Взрывы возле могилы Сулеймани: число погибших возросло до 211
Ливанская сеть “Аль-Маядин”, связанная с Хизбаллой, сообщила, что число погибших в результате двух взрывов, произошедших возле могилы Касема Сулеймани в городе Керман, возросло до 211.
Ливанская сеть “Аль-Маядин”, связанная с Хизбаллой, сообщила, что число погибших в результате двух взрывов, произошедших возле могилы Касема Сулеймани в городе Керман, возросло до 211.
Подключайтесь к Telegram-каналу NashDom.US
Последняя новость:
Подключайтесь к Telegram-каналу NashDom.US
Материал любезно предоставлен Tablet
Центры ближневосточных исследований в США — а правительство финансирует их с целью укрепления национальной безопасности — превратились в рассадники антиамериканского и антиизраильского активизма.
Одна из самых удручающих тенденций в университетском мире — непрекращающееся засилье профессоров-постколониалистов на кафедрах ближневосточных исследований: штик этих господ — заезженные, шаблонные нападки на США и Израиль («Большого шайтана» и «Малого шайтана», по их терминологии). Очевидный результат этой тенденции — антипатия преподавательского состава к Израилю, которая все заметнее выливается в поддержку движения BDS и выступлений после 7.10.2023.
Уже в марте 2022-го эта тенденция достигала невиданной силы: тогда Ассоциация ближневосточных исследований (MESA) проголосовала за официальный бойкот связей с израильскими университетами. «Наши члены недвусмысленно отдали свой голос за то, чтобы откликнуться на призыв к солидарности, призыв палестинских ученых и студентов, чьи права на образование и другие права человека попраны, — написала по поводу этой резолюции президент MESA Ева Траутт Пауэлл. — Совет MESA постарается проводить в жизнь волеизъявление своих членов и гарантировать, что призыв к бойкоту этих научных учреждений не повредит нашей приверженности свободному обмену идеями и научными исследованиями».
MESA — а в ней состоит более 2800 членов и более 50 институциональных членов – называет себя «частным некоммерческим научным обществом, объединяющим людей всего мира – ученых, преподавателей и тех, кому интересны исследования региона». Университетские кафедры ближневосточных исследований оказывают ключевое влияние на отношение американских студентов и общественности в целом к Ближнему Востоку. Также это своего рода механизм, который информирует и отчасти формирует сознание людей, разрабатывающих политику США, — от сотрудников Госдепартамента до руководства вооруженных сил и разведслужб. То, что MESA проголосовала за бойкот членов ученого сообщества и институтов Израиля, это предуведомление: мол, ученые, теперь, чтобы ассоциация признала ваши профессиональные достижения, от вас требуется дискриминировать людей в зависимости от их гражданства, этнического и религиозного происхождения.
Почему MESA решила бойкотировать Израиль? Частично это проясняет очередной доклад консервативной некоммерческой организации, ратующей за свободу университетского мира, — Национальной ассоциации ученых (NAS). В докладе говорится о захвате контроля над центрами ближневосточных исследований (MESCs). Создало их в 1950-х годах федеральное правительство США в интересах укрепления национальной безопасности. Но, как обнаружили авторы доклада, власть в MESCs захватили арабские и мусульманские страны, не скупящиеся на пожертвования университетам и кафедрам, а также профессора-активисты, «решившие перенаправить критическую теорию на то, чтобы возбуждать общественную активность вокруг ближневосточного вопроса».
Ныне отмененное правило, которое министерство образования США ввело при администрации Трампа, обязывало колледжи и университеты раскрывать данные о миллиардных пожертвованиях из-за рубежа. И, что неудивительно, выяснилось: если федеральные ассигнования порой увеличивались, а порой урезались, то частные пожертвования (особенно из таких государств, как Саудовская Аравия, Турция и Катар) росли, причем частенько предварительно проводились через непрозрачные механизмы финансирования, такие как «университетские фонды». Двенадцать университетов раскрыли данные об иностранном финансировании на совокупную сумму 6,5 млрд долларов. Подлинные цифры наверняка намного выше.
