понедельник, 6 июня 2022 г.
ПОЧЕМУ, ПОЧЕМУ?
Интрига перед голосованием за закон об Иудее и Самарии
Интрига перед голосованием за закон об Иудее и Самарии
Премьер-министр Нафтали Беннет и министр юстиции Гидеон Саар пытаются отыскать голоса за судьбоносный закон
Сегодня вечером, в понедельник, 6 июня, на пленуме Кнессета будет голосоваться в первом чтении законопроект о продлении срока действия закона о применении израильского законодательства в Иудее и Самарии.
Предусматривается продление на 5 лет. Срок действия предыдущего 5-летнего продления истекает 30-го июня.
У коалиции, судя по всему, не хватает голосов, а правая оппозиция, дабы свергнуть правительство, отказывается голосовать за какие-либо, даже столь необходимые, коалиционные законопроекты.
В последние часы состоялись консультации между премьер-министром Нафтали Беннетом и министром юстиции Гидеоном Сааром, а также с председателем РAAM Мансуром Аббасом.
Однако это не помешало депутату Кнессету от РААМ Мазену Ганайму публично озвучить свою позицию, что он проголосует против закона.
Также о намерении голосовать против заявила и еще один член коалиции депутат Кнессета Джида Ринауи-Зоаби (“Мерец”), несмотря на все применяемые к ней попытки убеждения.
Депутат Кнессета Идит Сильман (“Ямина”), покинувшая коалицию, может своим голосованием впервые поднять руку против правительства Беннета. Между тем “Ямина” угрожает Силман. Идит получила предупреждение, что если она повредит выживанию коалиции, проголосовав против закона об Иудеи и Самарии, то будет исключена из фракции в ближайшие дни.
Если Сильман воздержится при голосовании, то это фактически позволило бы правительству Беннета продолжить свою деятельность, но необходимо, чтобы все депутаты от РААМ и “Мерец” поддержали принятие закона. Что они всё же могут сделать из-за страха свержения правительства.
Лавров в истерике: “Произошло немыслимое”. Видео
Лавров в истерике: “Произошло немыслимое”. Видео
Министр иностранных дел России Сергей Лавров с резким неприятием воспринял факт того, что его самолёт не смог вылететь из России
Министру иностранных дел Российской Федерации Сергею Лаврову пришлось отменить свой двухдневный визит в Сербию, запланированный на 6-7 июня, и остаться в Москве.
Причиной отмены стал отказ Болгарии, Черногории и Северной Македонии предоставить своё воздушное пространство самолету с Лавровым из-за войны, которую Россия развязала против Украины.
У Лаврова была запланирована обширная программа встреч в симпатизирующей Кремлю Сербии. Министр иностранных дел России должен был встретиться в Белграде с президентом Сербии, министром иностранных дел, спикером парламента и с патриархом Сербской православной церкви.
Но вместо этого Лавров дал пресс-конференцию в Москве, на которой с нескрываемой яростью заявил: "Произошло, конечно, немыслимое. Это еще одна очень наглядная и поучительная демонстрация того, насколько далеко НАТО и ЕС могут пойти в задействовании самых низкопробных способов воздействия на тех, кто руководствуется национальными интересами и не готов жертвовать своими принципами в угоду тех самых правил, которые Запад навязывает вместо международного права".
При этом министр иностранных дел России, оказавшийся невыездным, пригласил сербского главу МИДа Николу Селаковича в ближайшее время посетить Россию.
Байден объявил в США чрезвычайное положение
Байден объявил в США чрезвычайное положение
Зеэв Янкелевич: "Украина победит путинских "орлов", но никто не знает, что будет после победы"
Иллюстрация из ФБ
Зеэв Янкелевич: "Украина победит путинских "орлов", но никто не знает, что будет после победы"
На минувшей неделе война на Украине пошла на вторую сотню дней. 100 дней войны стали ключевой темой в беседе с военным экспертом Зеэвом Янкелевичем.
— 100 дней войны — это цифра символическая?
