Dean Martin Greatest Hits Full Album | Best Of Dean Martin Playlist 2021
Дин Мартин (родился Dino Пол Crocetti , 7 июня 1917 - 25 декабря 1995) был американским [2] певец, актер и комик. Один из самых популярных и стойких американских артистов середины 20 века, Мартин получил прозвище «Король крутизны».
Адвокат по уголовным делам, убежденная противница смертной казни, проигрывает дело, а ее подзащитный Симон, сбежавший из тюрьмы за несколько минут до приведения приговора в исполнение, получив пару пуль, приходит к ней домой за помощью...
"Допустим, Земля вращается...". Юлий Дунский и Валерий Фрид | Это было смешно
Юлий Дунский и Валерий Фрид стали друзьями еще в школе. И тогда же написали свой первый сценарий. Директора киностудий молились на них: фильмы, снятые по сценариям Фрида и Дунского становились лидерами проката.
Делаем черную маску — копеечные затраты, результат на миллион
Внимание: Будьте аккуратны!!!
На полках многих девушек быстро появились тюбики с волшебной маской, а если есть спрос, то есть и предложение. И сегодня такая позиция есть в ассортименте целого ряда косметических фирм. Но оказывается, что сделать черную маску с активированным углем можно в домашних условиях. Получившийся состав действует не менее эффективно, а стоит сущие копейки.
Что такое черная маска-пленка?
Три базовых рецепта черных масок — это угольная (с активированным углем), грязевая и с черной косметической глиной. На вид они похожи, но текстура у них разная и «сцепка» с кожей тоже отличается. Маски из глины и грязи тоже очень хороши: подсушивают воспаления, очищают поры, подтягивают лицо и насыщают кожу минералами. Но если вам нужна черная маска-пленка, то речь идет именно о маске из угля.
Черная угольная маска от угрей — это смесь, которая образует плотную пленку, когда высыхает на коже, «схватываясь» с верхними, ороговевшими частичками сальных пробок и кожи. Снимают ее одним пластом, без увлажнения. Надо сказать, этот процесс может быть очень болезненным, особенно, если маска попадет на участки, где есть волосинки. Оторвать маску от волос почти нереально, так что вместе с грязью из пор маска поможет избавиться и от волосков над верхней губой. Если у вас чувствительная кожа, лучше наносите маску точечно — только на те участки, где поры очень широкие и кожа не слишком тонкая.
Впервые купив черную маску, я от радости нанесла ее полностью на все лицо — точно как в рекламных фотографиях. Не повторяйте мою ошибку, если не хотите, как я, со слезами отмывать остатки маски водой со щек, края бровей и висков. Теперь я наношу маску только на нос, центр лба и подбородка.
Домашняя маска, даже угольная, как мне кажется, прилипает не так прочно, как покупная. Но и этого достаточно, чтобы почувствовать эффект и увидеть, как на снятой пленке остались приклеенные сальные пробки. В первый раз на моей маске остался целый «ежик» из грязи и кожного сала. Зрелище отвратительное, скажу вам честно. И это при том, что кожа у меня далеко не в запущенном состоянии!
Несмотря на странный и даже смешной внешний вид черной маски для лица в домашних условиях, отзывы о ней подтверждают, что она на самом деле работает. Конечно, это не панацея от всех проблем, да и поры с первого раза не станут полностью незаметными. Но при регулярном использовании маска на самом деле очищает кожу. Плюс ко всему вы получаете эффект пилинга, так что, помимо чистых пор, получаете еще и обновленное, посвежевшее личико.
Магазинный вариант маски стоит недешево, поэтому мы попробуем приготовить средство дома
Как действует черная маска?
Действие черной маски с углем механическое — высыхая, она склеивается в сальными пробками, закрывающими и растягивающими поры (это те самые видимые нам черные точки). Когда вы снимаете маску, вместе с ней отрываются и грязевые пробки из пор. В итоге у вас в руках оказывается сухая черная пленочка, а на ней — бывшее содержимое ваших пор. Если вы когда-либо пользовались пластырями для очистки пор, вы знаете, о чем речь. Маска действует точно так же.
