Тот, кто владеет Храмовой горой...
Евгения Кравчик, Иерусалим
Время встречи изменить нельзя
"Хочешь подняться на Храмовую гору - присоединяйся к любой зарубежной туристической группе: никаких проблем с прохождением контроля не возникнет", - советовали сведущие люди.
Побывать на том месте, где стоял Храм, я мечтала давно, но… только в компании таких же, как я, граждан Израиля! К чему прикидываться "шнурком", маскироваться под янки и скрывать голубое удостоверение личности, если именно оно (по логике вещей) и должно служить "входным билетом" в историю нации?!
Наконец капризная госпожа Удача улыбнулась мне в лице Маши Писецкой, два года назад основавшей с Анной Антопольской ассоциацию "Место встречи".
- Хотите подняться на Храмовую гору с еврейской группой? - позвонила она.
- Не просто хочу - мечтаю!
- Тогда приезжайте в среду утром к Магрибским воротам.
- В какое время?
- В половине восьмого. Главное - не опаздывать, - предупредила Маша.
- А если на шоссе будут заторы, сможете подождать минут 10-15?
- Если наша группа опоздает и на контрольно-пропускной пункт набегут иностранные туристы, ждать придется очень долго: полиция и пограничники отдают предпочтение зарубежным гостям Израиля, еврейских граждан на Храмовую гору пропускают в последнюю очередь… Главное - не кладите в сумку молитвенник: при входе его все равно отберут.
- А с фотоаппаратом гору пропустят?
- Иностранцев обычно пропускают даже с кинокамерами. Что же касается наших - не знаю, не уверена: к евреям власти Израиля относятся на Магрибских воротах крайне подозрительно.
Чтобы добраться до Старого города к половине восьмого, встать пришлось в пять утра. Времени, однако, все равно не хватило. В 7 часов 32 минуты я мчалась с тяжеленным рюкзаком по безлюдному кварталу Мамила, карабкалась вверх по лестнице, ведущей к Яффским воротам, а потом летела по пустым (ни души!) улицам восточного базара с запертыми на замок лавками.
"Женя, где вы? - зазвонил сотовый встревоженным голосом Маши Писецкой. - Еще пять минут - и нас оттеснят: здесь уже полно американцев".
Оказавшись у турникета Магрибских ворот, невольно вспоминаю последний свой репортаж с этого места. Середина февраля уходящего 2007 года… Агрессивная толпа мусульман, съехавшихся в Иерусалим из Нацрата, Умм-Эль-Фахма и других населенных пунктов страны… Спровоцированный главой Исламского движения Израиля шейхом Раэдом Саллахом протест против ведущихся здесь работ по монтажу новой, более прочной рампы набирает обороты… Отпечатанные по-арабски листовки с фотографиями проводимых израильтянами археологических раскопок и огненно-кровавой надписью: "Мечеть Аль-Акса в опасности!"…
- Куда?! - тормозит меня полицейский.
- На Храмовую гору… Я с группой.
- Предъявите удостоверение личности… Пройдите досмотр…
Пока страж законности помоложе вносит в компьютер мою фамилию и номер "теудат зеута", тот, что постарше, деловито пересчитывает членов "проблематичной" группы: "Главное - держаться всем вместе и следить, чтобы никто не отстал".
Поднимаемся по новенькой рампе и через Магрибские ворота выходим на огромную площадь, под которой (трудно объяснить - но здесь ты ощущаешь это физически) покоятся руины Храма - вещественные доказательства кровной, генетической связи еврейского народа с землей Сиона.
Буква и дух
Расположенная в юго-восточной части Старого города, Храмовая гора, согласно еврейской традиции, отождествляется с горой Мориа, указанной Аврааму для принесения в жертву его сына Ицхака и с местом под названием "Бейт Эль" ("Дом Б-га"), где Яакову приснился пророческий сон, подтверждающий союз потомков Авраама со Всевышним.
