Великий и непризнанный архитектор Каракис
Иосиф Юльевич Каракис
Письмо тринадцати
Сентябрь 1951 года. В стране – борьба с «безродным космополитизмом». Повсюду, от рабочих коллективов до академических институтов, выявляют и клеймят еврейских специалистов. Добрались и до архитекторов. В актовом зале Киевского инженерного-строительного института проходит собрание. На повестке дня – идеологическая «чистка» выявленных «космополитов»: члена-корреспондента Академии архитектуры УССР профессора Якова Штейнберга и доцента Иосифа Каракиса. За недавно построенную в Луганске прекрасную гостиницу «Октябрь» (ныне «Украина»), впоследствии получившую статус памятника архитектуры, Иосифа Юльевича обвинили одновременно в двух взаимоисключающих грехах – украинском национализме и космополитизме. Первый грех был обусловлен стилистикой проекта, включающей элементы украинского барокко: отделку фасада здания в виде мозаичного национального ковра, навеянного архитектору воспоминаниями о детстве на Подоле. А второй – воплощенными в тридцатые годы проектами Каракиса в стиле модного тогда авангардного течения «конструктивизм», на Западе получившего название «интернационального».
Гостиница «Украина», при строительстве – «Октябрь»
Архитектору предложили публично покаяться, на что интеллигентный и доброжелательный Иосиф Юльевич негромко, но твердо ответил одной фразой: «Я всегда жил и работал по совести...». Притихший зал вдруг взорвался громом аплодисментов. Студенты скандировали имя любимого педагога. После этого блестящего зодчего и преподавателя, на лекции которого заранее занимали места, уволили из института. Талантливый архитектор остался без средств к существованию, и жена-пианистка, чтобы прокормить семью, вынуждена была набивать для артели узоры на скатертях по трафаретам, вырезанным Иосифом Юльевичем. В конце жизни Каракис говорил: «А ведь могло быть значительно хуже. Готовили Колыму, я отделался легким испугом». Ученики Иосифа Юльевича очень тяжело восприняли увольнение любимого преподавателя и – редчайший случай в сталинское время – составили письмо ректору в его защиту, где доказывали, что с уходом специалиста такого масштаба пропадет архитектурная школа. Послание подписали 13 лучших студентов курса, так оно и вошло в историю Киевского строительного института как «письмо тринадцати».
Из художников в архитекторы
Иосиф родился в 1902 году в городке Балта – уездном центре Подольской губернии в образованной религиозной еврейской семье.
Дедушка и бабушка Иосифа, родители, Иосиф с младшим братом Давидом и другие родственники
Отец – Юлий Борисович Каракис был купцом первой гильдии; совместно со своим родственником Иделем Дунаевским, дядей знаменитого композитора Исаака Дунаевского, владел сахарными и табачными заводами.
Иосиф (на велосипеде с братом Давидом)
Поступив в семь лет в Винницкое реальное училище, Иосиф одновременно с учебой брал уроки рисунка в вечерних классах художника Абрама Черкасского. Талантливого юношу после окончания училища в 1917 году принял под свое крыло на должность художника-декоратора в Винницкий театр известный театральный художник того времени Матвей Драк. Отслужив два года в рядах Красной Армии, в 1921 году Иосиф возвращается в Винницу и зачисляется в Губполитпросвет. Помимо творчества, он работает в комиссиях по охране памятников искусства, сохраняет для будущих поколений бесценные реквизированные коллекции. Уже учась в Киевском художественном институте на факультете живописи, Каракис под влиянием друга – того самого Якова Штейнберга, обвиненного вместе с ним в космополитизме, делает свой выбор в пользу архитектуры и переходит на архитектурный факультет. И хотя Каракис-художник до последних дней не расстается с кистью, архитектура становится делом и смыслом всей его жизни.
