Жизнь и смерть еврейского театра. Факты семейной биографии Часть 19
Еврейский табор
...Я приехал в Ярославль для постановки программы в цыганском ансамбле "Идущие за солнцем". В те времена различные эстрадные коллективы не могли существовать сами по себе. Они должны были быть приписаны к какой-нибудь филармонии, быть на её бюджете и приносить ей доходы. Меня повели в репетиционный зал, чтобы познакомить с коллективом и его руководителем. Я увидел восседающего в кресле пожилого чернобородого человека, державшего руки на массивной, шишковатой, цвета красного дерева палке с причудливой ручкой в виде то ли дракона, то ли змеи. Очень колоритный тип - настоящий цыганский ром баро.
- Александр Сиротин, - представился я, - режиссёр Москонцерта.
- Директор ансамбля Борис Гуревич, - ответил он хриплым голосом.
"Вот так цыган!", - подумал я. Позже узнал, что артисты ансамбля называли его "Змей Гуревич". Но в этом прозвище не было ненависти или страха, какой вызывал персонаж русских народных сказок Змей Горыныч, а было уважение, даже восхищение. Я потом убедился, что Гуревич держал артистов железной рукой. Он был им и строгим судьёй, и отцом родным, устраивая их личные дела, спасая от бед, в которые они попадали.
- С артистами, а тем более с цыганскими, иначе нельзя, - признался он мне в момент откровенности.
В коллективе оказались не только цыгане. Молодой танцор Коля был русским, полюбившим цыган и убежавшим из дома в табор. Там, в таборе, научился играть на гитаре, петь и замечательно танцевать. Были две полукровки, у которых папа цыган, мама украинка. Моя мама - еврейская актриса - обожала цыганские песни, с детства водила меня в театр "Ромэн". Вообще история отношений евреев и цыган очень интересная, особенно у актёров.
Ведь создал первый в Советском Союзе московский профессиональный цыганский театр Моисей Исаакович Гольблат, ученик Грановского, друг и партнёр Михоэлса, актёр и режиссёр Государственного еврейского театра. Гольдблат играл вместе с Михоэлсом в немом кинофильме "Еврейское счастье", снятом Алексеем Михайловичем Грановским в 1925 году. Титры к фильму написал Исаак Бабель. Художник - Натан Альтман, музыка Пульвера, один из операторов - Тиссэ. Очаровательный по своей наивности и трогательности фильм.
Работая в ГОСЕТе, Гольдблат собрал небольшую группу молодых цыган, мечтавших стать когда-нибудь профессиональными артистами. Любительский кружок очень скоро превратился в театральную студию, а затем в театр, создание которого одобрил сам народный комиссар просвещения Луначарский. Моисей Исаакович Гольдблат привёл в цыганский театр из ГОСЕТа художника Тышлера, композитора Крейна. Даже главным администратором театра стал актёр ГОСЕТа Исай Давыдович Файль. Заведующим музыкальной частью стал тоже еврей, скрипач оркестра Большого театра, композитор Семён Михайлович Бугачевский.
Он оказался энтузиастом цыганского музыкального форльклора: собирал, записывал и обрабатывал народные песни цыган, а затем издал первый в мире сборник цыганских песен. Гольдблат ставил спектакли на цыганском языке. В этом ему помогал заведующий литературной частью, драматург Иван Иванович Ром-Лебедев.
В 1935 году Гольдблат, вместе с кинооператором Евгением Шнейдером, поставил художественный фильм на цыганскую тему "Последний табор" с Николаем Мордвиновым и Лялей Чёрной в главных ролях. В фильме снимались актриса театра имени Вахтангова Мария Давыдовна Синельникова, у которой я потом учился в Щукинском училище, и артист МХАТа Михаил Михайлович Яншин, обожавший цыганские романсы, женившийся на Ляле Чёрной и возглавивший театр "Ромэн" после Гольдблата. Фильм "Последний табор" имел колоссальный успех у зрителей в СССР.