Позже царь Давид установил здесь Ковчег Завета, а сын его Шломо (Соломон), укрепив гору насыпью, воздвиг Храм, посвященный единому Б-гу Израиля (961-922 гг. до н.э.). Храм был разрушен вавилонским царем Навуходоносором в 586 г. до н.э., а затем восстановлен вернувшимися из плена евреями.
В обустройстве Второго Храма участвовали правители Хасмонейской династии и Ирод Великий.
В 70 г. н.э. Храмовая гора была захвачена римлянами, а сам Храм предан огню и разрушен. До седьмого века н.э. предпринимались безуспешные попытки его восстановления. Культовые постройки, сооруженные на горе христианами в византийский период, также не были завершены…
- Сосредоточьтесь, - советует Ицхак Имас, ученик колеля "Бейт а-Бхира" в Кармей-Цуре. - Ведь мы находимся в святая святых. Если кто-то из ваших близких болен, вознесите молитву о его выздоровлении: она будет услышана.
Израильские власти, включая послушный истеблишменту Главный раввинат, запрещают евреям молиться на Храмовой горе: если полицейские, не дай Б-г, заметят, что кто-то нарушил административный запрет, - тут же выдворят. С другой стороны, обращение к Всевышнему - дело сугубо личное. И никакие решения БАГАЦа чувствительной национальной душе не указ. Вот и наша группа действует по велению сердца: те, в чей дом ворвалась беда, мысленно возносят страстную молитву об исцелении родных.
Переписать историю?
Пару лет назад мне довелось облететь Храмовую гору на вертолете. Шокировали масштабы: по сравнению с площадкой у Стены плача - Западной стены Храма - ее громадина кажется необъятной.
Но сейчас, оказавшись на самом верху у резных ворот, ведущих в мечеть Аль-Акса, вижу, что то был оптический обман. Храмовая гора производит неописуемо мощное впечатление только с высоты птичьего полета. При ближайшем рассмотрении она выглядит ничуть не лучше, чем замусоренные улочки восточного базара у Яффских ворот. Подметают здесь только выложенную отполированными камнями мостовую, зато на траве и в отдаленных от конвенциональных туристских маршрутов закутках разбросаны кучи стройматериалов, пустые бутылки из-под колы, коврики, на которых молятся мусульмане.
Там и сям снуют тракторы и бульдозеры: ВАКФ поставил на широкую ногу строительно-разрушительные работы. Артефакты, подтверждающие "историческое" право мусульман на величайшую в мире еврейскую святыню, любовно раскапывают, описывают и тщательно сохраняют, столь же целенаправленно уничтожая в ходе археологического поиска любые вещественные доказательства гораздо более древнего (никаких сравнений!) еврейского присутствия.
И хотя израильские археологи периодически кричат "SOS!", правительство закрывает глаза на то, что безраздельно царствующий на Храмовой горе ВАКФ тихою сапою переписывает всемирную историю. В пользу ислама, естественно, а в чью ж еще!
Вот и сейчас, стоит мне на секунду отделиться от группы, чтобы сфотографировать очередную кучу строительного мусора, сверху - с нависшей надо мною стены - раздается угрожающий окрик. Тут же - в унисон с хранителем мечети - зовут меня и члены нашей группы: "Не отходите ни на секунду от Ицхака - чревато…"
Да уж, хозяевами на Храмовой горе евреи себя не чувствуют. Но и бесправными гостями - тоже. Это подтверждает появление жизнерадостного англоязычного рава: Ицхак Имас обнимается с ним и его попутчиком, на ходу обмениваясь последними новостями.
Переместившись на новое место - к ведущим из златоглавого "Купола на Скале" ступеням, сталкиваемся с другой - и тоже израильской группой посетителей, но - светских. Ее участники, в отличие от нас, только что побывали в построенной поверх Храма мечети.
- Разве вы не знаете, что Галаха запрещает верующим более чем на 250 метров приближаться к тому месту, где прежде стоял Храм? - подзуживает экскурсовод Ицхака.
- Все зависит от того, кто толкует галахические законы: Главный раввинат или Рамбам, к примеру… - произносит Ицхак.
- С моей точки зрения, вы можете даже войти в мечеть! - улыбается экскурсовод.
