Юрий Фридман-Сарид
О "поправке о внуках" и не только
В последние дни, в связи с формированием нового правительства, вновь начались острые дискуссии по поводу возможной отмены поправки 1970-го года к ЗОВу, «Закону о Возвращении», по которой внук еврея получил право на репатриацию в Израиль – такое же право, как и любой еврей.
То есть, условно говоря, сейчас внук еврея, зачастую не видевший в глаза своего деда, да и вообще недавно узнавший о его еврействе – а таких случаев предостаточно – имеет право на репатриацию вместе с женой и несовершеннолетними детьми (и общими – и, разумеется, детьми от предыдущего брака жены, если такие есть). А впоследствии он или его супруга еще могут привезти в Израиль своих одиноких родителей – как «гуманитарный случай».
И воспользовавшихся всеми этими правами с начала 90-х – многие и многие тысячи...
В социальных сетях началась истерика. Возмущенные противники отмены поправки вновь вспоминают давно и многократно опровергнутый миф о том, что такой ЗОВ якобы является зеркальным отражением Нюрнбергских расовых законов нацистской Германии – при этом они явно не имеют понятия ни об истории принятия ЗОВа и его дополнений, ни о самих Нюрнбергских законах...
(Для интересующихся:
* «Нюрнбергские законы, Закон о возвращении и решения Верховного суда Израиля»
* «Все, что вы хотели знать о Законе о возвращении, но стеснялись спросить»)
Сторонников отмены поправки эти возмущенные, не стесняясь, именуют «расистами/нацистами, подсчитывающими процент еврейской крови» – и много пишут о том, как самоотверженно внуки евреев и их дети, четвертое поколение, служат в ЦАХАЛе и какой вклад вносят они в хайтек, в культуру и в другие стороны израильской жизни. В отличие от... («досов», «пейсатых», «черных лапсердаков» и т.п. – уничижительных эпитетов для харедим у возмущенных предостаточно).
Давайте разбираться.
Вам не приходит в голову, что «Закон о Возвращении», в любой версии – с этой поправкой или без – все равно сводится к «подсчету процентов еврейской крови»? Как и любой закон о репатриации в любом государстве, принимающем своих соплеменников – этнических немцев – в Германию, греков – в Грецию и т.п.
Что с тем же успехом можно требовать права на репатриацию в Израиль для потомков евреев не в третьем, а хоть в седьмом поколении – но и в этом случае речь будет идти о «подсчете процентов еврейской крови». И никак иначе.
И почему-то возмущающиеся этим «подсчетом» не возмущались им тогда, когда репатриировались сами – а, наоборот, старательно собирали документы, подтверждающие этот самый требуемый «процент». Не возмущались, когда эти документы в консульстве предъявить попросили.
И консула израильского, который эти документы изучал, не назвали тогда в лицо «нацистом» наши возмущенные – хотя его работа, в сущности, именно в этом и заключается: проверять процент еврейской крови, дающий право на репатриацию.
Возмущаться они начали уже здесь – приехав сюда по такому «расистскому» ЗОВу и получив в аэропорту гражданство, корзину абсорбции, медицинскую страховку и прочие положенные репатриантам права и льготы.
А теперь – опровергну то, что написал выше. О подсчете «процента крови».
Потому что на самом деле речь в «Законе о Возвращении» – не о проценте крови, а о самоидентификации. Кем человек себя считает – евреем, русским, узбеком или кем-то еще.
О самоидентификации, которую невозможно определить в законе – но которая в высокой степени коррелирует с происхождением.
У «половинок» – у тех, у кого один из родителей еврей – вероятность еврейской самоидентификации весьма и весьма высока. Поскольку выбирают люди свою национальную самоидентификацию в смешанных семьях по национальности одного из родителей.
А вот у внуков евреев вероятность эта близка к нулю. Знаком был, и сейчас знаком, со многими: ни одного не встречал, кто считал бы себя евреем. Да и о еврействе дедушки или бабушки, помнится, сообщалось в Союзе доверительно и по случаю. Не афишировалось. И в Израиле ни сами эти внуки – ни, тем более, приехавшие «на них» члены их семей – евреями себя, разумеется, не считают и никакой связи с еврейством не ощущают.
О какой «репатриации» – возвращении на историческую родину – в этом случае вообще может идти речь?
Специально подчеркну: не о внуках евреев, которые сюда несовершеннолетними в составе смешанных семей приехали, речь идет – а о взрослых людях, которые вдруг о еврейском дедушке своем вспомнили или же вообще только сейчас узнали. После старательного поиска в архивах – а вдруг найдется?
