Кто пишет
историю? Борис
Гулько
Много лет
назад я расспрашивал переводчика восточных эпосов и знатока Востока поэта Семёна
Израилевича Липкина: похож ли сюжет Корана на Тору? «Как сталинский «Краткий
курс» на реальную историю партии» – объяснил он. Понятнее не скажешь. Историю
определяет то, кто её записал.
Относится
это к еврейской истории. Предыдущее к нынешнему Израилю еврейское государство,
воссозданное в 142 году до н.э. победой восстания братьев Хашмонеев, оно просуществовало
как независимое до 63 года до н.э., и как провинция Рима – до поражения
восстания Бар Кохбы в 136 году н.э. Наши национальные катастрофы – потеря
независимости, а в конце – рассеяние, должны иметь серьёзные причины. Осознаём
ли мы их?
Поначалу то еврейское
государство было весьма успешным. Победы его под правлением последнего из
братьев Хашмонеев Шимона и его сына Иоханана Гиркана I – над
греками-селевкидами, над Шхемом, над эдомитянами позволили евреям присоединить
к Иудее Шомрон, Эдом, затем в Заиордании – Моав. К 76 году до н.э., после
успешных войн сына Гиркана I царя
Александра Янная, завоевавшего для евреев прибрежные земли от Нила до горы
Хермон, оно владело большей территорией, чем сегодняшний Израиль.
Но
одновременно с созиданием происходило, из-за постоянной вражды двух религиозных
сект – фарисеев и саддукеев (прушим и цдуким), разрушение Иудеи. К фарисеям в
основном принадлежал глубоко религиозный простой народ, к саддукеям – люди
состоятельные, храмовая знать. Эллинизация Иудеи коснулась в основном
саддукеев. Исторически победили фарисеи, поэтому сегодня мы следуем их
нарративу. Не уверен – насколько он справедлив.
Уже
восстание Хашмонеев было в большой степени гражданской войной. Братья Хашмонеи,
хотя и когены, служившие в Храме, духовно были блики к фарисеям. К саддукеям
примкнул Иоханан Гиркан I. Ссора его
с фарисеями произошла так: один фарисей предложил Гиркану сложить с себя полномочия
первосвященника, поскольку город его матери был до его рождения захвачен
врагами. В ту пору постоянных войн у захватчиков было принято насиловать женщин
захваченных городов, и теоретически мать могла зачать Гиркана не от мужа. Не
знаю – не от этого ли у нас идёт закон определять принадлежность к евреям по
матери?
Традиция изнасилования
пленниц даже отражена в Торе, дающей правила для еврея, желающего взять в жёны понравившуюся
ему пленницу. Отголосок этого сегодня: некто из современных израильских левых
обвинил воинов ЦАХАЛа в расизме, поскольку те не насилуют арабок.
В требовании
к Гиркану отразилась важная особенность мировосприятия фарисеев: понимание всех
законов иудаизма буквально. Позже наши мудрецы постановят не считать незаконнорожденными
детей, родившихся после захвата еврейских городов врагом.
Другой
пример трансформации буквальной трактовки Торы: в старые времена евреи могли
мужественно сражаться в течение недели, но в Шаббат, чтобы не нарушить его
святость, давали себя убить. Мудрецы постановили, что в Шаббат можно воевать,
чтобы спасать свою жизнь. Но не более того.
Когда в 63
году до н.э. Гней Помпей с римским легионом, ворвавшись в Иерусалим, не мог
захватить Храмовую гору, окружённую глубоким рвом и яростно защищаемую евреями,
он прибег к хитрости. В Шаббаты римляне не вели боевых действий, они только засыпали
ров. Поскольку непосредственной угрозы жизни это не несло, евреи римлян в это
время не атаковали. Храмовая гора пала. После этого закон видоизменили вновь.
Гиркан I поручил судить своего обидчика фарисеям,
но те вынесли мягкий приговор (по обычаям того времени оскорбившему царя
полагалась смерть). Гиркан разгневался и казнил многих фарисеев.