Наша группа состоит из "вязаных кип", но за поворотом, неподалеку от мечети Аль-Акса, мы сталкиваемся с бельцским хасидом Йосефом Эльбоймом - неформальным равом Храмовой горы и главой движения за возрождение Храма.
Переданное по рации 7 июня 1967 года донесение Моты Гура: "Храмовая гора в наших руках!" было воспринято семейством Эльбоймов как руководство к действию. Ведь если много столетий евреи жили молитвой: "В будущем году в Иерусалиме!", значит сейчас, после героического освобождения древней столицы из-под иорданской оккупации, самое время приступить к восстановлению величайшей национальной святыни.
С 1967 года Эльбоймы занимаются воссозданием предметов утвари Храма.
По территории Храмовой горы Йосеф Эльбойм расхаживает свободно: полиция его не трогает, охранникам ВАКФа он тоже примелькался. Точно так же примелькались и те верующие евреи, кто чуть не ежедневно - в стороне от замешенной на страхе перед террористами "большой" политики - преспокойно посещают Храмовую гору. Действительность эпохи победившего пиара никоим образом не пересекается с публикациями ангажированной во имя "мира сейчас" прессы: СМИ нагнетают страсти, запугивая мечтающих подняться на Храмовую гору израильтян глобально-апокалипсическими столкновениями с палестинцами. А те как ни в чем не бывало, занимаются своими будничными делами.
Арабских обитателей Восточного Иерусалима никак не назовешь героическими борцами с израильской "оккупацией". Уж кто-то, а они смекнули: именно она - "оккупация" - и принесла им цивилизованное медицинское обслуживание, надежную (по сравнению с жителями Газы или Дженина) социальную защиту, бойкую торговлю и доходы, часть которых поступает от иностранных туристов в твердой валюте - "зелеными".
Вот и сейчас по Храмовой горе неспешно прогуливаются разодетые в добротную одежду арабские женщины, носятся "упакованные" на западный манер ребятишки.
Жизнь бьет ключом! Нормальная, сытая, благоустроенная жизнь. А грязь - да, она бросается в глаза. Видимо, ВАКФу не до поддержания чистоты на врученной безвольными властями Израиля под полный его контроль территории. Перед ним стоят задачи совершенно иного - политического свойства.
Но ВАКФ и простые иерусалимские арабы - такие же параллельные прямые, как еврейский народ и правительство Израиля.
Парадоксальная сложность бытия
Возвращаемся в Старый город. Я спешу задать Ицхаку Имасу несколько вопросов.
- Считаете ли вы, что выходцы из СНГ проявляют к Храмовой горе больше интереса, чем сабры?
- Трудно сказать… - отвечает Ицхак Имас. - Мы формировали группу, еженедельно по средам поднимающуюся на Храмовую гору, не по этническому признаку, а по человеческому. Я общаюсь со всеми в равной мере – и с "русскими", и с израильтянами, хотя в поселении Бейт-Хагай в районе Хеврона наша семья единственная из всех говорит по-русски.
Ицхак репатриировался из Москвы 16 лет назад. Экскурсию он провел на высоком иврите.
- В последнее время с помощью добровольной ассоциации "Место встречи" мы начали водить на Храмовую гору русскоязычные группы, - говорит он. - А вообще среди коренных израильтян границы между религиозными и светскими людьми гораздо более жесткие, чем среди репатриантов.
Знакомлюсь с Элиэзером Броером. Живет он в Кирьят-Арбе, в стране с 1972 года.
- Вы, наверное, успели заметить, что на Храмовой горе мы чувствуем себя свободно, - говорит он.
- …Потому что четко знаем, как нужно себя вести, - уточняет Ицхак.
Вот тут-то выясняется самое главное: если регулярно восходящие на Храмовую гору евреи кого-то и опасаются, то никак не мусульман, а… родных израильских полицейских!