— 100 дней — привычный период для подведения первых итогов. Традиция эта идет от знаменитых "100 дней" Наполеона, с 1 марта по 8 июля 1815 года. За это время он успел многое: сбежать с острова Эльба, высадиться на материке и с горсткой верных гвардейцев маршем пройти до Гренобля. Там на его сторону перешла половина армии. Вторая половина армии во главе с маршалом Неем вскоре также перешла на его сторону. Это позволило ему войти в Париж и вернуть корону. Затем в Бельгии он выиграл две битвы и проиграл третью — при Ватерлоо. Пришлось вернуться в Париж и отречься от престола. И все это за 100 дней. Этот период жизни Наполеона почитатели назвали "Полет орла".
— Куда за 100 дней долетел "орел" Путин?
— Он бы и долетел, гляди, только где этих орлов взять? Орел как только начинает летать, то летает постоянно. Путинские же "орлы" иные. Где они летали? В Сирии, при полном отсутствии ПВО, бомбили что ни попадя. На кого попало, тот и террорист. Для себя опасности не было никакой. Или в Грузии? Страшная агрессивная Грузия с вооруженными силами в 29 тысяч человек ужасно угрожала России, притом что только расположенная во Владикавказе 58-я армия насчитывала 70 тысяч. При таком раскладе какие нужны военные изыски? Вперед! И танки наши быстры.
— А Украина готовилась к войне? Украина была к ней готова?
— Украина после обретения независимости занимала третье место в мире по продаже оружия. Но это произошло не из-за увеличения производства военных товаров, просто распродавали оружие, доставшееся от СССР. Продали много. И на много. Но полученное не пустили на перевооружение. Улицы Киева заполонили "мазератти", "бугатти", "ламборджини", "бентли" и масса не менее крутых автомарок. Это хорошие машины, но они не помогут воевать. В 2014 году у Украины мягко отобрали Крым и "Лугандонию". Боролась ли Украина против этого? Нет, она не могла, оружие распродано, армия не готова. Прошло восемь лет. Ничего не изменилось. На мой взгляд, Украина упустила эти годы — с точки зрения подготовки к новой войне.
— В России часто говорят, что тамошняя армия прошла модернизацию. Россия воюет по-новому?
— Нет. Это стандартная война прошлого века, базирующаяся на огромном численном и материальном преимуществе.
— Кадыров после встречи с Шойгу якобы заявил, что сейчас-де Россия начнет воевать по-другому? Это как?
— Вот и я задаюсь этим же вопросом: "Это как?" Придут иные генералы? Чтобы воевать по-другому, нужно уметь воевать по-другому. Но умеет ли Россия воевать по-другому? Показательно, что в медийном поле постоянно мелькает Кадыров. Академию Генштаба он закончил в своем ауле. Сам факт мелькания Кадырова говорит, насколько плохи дела. Показательный момент: у России — растянутый фронт на тысячу километров. Боевой устав говорит, что для фронта протяженностью в два километра необходим батальон, это примерно полтысячи человек. Сколько их нужно на тысячу километров фронта?
— Вы сами-то в нападение России верили?
— Непосредственно перед войной мне позвонил сын и спросил, лететь ли ему в Украину или сразу в Израиль. Я ответил, что войны не будет, можешь лететь в Киев. Но война началась. Я был уверен, что для нападения на Украину стотысячной группировки недостаточно. Для реальной победы над Украиной нужно было в десять раз больше сил. Но Путин решился. Почему? А потому, что украинское оружие распродано, армия сомнительна, да и его нукеры отчитывались об огромных взятках украинским силовикам. Так отчего же не дойти за неделю до Киева, пройти парадом по Крещатику, а потом надиктовать Украине свою монаршую волю? Но оказалось, что украинцы быстро учатся. Высокомотивированная армия — это дорогого стоит. А тут еще и поставки оружия из-за границы. Россия же теряет людей и технику, и у нее нет заготовленного варианта, чтобы выйти из войны, не потеряв лица.
— В последнее время много разговоров о том, что, мол, Путину надо дать возможность сохранить лицо. Что нужно Путину, чтобы сохранить лицо?
— Для этого всего-то и нужно СМИ. Сохранить лицо — это смотря для кого. Внутренняя Россия проглотит все, что ей подсунут Симоньян и Соловьев. А те, кто не согласны, могут разделить судьбу Навального.
