Прежде всего следует сказать об одном своеобразном доказательстве бытия Божьего. Один из православных священников ответил на этот вопрос поразительно кратко – это евреи! В самом деле, народ, возникший около 4000 тыс. лет назад, сохранился до сих пор. Причем, не просто сохранился, а чем дальше, тем более значительную роль играет он в науке, культуре и вообще в судьбах всего мира. Тогда как все народы, жившие в то далекое время, практически исчезли, или потеряли свое значение. Все пророчества и обетования, о которых говорит нам Св. Писание, неизменно исполняются, начиная с самого первого из них: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.» (Быт.12,2-3).
Самые очевидные достижения евреев относятся к религии: они породили монотеизм и христианство, которые существенно повлияли на развитие западной цивилизации.
Евреи, составляющие всего 0,2% всемирного населения, получили 14%Нобелевских премий в первой половине 20-ого столетия, 29% во 2-ой половине, и, на сегодняшний день, 32% в начале 21-ого столетия.
В 1954 году в школах Нью-Йорка было обнаружено 28 детей с IQ 170 и выше.24 из этих 28 оказались евреями.
С разрушением Храма, иудаизм стал религией, сконцентрированной на изучении Торы в синагогах и молельных домах. Раввины и преподаватели Торы стали лидерами общин. Все еврейские мужчины, для поддержания своей веры должны были читать и понимать то, что они читали.
Евреи в России
Как известно, значительную часть Российской империи евреи стали составлять лишь в конце 18-го века, после разделов Польши в 1772-1779 г. На землях, отошедших к России проживала большая часть еврейского населения Европы. До этого нахождение евреев на территории России было запрещено специальными весьма жесткими указами Ивана Грозного и Алексея Михайловича. В 1783 году в состав Российской империи вошёл Крым и крымчаки, караимы также стали российскими подданными.
Как и все прочие российские подданные податных сословий, евреи не пользовались полной свободой в выборе места жительства. Указом Екатерины II от 28 декабря 1791 года определялась территория, где им было дозволено жительствовать и заниматься промыслом, — впоследствии получившая наименование черты еврейской оседлости. Черта оседлости представляла собой важнейший механизм ущемления элементарных прав евреев России.
Начиная с 1860-х годов культурная изоляция евреев постепенно ослабевала. Постоянно увеличивающееся число евреев принимало русский язык и обычаи. Усиливалось стремление еврейской молодёжи поступить в гимназии иуниверситететы. Усилилась борьба старого и молодого поколений, из которых первое совершенно отгораживалось от русской среды, а второе устремилось к слиянию с ней.
в XIX веке 69,4 тыс. евреев перешли в православие, около 12 тыс. (преимущественно в Царстве Польском) перешли в католицизм и около 3 тыс. перешли в лютеранство.
Реформы этого периода дали толчок к разрушению патриархальной еврейской общины, началу интеграции части евреев в русское общество и созданию класса еврейской интеллигенции. При этом половинчатость реформ создала предпосылки для активизации антисемитских настроений в русском обществе, поскольку евреи воспринимались по-прежнему как неравноправная и беззащитная часть населения.
В 1881—1914 гг. вследствие преследований, ухудшения экономического положения и роста бедности среди евреев, автократического и все более склоняющегося к антисемитизму политического режима Российской империи, страну покинули 1 млн. 980 тыс. евреев. 78,6 % евреев, покинувших Российскую империю в этот период (1 млн. 557 тыс. человек), прибыли в США, лишь немногие ехали вПалестину, Аргентину и другие страны.
1917—1922 Февральская революция коренным образом изменила положение российских евреев. Уже 4420 марта Временное правительство приняло постановление, которым отменялись все «ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности». В 1917 г. евреи впервые в истории России заняли высокие посты в центральной и местной администрации.
В 1920-х—1930-х годах предпринимались усилия поощрить «советскую пролетарскую культуру» на идише. В числе инициатив Евсекции, в дальнейшем поддержаной властью был запрет преподавания иврита. Иврит в противоположность идишу, который должен был стать основным языком, был объявлен Евсекцией «языком реакции и контрреволюции».
Великая Отечественная война После нападения Германии часть евреев (до 1,5 млн человек) были эвакуированы. На оккупированных территориях оказались до 3 млн человек, большинство из которых погибли. В Красной армии сражались 501 тысяча евреев, 27 процентов из них были добровольцами, 198 тысяч погибли в боях и умерли от ран. В партизанских отрядах принимали участие от 15 до 49 тысяч евреев.
