рав Элиэзер Меламед
Принцип Торы "гер-тошав" (житель-пришелец) - побудительные мотивы и цель
Идея Торы заключается в том, чтобы в Эрец Исраэль проживали, кроме евреев, только те неевреи, которые являются нашими партнерами в поставленной перед нами цели - быть светочем для народов (ор ле-гоим).
Проживание неевреев в Эрец Исраэль
Великая мечта еврейского народа состоит в том, чтобы заселить Землю Израиля, чтобы на Храмовой Горе в Иерусалиме стоял еврейский Храм и все отрасли национальной жизни руководствовались указаниями Торы, согласно морали и святости, а еврейский народ чтобы стал светочем для народов (ор ле-гоим), которые будут приезжать сюда с визитом и получать вдохновение для Исправления Мира. По словам пророка:"И будет, в последствии дней утвердится гора дома Господня как вершина (всех) гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: "давайте взойдем на гору Господню, в дом Бога Яакова, чтобы Он научил нас путям Своим и чтобы пошли мы стезями Его". Ибо из Сиона выйдет Тора и из Иерусалима – слово Господне. И рассудит Он народы, и даст поучение многим народам; и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои – на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Йешайягу 2:2-4).
Чтобы воплотить эту идею, нужно чтобы вся Эрец Исраэль была заселена евреями и только теми из неевреев, которые хотят быть нашими партнерами по реализации великой идеи евреев, они смогут присоединиться к нам в статусе "гер-тошав". Хоть дорога к реализации идеи еще длинна, но мы должны стремиться по мере возможности воплотить ее.
Поэтому мы должны изучать 2 запрета, упомянутые в Торе в отношении проживания неевреев в Эрец Исраэль. Один из них - общий, обязывающий весь еврейский народ: "Да не живут они в земле твоей, а то введут тебя в грех против Меня; если служить будешь богам их, то станет это для тебя западнею" (Шмот 23:33). Второй - запрет, направленный к индивидууму: не продавать землю нееврею, чтобы не дать ему закрепиться в стране, как сказано: "не заключай с ними союза и не щади их. И не роднись с ними: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; Ибо отвратят сына твоего от Меня, и они будут служить иным божествам" (Дварим 7:2-4).
Некоторые утверждают, что эти запреты касаются тех неевреев, которые недостойны считаться гер-тошав; но те, кто достойны считаться гер-тошав, т.е. соблюдающие 7 заповедей потомков Ноя исходя из веры во Всевышнего Бога Израиля с принятием суверенитета еврейского народа над Землей Израиля, как заповедано Торой, - такие неевреи могут жить в Эрец Исраэль (см. комментарий Кесеф Мишна к РАМБАМу, Мизбеах адама)
Другие полагают, что в отношении любого нееврея, не прошедшего бейт-дин, определяющий статус гер-тошав, заповедано, что мы не должны позволять ему жить в нашей стране и владеть тут землей. В наше время, когда не соблюдается юбилейный год, и у судов нет компетенции выдавать статус гер-тошав, тем более нет разрешения поселять здесь неевреев. Смысл такой точки зрения в том, что Тора хотела проинструктировать нас создать в Эрец Исраэль святой народ, и пока нееврей не принял на себя официально обязательство жить по принципам Торы Израиля, он может плохо влиять на общество (таково мнение РАМБАМа согласно Магид Мишна и Минхат хинух, таково же мнение РИТБА и НАЦИВа)
Отношение Галахи к проживанию арабов в государстве Израиль
Во время создания государства величайшие раввины обсуждали статус арабов и вопрос: является ли заповедью содействовать их изгнанию и поощрению эмиграции из страны. Несколько раввинов во главе с главным раввином Ицхаком Герцогом относились к арабам, как к тем, кто фактически соблюдают 7 заповедей потомков Ноя, и поскольку они уже проживают в стране и признают право еврейского народа на Эрец Исраэль, то изгнание их не будет исполнением заповеди. Возможно, и придерживающиеся второй точки зрения согласятся с этим, потому что запрет из Торы говорит только, что нельзя позволять иммигрировать в страну тому, кто не получил статус гер-тошав согласно бейт-дину, то тот, кто уже живет здесь, если он фактически находится на моральном уровне гер-тошав, не надо изгонять его или поощрять его эмиграцию.
На протяжение прошедших десятилетий выяснилось, что большинство представителей друзской общины фактически выполняют 7 заповедей и признают право еврейского народа на Эрец Исраэль, и помогают евреям в войне против врагов, поэтому надо относиться к ним как гер-тошав.
Но, с другой стороны, многие арабы, проживающие в Эрец Исраэль, не принимают суверенитет еврейского народа на Землю Израиля. Кроме того, многие из них не соблюдают 7 заповедей потомков Ноя - часть из них сотрудничают с террористами и нарушают этим заповедь "Не убий", другие не действуют, чтобы отдать террористов и их пособников под суд (см. РАМБАМ Законы царей 9:14) Из этого следует, что многие из них не считаются гер-тошав и актуальна заповедь изгнать их из страны. А если по международным и моральным причинам нет возможности изгнать их, по крайней мере, надо поощрять их эмиграцию.