Поправка 70-го года принималась в другой совершенно ситуации – когда гэбуха в Союзе издевательски соглашалась выпускать семьи «отказников», но не их самих. Дескать, мы разрешаем еврейскую репатриацию, но вот данный конкретный гражданин – носитель государственных секретов, и выехать не может. А семейство его – ну что ж, пускай едет.
Вот для таких немногих случаев, чтобы уехать могли хотя бы члены семьи «отказника», и была принята эта поправка. И если в те годы, когда для выехавших из Союза по израильской визе были открыты США, внук еврея все-таки ехал не туда, а в Израиль – в его еврейской самоидентификации можно было не сомневаться.
Сейчас все это – в далеком прошлом. А вот поправка к ЗОВу – осталась. И приехавших по ней в Израиль людей, никак не идентифицирующих себя с еврейским народом – многие и многие тысячи...
А теперь – другой аргумент. О том, как самоотверженно служат эти внуки евреев и их потомки в ЦАХАЛе и сколько пользы приносят они Израилю.
Все так. И в ЦАХАЛе служат добросовестно, и пользу Израилю приносят несомненную. Многих таких знаю и уважаю.
Есть у нас и другие неевреи, которые и в ЦАХАЛе служат, и налоги платят, и пользу Израилю приносят – друзы, например, или черкесы. Достойнейшие наши граждане.
Только вот не приходит ни друзам, ни черкесам в голову требовать права на репатриацию в Израиль для других своих соплеменников, зачастую и родственников. Потому что очень хорошо понимают они, и принимают, как должное, тот факт, что Израиль – это национальное государство еврейского народа.
Повторю. Национальное. Государство. Еврейского. Народа.
На этом остановимся поподробнее.
Можете ли вы себе представить, чтобы эти самые друзы или черкесы израильские начали возмущаться тем, что в шабат автобусы не ходят и поезда не ездят? Что осенью – праздники сплошные и конторы государственные не работают, а в Йом Кипур вся страна останавливается? И что к этому дню с уважением относиться следует – на машине в еврейские мошавы и города не ездить и шашлык там не жарить? Чтобы друзский, скажем, кандидат в депутаты строил свою предвыборную кампанию на том, что «досы пейсатые» и в армии не служат, и не работают – а живут, понимаешь, и жируют за их счет?
И вообразить такое невозможно!
Потому что, повторю, принимают они Израиль, как национальное государство еврейского народа – со всеми нашими еврейскими заморочками. И благодарны за то, что живут здесь и являются полноправными гражданами, и не считают себя вправе лезть во внутриеврейские дела. И во все, что отражает еврейский характер Еврейского государства.
Вот с этим пониманием и принятием Израиля, как национального государства еврейского народа, а тем более – с благодарностью этому народу за возможность здесь жить и пользоваться всеми правами и возможностями – у очень многих приехавших сюда из нашей общей доисторической есть большие проблемы...
Я не буду распространяться на тему «имперской ментальности», но очень уж многие выходцы из бывшего СССР, принадлежавшие там к государствообразующей нации, напрочь отказываются понимать, что Израиль – это, повторю еще раз – национальное государство еврейского народа, а не одна из республик б.СССР и даже не маленькие США.
Совершенно искренне, кстати. Просто не в состоянии это осознать и принять.
Кстати, наблюдал то же самое в Прибалтике, когда после развала СССР русские вдруг оказались меньшинством в национальных государствах, русский язык перестал быть государственным, а в Латвии и Эстонии для получения гражданства еще и экзамен по языку и истории сдавать потребовалось. Многие до сих пор, после стольких лет, с этим не смирились – но и уезжать оттуда в Россию не желают. Так в статусе «неграждан» и остались.
Но там, по крайней мере, люди оказались в этом положении не по своей воле, да и перегибов со стороны властей молодых прибалтийских государств хватало – а в Израиль-то ехали по своему хотению, старательно собирая документы о том самом пресловутом «проценте крови»...
А по приезде – начинаются проблемы: здесь, оказывается, все по-еврейски, а не по-людски устроено! Праздники ихние, понимаешь, шабаты всякие да кашруты, да синагоги с раввинатами... и прочая, и прочая, и прочая... Ну все не как у людей!
В последние годы, конечно, полегче стало. Можно уже жить в «русском» гетто и с «местными» почти не общаться. В «большой Израиль» выходить лишь по крайней необходимости.
«Русские» детсады, откуда дети в школу идут, пары слов на иврите не зная.