После войны После войны в СССР началась борьба с космополитизмом,большинством жертв которой оказались советские евреи. Вместе с тем широко известны случаи государственного признания творческих и научных заслуг евреев. Многие из них в 1940-х — начале 1950-х годов стали лауреатами Сталинской премии.
Репатриация евреев из СССР в 1970-е 10 июня 1968 года, через год после разрыва отношений с Израилем, в ЦК КПСС поступило совместное письмо руководства МИД СССР и КГБ СССР за подписями Громыко и Андропова с предложением разрешить советским евреям эмигрировать из страны, и в конце1960-х — начале 1970-х политика Советского Союза в отношении репатриации в Израиль смягчается. С 1969 года по 1975 год в Израиль прибыло около 100 тыс. репатриантов из СССР.
Эмиграция в эпоху Перестройки в 1989—2004 годах в Израиль переселилось более 1 100 000 человек (из них евреев максимум 800 000, остальные — нееврейские жёны евреев, нееврейские мужья евреек, и даже лица с одной второй или одной четвёртой частью еврейской крови.
Евреи в русской культуре
По инициативе Антона Рубинштейна в 1859 г. было создано Императорское русское музыкальное общество, а в 1862 г. основана Петербургская консерватория;его брат Николай был основателем (1866) и бессменным директоромМосковской консерватории.
Уже в 1871 г. в члены Академии художеств был избран скульптор М. Антокольский, открывший перед русской скульптурой новые пути.
Выдающуюся роль в развитии русской и мировой науки сыграл родившийся в христианской семье И. Мечников (его мать приняла православие), первый русский ученый, получивший Нобелевскую премию.
Русская культура без евреев?
источник: Татьяна Данилова "Русская культура без евреев"
Режиссеры: Ленид Гайдай и Марк Захаров
Актеры: Валентин Гафт, Зиновий Гердт, Ролан Быков, Савелий Крамаров, Сергей Юрский, Татьяна Пельтцер, Фаина Раневская, Элина Быстрицкая.
Писатели: Пастернак, Бабель, Ходасевич, Светлов, Эдуард Багрицкий, Анатолий Рыбаков, Иосиф Бродский, Александр Галич. Илья Эренбург. Василий Гроссман.
Как растить детей без Маршака, Агнии Барто, Маршака и Заходера!
Трудно представить наш балет без Майи Плисецкой.
Русская, музыкальная культура. Два поколения Дунаевских,
Не было бы вальса «Амурские волны» (муз. Макс Кюсс)!
Константин Яковлевич Листов Песни: «Тачанка» (слова Михаила Рудермана), «Землянка» (слова Суркова).
Отрекшись от российских евреев, мы потеряем «Русское поле» Яна Френкеля и Иды Гофф, «Полюшко-поле», песни «Махнем не глядя» и «С чего начинается родина», «На безымянной высоте» и «Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят» Вениамина Баснера, тем паче, что и слова к его песням обычно писал Матусовский.
«В городском саду играет духовой оркестр...», "Старинный вальс "Осенний сон" играет гармонист...", "Летят перелетные птицы..." музыка Матвея Блантера на слова Михаила Исаковского. Их же «Катюша»!
«Я сегодня до зари встану, по широкому пройду полю..», «У деревни Крюково погибает взвод», «Издалека долго течет река Волга...», «Ночь так легка, спят облака, и лежит у меня на ладони незнакомая Ваша рука...», «За фабричной заставой, Где закаты в дыму, Жил парнишка кудрявый, Лет семнадцать ему.» - «Брянская улица» Марк Фрадкин.
Песня Яна Френкеля «Журавли», музыка к советскому детскому вестерну «Неуловимые мстители» и всенародно любимое «Русское поле».
исполняет Марк Бернес: "Любимый город может спать спокойно", "Чтоб запрячь тебя я утром направляюся от Сокольников до Парка на метро...", «Спят курганы темные», "Темная ночь, только пули свистят по степи", "Враги сожгли родную хату..." - музыка Н. Богословского, слова В.Агатова,
Исаак Дунаевский. «Широка страна моя родная». Музыка к фильму «Дети капитана Гранта останется без музыки, поскольку музыку к нему написал "Затихает Москва, стали синими дали, ярче блещут Кремлевских рубинов лучи..." - песня, приуроченная к 800-летию Москвы Дунаевского, слова В.Масс и М.Червинского, исполняют Леонид и Эдит Утесовы.
