среда, 10 апреля 2024 г.

Союз обрезания: особенности соблюдения заповеди в СССР

 

Союз обрезания: особенности соблюдения заповеди в СССР

Составители Евгений ЛевинИшайя Гиссер 9 апреля 2024
Поделиться79
 
Твитнуть
 
Поделиться

Появление ребенка на свет — радостное и значимое событие для каждой семьи. В том, как сложится его жизнь, — немалая доля ответственности родителей, в частности, в их подходе к соблюдению традиций предков и наиболее важных заповедей. Для еврейского народа одной из таковых является брит мила. Как подготовиться к проведению обрезания? Когда совершается обряд? Кто должен принять в нем участие? Ответы на эти и другие вопросы — в книге  «Добро пожаловать! Законы первых лет жизни, заповедь брит мила, словарь еврейских имен». Мы публикуем фрагмент книги.

Особенности соблюдения заповеди обрезания в СССР

Заповедь обрезания стараются соблюдать все евреи, даже не слишком религиозные. К сожалению, в двадцатом веке из этого правила было одно исключение. Как нетрудно догадаться, речь идет o Советском Союзе.

Буквально с первых же дней советской власти большевики повели решительное наступление на религию и «религиозные» предрассудки, а значит, и на иудаизм и заповеди Торы. Обрезание при этом вызывало у них особенную неприязнь: во‑первых, оно казалось варварской ненужной медицинской процедурой, потенциально опасной для здоровья и даже жизни ребенка. А во‑вторых и в‑главных, в «завете Авраама» коммунисты видели знак еврейской избранности и исключительности, то есть считали это помехой их политике интернационализма и строительства нового общества, в котором люди будут «без России, без Латвии, жить единым человечьим общежитьем». «Вы считаете, что обрезание — нужная операция, потому что таким образом на теле еврея остается на всю жизнь знак, отличающий его от других народов. Тем самым вы за отчуждение народов, а не за дружбу между народами», — откровенно писал ветеран еврейской атеистической пропаганды Моисей Альтшулер .

На обрезание обрушилась вся мощь советской пропагандистской машины. Десятки брошюр (на идише и на русском), лекции, общественные суды над моѓелями (моэлями) с участием уважаемых врачей и учителей должны были убедить евреев отказаться от «варварского предрассудка».

Поскольку контрпропаганда была практически невозможна, антирелигиозная агитация понемногу делала свое дело, хотя порой поборникам еврейской традиции удавалось посрамить воинствующих безбожников. Например, в 1928 году в Одессе устроили общественный суд над старым, уважаемым в городе моѓелем Бибергалом. После того как несколько известных детских врачей‑евреев один за другим расписывали вред и опасность обрезания, «обвиняемый» попросил слово и произнес:

 

Что я могу сказать? Операция, которую я делаю, очень быстрая, чик и готово. Я считаю, что моя речь должна быть не дольше этой операции, однако из уважения к публике скажу несколько слов. Взгляните, кто сидит на сцене: сплошные светила! Вот профессор Зильбербег — медицинское светило, его знают даже в Чикаго и Филадельфии. Если нужна серьезная операция, люди едут к нему в Одессу даже из «отсталой» Америки! Если у вас проблемы с сердцем, вы бежите к другому доктору, профессору Бухштабу, сегодня он тоже здесь. А если у вас заболел ребенок, вы идете к Тартаковским — оба Тартаковских, отец и сын, тоже сегодня здесь. Председательствует же сегодня доктор Циклис. Когда два моих внука заболели скарлатиной, я отвез их в больницу, и доктор Циклис замечательно заботился о них (как и о всех остальных детях) — лучше, чем я, их дедушка! И вот, все эти уважаемые люди сегодня сказали, что то, что я делаю, — вредно. Ну, если такие светила настаивают, значит, так оно и есть. Но будем справедливы: вот что я вам хочу сказать — я смотрю на вас, почтеннейшая публика, и вижу, что девять десятых из вас — моя работа! И вот я хочу спросить вас и ваших подруг: кому кажется, что я сделал ему хуже?

 

По словам очевидца, через секунду публика разразилась хохотом, аплодисментами и криками: «Браво, Бибергал!» Общественный суд был сорван .

Впрочем, большевики не ограничивались только пропагандой и разъяснительной работой, поскольку твердо верили, что добрым словом и пистолетом можно добиться много большего, чем просто добрым словом. Правда, формально обрезание в СССР никто и никогда не запрещал. Однако моѓеля всегда можно было привлечь за незаконную медицинскую деятельность, нарушение санитарно‑гигиенических правил или причинение вреда ребенку. К примеру, в 1931 году в Минске предстал перед судом моѓель Йона Радунский, обвиненный, во‑первых, в том, что обрезал младенца без ведома отца, а во‑вторых, в том, что ребенок через некоторое время умер из‑за открывшегося кровотечения .

Порой обвинение звучало совершенно абсурдно. К примеру, моѓелю из местечка Озаричи Бобруйского уезда Гиршу Пинскому, приговоренному к трем годам лишения свободы, было предъявлено следующее абсурдное обвинение: «Обрезание ребенка, который после брит мила умер… от воспаления легких» .

Аналогичный случай имел место уже в позднебрежневские времена в Махачкале, где вскоре после обрезания мальчик умер от простуды: совершившего обряд раввина приговорили к трем годам заключения .

Множество моѓелей пали жертвой большого террора 1937–1938 годов. Уже в декабре 1937 года сообщалось, что обрезание стало очень затруднительным делом в связи с массовыми арестами . Многие арестованные были казнены. Так, 20 марта 1938 года вместе с десятью другими еврейскими религиозными активистами был приговорен к высшей мере наказания моѓель Ицхак Раскин. 9 апреля 1938 года он был расстрелян на Левашовской пустоши .