В каком-то смысле эти откровения — часть более масштабной истории о том, как иностранные государства втихаря покупают влияние в американских университетах и в обществе в целом. Напористее всего эту стратегию использует Китай: за последние годы он израсходовал больше миллиарда долларов — в том числе за последние десять лет 93 миллиона на пожертвования одному лишь Гарварду — на продвижение ценностей китайского государства. Институты Конфуция, созданные китайским правительством в университетах всего мира, наиболее эффективно распространяли методичку компартии Китая, формируя у общественности соответствующее понимание таких тем, как «Тибет, Тайвань, наращивание вооруженных сил Китая, борьба фракций в китайском руководстве» и других. О большей части этих пожертвований нигде не сообщалось. Наконец, в 2020 году Госдепартамент объявил эти институты «зарубежными миссиями», и более 100 из них закрылись. Хотя позднее некоторые открылись вновь, под другими названиями.
Своим положением в американском университетском истеблишменте Китай пытается воспользоваться как в коммерческих, так и в идеологических целях: от программы «Тысяча талантов» (направленной на вербовку «высококвалифицированных иностранных ученых, инженеров и менеджеров из зарубежных стран» ради промышленного шпионажа) до программ для школьников всех возрастов в Институтах Конфуция (где тысячи американских детей и подростков изучают китайский язык и культуру).
Для арабских и мусульманских стран-доноров, финансирующих MESCs, приоритетны культурные и политические, а не экономические задачи, и университеты, получив деньги из ближневосточных или мусульманских стран, пляшут под дудку этих доноров. В случае MESCs эта деятельность включает в себя оправдание исламского радикализма и преуменьшение его опасности, а заодно помехи объективным научным исследованиям таких тем, как фундаментальные принципы ислама и положение дел в мусульманском мире.
Джорджтаунский университет, получивший 20 млн долларов от саудовского принца Аль-Валида бин Талала, предлагает учебный курс «Мусульманки и Запад», который должен опровергнуть представление о мусульманских женщинах как «угнетенных, молчаливых и забитых», показывая «множество способов, которыми они, вразрез с расистской, капиталистической и гетеронормативной логикой, строят желанное для себя будущее». Гарвард, в 2005 году тоже получивший 20 млн долларов от саудовского принца Аль-Валида бин Талала, предлагает учебный курс «Ислам в ранней Америке» — ревизионистскую версию истории, где утверждается, что мусульмане прибыли в США одними из первых, и об их влиянии якобы свидетельствует тот факт, что у Томаса Джефферсона был экземпляр Корана. Еще один учебный курс в Гарварде под названием «Жизненный опыт американцев арабского происхождения: его отражение в художественной литературе, кино и массовой культуре» — не что иное, как наглядный пример синдрома жертвы.
«Летний институт “Основы критической теории для граждан мира”» — семинар Техасского университета в Остине для преподавателей — свидетельствует, что MESCs все больше отходят от научной работы и переориентируются на полемический активизм, насаждающий и продвигающий политику идентичности. Семинары, которые устраивает «Центр способствования мусульмано-христианскому взаимопониманию имени Аль-Валида бин Талала» (Джорджтаунский университет), призваны искоренить «недопонимание на почве невежества» и повысить «межкультурную компетентность касательно Ближнего Востока», в основном создавая рассчитанный на простачков положительный образ ислама. Программа «Летнего института для преподавателей» Йельского центра ближневосточных исследований включала, например, доклад на тему ««Жизни черных имеют значение» в странах Ближнего Востока и Северной Африки: глобальное влияние американского движения», а также лекцию-концерт о палестинской и сирийской диаспорах и презентацию о жизненном опыте евреев-сефардов и евреев-мизрахи»: ни тебе уроков иностранных языков, ни дискуссий о научных методах.
Эти MESCs, как и университеты, где они размещаются, обслуживают клиентскую базу жертвователей и студентов, которая все больше интернационализируется. «Нынешний тектонический сдвиг в ближневосточных исследованиях, — говорится в докладе, — выражается в том, что они сосредотачиваются на «самоисследованиях» арабских студентов и представительстве их интересов, а не на пользе для американских граждан». Эти программы занимаются представительством интересов тех, кто их нанял, а не объективными научными исследованиями.
И все же, отмечено в докладе, эти центры в большинстве случаев «мыслят себя строителями «культурных мостов взаимопонимания» между Востоком и Западом, именно им, как они считают, «поручено развенчать негативные стереотипы о мусульманах». И ни слова об американских интересах и тем более о национальной безопасности США (о том, ради чего MESCs были учреждены и доселе финансируются федеральными властями). Наведение мостов — для гуманитарных организаций миссия похвальная, но оно не всегда совместимо с поиском научной истины.
