Мирон Я. Амусья,
профессор физики
Как там насчёт «конца света»?
(Некоторые замечания на тему, что делать, и кто виноват)
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...
Ф. И. Тютчев.
Непосредственным
толчком к написанию данной заметки послужила статья Б. Гулько «Жертвы постмодернизма», в которой автор обсуждает «интифаду ножей». Статья эта,
опубликованная два месяца назад,
содержит ряд весьма общих утверждений, с которыми согласиться не могу. Автор
говорит о моральном банкротстве современной цивилизации «во всех трёх её
версиях – американской, израильской и европейской». Со ссылкой на
американского историка В. Д. Хансона, он, вслед за ним, критикует «изобильную
и расслабленную западную культуру 21 века, основывающуюся на представлении,
будто современному миру ничего не угрожает». Вот эти наивные западные люди
(не чета восточным, не правда ли?!) норовят обойтись в этой жизни без силы, без
военных союзов и т.п., думают, по глупости или наивности, что в нашем мире нет
ответственности, конкуренции, вражды.
Если под культурой понимать не только продукт
Богемы, но, по сути, всю человеческую деятельность и его продукт, то я не вижу
ровным счётом ничего, что подтверждает сказанное американским историком и
повторенное г-ном Гулько. Странно не видеть острейшей конкуренции в борьбе идей
и технологий. В этой борьбе, точнее, развитии, нет ни малейших признаков
ослабления или замедления. Напротив. Диктуемый этой борьбой темп развития всё
ускоряется. Не футуролог и не гадалка, я, признаться, этому впечатляющему
ускорению не вижу конца. В то же время, отмечаю, что стоило восточным «моральным
победителям» начать празднование их достижений, получаемых, кстати, в результате
острой грызни, как рухнула основа их благополучия – чудовищно задранная цена на
нефть и газ. И рухнула она не сама собой, а под ударом современной цивилизации,
именно в результате её убыстряющегося развития.
Смею
утверждать, пусть и без ссылок на какие-то авторитеты, что материальное
преуспевание на моральном банкротстве не построишь. Это издавна понимали
миллиардеры США, чьи «первые миллионы» бывали отнюдь не всегда юридически и
морально безукоризненными. Но именно эти люди создали сеть музеев,
университетов, исследовательских центров, способствовали развитию новых
направлений архитектуры, живописи, музыки, т.е. всего того, на чём базируется и
что составляет основу лидерства США в мире. Поэтому при оценке той или иной цивилизации
не вижу смысла отрывать моральный аспект от материального.
Наша жизнь
и по продолжительности и по её насыщенности за два последних поколения
неузнаваемо изменилась, став качественно, а не только количественно, гораздо
богаче. Сами понятия «старик» и «старуха», ещё недавно ассоциировавшееся с
50-60 летними людьми, передвинулись на 25-30 лет. «Омоложение» стариков провялятся
в увеличении возраста и числа путешественников, что видно, например, при
посадке в самолёты в аэропортах. Электроника абсолютно изменила жизнь людей,
что не предвидел буквально ни один фантаст. На наших глазах закончилось
соревнование человека с компьютером в области шахмат – победила техника и
технология.
Помню, как
примерно 20 лет назад купил в Чикаго один из первых IBM ThinkPad.
Оперативная и встроенная память, а также быстродействие его уступали моему
сегодняшнему мобильному телефону в 100 раз, а вес превосходил в 10 раз.
Не вижу
никаких оснований для разговоров о моральном банкротстве среди молодёжи, об
отсутствии у неё тяги к соревнованию. Не вижу у неё потери интереса к тому,
чтобы занять трудом в жизни хорошую, а лучше - первую позицию. На духе лидерства
и состязания построен знаменитый сейчас на весь мир израильский start up. Я преподавал и
третьекурсникам и аспирантам Еврейского университета более 10 лет. Бед, которые
можно отнести к моральному банкротству израильской цивилизации, среди своих
студентов не видел. Прекрасно мотивированные, грамотные и, замечу, весьма
требовательные к преподавателям, студенты.
