вставить его в какие-либо рамки. Он существует уже больше двух тысяч лет на всех континентах. В разных странах и в разные времена евреев ненавидят за самые разные прегрешения; более того, иногда их ненавидят по совершенно противоположным причинам. В одних странах их не любят как нищих, а в других  как богатых, буржуев. Часто в одной и той же стране верхи ненавидят их как чернь, а низы ненавидят их как эксплуататоров-кровососов. В одних странах их ненавидят за фанатизм, за реакционность, в других  видят в них рассадник вольнодумства. В 1946 1953 гг. советская власть обрушилась на евреев за безродный космополитизм, а в последние годы российская печать обвиняет их в злодеяниях большевистской революции, создании и в создании карательной машины КГБ. Парадокс?
В одних странах (как в Польше в 1848г.) их ненавидели за полное равнодушие к судьбам страны, в других ненавидели за излишнее вмешательство в общественную жизнь (Испания, Германия).
Эти факты ведут к неизбежному выводу: ненависть к еврею априорна, только в разные времена она находит себе различные предлоги, часто противоположные. То, что ненавистно людям,  в том и обвиняют евреев. После второй мировой войны в глазах интеллигенции особо ненавистен расизм и нацизм  евреев обвиняют в этих грехах. Не так давно архиепископ Сан-Франциско написал: "По сущности своей, нацизм глубоко юдаистичен".
Можно с уверенностью сказать, что если в двадцать первом веке начнут ненавидеть толстых, то антисемиты найдут, что среди евреев количество толстых на душу населения выше, чем в других народах. Если будут ненавидеть тощих, найдут, что евреи  самый тощий в мире народ. Если будет борьба между толстыми и тощими, одни упрекнут евреев как рассадников толщины, другие  как покровителей худобы.
Все причины юдофобства на самом деле  не причины, а предлоги. "Не важно за что, главное, чтобы еврей был сожжен",  сказал один мудрец. "Антисемит,  отмечает Ж.П. Сартр,  надежно иммунизирован против логики и опыта". Антисемит скажет, что ненавидит евреев, потому что еврей-портной обманул его, значит все евреи  обманщики. Почему бы не сделать другой вывод: все портные обманщики? Ответ прост: этот человек чувствовал неприязнь к евреям еще до того, как портной обманул его, поэтому и сделал вывод: все евреи обманщики, а не все портные обманщики.
Ненависть к евреям априорна, но каков же ее источник? За что же, в конце концов, ненавидят евреев? Сартр приводит следующую фразу антисемита: "Должно быть, что-то есть в евреях, порой они вызывают у меня физическое отвращение". "Это все равно, что сказать, что должно быть что-то в помидорах, если они вызывают у меня отвращение"  замечает Сартр. Это самое "что-то", ненавидимое людьми в евреях, подобно флогистону, веществу, существование которого предполагали алхимики. Антисемит свято верит в его существование, но здравый смысл вынужден констатировать: как нет флогистона, так нет и реальной, действительной причины ненависти и евреям. Антисемитизм  иррациональное явление, не имеющее никакого объяснения. Достаточно вспомнить, что в наше время антисемитизм процветает в странах, в которых почти нет евреев: в Японии (150 чел.), в Восточной Германии (125 чел.), в Польше (5000 чел.) и в Румынии! Ненависть к еврею порой мистична, вспомните только книги Гоголя!
Те, кто искал рациональную причину антисемитизма, пытались найти то, чего на самом деле нет, поэтому все их попытки ни к чему не привели. Пришло время обратиться к еврейским источникам. Как уже говорилось, духовные вожди еврейского народа никогда не искали радикального решения еврейского вопроса, не мечтали искоренить антисемитизм, потому что воспринимали его как данное. Они видели в ненависти к евреям закон, подобный закону природы. Кому-нибудь придет в голову бороться с дождем? Закон есть закон! Откуда была такая уверенность?
Надо сказать, что сионисты были близки к истине в одной точке, в том, что антисемитизм  это результат нашего изгнания. Однако сионизм не задал себе два вопроса  почему наш народ оказался и в изгнании, и почему другие народы, оказавшись в изгнании, быстро исчезли, ассимилировавшись, а еврейский народ не ассимилировался? Тора, в книге "Дварим", предупреждает евреев о соблюдении законов Торы. Написано так: "Берегитесь, дабы не обольстилось ваше сердце, и не совратились вы, и не стали служить другим богам". А если это случится  "И возгорится на вас гнев Б-га, и замкнет Он небо, и не будет дождя, и вы скоро исчезнете с прекрасной земли, которую Г-сподь Б-г даст вам". Тора предупреждает, что наказанием за неисполнение заповедей будет изгнание из Эрец Исраэль. Эрец Исраэль  место необычное, это резиденция Б-га, "царский дворец".
Понятно, что нарушать законы царя где-то в тридевятом царстве  это одно дело, а нарушать их в самом дворце  это в десять раз хуже. Того, кто не умеет вести себя в царском дворце, скорее всего, выгонят вон. Но если даже за воротами, он не раскается и не попросит прощения, то дело не ограничится тем, что его выгонят, его еще и накажут. Поэтому Тора говорит, что изгнание может принять более легкую форму, а может  и более тяжелую. Изгнание само по себе уже наказание, но если народ не раскается, изгнание будет сопровождаться страданиями: "И рассеет тебя Г-сподь по всем народам, от края земли до края земли. И будешь служить божествам иным, не ведомым ни тебе, ни твоим отцам  дереву и камню. Но и между теми народами не успокоишься ты, и не будет покоя твоей ступне, и даст тебе Г-сподь там сердце встревоженное, тоску и скорбь души".
