«Нет, нет! Нельзя молиться за царя Ирода — Богородица не велит»
(А.С. Пушкин, «Борис Годунов»)
Веселенькое название, не правда ли?. С таким названием можно забабахать фильм ужасов, покруче, чем «Резня бензопилой в Техасе-2» или «Дракула».
Клянусь, у меня нет намерения запугать до смерти читателя данного рассказа. Просто хочется поделиться фактами биографии и порассуждать о таком замечательном человеке и гуманисте постбиблейской эпохи, как Царь Ирод Великий.
Большинству моих российских соотечественников Ирод Великий известен по евангельскому сюжету. В Евангелии от Матфея рассказывается, что когда Ирод услышал о том, что в Вифлееме родился новый «Царь Иудейский», то, боясь за свою власть, приказал истребить в Вифлееме всех младенцев до двух лет. Поэтому имя его стало нарицательным — синонимом понятия «изверг». Однако, судя по всему, как раз к этому преступлению он не был причастен по той простой причине, что умер в 4-м году до Рождества Христова. Скорее всего, речь шла о его сыне — Ироде Антипе (тетрархе, а не царе), казнившем, кстати, Иоанна Крестителя. Тем не менее, есть историки, считающие, что дата рождения Христа ошибочно была смещена монахами на 4–6 лет. Существуют и такие мнения, что Ирод умер позднее на несколько лет. Как бы то ни было, но злодеем он все-таки был, хотя и человек он был гениальный. Так что в его лице (в отличие от Сальери) гений и злодейство совместились.
Читая его историю у Иосифа Флавия, понимаешь, как сильно этот человек (если, конечно, он подпадает под это определение) жаждал любви от своей семьи и от своего народа, а в ответ получал только ненависть и презрение и жестоко мстил за это. Под сводами его дворца кипели такие страсти, что Шекспир отдыхает. В одном лице Ирод совместил и Короля Лира, и Отелло, и Ричарда Третьего с леди Макбет в обнимку. Был он блестящим политиком, финансистом и строителем, храбрым воином и верным другом и, одновременно, параноиком, женоубийцей и сыноубийцей, последовательно уничтожая всех, кто посягал или мог посягнуть на его власть.
Находка
«Ты, старая ведьма, если еще найдешь
когда-нибудь чужую вещь, сдавай
в милицию, а за пазуху не прячь»
(М. Булгаков)
В мае 2007 года Израиль облетела сенсация: обнаружена могила царя Ирода Великого.
Могила была найдена на территории крепости Иродион, в относительной близости от Иерусалима. Профессор Еврейского университета в Иерусалиме Эхуд Нецер тридцать пять лет вел поиски и вот, наконец, нашел! Был найден мавзолей и внутри разбитый саркофаг.
Тело найдено не было. По мнению Нецера, могила была осквернена во времена иудейских восстаний первого-второго века нашей эры. Ирод считался ставленником римлян.
По оценкам археологов, царя Ирода похоронили в роскошном мавзолее, построенном в два этажа. Здание достигало в высоту 25 метров. Помимо царского саркофага, внутри находились еще два небольших саркофага, вероятно, с останками членов семьи Ирода Великого.
К мавзолею примыкал театр, рассчитанный примерно на 650 зрителей, со специальной ложей для самого царя. Стены театра были покрыты фресками, выполненными в стиле, до сих пор не встречавшимся на территории Израиля, — этот стиль был распространен в Риме и Кампании в 1 веке до н.э. Кроме Нецера, могилу пытались найти и другие археологи (мне рассказывали, что среди них был потомок поэта Самуила Маршака). «Повезло» только Нецеру.