Судя по
описаниям в прессе того, как ведёт себя молодёжь в армии, в том числе и в ходе
боевых действий, говоря с прослужившими родственниками, её моральный облик, как
правило, заслуживает похвал и уважения. В целом, думаю, что и Хансон и Гулько,
говоря о «моральном банкротстве современной цивилизации», очень сильно
преувеличивают.
Г-н Гулько
неодобрительно отзывается о рудиментах социалистических идей в Израиле. Однако,
нравится это кому-то или нет, но эти идеи сыграли в этой стране большую роль. Не
без их носителей, мягко говоря, началось то израильское чудо, которое
продолжается и сегодня. Замечу, кстати, что именно социалистические идеи
изменили лицо капитализма, приведя к развитию в его рамках обширных социальных
программ. Ими до сегодняшнего дня пользуются иммигранты, например, из СССР или
РФ. Здесь и знаменитая «корзина абсорбции» в Израиле, и «8ая программа» в США. Идеи,
как и люди, не только рождаются, но и умирают, превращаясь из полезных, в
бесполезные или даже вредные для общества. Их носители, пережившие своё время, могут приносить и
приносят вред. Тут, увы, есть незабываемые примеры. Я имею в виду инициированные
«левыми» политические шаги: Пересом, Рабиным и Бейлиным «процесс Осло»,
поспешный уход АОИ из «зоны безопасности» в Ливане, организованный Бараком. Да
и шароновское «одностороннее размежевание» уместно отнести на «левый» счёт.
По
счастью, и в этих переделках Израиль проявил себя как чудесно созданный проект,
так что даже серьёзнейшие ошибки, действия, некоторые из которых я считаю
преступными, не остановили и не разрушили его. Все эти годы, ошибаясь или
поступая правильно, с поддержкой извне или под свист и силовое давление мировой
шпаны, но страна развивалась успешно. Недавно по интернету бродили цифры,
позволяющие оценить изменения Израиля за период с 1984 по 2014. Я не выучил
наизусть всю поэму. Но запомнилось, что население выросло вдвое, а ВВП на душу
населения раз в 5! Общий экспорт товаров и услуг Израиля в 2015 составляет 92
млрд. долларов, а полный годовой доход РФ от нефти– 96 млрд. Так в целом о каком
же банкротстве может идти речь?!
Г-н Гулько
приводит ответ Г. Меир на вопрос Дж. Байдена о причинах стойкости Израиля в
Шестидневной войне. Она сказала «Нам
некуда отсюда уходить». Г-н Гулько же считает, что она «могла
привести верующему католику слова Библии "И овладейте Землею, и поселитесь
в ней, ибо вам даю Я
землю эту, чтобы владеть ею" (Числа 33:53). Уйти же
всегда найдётся куда, как показывают многие израильтяне, уезжающие от арабского
террора». Оставляя в стороне некую бестактность запоздалого
поучения, отмечу, что мне ответ Меир представляется предпочтительным, поскольку
универсален и убедителен.
Говоря об отъезде
из Израиля, явлении отнюдь не массовом, вряд ли уместно вслед за Гулько видеть
причиной этому арабский террор[i].
Кроме того, в страну и приезжают, притом, во всё возрастающем количестве.
Делают люди это по разным причинам. У каждого есть своя, для него решающая.
Нет
недостатка в экспертах «задним числом» и мастеров «кукиша в кармане». Пишут,
бумаги теперь не надо, а байты памяти уже подтягивают к себе приставку «пета»,
т. е. почти бесконечны. Советов про прошлое много. Надо было не соглашаться на
раздел Палестины в 1947, следовало требовать воплощения решений Лиги наций в
Сан Ремо начала 20х годов прошлого века. Предлагают чуть ли не денонсировать
резолюцию ООН от 1947, проложившую путь к созданию государства Израиль. Как
быстро забыли господа, ещё совсем недавно бывшие товарищами, многозначительное
«Бери, что дают, а то и этого не будет»! А сколько обвинений идёт в адрес руководителей
Израиля за то, что те «не заявили во весь голос», «не потребовали» и т.п. Что
греха таить, часто эти обвинения идут от людей, покорных перед своим мелким
начальством, не говоря уже об исторически недавней полной покорности перед всей
«вертикалью власти» в бывшем СССР. Казалось бы, ведь очевидно – мало «заявить
громко» – надо, чтобы было услышано внятно. И это уже зависит от других –
народов, государств, их желания и согласия.