Серьезные неприятности могли ждать не только моѓеля, но и родителей, особенно если они состояли в партии, работали в сфере образования или занимали важные посты. К примеру, когда жена минского коммуниста Горлина без ведома мужа обрезала сына, партийная ячейка поставила ему ультиматум: развод или исключение из партии .

Кроме того, время от времени в стране развертывалась очередная антирелигиозная кампания. И тогда власти начинали преследовать и наказывать за то, на что «в мирное время» могли смотреть сквозь пальцы. Одна из самых масштабных кампаний такого рода пришлась на последние годы правления Никиты Хрущева. Для советских верующих, в том числе евреев, она стала серьезным ударом: в стране были закрыты сотни культовых сооружений, в том числе более ста (по другим сведениям, более трехсот) синагог. В Черновцах, Виннице, Барановичах, Оренбурге, Иркутске, Свердловске, Казани, Львове, Каунасе, Грозном и многих других городах синагог не осталось вовсе . Кроме того, в центральной и местной прессе была развернута мощная кампания против некоторых религиозных обрядов, в том числе обрезания.

В разных регионах борьба с обрезанием протекала с разной интенсивностью. В Грузии и Средней Азии власти были более терпимы, поэтому даже в разгар антирелигиозной кампании евреи этих общин, за редким исключением, обрезали своих сыновей, не скрывая этого. Несколько раввинов из Бронкса, посетивших в те годы СССР, побывали на обрезании в Кутаиси, где на церемонии в синагоге присутствовало более пятисот гостей .

Однако в европейской части СССР власти вели себя последовательнее и энергичнее. Поэтому здешние евреи, намеревающиеся обрезать сына, должны были действовать максимально скрытно, дабы не привлечь внимания «хороших и верных товарищей». Сделать это было достаточно трудно. Скрыть обрезание было невозможно — факт выплывал наружу после первого же врачебного осмотра. А дальше все зависело от «сознательности» медработников и ретивости местного начальства.

Одной из жертв доноса стал черновицкий моѓель Шехтер. После сделанного им обрезания у мальчика началось небольшое кровотечение, испуганные родители не смогли найти Шехтера — в это время он делал обрезание на другом конце города — и вызвали «скорую помощь». Врач остановил кровь, выяснил, что ничего страшного не произошло, и отбыл восвояси. Однако шофер «скорой» решил, что тут дело нечисто, и донес куда следует. Началось следствие, Шехтера арестовали за незаконную медицинскую деятельность, а вскоре в местной филармонии был организован общественный суд, который во всех подробностях описала местная газета «Радяньска правда». Сломленный предварительным заключением, Шехтер пообещал навсегда покончить с «варварским ремеслом» и даже призвал молодых родителей не отдавать своих маленьких детей «в грязные руки моэлей» .

Отсутствие у моѓелей должной медицинской подготовки и профессиональных знаний являлось постоянной темой советской антирелигиозной пропаганды. Так, в «Гомельской правде» от 24 июня 1960 года был опубликован донос на Шмуэля‑Гершона Шмаевича‑Соркина, шохета из белорусского местечка Новобелицы, который, вернувшись из эвакуации в 1945 году, не только продолжил заниматься ритуальным убоем, но и стал делать обрезание. Не стесняясь в выражениях, журналист назвал Соркина шарлатаном, не знающим основ медицины.

Другим излюбленным мотивом антиклерикальной пропаганды была «алчность моэлей». На упомянутом выше процессе в Черновцах несчастного Шехтера заставили провозгласить, что он занимается обрезаниями исключительно в силу того, что не умеет делать ничего другого. Шмуэля Соркина газета обвиняла в том, что за каждую операцию в Гомеле, Жлобине, Речице и Рогачеве он брал не менее 150 рублей (15 рублей на послереформенные деньги). Саратовский журнал «Коммунист» (ноябрь 1961 года) утверждал, что приезжие моэли (по выражению журналиста — «подпольные гастролеры») Заславский и Зингер требуют за операцию от 300 до 500 рублей, а также оплату питания и дорожных расходов.

На первых порах борьба с обрезанием была не слишком успешной. Еврейские массы, включая значительную часть «сознательных рабочих» и даже коммунистов, не желали отказываться от многовековой традиции. Как жаловался в 1927 году минский партийный деятель, обрезание детей среди фабричных рабочих и даже членов партии все еще носило «хронический характер <…> это подлинная эпидемия» . Однако постепенно массированная пропаганда и террор в сочетании с ассимиляцией и отсутствием еврейского образования делали свое дело: чем дальше, тем больше советских еврейских мальчиков оставались необрезанными. Так что уже в тридцатые годы один из выпускников хабадской ешивы «Томхей тмимим» горько жаловался в письме уехавшему в Америку товарищу:

 

В моей голове все время возникает один вопрос: как можно быть здесь религиозным евреем? Здесь нет кошерного мяса, невозможно соблюдать субботу, нет микв, нет хедеров. Скоро не останется синагог, поскольку праздники, новомесячья и субботы уничтожены. Среди нас есть множество необрезанных… 

 

Израильский журналист Бен‑Ами, в 1950‑х годах побывавший в СССР, приводит характерную реплику старого еврея из маленького причерноморского городка:

 

Мой внук, еврейский мальчик, не обрезан. Но что можно сделать, у нас в городе нет моэля, а сын боится ехать с ребенком в большой город и искать подпольного.

 

Несколькими годами позже другой израильский журналист беседовал с ленинградским моѓелем, заявившим, что счастлив, если делает обрезание два‑три раза в неделю. Еврейское население Ленинграда насчитывало в 1959 году 165 тысяч человек; по статистике, в среднем в городе должно было рождаться 30 еврейских мальчиков в неделю. Иными словами, не больше пяти процентов еврейских мальчиков вступали в те годы в завет праотца Авраѓама.