Археолог Эхуд Нецер рядом с саркофагом Ирода
Проклятие гробниц
«Нарушивший завет Тимура будет наказан,
а по всему миру разразятся жестокие войны»
(Надпись на гробнице Тамерлана)
28 октября 2010 года новая сенсация в Израиле: погиб Эхуд Нецер, раскопавший гробницу Ирода. Трагедия случилась в понедельник, когда после совещания с сотрудниками Нецер присел отдохнуть в так называемой царской ложе театра в Иродионе (рядом с гробницей) и облокотился на металлические перила. Несколько болтов не выдержали давления, и перила рухнули вниз вместе с профессором. В результате двойного удара об землю 76-летний Нецер получил тяжелейшие травмы головы и перелом шейных позвонков.
Мистика! Сколько перед этим проходило туристов, облокачиваясь на эти перила, а погиб именно он. Невольно приходит в голову и загадочная смерть лорда Карнавона, открывшего гробницу Тутанхамона, и еще целого ряда лиц, причастных к этим раскопкам.
Гробница Тамерлана, например, была вскрыта 21 июня 1941 года!
Недаром у верующих евреев вскрытие захоронения считается страшным грехом. Сколько раз израильской полиции приходилось вступать в драку с толпами ортодоксальных евреев, протестующих против очередных раскопок или изыскательских работ на месте древних кладбищ.
Крыша мавзолея Ирода
Происхождениe Ирода
«Он происходил из мелкопоместных дворян,
которых в Перегудах числилось большое изобилие»
(Николай Лесков)
В те времена в пустыне Негев обитали племена идумеев, так как часть Негева именовалась Идумеей. Название происходит от ивритского слова «адом» — красный. Дело в том, что израильские почвы имеют красноватый оттенок из-за присутствия примесей железа. Корень «адом» образует много ивритских слов и названий. Например: адома — земля, Адам первочеловек, созданный из земли, дам — кровь и т.д.
Дед Ирода был одним из вождей идумеев. Идумея была завоевана евреями, и идумеи были насильно обращены в иудаизм. Ни до того, ни после евреи не занимались миссионерством. Считается, что появление Ирода — плата за грех насильственного обращения в иудаизм. По сей день перейти в иудаизм (принять гиюр) очень сложно. Миссионерская деятельность любых религиозных конфессий на территории современного Израиля категорически запрещена.
Отец Ирода Антипатр был человеком умным, хитрым и смелым. Воспользовавшись междоусобной борьбой наследников иудейского царя Александра Яная, он сначала, объединившись с римским консулом Помпеем, взял Иерусалим, став фактическим правителем Иудеи, а затем, во время гражданской войны между Помпеем и Юлием Цезарем, поддержал последнего, в результате чего и получил от победившего Цезаря титул прокуратора Иудеи. Цезарь очень ценил Антипатра за смелость и верность. Но в 43-м году до н.э, как это было принято в те далекие и прекрасные времена, Антипатр был отравлен другим претендентом на его должность. Матерью Ирода была арабская принцесса Кипра, о которой мало чего известно историкам.
«Пятый пункт»
— Исаак, ты знаешь, кто по
национальности Мао Цзе Дун?
— Да ну! Не может быть!
— Я тебе говорю!
— Никогда бы не подумал!
(еврейский анекдот)
Из сказанного выше, казалось бы, царь Ирод евреем не был. Но не так все просто с его «пятым пунктом» (просто было только в бывшем СССР, где серьезные «компетентные» органы отвечали за паспортную систему и точно знали: кто есть кто!). По еврейским законам, евреем считается человек, исповедующий иудаизм или рожденный матерью-еврейкой (вполне, кстати, подходит и бабка еврейка по материнской линии). А, значит, таки да! У Ирода был «пятый пункт», так как он исповедовал иудаизм.