Считаю,
что навигацию в бурных водах международных отношений Израиль проводил и
проводит, в целом, успешно. И не надо для описания действий и целей Израиля
цитировать мнение всевозможных пундаков[ii].
Цели Израиля, его успехи и неудачи, даже провалы, видны. Сложнейший путь, по
которому вынуждена следовать страна – не немецкий автобан. Тем с большей
радостью воспринимается успех, особенно в столь нелюбезной к нашей стране ООН,
которая, например, 18.12.15 признала наш Йом Кипур и своим официальным
праздником. Теперь этих праздников стало 11.
Помню, как
журналистка В. Вексельман сетовала, которая теперь работает в Канаде[iii],
что Израиль не ведёт «войну Осло», так, как СССР вёл Великую Отечественную. Но
в той войне СССР потерял около 20% населения, что для Израиля, при нашей оценке
важности жизни, определённо не подходит. Здесь не поют про одну победу, за
которую готовы уплатить любую цену.
Сомневаюсь
и в справедливости утверждения статьи г-на Гулько, будто «Из-за отказа
израильтян от библейского права евреев на Землю Израиля другие претенденты на
эту страну — арабы — формально обрели на неё такие же права, как и евреи».
Вижу проблему более сложной, отнюдь не решаемой самим Израилем, который давно,
но уж определённо всё время после своего рождения, не стоит в борьбе один на
один с палестинскими арабами. Слишком сложным является наш район проживания, очень
много здесь переплетается разных интересов, действует ряд мощных сил.
Легко
можно найти, с учётом непростых условий 1967 г, объяснение странному, и ошибочному,
как видно сейчас, поступку М. Даяна, сохранившего за арабами управление
Храмовой Горой. Однако в 1967 ситуация была существенно иной, чем сейчас. Тогда
армии пришлось даже освободить застроенную арабами площадь перед Стеной Плача,
что и было сделано. Стоит помнить, что Израиль противостоял в 1967 не только
арабским соседям, уступая им в разы в живой силе и военной технике, но и СССР,
имея за спиной важную, но строго ограниченную помощь от США, которые могли ведь
и не броситься в «последний и решительный бой» за Израиль. Да и сам такой бой
был для Израиля смертельно опасен. Что касается арабов, они вполне имели
основания рассчитывать на решительную военную помощь от СССР.
Но это всё
история, хотя и имеющая свои последствия, ощутимые и в наше время. Важно, что
мы из неё выучить. По мнению г-на Гулько, сегодняшние проблемы Израиля в борьбе
с террором связаны в значительной мере с тем, что «отменён закон Торы о
"родефе" — преследующем тебя с целью убийства. Такого человека, по
Торе, положено убить... Нарушением закона о родефе является и принятая в
Израиле инструкция для полицейских — стрелять террористу в ногу.»
Считаю, и
об этом писал несколько раз, в том числе и в ходе «войны Осло», что террористы
заслуживают смертной казни. Однако отмечу, что реакция полиции на бросание
камнями, да и на другие террористические атаки, стала в последнее время гораздо
жёстче, чем прежде. Это легко усмотреть просто из сообщений прессы о том, что
«нападавший» или «нападавшие» ликвидированы или «нейтрализованы». Сами по себе
обоснованные и уместные, эти изменения в действиях полиции не привели пока к
прекращению террора.
Полагаю,
что следует задуматься о том, что и кто, возможно, стоит за спиной террориста.
Сводится ли всё к приманке вроде пресловутых 70 девственниц на том свете, или
дело поставлено более серьёзно. Здесь, на мой взгляд, и я писал об этом
неоднократно, роль играют интересы людей, занимающих высокое положение в
автономии, арабском мире, да и вне его. Есть те, кому поддержание на «малом
огне» террора в Израиле просто выгодно. Поэтому террористические атаки ещё
долго не покинут нашу страну. Они как хроническая болезнь, с которой приходится
жить, не устраивая бесполезные истерики, а энергично и результативно
предотвращая атаки, пользуясь своей разведкой, и решительно атаки останавливая,
коль предотвратить не удалось.
