https://isralove.org/load/1-1-0-3244?utm_source=email
Выделить ссылку и перейти на go to
https://isralove.org/load/1-1-0-3244?utm_source=email
Выделить ссылку и перейти на go to
97-летний Уолтер Бингхэм на прошлой неделе был внесен в Книгу рекордов Гиннеса.
Он эмигрировал в Великобританию из Германии в 1939 году и принял участие в высадке десанта в Нормандии в 1944 году в качестве водителя машины скорой помощи.
Бингхэм родился 5 января 1924 года, работал журналистом и актером, а также побил мировой рекорд Гиннеса, став старейшим ведущим ток-шоу на радио. Он совершил алию в 2004 году, а в 95-летнем возрасте прыгнул с парашютом над Северным Израилем. Он сказал: «Дай бог, на 100-летие прыгну снова». Он также получил высшую награду Франции — орден Почетного легиона в 2018 году.
Человек обыкновенно склонен мыслить в черно-белых категориях: «хорошо — плохо», «прав — неправ». И эта склонность переносится на исторические события.
В последние годы снова стали предметом общественной дискуссии болевые вопросы Второй мировой войны, после появления книги Руты Ванагайте, принятия Польшей известного закона, героизации в Украине ОУН-УПА. Вопросы болевые, потому что в фундаменте дискуссии — кровь миллионов еврейских жертв, и каждый участник дискуссии пытается ответить на вопрос: «кто виноват?». И ответы даются чаще всего обобщенные, в зависимости от текущей национальной идеологии, государственной целесообразности и травматизированной памяти: «они все убийцы», «они все антисемиты» — или «евреи-чекисты сами виноваты», «убивали немцы, а не мы» и т.д. Найти в себе волю, силу и разум быть честным и понимать, что жизнь и история вовсе не черно-белая, а многоцветная, принять историческую правду во всей ее сложности и противоречивости, не преуменьшая, не преувеличивая, не скрывая и не выпячивая — очень не просто, как не просто быть по-настоящему объективным историком. Но стремиться к этому, думается, человеку мыслящему стоит.
Когда про поляков говорят, что довоенный уровень антисемитизма в стране был очень высок, когда мы читаем многочисленные воспоминания о зверствах соседей-поляков по отношению к евреям, о погромах и грабежах во время и уже после войны — все это правда, и не нужно этого скрывать. Но когда говорят, что именно среди поляков наибольшее число Праведников народов мира — около 7 тыс. человек — это тоже правда. А ведь именно в Восточной Европе за укрывательство еврея могли немедленно расстрелять всю твою семью, а то и сжечь всю деревню. И по некоторым оценкам, 50 тыс. поляков были убиты за помощь евреям. И что в единственной европейской стране — повторю, в единственной — была создана специальная мощная подпольная организация «Жегота», которая не просто занималась организованной помощью евреям и их спасением в рамках общего сопротивления нацистам, а была создана именно и исключительно с этой целью — это тоже правда. И считается, что половина выживших в Польше евреев (их число разнится в оценках, но речь идет о тысячах, а то и о десятках тысяч человек) обязаны жизнью «Жеготе».
Все это трудная правда, но это правда жизни. И может быть, ярче всего она отразилась в жизни и судьбе организатора и лидера «Жеготы» — Зофьи Коссак-Щуцкой.
Зофья Коссак-Щуцкая родилась в литературно-художественной семье Коссаков, оставившей немало ярких следов в польской культуре. Семья была состоятельной, традиционно-католической. Отец Зофьи был офицером, боролся за независимость, ненавидел большевиков, которых, несомненно, в немалой степени отождествлял с евреями. Зофья продолжила семейные традиции, уже в начале 20-х гг. став известной писательницей после издания мемуаров об Октябрьской революции. Все это создало основательный фундамент для антисемитского оттенка в творчестве «католического писателя», как Зофья гордо называла себя. Она писала публицистические работы для правой католической прессы и как многие поляки считала евреев врагами Польши в духе давнишней польско-еврейской вражды. Отражалось это и в характерах ее литературных персонажей.