В современном Израиле вопрос: кого можно считать евреем, а кого нет, запутан абсолютно. В основу «закона о возвращении» был положен закон нацистской Германии о тех, кого считать евреем. Немцы, со свойственной им скрупулезностью, рассчитывали процент еврейской крови. Поэтому, евреи по отцу также подходили под это определение. С приездом в Израиль миллионной алии (репатриации) из Советского Союза, образовалось огромное количество людей с еврейской кровью только по отцу, а также евреев, которые не исповедуют никакую религию или исповедуют другую религию. Многие наверно читали роман Людмилы Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик». Прототипом главного персонажа романа был еврей Освальд Руфайзен, принявший католичество и ставший священником. Во время войны он, работая в Гестапо, спас многих евреев, а когда его разоблачили, то бежал и скрывался в женском католическом монастыре, где принял католицизм. После войны он репатриировался в Израиль, но ему было отказано в гражданстве на основании того, что он исповедует другую религию (кстати, как ни странно, на атеистов эти ограничения не распространяются!). Отец Даниэль подал в суд. Был громкий процесс, и он его выиграл. Жил он в Кармелитском монастыре (рядом с моим домом), служил католическую мессу на иврите, пытаясь приблизится к первохристианам.
Спрашивается, а ради чего этот сыр-бор с «пятым пунктом», и если ты гражданин Израиля, то на что влияет, признали тебя евреем или нет? Влияет только на две вещи — сможешь ли ты заключить брак на территории Израиля и сможешь ли ты быть похоронен на еврейском кладбище. В Израиле нет гражданского брака. Существует только конфессиональный брак: иудейский, христианский, мусульманский. Граждане Израиля, не принадлежавшие к этим конфессиям, брака на территории Израиля заключить не могут. Бред, не правда ли? Безусловно! Но галлюцинации впереди! Что делать этим людям? Оказывается, есть выход: надо поехать на соседний остров Кипр (но только на Кипр и не в какое другое место) и там заключить брак. Этот брак будет признан государством Израиль. Ранее существовал вариант заочного «парагвайского» брака. В Парагвай отсылались брачные документы, там заочно проводилась регистрация (разумеется, не бесплатно). Законно спросить, а почему именно Кипр и Парагвай? Это, по-видимому, может постигнуть только высший разум. И вот на днях, наконец, новое невиданное торжество демократии и плюрализма: израильский Кнессет принял закон, разрешающий заочные браки в Сальвадоре.., a также закон, разрешающий двум не евреям заключить гражданский брак в Израиле. Теперь, видимо, придется доказывать не только, что ты еврей, но и то, что ты не еврей! А как быть смешанным парам? Перед каждыми выборами очередная «русская» партия клянется провести закон о гражданском браке. Но после выборов это обещание стремительно забывается.
Начало «славных» дел
Приёмами не сладок,
Но разумом не хром;
Такой завел порядок,
Хоть покати шаром!
(А.К. Толстой)
Историческую деятельность Ирод начал с поста наместника Галилеи (тетрарха). Он довольно скоро подавил различные антиримские выступления, а заодно ликвидировал целый ряд разбойничьих банд, чем и заслужил уважение в Риме. Но тут случилось несчастье. Мощное Парфянское царство пошло войной на еврейское государство. Попал в плен, а затем покончил с собой любимый брат Ирода. Ирод бежал сначала в Иудею, а затем через Египет в Рим. Там он познакомился с влиятельным политиком Марком Антонием и сохранил его дружбу до самой смерти последнего. Римский сенат, при протекции Антония, неожиданно, даже для Ирода, сделал его царем Иудеи. Неожиданно, ведь Ирод был (для евреев) человеком низкого происхождения.
Высадившись в Палестине, Ирод при помощи римских войск и еврейских отрядов оттеснил парфян и подошел к Иерусалиму, где в то время правил последний царь иудейской Хасмонейской династии Антигон — ставленник парфян (тоже та еще «светлая» личность). Ирод срочно сочетался браком с Мариамной, внучатой племянницей Антигона, чтобы приобрести должную легитимацию в глазах евреев, а затем, при поддержке римлян, взял Иерусалим, казнив иудейского царя. Кроме того, впоследствии Ирод выманил щедрыми посулами из Вавилона бывшего первосвященника Гиркана (деда его жены Мариамны и брата последнего Хасмонейского царя) и при удобном случае казнил его. Ведь Гиркан имел больше прав на престол. Евреи не простили ему казнь потомков Хасмонеев, и с тех пор в глазах евреев Ирод стал узурпатором, ставленником римлян.