— Армия Украины нынешняя как вам?
— Армия Украины воюет блестяще, правда, полностью зависит от доброй воли — поставок современного оружия от сильных мира сего. Но это армия хорошо мотивирована, победить ее России не удастся.
— На ваш взгляд, то, что уже захвачено Россией, к Украине обратно не вернется?
— То, что захвачено Россией, она, Россия, удержать не сможет. Это время прошло. Западные поставки дадут Украине неоспоримое преимущество. Нужно отметить, что единственным гарантом предотвращения нового военного конфликта между Москвой и Киевом является все нарастающая мощь украинской армии. Сильная современная армия — единственный гарант. Но, честно говоря, меня больше тревожит ситуация после войны.
— Это вы про Россию?
— Нет, это я про Украину. Что будет после победы Украины? Сегодня — это вооруженный народ, сражающийся за свою землю. Но вот уже сражаться за землю не нужно. Нужно мирно работать над восстановлением страны. Но всеобщего "одобрямса" не получится, не тот народ, а образ "расстреливающего" Раду из автомата так привлекателен! Я думаю, что именно недемократических вариантов развития и опасается Запад, потому и периодически задерживает поставки оружия.
НА ЗЛОБУ ДНЯ
"Портрет деда". Художник Соня Крас
Безобразно ведет себя ТВ Кремля. Т. Путин, еще в конце февраля, четко, просто и ясно объяснил: спецоперация в Украине ведётся против нацистов, бандеровцев и наркоманов. В последние дни указанное ТВ смеет постоянно поправлять начальство, комментируя сводки с войны следующим образом: огонь ведется исключительно высокоточным оружием по одним НЕОНАЦИСТАМ. Видимо, нацистов уже удалось ликвидировать. Глядишь, завтра останутся только бандеровцы, а там и героическая русская армия, конечно же, лишь высокоточным оружием и с наркоманами справится. Тогда т. Путин велит и спецоперацию кончать. Всё же, как нужно презирать население РФ, чтобы изо дня в день грузить его одним, откровенно лживым пойлом, в полной убежденности, что потребляют их гнилой товар одни идиоты. А может, так оно и есть?
В какой-то момент французам, англичанам, голландцам, бельгийцам, португальцам стало хлопотно, стыдно, а кому-то даже показалось преступным, владеть землей и судьбами чужих народов. Идея права наций на самоопределение овладела умами. Далеко не во всех случаях это пошло на пользу населению появившихся государств, но с эпохой колониальной зависимости было покончено. А теперь представьте себе русский народ, которому вдруг стало хлопотно и совестно владеть землёй и судьбами татар и калмыков, бурят и аварцев, якутов и чеченцев, мордвы, чувашей, чукчей и так далее...Нет, такое представить невозможно, как и немыслимо представить себе десятки независимых государств на нынешней территории России. Злую шутку сыграла история над северной державой. Страна эта обречена быть несчастной империей. Огромным, вечно проблемным, бедным, раздираемым противоречиями, неуправляемым, по сути, образованием, чьё существование веками держалось на агрессии, страхе, лжи и тоталитарной власти Кремля. Именно это бессмысленное, хаотичное образование, а не саму Россию - умом не понять и рассудком общим не измерить.
Франция сегодня под сапогом ислама, как в прошлом веке она была под сапогом фюрера. Быть под сапогом не так уж тяжело, хлопотно и разорительно. Если хорошо устроиться, даже тепло, удобно и прибыльно. Вот и нынешний президент Франции - Макрон пытается убедить президента Зеленского и украинцев, будто такая жизнь вполне возможна. Сапог - он, конечно же, сапог: тяжел, грязен и безобразен, но... и так далее. У Макрона, да у Франции, - опыт, а против его факта не поспоришь. Жизнь под сапогом - это и наше, еврейское, проклятье. Только кончилась жизнь такая - Холокостом - нашим, персональным, трагическим опытом. а потому и существует Еврейское Государство, как способ жизни без сапога на шее. Украинцы помнят о голодоморе, но хватит ли этой памяти, чтобы выстоять. Не знаю, еще и потому, что и в самом Израиле есть силы, убежденные в возможности комфортной жизни под сапогом, если удобно устроиться, да еще и облизать голенище в знак благодарности.
