Три еврейских проекта
Израиль.
Евреи реализовали три грандиозных проекта: СССР, США и возвращение в Сион. Каждый из этих проектов вырос из старых мифов.
«Направо пойдешь — коня потеряешь, прямо пойдешь — голову потеряешь, налево пойдешь — меча лишишься».
Русские былины
СССР
Начнем с «похода налево» — в коммунистическое недалеко. Любителям подсчитывать процент евреев в Ленинском Политбюро и ВЧК, скажу сразу: я полагаю этот подсчет совершенно бессмысленным предприятием. Эта столбовая бухгалтерия ровно ни о чем не говорит. Дело даже и не в том, что евреи заменили выметенное из страны революцией образованное и квалифицированное русское меньшинство. Важнее иное — евреи подарили советской власти миф. Советский мессианский миф был странным сплавом еврейской оголтелости и русского «мы есть третий Рим».
Еврейское мифотворчество парадоксально не отменяло государственный и сермяжный антисемитизм. Советский антисемитизм был весьма дифференцированным явлением: с течением времени на высших этажах власти евреев становилось все меньше, но на полях наук и искусств евреям позволяли резвиться, разумеется, преодолевая изрядное противодействие системы. И советский мессианский миф до самого заката СССР подпитывался еврейским гением: братья Стругацкие, Сергей Герасимов, Даниил Храбровицкий, Татьяна Лиознова сноровисто делали свое мифотворческое дело.
Важно понимать, что 24 февраля 2022 года этот миф рухнул. Дело в том, что еврей в России, как правило, либерал и западник (об этом очень ярко писал в «Трепете Забот Иудейских» Александр Воронель). Осознанный разрыв России с Западом делает горячечную еврейскую активность попросту ненужной на просторах стылого московского ханства. Русско-еврейский проект окончен. Третий Рим видит себя Византией, а не Афинами и уж точно не Иерусалимом. Новая мифология топорно сбивается бездарями, вроде Маргариты Симоньян и Владимира Соловьева. Но на своем взлете еврейско-советский проект поражал высотами духа; zeitgeist переменчив, империи сгинут, а Мандельштам, Пастернак, Ландау и Трифонов пребудут. Удался ли этот проект? Его завершение путинизмом подталкивает к очень скептической оценке еврейско-русского предприятия; еврейско-немецкий проект бодро, гуманно и либерально начавшись Веймарской Республикой, известно ведь, чем закончился. Россия всегда отставала от Европы примерно на век, вот и сейчас в ней происходит то, что происходило в Германии и Италии в тридцатых годах недобитого ХХ века. Появление фараона, не помнящего Иосифа, не за горами.
Проект создания капиталистической, сытой, умеренной, пошлой России в который раз провалился. Почему? Православие не поощряет строить теплые туалеты, полоть грядки и ровно забивать гвозди. «История столыпинских реформ, мне кажется, ясно показывает, насколько трудно, если просто невозможно, вне и помимо религиозного смысла (и массового движения), создать средний класс («срединную культуру») на основе экономического здравомыслия и рациональных мер» (Мераб Мамардашвили, «Записи в ежедневнике»). История Гайдаровских реформ только подтвердила это прозрение Мамардашвили. Здравомыслие и рациональность нуждаются в религиозном фундаменте, в противном случае они зависают в бытийной пустоте. Этот фундамент долгое время крепко подпирал США.