Ирод — правитель и политик
«Тьма, пришедшая со Средиземного моря,
накрыла ненавидимый прокуратором город.
Исчезли висячие мосты, соединяющие храм
со страшной Антониевой башней…»
(М. Булгаков)
Марк Антоний
Ирод владел довольно большой территорией: помимо областей современного Израиля и Палестины, значительные части современной Иордании и Сирии входили в его государство. Был он очень искусным политиком и, как ни странно, ответственным правителем. Прежде всего, он сохранял очень хорошие отношения с Римом, всегда шел в фарватере римской политики, всякий раз выказывая лояльность очередному правителю Римской империи. Главным его покровителем был Марк Антоний. В честь него Ирод построил небольшую крепость (башня Антония) рядом с Храмовой горой в Иерусалиме. Известна любовь Марка Антония к египетской царице Клеопатре. Когда Клеопатра была в Иудее с визитом, то пыталась отдаться Ироду, но безуспешно. Ирод не хотел рисковать дружбой Марка Антония. Клеопатра не простила ему этого, всячески интриговала против него, пыталась оттяпать у него часть территории в пользу Египта путем давления на Марка Антония, но не очень в этом преуспела. Когда в Иудее случился неурожай и голод, Ирод продал украшения из своих дворцов (поскольку казна была опустошена огромным строительством) и, закупив хлеб в Египте, спас страну от голода. Ему удалось вернуть расположение граждан, но только на короткий период.
Тут пришло новое несчастье. В Риме разразилась гражданская война между Октавианом и Марком Антонием. Ирод, естественно, поддержал друга Антония. Однако Антоний потерпел сокрушительное поражение в морской битве при Акциуме (в дорогущем фильме «Клеопатра» с Лиз Тейлор и Ричардом Бартоном эта битва очень красочно воспроизведена). Атоний и Клеопатра бежали в Египет и вскоре покончили с собой. Теперь за жизнь Ирода, говоря современным языком, никто и ломаного гроша не дал бы. Когда Ирод решил поехать на встречу с императором Октавианом, то почти все считали, что он не вернется и будет казнен. Однако Ирод, встретившись с Октавианом, повел себя удивительно умно, мужественно и как тонкий психолог.
Он не стал лебезить, просить прощения, валяться в ногах у императора. Сказал просто, что он был другом Марка Антония до самого конца и никогда его не предавал, и если император хочет иметь такого друга, то вот ему его рука. Поведение Ирода произвело на императора большое впечатление, он обласкал его и сохранил его полномочия. Ирод вернулся в Иудею с триумфом, расправился с политическими противниками, казнил ряд членов Синедриона (Верховный суд)и продолжил правление.
Ирод умел быть обворожительным. Он, например, совершенно покорил римского полководца Марка Агриппу (разбившего Марка Антония). Марк Агриппа был друг и зять императора Октавиана Августа. В честь его приезда в Иудею Ирод построил театр в крепости Иродион (на раскопках которого и погиб археолог профессор Нецер). Ирод жертвовал значительные суммы на строительство в чужих городах Римской империи, населенных преимущественно греками. Его превозносили. Он любил это, жаждал признания, жаждал любви, особенно от своего народа, но евреи продолжали его ненавидеть.