В докладе сообщается, что богатые арабские страны начали направлять деньги в MESCs после израильских побед в Шестидневной войне и войне Судного дня: это был элемент продуманной стратегии с целью повлиять на политику США на Ближнем Востоке. Но иностранное влияние — лишь один из факторов. Теперь, отмечается в докладе, центры, не финансируемые иностранными государствами, характеризует «та же полномасштабная предвзятость, что и центры со значительным иностранным участием».
Более того, в докладе сделан вывод: «Иностранные правительства обычно не финансируют самые вредоносные материалы, подготовленные центрами, — такие как программы семинаров по критической расовой теории (CRT) для местных школьных учителей. Вместо них эти материалы субсидирует правительство США в соответствии с Разделом VI Закона о высшем образовании».
Как явствует из доклада, MESCs не отстают от новейших тенденций в высшем образовании: делают упор на такие темы, как «интерсекциональность» , «многообразие», иммиграция, критическая расовая теория и — конечно же — «исламофобия». Горячо ратуют за «антирасизм» и «преодоление своей белизны», а заодно стараются коллективными усилиями изобразить ислам как религию, которую западные державы относят к «низкому рангу» и «вечно ею помыкают». В то же время США и капитализм рассматриваются как единственные деструктивные силы на Ближнем Востоке и в глобальном масштабе.
Сейчас начинают появляться институциональные альтернативы MESCs: их масштаб сравнительно невелик, но они должны разрастись, снискав популярность у тех преподавателей, кто ничем не обязан ныне господствующим идеям. Ассоциация изучения Ближнего Востока и Африки (ASMEA) собирала в Вашингтоне конференцию, куда съехались сотни ученых со всего мира, чтобы представить научные доклады на разнообразные темы: от роли ветеранов Второй мировой войны в политической жизни Нигерии до конфликта Фетхуллаха Гюлена с турецким государством и инициативы Китая «Один пояс, один путь» в Восточной Африке. Были продемонстрированы критические подходы, когда упреки адресуются (если есть за что) всем сторонам конфликта – в противовес попыткам подгонять сложные реалии под упрощенные нравоучения с антиамериканским или антиизраильским посылом.
Однако, хотя определенные силы, выступая в качестве противовеса, пытаются возродить в этой области науки дух непредубежденного исследования и научной тщательности, будет нелегко потеснить прочно окопавшиеся MESCs, длительное время получавшие государственную поддержку. Местоположение этих центров – а их специально создали при авторитетных университетах и колледжах Лиги плюща, в университетах, готовящих кадры для федеральных ведомств США (например, в Джорджтауне) и в образовательных учреждениях, расположенных в консервативных штатах, таких, как Арканзас – говорит о существенной значимости их образовательных программ.
«Распределение федеральных денег — не самый подходящий инструмент принудительной реформы ближневосточных исследований, — сказано в цитированном уже докладе, — но нельзя же требовать от американского народа, чтобы он финансировал систему образования, которая прямо противоречит национальным интересам».
Впрочем, сейчас академические центры давно уже привлекают пожертвования местных спонсоров взамен иностранных и федеральных денег. Вдобавок, как отмечал в своем блоге историк Мартин Крамер, крупные ассигнования из арабских и мусульманских источников теперь перетекли в аналитические центры, и все это придает силы уцелевшим ученым-радикалам.
Ныне первый шаг — признать, в какой мере американские колледжи и университеты стали постамериканскими институтами, продвигающими ценности «транснационального прогрессивизма» (термин аналитика Джона Фонте), под знаменем которого транснациональные учреждения (такие как неправительственные организации, международные организации и суды) узурпируют законодательные обязанности суверенных государств. Из этого вытекает, что студентам, их родителям, членам ассоциаций выпускников, а также законодателям следует принять ряд решений: определить, стоит ли им в дальнейшем поддерживать университет и его ценности.
Кризис гуманитарных наук — в сущности, примета того, что студенты «голосуют ногами», игнорируя чересчур нигилистические, чересчур заумные или попросту бесполезные для молодежи области науки. Но тот же самый процесс, как ни парадоксально, расширяет возможности тех студентов и преподавателей, которые остаются верны этим областям, и подстегивает радикализацию их взглядов.