Сказки Гохмана
Сказки Гохмана
06.06.2018
Изя Гохман всю жизнь работал фотографом. Начинал еще с подзатыльников в фотоателье, принадлежащем его родственникам, среди деревянных трехногих аппаратов, похожих на одноглазых чудовищ из тревожных липких снов.
«Артистическая фотография братьев Гохман» находилась на первом этаже в доме Страушенера – по улице Захарьевской, 58. Дядя Элья Гохман ввиду слабого здоровья вовремя уехал в Швейцарию и больше никогда в Минск не возвращался, а дядя Янкель – высокий грузный мужчина, обремененный крикливой и вечно чем-то недовольной женой и пятью детьми – фотографическое дело любил.
В ателье стоял макет открытого автомобиля, и благородные семейства из окрестных местечек, наслышанные о диковинном атрибуте, хотели запечатлеть себя исключительно в кабриолете. А пока шёл подготовительный процесс, дядя Янкель развлекал клиентов историями из иллюстрированных изданий.
– Этот Ульмо был единственным ребёнком в еврейской семье, – рассказывал Янкель, настраивая оборудование. – Не надо двигать брови к затылку: один ребенок во Франции – обычное дело. Папа Ульмо определил сына в военную школу, где ему обещали сделать из него человека, но не очень-то получилось. Впрочем, отец был в Лионе известным человеком – вёл дела, и когда умер, юному Ульмо кое-что осталось. И этого «кое-что», если разумно наслаждаться жизнью, хватило бы даже его правнукам. Но это же Франция: там не только едят некошерных лягушек, там без женщин не обходится ни одно предприятие. И скоро нарисовалась Мария-Луиза: её шелковистая кожа испускала аромат ландыша, а голос был похож на пение ангела. Юноша потерял последние остатки сознания, и папино наследство стало исчезать, словно скорый поезд в черном туннеле.
Обычно в этом месте клиенты забывали, зачем пришли, и всецело переключались на историю.
– Ничто так не толкает на дерзкие поступки, как пустой кошелек и роскошная женщина, – продолжал, суетясь, своё повествование дядя Янкель. – В один прекрасный день в голову Ульмо вместе с шампанским ударила идея, как быстро поправить свои дела. Пузырьки наутро выветрились, но идея осталась. Пользуясь доступом в военные заведения, Ульмо выкрал секретные бумаги с твердым намерением продать. Но из этого ничего не вышло: Ульмо не хотел их показывать покупателям раньше времени, а те не хотели платить за кота в мешке. Другой бы взялся за ум и отступился, но юноша резонно решил: раз не получается продать документы за деньги, тогда их надо вернуть – тоже не бесплатно. И написал письмо самому французскому военному министру: так, мол, и так, хочу лично в руки отдать за какие-то жалкие сто пятьдесят тысяч франков. Министр оказался не дурак и дал в газете условленное объявление, что согласен. Ульмо, уже представляя, как заживет с Луизой в Америке, пришел в обговоренное место, но был схвачен и отправлен в кутузку. А теперь, – заканчивал свой рассказ дядя Янкель, – пока он ждет суда, все дружненько перестали дергаться и смотрим, как вылетит птичка.
Однако птичка не вылетала – это было настоящее надувательство. Маленький Изя переживал, но виду не показывал, принимая правила игры. Ему-то дядя Янкель и передал свою профессию. Изя ещё долгое время набивал руку на медальонах для памятников и выпускных школьных альбомах, но постепенно дорос до специалиста, которого приглашали снимать большое начальство.
Когда Изю Гохмана впервые вызвали в известный дом с колоннами на проспекте, он нервничал. Его поставили к стене в специальном кабинете, и он стал зеленым, как трава в Парке культуры и отдыха имени челюскинцев. «Сейчас вылетит птичка», – дежурным голосом произнес офицер и навел на него фотографическую камеру. Птичка, конечно, снова не вылетела, но с тех пор сердце Израиля дергалось при этих словах, словно застрявший в грязи автомобиль.
