Трамп намерен подать в суд на Совет Пулитцеровской премии
Подключайтесь к Telegram-каналу NashDom.US
Подключайтесь к Telegram-каналу NashDom.US
Подключайтесь к Telegram-каналу NashDom.US
Подключайтесь к Telegram-каналу NashDom.US
Подключайтесь к Telegram-каналу NashDom.US
Бывший советник главы Офиса президента Украины Алексей Арестович инициировал дискуссию, касающуюся возможного будущего страны. Экс-чиновник предположил, что Украину ждет судьба Кореи, разделенной в результате военного конфликта на два государства.
"Выход из этой войны… может быть совсем не таким, как это нам казалось полгода назад или месяца три назад… Ну, условно, сценарий двух Корей. Что делать Западу? Нужно делать Южную Корею в той части, что остается. А значит, речь идет о гарантиях, потому что Южная Корея с гарантиями", – предположил Арестович.
Данные высказывания прокомментировали как в Киеве, так и в Москве. "Хотелками" назвал корейский сценарий экс-президент России Дмитрий Медведев. Он считает, что Арестович выдает желаемое за действительное. "Типа мы, оставшаяся часть Украины, будем под западным управлением и защитой. А потом достигнем уровня Республики Корея", – считает российский политик.
Однако он видит в подобном предположении и положительные для Кремля стороны. "Примечательно здесь другое. В Киеве стеснительно пробросили тезис, что никакой перемоги быть не может. В лучшем случае – раздел на части. А по сути – это первый шаг к признанию сложившихся на земле реалий", – отметил Медведев.
Представители официального Киева категорически отвергают сценарий Арестовича. Секретарь СНБО Алексей Данилов отреагировал на эти предположения следующим образом: "Украина – не Корея. Не будет никаких 38-х и других параллелей, чужих историй и навязанных извне сценариев. Координаты движения "российскому военному кораблю" заданы, изменений не предусмотрено, Силы обороны Украины работают".
Этель и Юлиус Розенберги
"Errare humanum est" - "Человеку свойственно ошибаться"
(Латинское изречение)
Существует миф, что так ответил Александр III на прошение о помиловании, а императрица Мария Фёдоровна переставила запятую…
Недавно задал сыну, федеральному судье (мы живём в Германии), вопрос: "Что самое важное в твоей работе?". Ожидал шутливого ответа, но он подумал и ответил вполне серьёзно: "Самое важное и, одновременно, пожалуй, самое трудное: не выносить приговора, пока есть малейшие сомнения".
Этот ответ почему-то долго вертелся в голове, что-то мне напоминал, но не мог вспомнить что именно. И неожиданно вспомнил. Я вспомнил старое, громкое дело, которое было на страницах газет много лет назад, когда я ещё жил в Союзе. Дело о супругах Этель (1916-1953г.г.) и Юлиус (1918-1953 г.г.) Розенберг, американцев еврейского происхождения, приговорённых к смертной казни (электрическому стулу) за шпионаж. К высшей мере судью подтолкнул тот факт, что речь шла об атомном шпионаже, а в начале 50-х набирало силу ядерное противостояние СССР и США. Но не только это. Суд проходил во время войны в Корее и резкого обострения холодной войны между Советским Союзом и западным миром. Согласитесь, напоминает сегодняшнее обострение противоречий между Россией и Украиной, европейскими странами, НАТО на фоне русско-украинской войны.
Этель и Юлтус Розенберги
О том, к чему может привести применение ядерного оружия весь мир уже хорошо знал после Хиросимы и Нагасаки, где погибло более чем четверть миллиона человек. Примерно, столько же были заражены радиацией и умерли от онкологических заболеваний в последующие годы. До настоящего времени роль атомных бомбардировок в победе над Японией и их этическая целесообразность остаются предметом спора.
Что-то похожее происходит у верующих в Бога. Одни (неважно в какой религии) верят фанатично и беспрекословно. Другие, как я, например, верят, но оставляют место сомнению. Кстати, выражаясь несколько пафосно, в Море Сомнений, где плаваю большую часть жизни, не так уж много встречных судов. Как ни странно, но особенно пустынно и тихо стало здесь с тех пор, как я поверил в Бога. Потому что на просторах этого моря мало людей, не уверенных в своей правоте. У большинства в отношениях с Всевышним, как правило, нет сомнений. Здесь преобладает чёткая и определённая позиция: "Бог есть, или Бога нет". Как говорили в советские времена конвоиры, сопровождающие заключённых: "Шаг — влево, шаг — вправо — побег".