Перезапуск этих организаций необходим, но на новых условиях. Бунт против «воукизма» , зреющий на всех уровнях системы образования, дает шанс пересмотреть миссию этих институтов. Новыми решающими факторами определенно станут искоренение политики идентичности и победа над нынешней тиранией чувств, ставящих себя выше фактов.
А как удержать университетский мир от торговли влиянием? Сделать это нелегко. Как отмечается в докладе, самое простое решение: федеральным властям следует потребовать, чтобы «контракты, меморандумы о взаимопонимании и другие сделки с зарубежными странами» были абсолютно прозрачными, а членами консультативных советов MESCs становились только американские граждане. Университеты начнут стенать, что это идет вразрез с их глобальной миссией и ориентацией на глобальное сообщество, но, если они искренне так считают, давайте заставим их публично защищать эту позицию. А тем временем остальные граждане смогут судить об источниках иностранного финансирования и его влиянии.
Наконец, во время кардинальных сдвигов на Ближнем Востоке, ученые обязаны изучать и описывать регион таким, каков он есть. Постколониализм всегда был попыткой интеллектуалов переделать этот регион по своему образу и подобию; теперь, с той же целью, правительства зарубежных стран щедро одаривают университеты. Все это необходимо изменить. И новое поколение ученых тихо, без лишней шумихи, уже работает над этим.
После смертельного теракта в мае 2023 года в исторической синагоге «Гриба» на тунисском острове Джерба, случившегося во время еврейского праздника Лаг ба-Омер, полуторатысячная местная еврейская община не чувствовала себя в достаточной безопасности для возобновления совместных молитв вплоть до праздника Суккот в октябре, пишет журналист The Times of Israel Джанлука Паккьяни.
И чувство «безопасности», как можно догадаться, продлилось недолго.
Жесткие протесты в стране с большинством мусульманского населения против начавшейся войны Израиля с ХАМАСом после кровавого вторжения террористической группировки в Израиль 7 октября ныне заставляют тысячелетнюю еврейскую общину переосмыслить, есть ли у нее будущее в этой стране.
Ривка (имя изменено), местная еврейка, которая беседует на условиях анонимности, заявляет, что община Джербы находится буквально на взводе после нападений ХАМАСа.
«После 7 октября, когда мы слышим громкий шум, кто-то кричит или наши дети поздно приходят домой, мы всегда предполагаем наихудшее. Мы всего боимся. Мы уже не будем задерживаться допоздна», — замечает она.
Несколько месяцев назад ситуация выглядела совершенно иной: Суккот стал временем обновления для крупнейшей еврейской общины Северной Африки, если учесть, что предыдущие богослужения в осенние праздники здесь были отменены впервые за 2000 лет. Во время недельного еврейского праздника Суккот в синагогу на Джербе был торжественно внесен новый свиток Торы.
Как уже сказано, прихожане не проводили молебны в главной синагоге острова, известной как «Гриба», — а это старейшая действующая синагога Африки, — в Рош а-Шана и Йом-Кипур из-за террористической атаки 9 мая во время еврейского праздника Лаг ба-Омер.
В тот день тунисский национальный гвардеец убил двоих евреев и троих тунисских полицейских при нападении на древнюю синагогу во время ежегодной церемонии, которая обычно привлекает тысячи еврейских паломников со всего мира. Нападение потрясло общину и повергло ее в страх.
Однако около полугода спустя, 3 октября, в разгар праздника Суккот, евреи Джербы почувствовали, что могут наконец провести большое публичное празднование.
На улицах еврейского квартала люди торжественно отмечали внесение нового свитка Торы, пели и играли на барабанах дарбука, делились едой с друзьями в своих сукках, рассказывает Дэвид Герби, итальянский психолог, который ведет свою родословную с Джербы и регулярно посещает этот тунисский остров.
Атмосфера ликования внезапно закончилась 7 октября, в день Симхат Тора, который наступает после Суккота, когда за три с лишним тысячи километров от Джербы террористическая группировка ХАМАС ворвалась в Израиль и совершила самое смертоносное нападение на евреев со времен Холокоста.
Пожар в синагоге
17 октября, во время пропалестинских протестов, сотни демонстрантов подожгли заброшенную синагогу «Аль-Хамма» в центре Туниса. Они снесли стены здания и установили на этом месте палестинские флаги. Полиция не вмешивалась.
«В каждом случае, когда убивают палестинцев, евреи Туниса, в свою очередь, подвергаются нападениям. Это ритуал», — сетует тунисский еврейский активист Рафрам Хадад в интервью Al-Monitor.
