Фамилия «Каплан» у евреев считается коэнской. Есть она и у тюркских народов, где одно из её значений: «тигр». Многим знакомы блестящие книги рава Арье Каплана. Его мама, Фанни Каплан, в Ленина, правда, не стреляла, но родила троих детей, один из которых прошёл путь от шпанёнка из Бронкса до выдающегося раввина, «взгляд которого проникал сквозь завесы меж мирами». Но сегодня я заговорю не о нём, а о его однофамильце Мордехае Каплане, основавшем первый «чисто американский» еврейский «изм» — реконструкцивизм. Тигры бродили разными тропами.
Мордехай Менахем Каплан родился 11 июня 1881 года в литовском посёлке Свенцяны (Швенченис) в семье рава Исраэля и Хайи. Начинал учёбу в Воложинской ешиве, но в неполных 9 оказался в Америке, куда семья перебралась к работавшему в Нью-Йорке раввином отцу. Родители пытались дать ему традиционное образование, мальчик учился в ешиве «Эц хаим» в Манхеттене, но «ветры времени» задули сильней и Мордехай ушёл в консервативную «Еврейскую теологическую семинарию», которую закончил в 1902 году (и где преподавал с 1909 по 1963). Тогда же окончил Колумбийский университет со степенью магистра по философии, социологии и педагогике. Как он с такой подготовкой стал раввином ортодоксальной конгрегации «Кеилат Йешурун» в Нью-Йорке? Возможно, пригодился авторитет отца и бедность Америки того времени знатоками Торы. В раввинский сан Мордехай рукоположён равом Ицхаком-Яковом Райнисом (1839-1915), основателем религиозно-сионистского движения «Мизрахи», в нестандартный момент — во время «медового месяца» (в 1908 он женится на Елене Рубиной (1885-1958), с которой проживёт до её смерти и у них родятся 4 дочери; остаток жизни Каплан проведёт с израильской художницей Ривкой Ригер). Нестандартности в биографии этого человека будет немало — так, 18 февраля 1922 года в конгрегации состоится бат-мицва их дочери Джудит. 12-летняя дама вышла к Торе и прочла отрывок на иврите и в переводе на английский, а счастливый «прорывом» папа смахивал с глаз слёзы радости. В 1912 он был ещё не столь радикален и участвовал в создании движения «Янг Исраэль» (Молодой Израиль), поныне популярного в Америке и в основном объединяющего религиозных евреев, имеющих светское образование и занятых активной социальной деятельностью.
В какой-то момент рав обнаружил, что он иначе, чем прихожане, относится к базисным принципам еврейского мировоззрения. В частности, к избранности еврейского народа: «царство священников и народ святой». И вообще к пониманию Создателя. Вытекал отсюда отказ от Откровения и Завета — ведь если Б-г, как рассуждал он в дальнейшем, есть некая безличная сила объединения космоса, ведущая (зачем бы?) к моральному совершенству и возвышению человека — как она может вступать в личные и особые отношения с человеком или народом? Стояло за этим категорическое неприятие «сверхъестественного» и восторг перед материальными и социальными достижениями цивилизации, к которым необходимо приспособить «еврейскую религию». Таков подход американского прагматизма, в частности, в учении Джона Дьюи, еврейской разновидностью которого считают взгляды Каплана. В книгах он куда охотней цитирует Рассела и Сантаяну, чем еврейских мудрецов. А коли сошлётся — на Филона Александрийского, древнего предтечу еврейского «просвещения», или рационалиста Рамбама — то совершенно вне контекста, вырывая цитаты ради подтверждения своего мировоззрения. Или — интерпретируя так, что автору не снилось. Скажем, выступление Рамбама против «буквализаторов», понимавших образы Танаха, словно у Создателя есть «руки», «сердце» и т.п., у Каплана принимает вид протеста против всей «ортодоксии», которая, по его словам, придаёт Б-гу человеческие черты. Что, мягко выражаясь, чушь — подход Рамбама в этом вопросе единственный и общепринятый. Мне показалось, что Каплан часто сражается с «ветряными мельницами», гневно доказывая очевидные вещи выдуманным и карикатурным оппонентам.