Кстати, в демократических странах сомневающимся выражать своё мнение публично легче, чем в авторитарных. Московский приятель рассказал, что сегодня в путинской России за безобидный плакат, "Нет войне", если он даже зашифрован в три и пять крестиков, можно загреметь в каталажку.
Супруги Розенберг были первыми гражданскими обвиняемыми, приговорёнными в США к смертной казни за шпионаж. Видимо, ситуацию обострил тот факт, что речь шла не о простом шпионаже, а об атомном. Не забудем, что в начале 50-х проблема атомного противостония приобретает особую остроту. Были ли тогда у судьи, кстати, тоже еврея, Ирвинга Кауфмана, сомнения в виновности супругов? Скорее всего, были. Потому что сами супруги отрицали свою вину и единственной уликой стали показания двух американцев, (опять-таки, евреев) Г.Голда и Д.Гриндглас, которые сами сотрудничали с советской разведкой.
Думаю, что повлиял на решение судьи и тот факт, что супруги Розенберг были членами компартии США. Партии, тесно связанной с компартией Советского Союза. Не забудем, что в США, в эти годы ( 1948-1951 ) было время позже получившее название маккартизма. По инициативе сенатора Джозефа Маккарти более 140 лидеров и рядовых членов Коммунистической партии США были привлечены к суду по обвинению в шпионаже и приговорены к разным срокам тюремного заключения.
Все обвиняемые попадали под действие, так называемого "Акта Смита", в котором было сказано, что к суду привлекаются американские граждане, которые "...сознательно или умышленно подстрекают к свержению правительства Соединенных Штатов или правительств каких-либо штатов, территорий, округов и владений вооруженным путём, с помощью насилия, или организовав какое-либо объединение".
Не исключено, что судью к высшей мере наказания Розенбергов подтолкнуло признание в сотрудничестве с советской разведкой в 1942-49 г.г. британского физика Клауса Фукса, работающего в 1944-46 г.г. в ядерном центре в Лос-Аламос (США). Заметим, что Фукса судили в Англии и он был не казнён, как Розенберги, а приговорён к 14 годам тюрьмы.
Надо отметить, что Розенбергов казнили не сразу после вынесения приговора. Их дело в течение последующих двух лет рассматривалось в Конституционном и в Верховном Суде США. Адвокаты подали прошение о помиловании, но оно было отклонено президентом Д.Эйзенхауэром.
Этель и Юлиус Розенберг были казнены 19 июня 1953 года. Примерно, через два года после вынесения приговора. Думаю, что два года ожидания для смертников мало. Вспомнил пример, когда в России вместо убийцы-маньяка Чикатило жестоко, убившего 52 человека, ошибочно казнили Александра Кравченко. При этом другой ошибочно задержанный подозреваемый покончил жизнь самоубийством.
В наши дни смертная казнь в США применяется в 27 штатах из 50-ти, причём многие приговорённые находятся в одиночных камерах десятилетиями. Эта практика оправдана, так как хотя и редко, но встречаются случаи вынесения ошибочных смертных приговоров. Достаточно сказать, что с 1973 по 2015 год в США из камер смертников со снятием обвинений были выпущены 156 (!) человек.
И ещё один известный пример ошибки в вынесении смертного приговора: казнь в 1927 году в США Никола Сакко и Бартоломео Вацетти. Через 50 лет было доказано, что прокурор, требуя смертного приговора, использовал ошибочные или даже заведомо фальсифицированные доказательства. В 1977 году доброе имя казнённых было восстановлено. Когда узнаёшь о таких чудовищных судебных ошибках вспоминаются сталинско-бериевские времена Гулага. Позже при Н.С. Хрущёве многие осуждённые, в том числе, и расстрелянные были оправданы.
Но вернёмся к супругам Розенберг. Американцы бурно обсуждали это дело и разделились на два - примерно - равных лагеря. Одни говорили: "Не казнить, пока есть сомнения". Другие: "Предателям-электрический стул". Был выбран, как известно, второй вариант.
Из приведённых в тексте примеров судебных ошибок в вынесении смертного приговора и последующей казни невиновных можно сделать вывод, что вероятность того, что Этель и Юлиус казнены ошибочно, существует.