Некоторые члены общины Джербы задаются теперь вопросом, есть ли будущее у евреев на острове.
«В Джербе три религии [евреи, мусульмане и христиане] мирно сосуществовали, но из-за последнего конфликта все изменилось, и опасность для еврейского населения стала ощутимой, — замечает Герби. – Местные жители говорят мне: нелегко изменить свою жизнь и эмигрировать в Израиль, где стоимость жизни очень высока, где идет война и где пожилым людям будет сложно адаптироваться к новой реальности. Но, возможно, в конечном счете это наилучший выбор».
Страна, не гостеприимная к евреям
Президент Туниса Каис Саид отметился целой серией антисемитских заявлений, вплоть до утверждения, что циклон «Даниэль», опустошивший Ливию и другие страны Средиземноморья в период с 4 по 12 сентября 2023 года, был «продуктом сионистского влияния». Он ярый противник отношений с еврейским государством.
«Наш президент всегда рассуждает о сионистах», — говорит Ривка.
Незадолго до прихода к власти в 2019 году он назвал усилия по нормализации отношений с Израилем «государственной изменой». В августе 2023 года заявил, что слова «нормализация» для него вообще не существует, когда речь идет об Израиле.
Законодатели в парламенте Туниса, поддерживающие Саида, после теракта 7 октября представили законопроект, который криминализирует любую нормализацию связей с Израилем и наказывает за это тюремным заключением на срок до 10 лет. Он также запрещает любое взаимодействие между тунисцами и израильтянами на любом международном мероприятии.
Заявления Саида и предлагаемая им политика создали Тунису репутацию страны, не гостеприимной по отношению к евреям.
«Когда евреи из Франции или США слышат об этом, они перестают приезжать в гости, — говорит Ривка. — Это, конечно, влияет на тех евреев, чей доход зависит от других евреев — писцов Торы и мезуз, владельцев кошерных ресторанов, ювелиров. Их доходы становятся все меньше».
Ухудшение экономической ситуации в североафриканской стране является дополнительным фактором, который подталкивает задуматься о выезде из страны.
«В супермаркете вы не найдете муки, сахара, риса, манной крупы [продукта, используемого в Магрибе при приготовлении кускуса] или молока. Товары повседневного спроса стало трудно доставать, — рассказывает Ривка. — И в Тунисе нет рабочих мест. Те, у кого есть работа за границей, чувствуют себя хорошо. Но те, чей источник дохода здесь, ощущают, что ситуация постоянно регрессирует. Образование тоже не очень хорошее. Как я вижу, будущее тунисских евреев — в Земле Израиля…»
Другие отвергают мрачные перспективы. Моше (имя изменено), учитель из Джербы, уверен, что община будет жить.
«То же самое было, когда к власти пришла «Ан-Нахда». Все думали, что община полностью эмигрирует в Израиль, — замечает Моше, имея в виду исламистскую партию, которая выиграла первые демократические выборы в Тунисе в 2011 году, но с момента следующего голосования в 2014-м уровень ее поддержки неуклонно снижался. — Но наша жизнь при «Ан-Нахде» оказалась не хуже, чем при Бен Али (диктаторе Туниса, свергнутом в ходе революции «арабской весны» в 2011 году)».
Называя «плохие дороги» самой серьезной проблемой общины в настоящее время, Моше сетует, что нынешнее руководство Туниса не так близко к еврейской общине, как это бывало в прошлом. Так, Юсеф Шахед, премьер-министр Туниса с 2016 по 2020 год, «приезжал в Джербу каждый Лаг ба-Омер и был очень близок к евреям».
Шахед назначил первого с 1957 года еврея на пост министра в своем кабинете. И уроженец Джербы Рене Трабелси возглавлял министерство туризма с 2018 по 2020 год. В 2023-м именно он был одним из организаторов празднования Суккота на острове и внесения Свитка Торы.
Некогда процветающая община под угрозой
История евреев в Тунисе восходит к римским временам, задолго до мусульманского завоевания Северной Африки. На протяжении веков община процветала при самых разных правителях, время от времени подвергаясь преследованиям, в том числе со стороны французского режима Виши во время Второй мировой войны, а затем в течение периода нацистской оккупации. В 1948 году, когда было основано Государство Израиль, община насчитывала 110 тыс. человек.