Я попытался найти у Мордехая доводы и аргументы — почему он считает «ортодоксальный иудаизм» неприемлемым для современного человека и его «научного мировоззрения»? Ведь у мыслителя, призывавшего к интеллектуальной честности и постоянному переосмыслению своего достояния и достояния своего народа, странно видеть догмы или постулаты, не подлежащие анализу. Не нашёл даже обсуждения темы. Устарело, несовременно, не соответствует, необходимо переработать и переосмыслить — и всё. Хотя есть немало учёных и философов, куда знаменитей Каплана, именно в достижениях современной науки находящих всё больше подтверждений фактам и мировоззрению Торы… В их числе его современники (Каплан жил 1881-1983). Возрази, опровергни, укажи противоречие, ты же новатор и создатель течения; докажи недостаточность прежнего! Похоже, вся его система построена на ощущениях и эмоциях, на личных предпочтениях, а 30 книг, долгая преподавательская и организаторская деятельность — способы себя и других в этих ощущениях уговорить.
В январе 1922, за месяц до шумной бат-мицвы, Капланом основано «Общество по распространению иудаизма», поныне расположенное в основанной им синагоге на Аппен Истсайд Манхеттена. Кстати, Общинные центры JCC с бассейнами и спортзалами в немалой степени своим возникновением обязаны Каплану — он стремился вывести «еврейскую солидарность» за пределы «религии». В 1935 вышла основополагающая книга: «Иудаизм как цивилизация: к реконструкции еврейской жизни в Америке». В 40-х написал эссе: «О необходимости университета иудаизма», где призывал «создать университет, который будет представлять иудаизм как глубокую культуру и развивающуюся цивилизацию». В 1947 году при его активном участии возник консервативный «Университет иудаизма» в Нью-Йорке и Лос-Анжелесе (ныне это чисто светское, «внеконфессиональное» учреждение).
А в 1968 году им и его зятем Ирой Эйзенштейном (1906-2001) основана «Еврейская реконструктивистская семинария» в Филадельфии, существующая поныне. И прежде последователи призывали его побить горшки с Консервативным движением, где Каплана многие критиковали и его идеи виделись экстремистскими, но до выхода на пенсию мэтр не хотел рвать с семинарией. Сегодня, иронией судьбы, большинство студентов и преподавателей Реконструктивистской семинарии, опираясь на заложенный в её основе принцип: «религиозная традиция должна лишь направлять человека, а не диктовать ему правила поведения и образ мысли», отошли от каплановского мировоззрения в сторону… классического, то есть настоящего иудаизма! К слову, и в «консервативном иудаизме» ныне тенденция возвращения к Торе.
В 1945 на Конференции ортодоксальных раввинов США и Канады Каплан отлучён как еретик, его «субботний молитвенник» символически сожжён. И «Янг Исраэль» отверг бунтаря — в дальнейшем он подвизался лишь на ниве «неортодоксального иудаизма». Его активная борьба против «сверхъестественного», против Синайского Откровения, против обязательности еврейского Закона… логично к этому привела.
Однако — в его перекрученном и лишь автору казавшимся непротиворечивым мировоззрении есть немало разумных вещей. Он видел еврейскую историю как становление и развитие опирающейся на Тору отдельной культуры и цивилизации (среди других цивилизаций) — что, несомненно, истинно. Он, убеждённый сионист, последователь отчасти Бен-Гуриона, отчасти Эхад Гаама, подчёркивал ценность и необходимость еврейской диаспоры — по сей день она факт…
Сам Каплан соблюдал большинство законов, переименовав их в «народные обычаи» и веря в их необходимость для существования «еврейской цивилизации». Я бы сказал, что он, пятясь и глядя в сторону, стыдливо пытался вернуться к корням. Удивлюсь, если его душа не связана с душой Ахера (Другого) — Элиши бен Авуа, мудреца-отступника двухтысячелетней давности.
Но это ещё что! В 1963 возник «гуманистический иудаизм», в названии центрального учебного заведения которого всё шедевр: «Международный институт светского гуманистического иудаизма». «Умри, Платон, лучше не скажешь!»