Есть дополненительное соображение к вопросу в отношении каких неевреев нам заповедано, что им нельзя проживать в стране, кроме того, чтобы мы не последовали за их образом жизни. Когда речь идет о национальной группе, которая может потребовать суверенитет над страной, есть дополнительный аргумент, чтобы они не проживали тут, чтобы мы могли выполнять заповедь заселения страны (Бемидбар 33:53-56)
Можно ли сегодня выполнить постановление Галахи?
По многим причинам мы не можем сейчас выполнить заповедь Торы и изгнать неевреев, не принимающих 7 заповедей потомков Ноя.
Во-первых, потому что эта заповедь обязывает нас тогда, когда у нас есть для этого сила, но когда другие народы вокруг сильнее нас, мы не можем выполнить эту заповедь (см. РАМБАМ Законы Царей 10:6) Также заповедь заселения страны не требует от нас полагаться на чудо и воевать в одиночку против всего мира. Выясняется, что сегодня, когда мировые державы противятся этому и безопасность и экономика Израиля в значительной степени зависят от них, у нас нет силы изгнать из страны арабов, открыто воюющих против нас, и, разумеется, мы не можем изгнать их семьи и враждебное нам арабское население.
Пути мира
Кроме этого, и из соображений сохранения мира (даркей шалом) мы не можем изгнать враждебное нам арабское население, так как такое действие нарушит принятые международные отношения, и нам заповедано: иногда не выполняют заповеди из соображений "путей мира" -"даркей шалом" (трактат Талмуда Гитин 59-1; РАМБАМ Матнот ониим 1:9).
Осквернение Имени и Освящение Имени
Более того, в последние поколения благодаря моральному влиянию Торы Израиля мы удостоились того, что народы мира приняли на себя законы, охраняющие права меньшинств, и чтобы не допустить осквернение Имени, нам нельзя изгонять арабов, не соответствующих определению гер-тошав. Галахическое правило заключается в том, что не может быть, чтобы то, что запрещено потомкам Ноя, в такой же ситуации было разрешено евреям (трактат Санхедрин 59-1). И если по законам, принятым цивилизованными народами, нельзя изгонять национальное меньшинство, даже если оно враждебное, то и еврейский народ по возможности должен считаться с этой нравственной позицией, тем более когда речь идет об обязывающих международных хартиях.
Заповедь не отменена
Несмотря на это, базовая заповедь, разумеется, не отменена, и мы обязаны стремиться к нахождению пути выполнить заповедь Торы в рамках приемлемого сегодня морального мировоззрения. Для этого мы должны углубить нравственные ценности так, чтобы стало понятно, как исполнение заповеди приведет к нравственному и справедливому положению, принятому всем миром, и из этого найти подходящие пути для исполнения заповеди.
Преимущество "капиталистической позиции"
Принцип этой заповеди должен влиять и на нашу позицию по социальным и экономическим вопросам. Например, сегодня имеются различные взгляды на ответственность государства за благосостояние его жителей, как с точки зрения морали, так и с точки зрения экономической пользы. Философы и экономисты спорят об этом. "Капиталистическая позиция" сокращает ответственность государства и увеличивает ответственность человека за себя, свою семью, своих друзей. Напротив, "социалистическая позиция" расширяет ответственность государства и сокращает ответственность самого человека за себя, свою семью, друзей. Кроме того, есть мнение, обуславливающее бОльшую часть прав, предоставляемых государством, принятием гражданами обязанностей, например, службой в армии или др.
Если помнить, что предпочтительнее, чтобы неевреи, не соблюдающие 7 заповедей потомков Ноя, эмигрировали из страны, то надо предпочесть "капиталистическую позицию", которая обуславливает бОльшую часть прав обязанностями гражданина. Например, чтобы арабы, не готовые служить в армии, получили меньше пособий от государства, и тем уменьшится их стимул оставаться в стране и возрастет стимул эмигрировать в страны, подходящие их идентификации.
Керен Каемет ле Исраэль (Еврейский национальный фонд)
То же в отношении статуса ЕНФ. Поскольку государство не может отдавать предпочтение еврейскому поселенчеству (а должно одинаково относиться ко всем), то надо укрепить ЕНФ, принадлежащий еврейскому народу, чтобы именно частный фонд способствовал еврейскому заселению страны.
Государственная стратегия во время войны
Мы стремимся к миру, но, возможно, еще будем вынуждены вести войны, и если цель выполнения заповеди будет стоять перед нашими глазами, то мы сможем действовать так, чтобы следствием войн и кризисов было изгнание враждебно настроенных неевреев из страны и поощрение эмиграции из страны тех, кто не поддерживают еврейскую идентификацию государства Израиль.
Поиск решения для других народов Нахождение решения для выполнения этой заповеди и для других проблем безопасности государства Израиль принесет помощь и благословение многим странам, сталкивающимся с похожими проблемами. Модель заповеди гер-тошав может служить моральным инструментом для сохранения их национальной идентификации вместе со справедливым и уважительным отношением к иммигрантам. 2 принципа должен принять на себя гер-тошав: 1) признание национальной и религиозной идентификации местных жителей и несение тягот жителей страны против врага или конкурирующих культур; 2) принятие 7 заповедей потомков Ноя, включая нравственное поведение.
Перевел Яков Халфин, "МАОФ"