После начала Второй мировой войны и оккупации Польши Зофья, преуспевающий писатель и лауреат крупнейших литературных премий, не перестала следовать семейной традиции национальной гордости и борьбы за свободу, став во главе антифашистской подпольной католической организации «Фронт возрождения Польши», издавая подпольные газеты и журналы. Это неудивительно. Удивительнее другое. Когда в начале 1942 года были утверждены акции по массовому уничтожению евреев Польши, созданы лагеря смерти, а в июле началось уничтожение евреев Варшавы, тогда именно антисемитски настроенная и пользующаяся широчайшей известностью писательница Зофья Коссак-Щуцкая написала «Протест» — этот беспримерный в истории манифест, говорящий сам за себя. Пять тысяч его копий были разосланы во все концы страны:
«В варшавском гетто, за стеной, отрезавшей его от мира, несколько сотен тысяч обречённых ожидают своей смерти. Для них нет надежды на спасение, нет помощи ниоткуда. Улицы патрулируют каратели, стреляющие в каждого, кто осмеливается выйти из дома. Стреляют и по тем, кто показывается в окнах. На мостовых гниют человеческие трупы.
Дневная норма жертв определена властями в 8-10 тыс. человек. Еврейские полицейские должны передать их в руки немецкого командования, в противном случае их самих ждет расстрел. Неспособных ходить детей забрасывают на телеги. Погрузка столь ужасна, что лишь малое число их доезжает до вокзала живыми. Матери, глядя на это, сходят с ума. Число сошедших с ума от отчаяния и ужаса сравнимо с числом застреленных...
Столкнувшись с подобными страданиями, люди предпочли бы быструю смерть. Каратели, предвидя это, закрыли все аптеки в гетто, чтобы лишить людей возможности отравиться. Оружия нет. Единственный выход — выброситься из окна. Многие жертвы и предпочли таким образом «скрыться» от карателей.
Все, что творится в Варшавском гетто, уже происходило в сотнях польских городов и местечек. Число убитых евреев перевалило за миллион, и эта цифра увеличивается с каждым днём. Погибают все. Богачи и бедняки, старики и женщины, мужчины и молодёжь, грудные дети. Католики умирают с именем Иисуса и Марии на устах вместе с евреями. Вся их вина состоит в том, что они родились евреями, приговорёнными Гитлером к уничтожению.
Мир взирает на эти злодеяния, самые страшные в истории человечества, и молчит. Резня миллионов беззащитных людей совершается посреди зловещего молчания. Молчат палачи, не похваляясь тем, что делают. Молчат Англия и Америка, молчит даже международное еврейство, ранее столь чувствительное к любому притеснению своего народа. Молчат поляки. Политически дружественные евреям поляки ограничиваются журналистскими заметками, польские противники евреев не выказывают интереса к чужому для них делу. Погибающие евреи окружены одними Пилатами, умывающими руки. Нельзя долее терпеть это молчание. Нельзя молчать перед лицом преступления. Какими бы ни были причины молчания — оно есть зло. Тот, кто молчит перед лицом убийства, — становится пособником убийцы. Кто не осуждает — тот одобряет.
Мы, католики-поляки, возвышаем свой голос. Наши чувства в отношении евреев не претерпели изменений. Мы не перестаём считать их политическими, экономическими и идейными врагами Польши. Более того, мы отдаём себе отчёт в том, что они ненавидят нас больше, чем немцев, что они делают нас соучастниками своих несчастий. Почему, на каком основании — это остаётся тайной еврейской души. И все же это неизменно подтверждающийся факт. Но осознание этих чувств не освобождает нас от обязанности осудить преступление.
Мы не хотим быть Пилатами. Мы не во власти активно противостоять немецким убийствам, мы не можем никого спасти – однако мы протестуем из глубины наших сердец, охваченных состраданием, негодованием и ужасом. Этого протеста от нас требует Бог, Бог, который не дозволил убивать. Этого от нас требует христианская совесть. Каждое существо, именуемое человеком, имеет право на любовь ближнего. Кровь беззащитных взывает к Небу о мести. Кто вместе с нами не поддержит этот протест – тот не католик.
Мы протестуем и как поляки. Мы не верим в то, что Польша могла бы выиграть от немецких зверств. Напротив. В упорном молчании международного еврейства, в усилиях немецкой пропаганды, уже сейчас старающейся переложить вину за резню евреев на литовцев и… поляков, мы ощущаем вражеский заговор. И мы знаем, сколь ядовит плод преступления. Навязанная роль наблюдателя кровавого зрелища, разыгрывающегося на польской земле, может взрастить безразличие к чужой боли и страданиям и, что еще более важно, убедить в том, что можно безнаказанно убивать ближнего своего. Кто не понимает этого и связывает гордое и свободное будущее Польши с радостью от несчастий своего ближнего – тот не католик и не поляк!».
Зофья Коссак-Щуцкая требовала помощи для евреев, исходя из страстной веры в Бога — веры консервативной польской католички-антисемитки, которой Христос велел спасать даже врагов — и из польского патриотизма.