США
Идем направо. В США. И в США евреи составляли небольшое, но непреклонно дискриминируемое меньшинство. Процентная норма в университетах США действовала очень долго: «президент Гарвардского университета Лоренс Лоуэлл заметил, что с 1908 по 1922 год доля студентов-евреев в Университете выросла с 6 до 22%, и забил тревогу. В результате такого наплыва евреев, считал он, университет потеряет свой христианский и демократический характер; Лоуэлл предложил ввести процентную норму. Норма, введенная в Гарварде, была еще довольно либеральной: не более 15% на каждом факультете. Пример был подхвачен другими университетами Восточного побережья. Следом за Гарвардом процентные нормы ввели университеты: Колумбийский, Йельский, Принстон, Ратгерс, им. Дьюка, им. Джона Хопкинса, Корнелльский, Северо-Западный и др. Нормы обычно устанавливались от 3 до 16%. Университет Колгейт принял решение о приеме шести студентов-евреев в год. Принятые в университеты евреи сталкивались с ограничениями и остракизмом. В университетах Сиракьюза и Огайо евреев селили в общежитиях отдельно от христиан. В Мичигане и Небраске девушкам-христианкам советовали не общаться с еврейскими юношами. Студенты-христиане были недовольны присутствием евреев. Претензии к евреям были разнообразные: им чужд дух университета; они слишком умные; не курят, не пьют, не занимаются спортом; физически отталкивающие. Повсеместно евреев не принимали в студенческие братства. При этом в Брауне президент университета не разрешил основать еврейское студенческое братство, «чтобы не разжигать расовый антагонизм»
Еще хуже было положение тех, кто пытался получить степень или должность в университете. В Йеле, Принстоне, университетах Джона Хопкинса, Чикагском и Техасском действовало правило: один еврей на факультет; Беркли и Колумбийский университет допускали двоих, Гарвард — троих. Евреи категорически не допускались на отделения английского языка и литературы» (Романовский Д. «Ди голдене медине» против евреев. Антисемитизм в США, 1900-1950, Лехаим, Февраль, 2012). Американский антисемитизм был вегетарианским. Ни «дела врачей», ни травли космополитов в США не было, но жесткая дискриминация была.
В США евреи занялись любимым мифотворчеством. Роль евреев в становлении Голливуда переоценить невозможно. Я имею в виду Голливуд как социальное явление, миф, становой хребет американской нации. Опять же, бессмысленно подсчитывать процент евреев в американской киноиндустрии, эта расовая бухгалтерия ничтожна в своем значении. Важно, что евреи вложили свой дар к мифотворчеству в «американскую мечту», в голливудский миф. Сэмуэль Голдвин, Уильям Уайлер, Стивен Спилберг, Кирк Дуглас, праведная гийорет Элизабет Тэйлор и несть числа остальным и примкнувшим, создали голливудский стиль и голливудский акцент. Забавно, что еврейские гении американской киноиндустрии меняли фамилии, дабы от них на версту не разило идиш и форшмаком, точно так же, как это делали их советские коллеги. Голливудский миф оказался гораздо более совместим с человеческой природой, сделав ставку на алчность, похоть и тщеславие, вращающие шестерни цивилизации. Советский миф ставил на жертвенность (главному герою советского фильма не возбранялось в эпилоге умереть), интернационализм (в советской картине положительно выпяченный грузин или армянин были столь же неизбежны, как появление в финале парторга, разруливающего неразрешимые проблемы бытия), просвещение и бескорыстный труд. Советский труженик самозабвенно вкалывал не для того, чтобы прикупить кирпичный домик под черепичной крышей в пригороде, а на благо человечества, мировой революции, ну, на худой конец, социалистической родины. Американский голливудский миф был семейным, пошлым, приторным и мещанским. Чистенькие, ухоженные дети в этом самом кирпичном домике в пригороде представали венцом творения в нашем падшем мире. Добавка полагалась за гробом (Довлатов ошибочно полагал, что добавки у Б-га не просят. Еще как просят). Непременный, вымученный happy end, полагающийся голливудскому фильму, приучал к мысли о том, что и в этом мире можно прожить недурную жизнь. Хорошие парни непременно победят плохих.