Праправнучка раввина Рафаэля Бершадского. Тайный брак
Будучи еще студентом, Иосиф познакомился с одной из записных киевских красавиц – студенткой консерватории Анной Копман, прапрадедом которой был знаменитый цадик раввин Рафаэль из города Бершадь, известный как раввин Рафаэль Бершадский. Влюбленные решили не дожидаться завершения учебы и, боясь не получить поэтому одобрения родителей, тайно поженились. Только когда Иосифу удалось найти временную работу и снять свое первое жилье, молодые рассекретились. Брак оказался на всю жизнь, Анна Ефимовна 62 года до самой смерти мужа была рядом с ним. Но вот учеба позади, и в 1929 году Иосиф Каракис вступает в Общество современных архитекторов Украины Первым профессиональным опытом молодого архитектора – ученика великого авангардиста ХХ века Татлина стала разработка проекта дома-коммуны для шахтеров на 2000 человек в стиле революционного направления «конструктивизм».
Ирма и злосчастная буква «р»
В 1930 году у Каракисов родилась дочь. Никак не могли договориться об имени для девочки, уже поджимали сроки регистрации, а решения все не было. Картавившая Анна просила, чтобы в имени не было буквы «р». Друзья и соавторы Иосифа по архитектурной мастерской предложили выбрать первое попавшееся из лежащего на полу календаря – Ирма. Иосиф, обрадованный найденным решением, совершенно забыл о просьбе жены и зарегистрировал дочь под этим именем.
Иосиф и Анна Каракис с дочкой Ирмой
Так коллегами-архитекторами было выбрано не только имя, но, как оказалось, и судьба. Ирма пошла по стопам отца и в некотором роде даже продолжила его дело, поскольку стала архитектором-дизайнером интерьеров и занималась проектированием мебели в последних его проектах. А Иосифа Каракиса призвали в Красную Армию на должность инженера-архитектора, где он познакомился с командующим войсками Киевского военного района И. Якиром.
Каракис в Красной Армии
Кожаное пальто и здание, где судили нацистов
Позднее это знакомство спасло ему жизнь. Одновременно со службой Каракис в 1931 году начинает свою многолетнюю преподавательскую деятельность в только что организованном Киевском строительном институте. В этот период архитектор проектирует жилые дома, участвует во Всесоюзном конкурсе на проект реконструкции Курского вокзала в Москве, и создает свой первый шедевр – дом Красной Армии и Флота в Киеве. Изначально еще до революции на этом месте строилось здание для военной школы прапорщиков-авиаторов. Одним из авторов проекта был выдающийся украинский архитектор В. Кричевский – учитель Каракиса по интерьеру жилых и общественных зданий и технике живописи. В 1930 году Иосифу Юльевичу было поручено реконструировать недостроенную коробку под Дом Красной Армии и Флота – самой судьбе было угодно переплести творческие изыскания учителя и ученика. В соответствии с новым назначением площадь здания была значительно увеличена, оно было оформлено в торжественном классическом стиле с колоннами на закругленном угловом фасаде. Сейчас здесь располагаются Центральный музей и Центральный Дом офицеров Вооружённых Сил Украины. В здании более 150 комнат, большой концертный зал на 1000 человек, малый зал, два лекционных зала, библиотека на несколько комнат и бар-ресторан. Это творение архитектора стало первым из признанных в настоящее время памятниками архитектуры. За его воплощение Каракис по приказу командующего УВО И. Якира был награжден премией – кожаным пальто.
Дом Красной Армии и флота
Именно в этом здании в 1946 году проходил суд над группой нацистских пособников, которых потом по приговору повесили на площади Независимости.
Талоны на питание за строительство ресторана
Иосиф Каракис становится одним из наиболее востребованных архитекторов Киева. В Киевском строительном институте он получает должность доцента кафедры архитектурного проектирования. В 1932 году начинает строительство второго своего объекта, занесенного впоследствии в реестр как памятник архитектуры – ресторана «Динамо». Это было время, вошедшее в историю под названием «голодомор», когда на Украине погибли миллионы человек, в основном сельские жители. На улицах Киева лежали трупы умерших от голода крестьян, пришедших в город в надежде выпросить ломтик хлеба. Именно тогда лицемерная власть решила строить помпезный ресторан как гимн чревоугодию. Широкая многоярусная лестница с площадками торжественно ведет посетителей к входу. Остекленный по всей высоте здания фасад в лучах заходящего солнца среди густой зелени представляется неким храмом еды. Площадь ресторана 400 квадратных метров. Построенное по законам близкого сердцу архитектора конструктивизма с его кубическими формами, высокими окнами, прямоугольными эркерами, здание и сегодня стоит в первом ряду шедевров «интернационального стиля». В журнале «Архитектура СССР» оно было названо одним из лучших образцов киевской архитектуры того времени. После окончания строительства ресторана автору в качестве премии выдали талоны на питание, и он смог накормить по ним маленькую дочку. Такая своеобразная благодарность властей.