Она не ограничилась написанием «Протеста» и основала подпольную «Жеготу» (Временный комитет помощи евреям), став его руководителем. Члены организации с риском для жизни прятали евреев, снабжали продуктами, доставали фальшивые документы, выносили детей из гетто.
27 сентября 1943 года Зофья Коссак-Щуцкая по доносу была арестована гестапо и отправлена в Освенцим. Спустя несколько месяцев ее перевели в варшавскую тюрьму «Павяк», где должен был состояться суд. В начале 1944 года суд приговорил Зофью Коссак-Щуцкую к смертной казни за «особо тяжкие преступления». Но благодаря польским подпольщикам ей удалось вырваться из застенков. В августе1944-го она приняла участие в Варшавском восстании.
После войны, в 1945 году, ее вызвал министр внутренних дел нового коммунистического правительства Польши, вернувшийся из СССР еврей Якуб Берман, под чьим руководством в Польше после войны были проведены суды и расстрелы сотен, а то и тысяч человек — преимущественно офицеров и священнослужителей. Зная о работе Коссак-Щуцкой во время нацистской оккупации от своего брата, активиста «Жеготы», Берман настойчиво посоветовал ей уехать на Запад. В Польшу она вернулась в 1956 году, в период десталинизации. Продолжала писать, хотя неблагонадежную писательницу почти не печатали. В 1964 году она подписала открытое письмо 34-х польских интеллектуалов, направленное против коммунистической цензуры. Некоторые из «подписантов» были арестованы, но пожилую писательницу не тронули. Она скончалась в 1968 году.
13 сентября 1982 года идейной антисемитке Зофье Коссак-Щуцкой было присвоено звание Праведника народов мира.
Жизнь нелинейна.
Высший суд справедливости дал ШАБАКу 50 дней на более убедительное обоснование отказа предоставить историку, полковнику в отставке Надаву Каплану архивные документы, связанные с делом о смерти Исраэля (Рудольфа) Кастнера
Петр ЛЮКИМСОН
Ранее директор архива ШАБАКа (под псевдонимом «Рони») отклонил это требование на том основании, что "у архива нет времени и достаточного количества кадров, чтобы выполнить эту просьбу". А между тем, речь идет об одной из самой большой загадке истории Израиля первых десятилетий его существования.
На страницах "НН" мы уже не раз подробно рассказывали историю Рудольфа Кастнера, и потому напомним о ней в самых общих чертах.
Кастнер, родившийся в 1906 г., в 1943-45 гг. был одним из руководителей Венгерской сионистской организации. После войны Кастнер занялся политикой и стал видным деятелем партии Мапай, работал начальником отдела министерства промышленности и торговли.
В 1953 году журналист Малхиэль Грюнвальд, сам чудом выживший в Катастрофе, обвинил Кастнера в том, что в обмен на выезд группы зажиточных евреев он взялся обеспечить отказ евреев от сопротивления, скрывая известную ему информацию о намерении нацистов уничтожить сотни тысяч венгерских евреев. Партия Мапай в ответ подала иск, обвинив Грюнвальда в клевете, и в ходе судебного процесса, который длился 18 месяцев, судья пришел к выводу, что обвинения Грюнвальда были обоснованными. Более того — во время судебных заседаний выяснилось, что на Нюрнбергском процессе Кастнер свидетельствовал под присягой в пользу нацистских преступников Курта Бехера, Ганца Ютнера, Германа Крумея и Дитера Вислицени, что в итоге позволило им уйти от суда. По мнению судьи, самим фактом такого свидетельства Кастнер доказал, что "продал душу Дьяволу".
В приговоре суда подчеркивалось, что немцам удалось депортировать венгерских евреев благодаря прежде всего Кастнеру, который не предупредил людей об уготованной им участи, фактически оказал Эйхману поддержку, а "поезд Кастнера" стал щедрой наградой за преступное сотрудничество.
Кастнер категорически отверг все обвинения и подал апелляцию на данное решение в Верховный суд. Но прежде, чем тот вынес окончательный вердикт, 3 марта 1957 года Кастнер был тяжело ранен в ходе покушения на него трех молодых людей, однако ранение оказалось несмертельным. Кастнер был госпитализирован, прооперирован, пошел на поправку, а затем… вдруг скончался в больнице при крайне таинственных обстоятельствах.
Все трое покушавшихся — Зеэв Экштейн, Йосеф Менкес и Дан Шемер — вскоре были арестованы, приговорены к пожизненному заключению, но в 1963 году вышли на свободу по личному указанию Бен-Гуриона. 17 января 1958 года Верховный суд тремя голосами против двух признал Малхиэля Грюнвальда виновным в клевете, а Кастнера — оправданным.