Советский миф для горячей, интеллигентной публики был куда более привлекателен, нежели американский. И полезно, и поучительно их сравнивать: «Мы в вашем возрасте о деньгах совершенно не думали. Кто думал о деньгах? Какие-нибудь нэпманы, кулаки и лишенцы. А у нас не хватало на это времени. Мы были слишком увлечены жизнью, трудом, друзьями, событиями», — говорит сыну в «Другой жизни» Трифонова чудом выжившая в чистках и большом терроре революционная старуха. Этот миф гнал в Советскую Россию чистых, самоотверженных интеллектуалов, полагавших, что, кроме алчности, похоти и тщеславия, есть вещи поважнее. Они погибали в жерновах сталинской сатанинской машины первыми: Александр Вайсберг-Цыбульский, Фридрих Хоутерманс, Джон Тучельский, Эдмундо Пелозо, — список чистейших жертв советского мифотворчества, заглотивших крючок советской мифологии, и очень внушителен, и едва ли вполне изучен. На кирпичный домик под черепицей в американском пригороде таких людей не укупишь. А вот на блесну мировой революции, освобождения пролетариата и бескорыстного творческого труда эти незамутненные души ловились легко. Но как-то так получилось, что самоотверженный труд на благо отечества разрешился гнилой, осклизлой, зловонной картошкой для пролетариата, семейными трусами для мужчин и безобразными бюстгалтерами-«навымниками» для женщин, интернационализм — Афганской войной и обществом «Память», а просвещение — свирепой цензурой и тотальным промыванием мозгов. Но более удивительным было иное: если и существовало в семидесятые-восьмидесятые общество потребления, так это был вовсе не американский народ, а ново-обобществленный народ советский. За финскими обоями, чешскими гарнитурами и песцовыми шапками записывались в очередь с ночи, стояли в этих очередях в лютый мороз, и самыми популярным мемами позднего советского общества были: «куда без очереди?» и «покажи инвалидское удостоверение».
Америка всего этого не знала. На вопрос: «кто думал о деньгах?» следовало бы ответить: «все». Ильф и Петров в «Одноэтажной Америке» заметили: неверно говорить о том, что деньгам в Америке поклоняются. Это не так. Деньги уважают, как старого почтенного дядюшку. И когда необходимо жертвовать на благотворительность, американец легко расстается с нелегко заработанными долларами. Еврейские фанатизм и оголтелость легко привились на российское мессианско-имперское дерево. Еврейские деловитость и желание устроить разумно организованную семейную жизнь органично прижились на протестантском кусте, с его культом порядочности, деловитости и высокого трудового этоса. Мне запомнилась фраза из «Дела Локвудов» Джона О’Хара: «Он достойно нес порядочность американского мастерового, умеющего делать дело и знающего себе цену». На этих мастеровых сто лет держалась американская цивилизация. Именно они помогли СССР разгромить немецкий фашизм, победили в «холодной войне» и слетали на Луну: трудолюбивые, порядочные сдержанные парни, спокойно делавшие свое дело и слушавшие по воскресеньям пастора.
К восьмидесятым советский миф провонял. Анекдоты о Брежневе больше расскажут о распаде СССР, нежели утонченный Гайдаровский экономический анализ-разнос (ах, какие были анекдоты!). Заметим очевидную деградацию, регрессию мифологии: как плосок, скучен, примитивен коммунистический миф, в сравнении с миром традиционных религий. Всем развитым религиям давным-давно известно, что препятствием к раю на Земле служит неисправимо кривая душа человека, а кто же выпрямит кривое? ― спрашивал еще царь Соломон. А вот Марксу с Лениным это было невдомек. Они, в самом деле, были уверены в том, что, если отнять и поделить, все как-то само собой образуется. Оглушающе пошлая уверенность.
