Час пик. Салон автобуса полон. Все места
заняты. Пассажиры стоят в проходе. Кто-то, значит, сидит, а кто-то стоит, и это
очевидное неравенство, само по себе, создает конфликтную, нервную обстановку.
Вечер. В автобусе
прохладно еще и потому, что работает кондиционер. Именно эта «морозильная»
работа, чаще всего, предлог для спора.
Худому, совершенно
лысому старику в шортах, не нравится включенный мазган. Рядом с ним плотно
сидит полная, пожилая женщина в темных очках. Ей тоже не по душе холод.
-
Водитель! – требует женщина. – Выключи свой ледник.
Устроил здесь русскую зиму.
Водителю, молодому парню, судя по всему, не
нравится, когда с ним говорят таким тоном. Он не обращает внимания на приказ
женщины в темных очках.
-
Ты слышал, что тебе сказали?! – повышает голос старик в
шортах. – Холодно!
-
Уважаемый, - спокойно, не оборачиваясь, отзывается
водитель, безуспешно стараясь выбраться из пробки. – В салоне много людей.
Сразу станет душно. И те, кому станет душно, попросят включить мазган.
-
Вот именно, - подтверждает грузный мужчина в майке с
надписью, советующей не отдавать врагу поселения. – Чистый воздух им помешал.
-
А тебя никто не спрашивает, - поворачивается к мужчине
в майке женщина в темных очках. – Едешь себе и молчи!
-
Это почему я должен молчать? – обижен грузный мужчина.
– Мы живем в демократической стране. Каждый имеет право высказать свое мнение.
-
Ты его высказал, - поворачивается к нему старик в
шортах. – Вон на брюхе все написано.
-
А тебе не нравится? – даже приподнимается от возмущения
грузный мужчина.
Старик ему не
отвечает. Зато подает голос молодой человек с кейсом.
-
А что тут может нравится, - говорит он. – Из-за вас и
весь сыр-бор начался. Мало вам земли в Израиле. Вон вся пустыня Негев в
распоряжении. Селитесь, сколько хотите.
-
Что-то ты сам там селиться не торопишься? –
поворачивается к молодому человеку высокий пассажир в кипе.
-
А почему это именно я должен там жить? – вопросом на
вопрос отвечает молодой человек.
-
Потому что ты верблюд и скотина! – басит кто-то
невидимый из глубины салона.
Молодой
человек хочет ответить, но тут автобус останавливается, и он, махнув свободной
рукой, выходить на своей остановке.
-
Водитель! Выключи мазган! – истерично визжит женщина в темных очках.
-
И не думай, парень! – басит из глубины салона все тот
же голос. – И так дышать нечем!
-
Правильно, - согласен с ним грузный пассажир.
Тут в разговор
вмешивается молодая женщина в длинной юбке и шляпе, закрывающей тяжелую копну
волос.
-
Нужно носить с собой что-нибудь теплое: кофту или
платок, - говорит она примирительно. – Тогда не будет проблем.
-
Тебя никто не спрашивает, что мне носить с собой! –
поворачивается к ней пожилая женщина в очках. – Ты своему Богу советуй, а не
чужим людям.
-
Всывышний, уважаемая, советы не принимает, - говорит
женщина в шляпе. – Он только их дает.
-
Развела тут религиозную пропаганду, - бурчит старик в
шортах.
-
Не нравится ему поселения! – вдруг громко произносит
мужчина в майке. – Ему Бейлин нравится с Арафатом!
-
Зачем шуметь? – вздыхает сидящий перед ним молодой
человек с татуировкой на предплечье. – Тот парень давно уже вышел.
-
А ты не вмешивайся! – нависает над ним мужчина в майке.
– Ты бы лучше место уступил старикам.
-
Где ты тут
стариков увидел? – поворачивается к нему татуированный.
-
Да вот! – грузный в майке тычет пальцем в пожилого
человека с тележкой на колесиках.
-
Да я постою, - отмахивается тот. – Мне выходить скоро.
-
Воспитали вас, - продолжает бурчать грузный в майке. –
Никакого уважения к старшим.
-
Они просто не думают, что когда-нибудь сами будут
стариками, - поддерживает мужчину в майке невидимый бас.
-
И правильно не думают, - вмешивается в спор девичий
голос. – При такой жизни не знаешь, что завтра с тобой случится.
-
Завтра будет ночь, потом утро, потом день и вечер, -
говорит чернокожий старик в кипе.
-
Ты закроешь мазган! – истошно орет пожилая женщина в
очках. – Ты не в своем Марокко, ты в цивилизованную страну приехал!
-
Из Ирака,
госпожа, - чуть поверачивается к ней водитель. – Мои родители из Ирака.
-
Эсти, - тихо говорит своей соседке старик в шортах. –
Ты уже слишком: причем тут Марокко или Ирак?
-
А при том, – невозмутимо произносит, сидящий за этой
парой, широкоплечий мужчина. – Притом, что твоя жена – расистка. Таких в тюрьму
сажать надо.
-
Ты что сказал? – мучая больную шею, поверачивается к
нему женщина в темных очках. – Это меня в тюрьму?
-
Тебя, тебя, - невозмутимо подтверждает широкоплечий.
-
Шломо! Ты слышишь, что он сказал?
-
Выйдем, Эсти, выйдем сейчас же! – не выдержав, требует
старик в шортах, и даже поднимается неосмотрительно.
