Он с лёгкостью взобрался на вершину христианского мира и уселся на престол Святого Петра, хотя был евреем по происхождению и остался иудеем по вероисповеданию. Кто стоит за историей о еврейском папе римском?
В истории папства существуют две абсолютно легендарные фигуры. Одна из них женщина – папесса Иоанна, якобы занимавшая Святой престол в IX веке. А другая – папа Андреас – крещеный еврей, добившийся высшего положения в иерархии Римско-католической церкви. Оба мифа зародились в Средневековье, и оба их героя, если верить источникам, были родом из Майнца. Но в отличие от легенды про папессу Иоанну, у истории о папе Андреасе есть явно еврейское происхождение.
Впервые история о еврее на папском престоле появляется в манускриптах XIV века, посвященных богослужению в праздник Рош а-Шана. А в печатном виде – в книге «Майсе-Бух», вышедшей на идише в Базеле в 1602 году. В этой агаде «еврейский папа» уже обретает конкретное имя – Андреас. А в 1854 году приключения еврея на папском троне попали в сборник средневековых рукописей и гравюр Элиэзера Ашкенази, опубликованных под названием Taam Zekenim во Франкфурте-на-Майне.
Согласно последнему источнику, Андреас был евреем, принявшим христианство и невероятно быстро продвигавшимся по церковной карьерной лестнице, пока не достиг высшего поста. В этот сборник также вошла легенда о том, как евреи в период его папства были оклеветаны и находились под угрозой расправы и Андреас встал на их защиту. А когда еврейская община отправила к понтифику делегацию с целью выразить свою признательность, папа во время приема подарил гостям сочиненные им на иврите молитвы.
В 1919 году известная англоязычная писательница Гертруда Ланда адаптировала для детей эту историю и включила её в сборник «Еврейские сказки и легенды». Она также собрала в книгу подробности о «еврейском папе», разбросанные по другим, более ранним источникам. В итоге получилась настоящая приключенческая новелла о том, как доброго и умного еврейского мальчика по имени Эльханан похищают из дома отца – раввина Шимона. А затем прячут в доме священника и пытаются убедить, что вся его прошлая еврейская жизнь – дурной сон и помутнение рассудка из-за несчастного случая. На самом же деле он – католик Андреас.
Спустя годы жизни взаперти в монастыре в атмосфере христианского уклада Эльханан действительно начинает думать, что он – католик. И так смышленый парень без особого труда дослуживается до сана епископа, затем добивается для себя кардинальской шапочки, а потом уже – и папской тиары.
Однако став во главе всего католического мира, Андреас так и не изжил до конца воспоминания о своем еврействе. Поэтому, к удивлению церковного мира, запрещал «выжимать» из евреев деньги и отказывался подписывать эдикты против своих соплеменников. В книге приводится история о том, как архиепископ Майнца собрался изгнать евреев из города, но и тут папа встал на их защиту. Согласно легенде, среди делегатов, отправленных еврейской общиной из Майнца в Рим, был и его отец – раввин Шимон. Престарелый раввин не узнал спустя столько лет возмужавшего сына, особенно в папских одеждах, а понтифик, наоборот, сразу узнал отца. Он уединился с ним в комнате и, не раскрывая себя, предложил сыграть в шахматы. И в процессе игры показал прием, который знали только он и отец. Тогда раввин узнал сына, и встреча завершилась радостными объятиями. Этот сюжет вполне зримо напоминает библейскую историю о встрече Иосифа, достигшего господства в Египте, с не узнавшими его братьями.
Эта легенда кажется красивой сказкой, если не обратить внимание на несколько деталей. Во-первых, игра в шахматы уже в X-XII веках пользовалась огромной популярностью у евреев. Во-вторых, раввин Шимон по прозвищу Агадоль, что значит «Великий», действительно жил в Майнце во второй половине X – начале XI веков. Он был выдающимся поэтом, талмудическим мудрецом и одним из лидеров еврейской общины Германии той поры. И в одном из его пиютов он упоминает сына по имени Эльханан.
Примечательно, что к периоду жизни Шимона Агадоля относится вполне исторический и задокументированный эпизод изгнания евреев из Майнца: император Священной Римской империи германской нации Генрих II повелел им в 1012 году покинуть город. Якобы за то, что евреи пытались обратить в иудаизм католического священника. Ввиду этой важной детали история Эльханана-Андреаса кажется «перевертышем» – ответным ударом еврейского творчества на предъявленные обвинения. И еще одна историческая параллель: современником Шимона Агадоля был рабби Гершом – основатель иешивы в Майнце, ставшей крупнейшим центром еврейства Германии. Один из сыновей рабби Гершома был насильно обращен в христианство всё в том же 1012 году.
Если искать «еврейского папу» среди реальных понтификов, то Андреаса можно соотнести сразу с двумя главами римской церкви. Оба они заслужили подозрения из-за слишком мягкого отношения к иудеям. Первый – это антипапа Анаклет II, руководивший церковью с 1130 по 1138 годы. Он происходил из знатной римской семьи Пьерлеони. Однако его прапрадедом, вероятно, был еврей по имени Борух, перешедший в христианство под именем Бенедикт.
До принятия сана будущий папа учился в Париже у знаменитого философа-схоласта Пьера Абеляра. После – служил в монастыре в Клюни и со временем стал одним из самых влиятельных кардиналов. Он был избран папой 14 февраля 1130 года под именем Анаклет II – через несколько часов после того, как параллельный конклав избрал понтификом Иннокентия II. В итоге Анаклету удалось заручиться поддержкой знати и изгнать из Рима папу-соперника, несмотря на то, что Иннокентию симпатизировали почти все европейские монархи и крупные богословы.
Одним из ярых противников Анаклета был крупный богослов и общественный деятель Бернард Клервоский, обвинявший нового папу в наличии еврейских корней и утверждавший, что по этой причине он лишен права занимать трон Святого Петра, видимо, забыв, что и апостол Петр тоже был евреем. Противники Анаклета обвиняли его в том, что он раздает евреям христианские богатства. Еврейская община Рима действительно была на стороне папы, так как при нем она чувствовала себя в относительной безопасности. После смерти Анаклета и восхождении на папский престол его давнего соперника, того самого Иннокентия, к евреям в Вечном городе стали относиться куда враждебнее.
Вторым понтификом, который мог стать прототипом «еврейского папы», был Александр III, правивший католическим миром с 1159 по 1181 годы. Он прославился тем, что заложил первый камень знаменитого собора Нотр-Дам де Пари, активно посылал миссионеров в балтийские страны и канонизировал Томаса Бекета. А также – слишком милостивым отношением к евреям. К примеру, созванный понтификом Третий Вселенский собор запретил католикам насильно обращать иудеев в христианство, а также убивать их и наносить им раны без суда и следствия, портить их имущество и мешать проведению их праздников и религиозных обрядов. Однако «либеральное» отношение папы Александра III к евреям объяснилось, скорее всего, не его тайным еврейским происхождением, а еврейством одного из его сановников – Натана, заведовавшего финансами Ватикана.
Если сложить все эти факты вместе, то история о еврее на папском престоле окажется не только анекдотом о том, что «наш все-таки пробился», но и запечатленным в сказках и легендах отголоском еврейской народной памяти о гонениях и нежданных защитниках, о насильственном крещении и возвращении к вере отцов, и о выдающихся евреях, чья праведность и учёность делала их подходящими даже на роль папы римского.