«Ландыши», заставка к передаче «С добрым утром» Оскара Фельцмана...
Вот эти, к примеру, люди подарили нам с вами свой гений и для всего мира стали Великими Русскими Учеными.
Лауреаты Нобелевской премии
∙ по физике: Илья Михайлович Франк, Лев Давидович Ландау, Жорес Иванович Алфёров, Алексей Алексеевич Абрикосов, Виталий Лазаревич Гинзбург.
∙ по физиологии и медицине: Илья Ильич Мечников
∙ по литературе: Бориc Леонидович Пастернак
∙ по экономике: Леонид Витальевич Канторович
Всем знакомы имена наших шахматистов: Михаил Ботвинник, Давид Бронштейн, Михаил Таль, Борис Спасский, Виктор Корчной, Гарри Каспаров.
Из известных современных людей нельзя не упомянуть писателя Людмилу Улицкую, политических деятелей: Михаила Ходарковского, Бориса Немцова.
Чья это культура? Их нельзя разделить, русских евреев и русскую культуру, как нельзя отбросить и вклад десятков других национальных талантов в Россию.
Чем объяснить такую глубокую и задушевную включенность еврейских деятелей культуры в русскую культуру? Причем, это ведь необычайно искренне, с глубоким пониманием русского национального духа. Такие песни, как «Катюша» Матвея Блантера, «Землянка» Константина Листова, «Широка страна моя родная» Исаака Дунаевского, «Ландыши» Оскара Фельцмана и многие другие стали подлинно народными. Что стоит за этим? Душевное родство с русским народом, илиспособность евреев улавливать самое ценное и глубокое в той культуре, в характере того народа, среди которого они так или иначе оказались. Причем это, несмотря на то, что сам-то народ в своей массе, относился к евреям скорее враждебно. Причем, это не только со стороны малокультурной части российского общества, Но, к сожалению, и многие, вроде образованные люди, грешили и грешат разной степенью антисемитскими настроениями. Но при этом в лице своих лучших представителей, пусть в меньшинстве, русские образованные люди уважали, ценили еврейский народ и с искренним сочувствием относились к его страданиям. Достаточно упомянуть имена Вл. Соловьева, Н. Лескова, Короленко.
Эта чуткость евреев к духовной высоте и правде русской культуры XIX и ХХ века и влекла евреев к получению светского образования и побуждала включаться в эту великую христианскую культуру.
Думаю, что эта же любовь евреев к духовно возвышенному, несущему в себе не только красоту, но и великую духовную свободу, возвышающую над повседневной суетой и неурядицами, стала причиной и другого интересного феномена. Речь идет о той теме, ради которой мы и собрались.
Феномен, о котором я хочу сказать – обращение довольно заметного числа российских евреев в православие. Оно началось в 60-х годах прошедшего века и продолжается по настоящее время. Этот процесс, конечно, связан с пробуждением российского общества после смерти Сталина. В 60-е годы Русская Православная Церковь уже не была так гонима, как, скажем, в 20-е и 30-е годы, но, однако, претерпевала всякого рода утеснения со стороны государства, господствующей идеологией которого был атеизм. Это, естественно, вызывало к Церкви сочувствие, симпатии, а также интерес, как к некоему общественному явлению, противостоящему официальной идеологии.
Как правило, интерес к Церкви начинался с интереса к старинным иконам, храмам, поездам по городам-музеям – Владимир, Суздаль и др. Часто это шло в одном ряду с интересом к йоге, буддизму, антропософии и другим предметам, несущим в себе некое духовное содержание. Однако если говорить об интересе к православию именно со стороны евреев, то для них решающим фактором на этом пути было, конечно, наличие небольших групп православной интеллигенции, которая собиралась вокруг образованных священников. В Москве это были прот. Николай Голубцов, прот. Всеволод Шпиллер, о. Димитрий Дудко, и, конечно, прот. Александр Мень. Были, конечно, и другие священники такого же плана, но я упоминаю лишь наиболее известных. За каждым из этих священников была некоторая ниточка преемственности, которая тянулась еще от дореволюционной Православной Церкви через годы преследований и гонений.
Такой приход евреев к христианству, конечно, в значительной мере облегчался тем, что это уже были люди, выросшие в светских условиях образования и воспитания, почти лишенные каких-либо еврейских национальных традиций. Впрочем, для многих, родившихся в 20-х, 30-х годах, для принятия крещения еще оставалось препятствие, что это будет изменой вере предков, претерпевших гонения от христиан. Однако для поколения родившихся в 40-х, 50-х годах это препятствие встречается уже очень редко.
