«Человечество выродится, и от гения не останется ни следа».
А.П. Чехов «Дом с мезонином»
Откровенная аморальность в искусстве только неолибералам кажется невинным авангардом. На самом деле, растление вкусов в постмодернизме неизбежно приводит к очередному беспределу в политике. Уверен, то, что происходит в Украине всего лишь цветочки перед махровым явлением ягодок.
Подсчитано, чем больше в фильме насилия, крови, жестокости, откровенной пошлости – тем больше зрителей.
Это похоже на диагноз. Ну и что, всегда так было. Всегда человек был таким, как сегодня. Что изменилось? Характер его досуга. Появилось массовое искусство и техногенный способ его продажи. Мир опутан электронной сетью, в которой трепещет осчастливленное человечество. В любой момент каждый из нас может развлечь себя зрелищем любого рода, способного вернуть «мыслящий тростник» к желанному язычеству, дикости, животному состоянию.
От времен греческой трагедии катарсис был связан с насилием, смертью, кровью. Но кровь была неразрывна с подлинной, человеческой трагедией, а не лилась походя, между прочим, с одной лишь целью развлечь неприхотливого потребителя массового искусства.
Рейтинг требует невежества и отсутствия мысли. Вот что однажды услышал: «Наш зритель устал, он стремится отдохнуть, удобно устроившись у телевизора, а ты хочешь заставить его думать. А думать, чувствовать – значит трудиться. Ты оскорбишь его этим».
Попробовал возразить. Мне ответили, что времена пророков и умников давно прошли. Думающее и чувствующее человечество потерпело полный крах. Мысль и чувство не смогли противостоять злу. Для того чтобы победить кровожадного дракона нацизма, потребовался не благородный рыцарь, а усатый людоед.
Долой мыслителей и всякие изящные искусства. Инстинкт толпы, живущей ради одного удовольствия – прямая расплата за гибельные иллюзии прошедших веков. Хватит путать оргазм с любовью.
«Тростник» отказывается быть мыслящим. Прежде лучшие образцы творчества разного рода были обязаны быть выше толпы, мудрее толпы, добрее толпы, справедливей. На этом держалась вера в человека, в возможность его преображения, веры в лучшее будущее, вера в Бога, наконец.
Прежде толпа, чернь (не народ, не люди) воспринимались со знаком минус. Ныне толпа заказывает музыку и «музыка» эта, прежде всего, страшна тем, что настырно учит человека забыть, что такое стыд и совесть, забыть, что такое страх Божий.
Лев Толстой писал обо все этом с простотой гениальной: «Глядя на то, что делается во всех собраниях, на то, что делается на свете с условными приличиями и увеселениями, мне поразительна ясна стала, кажется, никогда еще не приходившая мне мысль, что кучей, толпой, собранием делается только зло. Добро делается каждым отдельным человеком порознь».
Пресловутый рейтинг – посланец дьявола и активно творит зло, уничтожая возможность личностного начала, возможность ЧЕЛОВЕКА СВОБОДНОГО, а не раба в цепях насилия, пошлости и халтуры.
Толпа правит тем, что прежде было искусством. Толпа не способна на суд, только на самосуд: нечто допотопное, продиктованное атавистическим инстинктом. Но это еще не самое страшное. Надежда Мандельштам пишет во «Второй книге»: «Мне всегда казалось, что толпа разорвет его, но не в ней таилась опасность. Толпа оказалась несравненно менее опасной, чем организованная жизнь с усмиренными массами». Возможно, опасность таится не в самом массовом искусстве, а в том организованном, «усмиренном» обществе, которое она стремится создать.
Если несчастное, слабое создание изо дня в день видит бесконечные сцены насилия и жестокости, рано или поздно оно сочтет подобное нормой. То, что происходит ныне в массовом искусстве мира, - это типичная легализация порока, худшего, что есть в человеке. А этого худшего, как показывает история, предостаточно. Только дай волю.
Зло обладает гипнотической силой, силой внушения. Чудовищная история века мировых войн, концлагерей и Холокоста – наглядная демонстрация массового помешательства.