Источник: "МАСТЕРСКАЯ"
Шели с дедом. Фото Марии Крас
Землетрясение в Турции и Сирии, в непосредственно близости от Израиля, наглядно продемонстрировало цену самого количества земли (территории) у государства, если оно расположено в опасной, сейсмической зоне. Много земли - есть возможность не возводить многоэтажки в городах, а отстраивать поселки с невысокими домами. виллами и коттеджами. Самое время подумать о цене земли Израиля. Уверен - 500 тысяч поселенцев в Иудее и Самарии гораздо лучше защищены от гибели при землетрясении, чем жители старых многоэтажек в центре страны. Враги наши не только злонамеренные соседи, но и сама природа региона а потому "Палестинское государство" с ликвидацией поселений - праздник не только наших врагов, но и возможная победа самого коварства земли, на которой мы живем.
Читаю СМИ. Цена истерики, суеты, шума политических страстей - сразу становится очевидно мизерной, как только в жизни людей происходит что-либо существенное: например - землетрясение в Турции или дождь, снег у нас в Израиле.
Привычка положить короля на доску в знак поражения возникла, вполне возможно, как желание обвинить саму властную фигуру в вашей слабой игре. Похожая ситуация часто возникает с народами тоталитарных, и не только, государств. Иной раз, правда, бывает трудно разобраться, кто больше виноват в поражении: бездарная власть или народ, этой власти покорный.
Участники Med4Tech встретились с миром здравоохранения в Университетском медицинском центре "Сорока" в рамках новой программы сети 8400 и в сотрудничестве с HIT, объединяющей технологических лидеров из мира высоких технологий и мира медицины.
Участники второго цикла программы Med4Tech недавно пришли на день обучения и знакомства с отделением неотложной медицины больницы «Сорока».
Программа Med4Tech, возглавляемая сетью 8400 и включающая теоретическое и практическое обучение, была создана для передачи базовых знаний и основных терминов медицины, а также для углубления знаний в области медицины для тех, кто занимается технологиями и хайтеком в области медицины.
Цель программы – создание межличностных связей и помочь в процессах разработки технологий, отвечающих реальным потребностям системы здравоохранения, улучшение ухода за пациентами и предоставление технологичных решений проблем, с которыми сталкиваются медицинские работники.
Отделение неотложной медицинской помощи больницы «Сорока» является самым активным в Израиле (более 170 000 посещений в год) и ведущим отделением неотложной помощи по краткосрочности пребывания среди крупных медцентров в Израиле. Отделение неотложной помощи является крайне важной частью системы спасения жизни в больнице и находится на переднем крае борьбы как в штатных, так и в экстренных ситуациях, персонал отделения оказывает качественную и доступную помощь более чем миллиону жителей региона.
Павел Полян
Бабий Яр. Рефлексия
М.: Зебра E, 2022. — 606 с.
«Бабий Яр. Рефлексия» — антология историка и публициста Павла Поляна, в основе которой лежит глубокий анализ источников, хранящих память о трагедии в Бабьем Яре: это поэзия, проза, музыка, живопись и скульптура, кинематограф и телевидение, архитектура, а также СМИ и архивные материалы. Вышедшее в 2022 году издание стало продолжением предыдущей антологии, 2021 года, которую Павел Полян в соавторстве с Дмитрием Бураго приурочил к 80‑й годовщине трагедии в Бабьем Яре.
Антологию‑2021 и Антологию‑2022 от издававшихся ранее собраний литературных произведений о Бабьем Яре отличает особенность композиции: если раньше антологии создавались по алфавитному принципу, то Полян и Бураго для своей работы выбрали хронологический. Распределение текстов по десятилетиям позволило проследить, как трансформировался канон памяти о Бабьем Яре.
В своей рецензии мы сфокусируемся на первой части книги — поэтической, поскольку именно поэзия долгие годы была единственным «местом памяти» для трагедии Бабьего Яра.
Открывает антологию стихотворение Якова Гальперина «Смех», написанное провиденциально еще весной 1941‑го и опубликованное в ноябре того же года. Земляк, друг и переводчик стихотворений Гальперина с украинского языка Марк Бердичевский в русском переводе использовал неавторский заголовок, «Весна в Бабьем Яру», что сбило с толку Поляна, который едва не поместил это стихотворение в основной корпус Антологии‑2021.
И в предыдущей, и в нынешней антологии Полян публикует удивительную биографию поэта‑киевлянина, которому ради спасения пришлось придумать караимское происхождение, а также публиковаться в оуновских (националистических) газетах под псевдонимами Якiв Галич и Микола Первач (опубликованные там материалы составляют весь имеющийся на сегодня корпус его стихотворений, остальное утрачено).