Грязевые и глиняные черные маски работают, как адсорбенты. Они впитывают грязь и кожное сало и одновременно насыщают эпидермис минералами. Кроме того, в процессе смывания вы очень мягко скрабируете кожу. Результат — очищенная, обновленная, мягкая и свежая кожа. Но не забывайте, что после процедур с глинами и грязями нужно обязательно нанести тоник и крем по типу кожи.
Маску можно приготовить на основе косметической глины
Как сделать черную маску в домашних условиях?
Чтобы сделать черную глиняную маску, разведите сухой порошок черной косметической глины водой, молоком или отваром трав до консистенции густой сметаны.
Грязевые черные маски обычно продаются уже готовыми — в виде черной пасты (и да, это грязь, так что не ждите райских ароматов, разве что производитель расщедрится на мощный ароматизатор. Но как по мне, лучше уж 100% натуральные маски, пусть и с неприятным запахом). Если у вас грязь в виде сухого порошка, разводите ее точно так же, как глину.
Чтобы сделать черную маску-пленку, вам потребуется смешать порошок активированного угля с клейкой основой. Обычно это желатин, но домашние косметологи-экстремалы делятся с нами рецептами масок на основе ПВА и резинового клея. Вы вправе попробовать, но сперва подумайте, нужно ли вашей коже близкое знакомство с этими, мягко говоря, не полезными субстанциями?
Так что желатин — самый безобидный вариант основы. Я использую именно его. Чтобы желатиновая маска высохла, а не превратилась на коже в слой желе, наносить ее нужно тонкими слоями в несколько этапов, выжидая между нанесениями, пока она немного подсохнет.
Чтобы содержимое пор лучше захватывалось маской и легче удалялось, кожу перед нанесением маски лучше распарить.
Очищающие маски-пленки нельзя использовать на поврежденной коже — ожоги, воспаления, царапины, лопнувшие сосудики, купероз — обнаружив у себя такие или похожие проблемы, знайте, что вам делать желатиновую маску нельзя, иначе состояние кожи только ухудшится.
Основным компонентом маски является желатин
Рецепты черной маски для лица из активированного угля в домашних условиях
Базовый рецепт черной маски пленки включает в себя три компонента: желатин, размоченный в небольшом количестве молока и размолотый в порошок активированный уголь (обычный аптечный уголь в таблетках).
В качестве добавок к этому рецепту можно использовать:
Косметическую глину (один вид или сочетание нескольких)
Рисовую пудру
Картофельный сок
Клубничную мякоть
Муку (пшеничная, ржаная, овсяная)
Масло зародышей пшеницы (абрикосовых косточек, персика, льняное — любое масло, которое применяется для питания кожи), особенно хорошо добавлять масла, если у вас сухая кожа, так как маска в таком случае легче снимется
Размолотые в пудру сухие травы (ромашка, лаванда и календула — лидеры популярности)
Помните, что для маски вам нужен будет желатин без добавок — ароматизаторов или красителей.
Чтобы приготовить маску, замочите желатин в небольшом количестве молока (не холодного, но и не очень горячего). Оставьте на 15 минут для разбухания, а затем прогрейте в микроволновке 5-10 секунд, чтобы желатин растаял. Смешайте получившуюся клейкую массу с сухими компонентами маски (порошком угля и добавками, если решили их использовать). Нанесите на кожу от центра лица к краям. Двигайтесь постепенно, при нанесении «залезайте» на уже намазанные участки — это позволит создать сплошное покрытие, которое будет сниматься одним куском.
Приготовьтесь, что снимать маску будет непросто
Не наносите маску на брови, область под глазами и на виски — сдирать ее оттуда нереально больно, а брови и вовсе могут остаться на снятой пленке, а не на вашем лице.
После того как первый тонкий слой маски подсохнет, наносите следующий. Повторить можно 2-3 раза — пока не образуется довольно плотный слой.
Когда маска полностью просохнет (это случится минут через 30-40, она перестанет быть липкой, когда трогаешь ее пальцами), аккуратно подденьте ее край и снимите одним пластом снизу вверх.
Оставшиеся мелкие кусочки лучше не сдирать ногтями (так есть риск травмировать и так намучавшуюся кожу), а аккуратно смыть влажным ватным диском.
После процедуры обязательно нанесите тоник, сужающий поры и увлажните лицо кремом по типу кожи.
Если перспектива предстать перед домашними с черной пленкой на лице вас не устраивает или же вас попросту пугает необычный черный цвет, очистить поры можно масками-пленками более спокойных и привычных расцветок.
