Греками или итальянцами в Израиле никого не удивишь. А как насчет скифов, монголов или половцев? Речь у нас пойдет о древних, и не очень, народах, чья связь с этой землей не лежит на поверхности. Итак – скифы!
Скифы – кочевые племена, обитавшие между 7 веком до н.э. и 3 веком н.э. в причерноморских степях. В Средние века возникла традиция, согласно которой народы, населяющие Русь являются потомками скифов, а Россия получает наименование Скифии, так же, как Польша – Сарматии, по имени родственного скифам народа сарматов. Отсюда – знаменитое блоковское: «Да, скифы мы! Да, азиаты мы – с раскосыми и жадными глазами!» Подобная генеалогия имеет мало общего с действительностью, так как скифы и сарматы были ираноязычными народами. Возможными потомками скифов являются современные осетины. Русские, поляки, осетины, Иран, Причерноморье – каким образом все это может быть связано с Землей Израиля?
Оказывается, может! Древний Бейт Шеан в эллинистическую и римскую эпоху назывался Скифополис, другими словами: Город скифов! Никаких материальных следов присутствия легендарных кочевников в Бейт Шеане не найдено, но название есть, и оно требует объяснения. Патроном Скифополиса был Дионис. Согласно легенде, в этом городе была похоронена нимфа Ниса, выкормившая Диониса. Могилу нимфы, также согласно легенде, охраняли скифские войны. Так что название вполне может иметь легендарное происхождение, и никогда нога реального скифа не попирала древних камней Бейт Шеана. А может и попирала. Известно, что скифы, в числе других народов, служили в армии Александра Македонского. Возможно, в Бейт Шеане были поселены скифские ветераны. И название отражает реальную связь города с легендарными кочевниками Причерноморья.
Более обоснована связь Израиля с островом Сардиния. В 14-12 веках до н.э. Египет и Ближний Восток подвергаются нашествию загадочных племен, которых египтяне называли «народами моря». Наиболее известным из этих народов (благодаря упоминанию в Библии) являются филистимляне. Об остальных племенах известно крайне мало, иногда только имя: сикилу, сардену, дануну… Народы эти имели, по-видимому средиземноморское происхождение и их принято отожествлять с сицилийцами, сардинцами, данайцами и т.д. Однако, помимо фонетической близости имен, твердой базы для такого отожествления нет. Точнее, не было до недавнего времени.
В начале 90-х годов израильский археолог Адам Зерталь обнаруживает в южной части Кармельского хребта древнее городище, которое местные жители называют эль-Ахват («Стены»). Здания, найденные в этом месте не имеют аналогов не только в Израиле, богатом всевозможными древностями, но и на всем Ближнем Востоке. Единственным местом, где Зерталь смог найти нечто похожее была … Сардиния, с ее знаменитыми нурагами. Зерталь предположил, что таинственный город, затерянный в чаще Кармеля был построен одним из «народов моря», а именно – племенем сардена, обитавшим в этих местах. Таким образом связь между древним племенем, упоминаемом в египетских хрониках и Сардинией становится более осязаемой. Зерталь идет еще дальше в своих предположениях: по его мнению, ханаанский полководец со странным именем Сисра («Сисара» в русском переводе Библии), упоминаемый в Песне Деворы был сарденским вождем. Буквосочетание «с-с-р», абсолютно нехарактерное для семитских языков, очень распространено в сардском диалекте. Так второй по величине город Сардинии, столица одноименной провинции, носит название Сассари.
Следующие в очереди экзотических гостей у нас монголы. Для русскоязычного читателя монголы ассоциируются, главным образом, с походом Батыя и монголо-татарским игом. Но нужно представлять себе истинные масштабы территории завоеванной Чингиз-ханом и его преемниками. Монгольская империя простиралась от Дуная на западе до Японского моря на востоке. Но нас интересует южное направление. В 1256 году монголы двигаются на Ближний Восток, под предводительством внука Чингиз-хана – Хулагу. Непобедимые монголы громят остатки Халифата и сравнивают с землей крупнейший, на тот момент, город мира – Багдад. На развалинах Багдада степные всадники играют в поло головой халифа – повелителя правоверных, Тени Аллаха на земле. Они захватывают неприступную крепость Аламут, и кладут конец секте убийц-ассасинов, терроризировавших Ближний Восток в течении полутора веков. В 1260 году они захватывают Алеппо и Дамаск, и посылают ультиматум правителям Египта мамлюкам. Мамлюки отказываются сдаться на милость победителей и две армии встречаются в Изреельской долине, у Эйн Джалуд (родник Голиафа). На счастье мамлюков, как раз в это время в Каракоруме умирает верховный хан монголов, и Хулагу, с главными силами возвращается в монгольские степи, чтобы поучаствовать в решении вопроса о престолонаследии. Так что мамлюкам пришлось иметь дело с относительно небольшим монгольским корпусом. В судьбоносной битве монголы, впервые, были разбиты. Таким образом, отроги гор Гильбоа, у которых за две с лишним тысяч лет до этого нашел свою смерть первый израильский царь Саул, стали самой южной точкой, до которой докатилась разрушительная война монгольского завоевания. Любопытный факт: полководца, остановившего монголов звали Кутуз.