Ресторан долгие годы был местом встречи элиты Киева. В нем часто проводились правительственные банкеты. Через несколько лет на одном из таких во время банкета военного руководства округа начала осыпаться штукатурка потолка. Ночью за Иосифом Юльевичем приехал «черный воронок». Надо сказать, что во время строительства здания, несмотря на категорические протесты архитектора, в целях удешевления была изменена конструкция перекрытий. Каракис незамедлительно подал по этому поводу докладную записку. Благодаря этому и, по большей части, заступничеству командующего округом Якира через десять дней архитектор вернулся домой.
Ресторан «Динамо»
Архитектор еврейского театра
С 1934 года Каракис – главный архитектор строящегося Государственного еврейского театра. Сам театр под руководством А. Люксембурга появился в Киеве еще в 1922 году. Но своего помещения у театра не было, он ютился в различных мало приспособленных зданиях. Несмотря на это, спектакли пользовались большой популярностью у киевлян, поэтому властями было поручено Каракису построить новое здание театра.
Иосиф Юльевич Каракис
В процессе проектирования архитектор разработал четыре разных стилевых решения – от конструктивистского до классического. Первое начатое строительство было в конструктивистском стиле. На прямоугольном фасаде была изображена скульптурная группа в национальных одеждах и надпись на идише «Еврейский государственный театр».
Первый проект еврейского театра
В 1934 году Киев вместо Харькова становится столицей Украины. Первоочередными стали другие направления. Строительство театра было прекращено. К этому времени органичное развитие конструктивизма было жестко остановлено директивным Постановлением ЦК ВКП(б), которое рекомендовало архитекторам возвращение к историческому наследию. Архитектура вернулась в русло неоклассики и так называемого «сталинского ампира. В результате Иосифу Каракису пришлось разрабатывать новый вариант проекта. Теперь это был храм искусства с внушительными сдвоенными колоннами и советской символикой. В нишах разместили скульптуры мужчины и женщины в национальной еврейской одежде, а на венчающей башне – советский герб.
Окончательный проект здания Государственного еврейского театра
Строительство продолжалось до войны, во время которой здание было уничтожено взрывами и пожаром. После победы к идее еврейского театра в Киеве по понятным причинам уже не возвращались.
Лучшее – детям
Перед самой войной автору удалось воплотить идею ансамблевой застройки двух кварталов Киева с учетом особенностей рельефа и окружающей среды.
Перспектива жилого комплекса в Киеве
На протяжении всего своего творчества именно это направление архитектуры на основе экологического подхода, сохраняющего и максимально использующего природные особенности местности, было приоритетным в проектах Иосифа Каракиса. Не случайно в одной из публикаций о работах архитектора было отмечено, что «Иосифа Каракиса без преувеличения можно назвать нереализованным киевским Гауди. Эскизы его проектов – воистину феерическое видение столицы с вавилонскими башнями и висячими садами, приближающими жителей города к природе». Одним из ярких воплощенных проектов этого направления, признанным, в свою очередь, памятником архитектуры, стал построенный Иосифом Юльевичем в самые «людоедские» годы Советской власти – детский сад «Орленок» завода Арсенал.
Детский сад «Орленок»
Это было первое воспитательное учреждение в СССР, получившее специальное здание с учетом требований детского возраста, поистине дворец для детей, напоминающий особняк в прекрасном парке. Здание «Орленка» пять раз выдвигалось на конкурс ВДНХ СССР.