Состязание с СССР сильно напрягало американские мускулы, смерть СССР привела в американское общество разгильдяйство и расслабленность. Американский мастеровой, умеющий делать дело, вымер, как лошадь Пржевальского. Недавно мне довелось остановиться в пятизвездочном отеле в Сан-Диего, где проходил физический симпозиум. В номере не работало ничего, включая телефон и унитаз. Присланный портье сантехник, ни слова не понимавший по-английски, быстро доломал унитаз и залил номер вонючей жижей. Начал сворачиваться американский миф. Несколько факторов способствовали его разрушению: во-первых, индустриальная и информационная революции резко сократили долю квалифицированного труда в мировом промышленном производстве. Целые профессии вымирают и находятся на пути в Красную книгу: токари, фрезеровщики, шлифовальщики не востребованы. Один современный станок с ЧПУ заменяет батальон квалифицированных рабочих. В недалеком будущем за токарями последуют водители, их прикончит робот «Тесла». Во-вторых, мощные сельскохозяйственные гиганты нанесли удар по становому хребту США — фермерским хозяйствам. В-третьих, новые волны эмиграции из Латинской Америки размыли довлеющее влияние протестантизма в США. В-четвертых, начал подгнивать военно-промышленный комплекс, требовавший умных голов и умелых рук: в самом деле, воевать после развала СССР стало не с кем. Поход направо закончился потерей коня, совершенно бесполезного в ядерной войне. Американская цивилизация растеряла военный драйв, дав деру из Вьетнама и Афганистана. Между тем, американская интеллигенция начала упорно искать униженных и оскорбленных. Они нашлись: афроамериканцы и гомосексуалисты образовали новый американский революционный класс, науськиваемый творческой интеллигенцией на истэблишмент.
Левая интеллигенция занялась любимым делом: натравливанием бедных на богатых, униженных и оскорбленных на преуспевающих. Реальная борьба за права меньшинств как-то незаметно превратилась в борьбу с трудящимся большинством. Теперь в лаборатории, занимающейся генетикой, ядерной физикой или органическим синтезом, непременно должны присутствовать афроамериканец, лесбиянка и трансгендер. Могут ли они заниматься исследованиями, никого не интересует; миф о равенстве требует жертв. Во главе этого слишком мне знакомого по СССР культа нарисовались знакомые ашкеназские носы и кучеряшки: Берни Сандерс в горячечном, мифотворческом идиотизме представляет собою реинкарнацию Троцкого, столь же очевидную, сколь и тлетворную.
В Америке забродил призрак коммунизма. Теперь русские патриоты могут вздохнуть с облегчением: Сандерсы в мифотворческом раже угробят США вернее, агентов ФСБ, не все ж Троцким поганить Россию. Если еврейская история чему-либо и учит, так это тому, что американские Швондеры станут первыми жертвами восстания масс. И куда же деваться американскому еврею? Только в Израиль. Но Израиль все менее привлекателен для американского интеллектуала с зализанной еврейской фамилией, ибо там в борьбе мифов все более прочерчивается победа Ветхого Завета. Стилистика этого мифа худо сочетается с «отнять и поделить» и борьбой за права гомосексуалистов. Американский, образованный еврей, огорчился и предпочел ассимиляцию. Но мы идем прямо, в Израиль.
Израиль
«Человек — это существо, нуждающееся в тайне (т.е. с жалом бесконечности в душе) и знающее себя смертным»
Мераб Мамардашвили, «Записи в ежедневнике»
Направляясь по прямой дороге в Сион, евреи, следуя былинному предписанию, потеряли голову. Точнее, голова до Израиля не доехала. В начале ХХ века израильский проект выглядел непривлекательно для еврейских интеллектуалов. Я полагаюсь на свидетельства Шимона Дубнова, Исаака Башевиса-Зингера, Зеэва Жаботинского и Шолом -Алейхема, свидетелей вполне проницательных и компетентных. Альберт Эйнштейн, Владимир Хавкин, Макс Борн, Зигмунд Фрейд, Эрих Фромм, Норберт Винер, Джон фон Нейман, Ричард Фейнман, Лео Сцилард, в лучшем случае, проявляли интерес к Израилю, но о том, чтобы связать свою судьбу с сионистским проектом, и не помышляли. Королевство было маловато. Израиль им представлялся непомерно разросшимся Бердичевом. Фриц Габер двинулся в сторону Израиля только после того, как на него накатил тотальный бойкот мирового научного сообщества. Израиль представлялся титанам духа слишком провинциальной, слишком отсталой, слишком восточной страной. Таким он видится еврейским интеллектуалам и поныне, достаточно прочитать воспоминания Сола Беллоу о его путешествии в Израиль; едва ли Беллоу отдавал себе в этом отчет, но для него Израиль был слишком еврейским: жарко, шумно, грязно, лапсердаки, шаббат, кашрут и вообще…. Стоит заметить, что сионистский проект не привлекал и религиозную элиту еврейского народа, видевшую в этом полукоммунистическом проекте прямой путь к ассимиляции. Ясно и выразительно озвучил эти мысли в романе «Пятеро» устами Торика Зеэв Жаботинский: «Бунд и сионизм, если рассуждать клинически, одно и то же. Бунд — подготовительный класс или, скажем, городское училище: подводит к сионизму; кажется, Плеханов это сказал о Бунде — «сионисты, боящиеся морской качки». А сионизм — это уже вроде полной гимназии: готовит в университет. А «университет», куда все они подсознательно идут и придут, называется ассимиляция.