Тем не менее советской власти полностью так и не удалось уничтожить традицию обрезания. Некоторые евреи обрезали своих сыновей тайно, как, например, герой книги Эли Визеля «Евреи молчания»:

 

Как‑то утром кто‑то постучал в дверь еврея, который на протяжении многих лет тайно и с большим риском делал еврейским мальчикам обрезание — вводил их в завет праотца Авраѓама. Его жена открыла дверь и увидела русского полковника. «Здесь живет товарищ К.?» Напуганная женщина сказала «да». Офицер заявил, что должен говорить с ее мужем. «Я слышал, что вы моэль, это так?» Хозяин пробовал отрицать. «Не тратьте времени». Офицер потребовал, чтобы хозяин оделся; жена сложила в портфель его личные вещи. «Возьмите с собой инструменты!» — приказал полковник. Они сели в армейскую машину, и еврею завязали глаза. Они ехали около получаса, затем вышли. Полковник открыл дверь и снял с его глаз повязку. Они находились в хорошо обставленной квартире. В кровати лежала женщина, рядом стояла люлька. «Вы должны обрезать моего сына», — сказал полковник. Церемония заняла пять минут. Отец спросил о плате, но моэль отказался взять деньги. Однако полковник не хотел и слушать и вручил ему двадцать пять рублей и две бутылки водки. Затем он снова завязал моэлю глаза и отвез его домой.

 

Нередко инициатива обрезания исходила от представителей старшего поколения, дедушек и бабушек, часто вопреки протестам более «сознательных» родителей ребенка. Так что диалог двух пожилых евреев, приведенный в одной из книг вышеупомянутым «научным атеистом» Альтшулером, можно считать достаточно типичным:

 

— Внуки у вас есть?

— Есть внук и внучка.

— Внук обрезан?

— Вы наступили на мою самую чувствительную мозоль. Говорят обычно: любимая мозоль. Но я даже в шутку не могу назвать ее любимой. Из‑за нее мой зять чуть не развелся с моей дочерью. А мой зять — бывший партизан, человек с золотыми руками и бриллиантовым сердцем. Когда он узнал, что мы над его сыном, над нашим внуком, который носит имя отца моей жены, совершили обряд обрезания, он уложил в чемодан свои вещи и ушел. Я вам не стану рассказывать, сколько слез пролила моя дочь, пока мы его увидели в нашем доме. Сейчас они живут отдельно от нас. И он, зять наш, на порог не пускает мою жену, свою тещу. Проделала операцию (я говорю об обрезании) она, моя жена. Самую операцию сделал моэль, но организатором была она, моя жена .

 

Кстати, стоит отметить, что протесты «сознательных» родителей нередко были хорошо продуманным спектаклем, призванным свалить вину за «религиозный предрассудок» на «несознательных» пожилых родителей, с которых взятки гладки. Аналогичным образом в СССР поступали многие христиане, которые хотели крестить своих детей.

Еврейское возрождение, начавшееся в СССР в 60–70‑е годы двадцатого века и принимавшее разные формы, от борьбы за выезд в Израиль до возвращения к религиозным корням, привело к значительному увеличению числа обрезаний в соответствующих кругах. Дело это было достаточно опасным. «Подпольное обрезание в СССР — готовая статья, если не две‑три статьи. Это и незаконная медицинская практика, и причинение вреда здоровью, и проведение религиозного обряда вне культовых помещений, а также членовредительство, мракобесие и тунеядство в придачу», — вспоминал узник Сиона Носон (Натан) Вершубский . Поэтому родителям и тем, кто делал обрезание, приходилось соблюдать правила конспирации. Известная вильнюсская отказница и активистка Кармела Райз позже писала:

 

Операция брит мила всегда производилась в глубокой тайне, и каждый раз это мероприятие устраивали в другой квартире. Когда, например, [мужу Кармелы] Зеэву нужно было договориться о брите для троих вильнюсцев, он звонил в Москву Илье Эссасу , одному из руководителей баалей тшува (вернувшихся к иудаизму). Разговор по телефону звучал так: «Илья, у вас мясо кошерное можно достать?» На самом деле кошерное мясо было в Москве таким дефицитом, что мы, вильнюсцы, его практически не покупали. Поэтому Илья сразу догадался, в чем дело: «А сколько ты хочешь купить?» — «Килограмма три». — «Хорошо, когда тут будут делать шхиту (резать корову в соответствии с требованиями законов Торы), я тебе сообщу».

В назначенный день желающие сделать брит собирались утром на определенной станции московского метро. К ним подходил сопровождающий и отвозил их на квартиру, где в этот день делали брит. Никто, кроме сопровождающего, не знал, где будет проводиться операция. Таким образом, если среди желающих и был стукач, то он мог сообщить КГБ о том, где это происходило, лишь постфактум .

 

Моѓелей в СССР катастрофически не хватало. Однако нашлось несколько врачей, досконально изучивших законы обрезания и взявших на себя исполнение этой заповеди. Самыми известными из них были доктор Нина (Нехама) Ковалерчик в Ленинграде, доктор Дмитрий Лифляндский в Москве. Последний за семнадцать лет, с 1972 года и до отъезда в 1989‑м, сделал более двух тысяч обрезаний!

Следует отдельно сказать об общинах Средней Азии, Кавказа и Закавказья. Решительно все источники единодушно свидетельствуют, что евреи там оставались гораздо более традиционными  и, в подавляющем большинстве, продолжали обрезать своих сыновей.

С крахом советской власти гонения на религию и верующих закончились. Сегодня русскоязычные евреи, где бы они ни жили, могут безбоязненно следовать религии своих предков, в том числе обрезать сыновей.

Далее мы расскажем о медицинских, ѓалахических и духовных аспектах заповеди брит мила, а также об обычаях, сопутствующих обрезанию в разных общинах.