Делаются они точно по такому же принципу: сочетаете клейкую основу и добавки, обладающие абсорбирующими, антисептическими или заживляющими свойствами.
Очищающая маска с фруктовыми кислотами
2 столовые ложки кислого фруктового сока без сахара смешать со столовой ложкой желатина и подогреть, чтобы желатин растворился. Охлажденную до температуры тела маску наносим на проблемные участки кожи лица тонкими слоями, каждый раз делая паузы, чтобы желатин успел немного подсохнуть. Ждем полного высыхания маски и снимаем ее одним пластом снизу вверх. Остатки желатиновой пленки смываем водой, наносим на кожу тоник и крем по типу кожи.
Очищающая маска с фруктовыми кислотами
Молочно-овсяная маска-пленка
1 столовую ложку желатина смешать с чайной ложкой овсяной муки и залить 2 столовыми ложками теплого молока. Смесь подогреть, постоянно помешивая, чтобы желатин полностью растворился и образовалась однородная клейкая масса. Наносим на кожу тоненькими слоями, дожидаемся полного высыхания и осторожно снимаем одним пластом от подбородка ко лбу (не пытайтесь резко оторвать маску — будет больно).
Глиняная маска на желатине
1 чайную ложку каолина смешать со столовой ложкой желатина и залить 2 столовыми ложками теплого молока. Подогреть, все время помешивая, пока масса не станет однородной. Охладить до температуры тела и нанести на лицо. Когда маска полностью высохнет, снять ее, начиная от подбородка. Остатки маски смыть теплой водой, нанести на кожу сужающий поры тоник и крем по типу кожи.
Глиняная маска на желатине
Яичная маска без желатина
В качестве альтернативы желатину можно использовать взбитый яичный белок. Для этого отделите желток от белка и взбейте один белок венчиком до состояния пены. Добавьте щепотку лимонной кислоты и взбивайте, пока ее кристаллы не растворятся. Затем нанесите на кожу (вокруг глаз и на брови не наносить!), а сверху прилепите кусочки салфетки или бумажного полотенца. Плотно прижимайте бумагу к коже — под ней не должно образовываться пустот. Поверх бумажного слоя снова намажьте все белковой пеной. Дождитесь полного высыхания маски и аккуратно снимите ее. Если маска прилипла слишком сильно и вы не можете оторвать ее — сбрызните бумагу водой, размокнув, она легко оторвется.
Не забудьте тонизировать и хорошо увлажнить кожу после процедуры.
В интернете можно найти еще немало видео рецептов черной маски для лица в домашних условиях, но основные принципы ее приготовления всегда остаются неизменными.
В награду вы получите красивую чистую кожу
Помните, что такие маски действуют довольно агрессивно, поэтому в день процедуры (до маски и после нее) относитесь к коже бережно — избегайте травматичных воздействий, активного солнца, не делайте скрабы или другие виды глубоких очисток. Дайте коже отдохнуть хотя бы сутки после маски-пленки, также можно сразу же сделать еще одну маску — успокаивающую с мятой или лавандой или питательную с добавлением растительных масел, которые подходят вашему типу кожи.
Устойчивого эффекта очищения пор вы добьетесь где-то через 3-4 сеанса. Но помните, что делать такую маску чаще, чем два раза в неделю, нельзя, иначе кожа истончится, проступят сосудистые звездочки и даже могут начаться воспаления.
Если же вы не будете превышать рекомендованную частоту, маска-пленка позволит вам не только избавиться от ненавистных черных точек, но и подарит коже мягкость, свежесть и сияние.
Если эта статья показалась вам полезной, не забудьте поделиться ею с подругами. А тут вы найдете много полезных советов о том, как правильно очистить кожу лица в домашних условиях.
27 лет назад умер Иннокентий Смоктуновский (1925-1994), советский и российский актёр театра и кино, народный артист СССР (1974), участник Великой Отечественной войны.
Участвовал в сражении на Курской дуге, в форсировании Днепра, освобождении Киева. Был в плену, бежал. Дошёл до Берлина.
Родился 28 марта 1925 года в селе Татьяновка (ныне Шегарский район, Томская область), став вторым из шестерых детей в семье Михаила Петровича (погиб в 1942 году) и Анны Акимовны (1902-1985) Смоктуновичей.
