Плакат старый. Суть не меняется.
Я стал «правым» , если не ошибаюсь, зимой 1999 года. В тот год наши
политики все еще обнимались с Арафатом. Группа русскоязычных журналистов, куда
меня включили, посетила Газу, Иудею и Самарию. Хорошо запомнилась встреча в
Хевроне. Нас привели на встречу с группой деятелей из «Хамаса». Парочка молодых
арабов, не вдаваясь в дискуссии, сообщила нам, что Израиль – незаконное образование
и в будущем Палестинском государстве от моря до моря никого из евреев-репатриантов не
останется, все они будут интернированы. Вот
коренным сабрам, рожденным в Израиле до 1948 года и их детям, будет
разрешено остаться. Я слегка прибалдел от такой перспективы и поинтересовался –
нет ли другого пути к миру? Ответили, что нет. Мало того, наш ведущий Аркан
Карив посоветовал мне заткнуться и не лезть с вопросами. С тех пор я резко «поправел»
и понял, почему среди старожилов Израиля так много «миротворцев». И вот одна из
них проснулась. Оказалось, с тех пор позиция наших соседей только ожесточилась.
Литаль Шемеш — молодая, либеральная
израильская журналистка, активно вовлеченная в политическую деятельность на
различных фронтах. Ее считают восходящей звездой израильской прессы, открыто
выражающей свои политические взгляды. Ниже приводится перевод ее статьи из Walla.
Мир? С палестинской точки зрения,
есть только прошлое, а будущего нет.
Литаль Шемеш
Вместе с другими израильскими и
палестинскими политическими активистами, я приняла участие в проекте «Диалог о
мире». Целью проекта было выявление будущих лидеров, которые в будущем смогли
бы добиться мира. Проект включал
регулярные встречи и заключительный семинар в Турции. На третий день семинара, когда все были
друг с другом знакомы, барьеры были отринуты, и участники угощали друг друга
рахат-лукумом, словно их никогда не разделяла пограничная стена, мы начали
затрагивать темы, болезненные для обеих сторон. Палестинцы говорили о дорожных
заграждениях и израильских солдатах на «территориях». Израильтяне говорили о постоянном страхе,
смертоносных атаках террористов и непрекращающемся ракетном обстреле из Газы. Израильская сторона, включавшая в себя как
левых, так и правых, пыталась понять, как палестинцы представляют себе
завершение конфликта, пыталась докопаться до условий, при которых палестинцы
согласились бы жить с ними в мире. В каких областях они согласились бы проявить
гибкость? Какие решения лучше всего отвечали бы их надеждам? Где, по их мнению,
должны проходить будущие границы палестинского государства, о котором они так
пылко мечтают? Для нас было потрясением
открыть, что ни один из них не упомянул палестинское государство, или, точнее,
палестинское государство, сосуществующее с Израилем. Они говорили об одном государстве — своем.
Они говорили о контроле над Яффой, Тель-Авивом, Хайфой, о страданиях, которые
принесла им накба (катастрофа, как называют арабы воссоздание Израиля).
Будущего для них не существовало — только прошлое. «Евреи не имеют права жить
рядом с нами. Пусть сперва расплатятся за свои преступления».
В процессе диалога, который деградировал до
криков, палестинцы потребовали, чтобы мы не называли террористов-смертников
террористами, потому что они их таковыми не считали.
— Так как же вы называете человека, который
надевает пояс со взрывчаткой и взрывает себя в тель-авивской толпе,
целенаправленно стремясь убить как можно больше невинных людей? — спросила я
участников.
— У меня есть четырехлетний ребенок, —
ответил Самах из Абу-Дис (рядом с Иерусалимом). — Если, Боже упаси, с ним
что-нибудь случится, я постараюсь сжечь какой-нибудь израильский город целиком.
— Три недели назад у нас родился сын, —
ответил Амихай, религиозный студент-еврей из Иерусалима. — Если, Боже упаси, с
ним что-нибудь случится, смерть других людей меня не утешит.
В семинаре принимали участие израильтяне,
представлявшие весь политический спектр страны: Ликуд, Партия труда, Кадима,
Мерец и Хадаш (объединенная еврейско-арабская социалистическая партия). Все они
пришли к выводу, что все сочиненные ими замечательные сценарии мира между
Израилем и палестинцами просто не выдерживают столкновения с действительностью.
Проблема в том, что большинству
израильтян никогда не представляется возможность сесть за стол с палестинцами и
вступить в диалог, который продемонстрировал бы им, что в действительности
думает о конфликте другая сторона. Источником нашей информации являются
заявления Махмуда Аббаса международной прессе, которые всегда противоречат
тому, что он говорит в своих интервью аль-Джазире, где он рисует совершенно
иную картину. Я приехала на семинар
полной надежд. Я возвращаюсь домой с болезненным чувством безнадежности. В идее
сосуществования двух государств есть что-то, противоречащее действительности. Как мы можем вернуться к столу переговоров,
если израильская сторона говорит о «двух государствах для двух народов», а
палестинская — об «освобождении» «Палестины» от реки Иордан до Средиземного
моря? Как может мир пустить корни
среди людей, для которых терроризм является образом жизни? Это — далеко не
первый случай, когда группа израильских пацифистов встречается с арабами только
для того, чтобы убедиться, что говорить им не о чем и не с кем.
Перевод Александра Таллера