Книгу «Добро пожаловать! Законы первых лет жизни, заповедь брит мила, словарь еврейских имен» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле и других странах

Союз обрезания: «В день восьмой пусть обрежут крайнюю плоть его»

 

Союз обрезания: «В день восьмой пусть обрежут крайнюю плоть его»

Составители Евгений ЛевинИшайя Гиссер 10 апреля 2024
Поделиться19
 
Твитнуть
 
Поделиться

Появление ребенка на свет — радостное и значимое событие для каждой семьи. В том, как сложится его жизнь, — немалая доля ответственности родителей, в частности, в их подходе к соблюдению традиций предков и наиболее важных заповедей. Для еврейского народа одной из таковых является брит мила. Как подготовиться к проведению обрезания? Когда совершается обряд? Кто должен принять в нем участие? Ответы на эти и другие вопросы — в книге  «Добро пожаловать! Законы первых лет жизни, заповедь брит мила, словарь еврейских имен». Мы публикуем фрагмент книги.

 

Почему Тора предписывает обрезать сыновей практически сразу после рождения? Выдающийся средневековый еврейский мыслитель рабби Моше бен Маймон (Рамбам, Маймонид) полагал, что этому есть три причины. Во‑первых, если операцию отложить до того времени, как мальчик вырастет, он может не согласиться. Во‑вторых, младенцы гораздо слабее чувствуют боль, а главное — не испытывают страха перед операцией, поскольку не понимают, что с ними происходит. В‑третьих, чувства родителей, особенно отца, с возрастом только усиливаются. Соответственно, чем старше будет ребенок, тем труднее будет отцу подвергнуть его болезненной операции.

 

Совершенство этой заповеди и ее вечность обеспечиваются тем, что обрезание делается еще малолетним. И в этом есть три мудрые идеи. Во‑первых, если оставить это до времени, когда малолетний вырастет, то он может и не сделать. Во‑вторых, учитывая нежность кожи и отсутствие воображения, это не так болезненно, как для взрослого. Ведь для человека воображаемое ужасное будущее страшнее того, что происходит на самом деле. А в‑третьих, родители маленького ребенка, пока он только родился, ценят его меньше, потому что у родителей не развилось еще представление, которое заставляет любить его. Ведь это представление развивается только при прямой связи и растет по мере того, как растет ребенок. И только потом этот воображаемый образ начинает стираться. Ведь любовь отца и матери к только что родившемуся ребенку не такова, как их любовь к годовалому ребенку, а любовь к годовалому ребенку не такова, как любовь к шестилетнему. Поэтому если бы отложили обрезание на два‑три года, то обрезание бы не делали из‑за жалости отца к ребенку и любви к нему. Но пока ребенок только родился, образ его в представлении родителей весьма слаб, особенно у отца, которому заповедано сделать обрезание (Рамбам. «Путеводитель растерянных», 3:49).

 

Однако почему обрезание делают именно на восьмой день? Ответ на этот вопрос очевиден: потому, что так сказано в Торе!

 

И говорил Господь Моше так: говори сынам Израиля следующее: если женщина зачнет и родит мальчика, то она нечиста будет семь дней, как во дни отлучения ее по обычной болезненности ее будет она нечиста. А в день восьмой пусть обрежут крайнюю плоть его (Ваикра, 12:1–3).

 

Для верующего еврея этого совершенно достаточно, и никаких других объяснений не требуется. Тем не менее современные знания о младенческой физиологии позволяют высказать некоторые предположения, почему для этой операции был выбран именно восьмой день.

В человеческом организме присутствует группа витаминов К — липофильные (жирорастворимые) гидрофобные витамины, необходимые для синтеза белков, обеспечивающих нормальный уровень коагуляции крови. Этот витамин отвечает за синтез протромбина — одного из белков, отвечающих за нормальное свертывание крови. Если протромбина в организме мало, это чревато сильными кровотечениями. Соответственно, и витамин К, и протромбин имеют огромное значение, когда речь идет о любой хирургической процедуре.

Как отмечают врачи, между вторым и пятым днем после рождения опасность сильного кровотечения весьма велика, поскольку необходимый для нормального свертывания крови уровень витамина К и протромбина образуется в детском организме только к седьмому дню. На восьмой же день, при нормальном развитии ребенка, уровень этих веществ ненадолго становится выше нормы! И это единственный такой день в жизни мальчика — позже уровень протромбина в организме снижается.

Соответственно, именно восьмой день после рождения — идеальное время для хирургической операции, чреватой осложнениями и кровотечением.

Примечательно, что аналогичное объяснение мы находим у Рамбама. Разумеется, Маймонид ничего не знал о белках и витаминах. Однако он был не только философом и знатоком Торы, но и опытным врачом, чьими услугами пользовался сам египетский султан Салах ад‑Дин (Саладин), и, соответственно, многое знал и понимал из опыта. В его труде «Путеводитель растерянных», 3:49, читаем:

 

Обрезание делают на восьмой день (Ваикра, 12:3), поскольку первые семь дней после рождения все живые существа очень слабы и крайне нежны, словно все еще пребывают в чреве матери. Только начиная с восьмого дня их можно подлинно причислить к тем, кто наслаждается светом этого мира. То, что это справедливо и в отношении животных, можно вывести из следующих слов Писания: «Когда родится теленок или ягненок, или козленок, то семь дней он должен пробыть под матерью своею, а от восьмого дня и далее будет благоугоден для огнепалимой жертвы Господу» (Ваикра, 22:27) — до этого в нем нет достаточно жизненной силы. Аналогичным образом, человека обрезают лишь после того, как ему исполнится семь дней.

 

То, что обрезание делают именно на восьмой день, можно объяснить не только физиологическими, но и психологическими соображениями. В Талмуде (трактат Нида, 31б) приводится следующий диалог между рабби Шимоном бар Йохаем и его учениками: «Спросили ученики: почему сказано в Торе, что обрезание — на восьмой день? Сказал рабби Шимон: чтобы не было, что все веселятся, а мать и отец грустят».