Изе Гохману выдали пропуск, и в дальнейшем при его предъявлении охрана в галифе вытягивалась по струнке и, отдавая честь, открывала проход к трибунам. Люди на верхних трибунах, махавшие руками своим портретам, были разными, как разной была страна, которая текла внизу человеческой рекой и кричала «Ура!». Они были чахлыми и пышущими здоровьем, умными и глупыми, завистливыми и не очень, добрыми и злыми, жестокими и милосердными, недалекими и стратегами. Но у Изи Гохмана они все выходили мужественными и мудрыми, какими и должны выглядеть вожди, искренне заботящиеся о своем народе. Это ценили и его работы вставляли в рамки, вешали в кабинетах, печатали в серьезных толстых книгах и журналах, выходящих для заграницы. И простые смертные тоже желали, чтобы сам мастер Гохман запечатлел их для истории.
Ему приводили детей, и они ерзали на стульях – причесанные и празднично одетые во все чистое. Изя суетился вокруг, двигая осветительные приборы, и пересказывал Тору на современный лад. Моисей выводил рабов из Египта и через сорок лет поколение, не знавшее рабства, вступало в пионеры. Давид побеждал Голиафа в соревновании по добыче угля, а царь Соломон работал президентом Академии наук.
Дети нетерпеливо ждали, когда же вылетит птичка. Но птичка так никогда и не вылетала. Правда, родители оставались довольны: отпрыски на фотографиях выглядели умненькими и послушными, а некоторые даже со скрипочками.
Незадолго до смерти Изя Гохман всё-таки нашел решение.
– Сейчас вылетит птичка, – говорил он, снимая крышку с объектива, и через несколько секунд из другой комнаты вылетал попугай с криком «Ульмо – хороший мальчик», делал круг под потолком и садился Изе на плечо.
Все были в восторге и аплодировали.
…Папа умер внезапно. Проявлял пленки в лаборатории, упал и больше не поднялся. В тот же день домой пришли неразговорчивые люди в мешковатых пальто, предъявили какие-то документы и забрали с антресолей чемодан, в котором папа хранил негативы. После обыска мама еще долго сидела за столом, закрыв лицо ладонями. Нового директора фотоателье перевели с должности заведующего диетической столовой – он считал это назначение понижением и был черен от злости. «У нас организация, выполняющая важное бытовое обслуживание населения, а не передвижной цирк!» – мрачно припечатал он и потребовал, чтобы мама забрала Ульмо.
С тех пор попугай живет у нас дома. Он научился открывать буфет и ворует грецкие орехи. А ведь ему почти шестьдесят! Но устроившись на моем плече, он всё так же утверждает, что Ульмо – хороший мальчик.
Евгений Липкович
Его зовут Никита: знаменитый советский режиссер призвал поступить с "Ельцин-центром" так же, как с Венедиктовым
Его зовут Никита: знаменитый советский режиссер призвал поступить с "Ельцин-центром" так же, как с Венедиктовым
Знаменитый советский и российский режиссер Никита Михалков потребовал присвоить "Ельцин-центру" статус иностранного агента.
"Почему господин Венедиктов объявлен иноагентом, а "Ельцин-центр" — нет? А разве "Ельцин-центр" наносит меньший вред, чем наносило "Эхо Москвы"? Но это что. Мало того, что "Ельцин-центр" в Екатеринбурге не считается иноагентом, в Москве уже 13 лет строится его филиал. В самом центре Москвы", — заявил режиссер в эфире программы "Бесогон".
Отметим, что Никита Михалков долгое время поддерживал президента Бориса Ельцина.
Ранее Никита Михалков выступил с предложением создать евразийский аналог американской киноакадемии "Оскар".
"Главной наградой будет бриллиантовая бабочка. Но это должен быть не фестиваль... Чтобы было понятно, скажу, что это будет "евразийский Оскар". В нем будут участвовать фильмы, соответствующие тем идеалам, которые мы вместе сформулируем, и не смогут попасть картины, которые разрушают человеческую сущность", — заявил Михалков, выступая на Евразийском экономическом форуме в Бишкеке.
