Сущность Йом Кипура
Это глубинное свойство еврейской души быть единой со Всевышним проявляется и в искуплении Йом Кипура, когда «сущность дня искупает» .
Утверждение о «сущности дня» как причине искупления грехов требует объяснения. Если под словом «искупление» мы понимаем, что Всевышний прощает и не наказывает, то можно понять влияние «сущности дня Йом Кипура» в том смысле, что в этот день Всевышний хочет простить и поэтому отменяет наказание. Но слово капара — «искупление» — имеет дополнительное значение — «очищение» (как написано в книге Танья в начале «Послания о раскаянии», «капара означает очищение, что [Всевышний] очищает от грязи греха» ). Грех грязнит и пятнает душу, а искупление очищает и снимает эту грязь. Поэтому, если искупление было результатом «возвращения», суть которого — горечь от греха и раскаяние в содеянном, понятно, как снимается пятно с души — при помощи горечи и раскаяния выкорчевывается зло из души и отчищается пятно . Но если искупление наступает благодаря «сущности дня», то каким образом происходит это очищение от греха?
Вопрос этот остается в силе как по отношению к мнению Рабби, сказавшего, что «сущность Йом Кипура дает искупление» и без раскаяния, так и по отношению к мнению мудрецов, что «Йом Кипур искупает [грехи лишь] раскаявшихся». Ведь даже по их мнению искупление, включая очищение души, происходит благодаря «сущности дня» (как говорилось в 7.7), а значит, и по их мнению требуется объяснить, как «сущность дня» может очистить душу от пятна греха.
Объяснить это можно тем, что на душе пятно от греха может существовать, лишь если человек является отдельным существованием и его связь со Всевышним сводится к выполнению Его желания. Когда при этом еврей действует против желания Всевышнего, то и связь с Ним нарушается и образуется пятно на душе. Если же человек сумеет пробудить и раскрыть в своей душе собственное внутреннее желание быть связанным со Всевышним, то эта связь восстанавливается и душа очищается. В этом состоит искупление в результате «возвращения».
Но когда раскрывается, что истинное существование еврея — это Б‑жественность, тогда и проясняется, что изначально в его связи со Всевышним не было никакого ущерба.
Рассматривая сущность еврея невозможно сказать, что он является отдельным от Всевышнего существованием; эти два существования связаны, но иногда связь нарушается. Сущность еврея изначально едина со Всевышним.
В этом состоит значение слов «сущность Йом Кипура искупает». В этот день раскрывается сущностная связь Всевышнего с евреями, которая не может понести ущерба.
При рассмотрении низших уровней души и Б‑жественного в них раскрытия (о которых шла речь в 7.5) в соединении, существующем между евреем и Всевышним, можно заметить изъян, а «возвращение» еврея ко Всевышнему его исправляет и очищает от образовавшейся грязи. Но на уровне еврейской сущности, где еврей един со Всевышним, искупление не означает очищение от грязи и устранение изъяна, а подразумевает раскрытие того, что изначально в душе еврея для изъяна не было места.
И хотя для искупления Йом Кипура требуется раскаяние и «возвращение» ко Всевышнему (поскольку решение в споре между Рабби и мудрецами было принято согласно мнению мудрецов, считавших, что искупление грехов в Йом Кипур происходит лишь для раскаявшихся), есть разница между раскаянием Йом Кипура и раскаянием в течение всех остальных дней года. Содержание раскаяния в течение всего года (включая Десять дней раскаяния ) заключается в проявлении внутреннего желания еврея выполнить волю Всевышнего. Однако в Йом Кипур раскаяние является подготовкой и предваряет раскрытие самой сущности еврея, проявление его в качестве сына Всевышнего.
Раскрытие еврейской сущности в Йом Кипур находит себе явное выражение. В этот день в синагогах можно встретить много евреев, целый год не посещавших их вовсе. Даже те, кого не видно в начале Йом Кипура, приходят, по крайней мере, к концу дня, на молитву неила . Они приходят не для того, чтобы выразить раскаяние и произнести покаянные молитвы за содеянное в течение года или принять решения на будущее, а чтобы самоидентифицироваться, быть вместе со Всевышним. Это и есть сущностная связь.