Почему муж и жена не могут радоваться первые семь дней после рождения сына? Ответ на этот вопрос мы находим в словах Торы: «Если женщина зачнет и родит мальчика, то она нечиста будет семь дней, как во дни отлучения ее». Это означает, что супруги не только не могут заняться любовью — сразу после родов это и так маловероятно, но даже не могут просто прикоснуться друг к другу. Какая уж тут «радость»?

Интересное объяснение есть в мидраше Ваикра раба, 27:10: обрезание делают именно на восьмой день, чтобы независимо от того, в какой день младенец появился на свет, он провел в этом мире хотя бы одну субботу. Мидраш иллюстрирует эту мысль следующей притчей:

 

На что это похоже? На царя, который вошел в город и повелел жителям, что никто не увидит его лица, пока не увидит лица царицы . Также и Святой, благословен Он, сказал: приносите мне жертву, только если жертвенное животное прожило хотя бы одну субботу <…> и нет обрезания без субботы.

 

Почему важно, чтобы перед обрезанием младенец прожил хотя бы одну субботу? Как полагали еврейские мистики, суббота — не только день покоя, но прежде всего — источник духовных сил. Соответственно, ребенок, проживший хотя бы одну субботу, приобретает достаточно духовной силы, чтобы благополучно пережить операцию.

Многие комментаторы обратили внимание, что восьмой день после рождения — далеко не единственная связь между обрезанием и числом восемь. Приведем еще несколько фактов.

Как мы говорили, первым заповедь обрезания получил праотец Авраѓам. Для него она стала восьмой: до этого он должен был соблюдать только семь так называемых законов потомков Ноаха, обязательных для всех неевреев .

Согласно традиции, Всевышний подверг праотца Авраѓама десяти испытаниям. Десятым, самым суровым, стало повеление принести в жертву сына Ицхака на горе Мория. Согласно мидрашу Пиркей де‑рабби Элиэзер, обрезание стало восьмым испытанием.

Когда евреи под предводительством Йеѓошуа Бин‑Нуна вошли в Землю Израиля, они сделали обрезание, поскольку в пустыне эта заповедь почему‑то была забыта:

 

И сделал себе Йеѓошуа ножи кремневые, и обрезал сынов Израиля у холма Аралот. И вот причина, почему обрезал Йеѓошуа: весь народ, вышедший из Египта, мужчины, все люди, способные к войне, умерли в пустыне в пути по выходе из Египта. Весь же народ вышедший был обрезан, а весь народ, родившийся в пустыне, в пути по выходе из Египта не был обрезан. Ибо сорок лет ходили сыны Израиля по пустыне, доколе не скончался весь народ, способный к войне, вышедший из Египта, который не слушал гласа Господня; так что клялся Господь им, что не покажет им землю, о которой клялся Господь отцам их, что даст (ее) нам, землю, текущую молоком и медом. Сынов же их, которые встали вместо них, их‑то обрезал Йеѓошуа, потому что они были необрезаны, так как не обрезывали их в пути. И когда весь этот народ полностью был обрезан, оставались они на своем месте в стане до их выздоровления. И сказал Господь Йеѓошуа: ныне Я снял с вас посрамление египетское. И названо это место именем Гилгал до сего дня (Йеѓошуа, 5:3–9).

 

Комментаторы обратили внимания на такой факт: с момента, когда Всевышний повелел делать обрезание, поколение Йеѓошуа было восьмым: Авраѓам, Ицхак, Яаков, Леви, Кеѓат, Амрам, Моше, Йеѓошуа.

Восьмое благословение ежедневной молитвы амида, которую евреи произносят трижды в день, гласит: «Пошли нам, Господи, здравие, и мы будем здравы; помоги нам, и мы будем обеспечены, ибо Ты — наша Слава. Дай же нам настоящее исцеление от всех болезней наших, ибо Ты, Царь, верный врач и милостивый. Благословен Ты, Господи, исцеляющий больных народа Своего Израиля». Объясняя, почему это благословение оказалось именно восьмым, мудрецы говорили:

 

А почему решили установить [благословение] об исцелении восьмым [по счету]? Сказал рав Аха: поскольку установлена [заповедь] обрезания на восьмой день, а обрезанный нуждается в исцелении, то установили [это благословение] восьмым (Мегила, 17б).

 

Случайно ли это? Некоторые комментаторы полагают, что нет. В еврейской традиции число семь символизирует естественный порядок вещей: семь дней недели, мир сотворен за семь дней и т. д. Об этом порядке мудрецы говорили: «Мир следует своим путем» (Авода зара, 44б) — в соответствии с постоянными, раз и навсегда установленными законами.

Число восемь, напротив, символизирует нарушение естественного порядка вещей, вызванное непосредственным вмешательством Всевышнего. Классическим примером здесь может служить ханукальное чудо, изложенное в трактате Шабат, 21б.

 

Что такое Ханука? Двадцать пятого кислева [начинаются] дни Хануки, всего их восемь, и [в эти дни] не произносят надгробного слова и не постятся. Когда греки вошли в Храм, осквернили они все масла. А когда усилилось царство дома Хасмонеев и победило их, искали [масло, чтобы зажечь менору в Храме] и нашли лишь один кувшинчик с [чистым] маслом, который был спрятан [и запечатан] печатью первосвященника. И было в нем масла, чтобы зажечь [менору] лишь на один день. И случилось с ним чудо, и зажигали им восемь дней.

