Это еще несколько страниц из, так и не написанного, учебника по сценарной работе.
Трехминутный фильм
Герца Франка «После» видели немногие. Его сценарий предельно прост: пять строк
японской танки. Вышел Герц из дома, зимой, в Иерусалиме и увидел чудо изморози,
узоры мокрого снега на железе замка, на опавшем листе, на зелени усталой травы.
Увидел и перенес все это на пленку. Три минуты поэзии, живописи и музыки
Альфреда Шнитке – стали маленьким кино-шедевром. Блокбастеры, на которые
потрачены миллионы – пустой звук по сравнению с этим фильмом, снятым за гроши.
Вот и Шекспир
сонетами своими создал замечательную основу для серии фильмов. Увы, вряд ли
кто-нибудь решится сотворить сериал по сценарию сонетов гения, потрясающего
копьем, а жаль.
Седины ваши зеркало
покажет,
Часы – потерю
золотых минут,
На белую страницу
строчка ляжет –
И вашу мысль увидят
и прочтут….
Зеркало, часы, лицо человека, белая страница – сколько
здесь возможностей для хорошего фильма
Это 77 сонет, а вот сонет 102-ой:
Люблю, – но реже говорю об этом,
Люблю нежней, - но не для многих глаз.
Торгует чувством тот, кто перед светом
Всю душу выставляет напоказ….
Есть и здесь фильм о любви в 16-ти строках этого сонета. В
работе над сценарием нельзя забывать, что буквализм пересказа событий подчас,
не только не нужен, но и вреден. Можно смело уйти от визуального ряда, дав
поэтический старт будущей ленте, как это великолепно сделал Герц Франк.
Когда-то задумывал сценарий «Путешествие с домашними
животными», как поэму, но поневоле вставил в сценарий куски чисто прозаические,
бытовые. Талантливый оператор
Олег Лукичев снял все, но при монтаже проза оказалась лишней, поэзия осталась. Это
я допустил ошибку, что и понял, как только увидел фильм.
Александр Твардовский. Вот чья поэзия, как правило, не
нуждается в экранизации. Поэт писал сценарии в стихах, в то же время, оставаясь
великолепным стихотворцем.
Ночью первым из колонны,
Обломав у края лед,
Погрузился на понтоны
Первый взвод.
Погрузился, оттолкнулся
И пошел. Второй за ним.
Приготовился, пригнулся
Третий следом за вторым.
Какой ритм,
сколько динамики в этих нехитрых
строчках.
«Хлестало, будто из баклаги,
И над собранием берез
Пир электричества и влаги
Сливался в бешеный хаос.
А мы шагали по дороге,
Среди кустарников и трав,
Как древнегреческие боги,
Трезубцы в облако подняв».
Это Николай
Заболоцкий. Ну, какой еще сценарий нужен режиссеру и оператору. Трезубцы на
фоне безумного хаоса неба. Вот еще готовый сценарий, в котором есть главное –
требование равенства в таланте. Случится оно, это равенство, и будет фильм,
наполненный тишиной, музыкой ночи и ветром осени.
О сад ночной, таинственный орган,
Лес длинных труб, приют
виолончелей!
О сад ночной, печальный
караван
Немых дубов и неподвижных
елей!
Он целый день метался и
шумел.
Был битвой дуб, и тополь —
потрясеньем.
Сто тысяч листьев, как сто
тысяч тел,
Переплетались в воздухе
осеннем.
Железный Август в длинных
сапогах
Стоял вдали с большой тарелкой дичи.
И выстрелы гремели на
лугах,
И в воздухе мелькали
тельца птичьи.
И сад умолк, и месяц вышел
вдруг,
Легли внизу десятки
длинных теней,
И толпы лип вздымали кисти
рук,
Скрывая птиц под купами
растений.
О сад ночной, о бедный сад
ночной,
О существа, заснувшие
надолго!
О вспыхнувший над самой
головой
Мгновенный пламень звездного осколка!
|