Николай Бердяев — друг евреев. Или четыре вида антисемитизма
Николай Бердяев — друг евреев. Или четыре вида антисемитизма
"Все народы ненавидят друг друга, и все вместе они ненавидят евреев".
(Марк Твен )
Одной из главных причин антисемитизма, заложенная в христианской, а особенно в православно-христианской традиции, было обвинение евреев в распятии Христа. При этом обвинители как-то забывали, что распяли Иисуса, всё-таки, не евреи, а римляне, и что, отдавший приказ Понтий Пилат, хотя, вроде бы, "умыл руки", но отличался, как пишут историки, невероятной жестокостью, склонностью к грабежам и убийствам.
Забывают также, что римскому прокуратору было глубоко наплевать на толпу иудеев, кричавших "Распни его". Он делал так, как считал нужным. Тем более, что Пилату была выгодна смерть Христа.
С фарисеями и Синедрионом (высший судебный орган в Древнем Израиле) можно было так или иначе договориться, а с Иисусом, за которым шли много иудеев, договориться не удалось. "Человеческий сын" на вопросы прокуратора Иудеи не отвечал, а на главный вопрос: "Ты царь иудейский?" ответил "Ты говоришь", что считалось у евреев утвердительным ответом.
У римлян же притязание на власть расценивалось как серьёзное преступление. А, главное, обвинители напрочь забывают, что у самого Иисуса мать была еврейка, евреями были апостолы, пророки и те первые несколько тысяч израильятян, которые приняли христианство.
Тем более поразительно, что среди русских православных философов были такие, которые смело шли наперекор религиозным традициям, вставали на защиту евреев. Среди них особенно известны Владимир Сергеевич Соловьёв и Николай Александрович Бердяев.
О Соловьёве, который в смертный час читал молитву за евреев, я уже писал на сайте в очерке "Три постулата Соловьёва".
В этом небольшом очерке о Бердяеве хочу попытаться понять, почему великий христианский философ в самой резкой форме осуждал антисемитизм, не верил сфабрикованному "делу Бейлиса", считал черносотенный "Союз русского народа" "шайкой бандитов и мерзавцев". Другими словами, почему Николай Александрович стал другом евреев.
Детские и юношеские годы Бердяева
Об этом времени в рамках темы очерка сказать необходимо, так как отношение к евреям закладывается в семье.
Коля родился в Киевской губернии 18 марта 1874 года в аристократической дворянской семье.
В семье Бердяевых, как и в семьях других великих филосемитов В. Соловьёва, А. Керенского, Д. Шостаковича, Е. Евтушенко, (список можно значительно продолжить), антисемитов в доме не принимали и руки им не подавали.
Родители отдают Колю в кадетский корпус, но уже в шестом классе проявляется его бунтарский, самостоятельный характер. Мальчику военная карьера была не интересна, и он настоял на том, чтобы его из корпуса забрали. 13-летний подросток ставит перед собой задачу сдать экзамены на аттестат зрелости и поступить в университет. Позже в своей автобиографии Бердяев напишет: "Тогда у меня появилось желание стать профессором философии".
У Николая получилось. В 1894 году (правда, со второго раза) он сдаёт экзамены и поступает на естественное, а через год переводится на юридическое отделение киевского университета. Детское желание стать профессором философии было не случайным.
Начиная со студенческих лет и на всю жизнь, философия остаётся основным делом Бердяева. За свою жизнь в России и во Франции (Гулага ещё не было и 160 инакомыслящих интеллектуалов, цвет российской интеллигенции, выслали в 1922 году из страны на, так называемом, "философском пароходе"), Бердяев написал более 30 книг и более сотни статей и получил, как философ, мировую известность.
Суть философии Бердяева
Ниже я попытаюсь изложить суть философии великого учёного предельно кратко, простым, что называется, "человеческим" языком. Наиболее полно и понятно для массового читателя философские взгляды Бердяева изложены в книге "Смысл истории" (1936г.). Бросаются в глаза три главных момента.