 

Всевышний повелел евреям делать на краях одежды кисти (цицит), которые должны были служить напоминанием о заповедях и о Том, кто их дал: «И будет она у вас в цицит, и, глядя на нее, вы вспомните все заповеди Господни и исполните их, и не будете следовать сердцу вашему и очам вашим, которые влекут вас к блудодеянию, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы Богу вашему» (Бемидбар, 15:39–40). Одна из нитей небесно‑голубого цвета . Как полагали мудрецы, это должно было служить дополнительным напоминанием о Творце. Вот как говорится об этом в трактате Менахот, 43б:

 

Сказал рабби Меир: чем голубой отличается от прочих цветов? Голубой подобен морю, море подобно небу, небо подобно сапфиру, а сапфир подобен Престолу Славы, как сказано: «И видели они Бога Израиля; и под ногами Его как образ кирпича из сапфира и, как самое небо, по чистоте» (Шмот, 24:10), и сказано также: «Над сводом же, который над головами их, — образ престола, подобный камню сапфиру» (Йехезкель, 1:26).

 

Тора предписывает отсчитать от Песаха сорок девять дней, то есть семь полных недель. На пятидесятый день, то есть в первый день восьмой недели, наступает Шавуот, праздник дарования Торы. По мнению знаменитого еврейского мыслителя Маѓараля из Праги  это еще раз подчеркивает: мудрость Торы имеет божественное, сверхъестественное происхождение.

Вскоре после исхода из Египта, когда евреи были в пустыне, Всевышний повелел им: «И пусть сделают они Мне святилище, и буду обитать среди них» (Шмот, 25:8). Средневековый комментатор рабейну Бахья обратил внимание, что множество элементов служения в святилище было связано с числом восемь:

 

• святилище было освящено на восьмой день, после семидневных приготовлений (Ваикра, 9:1);

• животное можно было принести в жертву, если ему исполнилось не меньше восьми дней;

• первосвященник носил восемь одеяний: хитон, штаны, кидар , пояс, наперсник, эфод , ризу и золотую налобную пластину;

• левиты пели в святилище под аккомпанемент восьми музыкальных инструментов;

• для переноса храмовой утвари использовали восемь шестов.

 

Согласно еврейской традиции, естественный ход истории закончится приходом Машиаха, который установит на земле всеобщий мир и согласие: «В это время не будет ни голода, ни войны, ни зависти, ни соперничества, потому что благо будет в изобилии и все хорошее будет доступно, как песок. И весь мир будет желать только одного: познать Бога» . Согласно Талмуду, в это время также изменится один из храмовых музыкальных инструментов, арфа: если в нашем «естественном» мире у нее было семь струн, то в наступившем «царстве Божьем» их будет восемь! В трактате Арахин, 13б, указывается:

 

Учили: сказал рабби Йеѓуда: у храмовой арфы было семь струн, как сказано: «Ты укажешь мне путь жизни, полнота радостей пред Тобой» (Теѓилим, 16:2) — читай не «радость» (сова), а семь (шева). В дни Машиаха у нее будет восемь, как сказано: «Руководителю: на восьмиструнном (там же, 12:1). А в Мире грядущем их будет десять, как сказано: «На десятиструнной и на арфе, торжественной песней на киноре» (там же, 92:4); и сказано также: «Благодарите Господа, на киноре, на десятиструнной арфе играйте Ему! Пойте песнь новую, искусно играйте при трубных звуках» (там же, 33:2–3).

 

А теперь вернемся к обрезанию. Как мы уже сказали, эта операция стала знаком завета (союза, договора), заключенного Всевышним с праотцем Авраѓамом и его потомками.

Согласно Торе, когда у Авраѓама еще не было детей, Всевышний явился к нему в ночном видении:

 

Было слово Господа к Авраѓаму в видении, и сказано так: не бойся, Авраѓам, Я щит тебе; награда твоя весьма велика. И сказал Авраѓам: Господи Боже! что Ты дашь мне? Вот я отхожу бездетный, а домоправитель мой это Элиэзер из Дамаска. И сказал Авраѓам: ведь Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследует мне. И вот, сказано ему слово Господа: не будет он тебе наследовать; но тот, кто произойдет из недр твоих, будет тебе наследовать. И вывел Он его наружу, и сказал: посмотри‑ка на небо и сосчитай звезды; ты сумеешь счесть их? И сказал Он ему: таково будет потомство твое (Берешит, 15:1–5).

 

Комментируя фразу «и вывел Он его наружу», величайший средневековый талмудист и комментатор рабби Шломо Ицхаки (Раши) писал: «Согласно прямому значению, вывел (Авраѓама) из его шатра, чтобы увидел звезды. А согласно аллегорическому толкованию, сказал ему: “Оставь свою астрологию. По звездам ты видел, что не будешь иметь сына. Авраѓаму (действительно) не иметь сына, но у Авраѓама будет сын <…> Сарай родить не суждено, но Сарай родит. Я нареку вам другое имя, и доля (букв.: планета) переменится”».

Здесь необходимо сделать пояснение. Как известно, в древности астрологию многие считали серьезной наукой, изучающей один из законов мироздания — влияние небесных тел (планет, звезд, созвездий) на судьбу людей и государств. Иными словами, выведя Авраѓама «наружу», Всевышний, по мнению Раши, тем самым сказал ему, что судьба его потомства не будет подчиняться естественным законам.

Ту же мысль мы находим у мудрецов, утверждавших, что у Израиля нет «созвездия», то есть судьба евреев не зависит от звезд. Об этом говорится и в трактате Шабат, 156б:

 

Рабби Йоханан говорил: откуда [известно], что нет созвездия для Израиля? Сказано: «Так говорит Господь: не перенимайте образа действий язычников и не бойтесь знамений небесных, как боятся их язычники» (Ирмеяѓу, 10:2). Язычники боятся, но не Израиль. И от Шмуэля [мы знаем], что нет созвездия для Израиля. Как‑то раз сидели Шмуэль и [мудрец‑язычник] Аблет, и мимо них люди шли к озеру. Аблет сказал Шмуэлю: этот человек пойдет и не вернется. Он умрет от укуса змеи. Ответил Шмуэль: если он еврей, то пойдет и вернется. Они еще продолжали сидеть, когда этот человек показался вновь. Встал Аблет, сбросил с плеч человека мешок, а там — змея, рассеченная надвое.