Обратите внимание  в нескольких словах вся история еврейского народа в галуте; не было ни одной страны, в которой еврей чувствовал бы себя уверенно. Жизнь еврейского народа в галуте  это постоянные изгнания из одной страны в другую: из Англии во Францию, из Франции в Германию, из Германии  во Францию и т. д. "И не будет покоя ступне твоей, и даст тебе Г-сподь там сердце встревоженное, тоску и скорбь души. И будет жизнь твоя висеть на волоске перед тобою, и в страхе будешь день и ночь, и в жизни твоей не будешь уверен. Утром скажешь: О если бы настал вечер!  а вечером скажешь: О если бы настало утро  от страха, которым будет объято сердце твое, и от зрелища, которое увидишь перед твоими глазами".
Тора предсказывает, что если еврейский народ не извлечет опыта из изгнания, не поймет, что оно пришло в наказание за отход от Торы, то тогда его настигнут страдания: народы мира станут ненавидеть его. Эта ненависть, животная, необъяснимая, будет бичом в руках Творца, наказывающим наш народ за то, что он оставил Тору. Мудрецы в Талмуде говорят о том, каким образом это происходит. Мы упомянули в начале о царе Ахашвероше; последний слог его имени "рош", "голова" на иврите. Мудрецы говорят, что он назван так, чтобы показать, что каждый, кто ненавидит евреев, "становится во главе". Иными словами, политические условия в мире будут складываться таким образом, что антисемиты легко найдут дорогу к власти и сумеют воплотить в жизнь свою ненависть.
Однако не стоит думать, что единственная цель антисемитизма в мире  это наказание евреев за отход от Торы. Есть и другой аспект. У пророка Йехезкеля в 20-й главе мы читаем: "И не бывать задуманному вами, тому, о чем вы говорите: Будем, как другие народы, служить дереву и камню. Жив Я  говорит Г-сподь. Рукою твердой и десницей простертой, и яростью изливающейся воцарюсь над вами, и выведу вас из народов, и соберу вас из стран, в которых вы рассеяны". Пророк предсказывает, что настанет момент, когда еврейский народ устанет от двухтысячелетней борьбы, и найдутся такие, которые захотят сбросить с себя бремя и попытаются приблизиться к народам мира. "Будем, как другие народы!" Пророк предупреждает их заранее: "Задуманному вами не бывать". Комментаторы говорят, что слова: "И изолью Свою ярость" означают, что Всевышний внушит в сердца народов ненависть к евреям, для того, чтобы они изгнали их из своей среды. Иными словами, появится сила, противостоящая желанию евреев ассимилироваться, иррациональная животная ненависть, имя которой  антисемитизм. Она и сохранила наш народ!
Помимо наказания и сохранения народа, у антисемитизма есть еще одна, самая главная цель  подготовка, приготовление к будущему избавлению. Изгнание, в котором мы находимся,  не первое в нашей истории. Самое первое изгнание было еще в Египте. Интересно, что Тора ни в одном месте не объясняет, за какие грехи наши предки попали в Египет. Известный еврейский мыслитель, автор книги "Акедат Ицхак" поясняет: на самом деле, греха не было, и изгнание и рабство в Египте  не наказание за грех, а подготовка к дальнейшей роли, которую должен исполнить еврейский народ в истории. Иными словами, египетское рабство было подготовкой к получению Торы. Исход из Египта был, на самом деле, рождением еврейского народа, оттуда начинается его путь в истории. Страдания рабства в Египте духовно очистили и подготовили еврейский народ к исполнению его возвышенной миссии в истории. Не исключено, что последний галут тоже является подготовкой нашего народа к его величественной роли  нести свет всем народам.
Обидно, что евреи не видят вещей столь явных, что их видят даже неевреи. Вот что писал русский философ Николай Бердяев: "Если вы хотите прикоснуться к тайнам национального бытия, то задумайтесь глубже и серьезнее над еврейским вопросом, и если неистребимая сила еврейства в истории не дает вам чувства национальности, то вы безнадежны. Вы придумывали разные способы решения еврейского вопроса, но вы бессильны даже подойти к этому мировому вопросу. Вам никогда не справиться с еврейством, оно сильнее всех ваших учений, всех ваших смешений и упрощений. Еврейство имеет свою миссию в мировой истории, и миссия эта переходит за границы рационального". Так писал русский человек, который понял, что ни одна попытка решить еврейский вопрос не поможет. Две тысячи лет бесконечных изгнаний, страданий, костров  все это подготовка к величественной миссии.
Мы получили три ответа на вопрос, почему существует антисемитизм. В сущности, зачем нам это знать? Люди не любят страдать, а страдания происходят от того, что человек не понимает, для чего он должен пройти через тяжелые испытания. Еврейский народ переживает много страданий, но если мы поймем их предназначение, тогда нам будет легче их перенести.
Закончим притчей. Когда Творец создавал животных, Он создал голубя без крыльев. Пришел голубь к Творцу и говорит: "Владыка мира, где же справедливость? Всех зверей Ты сделал нормальными, только я с трудом бегаю, ноги у меня слабые, каждый хищник может меня настичь в два счета". Сказал ему Творец: "Я дам тебе надежное средство, с помощью которого ты всегда сможешь спастись, Я дам тебе крылья". И дал ему Творец крылья. Через некоторое время возвращается голубь и говорит: "Что Ты сделал? Мало того, что раньше я с трудом мог убежать от своих врагов, теперь Ты дал мне эти тяжелые крылья, которые путаются у меня под ногами, я на них наступаю, падаю, теперь мне совсем нет жизни". Сказал ему Творец: "Дурачок, разве крылья для, того, чтобы ходить? Крылья для того, чтобы летать!"