Здесь стоит сказать несколько слов о том, кто же такие эти пресловутые мамлюки. Под этим именем в историю вошла каста гвардейцев-телохранителей египетских султанов. Озабоченные, как и всякие правители, проблемой сохранения власти, египетские султаны находят оригинальное решение. Они покупают рабов-немусульман (согласно законам ислама, мусульманин не может быть рабом), и создают из них военную касту, которая преданна лично им (позднее подобную роль при турецких султанах будут играть янычары). На первом этапе, мамлюки набираются из рабов тюркского происхождения, главным образом кипчаков. Кипчаки это самоназвание народа, кочевавшего в южнорусских степях. Русские называли кипчаков половцами. На определенном этапе, преданные охранники свергают власть султанов, и Египет, на два с половиной века, переходит под управление мамлюков. Это уникальный случай в истории, когда непременным условием вхождения в управленческую элиту являлось рабское происхождение (само слово «мамлюк» как раз и означает «раб»).
Самый знаменитый из мамлюков – султан Бейбарс был половцем по происхождению и родился, по-видимому, в Крыму. Таким образом половцы, вытесненные монголами из русских степей, свели с ними счеты в Изреельской долине, между Афулой и Бейт Шеаном. Пикантности ради, добавим, что в монгольском войске был еще и отряд грузин.
Если в 13-14 веках большинство мамлюков были кипчаками, то в 15 веке они вербуются, в основном, из черкесов. Так черкесы впервые попадают на эту землю. Вторая волна черкесов приходит сюда в 19 веке, в результате непрекращающихся кавказских войн. Вытесняемые Россией со своей земли, мусульмане-черкесы переходят в подданство заклятого врага России – Османской империи. Турки, ценящие боевые качества воинственных горцев расселяют их по проблематичным, с точки зрения безопасности, окраинам империи. Так черкесы попадают в Галилею, и остаются там по сей день, главным образом в двух поселениях: Кфар Кама и Рейхания. Лидер сборной Израиля по футболу, Бибарс Натхо – черкес по происхождению, а его имя не что иное, как несколько искаженное «Бейбарс». Играет Натхо в России за казанский Рубин. Израильский черкес с половецким именем, играющий в России, за клуб из Татарстана – чем не символ запутанного этнического узла, свойственного этой необыкновенной земле, где завязывается столько узлов и перекрещивается столько дорог!
Похожа на черкесскую и история боснийцев. Если черкесы стали жертвой экспансии Российской империи, то боснийцы – Австро-Венгерской. Они так же ищут убежища у единоверцев-турок, и часть их оказывается в Эрец Исраэль. В Кейсарии, по сей день, можно увидеть минарет «боснийской» мечети. Во время первой мировой войны, один из почтовых голубей, с помощью которых еврейская шпионская организация «Нили» поддерживала связь с британцами, опустился, по ошибке, на балкон дома главы боснийской общины в Кейсарии. Босниец передал голубя турецким властям, что стало одной из причин раскрытия «Нили» и ее гибели. После 1948 года, боснийцы ушли из Кейсарии, главным образом в район Шхема, и растворились среди арабского населения. Балканское происхождение некоторых из них выдает только фамилия Буснак.
Закончить эту заметку об экзотических персонажах Святой Земли мне хочется на лирической ноте, позволив себе небольшую фантазию. В третьем веке до нашей эры на престол индийской империи Маурья взошел один из самых необычных правителей в истории, по имени Ашока. Первую часть своего царствования он, как и положено императору, провел в войнах, стремясь расширить свои владения. После одного, особенно кровопролитного сражения, стоя на поле боя, заваленном мертвыми и умирающими, Ашока испытывает сильнейшее потрясение, буквально перевернувшее его душу. Он отказывается от любого насилия, включая охоту, и принимает буддизм. Все это могло бы быть красивой легендой, если бы не было поразительным историческим фактом. Дальнейшую жизнь Ашока посвящает различным социальным проектам, призванным улучшить жизнь подданных и распространению буддизма.
Он посылает миссионеров во все концы Ойкумены. Некоторые из них доходят до Египта, которым правит эллинистическая династия Птолемеев. Частью государства Птолемеев являлась тогда и Иудея. Хоть у нас нет о том никаких сведений, мне нравится представлять себе смуглолицых, большеглазых людей в желтых одеждах – на улицах Иерусалима. Может быть они стояли на Масличной горе – там, где за восемь веков до них, плача, стоял царь Давид, а два с половиной века спустя будет стоять, тоже плача, Иисус, и смотрели на Город, бывший причиной стольких войн и предметом вожделения стольких людей? Из всех возможных исторических связей ни одна не возбуждает моё воображение сильней, чем эта.