И от рабби Акивы [мы знаем], что нет созвездия для Израиля. Была у рабби Акивы дочь. Сказали ему халдеи: в день, когда она взойдет под брачный балдахин, умрет от укуса змеи. Рабби Акива был очень обеспокоен этим. В день свадьбы она [дочь рабби Акивы] взяла булавку и воткнула ее в трещину стены. Случилось, что булавка попала змее в глаз. Наутро она вытащила булавку вместе со змеей.

 

Однако почему судьба евреев неподвластна естественным законам мироздания? Ответ на этот вопрос мы находим в тексте, послужившем Раши источником вышеприведенного комментария: «Владыка мира! — воскликнул Авраѓам пред Ним, — я изучил свой гороскоп: мне не суждено иметь сына. Сказал ему [Всевышний]: выйди за пределы астрологии, ибо нет созвездия для Израиля! Ты думаешь, что Юпитер стоит на западе? Вот, Я поверну Юпитер и помещу его на востоке!» (Берешит, 15:5).

Иными словами, после того как Авраѓам заключил завет с Богом, судьба его потомков находится непосредственно в руках Всевышнего, который, будучи всемогущим, не ведает ограничений и может нарушать любые законы мироздания!

То, что история еврейского народа явно не подчиняется естественным законам, замечали и многие неевреи, о чем красноречиво свидетельствует следующий исторический анекдот, рассказанный в ходе одной из лекций известным теологом Карлом Бартом:

 

Фридрих Великий однажды спросил своего лейб‑медика Циммермана из Брюгге в Ааргау: «Циммерман, могли бы вы указать мне хотя бы на одно доказательство бытия Бога?» Циммерман ответил: «Ваше Величество! Евреи!» Он хотел этим самым сказать, что когда спрашивают о доказательстве бытия Бога, о чем‑то видимом и постижимом, что никто не может оспаривать, что развертывается на глазах у всех, то следует указывать на евреев. Они существуют вплоть до сегодняшнего дня. Сотни мелких народов Переднего Востока исчезли, все остальные семитские племена того времени рассеялись и растворились в огромном море народов, а этот маленький народ один сохранился .

 

Число восемь, как мы говорили ранее, в еврейской традиции символизирует нарушение естественного порядка, вызванное непосредственным вмешательством Создателя. Таким образом, обрезание, являющееся знаком завета и совершаемое именно на восьмой день, служит двойным напоминанием об особых отношениях между потомками Авраѓама и Творцом вселенной.

Книгу «Добро пожаловать! Законы первых лет жизни, заповедь брит мила, словарь еврейских имен» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле и других странах

Как деньги и политика Катара привели к 7 октября

 

Как деньги и политика Катара привели к 7 октября

Подготовил Семен Чарный 10 апреля 2024
Поделиться
 
Твитнуть
 
Поделиться

В конфиденциальном отчете группы специалистов разведки США и Израиля, работающих от имени адвокатов семей жертв 7 октября, утверждается, что Катару нельзя позволить выступать в качестве ключевого посредника в конфликте в Газе, особенно в переговорах по вопросу освобождения заложников. Об этом пишет главный редактор The Times of Israel Дэвид Горовиц.

В докладе, составленном на основе исследований на английском, арабском и французском языках на Ближнем Востоке, в Европе и США, а также на основе публичных источников, делается вывод, что Катар — принципиально неискренний игрок, лживо представляющий себя честным посредником, якобы оказывающим сдерживающее влияние в регионе, и «другом Запада».

эмир Катара шейх Тамим ибн Хамад ибн Халифа Аль Тани (слева) на встрече с главой политбюро ХАМАСА ИСмаилом Ханией. доха, 16 декабря 2019

В докладе сказано: «Катар не действует в качестве независимого посредника, как он утверждает, но получает прямую выгоду от кровопролития, геополитических последствий и беспорядков, которые являются результатом его политики».

Что касается вторжения ХАМАСа на юг Израиля, в ходе которого около 1200 человек были убиты и 253 похищены, в докладе уточняется, что «финансирование и политика Катара непосредственно привели к 7 октября».

«Альянс Доха-Газа на всех уровнях — финансовом, политическом и военном — привел к нынешним региональным потрясениям, последствия которых ощущаются во всем мире», — говорится в документе.

Далее в докладе сказано: «Продолжать позволять Катару выступать в качестве ключевого посредника в конфликте в Газе было бы ошибкой».

Разделы доклада включают ряд глав, от краткого содержания до «промежуточных политических выводов». Среди его авторов — ветераны ЦРУ и специалисты израильской разведки. Он был подготовлен от имени адвокатов семей жертв 7 октября, в том числе для использования в судебных процессах.

Текст доклада включает многолетние материалы американской разведки о пагубной деятельности Катара, по которым, однако, не были приняты меры стратегического характера. Авторы доклада утверждают, что это обстоятельство позволило Катару проводить политику, вредящую интересам США и их союзников в регионе. Речь идет о событиях как на Ближнем Востоке, так и за его пределами, включая деградацию ситуации с «арабской весной», возвращение к власти талибов в Афганистане, а также приход к власти и вооружение ХАМАСа, кульминацией деятельности которого стали события 7 октября и их продолжающиеся региональные и глобальные последствия.

Рассматривая более широко отношения Катара с сектором Газа, в докладе резюмируется, что Катар полностью осознавал и поддерживал военную деятельность и стратегию ХАМАСа на протяжении более чем десяти лет. Публичные же заявления о том, что финансирование Газы было направлено на рост благосостояния палестинцев, а не на военную деятельность ХАМАСа, «не вызывают доверия». Скорее эмир шейх Тамим ибн Хамад ибн Халифа Аль Тани и его правительство «знают, что подавляющее большинство средств, которые Катар отправлял в Газу, предназначались для помощи террористической инфраструктуре, вооружению и обучению ХАМАСа».