Говорят, что культура попсы зеркально отражает состояние современного общества. Ерунда! Состояние это всегда было скверным. Лишь Культура, с большой буквы, всегда противостояла распаду человеческой цивилизации.. Ныне культура массовая распаду этому способствует, активно легализируя нечистоты в душе человека.
Массовое искусство, действуя по законам рынка, делает все, чтобы превратить потомка Адама и Евы в монстра. Демократия, либерализм, строжайший запрет цензуры…. Не будем юлить и лицемерить. Закон, Синайское откровение, Нагорная проповедь, наконец, - никакого отношения к нынешнему состоянии демократии не имеют. Закон - духовное и физическое рабство человека, но без рабства этого «дети» Ноя легко превращаются в скотину, причем животное невиданное, лишенное инстинкта выживания и терпимости по отношению к своему виду. Человечество не доросло до своей свободы. Без оков Скрижалей его существование невозможно.
И вовсе не декреты государственной машины противостоят хаосу. Достаточно вспомнить Нюренбергские законы или Сталинскую конституцию. Русская народная мудрость точно подметила эту особенность: «Закон, что дышло, куда повернул - то и вышло». Вот только Закон Божий повернуть невозможно.
Массовая культура – порождение алчности и либерализма. Причем алчности больной, торопливой, без планов на завтрашний день, а либерализма, ангажированного той же алчностью, истеричного, тупого, использующего худшие инстинкты человека.
Тревожно не только засилье массового искусства, но и практически полное отсутствие мастерства настоящего, зловещее исчезновение гениального начала в человеке, способного заставить хомо сапиес вспомнить о своей душе, а не только о теле.
Исчез диалог с Богом, спор с Богом, поединок с Богом. Остались одни пляски на торжестве сатаны, вокруг золотого тельца.
К какой судьбе готовит провидение человечество? Чем и как станут жить наши внуки и правнуки в мире, напрочь лишенном, личностного, творческого начала?
В городе Туле живет кинокритик Манцов. Он пишет в одной из своих ярких статей, повествуя о героях реалити-шоу: «Дело не в том, что девица «глупа»: нормальная девица, зачем ей быть умнее с такими-то данными? Дело в том, что целое поколение выросло на пустоте, на не пережитых заимствованиях, на чужом не переваренном глянце. Тут не случайный нервный срыв, а социальная катастрофа национального масштаба! Проблемы не с интеллектом – с воображением».
Это я говорю громкие слова: «личность», «творчество». Манцов ограничивается небрежным указанием на отсутствие воображения. И, возможно, он прав. Ошибается же, полагая, что катастрофа происходит национального, а не интернационального масштаба.
Встретил сегодня жука-навозника. Огромное такое насекомое, полное деловой хватки. Катил жук перед собой шар громадный, чистил землю, себя обихаживал. Следил за ним до самой жуковой норы. Потрясающее зрелище, круче любого фантастического фильма из жизни инопланетян.
Попробовал рассказать о навознике соседу. Он на меня глянул, как на психа из «желтого дома». Нет, не о том я рассказал ему, совсем не о том.
А что интересует толпу? Чернь, как говорили когда-то. Смотрю, слушаю, перелистываю страницы. Вот некто Агутин из-за груди супруги чуть не помер, примадонне не помогла операция по омоложению, старушка Шарон Стоун – все еще в форме. А и правда: на фото грудь без лифчика держится. Ну и что: держится – и порядок. Мне-то какой от этого навар? Далеко та грудь, не дотянуться. Агутин, вроде бы, выжил – и, слава Богу. Споет – послушаем, кто-то рожу скривит, кто-то похлопает, но причем здесь все та же грудь его супруги? Чего в этом интересного? Примадонна без грима похожа на себя саму, но я тоже похож: все мои болячки и грехи на роже в 60 лет, а как иначе, чему тут удивляться?
Какие-то странные новости на первых полосах. Порнозвезда замуж вышла за ревнивого мужика. Он ее за измену пригрозил топором порубать, но в порнофильмах, причем жестких, сниматься, надо думать, разрешил. Интересно? В моей жизни столько заморочек, что даже тратить время на читку такой белиберды как-то неловко.
Знаю, знаю, что пошлость всесильна, а хорошая сплетня посильнее будет «Фауста» Гете, но все-таки не могу понять, кому и почему интересны амурные похождения известного телегероя и очередная хамская выходка все той же примадонны?