Марк Агриппа
Ирод — строитель
«Самолюбие и славолюбие
суть лучшие удостоверения
бессмертия души человеческой»
(Козьма Прутков)
Строитель он оказался великий. Понастроил столько всего, что и по сей день удивительно, сколько можно построить за одну человеческую жизнь. Построил новый город Кейсария на берегу Средиземного моря, который стал впоследствии резиденцией римских прокураторов. Постройки были, конечно, в римском стиле, но по качеству и красоте превосходили метрополию. Ирод вновь отстроил разрушенный город Самарию и переименовал его в Себастию (что в переводе с греческого означает Августа, то есть, опять-таки в честь римского императора). Построил ряд грандиозных крепостей. Самыми интересными и сохранившимися из них являются Масада и Махерон — на противоположных берегах Мертвого моря, и Ирадион — недалеко от Иерусалима.
Масада в настоящее время главная аттракция и, можно сказать, символ стойкости Израиля. Был период, когда там происходила церемония принятия присяги элитных подразделений израильской армии. Вкратце история Масады такова: после поражения великого иудейского восстания (Иудейской войны) там засели самые отчаянные и экстремистские силы сопротивления — сикарии. Масада оставалась последним оплотом восставших, так как располагалась на высокой скале и была практически неприступна. Кроме того, в Мaсаде существовала уникальная система сбора воды, так что в месте, где дождей практически не бывает (20 мм осадков в год; для сравнения — норматив пустыни 200 мм в год), у защитников проблем с водой не было. Проблем с продовольствием не было в силу того, что использовались запасы, сделанные Иродом почти за 100 лет до этого. Дело в том, что атмосфера у Мертвого моря содержит много солевых и бромистых испарений и является естественным консервантом. Римляне, во главе с полководцем Флавием Сильвой, окружили крепость (места их лагерей видны и по сей день) и стали возводить искусственную насыпь, которая также сохранилась. Римские инженерные подразделения работали великолепно. После того как насыпь была построена, римляне использовали осадные башни, а также вели массированный обстрел стен крепости каменными и зажигательными снарядами. Масада пылала. Поняв, что завтра крепость падет, защитники решили совершить акт коллективного самоубийства, а их было около тысячи человек, включая женщин и детей. Они по жребию разбились на группы и перебили друг друга. Утром взошедшие на стены римские солдаты увидели мертвый город. Мне до сих пор не понятно, как оценивать эту историю, то ли как акт беспримерного героизма и любви к свободе, то ли как акт религиозного изуверства. Сейчас Масада — туристический объект. В крепость можно подняться по канатной дороге.
Крепость Масада: слева развалины дворца Ирода,
справа видна небольшая часть искусственной насыпи,
сделанной римлянами для штурма. На горизонте Мертвое море
Интересно отметить, что защитники крепости Махерон, на другой стороне Мертвого моря, проявили больше прагматизма. Договорились с римлянами, сдали крепость (тоже достаточно неприступную) и беспрепятственно ушли с оружием. Крепость Иродион интересна тем, что имеет вид цилиндра, вставленного в вершину горы.
Крепость Иродион: вид изнутри
Сохранились остатки дворцов Ирода в Иерусалиме и Иерихоне. В угоду Риму Ирод строил ипподромы и ристалища для гладиаторских боев, что чрезвычайно раздражало евреев. Это противоречило их нравственным и религиозным законам. Они справедливо считали это варварством, ведь Иудея была страной поголовной грамотности, и каждый еврей с самого детства обучался законам. Чтобы примириться с евреями, Ирод перестроил Иерусалимский Храм, превратив его по красоте и богатству в одно из чудес света.
Реконструкция Иерусалимского храма Ирода Великого
Семейное положение Ирода
Калач на царстве тертый
И многих жен супруг.