В апреле 1943 года, когда его все‑таки расстреляло гестапо, Якову Гальперину было 19 лет.
Следующий автор — Людмила Титова. Ее поэма о Бабьем Яре, написанная в 1941‑м, но обнаруженная только в 1990‑х годах, стала первым литературным произведением, посвященным уничтожению киевских евреев. Людмила Титова была очевидцем событий, поэтому ее стихотворения — это рассказ свидетеля, для которого единственным языком описания страшной реальности Холокоста стал язык поэзии:
Они кружат по улицам, как звери,
Они каштаны рубят в нашем сквере,
В людей стреляют просто, для забавы,
Ты видишь, видишь, снег идет кровавый,
Идет, и все становится багряным,
Да, и такое снится киевлянам…
И я уже не верю, что когда‑то
Была на свете «Аппассионата».
В то же время поэты, писавшие о Бабьем Яре в 1940‑х годах, испытывают коллективную алекситимию: они не могут подобрать подходящие слова для описания этой реальности. Поэт Ольга Анстей в своем стихотворении «Кирилловские яры» констатирует:
Я не найду для этого слов:
Видите — вот на дороге посуда,
Подранный талес, обрывки Талмуда,
Клочья размытых дождем паспортов!
О невозможности выразить словами происходящее в Киеве пишет и Илья Сельвинский в стихотворении «Я это видел!»:
Нет! Об этом нельзя словами…
Тут надо рычать! Рыдать!
Семь тысяч расстрелянных в мерзлой яме,
Заржавленной, как руда…
…Так загреми же, как Дант, как Овидий,
Пусть зарыдает природа сама,
Если
все это
сам ты
видел
И не сошел с ума.
Поэтическим произведениям о Бабьем Яре в 1950‑х годах становится присущ императив сохранения памяти. Так, Лев Озеров в стихотворении «Снова у Бабьего Яра» использует нарратив «передайте об этом детям вашим…»:
Детей сюда водите, — скользким краем
Заросшей ямы пусть пройдут опять…
Мы забываем? — Нет, не забываем!
Мы не имеем права забывать.
А на дихотомии «памятование–забвение» строит свое стихотворение‑диалог с Бабьим Яром Юрий Каплан:
Укрепи меня, Яр. Посели в моем сердце тревогу,
Чтобы я не забыл, чтобы я никогда не простил.
В 1960‑х годах поэт, пишущий о Бабьем Яре, уже не свидетель, а прежде всего фигура, «заряженная» идеологически, его цель — раскрыть глаза на правду. Авторство самого известного текста этого периода принадлежит Евгению Евтушенко.
Поэма «Бабий Яр» принесла ему всемирную славу, была переведена на 72 языка. В своем произведении Евтушенко затрагивает проблемы отсутствия памятного знака у Бабьего Яра и советского антисемитизма. Примечательно, что во второй части Антологии‑2022 есть целая глава под названием «Евгений Евтушенко: стихотворение‑поступок», в которой повествуется о разных коллизиях, возникших после публикации поэмы. Но самое здесь интересное — публикация фрагментов тех писем, которые Евтушенко получил как в свою поддержку, так и от недоброжелателей. В целом письма представляют собой рефлексию на проблему антисемитизма в СССР.
В 1970‑х и 1980‑х годах в поэтическом творчестве на тему Бабьего Яра становится все более популярным повествование от лица жертвы. Так, свою «Поэму существования» Наум Коржавин пишет от лица расстрелянного 15‑летнего мальчишки:
Вот и все. И лежу среди всех, кого тут скосило.
И меня уже нет — даже нету мечты подняться.
Да, своя справедливость ничто без поддержки силы…
Только этого мне не узнать. Мне навеки пятнадцать.
От лица 13‑летнего подростка пишет поэт Риталий Заславский:
Я стою над могилой своей —
столько раз, столько лет, столько дней.
Это мокрые комья земли
мною стать на рассвете могли.
Вот и все. Ни друзей, ни стихов,
ни тоски, ни любви, ни грехов.
В землю выпал из сердца свинец.
Вот и все. Мне тринадцать. Конец.
Мне тринадцать. Сейчас и навек.
Нет веселых струящихся рек.
Не плывут никуда облака,
Не дрожит тонкий стан стебелька.