Понимаю, что «звезды» сами рады всей этой ахинеи перед очередным «чесом» доверчивой публики. Реклама! Деньги! Все понимаю, но, выходит, не на концерт примадонны нынче публика ходит, а чтобы увидеть: помогла ей или нет пластическая операция, и убедиться, что грудь у другой певицы и в самом деле увеличилась в объеме. Это уже и не попса, а какой-то театр абсурда, не требующий, как верно отметил Манцов, никакого воображения.
Не ищу виновного. От черни, толпы – до ярмарки тщеславия, толчеи на Парнасе – один шажок. Кто только не терзал ясное и простое тело Культуры, какие только революции, реформы, модернизмы не подрывали ее остовы. Считалось, что жизненность искусства, в необходимости авангарда. Музыку, живопись, литературу – все это толпы творцов стремились «разъять, как труп». И что же в итоге? Тупик попсы. «Черный квадрат» Малевича – превратился в серого монстра пошлости, а расколотые черепа миротворца Пикассо – в культ крови. От гордыни авангарда шло не созидание, а разрушение живого тела Культуры.
Хочу быть понятым верно. Феллини делал свои фильмы, как Эсхил и Софокл пьесы. Иосиф Бродский не уходил от гения Пушкина, а приближался к нему, Дмитрий Шостакович просто слышал свое время, точно также как делали это Моцарт или Гайдн. Глупость, что подлинные гении всегда были первооткрывателями, революционерами, творцами нового. Свежих, иных параметров восприятия требовали они от читателя, зрителя или слушателя. Гении, двигаясь вперед, учили чернь азам Культуры, но на своем собственном языке, без которого немыслима победа Личности, а в конечном итоге победа человечности, как единственной возможности сохранения вида.
Жестокость, насилие, пошлость всегда шли и идут рука об руку. Человек, тем самым, стремился и стремится уничтожить себя самого. ХХ веку, веку лагерей и геноцида, не удалось покончить с цивилизацией людей. Массовое искусство, во всех его проявлениях, – враг потомков Адама гораздо более хитрый и подлый, чем фашизм, большевизм, ядерное оружие или нынешний исламский террор. Массовое искусство точно также как и тоталитарная промывка мозгов, ведет к неизбежному вырождению рода людского.
Еще одно испытание Иова? Может быть. Испытание легализацией греха.
Законы толпы – законы порока. Погоня за рейтингом – подачка толпе и преступление против человечности. Преступление, казалось бы, безобидное, атакующее всего лишь душу человека, а не его тело. Но «тело» рода людского восстановимо, а вот душа….
Ненавижу цензуру, как еще один закон от человека. Цензорам только дай волю: они запретят строжайше порнографию и насилие на экране, но заставят ту же чернь молиться идолу лжи. Так что же делать? Тупик? Не знаю.
Общество потребления, в котором мы живем, породившее массовую культуру, похоже на всеядного зверя. Обществу потребления нужен робот - потребитель, а не человек, отягощенный воображением, здравым смыслом и моральными принципами. На другом полюсе нашей планеты мир нищеты и голода, как правило, скованный цепями деспотии, а тоталитарным режимам нужен раб и кровавый фанатик, готовый к очередному переделу собственности, точнее, грабежу упомянутого общества потребления.
Вот и весь расклад на день сегодняшний, а противостоит всему этому безумию, как Давид Голиафу, только одно: закон Божий, «нравственный кодекс внутри нас». Сможет ли это противостояние спасти цивилизацию людей от исчезновения - покажет время.
2006 г.
P.S. Недавно, по электронной почте, получил две популярнейшие в Интернете «шутки». Дело происходит, судя по языку, на родине Гейне и Гете. Сюжет первой «шутки»: осмотр группой проктологов дамы с голым задом. Дама жалуется на годовалый запор. Врачи что-то делают с пациенткой, а в ответ получают Ниагару дерьма. Вторая шутка тоже из категории заднепроходных. На сцену перед зрителями выходит очередная солистка тоже с голым, но очень фигурным задом. Красавица становится на карачки. Звучит 9-ая симфония Бетховена и дама дирижирует оркестром, ловко шевеля задницей. Зрители в восторге.