Постепенная, неохотная, безрадостная, по большей части даже сразу невыгодная, но неизбежная и бесповоротная, с крещением, смешанными браками и полной ликвидацией расы. Другого пути нет. Бунд цепляется за жаргон; говорят, замечательнейший язык на свете — я его мало знаю, но экстерны мои, например, цитировали уайтчепельское слово «бойчикль» — хлопчик, что ли — ведь это tour de force: элементы трех языков в одном коротеньком слове, и звучит естественно, идеальная амальгама; но через 25 лет никакого жаргона не будет. И Сиона никакого не будет; а останется только одно — желание «быть, как все народы». Под словами Торика легко подписались бы многие раввины, глядевшие на сионистский проект как на школу ассимиляции. Отметим забавное сходство с советским и американским проектами: отбивая запах форшмака и чеснока, израильские евреи тоже меняли фамилии: Давид Бен-Гурион, Залман Шазар, Ицхак Бен-Цви, Эфраим Кацир, Голда Меир, Шимон Перес, все обзавелись псевдонимами. Герои и творцы мифов, меняя имя, обзаводились новой сущностью.
В итоге, до Израиля добралась ничтожная, но донельзя пассионарная горстка еврейских интеллектуалов. Среди них: Хаим Вайцман, Ахад ха-Ам, Хаим-Нахман Бялик, Шай Агнон, Мартин Бубер. В союзе с политическим руководством ишува им удалось невероятное: создать и отстоять в тяжких, нескончаемых войнах еврейское демократическое государство. Огромное значение в создании государства имела сионистская позиция главного раввина Израиля, рава Авраама Ицхака Кука.
При создании этого государства произошел невероятный синтез мифов: миф социализма прижился на ветхозаветном древе еврейской религиозности. Этот синтез казался вполне естественным, ибо коммунистический Манифест пророс из яростной этики еврейских пророков, на дух не переносивших социального зла и вознесших права пришельца, сироты и вдовы. Хаим Вайцман, Давид бен Гурион и Голда Меир, будучи уверены в том, что со временем библейский ствол увянет, а социалистические ветви расцветут, беззаботно ностальгически приглашали религиозные партии в правительство Израиля. Между тем произошло прямо противоположное: из синтетического сионистского мифа вымерз социализм, и расцвела классическая еврейская религиозность. Социалистический миф в Израиле протух по целому ряду причин. Как мне кажется, решающую роль в смерти израильского социализма сыграла громадная волна эмиграции из СССР. Советского еврея, слишком свежо помнящего первые отделы, «дело врачей», «куда без очереди?», «в Ташкенте воевал?», «покажи инвалидское удостоверение» и полки, тупо заполненные исключительно морской капустой, тошнило от запаха и вкуса социализма. Новые иммигранты— сефарды тоже шарахались от социалистического ладана. Но дело не только в алие из СССР и стран Магриба. Коммунисты-кибуцники со временем естественно переродились в крупнейших израильских латифундистов, а элита рабочей партии намертво срослась с израильской буржуазией и разжиревшими судейскими чинами. Когда жители северного Тель-Авива и Савьона голосуют за «Рабочую партию» и МЕРЕЦ, то, понимаешь, что Маркс ровно ничего не понимал в политике, ибо электоральная база этих партий исключительно буржуазна, и борьбу за светлые идеалы социализма ведут почему-то люди, по жизни предпочитающие «childfree style», «Вольво», «Мерседес» и отдых на Лазурном берегу.