В это же время Иосиф Юльевич работает над строительством первой в СССР школы, сочетавшей общее и музыкальное среднее образование. По проекту зодчего был сооружен комплекс из двух перпендикулярных зданий: концертного зала консерватории и музыкальной школы-десятилетки. В школе было 25 классов для занятий музыкой, все перекрытия и стены со звукоизоляцией. Предусмотрены аудитории для хоровых и оркестровых репетиций, комнаты для индивидуальных занятий. Примыкавший концертный зал на 800 человек имел форму полукруга, вписанного в восьмиугольник, что позволило ему по качеству акустики стать одним из лучших залов страны. Здание школы в довоенном Киеве стало одной из опорных точек в архитектурном ансамбле города. Через 5 лет, когда советские войска оставляли город, заминированное здание было взорвано.
Первая киевская музыкальная школа-десятилетка
Третьим предвоенным архитектурным шедевром Иосифа Каракиса, посвященным детям, стала первая на Украине Художественная школа им. Т.Г. Шевченко.
Художественная школа для одаренных детей
Сейчас здесь располагается Национальный музей истории Украины, здание также признано памятником архитектуры.
Несостоявшийся памятник трагедии в Бабьем Яру
В 1966 году в киевском Доме архитектора открылась выставка конкурсных работ на проект памятника к 25-й годовщине трагедии в Бабьем Яру. В обсуждении работ участвовали известные художники, скульпторы, кинорежиссеры, писатели, журналисты. Среди лучших обсуждался проект группы Каракиса. В соавторстве с разными скульпторами Иосиф Юльевич, учитывая особенности рельефа местности большого оврага, представил три различных варианта мемориала. В каждом были обозначены семь символических отрогов Бабьего Яра, соединенных воздушными мостками. Территория превращалась в заповедное место, куда не должна была ступать нога человека, а дно засеяно алыми маками в память о пролитой крови.
Часть проекта мемориала «Бабий Яр»
Ни один из мемориалов к годовщине трагедии реализован не был. Под давлением общественности памятник все же через 10 лет поставили, но официально он именовался «Памятник расстрелянным советским гражданам и военнопленным солдатам и офицерам Советской Армии».
Пенсия. Садик с макетами несостоявшихся идей
К сожалению, почти ни один проект Иосифа Юльевича не сохранился в первоначальном виде. Несмотря на известность и яркий талант, воплощенный в многочисленных построенных зданиях, ставших настоящими архитектурными жемчужинами, Каракис не был обласкан властью. Он считался невыездным, и когда советские архитекторы встречались за рубежом с коллегами, те с удивлением спрашивали, почему не приехал один из самых известных и уважаемых ими советских зодчих. Иосиф Юльевич много и плодотворно работал до 77 лет, когда не по своей воле вынужден был уйти на пенсию.
Иосиф Юльевич дома в своем кабинете
Последние годы жизни он посвятил работе на приусадебном участке, где с присущим ему талантом вырастил красивый сад, в котором собственноручно построил оригинальный домик, смастерил необычной формы садовую мебель и воздвиг макеты не нашедших воплощения творческих идей. Умер Каракис в возрасте 86 лет, так и не дожив до признания его грандиозного вклада в архитектуру страны. К сожалению, память о выдающемся творце до сих пор не увековечена, хотя неоднократно выдвигались предложения об установлении мемориальных досок и переименовании одной из улиц Киева в его честь.
Книга правнука
Первым шагом к восстановлению справедливости стала вышедшая в 2016 году книга ныне живущего в Нью-Йорке Олега Юнакова – правнука Иосифа Юльевича. Книга называется «Архитектор Иосиф Каракис».
Обложка книги «Архитектор Иосиф Каракис»
Профессия автора – архитектор информационных систем. Хоть это относится к IT-технологиям, но присутствие слова «архитектор» в названии профессии не кажется нам случайным... Олегом Юнаковым проделан колоссальный труд. Его исследование базируется на материалах личного архива архитектора, государственных архивов Украины; воспоминаниях лично знавших Каракиса людей. Издание богато снабжено иллюстрациями как воплощенных, так и оставшихся на бумаге проектов зодчего, его живописных рисунков и набросков, многочисленными фотографиями Иосифа Юльевича, его коллег и членов семьи. Будем надеяться, что теперь имя выдающегося архитектора останется в памяти потомков.
Благодарим автора книги «Архитектор Иосиф Каракис» Олега Юнакова за интервью и предоставленные материалы.