Думается, что смысл притчи ясен. Наше отношение к еврейской истории, наше отношение к ненависти, которая нас окружает, зависит от того, понимаем ли мы смысл своего еврейства. Если мы пытаемся ходить с нашими крыльями  они превращаются в тяжелую ношу. Но если поймем, что крылья даны для того, чтобы летать, тогда еврейство перестанет быть тяжелым бременем.

ВЕЛИКИЙ СОЛ ЮРОК

Великий импресарио Сол Юрок
Уроженцу Погара (ныне Брянская область) посвящали стихи Евгений Евтушенко и… виолончелист Ростропович. Иосиф Сталин лично просил его передать секретное послание Федору Шаляпину, он преспокойно проводил гастроли «красного» Большого театра в Америке. Именно он «раскрутил» русский балет в США, открыл Айседору Дункан и Нуриева. Он победил американский расизм, сделав звездой первой величины чернокожую певицу.

Блудный сын 
Погарский лавочник Израиль Гурков и подумать не мог, что третий его сын будет вершить судьбы культуры в мировом масштабе. Он надеялся, что мальчик пойдет по стезе отца. Именно поэтому он дал Соломону гигантскую по тем временам сумму в 1000 рублей и отправил учиться в Харьковское коммерческое училище.

Но непослушный отпрыск рванул в США, прихватив свою невесту Тамару Шапиро. Сразу скажем, что Тамара, ставшая в Америке Мари, родит Соломону дочь. После смерти жены в 1945-м, Соломон скажет дочери: «Твоя мать была прекрасной женщиной, но она так никогда и не уехала из Погара».

А вот Соломон быстро становился американцем, без сожаления теряя провинциальность буквально с первых минут пребывания в США. Первое, что он потерял ‒ имя. Миграционный чиновник не стал вслушиваться в смущенное мычание паренька, ни слова не знающего по-английски, и росчерком пера перекрестил Соломона Гуркова в Сола Юрока.

После путешествия через океан, от отцовских денег у Сола осталось только три рубля, которые и были обменены в порту на полтора доллара. Этих денег хватило, чтобы добраться до дальних родственников в Филадельфии. Сол Юрок вспоминал, что за полгода жизни в Филадельфии сменил 18 работ: разносил газеты, мыл бутылки, даже был бродячим торговцем и кондуктором трамвая. Однако, его английский оставлял желать лучшего, и неунывающий эмигрант нарывался на неприятности ‒ от обычного увольнения до обливания водой из окна.

С языком у Сола были проблемы до самой смерти. Уже в 60-х знаменитости шутили про него: «Да, Юрок знает шесть языков и все они – идиш».


Поле филадельфийских мытарств, Сол едет в Нью-Йорк, устраивается на работу в магазин (за доллар в день) и вступает в социалистическую партию. Юный «красный» активно продвигает идеи социального равенства, придумывая новые варианты их популяризации. Именно он открывает прием, используемый политтехнологами до сих пор ‒ участие артистов для привлечения новых сторонников.

Малоизвестные артисты не очень-то влияли на ситуацию. Но Юроку удалось уговорить восходящую звезду того времени, скрипача Ефрема Цимбалиста, и партсобрание собрало невиданное количество зрителей. При взгляде на гигантскую толпу, в душе коммуниста проснулся капиталист. Сол начал собирать небольшие коммерческие концерты по воскресеньям. Но это был мелкий бизнес.

Три счастливых проекта 
Крупный бизнес начался в 1922-м. Первая «золотая жила», которую нащупал Юрок ‒ русский балет. Оказалось, что простой народ с удовольствием воспринимает «элитное» искусство. Сол запустил гастрольный тур русской танцовщицы Анны Павловой. Работать ей приходилось на провинциальных сценах. Однажды Павлова танцевала в луже, налившейся сквозь прохудившуюся крышу клуба. Но это приносило деньги и славу!

И слава помогла найти вторую «золотую жилу». Весной 1922 года Юрок получает телеграмму:«Предлагаю турне на 12 недель: я, великий русский поэт Есенин и двадцать учениц. Минимум четыре представления в неделю. Вы гарантируете 1200 долларов за представление. Айседора Дункан». Сол уже мог позволить себе торговаться: «Предлагаем 40 тысяч долларов за 50 выступлений. Телеграфируйте о согласии». И танцовщица согласилась.

Это тоже был выгодный проект, но несколько хлопотный. Юрок писал об одной загородной прогулке Дункан и Есенина: «Есенин, как водится, стал неуправляем, произошла шумная ссора, и Айседора уехала на такси в город, оставив поэта в смокинге сидеть под проливным дождем. Он вернулся в Мемфис пешком по колено в грязи и приполз в гостиницу утром очень запачканным.
Везде в России он слыл великим Есениным, юным гением, новым Пушкиным. Однако, в Берлине, в Париже, во всей Америке ‒ кто когда-нибудь слышал о Есенине? Эгоист, избалованный обожанием русских, за границей он лишился пьянящего публичного поклонения и становился все ожесточеннее. Он страшно ревновал к известности Айседоры, ревновал настолько, что отказывался вообще признавать ее за артистку».