Надо заметить, что сразу же после покушения на Кастнера по Израилю поползли слухи, что оно было совершено по указанию "тайной полиции" (существование ШАБАКа было еще засекречено, но в народе догадывались, что такая спецслужба имеется). Ну, а после амнистии Экштейна, Менкеса и Шемера эти разговоры только усилились. Среди прочего выдвигалась версия, согласно которой на самом деле Кастнер был связан с нацистским режимом даже более тесно, чем предполагалось. Были и другие версии, по которым Кастнер поддерживал постоянную связь с Иерусалимом, и что руководство МАПАЙ опасалось разоблачения своих контактов с нацистами.
Историк Надав Каплан решил докопаться до истины: кто именно стоял за убийством Рудольфа Кастнера и какая из этих версий соответствует действительности.
Для начала Каплан провел скрупулезное историческое расследование, буквально по крупицам собирая детали произошедшего. Его любопытство многократно усилилось, когда ему удалось достать историю болезни Кастнера из архива больницы "Адасса" на улице Бальфура в Тель-Авиве — именно там он скончался через двенадцать дней после покушения. Кроме того, Каплан сумел найти бывшего лаборанта, который работал в хирургическом отделении, куда поместили Кастнера, когда он пошел на поправку.
По мнению Каплана, которое на данный момент пока не подтверждено другими источниками, медсестра обнаружила Кастнера мертвым в койке с подушкой на лице, что не исключает вероятность насильственной смерти. Более того, проверка истории болезни Кастнера, по словам Каплана, также вызывает сомнение в ее достоверности, позволяя предположить, что ее попросту переписали.
На следующем этапе своего расследования Каплан обратился в архив ШАБАКа за документами, связанными с делом Кастнера, и поначалу думал, что это не будет связано с какими-либо особыми трудностями – как никак прошло 63 года, а гриф секретности по таким делам обычно действует 50 лет.
Каково же было его удивление, когда начальник архива отказал ему в выдаче документов, заявив, что гриф "совершенно секретно" на всех бумагах, связанных с этим делом сохраняется, так как их публикация угрожает… интересам национальной безопасности.
После этого Надав Каплан и обратился в БАГАЦ, который, как принято, запросил у ШАБАКа объяснений. Но, как уже было сказано, вместо объяснений последовала фактически отписка: дескать, у архивариусов попросту нет времени и сил, чтобы просмотреть весь массив документов и решить, что из них уже можно публиковать, а что еще нет.
И в связи с этим ответом возникает, в свою очередь, целый ряд новых вопросов.
В первую очередь, разумеется, это вопрос о том, каким образом публикация всех материалов "дела Кастнера" может угрожать национальной безопасности — ведь речь вроде бы идет о сугубо внутреннем деле, которое никак не затрагивает международные интересы Израиля и не должно содержать никаких дипломатических тайн. Во-вторых, почему это дело насчитывает столь огромное количество документов, что их разбор может надолго парализовать работу архива ШАБАКа?! И, наконец, третий вопрос. Он возникает после заявления представителя ШАБАКа в БАГАЦе, который выразил готовность представить судьям часть документов, "но только при закрытых дверях, без присутствия историка".
Само поведение главного архивариуса ШАБАКа, по мнению Надава Каплана, стало косвенным доказательством того, что государству есть, что скрывать, и что эта спецслужба и в самом деле причастна к убийству Кастнера.
При этом Каплан отклоняет предположение, согласно которому публикация документов может скомпрометировать имена фигурирующих в них оперативников "Шин-Бет".
"Во-первых, "Шин-бет" может публиковать документы, предварительно удалив имена тех сотрудников, кто до сих пор жив, — говорит Каплан. — В конце концов, не так уж важны сами имена, как факт того, что случилось на самом деле.
Во-вторых, я хочу найти ответ на самый сложный вопрос: может ли быть, что премьер-министр и директор "Шин-бет", исходя из собственных соображений, решили послать кого-то, чтобы устранить Кастнера, а когда покушение не удалось, отправили убийц в больницу, чтобы "исправить ошибку"? Может быть, они сказали: этого человека надо заставить замолчать?", — сказал Каплан в интервью газете "Гаарец".
К этому мнению присоединилась и адвокат Яара Винклер-Шалит, которая тоже работает над этим делом. По ее словам, в современном мире существует тенденция "ставить общественный интерес над соображениями безопасности для получения нужной информации". Так, недавно в США были опубликованы тысячи документов об участии правительства в событиях Афганистане в нулевых, а не в 1950-х годах.