(А.К. Толстой)
В отличие от Ивана Васильевича Грозного, у Ирода было не семь, а восемь жен. Но не последовательно, как у Грозного, а параллельно, ведь у евреев в то время было разрешено многоженство. У европейских евреев многоженство было запрещено только в 11 веке н.э. на специальном съезде раввинов. Из всех своих жен Ирод любил только одну: Мариамну — дочь еврейских Хасмонейских царей. Казалось бы, брак этот был по расчету, чтобы придать легитимацию царскому званию, так как сам он не был царского рода. Но, видимо, хороша была Мариамна, что влюбился он в нее со всей своей необузданной страстью. Ревновал ее страшно. Сестра Ирода Соломия, ненавидевшая Мариамну и ее мать за высокое происхождение, постоянно интриговала и плела заговоры против них. Мариамна отвечала ей гордым презрением. Соломия постоянно наушничала Ироду, что Мариамна не любит его, изменяет и хочет его извести. Ирод бесился, но ничего не предпринимал. Когда после поражения своего римского покровителя Марка Антония Ирод поехал на встречу с императором Октавианом, то приказал своему помощнику умертвить Мариамну в случае его казни. Помощник не устоял перед чарами царицы и проболтался ей об указании Ирода. Маримна была дико возмущена, и когда Ирод вернулся с триумфом, отказала ему от постели, указав причину. Ирод, в свою очередь, был вне себя, так как был уверен, что она переспала с его помощником, выведав информацию от него в постели. Помощника он казнил, а вот Мариамну в этот раз не стал трогать. После этого случая Мариамна, похоже, действительно вместе с матерью стала интриговать против мужа и вероятно, даже изменять ему. После одного из доносов Соломии (справедливого или нет, неизвестно) Ирод не выдержал и приказал казнить Мариамну. Мать Мариамны ханжески таскала дочь за волосы, надеясь отвести от себя страшную участь. Мариамна умерла очень достойно, как царица, а вскоре была казнена и ее мать.
Целый год после смерти Мариамны Ирод до такой степени страдал, что приказывал слугам звать ее на обед, создавая иллюзию, что она жива. Чем не Шекспир?!
Другие его жены ничем себя в истории не проявляли, благодаря чему и оставались живы.
Ирод — отец
Он молвил: «Мне вас жалко,
Вы сгинете вконец;
Но у меня есть палка,
И я вам всем отец!»
(А.К. Толстой)
У Ирода было 9 сыновей и 5 дочерей. Но хорошим отцом его назвать трудно, так как троих сыновей он казнил, в чем переплюнул Ивана Васильевича Грозного и Петра Первого, которыe, как мы знаем, убили всего только по одному сыну. Но тут уж явно сказалось влияние европейского гуманизма.
Как же все это приключилось с Иродом? Дело в том, что старший сын Антипатр, родившийся, когда Ирод был еще частным лицом, от женщины низкого происхождения, не имел прав на престол, в отличие от сыновей Мариамны: Александра и Аристобула, потомков царского Хасмонейского рода. Они были чтимы и любимы в народе и, став взрослыми, явно стали составлять конкуренцию Ироду. Кроме всего, казнь матери не прибавила братьям симпатии к отцу. Этим воспользовался старший сын Антипатр и сестра Ирода Соломия. Они стали наушничать Ироду относительно коварных замыслов сыновей Мариамны. У самого Ирода к старости явно обострилась мания преследования. Он решил наказать сыновей и повез их в Рим на суд Императора. Там сыновьям удалось оправдаться, состоялась душераздирающая сцена, где все присутствующие со слезами умиления примирились, и даже римский Император был растроган. Но, как оказалось, умиляться было рано, так как конкурирующая партия не успокоилась и продолжала плести интриги. Старший сын вошел в доверие к сыновьям Мариамны и стал своего рода двойным агентом, возбуждая их ненависть к отцу и донося при этом обо всем Ироду. В конце концов, Ирод повесил Аристобула и Александра в Себастии. Старший сын был назначен его преемником.
В последний год жизни Ирода была раскрыта попытка старшего сына отравить отца — о чем свидетельствовали неопровержимые улики. Ирод понял, что сыновья Мариамны были оклеветаны. Он был безутешен, послал курьера в Рим с просьбой дать разрешение на казнь старшего сына. Узнав об этом, Император заметил, что лучше быть свиньей у Ирода, чем его сыном. Антипатр был казнен за пять дней до смерти самого Ирода. Преемником Ирода стал сын Архелай.