Моя мама и её сёстры Бася и Майя очень любили песни из этого фильма. Когда бывшие актеры ГОСЕТ собирались вместе, то иногда, под настроение, мама запевала низким голосом: "Ой, расскажи, расскажи, бродяга, чей ты родом, откуда ты", и после запева вступали Соня Биник и Эли Трактовенко: "Ах, да я не помню, ах, да я не знаю, ромалэ"... После Яншина много лет возглавлял "Ромен" режиссёр Семён Аронович (Аркадьевич) Баркан, который не только ставил спектакли, но и готовил актёрскую смену для цыганского театра. А ещё московские евреи гордились успехами замечательного актёра Бориса Ташкентского, которого считали вторым после Николая Сличенко. "Ташкентский" - это сценический псевдоним Бориса Рошелевича Мордухаева, представителя очень уважаемого среди бухарских евреев рода. Позднее цыганским артистом стал младший брат Бориса Семён Чунгак (Мордухаев).
...Цыганский ансамбль "Идущие за солнцем" поехал на гастроли в Сочи. Меня попросили поехать с ними, чтобы в первой половине дня репетировать новую программу. В гостинице встречаю Елизавету Борисовну Ауэрбах, автора-исполнителя коротких юмористических рассказов. Узнав, что я работаю с цыганскими артистами, попросила разрешения заглянуть на репетицию на пару минут. Елизавета Борисовна, бывшая актриса МХАТа, очень популярная на эстраде тех лет, скромно села в дальнем углу зрительного зала, чтобы незаметно уйти, да так и просидела часа три.
- Обожаю цыганское искусство, - призналась она мне после репетиции. - Слушать их песни, смотреть их танцы - это такое удовольствие!
Действительно, многие цыганские артисты - актёры не по образованию, а по рождению. Свободе поведения на сцене - этому обязательному предмету в театральных институтах - цыган учить не надо. Они свободны и естественны от природы. Я не встречал у них страха выхода на сцену, боязни публичных выступлений. Цыганские женщины удивительно пластичны. Это врождённый талант, который, по словам Шолом Алейхема, как деньги: либо есть, либо нет.
К сожалению, репетиционный период из-за ежевечерних, а иногда и дневных концертов ансамбля затянулся, вышел из графика моего месячного отпуска. Я должен был вернуться на работу в Москонцерт и попросил знакомого ещё по режиссёрскому факультету Щукинского училища Артура Вишневецкого закончить мою работу.
...Ещё одним примером еврейско-цыганского союза, на этот раз брачного, оказалась пара, которую я встретил уже в Нью-Йорке. Это скрипичный дуэт супругов Нины и Исаака Данченко. Замечательные музыканты завоевали в Москве звание Лауреатов Всемирного конкурса цыганского искусства. Исаак, которого жена и друзья в неформальной обстановке зовут Изей, родом из Бобруйска, выпускник Минской консерватории, призёр московского Национального конкурса молодых исполнителей. Нина тоже окончила консерваторию в Минске.
Создав дуэт, работали в Рижской филармонии, затем в московском цыганском театре "Ромэн". Эмигрировав в США, объездили с концертами всю Америку и как солисты, и как аккомпаниаторы звёзд американской эстрады. Если Нина оказывалась свидетелем малейшего неуважения к евреям, малейшего проявления антисемитизма, то давала отпор со всей цыганской страстью. То, что евреи работали цыганами, я видел многократно, но чтобы цыгане работали евреями, такого не встречал.
Кстати, уместно вспомнить, как великолепно сыграл цыгана актёр Михаил Козаков в кинофильме 1958 года "Трудное счастье" режиссёра Александра Столпера по рассказу Юрия Нагибина "Трубка". Вообще в судьбе Михаила Михайловича Козакова есть нечто цыганское: он кочевал из одного московского театра в другой, потом перекочевал в Израиль, вернулся в Россию и опять уехал в Израиль, где скончался в возрасте 76 лет. Он обладал многими талантами, в том числе талантом перевоплощения. Всю жизнь - в поиске своего места. И успокоился в Израиле. Здесь почему-то вспомнились слова из песни Бориса Прозоровского на стихи Виктора Маковского: "Не вспоминайте меня, цыгане! Прощай, мой табор, пою в последний раз!".