Впрочем, она быстро сократилась до 20 тыс. в 1950-х, когда евреи массово эмигрировали во Францию или Израиль. Также тысячи человек покинули страну в 1967 году после того, как в Шестидневную войну вспыхнули антиеврейские беспорядки. Сегодня, по оценкам, в Тунисе все еще проживает около 2 тыс. евреев, сосредоточенных в столице Тунисе и на острове Джерба.
В этих местах общины по-прежнему управляют школами, а зарплаты главных раввинов Туниса и Джербы покрываются правительством Туниса. Община говорит на собственном диалекте иудео-арабского языка и имеет уникальные традиции и праздники, самым известным из которых является ежегодное паломничество на Джербу в Лаг ба-Омер.
Необычно то, что израильтяне также получали въездные визы для участия в этом паломничестве, хотя Тунис и Израиль разорвали дипломатические отношения после Второй интифады.
Хотя правительство Туниса якобы защищает еврейское меньшинство, жизнь общины не была безопасной на протяжении десятилетий.
Так, 11 апреля 2002 года недалеко от синагоги «Гриба» в Джербе был взорван грузовик, начиненный взрывчаткой, в результате чего погиб 21 человек (из которых 14 оказались немецкими туристами). Ответственность за нападение взяла на себя «Аль-Каида» (организация, запрещенная в РФ. — Ред.).
В мае 2023 года Джерба вновь была потрясена смертоносным террористическим актом. Тунисский национальный гвардеец, охранявший синагогу во время паломничества в Лаг ба-Омер, открыл огонь по толпе, убив двоюродных братьев-евреев — 30-летнего Авиеля Хадада, имевшего двойное тунисское и израильское гражданство, и 42-летнего французского гражданина Бенджамина Хадада, а также троих тунисских полицейских.
С какого бедствия началась история еврейского народа? Почему евреев всегда воспринимали как чужаков? И можно ли евреям полагаться на власть? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает недельную главу Шмот.
В квартире с видом на Атлантический океан 95-летняя Мэрилин Флиттерман сидит за пианино и играет мелодии Гершвина и Берлина, которые издавна помнит наизусть. Она мысленно оглядывается назад, на 50 лет своей жизни в Порту, пишет журналистка JTA Шира Ли Бартов.
Флиттерман родилась в Бруклине, но переехала в город на северо-западном побережье Португалии в 1970 году вместе с мужем и детьми — после того, как ее муж, дизайнер текстиля, нашел здесь работу. Будучи еврейкой и оказавшись в «еврейском городке», она решила заглянуть в синагогу «Кадури Мекор Хаим» в Порту. Но этот первый визит убедил ее отказаться от дальнейшего посещения синагоги.
«Там никого не было — всего два или три человека», — вспоминает Флиттерман.
Порту, второй по величине город страны, чьи мощеные улицы и набережные реки Дору заполнены туристами, к 2012 году был домом всего лишь для 40 евреев. Они не могли наскрести достаточно денег, чтобы нанять раввина или заделать течь в потолке исторического здания синагоги…
Но буквально за последнее десятилетие в Порту появилась община численностью около 1000 евреев. Произошло это благодаря закону, который начиная с 2015 года разрешил возвращение людей, чьи предки были изгнаны во времена португальской инквизиции. Местные евреи организовали широкую информационную кампанию в интернете и СМИ, и целое сообщество иммигрантов прислушалось к их призыву.
Финансирование, возникшее с появлением новых жителей, позволило быстро построить множество еврейских учреждений и достопримечательностей, в том числе Еврейский музей, открытый в 2019 году, Музей Холокоста в 2021-м и кладбище в 2023 году.
Музей Холокоста посещают более 50 тыс. человек в год, и большинство из них — португальские школьники, рассказывает директор еврейских музеев города Майкл Ротвелл.
«Мы стали обращаться к еврейскому миру всеми доступными средствами, сообщая людям: посмотрите на Сефарад (ивритское слово, обозначающее Пиренейский полуостров), отсюда родом сефардские евреи. Приходите и посмотрите, с чего все началось, — заявляет Ротвелл. — И это сработало: к нам приехало немало туристов, а некоторые решили остаться здесь жить».
В местной общине теперь представлены молодые евреи и семьи со всего мира. Габриэль Сендерович, президент совета еврейской общины Порту, прибыл из Бразилии в 2017 году.
