50 оттенков черного: особенности религиозного дресс-кода
В глазах нового репатрианта весь религиозный сектор сливается в одно черное пятно. Однако в этом мире существует множество оттенков, и нюансы туалета религиозного еврея способны показать, к какой общине он принадлежит, и даже каких политических взглядов придерживается.
Неумение различать эти тонкости приводит порой к ошибкам. Например, членов «Иерусалимской фракции», которые активно митингуют в последний год против службы йешиботников в армии, в русскоязычных СМИ называют «хасидами», хотя даже по внешнему виду они совсем не похожи на таковых! А хасидов, одетых в полосатые халаты, обычно считают членами секты «Нетурей карта», что тоже, конечно, является явным заблуждением.
Попробуем разобраться, кто во что одет, и, соответствено, какие исповедует политические взгляды? Что разделяет этих людей и что их объединяет, кроме следования еврейской религии?
Группа в полосатых халатах
Сначала рассмотрим традиционную иерусалимскую одежду – полосатые халаты – и их носителей.
Полосатые халаты носят последователи хасидского законоучителя, раввина Аарона Рота. Он умер в 1947 году. Сегодня его последователи – это целых семь хасидских дворов, каждый из которых возглавляют внуки «ребе Ареле».
Раввин Рота был ярым противником светского сионизма (но не самого возвращения в Святую землю), поэтому его последователи воздерживаются от участия в политической жизни Израиля. При этом некоторые из них (последователи зятя ребе Ареле) отвергают государство полностью, вплоть до отказа получать израильские документы. Другие же (последователи сына раввина) получают удостоверения личности, голосуют на местных выборах и вообще разделяют все права и обязанности гражданина — за исключением службы в армии.
Отличительный признак этого направления – полосатые халаты. В будний день носят синие, а по праздникам — золотистые.
Точно так же зачастую одеваются и бреславские хасиды – эти все до одного имеют израильские удостоверения личности, и многие служат в армии. В политической жизни бреславские хасиды тоже принимают активное участие, вплоть до того, что на прошлых выборах пытались пройти в кнессет собственной партией.
Как отличить одних от других? Теоретики скажут, что бреславские хасиды чаще всего носят «тхелет» – синюю нить, вплетенную в кисти-цицит. Практики ответят, что кисти находятся под халатом, поэтому стороннему наблюдателю обычно не видны.
Правильный ответ: бреславские хасиды обычно носят длинные черные брюки, в то время как сторонники раввина Аарона Рота – короткие штаны до колен, ниже которых спускаются черные (в будни) или белые (по субботам и праздникам) подколенники.
Брюки и подколенники, гольфы и носки
В таких же подколенниках, но в черных сюртуках ходят вижницкие хасиды. Они политически активны и входят в партию «Агудат Исраэль», чью фракцию в кнессете возглавляет заместитель министра здравоохранения раввин Яаков Лицман, хотя сам он принадлежит не к вижницкому, а гурскому хасидскому двору (Гура-Кальвария – пригород Варшавы). Гурских хасидов выдают по одежке брюки, заправленные в высокие носки обязательного черного цвета.
Подсказка: если подколенники доходят до колена, как следует из их названия, то носки – только до середины голени. Таким образом, в будни легко отличить вижницкого хасида от гурского. В праздники их отличить еще легче – вижницкие (и вобще румынские и венгерские) хасиды ходят в белых гольфах, в то время как гурские (а также остальных польских дворов – Стропков, Александров и т.п.) остаются в черных носках.
Отличаются у них и шляпы: гурские хасиды носят головной убор из гладкого фетра. А по субботам и праздникам надевают «сподик» – меховую шапку сантиметров в 30-40 высотой, своего рода «меховую трубу». А вижницкий хасид носит по будням шляпу из мохнатого черного фетра, а по субботам и праздникам – «штреймел», плоскую, круглую шапку, отороченную черными или коричневыми лисьими хвостами.