Смерть Ирода
«Я отказался участвовать в его похоронах,
но послал очень вежливое письмо,
в котором одобрил это мероприятие»
(Марк Твен)
Умирал Ирод страшно. Его мучили внутренние нарывы, особенно же — страшные боли в желудке, ноги были наполнены водянистой прозрачной жидкостью, на гниющих частях появлялись черви. Флавий пишет, что «к этому присоединялось еще непреодолимое желание оторвать у себя какой-нибудь член тела». Накануне смерти, будучи уверен, что народ будет веселиться при известии о его кончине, он приказал собрать глав знатнейших иудейских семей на ипподроме в Иерихоне, повелев своей сестре Соломии умертвить их, как только он испустит дух. Таким образом он хотел заставить народ плакать. Но, к счастью, Соломия не выполнила этот приказ.
Флавий подробно описывает похороны Ирода. Архелай устроил отцу шикарные похороны. Тело умершего покоилось на золотом ложе, усеянном драгоценными камнями, на голове был надет золотой венец, в правой руке находился скипетр, покров был пурпурный. Погребальную процессию сопровождали оставшиеся в живых сыновья и родственники, а далее — наемная армия. Похоронен был Ирод у подножья крепости Иродион. К месту захоронения была проложена специальная дорога.
Прожил Ирод около 70 лет, по тому времени очень долгую жизнь. Объективности ради надо отметить, что страну он оставил в прекрасном экономическом и политическом состоянии, в отличие от его «реинкорнации» — Ивана Васильевича Грозного, который оставил страну совершенно разоренной.
Вид на развалины крепости Иродион.
Стрелкой показано местоположение могилы Ирода
Наследники
За ним царить стал Федор,
Отцу живой контраст;
Был разумом не бодор,
Трезвонить лишь горазд.
(А.К. Толстой)
После смерти Ирода в Рим поехали делегации интересантов, претендентов на власть, а также значительная еврейская делегация, требующая введения прямого римского правления. Видимо, достали их местные правители. Римляне пошли на компромисс, разделив управление страной между детьми Ирода. Отныне единого правителя (Царя) не было, только тетрархи. Правителем области Иудея был назначен Архелай, но правил он так плохо, что через десять лет римляне сместили его, отправили в ссылку и ввели прямое римское правление посредством института прокураторов (префектов). Самым знаменитым прокуратором был, как мы знаем, Понтий Пилат. Другой сын Ирода Великого — Ирод Антипа — тетрарх Галилеи, остался известен только тем, что женился на жене брата Филиппа Иродиаде. За это нарушение еврейских законов его очень осуждал Иоанн Креститель. Антипа заточил его в крепость Махерон (на берегу Мертвого моря, на территории нынешней Иордании), а затем отрубил ему голову. Наиболее приличным правителем оказался сын Ирода Филипп, но он правил на окраинах страны. Филипп построил на Голанских высотах город, рядом с местом Паниас, где родился греческий бог Пан (одно из красивейших мест Израиля, там сохранились остатки древнего храма Пана). Город он тоже назвал в честь римского императора: Кейсария. Чтобы не путать с приморской Кейсарией его называют Кейсария-Филиппова. Но в общем дела у страны пошли плохо, началось брожение, смуты. Как говорят, два еврея — три партии. Страна катилась к катастрофе.
Кейсария-Филиппова: развалины храма Пана
Окрестности Кейсарии-Филипповой: водопад Баниас (Паниас)
Окрестности Кейсарии-Филипповой: река Баниас (Паниас) исток Иордана
Всемирно-историческое наследие Ирода Великого
Pa-Озирис, владыка дня и света,
Хвала тебе! Я, бог пустыни, Сет,
Горжусь врагом: ты, побеждая Сета,
В его стране царил пять тысяч лет.
