Леонид Луцкий
Засуньте свою гордость в штаны поглубже
Начинаю уставать от профессиональных евреев. Перечня Героев Советского Союза и лауреатов Нобелевских премий. Споров о нашем вкладе в науку, литературу, музыку и изобразительное искусство.
Понимаю, живя в Советском Союзе, мы находились под постоянным гнетом государственного и бытового антисемитизма, который в одних республиках, как в Украине, принимал свинцовые формы, в других – как на Кавказе и в Средней Азии, был ватным, потому что все держали оборону против Старшего брата.
И я гордился, ситуация не оставляла другого выбора: вот моя семитская рожа, вот мой паспорт, выписанный на основании метрики, где папа и мама – евреи. Не знаю, как в Зауралье, но по обе стороны Днепра кадровики и первый отдел вычисляли меня раньше, чем открывали паспорт.
Прожив четверть века в государстве Израиль, хочу сделать официальное заявление: в процессе своего зачатия я лично никакого участия не принимал.
Кто-то из великих сказал: "гордиться тем, что ты русский, это все равно, что гордиться рождением в понедельник". А я даже не помню, в какой день недели родился, могу спросить у мамы.
Почему каждая четвертая статья в нашем русскоязычном интернете преисполнена гордости за свое еврейство? В чем ваша персональная заслуга?! Вы все были узниками Сиона, терпели за веру, в брежневские и андроповские времена стояли с плакатами "Отпусти народ мой!" на Красной площади?
Окна спальни в моей прежней квартире выходили во двор многоквартирного дома. Высокие деревья заслоняли балконы соседей, но слышимость поутру в шабат была исключительной. Три года подряд мне передавали одну и ту же радиопостановку, уж извините, из песни слов не выкинешь:
- Хазерина, гойка вонючая, я тебе и твоему выблядку все дал, привез в государство Израиль. Вот мой родненький теудат-оле, вот виза, за которую вы должны мне ноги мыть и воду пить, вот мой правильный теудат-зеут. Понаехали гои, как скорпионы на спинах еврейских, суки!..
Монолог еженедельно длился минут по двадцать, со счастливым обитателем правильного теудат-зеута никто не спорил, очевидно, политинформация была частью процесса похмелья, переходящей в здоровый сон. За три года ни о каких иных достижениях этого еврейского праведника объявлено не было.
Помимо гордости за свое еврейство авторы публикаций в интернете испытывают жгучую и не проходящую ненависть к выкрестам. Как к дореволюционным, так и к современным. Понимание причин ассимиляции и перехода в христианство у моих жестоковыйных соплеменников весьма смутное. Хочется дать выкресту Антону Рубинштейну бюстиком Бетховена по голове, хотя выкрестом был его дед, принявший христианство исключительно из страха, что его детей заберут в кантонисты. Николай Палкин, тварь Романовская, тысячами гнобил несчастных еврейских детей, их морили
голодом, кормили из собачьих мисок, не давали спать, нещадно пороли, забивали насмерть, обращая в православие. Между прочим, пребывание в кантонистской школе в срок службы не засчитывалось, а служить полагалось 25 лет с момента совершеннолетия. К потомку кантонистов Илье Репину претензии есть? А к дедушке-Рубинштейну? Поставьте себя на его место.
Или на место испанских евреев времен Изабеллы и Фердинанда. Официально доказано, что в жилах испанского народа течет 25% еврейской крови.
Очень мне нравится продуктивная полемика в интернете: "Был ли выкрестом Исаак Левитан?"
Мордехай Антокольский, хоть и соблюдал субботу и похоронен на еврейском кладбище, но осадочек от его крещения остался. Многие полагают, что лучше бы его выперли из Художественной Академии и отправился бы он в родное литовское местечко писать за харчи вывески: «Колониальные товары. Штуцер и сыновья».
На российских просторах, где нынче модно быть евреем, да и у нас в Израиле, идет процесс романтизации штетла. Милое такое уютное еврейское местечко в Белоруссии, Литве или Украине с Молдавией, колыбельные на идиш, пасторальные пейзажи (привет Ефиму Александрову).. Штетл – это грязь, нужда, горе, неизбывная тоска и погромы.
Одесский генерал-губернатор приехал с жалобой к царю и требованием обуздать еврейские погромы. К нему вышел Николай II со значком черносотенного "Союза русского народа" на мундире. Губернатор по какой-то формальной причине попросту подал в отставку.
Черту оседлости отменили де-факто с началом Первой мировой войны. Главнокомандующий Великий князь Николай Николаевич записал всех евреев прифронтовой полосы в шпионы. И пошли трибуналы, расстрелы, виселицы, массовые высылки. Голодные и оборванные евреи заполонили столицы и крупные города.
После погромов и кошмаров черты оседлости, 5-процентной нормы в университетах и гимназиях (а в обеих столицах 3%) можно ли осуждать людей, которые крестились, чтобы дать своим детям образование. Не всех привлекала пастораль местечка и доходы с нищей лавки, которую тянула жена, пока ее супруг изучал Тору. Со второй половины XVIII века в Европе шел процесс Аскалы – просвещения, евреи стали полноправными гражданами ряда стран. Моя жена гордится своими дедушкой и бабушкой, которые учились на медицинском факультете в Швейцарии, а кто-то тем, что его дед был служкой в синагоге. Но не у всех были деньги, чтобы послать детей учиться в Европу, да и какая должна быть передовая семья, чтобы в те годы дать высшее образование девушке.