Третий проект 1922 года был еще сложнее. Это ‒ гастроли Шаляпина, который однажды уже «кинул» Юрока. Сол давно и регулярно приглашал Шаляпина на гастроли, но тот не отвечал на письма. И вдруг в 1915-м великий певец отозвался, телеграммой пригласив Юрока в Париж. Окрыленный импресарио бросил все дела, занял денег на билеты и помчался в Европу. Однако, Шаляпин, оказывается, пошутил! Ехать в США он не собирался.

И вот, спустя 7 лет после злой шутки, Шаляпин все же заключает контракт с Солом.Юрок неплохо заработал, приобрел вес в мире шоу-бизнеса, но нервов потратил немало. «Не буду сегодня петь, ‒ вдруг заявлял Шаляпин, ‒ Простыл я, горло как рубленый шницель». И первые несколько концертов сорвались. Но Юрок нашел способ быстро и действенно уговаривать капризного артиста: «Как жаль! Не можете петь? Я сейчас же расторгну контракт. Правда, это обойдется вам в пару тысяч долларов, но это пустяки по сравнению с вашей репутацией!»

Первый импресарио мира 
После трех удачных проектов 22-го года бизнес несостоявшегося погарского лавочника стремительно пошел в гору. И Сол начал ездить по всему миру, безошибочно выбирая будущих звезд. Он буквально навязывал новых артистов владельцам концертных залов: «Я дам вам фунт Артура Рубинштейна, если вы возьмете три унции Исаака Стерна».

Но сложнее всего было сделать звездой темнокожую Мариан Андерсон. Сол и сам не верил в успех: «Цветной народ не делает кассу». В Вашингтоне владельцы концертных залов наотрез отказались сдавать помещения для выступления негритянки. ТогдаЮрок решил использовать открытую площадку ‒ Мемориал Линкольна. И концерт собрал более 75 тысяч зрителей! Это был триумф.

Соломон работал со всем миром. Он находил звезд в Латинской Америке и Европе. Но, самое главное, он открыл для США советское искусство.

Продавая Советы в Америку 
Начав работать с Советами, Юрок был представлен Сталину. И Иосиф Виссарионович попросил выступить в роли парламентера, передав сбежавшему за границу Шаляпину: «Мы дадим ему денег, если ему нужны деньги. Мы дадим ему дом в Москве. Мы дадим ему и дом в деревне. Скажите ему, чтобы приехал».

Вероятно, Сол выполнил просьбу Сталина. И это открыло ему широчайшие возможности работы с советскими артистами. Он ежегодно бывал в СССР, но хоть на минуточку заехать в Погар ему не позволяли. Один раз ему разрешили встретиться со своими близкими в Минске. Туда привезли его мать и других родственников. А отец Соломона умер еще в 20-х.

Юрок привозил в Америку Большой театр, театра имени Кирова, ЭмиляГилельса, Давида Ойстраха, Владимира Ашкенази, МХАТ, ансамбль Моисеева, Людмилу Зыкину, Святослава Рихтера, ансамбль «Березка», Театр кукол Сергея Образцова. А Ростроповичвыразил общее отношение артистов, подарив Солу фотографию с автографом:
Если ты умен и юрок, Не насилуй интеллекта:
Нету лучшего агента,
Чем великий наш Сол Юрок.

Смерть в приемной Рокфеллера 
Монополия на работу с Советами, видимо, начинала кого-то раздражать. И в 1972-м в офисе Юрока взорвали бомбу. Было ранено 13 человек, погибла сотрудница офиса Айрис Конес.

Евгений Евтушенко, бывший в Америке и посетивший офис после взрыва, написал:
Бедная Айрис, 
жертвою века
пала ты,
хрупкая,
темноглазая,
дымом задушенная еврейка,
словно в нацистской камере
газовой...
Сколько друзей,
Соломон Израилевич,
в офисе вашем
в рамках под стеклами!
И на полу -
Станиславский израненный,
рядом Плисецкая
полурастоптанная.
Там, где проклятая бомба
шарахнула,
басом рычит возле чьих-то
сережек
взрывом разбитый портрет
Шаляпина
с надписью крупной:
«тебе, Семенчик...»

Но разве могла бомба остановить «Семенчика»? Только что «Спящая красавица» Рудольфа Нуриева объехала весь мир, и Сол заключил контракт на гастроли оперной труппы Большого театра, планировалось грандиозное шоу «Нуриев и друзья».

5 марта 1974 года Юрок пришел к своему другу Дэвиду Рокфеллеру, чтобы договориться о финансировании проекта. Но войдя в офис банка, он упал замертво. Обширный инфаркт не дал реализовать планы. Соломон Израилевич Гурков, Сол Юрок, не состоявшийся погарский лавочник, не дожил до 86-тилетия один месяц и четыре дня.

Афоризмы Сола Юрока 
- Публика ‒ единственный настоящий учитель актерского ремесла.
- Если бы я был в этом бизнесе для бизнеса, я не был бы в этом бизнесе.
- Человек ‒ единственный примат с мягким задом. Зад смягчает падение на землю после попытки прыгнуть выше своей головы. Остальным обезьянам мягкий зад не нужен, они умнее, они не пытаются делать невозможное.