■ Сущностная связь совсем не обязательно отделена от поступков и слов человека.
Понятно, что раскрытие еврея в качестве сына Всевышнего приведет в конце концов к проявлению этого качества в действии и он будет вести себя, как подобает сыну. Но при этом неверно определять его как сына лишь на основании его сыновнего поведения, поскольку «сын» — это сущностное свойство человека (см. подробнее в 7.9).
Порядок служения
Теперь понятно, что словами Талмуда «десять дней между Рош ѓа‑Шана и Йом Кипуром» мудрецы объясняют порядок служения Всевышнему. Первым наступает служение Рош ѓа‑Шана — «сделайте Меня над вами Царем», затем следуют Десять дней раскаяния, которые включают в себя и «возвращение» Рош ѓа‑Шана и Йом Кипура, а затем достигается основное содержание Йом Кипура — «сущность дня».
Начало всего — коронация Всевышнего. Еврей ставит Всевышнего Царем над собой, когда трубит в шофар.
• Заповедь заключается в том, чтобы слушать звук шофара, поэтому каждый слушающий этот звук участвует в коронации Всевышнего наравне с трубящим в шофар.
Тем самым он выражает сыновнее единство — показывает, что без Всевышнего он не может жить, и поэтому просит Всевышнего царствовать над ним и над всем миром.
После этого в еврее пробуждается стремление к более усердному изучению Торы и соблюдению заповедей — желаний Царя. И если еврей упустил в течение года что‑то, сейчас он раскаивается в этом до глубины души и возвращается ко Всевышнему. В этом заключается служение Десяти дней раскаяния.
Затем, когда «возвращение» еврея совершено, наступает «сущность дня Йом Кипур», когда вновь раскрывается истинное содержание еврея как сына Всевышнего, и тогда только он достигает полного искупления и очищения.
Пять молитв — пять ступеней
Особенность Йом Кипура и в том, что в этот день установлено пять обязательных молитв (амида), в отличие от других дней, когда читаются три или четыре такие молитвы. Объяснение этому таково :
В книгах по каббале и хасидскому учению сказано, что Б‑жественная еврейская душа включает в себя пять ступеней. Основанием для этого служат слова мидраша: «Пять имен даны душе» — нефеш, руах, нешама, хая и йехида. Каждая из этих ступеней выражает особый образ связи еврея со Всевышним.
Опишем вкратце особенность каждого из уровней души: нефеш — связь со Всевышним через действие; руах — связь через сердечные чувства: любовь и трепет; нешама — связь, возникающая через интеллектуальное служение; хая — связь, существующая в глубине души еврея, внутреннее желание которого — выполнить волю Всевышнего (как объяснялось, в 7.4). Пятая ступень души — йехида — не имеет конкретного объяснения и описания. Это сама сущность еврея, объединенная со Всевышним, сущностная связь, не сводимая ни к какой форме или движению, а означающая именно то, что еврей и Всевышний по сути — одно целое.
В Ликутей Тора объясняется , что каждая из пяти молитв амида соответствует одной из ступеней души. Поэтому в обычные дни года, когда в душе раскрываются лишь три ступени — нефеш, руах и нешама, произносят три молитвы: аравит (вечернюю), шахарит (утреннюю) и минху (послеполуденную). В шабат, праздники и новомесячья, когда раскрывается ступень хая, добавляется молитва мусаф. И лишь в Йом Кипур, когда раскрывается сущностная связь евреев со Всевышним — ступень йехида в душе, совершают и пятую молитву — неилу, поскольку тогда раскрывается та глубокая внутренняя связь еврея со Всевышним, которая выше любых частных ограничений.
■ Традиционный годовой цикл публичного чтения Торы в синагоге начинается в первый шабат после праздника Симхат Тора и завершается на следующий год в Симхат Тора. Чтение это происходит каждый шабат за исключением праздников. Каждый шабат продолжают чтение с того места, на котором остановились в предыдущий. Из‑за изменяющейся длины еврейского года, в котором может быть как 12, так и 13 лунных месяцев, нет жесткой связи между праздниками и отрывками из Торы, которые читают в предшествующий празднику шабат. Существует несколько исключений, в скрытом смысле одного из которых мы попытаемся разобраться.
