culture
За каждым «Оскаром» – еврей
29.02.2016
В этом году еврейский акцент на «Оскаре» был явно заметнее, чем в прошлом. Лучшим фильмом на иностранном языке признан «Сын Саула», действие которого разворачивается в Освенциме, лучшим оператором – вновь Эммануэль Любецки. Кроме того, драму «Комната», принесшую Бри Ларсон награду за лучшую главную женскую роль, снял ирландский еврей Ленни Абрахамсон, да и один из главных героев «лучшего фильма» года «В центре внимания» – тоже еврей.
В Лос-Анджелесе накануне состоялась 88-я церемония врученияпремии «Оскар». Долгожданную награду в номинации «Лучшая мужская роль» завоевал Леонардо Ди Каприо, а триумфатором по количеству собранных статуэток стала картина Джорджа Миллера «Безумный Макс. Дорога ярости».
В этом году среди американских претендентов на премию не было картин с ярко выраженным еврейским мотивом в сюжете, но зато уже за несколько месяцев до церемонии явным фаворитом в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» считалась венгерская лента «Сын Саула» режиссера Ласло Немеша, действие которой разворачивается в Освенциме. Этот фильм и получил «Оскар». Забирая на сцене награду, Ласло Немеш поблагодарил свою творческую группу, которая «единственная верила вего творение». Главную роль в картине исполнил 48-летний венгерско-американский музыкант, поэт и актер Геза Рёриг.
Он родился в еврейской семье в Будапеште, в юности стал фронтменом андеграундной музыкальной группы «Гекльберри», концерты которой запрещались властями еще социалистической Венгрии. В Будапештском университете он изучал польский язык, а в 2000 году переехал в США и поселился в Бруклине, где до сих пор и ведет традиционный еврейский образ жизни и работает воспитателем в детском саду. Еще живя в Венгрии, Рёриг написал цикл стихов, посвященных Катастрофе европейского еврейства, но он никогда не думал, что снимется в главной роли в фильме на эту тему, который к тому же завоюет «Оскара». Все изменил случай: в Нью-Йорке в доме общих друзей он познакомился с режиссером Ласло Немешем. И хотя его актерский опыт нельзя было назвать богатым, Немеш пригласил его на главную роль в своей дебютной картине.
Действие фильма происходит в октябре 1944 года в Освенциме. Герой Рёрига, которого зовут Саул Ауслендер, входит в зондеркоманду – специальную группу евреев-заключенных, которым нацисты поручают выполнять часть вспомогательных работ, связанных с уничтожением людей в газовых камерах и сжиганием их тел и одежды. Саул становится свидетелем того, как нацистский врач убивает выжившего в газовой камере мальчика, в котором, как ему кажется, он признает своего сына.
Он решает, что мальчика надо похоронить в соответствии с еврейской традицией, и для этого ищет раввина. Вскоре другие члены зондеркоманды узнаю́т, что нацисты вскоре собираются их всех уничтожить. В надежде спастись они начинают подготовку побега, в которую также оказывается вовлечен Саул. В результате побега группе заключенных удается выбраться за пределы концлагеря. В побеге участвует и Саул, который несет на себе мешок с телом мальчика.
Широкий международный успех «Сына Саула» оказался для его создателей неожиданностью. Еще до «Оскара» лента завоевала Гран-при Каннского фестиваля и приз американской кинопрессы «Золотой глобус».
Между тем, одним из героев картины «В центре внимания» (Spotlight) режиссера Томаса Маккарти, выигравшей «Оскар» в категории «Лучший фильм», также является еврей. Картина основана на реальных событиях. В 2002 году журналисты американской газеты The Boston Globeопубликовали расследование о шокирующих случаях педофилии в католической церкви. Серия статей вызвала большой общественный резонанс, а сотрудники издания получили Пулитцеровскую премию. Лента показывает сложности, связанные с работой редакции. Роль редактора газеты Марти Барона исполнил Лив Шрайбер.