Администрация сайта ЦЕР благодарит нашего посетителя Berreka, приславшего этот материал

ПУТИН ОТВЕТИЛ КУДРИНУ

ПУТИН ОТВЕТИЛ КУДРИНУ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ "СНИЗИТЬ ГЕОПОЛИТИЧЕСКУЮ НАПРЯЖЕННОСТЬ"

Путин ответил Кудрину на предложение "снизить геополитическую напряженность"


Некоторые участники заседания президиума Экономсовета при президенте  рассказали газете "Ведомости", что Алексей Кудрин призвал президента Владимира Путина снизить геополитическую напряженность, аргументируя это потребностями экономики, заявил о технологической отставании страны и пытался убедить президента в необходимости встроить Россию в международные технологические цепочки, пусть даже и на вторых ролях.
В своем ответе на эти предложения президент сказал, что не Россия первой начала конфликт, что у нее тысячелетняя история и она не будет торговать своим суверенитетом. Владимир Путин пообещал защищать суверенитет России до конца своей жизни. Он считает, что не надо поддаваться на провокации, что только увеличивает напряженность. Президент подчеркнул также устойчивость интереса иностранного бизнеса к работе в РФ.
Напомним, в апреле пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Кудрина в Кремле считают одним из самых выдающихся специалистов по финансам в мире. Песков добавил, что Кудрин, занимавший пост главы Минфина с 2000 по 2011 год, был одним из лучших членов кабинета министров России и «было бы неверно не использовать его экспертизу для построения тех или иных планов».

РОССИЯ. ТОСКА ПО ТЕПЛУ

Полковник Вандам: России нужно идти из холода и от англичан на Ближний Восток и в Индию

30.05.2016

В 1912 году один из основателей отечественной геополитики, сотрудник российского Генштаба, полковник Алексей Вандам написал книгу «Наше положение». В ней он обосновал, почему всё зло для русских – от англичан, и зачем нам надо перебираться из тайги на Ближний Восток и к Индийскому океану.
Алексей Ефимович Вандам при рождении носил фамилию Едрихин. В 17 лет он связал свою жизнь с армией, в 1899 году отправился в Трансвааль воевать за буров против англичан. Вандамом он стал (причём официально, сменив документы) в честь одного из лидеров бурского сопротивления. Далее его карьера пошла в гору: офицер Генштаба, в Первую мировую дорос до генерал-майора, в Белом движении – начальник штаба Северо-Западной армии. Умер в Таллине в 1933 году в возрасте 66 лет.
Алексей Вандам с юности был убеждённым германофилом. Как позднее многие другие отечественные геополитики, он считал, что единственное будущее для России – жить в мире (в идеале – вообще создав единое государство) с Германией. В свою очередь, он был уверен, Англия (а потом и США) делали всё возможное и невозможное, чтобы не дать состояться такому союзу.
Вандам написал несколько геополитических книг, которые были высоко оценены многими высшими лицами в российском Генштабе. Одна из них – книга «Наше положение», написанная в 1912 году.

(Алексей Вандам (Едрихин)
«Страшные зимние холода и свойственные только северному климату распутицы накладывают на деятельность русского такие оковы, тяжесть которых совершенно незнакома жителям умеренного Запада. Затем, не имея доступа к теплым наружным морям, служащим продолжением внутренних дорог, он испытывает серьезные затруднения в вывозе за границу своих изделий, что сильно тормозит развитие его промышленности и внешней торговли и, таким образом, отнимает у него главнейший источник народного богатства. Своим географическим положением Русский народ обречён на замкнутое, бедное, а вследствие этого и неудовлетворённое существование. Неудовлетворенность его выразилась в никогда не ослабевавшем в народных массах инстинктивном стремлении «к солнцу и тёплой воде», а последнее в свою очередь совершенно ясно определило положение русского государства на театре борьбы за жизнь», – писал он.
Вторая его работа «Величайшее из искусств» представляет собой геополитический анализ ситуации, сложившейся в Европе и мире накануне первой мировой войны. Вандам пророчески предсказывает не только причины и ход предстоящей войны (включая сценарий её развязывания), но и возможные её итоги, от которых Россия, по его мнению, ничего не получит. А поэтому Россия ни при каких обстоятельствах не должна позволить втянуть себя в грядущую войну, которая будет вестись исключительно в интересах Англии.
Предсказал он и Вторую мировую войну, если Германия будет разбита в Первой.
Мы публикуем отрывок из книги Алексея Вандама «Наше положение»:

«Главным противником англосаксов на пути к мировому господству является русский народ. Полная удалённость его от мировых торговых трактов, т. е. моря, и суровый климат страны обрекают его на бедность и невозможность развить свою деловую энергию. Вследствие чего, повинуясь законам природы и расовому инстинкту, он неудержимо стремится к югу, ведя наступление обеими оконечностями своей длинной фронтальной линии. На путях его наступления лежат Китай, Персия и Малая Азия, население которых истощило уже свою творческую энергию. Между тем страны эти нуждаются во многом. Уже одна постройка десятков тысяч верст железных дорог явилась бы широким полем деятельности для русских инженеров, оживила бы русскую промышленность и дала бы русскому народу обильные средства для дополнительного питания и для развития его высоких от природы физических и духовных качеств, что в свою очередь сделало бы его ещё более сильным соперником англосаксов.
При таких условиях (англосаксам) необходимо:
1)Уничтожив торговый и военный флоты России и ослабив её до пределов возможного, оттеснить от Тихого океана в глубь Сибири.
2)Приступить к овладению всею полосой южной Азии между 30 и 40 градусами северной широты и с этой базы постепенно оттеснять русский народ к северу. Так как, по обязательным для всего живущего законам природы, с прекращением роста начинается упадок и медленное умирание, то и наглухо запертый в своих северных широтах русский народ не избегнет своей участи.
Вообразим на месте нынешнего турецкого хаоса в Малой Азии, Сирии и Месопотамии высокоцивилизованное современное государство с хорошо организованными армией и флотом. Раскинувшись между Каспийским, Черным, Средиземным, Красным морями и Персидским заливом, это государство плотно закрыло бы тот выход, которым Россия пока легко могла бы достигнуть Индийского океана.