«Русские» фирмы и предприятия, где все по-русски говорят и знания иврита от работников никто не требует.
«Русские» магазины, где привычными продуктами можно отовариваться без всякого, понимаешь, кашрута – и обслуживание тоже родное такое, душевное.
И газеты «русские», и радио, и телевидение – 9 канал.
Где все, что тебе об Израиле знать потребно – напишут, расскажут и покажут. А о чем не напишут и не расскажут – того и знать не надо...
И социальные сети, где этих самых «израильтосов» да «досов» ненавистных высмеять да облаять можно, душу отвести...
...Сколько таких приехало сюда – и просто чуждых всему еврейскому, и тех, кого все еврейское раздражает, да и антисемитов убежденных. Об антисемитских инцидентах в Израиле, об антисемитских постах и комментариях на русском языке в социальных сетях – от сограждан наших с израильскими теудат-зеутами! – написано много, повторяться не буду. Знают, что гражданства их за это никто не лишит и из Израиля не выставит – в голову прийти не могло отцам-основателям, что такие вот сюда «репатриируются»...
Здесь уместно, думаю, еще один аргумент привести, которым возмущенные кроют:
– А что, фалашмура эфиопские лучше? Они тоже неевреи! Почему именно на «русских» внуках зациклились?
Отвечу. И привоз в Израиль фалашмура тоже считаю ошибкой. Только ЗОВ здесь ни при чем: привозят их каждый раз по решению правительства. И масштабы этой «алии» в кавычках несопоставимы с количеством уже приехавших и продолжающих ехать сюда по упомянутой поправке из нашей доисторической; и с принятием Израиля, как национального еврейского государства, у фалашмура проблем нет. И слово «жиды» от них в Израиле не услышишь, и свастику на синагоге не нарисуют. В отличие от...
Но вернемся к тем внукам-правнукам, кто и в ЦАХАЛе честно служит, и работает – налоги платит и пользу Стране приносит несомненную, но никакой связи с еврейством не ощущают (тот, кто эту связь всерьез почувствовал – гиюр проходит и евреем становится). Достойные наши сограждане, уважаю и ценю.
Только все-таки Израиль, уж извините великодушно – не государство хороших и полезных людей, готовых служить в ЦАХАЛе и работать на благо Страны, а Еврейское государство. Государство тех, кто свою принадлежность к еврейскому народу, даже и не будучи евреем по Галахе, ощущает – и тех, кто свою жизнь и судьбу с нами семейными узами связал и признает Израиль именно таким: национальным государством еврейского народа. «Мой народ – твой народ...»
А иначе и ЗОВ отменять нужно, и весь проект Еврейского государства закрывать.
Есть, кстати, и сторонники такой идеи: в современном мире существование национального государства – нонсенс, и надо нам становиться «нормальным» западным государством. Как у всех. И вместо «Закона о возвращении» – иммиграционное законодательство ввести.
Согласился бы – если бы и история народа нашего еврейского была, «как у всех»... Только вот не такая она, как у всех, очень уж не такая... И для знающего нашу историю человека вопрос о том, оставаться ли Израилю национальным государством или стать, «как все» – просто не стоит. Единственный наш шанс на выживание...
(О Завете нашем со Всевышним и данных еврейскому народу заповедях не упоминаю намеренно – не для всех это является аргументом. А тех, кто в это верит – и убеждать ни в чем не нужно).
Так что поправку 70-го года пора отменять. Давно пора.
Потому что по факту возникло в Израиле еще одно национальное меньшинство. В дополнение к уже существующим. Которое вполне может потребовать для себя национального самоопределения, да и не только – кто не слышал о проекте «русский мир», может погуглить.
Что касается хороших людей – рады будем в гости принять. И в ЦАХАЛе, надеюсь, недобора не будет. А особо ценные для Страны специалисты могут приезжать и работать по контракту. За хорошие деньги.
Снова подчеркну: не о внуках евреев, которые сюда несовершеннолетними в составе смешанных семей приехали, речь идет – а о взрослых, вдруг о еврейском дедушке вспомнивших. И не о том – хас вэ-халила! – чтобы тех, кто по поправке этой уже приехал, обратно отправить – а ведь и этим уже отдельные комментаторы пугать начали! (Для напуганных: закон обратной силы не имеет – даже если и пишется справа налево. Так что можете не бояться.)
С уже приехавшими по поправке «плавильный котел» наш израильский, думаю, справится. Хотя он уже перегреваться начал.
А может и взорваться...
Дом, 11.202