Вспыхнувшая вражда
фарисеев к Гиркану I
перекинулась позже на его сына, царя Александра Янная. Историю с
матерью-пленницей относят иногда к Яннаю.
Восстание
против Александра Янная вспыхнуло во время того, как царь, в должности
первосвященника, во время праздника Суккот последовал традиции саддукеев, а не
фарисеев. Во времени моления о дожде он вылил воду не в специальное отверстие в
жертвеннике, а просто на землю. Протестуя, фарисеи стали метать в царя этроги –
цитрусовые, используемые для богослужения. Стража убила в тот день около 6000
восставших.
Вспыхнула
гражданская война, продолжавшаяся 6 лет и унесшая ещё более 50 000 еврейских
жизней. Когда Александр Яннай взмолился: «Что вас удовлетворит, чтобы замириться?»,
фарисеи ответили: «Твоя смерть».
Фарисеи, совершили
национальное предательство, пригласив в Иудею сирийского царя Деметрия III с армией. Сирийцы в 89 году до н.э. нанесли
войскам царя поражение при Шхеме. После
этого фарисеи одумались и гражданская война закончилась.
Насколько критично
различие в форме исполнения закона, разделившее Янная и фарисеев? Часто
пересказывается агада о том, как члены Санхедрина решали вопрос о кошерности
печи. Мнение рабби Элиэзера явно поддерживалось Свыше. Об этом в какой-то
момент прямо возвестил Голос с небес. Но мудрецы ответили: «Тора не на небесах,
а на Земле», и большинством голосов отвергли мнение рабби Элиэзера. Еврейские
мудрецы сами трактуют законы Торы, и на многие вопросы дают разные ответы.
Например, есть несколько версий времени, в которое заканчивается Шаббат.
Выслушать
вторую сторону в споре с фарисеями мы не можем, так как после разрушения Храма небольшая
секта саддукеев, связанных с храмовым богослужением, постепенно растаяла. Но
поскольку историю записали враги саддукеев, вражда к тем осталась до сего дня
как фантомные боли. В ежегодной службе на Йом Кипур мы читаем: «Накануне Дня
Искупления старейшины брали с первосвященника клятву…, что он не изменит
порядок служения… из подозрения, что в его сердце закрались идеи саддукеев. Он
удалялся и плакал из-за того, что его подозревали, а старейшины удалялись и
плакали потому, что подозревали того, чьё служение никто не видит…». Служение
происходило в Святая Святых, куда раз в год мог войти только первосвященник. По
некоторым мнениям все первосвященники периода Второго Храма были саддукеями.
Немало негативного о саддукеях содержит и Талмуд.
Однако в
главной катастрофе еврейской истории – в разрушении Иерусалима и Второго Храма в
70 году н.э. – повинно радикальное крыло фарисеев – зелоты, и их экстремистский
отряд – сикарии. Среди двух допускавших успех стратегий – подчиниться Риму или сражаться
с ним, восставшие против Рима евреи избрали третью – гражданскую войну в
осаждённом Иерусалиме. Сикарии сожгли два склада с продовольствием, содержимого
каждого из которых, сообщает историк, осаждённым хватило бы на 30 лет.
Возможно, эта акция явилась формой шантажа Всевышнего: от Него требовали немедленных
чудес, предсказанных пророками. Иначе евреи умрут от голода. Это «иначе» и
случилось.
3 года спустя
у восставших оставался последний бастион – горная крепость Масада, находившаяся
в руках сикариев. Но когда римляне, потрудившись год, соорудили насыпь,
позволявшую им штурмовать Масаду, сикарии, накануне решающей битвы, поубивали
своих жён и детей, после чего совершили массовое самоубийство.