Такое государство НЕ СУЩЕСТВУЕТ ЕЩЁ, НО НЕТ ПРИЧИН, ЧТОБЫ ОНО НЕ ПОЯВИЛОСЬ В БУДУЩЕМ. Процесс образования его ДОЛЖЕН НАЧАТЬСЯ ИЗВНЕ, ибо и турецкое, и персидское правительства в достаточной степени обнаружили свою неспособность к обновлению управляемых ими народов. Затем в отношении местного населения не следует забывать принцип, что естественное право на землю принадлежит не тому, кто сидит на ней, а тому, кто добывает из неё богатства.
К числу таких (против России) войн должна быть отнесена и усердно навязываемая нам ныне англичанами совместная с ними война против Германии.
Чтобы убедиться в этом, обратим внимание на главную цель английской стратегии. Она состоит в том, чтобы уничтожить торговый и военный флоты Германии, отнять у последней её, хотя и бедные сами по себе, но являющиеся своего рода передовыми постами, колонии и нанести ей на суше такой удар, после которого, ослабленная духовно и материально, она не могла бы возобновить своих морских предприятий в течение долгого времени в размерах сколько-нибудь значительных и никогда в нынешних.
Главная цель Англии состоит в том, чтобы отбить наступление Германии на Океанскую Империю на Атлантическом океане, как было отбито наступление России на Тихом.
Когда же эта цель будет достигнута, т. е. когда единственно сильная в настоящее время из западно-европейских держав и связывающая пока энергию англичан Германия будет разбита и высажена на сушу, тогда результаты общеевропейской войны начнут сказываться в следующей, вытекающей одно из другого постепенности:
1)При земельном вознаграждении за счёт побеждённого находившихся как в боевой линии, так и в резерве западноевропейских государств, Франция получит Эльзас и Лотарингию и доведена будет до столь желательных ей «естественных границ». Бельгия, Голландия и Дания с одной стороны, и Италия, Сербия и Черногория, с другой, будут наращены таким образом, чтобы Германия и Австрия оказались если не отрезаны, то возможно, более стеснены — первая на Северном, а вторая на Адриатическом море. Иными словами, вся лежащая западнее Германии и Австрии Европа подвинута будет к востоку.

2)Потеряв вместе с морем восьмимиллиардный источник годового дохода и не имея возможности существовать средствами собственной территории, сильные практическими знаниями, хорошо тренированные в труде и успевшие выработать собственную систему борьбы за жизнь, германцы вместе с австрийцами сейчас же «тихой сапой» во всеоружии новейшей антигосударственной техники поведут наступление против недостаточно вооруженного для жизненной борьбы русского народа (Вторая Большая война).
ТОЛКОВАТЕЛЬ

СТРАХ ПЕРЕД "ЧУЖИМ"

Страх перед «Чужим» в отсталых сообществах

25.05.2016


Философ Григорий Померанц в начале 1990-х объяснял, что страх и ненависть к фигуре «Чужого» свойственны для всех отсталых сообществ, совершающих путь к модернизму. Индийцы в Кении, китайцы в Малайзии, евреи в России и Германии: погром – одно из следствий почвенного романтизма.
Советский философ Григорий Померанц описывал фигуру «Чужого» в статье «Кто такие чужаки» в журнале «Знамя», №11, 1991 год.
«О чужаках написал большую работу немецкий социолог Г.Айзерман. Он выводит из психологии эмигранта, беспочвенного человека, многие интересные явления и на Западе; например, США – страна эмигрантов, порвавших со старым порядком и рассчитывающих только на себя, на свои собственные руки и ум. «Чужой, – цитирует Айзерман Георга Зиммеля, – по самой своей природе не владеет землей, причём землю надо понимать не только в физическом смысле, но также в переносном смысле жизненной субстанции, фиксированной в идеальном пространстве общественного окружения».
Чужаки приспосабливаются к новому окружению, не подчиняясь ему, а развивая способности, которых на новой родине не хватает, дополняя сложившееся разделение труда. У себя, на старой родине, они могли бы быть не очень предприимчивы, могли безоговорочно подчиняться традиции. На новой родине они ведут себя иначе. В результате из китайских кули, привезенных для работы на плантациях и на рудниках Малайи, вырос целый слой миллионеров.