Ты славен был, твоя ладья воспета
Была стократ. Но за ладьей вослед
Шел бог пустынь, бог древнего завета —
И вот, о Ра, плоды твоих побед:
Безносый сфинкс среди полей Гизеха,
Ленивый Нил да глыбы пирамид,
Руины Фив, где гулко бродит эхо,
Да письмена в куски разбитых плит.
Да обелиск в блестящей политуре,
Да пыль песков на пламенной лазури.
(И. Бунин, 1905)
Кейсария(приморская): на камне написано
«Понтий Пилат префект Иудеи»
Главное историческое наследие Ирода, на мой взгляд, и заключается в том, что имя его стало нарицательным. Другим историческим наследием Ирода, безусловно, является то, что он много чего понастроил, и живописные руины этих построек в качестве туристических объектов дают устойчивый доход в казну государства Израиль.
Почему я свой рассказ назвал оптимистической трагедией? Ну, хотя бы потому, что главного героя уже нет среди нас, и это внушает умеренный оптимизм. Хотя, если посмотреть правде в глаза, то для своего времени злодеем он был очень заурядным. Достаточно вспомнить поступок его предшественника царя Антигона (последний царь династии Хасмонеев), который у своего брата Гиркана отрезал уши, дабы тот не смог продолжать быть первосвященником (у иудеев первосвященник не мог иметь физические недостатки). После такого поступка трудно сказать, что Антигон был красивой души человек. А что творил самый лучший из римских императоров Октавиан Август, безжалостно казнив 300 римских сенаторов, не говоря уже об императорах Калигуле и Нероне, которые творили такое, что хоть святых выноси!
В Турции бытует выражение «Мехмед сын Мехмеда». Султан Мехмед, вступив на трон, казнил всех своих братьев, а когда с течением времени на престол вступил его сын Мехмед, то он сделал то же самое со своими братьями. А уж если сравнивать Ирода со злодеями двадцатого века, то он покажется просто невинным мальчиком.
Кейсария (приморская): резиденция римских прокураторов.
Так проходит слава мира сего
Туристический объект
«На указательном пальце левой руки носил Соломон гемму из кроваво-
красного асте-рикса, извергавшего из себя шесть лучей жемчужного цвета.
Много сотен лет было этому кольцу, и на оборотной стороне его камня
вырезана была надпись на языке древнего, исчезнувшего народа: «Все проходит»
(А.Куприн, «Суламифь»)
Красиво написал Куприн, даже слишком, но я, набравшись наглости, расширил бы надпись, упомянутую в эпиграфе, следующим образом: «Все проходит и превращается в туристический объект». Действительно, в местах, где ранее текла кровь, кипели великие страсти, героически отстаивались политические и религиозные идеалы, шастают толпы веселых туристов — щелкают фотокамеры, продается кока-кола, пиво, майки и т.д. и т.п. — царит невообразимая суета. Да и сам я, грешный, недавно посетил в Трансильвании замок Дракулы. Очень симпатичный замок, и кружечку я себе там купил симпатичную, с вампирчиком.
Где-то я читал, что Гитлер очень боялся, что после победы союзников его череп отдадут в музей. Сейчас в российских СМИ активно ведется дискуссия о том, стоит ли вынести тело Ленина из мавзолея и захоронить. На мой взгляд, ни в коем случае. Надо мавзолей превратить в туристический объект. Открыть внутри ресторан «Ильич» или «Память Ильича», кинозал, где крутить фильмы ужасов типа «Мумия возвращается», вперемежку с фильмами «Ленин в Октябре» и «Ленин в 18 году», магазин, где будут продаваться майки с изображением Ленина в обнимку с Че Геварой или Брежневым, и, наконец, фотостудию, оснащенную самым современным оборудованием, где можно будет делать трехмерные снимки подгулявшего туриста рядом с мумией вождя. Покойный вполне это заслужил. Деньги потекут рекой. Жаль, Сталина успели вынести!
2011 г., Хайфа