Хасидов можно увидеть и в сапогах, хотя нечасто. Это — сторонники сквирского ребе (Сквира – местечко в Украине, неподалеку от Чернобыля). Большинство этих хасидов живут в США, однако часто приезжают Израиль.
Тогда как уже упомянутых членов секты «Нетурей карта» по одежде опознать вообще невозможно – они одеваются, как ультраортодоксальные евреи, а принадлежность к секте определяется сложным комплексом верований, напоминающим российских старообрядцев. Сектанты считают, что создание еврейского государства надо было отложить до прихода Мессии, а сейчас власть на Святой земле захватил Ашмодей, царь демонов (это сделует понимать в переносном смысле, как власть «безбожных сионистов»). Интересно, что эта секта, в отличие от старообрядцев, появилась относительно недавно – в 1935 году, в качестве ответной реакции на начало массовой репатриации.
Откуда пошла мода на черные пиджаки
Участников недавних громких схваток с полицией из «Иерусалимской фракции» от хасидов отличить несложно: вместо длинных сюртуков и халатов они носят обычные пиджаки. Следовательно, принадлежат к так называемому «литовскому» направлению иудаизма. «Литваки» имеют свою партию (впрочем, на выборах в кнессет они обычно объединяются с хасидами). «Литваки» носят шляпы «борсалино», но без примятого верха.
Точно так же одеваются представители любавического хасидизма – хабадники. Впрочем, большинство хабадников по субботам и праздникам надевают черный сюртук, что крайне редко делают «литваки» — противники хасидизма. В будние дни их трудно отличить. Любавические хасиды чаще всего проходят службу в армии и активно участвуют в политической жизни страны, голосуя за наиболее правые партии.
Точно так же, как хабадники, одеваются сторонники партии ШАС – религиозные восточные евреи. Мода эта сравнительно новая, ей не больше тридцати лет. Ни в Северной Африке, ни в Ираке евреи никогда не носили черных пиджаков и сюртуков. Зато в Израиле легко можно увидеть сефардского раввина, одетого в черный сюртук по белорусской моде 19-го века. Да что там сефардского – приходилось видеть и молодых эфиопских раввинов в черных сюртуках, хоть сейчас — в Гомель!
Сторонников партии ШАС от хабадников издалека отличить невозможно. Но если присмотреться поближе, можно заметить, что под рубашкой любавические хасиды обычно носят шерстяной талит-катан (малое молитвенное покрывало – распашная в боку майка, к углам которой привязаны кисти-цицит); сефарды же часто облегчают себе жизнь, надевая талит-катан из хлопка или даже синтетики, что понятно при израильской жаре.
Иногда (очень нечасто) по субботам и праздникам можно увидеть религиозного еврея, у которого из-под халата выглядывают серые штаны до колена, а под ними идут белые подколенники… Штаны эти, если приглядеться к ним вблизи, не чисто серые, а белые в очень мелкую серую клеточку. Такие штаны – почетный символ, надевать их может только прямой потомок какого-нибудь выдающегося венгерского или румынского раввина (например, ребе Мордехая из Надворны). Обладатель серых штанов как бы показывает, что может при желании возглавить хасидский двор – по крайней мере, имеет на это право по рождению.
Главы восточно-европейских дворов также зачастую носят такие штаны, но они обычно окружены свитой последователей, так что вам вряд ли удастся рассмотреть их вблизи. А зрелище стоит того – автор этих строк, например, еще видел покойного ребе из Жучки (район города Черновцы), который одевался в кафтан из парчи, как румынский боярин XVIII-го века. Сегодня главы хасидских дворов или просто выдающиеся раввины одеваются гораздо скромнее — в соответствии с нашим демократическим веком.
Александр Рыбалка, «Детали».
На фото: ультраортодоксы в иерусалимском квартале Меа Шеарим. Фото: Гиль Коэн-Маген.
На фото: ультраортодоксы в иерусалимском квартале Меа Шеарим. Фото: Гиль Коэн-Маген.