(Григорий Померанц)
Одновременно выдвинулся слой малайских интеллигентов китайского происхождения. Таким образом, возникли социальные группы, подобные евреям-купцам и евреям-интеллигентам в России начала XX века. В Малайе и в Индонезии, на Филиппинах, в Камбодже и Таиланде, в странах Африки – повсюду возникает энергичная диаспора, подталкивающая развитие. Возникает почти что из ничего, из нищих и безграмотных кули, вывезенных для работы на плантациях, и из полунищих эмигрантов, приехавших попытать счастья. Это один из самых поразительных фактов в истории модернизации Африки и Азии.
Именно потому, что в слаборазвитых странах не хватает технических знаний и способностей, быстрого использования экономических возможностей, административных талантов и упорства, – эти черты становятся характерными для чужаков. И в ходе социальных сдвигов некоторые группы чужаков стремительно выдвигаются вперёд.
В Африке наряду с этим процессом происходит ещё один, параллельный: облачко диаспоры выделяют местные народности, оказавшиеся более динамичными, чем их соседи. Судьба этих пионеров модернизации оказывается иногда довольно тяжёлой.
Выдвижение чужаков выгодно для развития. Однако коренное население страны обычно рассуждает иначе. Успехи чужаков ассоциируются в его сознании прежде всего с негативными сторонами социальных сдвигов, с разрушением привычных ценностей и отношений. Традиционное отвращение к чужому, тысячелетиями воспитывавшееся в племенных и застойных крестьянских обществах, неоднократно вспыхивало и в Европе. Однако в современной Африке и Азии ксенофобия горит особенно ярким пламенем. Чем быстрее темпы экономического развития, чем меньше крестьянские общества умеют своевременно приспособиться к нему, тем выгоднее условия для выдвижения чужаков и тем больше ненависть к ним. Ненависть к «азиатским чужакам» даже превосходит ненависть к колонизаторам. И правительства недавно освободившихся стран охотно идут навстречу народным чувствам.

В этих условиях три главнейших требования, которые сегодня выдвигаются в слаборазвитых странах, – требование национального достоинства, экономического развития и социального обеспечения, – в первую очередь заострены против чужаков.
Почему же в Англии всё было иначе? И там зачинщиком научно-технического и экономического развития выступили меньшинства, правда, на первый взгляд религиозные меньшинства, течения и секты, порвавшие с англиканской церковью. Но если присмотреться, окажется, что религиозное деление в какой-то мере совпадало с этническим: среди сектантов преобладали шотландцы. Почему же выдвижение шотландцев не вызвало ничего похожего на страсти, сопутствовавшие выдвижению китайцев в Индонезии и Малайзии, индийцев в Кении, народности ибо в Нигерии?
Ссылку на уровень цивилизации следует отвести. Немцы – народ, стоящий на очень высоком уровне цивилизации, но во второй четверти XX века они вели себя скорее как хауса, громившие мелких торговцев ибо, чем как англичане. Решили какие-то другие обстоятельства.
Одно из этих обстоятельств – то, что особую ненависть английской черни вызывало меньшинство, не имевшее ничего общего с модернизацией, – католики, паписты, которых и правительство беспощадно преследовало по различным политическим соображениям. Католики воспринимались как вредные чужаки и иногда вынуждены были эмигрировать. Напротив, сектанты, еще более решительные противники папизма, чем англикане, воспринимались как свои чужаки, как члены единой британской нации. Такими же членами единой британской нации были шотландцы. Сами шотландцы могли временами остро переживать свою этническую особенность, но с точки зрения англичанина они почти свои (примерно как украинцы для русского). И выдвижение шотландцев так же мало раздражало, как, скажем, выдвижение графа Безбородко – коренных русских дворян.

Ксенофобия вообще резко различает своих чужаков (с которыми она готова побрататься) и чужих чужаков. Можно это подтвердить любопытным примером из современной американской жизни. Статистика показывает, что высшее образование в США активнее всего стремятся приобрести евреи, шотландцы и итальянцы. Примерно 80% американских евреев и 50% итальянцев дают своим детям высшее образование. Это гораздо больше, чем в Израиле или в Италии. Но у себя на родине есть много возможностей занять уважаемое место и без диплома, а в США диплом – самое надёжное средство превратиться из грязного еврейчика или грязного итальяшки в почтенного доктора наук. Шотландцы стоят на втором месте – впереди итальянцев, но чернь замечает только евреев и итальянцев.
Остаётся, однако, проблема еврейского меньшинства в Англии. Почему, когда Дизраэли стал министром, это взволновало только Достоевского, а когда министром стал Вальтер Ратенау, известная часть германского офицерства приняла это как пощечину, и Ратенау застрелили?
Можно заметить, что евреев в Англии было несколько меньше, чем в Германии; однако папистов в Англии тоже было мало – что не мешало их ненавидеть. Можно заметить, что процесс развития в Англии был более плавным, менее болезненным, чем в Германии; однако совсем безболезненным он всё же не был; массы и в Англии, доведенные до отчаяния, иногда подымались на бунт, на погром, но погромы не имели этнического характера. Разбивали машины, а не витрины еврейских лавок.
Мне кажется, что одной из причин такого различия между западной Англией и незападной (в нашей схеме) Германией была литературно-идеологическая традиция. Она окрашивала поведение если не самих люмпенов, то, во всяком случае, тех, кто мог стать во главе их и создать «движение».