- Человечество потеряло смысл жизни и главная задача истории - найти его. Согласно Бердяеву, смысл лежит в любви к ближнему и в создании не столько материальных благ, сколько условий, позволяющих раскрыть ("высвободить") в каждом человеке творческие возможности. Причём, во главу угла Николай Александрович ставит не божественное, а человеческое творчество.
- После грехопадения в саду Эдема человек стал свободен. Бог дал человеку свободу воли и теперь не отвечает за зло в мире (принцип теодицеи). Более того, по мнению Бердяева, Он не в силах зло предотвратить. Всевышний только объясняет, что хорошо и что плохо, а далее человек действует сам. Принцип теодицеи перекликается со взглядами раввинов, у которых я брал интервью. Так, например, согласно этим взглядам, Бог не несёт ответственности за Холокост.
- В основе мира лежит не материя, а слово, дух, идея. Поэтому смысл истории человечества не в смене (как утверждают марксисты) способов производства и, соответственно, общественных формаций, не в развитии науки и техники, а во внутреннем, духовном совершенствовании. Самое технически развитое общество без духовного наполнения (высокий уровень культуры, искусства, моральных принципов) обречено на бессмысленную жизнь и даже на вымирание. Как писал Бердяев в одной из статей в своей обычной, несколько мистической манере: "Веяние духа пронеслось на миром в начале 20 века".
Ну а теперь перейдём к основной теме очерка…
Четыре вида антисемитизма. Не только среди неевреев, но и среди евреев, Бердяев был первым, кто в статьях "Еврейский вопрос, как вопрос христианский", "Христианство и антисемитизм", некоторых других, не только указал на четыре разновидности антисемитизма (бытовой, политический, расовый и религиозный), но и вскрыл их злобный, античеловечный, несправедливый характер. Рассмотрим вместе с великим философом каждый из видов более подробно.
Бытовой
Этот вид юдофобии, по мнению Бердяева, "…не нуждается в идеологическом обосновании. Он стихиен и опирается на инстинкт".
Мы, евреи, особенно родившиеся и выросшие в советской, тем более, в послеперестроечной России, не помним погромы, но хорошо помним, сказанные в наш адрес: "жидовская морда", "ваши еврейские штучки", "космополиты безродные" и (по любому случаю) "это евреи виноваты".
Мне запомнился учёный секретарь одного из НИИ, сидевший под портретом Карла Маркса, который отказал мне в конце 60-х в приёме документов в аспирантуру в самой откровенной, хотя и завуалированной в наукообразные слова, форме: "У Вас, товарищ Мадорский, неблагоприятная генетическая информация".
Я ушёл багровый и потом долго переживал, что не ответил учёному антисемиту что-то вроде: "А как насчёт генетической информации у Альберта Эйнштейна, Зигмунда Фрейда или того же Карла Маркса, под портретом которого Вы сидите?". Конечно, Маркс был злобный юдофоб, но свою генетическую информацию внук раввинов не мог изменить…
Бердяев обратил внимание, что бытовые антисемиты встречаются среди людей самых различных политических взглядов, уровня образования, социального положения. Их ненависть к евреям, как правило, не мотивирована никакими логическими предпосылками.
"Не годится для настоящего христианина, - пишет Николай Александрович, -культивировать в себе ненависть к целому народу. В такой ненависти надо исповедоваться".
Добавлю от себя, что не это годится не только для "настоящего христианина", но и просто для порядочного человека.
Политический
"Политический антисемитизм, - пишет философ, - к христианству отношения не имеет. Он основан обычно на соревновании и конкуренции, на борьбе за преобладание и властью над жизнью".
И далее: "Ограничение евреев в политических правах есть обыкновенная мирская борьба за преобладание и власть."
Евреи, жители бывшего СССР - России, прочувствовали этот вид антисемитизма в полной мере. Запрещение селиться в столицах в царской России, процентная норма в приёме в институт и на работу, ограничения в советское время поездок евреев за границу – всё это фрагменты политического или государственного антисемитизма.
И на эту тему почти у каждого из российских евреев есть что вспомнить.