После 1990 года, когда молившихся у Стены плача евреев забросали сверху камнями, никаких кровопролитных столкновений на Храмовой горе не было. Осенью 2000 года на старте интифады Аль-Акса мусульмане пытались спровоцировать наших военнослужащих у Львиных ворот, но и эти волнения быстро улеглись. Несмотря на это, СМИ создали вокруг Храмовой горы столь наэлектризованную атмосферу, что доверчивая израильская публика обходит это место десятой дорогой. Создается впечатление, что израильская пресса именует Храмовую гору взрывоопасной только ради того, чтобы никому из дисциплинированно-запуганных арабским терроризмом сограждан и в голову не пришло попытаться на нее подняться.
Однако в реальной, а не виртуальной жизни налицо пусть и хрупкий, но статус-кво.
- Всего однажды пограничники на наших глазах разогнали беснующуюся мусульманскую толпу гранатами со слезоточивым газом, - констатирует Ицхак Имас.
- Я обратила внимание на ведущееся повсюду строительство. Означает ли это, что под видом ремонтных работ и реконструкции мусульманский ВАКФ потихоньку уничтожает еврейскую историю?
- Я смотрю на Храмовую гору не как на историческую реликвию, а как на наше будущее, - ставит точку Элиэзер Броер.
- Именно поэтому члены ассоциации "Место встречи" и стали водить репатриантов на Храмовую гору, - дополняет Маша Писецкая. – Годами нам, русскоязычным израильтянам, прививали понятие "Стены плача", хотя на иврите она носит иное название – "Котель". Вот и получилось, что у репатриантов величайшая еврейская святыня ассоциируется с ПЛАЧЕМ - то есть с состоянием горя, безнадежности и унижения (особенно если учесть, что и сама западная стена Храма находится на нижнем уровне по отношению к застроенной мечетями Храмовой горе). А ведь в действительности Храм - предмет национальной гордости. И место, на котором он стоял, должно пробуждать в каждом из нас чувство хозяина своей земли.
Маша абсолютно права: когда смотришь на Иерусалим сверху, с Храмовой горы - видишь Вечный город совершенно иначе, и чувства иные испытываешь.
Кстати, когда Писецкая и Антопольская впервые привели на Храмовую гору группу русскоязычных посетителей, у Маши перед глазами встало ее антисоветское московское детство: подпольное изучение иврита, конспирация сионистских кружков…
- Приехали мы сюда в 12 часов дня, но на контрольно-пропускном пункте у Магрибских ворот выяснилось, что еврейские граждане Израиля вправе подниматься на Храмовую году всего два раза в день и в строго определенное время, - вспоминает она. - Но если в заранее назначенный час иностранных туристов окажется больше – еврейская группа на Храмовую гору не попадет. Мы несказанно удивились: "Почему?!" Нам дали замечательный ответ: "Потому что вы - евреи". И сказали это - еврейские полицейские! Сорок минут нас продержали под палящим солнцем, периодически отодвигая в сторону, чтобы пропустить иностранцев. Какой абсурд!.. Полное отсутствие уважения к себе, как к нации. Мое сознание это не воспринимает. Какая другая нация в мире станет нас уважать, если мы сами себя не уважаем?!.
Несколько раз столкнувшись с подобным отношением, Маша решила действовать. Грамотно. По-израильски. Как пресс-секретарь "Юридического форума в защиту Эрец-Исраэль", Писецкая забила тревогу.
- Активист "Форума" адвокат Ицхак Бам подал в полицию прошение с требованием предать гласности все регуляции, касающиеся процедуры проверки евреев, поднимающихся на Храмовую гору, - говорит она. - Если эти регуляции окажутся дискриминационными, "Юридический форум" подаст апелляцию в БАГАЦ и потребует их изменить. Если же выяснится, что таких регуляций вообще нет, Форум потребует наказать полицейских, препятствующих посещению евреями Храмовой горы. Активисты Форума сделают всё от них зависящее, чтобы евреи могли свободно, с гордо поднятой головой подниматься на Храмовую гору.
Завершу свои путевые заметки хрестоматийным высказыванием еврейских мудрецов: "Тот, кто владеет Храмовой горой, будет владеть Иерусалимом. Тот, кто владеет Иерусалимом, будет владеть Землей Израиля".
Актуально, как никогда!..