Политический антисемитизм существует в Германии с 1815 года, то есть появляется почти одновременно с немецким почвенным романтизмом и, конечно, в связи с ним. Две формы ксенофобии – шовинизм, направленный против другой страны, другой земли, и диаспорофобство, направленное против активных национальных меньшинств, – психологически тесно связаны и легко переходят одна в другую. Поэтому французоедский штамп, господствовавший в воспитании немцев со времён наполеоновских войн, подготовил почву для жидоедского штампа, получившего приоритет, когда понадобилось найти внутренних виновников поражения 1918 года, тягот «рационализации» и других язв. Таким же образом ненависть, вызванная империализмом и колониализмом, создаст почву для экспроприации индийцев в Кении, резни китайцев в Индонезии и других печальных явлений.
Там, где есть почвенничество, всегда возможен взрыв погромной активности. Почвенничество нельзя примитивно истолковывать как идеологию погрома, но нельзя закрывать глаза на то, что погром – одно из возможных следствий почвенного романтизма так же, как террор – одно из возможных следствий Просвещения. Например, террор Великой французской революции.
Что касается цивилизации, то она не мешает ни террору, ни погрому. Скорое напротив: школа и книга сыграли большую роль в распространении патриотических и других идей, «сужающих сердце», и в подготовке цивилизованного варварства, – как в реакционной Германии, так и в прогрессивном афро-азиатском мире. Носителями крайних форм ксенофобии являются не феллахи, а интеллигенты, люди грамотные, умеющие читать и даже писать книги. Советский исследователь Б.Парникель изучил 400 малайских рассказов и выделил сцены, в которых действовали китайцы. Образ китайца в малайской литературе поразительно близок к образам евреев в «Молодой гвардии». И так как реально евреи и китайцы совсем не похожи, то можно только удивляться стандартности представлений, созданных ненавистью.

Стоит обратить внимание ещё на одно обстоятельство. В психологии погрома всегда есть комплекс неполноценности, который компенсируется агрессией. У англичан комплекса неполноценности не было, скорее был комплекс сверхполноценности. Поэтому лидер английских фашистов Мосли не мог найти в душах своих соотечественников той болезненной жилки, которая с трепетом откликалась у немцев на речи Гитлера. Англичане, пришедшие на митинг, возмущались и били – не евреев, а Мосли и его немногочисленных сторонников. Это, конечно, не прирожденная, а исторически воспитанная черта, следствие многих веков, прошедших без национальных и социальных унижений, без иностранных завоеваний (с XI века) и крепостного права.
Подводя итоги, хочется поставить вопрос: почему в XIX веке прогрессивными называли страны, в которых не было диаспорофобства (Англия, например) или где диаспорофобство, вспыхнув, встречало массовое же сопротивление, – например, борьбу за оправдание Дрейфуса во Франции? Почему, напротив, в XX веке прогрессивными считаются страны, в которых национальные меньшинства подвергаются законодательным ограничениям и становятся жертвами погромов?
Прежде всего, установим факты. Китайцев сравнительно мало притесняют на Филиппинах – и режут при всех режимах и всех сменах режима в динамической Индонезии; индийские лавочники продолжали свой бизнес в ЮАР под защитой апартеида, который их ограничивал и унижал, но не экспроприировал, как класс, а из освободившейся Кении их высылают. В умеренном когда-то Тунисе попытка еврейского погрома, предпринятая в июне 1967 года, была сурово подавлена, а в левобаасистском Ираке введены были специальные антиеврейские законы, и казни евреев превращались во всенародный карнавал (нетрудно заметить связь этой диаспорофобии с внешнеполитической агрессивностью).
Разумеется, обязательной связи прогрессивных движений с диаспорофобством нет, но она достаточно часто встречается. Как это можно объяснить?
В XIX веке прогресс захватывал западные нации в целом и ассимилировал меньшинства в едином, быстро развивающемся национальном коллективе. В XX веке прогресс создаёт в незападных странах этнические анклавы и сталкивает их с медленно развивающейся крестьянской и ремесленной массой – это создаёт конфликты.

Важно и то, что афро-азиатские страны хранят живую память перенесённых национальных унижений. Их европейская аналогия – скорее Германия, старые раны которой были растравлены Версалем, чем Англия. Но даже самые крайние европейские примеры не идут в сравнение с тем глубоким и недавним оскорблением национального достоинства, которое нёс с собой колониализм. Как ни возмущали немцев союзники, как ни раздражало итальянцев австрийское господство, они никогда не наталкивались на надписи: «Собакам и немцам (или итальянцам) вход воспрещён». Всё это в прошлом, но прошлое, если растравлять его, очень живуче. Во время мусульманских погромов в Гуджарате некоторые образованные индийцы, читавшие книжки по истории, говорили о реванше за проигранную тысячу лет назад войну с тюркскими завоевателями. Реванш заключался в том, что хамски оскверняли мечети и могилы мусульманских святых и около тысячи человек вырезали.
В социальном отношении афро-азиатские массы едва вышли – и часто не совсем ещё вышли – из положения, близкого к рабскому. А рабство, как говорил еще Гомер, отнимает у человека лучшую часть его доблестей. Нужны десятки, а может быть, и сотни лет уважения к гражданским правам, чтобы воспитать чувство неприкосновенности человеческой личности.
Наконец, последнее по счёту, но не по важности: стремясь сплотить нацию, многие правительства и партии афро-азиатских стран прямо поощряют ксенофобию. Особенно этим злоупотребляют диктаторские режимы. Сталинская политика «борьбы с космополитизмом» – отнюдь не исключение. Игроки, видящие на один ход вперёд, не предполагают, что отдалённые последствия политики «козла отпущения» могут обрушиться на тот народ, который таким образом сплачивают. Раньше писали об осквернении еврейского кладбища. Сегодня уже оскверняют русские кладбища, и русские бегут от погромов.
ТОЛКОВАТЕЛЬ
Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..