В отличие от поэзии, в прозе о Бабьем Яре от лица жертвы писала только Людмила Титова: ее рассказ «Ханна» впервые был опубликован спустя 20 лет после написания, в 2006 году.
5 октября 1991 года установлен первый еврейский памятник в Бабьем Яре. После долгих лет в советской парадигме «сионистской пропаганды трагедии Бабьего Яра» и отрицания еврейской национальной трагедии в этом контексте евреи получили право на свое место памяти. Символом этой памяти стала менора. Поэтому и в стихах о Бабьем Яре в 1990‑х годах часто можно встретить образ семисвечника. Стихотворение Исаака Чеповецкого и называется «Менора»:
Менора стала местом притяженья.
Сюда — потоки тысячи людей,
Чтоб прикоснуться, хоть на полмгновенья,
К отцовской боли, к боли матерей.
Из года в год — почти что полстолетья —
Свою свечу, что я зажег в груди,
Несу сюда… Дай Б‑г, чтоб наши дети
Не позабыли этого пути.
Образ меноры присутствует в поэзии Риталия Заславского. Стихотворение 1992 года начинается и закольцовывается строками:
Собираются евреи у меноры —
И еврейские заводят разговоры.
В целом стихам 1990‑х годов уже характерен фокус на еврейской тематике. Яркий пример — стихотворение Татьяны Чайка «Послание из Бабьего Яра»:
Чтобы вечно наша звезда
Восходила среди людей,
Чтобы никто, нигде, никогда
Не страшился, что он — еврей.
И когда от этих могил
Вы вернетесь в свой теплый дом,
Вспомнив тех, кто до вас не дожил,
Вы услышите наше «Шалом».
Более того, встречаются библейские мотивы, инкорпорированные в сюжет о Бабьем Яре. В частности, стихотворение Гелия Аронова «29 сентября»:
Мне желтую звезду — кленовый ломкий лист —
вручает на ходу сентябрь‑авангардист.
Еврейский новый год, в один из этих дней
закружит хоровод невидимых теней.
А бабье лето льет сусальный листопад.
О, праведнейший Лот, не оглянись назад!
Там за спиною залп и пламени язык,
взгляни — и станешь столп, и превратишься в крик.
Тебе дано сполна по праведным делам,
но там твоя жена, и ваши дети там.
В 2000‑х годах заметной становится тема банализации и оскорбления памяти о трагедии Бабьего Яра. Пример тому — стихотворение Шуламиты Чепела «Бабий Яр», которое поэт посвятила «своему народу и украинским подросткам, играющим в футбол под черным памятником Бабьего Яра»:
Футбольный мяч летает по поляне.
Летает мяч. Ну что же, надо жить.
А там, совсем недалеко, под нами,
В безмолвьи жутком мой народ лежит.
Еще одним произведением‑манифестом стал «триптих» Павла Нерлера, в котором он критикует паломников‑хасидов в Умани за то, что они не посещают мемориал «Бабий Яр»:
…Только Умань и в ус не дует,
Отбивает молитвенный шаг.
И хасидский трансфер минует,
Не заедет на тот овраг.
Наконец, в поэзии второго десятилетия XXI века появляется дискурс о коллаборационистах в контексте Бабьего Яра, который в советские годы замалчивался. Новатором здесь становится Семен Чудновский, написавший стихотворение «Послекиевская»:
Б‑жья милость на плечи, не поверишь, но Изя остался живой,
Ночью вылез из яра и вернулся домой.
А соседка‑полячка его обняла, приняла,
а потом донесла, на него донесла, вот такие дела.
В стихотворении Давида Кладинского «Тревожная тишина над Бабьим Яром» можно встретить и нарратив о неонацизме:
Крещатик… Год две тысячи седьмой.
Парад нацистов… Киев, что с тобой?!
Идут они со вскинутой рукой —
по нашей, не берлинской, мостовой.
О поэтических тенденциях 2020‑х годов говорить пока сложно, поскольку новых нарративов в написанных в наши дни стихах еще не возникло. Однако поспешно было бы считать, что язык поэзии больше неактуален для рефлексии трагедии Бабьего Яра. Благодаря возможности онлайн‑публикации стихотворений (а такие Полян тоже включил в свою антологию) современные поэты, которые выбирают темой трагедию Бабьего Яра, не ограничивают себя проверенными нарративами, но все чаще обращаются к этой теме в целях выстраивания актуальной политики памяти.