Конечно, в православной среде, особенно малокультурной, и до сих пор остается подозрительное отношение к евреям вообще, и даже к крещеным, в частности. В этой среде продолжают сохраняться всевозможные предрассудки об особой хитрости евреев, о существовании еврейской мировой закулисы и т.п. Однако в большом городе всегда можно найти приход, в котором это все практически никак не проявляется.
Так или иначе, процесс принятия евреями христианства перестал быть чем-то совершенно необычным. При этом практически всегда, в отличие от принятия Таинства Крещения русскими, это результат именно глубокого обращения, а не просто некое подтверждение культурной идентификации. Еврей, принявший крещение в современных условиях практически всегда становится воцерковленным, деятельным членом какого-либо прихода, как общины. Это относится не только к евреям, принявшим крещение в Православии, но и к тем, которые решили стать католиками или протестантами. Так что их участие в жизни той или иной христианской общины, как правило, очень активно и заметно. При этом в большинстве случаев это никак не приводит к отказу от еврейского самосознания, а напротив, возникает углубленное понимание того, что став христианином, еврей осуществляет свое предназначение, как потомка Авраама не только по вере, но и по крови. Он чувствует, что в нем сбываются слова ап. Павла: «тем более сии природные привьются к своей маслине.» (Рим.11,23).
Отсюда возникает и естественное представление о том, что одно из предназначений евреев-христиан состоит в углублении понимания связи двух Заветов и значения каждого из них. Конечно, и любой русский может изучать иврит, и книги Ветхого Завета. Но для еврея в этом деле имеет особое значение чувство принадлежности к потомкам Авраам, ко всем перипетиям истории своего народа со всеми его отпадениями и обращениями к Отцу Небесному. Еврей, как мне представляется, обладает как бы сверхпроводимостью, помноженной на высокийIQ, в отношении сокровищ ветхозаветного откровения. Здесь вновь нельзя не вспомнить слов апостола: «Итак, какое преимущество быть Иудеем..? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие. Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?» (Рим.3,1-3). В этом отношении евреи становятся теми членами Тела Христова, которые имеют свой особый дар, которым и могут они послужить всем телу: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих»(1Кор.12,12-14).
Другое предназначение евреев-христиан, которое может быть также очень важно для Церкви – это преодоление антисемитизма, еще остающегося в форме предрассудка или подсознательной неприязни в сердцах немалого числа христиан. Я уже не говорю о явной и агрессивной юдофобии некоторых людей, называющих себя православными, на деле же вообще далеких от христианского духа. Работа эта требует, конечно, много времени, терпения и любви. Верность Церкви, бескорыстное служение в ней бедным, больным и обездоленным, заключенным со стороны христиан, в том числе, евреев-христиан - это то, что может быть хорошим примером и свидетельством для преодоления этого антихристианского греха, каким является антисемитизм. В нашем приходе, например, имеется несколько примеров, когда именно евреи-христиане принимают горячее и деятельное участие в таком служении.
Наконец, третьим предназначением может быть работа по преодолению антихристианского настроя со стороны иудеев, в том числе и антидемократического законодательства Израиля, ограничивающего права евреев-христиан. Как известно, с точки зрения израильского законодательства еврей-христианин перестает быть евреем и не пользуется гражданскими правами, если он желает переехать в Израиль на постоянное жительство. Понятно, что многие евреи в такой ситуации вынуждены писать в анкетах, что они «не религиозны». Но понятно, что на такую сделку с совестью многие не идут.
Таким образом, Израиль лишает себя честных деятельных граждан. Кроме того, нельзя не упомянуть, что нацисты убивали и крещеных евреев. Так что для них крещеный еврей не переставал быть евреем, подлежащим уничтожению. Отстаивание того, что принятие евреем христианства в наше время не означает отказа от своего еврейства, могло бы стать очень важным усилием для установления взаимопонимания и примирения между иудеями и христианами. Для обоих важно достичь понимания того, что будущие формы взаимоотношений между иудеями и христианами следует искать не человеческими усилиями и средствами, а отданием этой проблемы в руки Бога. Для всех же нас, христиан и иудеев важно помнить слова старшего из апостолов: «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли)» (1 Петр.3,8-12).
Прот. Александр Борисов.