«У нас проживают выходцы из почти что 30 стран — Израиля, Мексики, Бразилии, Туниса, Турции, Франции, — рассказывает он. — Представлены все континенты».
Флиттерман вдохновилась вернуться в синагогу тогда, когда член правления еврейской общины Дэвид Гарретт, который возглавил возрождение своей общины, стал ее соседом. Ныне Флиттерман, самый старый член молодой в основном общины, каждую неделю приезжает в синагогу на своем кабриолете и настаивает, что вести его должна она сама, несмотря на напоминания детей о том, что вскоре ей исполнится 100 лет.
В сентябре 2023 года, во время мероприятия, посвященного европейской еврейской культуре, она увидела, как 600 человек заполнили все места в «Кадури» — и это в общине, которая 10 лет назад была слишком мала, даже чтобы собрать миньян.
К концу 2022 года около 75 тыс. человек получили португальское гражданство в соответствии с законом о гражданстве для потомков сефардов. Однако будущее еврейской миграции может быть предрешено следующим правительством страны.
Португалия проведет досрочные выборы 10 марта 2024 года после отставки премьер-министра Антониу Кошты, на фоне обвинений в коррупции. Недавно распущенный парламент выдвинул законопроект об отмене закона для потомков сефардских евреев – отчасти из-за скандала, потрясшего еврейскую общину в 2022 году. Во всяком случае эта мера заморожена до тех пор, пока не будет сформировано новое правительство. В Испании аналогичный закон о возвращении, который предоставил гражданство 36 тыс. заявителей, прекратил свое действие в 2019 году.
Международный скандал
В марте 2022 года португальская полиция провела рейд в синагоге «Кадури» и арестовала раввина Даниэля Литвака по подозрению в «торговле влиянием, подделке документов и отмывании денег в процессе предоставления гражданства потомкам сефардов».
Чтобы подать заявление на натурализацию, в соответствии с португальским «законом о возвращении», потомки должны получить сертификаты, подтверждающие их происхождение, от еврейской общины Порту или Лиссабона. Общину Порту обвинили в пренебрежении правилами и предоставлении привилегий богатым заявителям в обмен на наличные.
Особый резонанс в заголовках мировых СМИ вызвал один человек, получивший португальское гражданство после прохождения сертификации в Порту: это российский миллиардер Роман Абрамович, предположительно имеющий тесные связи с президентом России Владимиром Путиным.
Хотя заявление Абрамовича в общине Порту утвердили еще в 2020 году, а в 2021 году он получил гражданство, скандал случился только в 2022 году, когда стало очевидно, что он может жить в Европе, несмотря на санкции ЕС, введенные против российских олигархов.
Судьи в Лиссабоне не нашли в одобрении Абрамовича никаких доказательств взяточничества или мошенничества. Квитанция об оплате через SWIFT, которую видела редакция JTA, показывает, что Абрамович заплатил еврейской общине Порту 250 евро — стандартную сумму, которую платят все заявители. Местные чиновники сообщают, что Абрамович соответствует тем же критериям, что и все остальные, получившие сертификат в Порту.
Первоначально правительство Португалии предоставило лидерам общин значительную свободу действий в определении сефардского происхождения. Но Лиссабон и Порту интерпретировали закон по-разному. В Лиссабоне заявители проходили генеалогическое исследование, и им не нужно было идентифицировать себя как евреи-сефарды, если они могли доказать свое происхождение. А Порту пошел по тому пути, который ускорил и облегчил этот процесс для евреев, желающих получить португальское гражданство: им нужно было продемонстрировать лишь этимологию семейной фамилии и свидетельство от местного раввина. Абрамович предоставил то и другое.
После скандала Португалия радикально ужесточила требования своего законодательства. Теперь заявители должны доказывать, что они унаследовали собственность в Португалии или регулярно посещали страну на протяжении своей жизни. Новые критерии изменили первоначальную цель закона, ранее представленную как форму возмещения ущерба потомкам, которые утратили унаследованное имущество и не смогли вернуться.
Недоказанные обвинения оставили шрам на еврейской общине Порту, члены которой до сих пор содрогаются от воспоминаний. Некоторые рассматривают этот инцидент как клеветническую кампанию, вызванную глубоким многопоколенческим антисемитизмом, восходящим ко временам инквизиции. Еврейские лидеры города недавно предъявили иск государству на 10 млн евро в качестве компенсации за репутационный ущерб и «политическую агрессию» против евреев Порту.