Судьба социализма в Израиле вынуждает и вообще задуматься о судьбе Проекта «Просвещение», переживающего нелучшие времена не только в Израиле. Проект «Просвещение» принес свободному миру, «золотому миллиарду», три значимых плода: свободное время, дешевое и сытное питание, и атомную энергию. Все три плода оказались преждевременны, проект «Просвещение» разбился о пресную косность масс. Избыток свободного времени породил скуку, от которой ненадолго избавляют наркотики, обильное питание разрешилось краснолицыми, апоплексическими толстяками, а атомная энергия грозит каждую минуту покончить с самим золотым миллиардом. Ветхозаветная религиозность легко справляется с этими проблемами: свободного времени у отца дюжины детей нет, на еду едва хватает куцего жалованья, а об атомной бомбе, пусть думает тот, кто ведает всем мировым хозяйством.
У нас на глазах происходит ожесточенная схватка Ветхозаветного и социалистического мифов, не думаю, что эти последний и решительный бой, отступать никто не намерен. Заметим, что сионистский проект не соблазняет эмигрантов из покойного СССР и поныне. Волны еврейской эмиграции и после образования Государства Израиль плещутся у берегов США, Германии, Австралии и Канады. Для эмигрантов из СССР Израиль излишне ветхозаветен; подумать о том, что именно крушение мифа просвещения вышвырнуло их из социалистического отечества, им недосуг. До Израиля добираются и задерживаются в нем оголтелые единицы, что идет Израилю лишь на пользу; без пассионариев на вулкане не выживешь.
Для жизни человеку, помимо дешевого и сытного питания, необходимо еще и гармонизированное бытие, упорядоченный и понятный мир. Это с одной стороны; а с другой, мятущаяся, противоречивая душа человека жаждет тайны, и не может смириться с конечностью нашего пребывания в мире, жалит душу жало бесконечности, как говорил Мераб Мамардашвили. Человеку хочется одновременно и расколдовать мир, и жить в сказке. И тогда человек творит, рассказывает и утверждает миф. Рациональное постижение жизни совершенно невозможно; будущее нависает над нами темной, непроницаемой громадой. Заметим, что наше будущее еще более непредсказуемо, нежели будущее наших предков, проживавших жизнь в одной вере и чаще всего в одних стенах. В моем детстве и юности не было компьютера, Интернета и смартфона, определяющих жизнь современного человека; в школе, в которой я учился, слыхом не слыхивали о наркотиках, а я еще не вполне дряхлый старец. Я полжизни прожил в СССР, успел пожить в независимой Украине, а сегодня с изумлением обнаружил себя на краю географии, в поселке Рахелим, и по утрам меня будит разрезающий мозг вопль муэдзина. Темп происходящих с нами изменений невероятно ускорился, и чего ждать от ближайшего будущего, совершенно не ясно. Мир вокруг нас меняется, так было всегда, но, если темп этих изменений превышает наши адаптационные возможности, жизнь теряет смысл. Учебники истории, например, в России, полностью переписываются быстрее, нежели учителя успевают их усвоить. Время осознаваемой еврейской истории во много раз превосходит длительность человеческой жизни, и только поэтому, мы можем высказывать осмысленные бытийные суждения. Этим суждениям необходима рамка, имя этой рамки — Традиция; как говорил Авраам Иегошуа Гешель, еврейский Б-г — царь времени, человеку неподвластного времени, пространство человек худо-бедно освоил. В этом времени, у нас на глазах происходят самые невероятные вещи: великий СССР рухнул на головы своих насельников, США прощаются со своим славным иудео-протестантским прошлым. Что в сухом остатке? Непостижимый Израиль.
Эдуард БОРМАШЕНКО
Источник: Заметки по еврейской истории
mnenia.zahavru.co.il