Правительство Катара оказывает «значительную финансовую поддержку» «Братьям-мусульманам»  и предоставило не менее чем 2 млрд долларов филиалу этой организации — ХАМАСу, сказано в докладе.

Военным и политическим лидерам «Братьев-мусульман» правительством страны позволено свободно действовать в Катаре. Банковский и инвестиционный сектор Дохи «открыты для лидеров и активистов «Братьев-мусульман» — несмотря на то, что многие из них находятся под санкциями в других странах», отмечается в докладе.

«А влиятельный катарский телеканал Al Jazeera не только ведет редакционную политику, поддерживающую запрещенные группировки, но также предоставляет им платформы (включая специальные программы, интервью, каналы в социальных сетях и т. д.), через которые можно пропагандировать политические идеи «Братьев-мусульман».

В докладе подчеркивается, что Катар предоставил убежище и гражданство духовному лидеру ХАМАСа Юсуфу аль-Кардави. 

Египетский священнослужитель Кардави, умерший в 2022 году, узаконил палестинский терроризм, включая взрывы смертников, убийства израильских женщин и детей. «Из Дохи аль-Кардави вел популярное еженедельное телешоу на канале Al Jazeera, а также руководил “благотворительной организацией” “Союз добра” (которая была объявлена правительством США ответственной за финансирование терроризма)».

Кадр из репортажа из сектора Газа на катарском телеканале Al Jazeera с призывом к палестинским боевикам в Ливане присоединиться к вооруженной борьбе против Израиля. 8 октября 2023

Хотя Катар «использует прикрытие», заявляя, что финансирование «Братьев-мусульман» и его филиалов, таких как ХАМАС, предназначено для социальных проектов, он «полностью осознает тот факт, что деньги вместо этого идут на поддержку терроризма и политических целей», утверждают авторы доклада.

В более широком смысле в докладе сделан вывод о том, что «симбиоз» Катара с Ираном, поддержка «Братьев-мусульман» и его филиалов, таких как ХАМАС, а также поддержка других воинствующих и террористических группировок глубоко вредят интересам союзников США, таких как Израиль, Египет, Саудовская Аравия, Иордания и Объединенные Арабские Эмираты, а также негативно влияют на важнейшие интересы самой Америки. 

Среди группировок, упомянутых в докладе, «Талибан» , «Хезболла», «Ан-Нусра»  («Аль-Каида» ) в Сирии, хуситы в Йемене, «Аш-Шабаб»  в Сомали, шиитские группировки боевиков в Ираке и террористические группировки в Ливии.

«Негативное влияние связки Катара и «Братьев-мусульман» на политические интересы США включает кровопролитие, беспорядки и нестабильность в широком диапазоне мест, особенно на Ближнем Востоке и в Африке, — уточняется в докладе. — Эти «локальные» конфликты имеют далеко идущие последствия для политики США, выходящие за пределы региона, при этом главными бенефициарами нестабильности, которую создали эти конфликты, часто оказываются Россия и Китай».

Авторы отмечают, что Катар «активно поддерживает экстремистские террористические группировки, порой открыто игнорирующие политику и интересы правительства США». Уточняется, что США «несколько раз требовали от Катара прекратить поддержку этих группировок». Тем не менее, Катар «отказался отступить».

В докладе утверждается, что эти террористические группировки, а также Иран используют финансовые учреждения в Катаре, чтобы избежать санкций США. «Похоже, что эти группировки осуществляют крупномасштабное отмывание денег с ведома катарских властей».

Авторы сообщают, что значительная доля влияния Катара «проистекает из его роли посредника/ арбитра между Ираном и Западом. И хотя финансирование терроризма Катаром в значительной степени «оправдывалось» на том основании, что он служил посредником для Соединенных Штатов в их усилиях по сближению с Ираном, катарский режим на деле был «основным дестабилизирующим фактором».

Катар вложил миллиарды долларов в Европу и США в целях создания положительного имиджа, сказано в докладе: «Сюда входят и значительные средства, вложенные в спортивный и научный сектора, а также в лоббирование и кампании в СМИ. По большей части эти усилия окупились. Катар сумел продолжать поддерживать организации и частных лиц, объявленных вне закона в других странах».

Даже после 7 октября и даже несмотря на то, что США и Израиль работали с Катаром в качестве мнимого посредника по Газе в целом и по переговорам об освобождении заложников в частности, «все указывает на то, что альянс Катара и ХАМАСа продолжает беспрепятственно действовать», отмечается в докладе.

При этом Катар не действует «как независимый посредник, как он утверждает»: «Маска “независимого посредника” используется Катаром, когда он находится под давлением со стороны США и других стран из-за событий, связанных с поддержкой Дохой ХАМАСа, Ирана и других режимов и групп».

Президент США Джо Байден и Тамим ибн Хамад ибн Халифа Аль Тани. Вашингтон, 31 января 2022

«Текущие события, — утверждают авторы доклада, — следует рассматривать в более широком контексте: <осмысления нанесенного> ущерба, причем не только начиная с 7 октября, но и в целом за последнее десятилетие с лишним, от поддержки Катаром «Братьев-мусульман»/ ХАМАСа и их серьезного негативного влияния на весь регион — и, что наиболее важно, на глобальные интересы США, а также интересы союзников США».

Поэтому, заключают они, «продолжать позволять Катару выступать в роли ключевого посредника в конфликте в Газе ошибочно. Любая роль в посредничестве, в том числе в переговорах по поводу американских, израильских и других заложников, удерживаемых ХАМАСом, должна быть ограничена и должна рассматриваться в контексте исторической и постоянной поддержки Катаром военной инфраструктуры, операций и стратегии ХАМАСа».

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..