"Мир изменился, и старые концепции безопасности сменились новыми, которые соответствуют реальности, где все документируется, цифруется и передается всему миру за секунды", — отметила адвокат, добавив, что подобного рода информацию, которая столь важна, нельзя скрывать от общественности".
Вместе с тем ряд израильских историков и публицистов считает, что вопрос в данном случае отнюдь не в самом "деле Кастнера" как таковом. Публикация документов, по их мнению, может вызвать вопросы о деятельности ШАБАКа в целом и таким образом открыть ящик Пандоры: на повестке дня снова окажутся вопросы о деятельности Авишая Равива и других агентов, "наследивших" по прочим громким делам, которые до сих пор у всех на слуху.
Так что, как мы можем еще раз убедиться, история — не такая уж безобидная наука, как некоторым иногда кажется.
Давно когда-то, в селе Пархомовка, замечательный человек - учитель Лунёв Афанасий Федорович, светлая ему память, сказал мне при встрече, что сам институт стукачества страшнее сталинизма и культа личности. Сказал он это к тому, что в деревне этой, после раскулачивания, уцелели, в основном, потомки лишь тех, кто писал доносы. Вспомнил об этом разговоре, узнав совершенно сенсационную новость: заблокирован в сетях Виктор Шендерович - друг демократов США и лютый враг Дональда Трампа.--
Белый дом сообщил о предложении Джо Байдена встретиться с Путиным в третьей стране в ближайшие месяцы.
На фоне сообщений об усилении российского контингента вдоль границы с Украиной президент США Джо Байден предложил российскому коллеге Владимиру Путину провести встречу на высшем уровне в третьей стране в ближайшие месяцы. Байден выступил с этим предложением в ходе телефонного разговора с Путиным во вторник, 13 апреля, сообщил Белый дом.
В последние недели множатся сообщения о продолжающемся стягивании российских войск к украинской границе. Пресс-секретарь Госдепа США Джен Псаки назвала нынешнюю концентрацию российских войск в регионе максимальной с 2014 года. Киев обвинил Москву в размещении на украинских границах и в аннексированном Крыму более 80 тысяч военнослужащих.
Глава Минобороны РФ Сергей Шойгу объяснил концентрацию военнослужащих в этих областях "контрольными проверками".
фото из Википедии
Министр туризма Орит Фаркаш-Хакоэн и министр здравоохранения Юлий Эдельштейн договорились об условиях приема групп вакцинированных туристов из-за рубежа.
"С 23 мая 2021 года въезд в Израиль будет открыт на первом этапе для допуска групп вакцинированных иностранных туристов, так как будет легче отслеживать их перемещение, – говорится в совместном заявлении министерства здравоохранения и туризма Израиля. – Группы начнут прибывать с 23 мая в соответствии с установленной квотой, а по результатам первого этапа будет изучена возможность въезда для туристов вне групп, если уровни заболеваемости будут оставаться на нынешнем уровне".
От руководителей въезжающих групп иностранных туристов в Израиле будут также требовать подробный отчет с подтверждениями о запланированных маршрутах и местах проживания, а также гарантии, что группы сами будут вести постоянный учет своих туристов.
В документе также указывается, что иностранные гости перед посадкой должны будут пройти ПЦР-тест (тест на коронавирус), а по прибытии в аэропорт Бен-Гурион повторно пройти этот тест. Также прибывшие должны сделать серологический анализ на наличие в крови антител для подтверждения вакцинации или выздоровления от COVID-19.
"Израиль продолжит контакты с иностранными государствами для заключения соглашений о взаимном признании сертификатов вакцинации с тем, чтобы постепенно исключить необходимость в серологическом исследовании", – отметили в министерствах туризма и здравоохранения Израиля.
Следует отметить, что пока не ясно, какие вакцины будут учитываться при выдаче разрешений: только те, что утверждены в Израиле, или будут приниматься справки о вакцинации, выданные по месту отправления. Пока Министерство здравоохранения Израиля четко оговаривает, что анализ на коронавирус необходимо сдать в течение 72 часов до вылета в Израиль. Это обязательство будет также распространяться на тех, у кого есть свидетельство о вакцинации или свидетельство о выздоровлении, так как именно результат анализа является условием въезда в Израиль.
С актуальными указаниями министерства здравоохранения для въезжающих в Государство Израиль можно ознакомиться здесь.
Ожидается, что новость о возможности отдохнуть в Израиле станет особенно оптимистичной для российских туристов, у которых теперь нет возможности провести отпуск в Турции. Как сообщалось ранее, в связи с плохой эпидемиологической ситуацией в этой стране с 15 апреля вводится запрет на чартерные перелеты в Турцию из России.