Плохо верю
в то, что развеивание праха террориста или заворачивание его трупа в свиную
шкуру, которые рекомендует и г-н Гулько, есть панацея от террора. Ведь
энергичному и сообразительному современному мулле ничего не стоит и такое от
рук «ненавистного оккупанта» превратить в высшую награду.
Позволю себе прокомментировать
рекомендацию историка Хансона, с которым согласен и г-н Гулько, прямо следующую
из библейской формулы «Посеявший ветер пожнёт бурю». В качестве эффективного ответа, историк приводит уроки ВМВ2, когда
Япония заплатила за убитых американцев тридцатикратными потерями своих
погибших. Однако и здесь дело было не просто в соотношении потерь. Даже после
того, как США сожгли в Токио более 100 тысяч человек, Япония сопротивлялась
полгода. Только атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки и вскоре за этим
последовавший разгром Советским Союзом Квантунской армии заставили Японию
капитулировать. Сравнение здесь с происходящим вокруг Израиля мне кажется в
целом не правомерным. Однако замечу, что в соотношении потерь, Израилю довольно
часто удавалось и удаётся достичь приемлемого соотношения чужих к своим. Имея в
виду, однако, просто неисчерпаемый, по сравнению с израильским арабский людской
потенциал, быстрой и решительной победы здесь не достичь.
В заметке
«Интифада ножей» я писал о специфике происходящего.
За прошедшие два месяца близлежащие соседи не успокоились, а у жителей
Иерусалима, одного из центров этой интифады появилась новая версия защиты –
своеобразный забор из столбиков, мешающий проезжающим арабам нас давить на
остановке автобуса (на снимке моя остановка).
По своему
характеру и прошлому воспитанию, я не люблю пассивных методов защиты. Поэтому
был противником так называемого «забора безопасности», сооружения дорогого и
легко обходимого. И сегодня, когда гуляем с женой по променаду Гольдмана,
который тянется вдоль забора миссии ООН в Иерусалиме, нам «стена безопасности»
портит вид. Однако надо признать – прошедшие годы показали, что для борьбы с
террором от забора есть определённая польза. Дополнительным доводом здесь стала
для меня и реакция не только «отгороженных», но и их подручных (или
вдохновителей?), которых условно для себя именую собирательно «шолом –
акшавками». Напомню, что и в других странах увлеклись заборостроительством.
Может, такая же судьба ждёт и идею ограждения остановок? Вот ведь обыскам и
досмотрам в аэропортах пока не видно конца. Напротив, к ним привыкли. Сейчас
уже осталось мало людей, помнящих времена, когда их не было…
Считаю,
что действия армии и полиции в конкретных условиях Израиля, «здесь и сейчас», заслуживают
похвалы общества[iv].
Полиция широко пользуется предоставленными ей правами, действуя энергично и, в
основном, успешно. Однако, как предполагалось в «Интифаде ножей», за спиной на первый взгляд
случайных атак, стоят профессионально подкованные организаторы. Считаю, что критика
действий власти со стороны оппозиции, в особенности Герцога и Либермана,
абсолютно неосновательна, неконструктивна, крайне груба, и преследует лишь
личные политические цели.
Многие,
живя в тех местах, что ещё недавно было столь безопасным от него далёко,
начинают нервничать и охотно учат израильтян, как и что надо делать. Стоит,
однако, помнить знаменитую пословицу: «Можешь делать дело – делай сам, не умеешь
делать сам - учи других, как надо делать. Не умеешь учить, учи других, как им надо
учить». И полезно не забывать при этом знаменитый принцип врачебной этики: «Не
навреди!».
Замечу в заключение, что, на мой взгляд, нет банкротства
цивилизации, конца истории и других подобных напастей. Есть лишь неизбежное
своё старение и угасание. И стоит благодарить Бога и современную цивилизацию,
которым удаётся несколько замедлить этот неприятный и неизбежный для каждого из
нас процесс.
Иерусалим
[iv] Печальным исключением здесь является борьба с мифическим
«еврейским террором». Считаю, что это ненужная и безосновательная уступка
«левой» силе.