Мухаммед 6-ой
Как Марокко пришло к миру с Израилем?
Немногим больше месяца назад король Марокко Мухаммед VI отпраздновал серебряный юбилей (25 лет) своего пребывания на троне. Его правление запомнится как эпоха глобальных изменений в стране, достигнутых путем нетипичных для региона действий.
Сегодня разбираемся, как Марокко менялось за последнюю четверть века и как наступил официальный мир с Израилем.
Первые годы. Взойдя на трон, Мухаммед VI решил незамедлительно начать бороться с репрессивным наследием своего отца. За первые шесть лет были осуществлены три крупные волны амнистий, закрыта тайная полиция, а также был принят ряд мер для расследования нарушений прав человека во времена правления его предшественника. Далеко не все меры были эффективны, но ситуация с правами человека действительно изменилась к лучшему за первые 10 лет правления Мухаммеда. Параллельно новый король проводил политику борьбы с бедностью в стране, стремясь ощутимо сократить количество безработных.
Арабская весна. Из-за этого в 2011 году, когда на всем Ближнем Востоке вспыхнула "арабская весна", положение марокканского короля было гораздо лучше, чем у его коллег в других странах. Марокко стало единственной страной, которая после вспыхнувших волнений на своей территории пошло не по пути репрессий или революции, а использовало протестантов как катализатор значительных изменений в стране, одновременно улучшая жизнь недовольных и нейтрализуя их как угрозу режиму.
Конституция. Уже через месяц после начала протестов Мухаммед VI выступил с обращением к нации, в котором пообещал немедленную конституционную реформу, а уже 1 июля состоялся общенациональный референдум, на котором она была утверждена. Чтобы добиться подавляющей поддержки населения, в стране было расширено влияние парламента и судебной системы, проведен ряд дополнительных изменений в сфере гражданских прав и свобод. Король также значительно увеличил вес берберов (принявшие ислам коренные жители Африки, составляющие 40% от населения страны) в обществе, закрепив их язык на уровне официального и внеся их культуру в образовательные программы Марокко.
Исламисты. Несмотря на то что исламисты были главными инициаторами "арабской весны", они никогда не были большинством в стране. Они часто маскировали свои требования под демократические и гражданские лозунги, чтобы выводить на улицы далеких от ислама людей, создавая иллюзию тотального превосходства своих идей в обществе. Чтобы справиться с исламистской угрозой, Мухаммед VI совершил весьма интересный ход: он дал исламистам то, что они требовали, не давая то, о чем они на самом деле мечтали. Масштабные демократические реформы, отвечавшие на запрос большинства жителей Марокко, значительно снизили градус напряжения в стране, поэтому, когда исламисты перешли к своему главному требованию — увеличения роли ислама в королевстве, королю ничего не стоило проигнорировать его.
Евреи. На конституционном уровне было прописано, что ислам является государственной религией (99% мусульмане), но также было заявлено, что в стране гарантируется полная свобода вероисповедания, в том числе для 2500 евреев, все еще живущих в стране. Более того, в новой конституции упомянут еврейский компонент как часть марокканской нации, а также особо подчеркнуто понятие межконфессионального примирения, которое позже было закреплено на уровне образования. Причем не только на уровне школьного (со звездами Давида в учебниках), но и на уровне религиозного, в котором за последние годы около 50 тысяч имамов прошли обучение по принципам умеренного и ищущего диалога с внешним миром ислама. На протяжении последних 25 лет Марокко идет своим обособленным и уникальным путем, превращая проблемы в возможности, переводя диалог между исламом и остальным миром в новую плоскость и существенно добавляя стабильности в этот абсолютно нестабильный регион. Стоит ли удивляться тому, что нормализация отношений с Израилем была лишь вопросом времени и ждала удачного момента.
Блог автора: СТЕНА ПЛАЧА