Калитка с крещением в России быстро захлопнулась. Антисемитские законы стали распространяться и на выкрестов. Их не брали в жандармы, на флот, не производили в офицеры, перед Первой мировой даже их детей и внуков не рукополагали в священники, что, наверное, хорошо – обошлось без православного Торквемады.
Я не понимаю, почему сегодня евреи массово отрицают свое участие в революции. Гордиться надо тем, что свергли юдофобский режим Романовых. Кроме консервативно-либерального Александра II все как на подбор жидоморы. Да и не все евреи шли в большевики, больше в эсеры, меньшевики, БУНД, в кадеты. У Деникина был Союз евреев-воинов..
Но если дореволюционный процесс крещения можно объяснить элементарным выживанием и стремлением облегчить жизнь и карьеру детям, то в глубоко советские годы погружение в купель православия не давало возможности зайти в паспортный стол по месту жительства и переписать пятую графу. Церковь была в том же загоне, что и безродные космополиты. Отец Александр Мень перекрестил всю еврейскую интеллектуальную элиту Москвы, и если им от этого комфортно – хоругвь им в руки. И тем, кто сделал это в брежневские времена и ранее, и тем, кто приходит к Христу сейчас. Кстати, к еврейскому раввину, который сам никогда не крестился. (крестился! Игорь)
Я атеист, буду любить Осипа Мандельштама, Сашу Черного, Леонида Пастернака, Иосифа Бродского, Александра Галича, Илью Эренбурга (которого по молодости занесло в католичество), Наума Коржавина, Людмилу Улицкую, Эрнста Неизвестного за их гениальность, а не за причины смены вероисповедания. Кстати, большинство из них и не были религиозными евреями.
Я буду ненавидеть Владимира Соловьева, сколько бы он ни фотографировался в тфилине на фоне Стены Плача. Я буду при всем уважении к таланту поэта-сатирика, иронизировать над концепцией Израиля как солонки, которую несет Дима Быков. По его мнению, евреи – это соль человечества для всемирного супа. Но почему пересол всегда у нас на голове? Пусть сами лаптем свои щи хлебают, а мы, наконец-то, займемся своей кухней. Я не считаю большой утратой для иудеев и полезным приобретением для
русских переход в православие Иосифа Пригожина.
Прогуляйтесь по Бней-Браку или Меа Шеарим и вы поймете, что ассимиляция еврейскому народу не угрожает. По последним данным, нас 16 с половиной миллиона человек. В два раза больше, чем швейцарцев, и в три – чем финнов, датчан и норвежцев. Чтоб мы так жили! Спрячьте уже свой предмет гордости поглубже в штаны. Давайте гордиться собой, своими детьми, своими личными достижениями. И перестаньте считать евреев.
А.К. Когда-то давно спорил с Леонидом на эту тему. Думаю, что гордость следует отличать от гордыни. Гордость еврея тем, что он еврей, кроме всего прочего, - нормальная реакция на юдофобию. Реакция порядочного, отважного человека, когда легионы черносотенцев и нацистов тебе с детства доказывают. что не гордится своей нацией тебе надобно, а бежать от нее, так как хуже в мире "зверя" нет, чем еврей. Гордость в этом случае - понятная защита. Другое дело - гордыня на уровне расизма. дающая, якобы, право каждому ничтожеству считать себя "народом избранным", о чем справедливо и пишет автор статьи.
Думаю, для моих внучек, рожденных в Израиле, гордость за свою страну и свой народ будет и понятной и обычной. Они и сейчас живут в государстве, сумевшем не только себя защитить, но и сделать очень многое для своих граждан.
Пусть датские, китайские или японские дети гордятся тем, что они датчане, китайцы или японцы. Чем хуже дети еврейские?
Ошибается Луцкий, полагая, что в черте оседлости была одна грязь, нищета и погромы. Из грязи и нищеты не родятся Шагалы и Левитаны... Луцкий с гордостью относит себя к атеистам. Видимо, по этой причине он исключает религиозную составляющую - основу жизни в галуте. Но именно она воспитала для будущих подвигов в науке и искусстве будущих лауреатов Нобелевских премий, включая тех евреев, которые не верили ни в Бога, ни в черта.
С выкрестами, думаю, все проще. Еврей и свобода - понятия неразрывные. Еврей волен стараться быть, кем угодно, но при этом, если он стремится доказать, что его новое обличье случилось по причине несовершенства или порочности старого - вот здесь и появляются подозрения в обычном антисемитизме, малодушии, а то и предательстве. А потому разница между человеческими качествами Пастернака или Мандельштама, увы, большая. С годами стал ценить этот самый человеческий фактор не меньше, чем силу дара Божьего.
Вот и с пересчетом евреев надо бы поосторожней. Никто и не думал считать их до Холокоста. Не потомки Иакова заставили сами себя заняться этим, печальным занятием.
Понимаю, что пафос Леонида Луцкого, во многом, от природного либерализма, когда стыдно быть "профессиональным евреем". как и "профессиональным русским" и так далее. Я - консерватор, но не могу, увы, похвастаться, что стал, по ряду причин, "профессиональным евреем", но всегда, и до Израиля. и в Еврейском государстве, стремился к этому, просто потому, что мне всегда нравились традиции, история, религия моего народа. Как ко всему этому относится Леонид Луцкий я не знаю, но именно в этом и кроются причины любой национальной гордости.