-
Сиди! – требует его спутница. – Мы за билет заплатили.
У тебя что, есть лишние деньги?
-
Здоровье дороже, - бурчит старик в шортах.
-
Это верно, - ловко протискивается на его место
маленький человечек с бледным, острым личиком. Он усаживается рядом с сердитой
пассажиркой и продолжает: - Идти могу сколько угодно, стоять – чистая мука.
-
Доигрался, - зло смотрит на неосмотрительного
старика пожилая дама в очках. – Вот
всегда так. Всегда на твое место кто-то садится…. Водитель! Да выключи ты
мазган!
-
И чего они всю дорогу лаются? - говорит по – русски
мужчина в фетровой, потертой шляпе.
-
Культуры никакой, - отзывается ярко накрашенная женщина
в легком, прозрачном платье. – Все им не так. Живут здесь от рождения. Денег
куры не клюют, а все в автобусе ездют, экономят.
-
Ладно вам – говорит ей тоже по – русски пассажир в
мятой армейской форме. – Среди сабр бедных тоже хватает.
-
Ага, мы то и видим – продолжала ярко накрашенная. – Вон
одна весь банк украла. А у нас сосед сыну и дочке по машине купил. Плюнуть
некуда из-за их машин.
-
Ты выключишь мазган! – истошно вопит пожилая дама в
темных очках.
-
Не выключу, - отзывается водитель. – Мы из Ирака –
народ упрямый.
-
Я его сейчас убью! – говорит женщина.
-
Не убьешь, - улыбается сидящий с ней рядом маленький
пассажир. – Мы тогда все разобьемся.
-
Тебя кто спрашивает? – поворачивается к нему соседка. –
Занял чужое место и молчи.
-
Чужих мест в автобусе не бывает, - резонно возражает
маленький. – Бывают места свободные и занятые.
-
Он еще и рассуждает! – картинно поднимает руки вверх
соседка.
Тут входит в
автобус молодая, религиозная мама с тремя детишками. Первые двое постарше и ведут себя прилично. Третий малыш,
а ему год, не больше, орет, как
резанный.
Мамаша не обращает на орущего ребенка никакого
внимания. Ей уступают место. Она спокойно устраивает на этом, единственном
месте, все свое семейство.
-
Да уйми ты ребенка, - говорит вошедшей даме женщина с
книгой. – Ты что не слышишь?
-
Слышу, - поверачивается к ней с улыбкой многодетная
мать. – У Даника зубки лезут. Тут не уймешь.
-
А у меня давно все выпали! – вдруг сообщает неприметный
прежде старичок в белой панамке. – Так я что орать должен на весь автобус?
-
Вот ты и орешь, - спокойно указывает старичку бас.
Ребенку, судя
по всему, этот голос нравится. Он перестает голосить, и начинает вертеть
курчавой головенкой в поисках источника такого приятного голоса.
-
Нарожают, потом ходят без штанов, - ворчливо произносит
по – русски женщина в легком платье.
-
Да она вроде в юбке и даже длинной, - поправляет ее
сосед в фетровой шляпе.
-
Ты из меня идиотку не делай, - советует спутнику женщина.
– Они нарожают, а толку ноль. Их дети в армию не ходют…. Вон, косются. Не
нравится им, что по-русски говорим. Ненавидят нас.
-
Зато вы их любите, - вздыхает сосед.
-
А за что их любить?…. Это нашему сыну автомат на шею –
и пошел, или вот ее?!
-
Кто-то должен страну защищать, - говорит мужчина в
мятой форме.
-
Вот они пусть и защищают. И место у них на кладбище
готово, как у людей. А тебя за оградкой похоронят, как собаку.
-
Мой дед на русском кладбище похоронен, под крестом, -
говорит сосед. – А рядом еврейское есть. Там евреи лежат.
-
Ну и что?
-
А то. Это в койке есть разница, кто с тобой рядом
устроился, а покойникам это все равно. Это живым важно. Для них должны быть
равные права.
Вот на этом «русском» изречении водитель
все-таки выключвет мазган, но тут в автобусе
появляется группа ортодоксов в черных костюмах и шляпах.
-
Включи мазган! – тут же истошно орет кто-то из глубины
салона. – Дышать нечем!
-
Тихо! Чего ты орешь! – одергивают любителя холода. –
Открой окно!
-
Не нужно открывать! – вопит кто-то. – Сквозняк!
Тут грузный
мужчина в майке пробует пробраться к выходу.
-
Да ну вас всех к чертям, - бормочет он, расталкивая
стоящих пассажиров. – Лучше пешком пойду.
-
Ну и топай до своего поселения, - советует ему кто-то.
-
Я тебе потопаю! – резко поворачивается к советчику
грузный.
-
Давно рекомендую нашему Кнессету закон принять, –
внятно произносит высокий мужчина в кипе. – Пусть «левые» в автобусе с левой
стороны сидят, а «правые» - с правой.
-
А религиозных куда? – интересуется нежный, девичий
голос.
-
Им специальные автобусы, - решает молодой человек,
призывно и ласково взглянув на симпатичную девицу.
-
Водитель! Включи мазган! – бешено орет кто-то из душной
глубины автобуса.
Но тут
общественный транспорт тормозит, и в салон быстро поднимается юноша – араб с
изможденным, застывшим лицом фанатика и в тяжелой куртке не по сезону….
2001 г.