Сущностная связь приводит к единству
В еврейском календаре установлено, что всегда в шабат перед Рош ѓа‑Шана в синагоге читают главу Торы Ницавим, начинающуюся со слов: «Все вы стоите в этот день пред Г‑сподом, Б‑гом вашим» . Комментаторы пишут , что в словах «в этот день» есть намек на Рош ѓа‑Шана, о котором сказано: «Это день начала Твоих дел» .
• Почему Рош ѓа‑Шана называется «днем начала Твоих дел»? Рош ѓа‑Шана — это шестой день от 25 элула, т.е. первого дня, в который началось сотворение мира. «Начало Твоих дел» — это творение первого человека, придавшее осмысленность и значение всему процессу творения.
Каков смысл этого толкования? Далее в главе Ницавим Тора перечисляет различные группы евреев от «главы ваших колен» до «дровосека твоего и водочерпия твоего». И, несмотря на все различия между разными евреями, в этот день «все вы стоите… пред Г‑сподом Б‑гом», все — объединены, все вместе.
Это единство имеет прямое отношение к особому служению Рош ѓа‑Шана и Йом Кипура — служению, связанному с раскрытием в душе ступени йехида. Пока эта ступень не раскрыта, в еврейском между разными группами народе будут ощущаться различия. Лишь когда раскрывается ступень йехида, возможно настоящее единство евреев.
По отношению к изучению Торы и соблюдению заповедей между евреями, стоящими на разных ступенях духовного совершенства существует много различий: один учится больше, другой меньше, этот соблюдает больше заповедей, а тот меньше. Даже во внутреннем желании евреев быть связанными с Творцом (служением «возвращения» ко Всевышнему), в котором на первый взгляд все равны, тоже есть различия. У одного раскаяние глубже, чем у другого. Но по отношению к внутренней сущности евреев (йехида в душе) все по‑настоящему равны.
В этом раскрытии внутренней сущности евреев кроется причина того, что в Рош ѓа‑Шана и Йом Кипур особо подчеркивается единство между евреями. В Рош ѓа‑Шана принято желать другим: «Да будете записаны в Книгу жизни и будет утверждено это решение на хороший и сладкий год». С наступлением Йом Кипура в самом начале молитвы Коль нидрей приглашаются к участию в ней все евреи без различия; в молитве, посвященной службе в Храме, мы называем Йом Кипур днем укрепления любви и дружбы.
• Происхождение молитвы Коль нидрей восходит к периоду массового крещения евреев Испании и Португалии под давлением инквизиции. Начинается она со слов «Нам разрешено молиться вместе с грешниками». В молитве подчеркивается, что, несмотря на тяжесть совершенного, эти грешники остались едины с остальными евреями.
Теперь понятна и связь слов Торы «Все вы стоите в этот день…» с их продолжением: «чтобы вступил ты в союз Г‑спода, Б‑га твоего» . Раши комментирует: «Так делали заключающие союз — делают перегородку с одной стороны, перегородку с другой стороны и проходят между ними, как сказано — “тельцом, которого рассекли они надвое и меж частями которого они прошли” » . Разоберем смысл этого обычая. Суть заключения союза — создание связи между людьми. Если так, почему для церемонии вступления в союз выбран неподходящий на первый взгляд ритуал — рассечение на части, ведь это действие, выражающее разделение?
В этих действиях есть намек, что как бы ни была сильна связь между двумя вещами, она всегда соединяет две разные сущности. Ритуал заключения союза призван показать, что вступающие в союз — по сути одно целое, поэтому одну вещь делят надвое. Так заключающие союз стороны показывают, что являются не двумя разными сущностями, а одной, нашедшей себе выражение в двух своих частях.
В этом содержание «союза Г‑спода, Б‑га твоего» — открытое признание того, что Всевышний и еврей — одно, как отец и сын, являющиеся одной сущностью.
Таким образом, единство евреев обусловлено заключением союза со Всевышним. Чем связь евреев со Всевышним сильнее, тем прочнее единство евреев между собой. Поэтому, когда ощущается сущностная связь — ступень йехида в душе евреев их единство становится более явным.
Книгу Йоэля Кана «Учение Хабад» можно приобрести на сайте издательства «Книжники»