Мой приятель, (назовём его Рабинович), учёный психолог, рассказывал: "В течение многих лет никак не мог выехать за границу на научный симпозиум. Не выпускали даже если у меня был главный доклад. Причём, мешал не пятый пункт, а еврейская фамилия. Всё происходило просто. Список выезжающих попадал к работнику спецслужб. Он, видимо, экономил время и, не рассматривая личные дела, вычёркивал типично еврейские фамилии. Поэтому нередко евреи с русскими или нейтральными фамилиями за рубеж выезжали без проблем. Когда приятель объяснил мне этот казус, я поменял фамилию Рабинович на русскую фамилию жены и с тех пор стал выездным".
Справедливости ради надо добавить, что в наше время государственный, "политический" антисемитизм в России (не бытовой, а именно государственный) пошёл на убыль и евреев берут всюду. Только, как говорил Жванецкий: "Где евреев взять?"
Сегодня на политическом антисемитизме замешано арабо-израильское противостояние. Антисемитизм этот постоянно подогревается информационной ложью, подтасовками
фактов, воспитывается в семье и в школе во многих мусульманских странах.
Расовый
Хотя статьи, о которых мы говорим, были написаны задолго до прихода к власти нацистов, в них философ с удивительной прозорливостью замечает, что "идеологами расового антисемитизма являются, по преимуществу, немцы".
Перед глазами философа ещё не было Гитлера с его "Моя борьба", где расовый, политический и бытовой антисемитизм тесно переплетаются в одного уродливого монстра, но были злобные юдофобы Рихард Вагнер, его зять Стюарт Чемберлен, философ Иоганн Фихте, многие другие. Отвергая расовый антисемитизм, Бердяев исходит не столько из научных представлений, согласно которым не существует низших и высших рас, сколько из религиозных.
"Христианин, — пишет он, — не может быть расовым антисемитом, так как "Сын Божий" и "Матерь Божья" по человечеству были евреями".
Кстати, у всех, так называемых, патриотов, надувающих щёки в приливе национальной гордости, независимо от их национальности, на первом месте среди "низших" рас стоят евреи.
Религиозный
Как и Соловьёв, Бердяев признаёт: "Христианство, в глубинном смысле, есть религиозный антисемитизм или, точнее, антииудаизм".
Он даже считает, что "…антииудаизм входит в христианскую религию, как её составная часть".
В своих статьях философ резко критикует тех христиан, которые не смогли порвать с подобными ложными представлениями. Более того, Николай Александрович считает, что "…если бы антисемиты хоть на одно мгновение способны были понять тайну религиозной судьбы еврейского народа, то весь их антисемитизм исчез бы, как порождение ничтожных и своекорыстных чувств. Ибо тайна религиозной судьбы еврейского народа есть тайна всемирной истории".
Важным и смелым было заявление Бердяева, что "…отношение к еврейству есть испытание силы христианского духа".
И особенно признание, что "русский народ его очень плохо выдерживает".
Если перенестись в наше время, то мы увидим, что мало что изменилось. Русская православная церковь (РПЦ ) и, особенно, её руководство, в отличии от католиков и протестантов, до сих пор не раскаялась за тысячелетнии гонения евреев и не согласилась с извинениями в адрес иудеев Папы Римского Бенедикта ХV1, снявшего с иудеев обвинения в распятии Иисуса Христа и признавшего духовную близость христиан и евреев.
Заключение. Слова Марка Твена о всеобщей ненависти народов к евреям, вынесенные как эпиграф, конечно же, преувеличение. Во всяком случае, сегодня они не так актуальны.
Всеобщий антисемитизм уходит в прошлое и не имеет будущего. Это, однако, не означает, что борьба с юдофобами будет лёгкой и быстрой. Возможно, для полного удаления раковой опухоли, для окончательной победы над страшным пороком человечества, потребуются многие годы.
Но и через века имя великого православного философа Николая Бердяева, стоящего у истоков этой борьбы, будет близким и почитаемым, как для евреев, если к тому времени разделение на нации ещё не отомрёт, так и для всех землян.
Источник: "Еврейский Мир"
Зеленский: Все устали от войны и толкают Украину к невыгодным переговорам