«Мы демонстрировали здесь то, что не нравилось португальскому обществу, — заявляет Гаррет, проживший в Порту всю свою жизнь. — Им не нравятся еврейские традиции, не нравится музей Шоа, то, что дети туда приходят, им не нравится еврейский успех. Мы ведь были ничем — но потом «выросли». А потом были полностью уничтожены. И мы никогда этого не простим».
Адвокат по иммиграционным делам из Лиссабона Рафаэль Галано де Алмейда заявляет, что некоторые португальцы связывают закон о гражданстве с антисемитскими теориями заговора о том, что евреи контролируют мир. Однако он отмечает, что некоторые критики, не являющиеся антисемитами, поднимают законные вопросы.
«Община, выдающая сертификат, подтверждающий, что вы являетесь потомком сефардских евреев, это еврейская община, — говорит Алмейда. — Таким образом, для некоторых людей в Португалии здесь очевиден конфликт интересов. Поскольку вы выдаете сертификат, будучи заинтересованной стороной».
Отголоски закона
Новые предприятия в Порту демонстрируют процветание еврейской общины и всплеск еврейского туризма. За последние годы здесь открыты четыре еврейских ресторана, кошерная гостиница и кошерный продуктовый магазин.
Эстер Будара и Камелия Тотан, управляющие популярным кошерным рестораном Iberia Sababa, имеют сефардские корни. Будара родилась во Франции в семье турецкого и тунисского происхождения, а Тотан родом из Марокко.
Партнеры переехали в Порту в 2019 году вместе с мужьями и детьми после того, как Будара прочитала во французской газете статью, рекламирующую местную еврейскую общину.
«В этой статье говорилось, что несколько семей, приехавших со всего мира, говорят на английском, португальском и иврите, и город Порту просит и другие еврейские семьи приезжать сюда, — рассказывает Будара. — Какой еще город в мире просит о подобном?..»
Будара и Тотан решили бросить вызов стереотипам о кошерной еде, предложив разнообразное трансграничное сефардское меню. В субботний вечер залы ресторана Iberia ломятся от людей, поглощающих марокканскую баранину, тунисскую рыбу и израильские салаты.
Ряд евреев, и в их числе Вивиан Гройсман, стекались в Порту из-за качества здешней жизни. Гройсман выросла в Бразилии, приехала семь лет назад по студенческой визе, а затем получила гражданство по закону о возвращении сефардов.
«Если я забеременею, то хочу, чтобы мои дети гуляли по улице, ходили в парк и жили спокойной жизнью, рядом с врачами и школами, — рассуждает она. — В Бразилии одна дорога на работу занимает час или два — и у вас нет такого образа жизни, при котором можно пойти погулять и оказаться где-то через 10 минут. Там очень дорого жить».
Однако некоторые вновь прибывшие евреи уже почувствовали раздражение со стороны жителей Португалии, вызванное иногда антисемитизмом, а иногда негодованием по поводу экономического расслоения.
Закон о гражданстве потомков сефардов был принят в 2013 году, когда Португалию охватил серьезный финансовый кризис. В тот же период правительство приняло и другие меры стимуляции для иностранных инвесторов, чтобы вливать деньги в страну: такие, например, как «золотая виза», по которой португальский паспорт предлагался в обмен на минимальные инвестиции в страну в размере 250 тыс. евро.
Инвестиции в недвижимость помогли положить конец долговому кризису, но они также способствовали возникновению двухуровневой системы, в которой богатые иностранцы скупали целые здания, в то время как местные жители с низкими зарплатами с трудом справлялись с растущей арендной платой.
Некоторые португальцы критикуют этот путь как «аукцион по продаже» гражданства тем, кто предложит наиболее высокую цену. Они отмечают, что многие люди, которые были натурализованы по «золотой визе» и закону о возвращении, пользуются преимуществами паспорта ЕС, фактически не проживая в Португалии, не изучая ее язык и не интегрируясь в ее культуру.
Впрочем, Алмейда заявляет: независимо от того, как захотят поступить потомки сефардских евреев, пока действует закон, иметь гражданство – их право.
«Закон был создан как мера по возмещению ущерба, — замечает он. — Цель заключалась не в том, чтобы направить людей сюда, а в том, чтобы предоставить им возможность иметь гражданство, которое было гражданством их предков».