Самоубийство,
а тем более убийство, и тем более собственных жён и детей, категорически
запрещены иудаизмом. Довод сикариев, что евреи не должны быть рабами, а могут
принадлежать только Всевышнему, не перевешивает эти запреты.
В Масаде
находилось 960 сикариев. Это – серьёзная армия. Еврейский герой Гидеон с
отрядом в 300 воинов совершил неожиданное ночное нападение на мидьянитян,
которых было «как саранчи и как песка на берегу моря», и разбил тех. Но
сикарии, похоже, рассчитывали только на те чудеса, которые не требовали их
участия. Масада сегодня – странный символ героизма.
Современными наследниками фарисеев представляются мне
ультра-ортодоксы. Их отношение к нынешнему Израилю основывается на спорных трактовках
древних текстов и на мнениях некоторых раввинов прошлых поколений. Крайнюю
позицию среди ультра-ортодоксов занимает секта Нетурей Карта, относящаяся к
Израилю так же, как его враги ООП и Иран. Близки к этим взгляды сатмарской
общины, считающей необходимым уничтожение государства Израиль. Многие более
умеренные группы ультра-ортодоксов тоже не признают государство Израиль. Раввин
Стюарт Вайс предположил в Jerusalem Post: «Угроза, перед которой мы сейчас стоим, быть может,
наибольшая, с какой мы когда-либо сталкивались. Мы находимся в этой стране на
грани гражданской войны между большим и растущим сегментом населения – ультра-ортодоксами, и почти всеми остальными».
«День гнева» провела недавно «Иерусалимская фракция» – часть
«литовской» (ашкеназы – не хасиды) общины рабби Шмуэля Ауэрбаха. После того, как
двое учащихся их йешивы были арестованы – парни отказались не только идти в армию,
но даже зайти в оффис и заполнить анкеты для освобождения от службы, более 1000
протестовавших перекрыли важные транспортные магистрали Иерусалима, остановив
транспорт. Они держали плакаты: «Ортодоксальные евреи гордо пойдут в тюрьму, но
не в сионистскую армию»; «Мы скорее умрём,
чем будем призваны».
Спектр мнений
авторитетов иудаизма, определяющих мировоззренческие позиции религиозных евреев
Израиля, предельно широк. Один полюс этого спектра – учение выдающегося раввина
конца 18 – начала 19 века Хатама Софера, утверждавшего, что иудаизм не
допускает ничего нового. Противоположный ему полюс – доктрина рава Авраама Ицхака
Кука о том, что ход истории,
развитие культуры и цивилизации являются «Продолжающимся Божественным
Откровением». Рав Кук видел задачу современности в том, чтобы полностью
сохранить все аспекты ортодоксального иудаизма, и при этом воспринимать то
духовно новое, что открывается в мире; стараться интегрировать Исходное
Откровение с Продолжающимся. При этом рав Кук осознавал неоднозначность
поставленной задачи, признавая, что «иудаизм достаточно велик для
противоречий».
Если признать,
что современные ультра-ортодоксы находятся ближе к традициям фарисеев, дававших
себя убить, абсолютизируя законы соблюдения Шаббата; готовых призвать для
правления своей страной из-за, казалось бы, незначительного расхождения в
исполнении ритуала, сирийского царя; развязавших гражданскую войну в то время, когда Святой город был осаждён врагами, то следы
традиции саддукеев хранятся, похоже, у оппонентов ультра-ортодоксов.
Религиозные сионисты, последователи учения рава Кука, получают светское
образование, что в сегодняшнем мире неточно соотносится с древним понятием
«эллинизации». Для них важную религиозную роль играет возрождение Израиля,
земли которого под еврейский суверенитет были собраны когда-то выдающимися
победами правителей-саддукеев Иоханана Гиркана I и Александра
Янная.
Выбирая политического
предтечу современного Израиля, я бы предпочёл традицию правителей – победителей
Иоханана Гиркана I и Александра
Янная фарисейской, с их гражданскими войнами, разрушившими когда-то еврейское
государство.