Шрайбер показывает своего героя своего рода «чужаком», аутсайдером. Он не коренной бостонец, а приехал в город из Майами, получив предложение возглавить ведущую местную газету. «Значит, он неженатый еврей, не любящий бейсбол? Ну-ну…» – так комментирует персону Барона юрист, отстаивающий интересы бостонской епархии. Благодаря незашоренному взгляду и отсутствию пиетета перед «отцами города» (ну, и журналистским амбициям, конечно), Барон видит то, чего не замечают другие сотрудники издания, – историю, которую можно раскрутить из проходной газетной колонки о священнике, обвиненном в сексуальных домогательствах к детям. В итоге получилось кино, отличающееся высоким психологизмом изображенных характеров, но, как отмечают критики, несколько суховатое в том плане, что в нем нет ни пикантных сцен, ни жесткого экшна. Классическая производственная драма, одним словом.
Среди номинантов в категории «Лучший короткометражный документальный фильм» была представлена работа 33-летнего канадского режиссера Адама Бензине Claude Lanzmann: Spectres of the Shoah («Клод Ланцман. Призраки Шоа»). Документальная эпопея французского режиссера Клода Ланцмана «Шоа», снятая в 1985 году, не завоевала ни одной премии «Оскар». К сожалению, биографической короткометражке, посвященной самому Ланцману, это тоже не удалось. В фильм вошли отрывки из интервью с Ланцманом, кадры из «Шоа», вырезанные при финальном монтаже, а также драматическая сцена избиения французского режиссера германскими неонацистами.
Исполнительницей лучшей главной женской роли киноакадемики назвали актрису Бри Ларсон, сыгравшую в драме «Комната» (Room). Фильм снял 50-летний представитель немногочисленной еврейской общины Ирландии Ленни Абрахамсон, прославившийся у себя на родине малобюджетными независимыми постановками. «Комната» – первый фильм режиссера, обретший по-настоящему широкую, международную известность. Девушку по имени Джой, которую и сыграла Ларсон, похитили, когда она была еще подростком. Долгие годы она провела в заточении в крохотной комнатке, там у нее родился сын Джек. Достигнув пятилетнего возраста, мальчик ничего, кроме этой комнаты, не видел... Недавно Абрахамсон пошутил, что является третьим по знаменитости ирландским евреем в истории – после президента Израиля Хаима Герцога и Леопольда Блума, героя романа Джеймса Джойса «Улисс».
Наконец, статуэтку в номинации «Лучшая операторская работа» выиграл Эммануэль Любецки – за работу в эпическом вестерне Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Выживший» (принесшую долгожданного «Оскара» за лучшую мужскую роль Ди Каприо). Любецки, таким образом, стал первым оператором в истории, имеющим три «Оскара».
Охотник Хью Гласс (Ди Каприо) серьезно ранен на неизведанных просторах Дикого Запада. Товарищ Хью по отряду покорителей новых земель, Джон Фицжеральд, предательски оставляет его умирать в одиночестве. Теперь у Гласса осталось только одно оружие – его сила воли. Он готов бросить вызов первобытной природе, суровой зиме и враждебным племенам индейцев, только чтобы выжить и отомстить Фицжеральду.
Любецки приходится Иньярриту земляком. Он родился в 1964 году в Мехико в еврейской семье. Его отец, Муни Любецки, был актером. Одна из бабушек эмигрировала в Мексику из России через Шанхай. За тщательность и скрупулезность в процессе съемок Любецки называет Иньярриту «хирургом». «Мы с Алехандро друзья, – говорит Любецки, – поэтому частенько позволяем себе друг с другом не соглашаться, ожесточенно спорить, иногда переходя на испанский и поминая в разговоре собственных матерей. Конечно, главным автором фильма является режиссер, и в конце концов я всегда соглашаюсь с ним. Однако моя обязанность состоит в том, чтобы поделиться с ним собственным видением и быть при этом абсолютно искренним».
Роберт Берг
http://www.jewish.ru/culture/cinema/2016/02/news994332846.php