В интервью Александру Сиротину в 1992 году Иннокентий Смоктуновский сказал следующее: "Вы знаете, я, наверное, звероящер: я люблю свою страшную, исковерканную страну. Страшную потому, что её довели до ужаса. Я разъезжаю по всему миру, когда там идут мои фильмы "Гамлет", "Дядя Ваня", "Чайковский"... И всё-таки у меня было всегда ощущение праздника возвращения на мою искалеченную родину. Я долго думал, что же это такое? Привязанность раба? Я думал, что меня держит семья, которую я нежно люблю - дочь, сын, жена, дом...
Да, это всё есть, но не только... Смогу ли я жить в какой-то другой стране? Нет, не смогу. Я ушиблен, я искалечен этой страной. Я не могу, когда мою страну обижают. Не Советский Союз, а Россию, мою родину. Я воевал и был в высшей степени честен. Я был в плену у немцев, бежал из лагеря военнопленных, пошёл в партизаны. Я воевал в партизанах, потом меня хотели перебросить с частями Красной армии в тыл, но решили, что не следует этого делать, а лучше послать в штрафные роты в наказание за пребывание в плену. Нам приказали брать город Ковель, просто брать, без артиллерии, без подготовки, без танков, без самолётов...
Я очень много испытал, очень много потрачено жизни, нервов, чувств, любви для того, чтобы сделать родину мою доброй, хорошей, светлой. Чувство пустоты? Оно иногда меня посещает, когда вижу, что люди уезжают. Но, как ни странно, это чувство меня острее посетило здесь, в Америке, в городе Бостоне. Я был на концерте нашего замечательного поэта Булата Окуджавы, и в антракте кто-то подозвал меня к рампе. Я посмотрел в зрительный зал, там ещё не погасили свет, и все были передо мной... И я ужаснулся! Мне стало плохо! Передо мной сидел ум России. Я вам говорю, что я люблю этот народ, еврейский народ, но тогда я подумал: "Что же это делается с Россией, если такие люди бегут оттуда?"
Вот где меня охватило чувство пустоты. А кто же со мной-то там останется? И Россия так и будет плестись в хвосте всей цивилизации из-за того, что мы так бесхозяйственно отнеслись к этому народу, который нас вынужден был покинуть? Ведь огромная часть русской культуры, значительная часть, прекрасная часть ушла с этим народом сюда. Я рад, я счастлив за Америку, что эти умные, замечательные, тонкие, мыслящие люди теперь здесь, но я очень скорблю о своей стране. Математики, философы, шахматисты, часовщики, портные... Мы потеряли их.
Сколько учёных, сколько актёров, музыкантов уехало! Но их я совсем не упрекаю за это, потому что, если бы меня считали человеком второго сорта, я, может быть, тоже уехал. Если бы не было этой дурацкой селекции, я думаю, этот народ остался бы. Они же любят свою родину, свой русский язык, я знаю это.
Я смотрел на них и думал: "Ай-яй-яй, дорогие мои, что же это вы такое сделали со мной, с моей горячо любимой Россией? Не с СССР - это всё худо и не случайно так закончилось, развалилось, - а с культурой, с традицией?"
Я вот летел в самолёте, и там было пять или шесть ортодоксальных евреев с пейсами. Смотрел на них и думал: какая прелесть, как замечательно, что есть такой народ! Почему им там не разрешали проявлять себя? Так что никаких упрёков уехавшим. Лишь боль и тоска по поводу этой утраты".
Лётчик и бывший портной Сидни Коэн в годы Второй мировой стал королём целого острова. Ему случайно сдались четыре тысячи фашистов на Лампедузе.
«Мы заплутали», – так вспоминал летчик Сидни Коэн тот день, когда он взял в плен четыре тысячи итальянцев и стал королем острова Лампедуза. По его словам, все в тот день шло «чертовски плохо». 12 июня 1943 года бомбардировщик «Фэйри Суордфиш», или «Рыба-меч», которым управлял сержант британских королевских ВВС Коэн, сбился с курса во время полета над Средиземным морем. Отказал компас, барахлила рация – самолет расходовал горючее над водной гладью и пытался найти обратный путь на свою базу на Мальте. На борту вместе с пилотом находились штурман Питер Тейтс и стрелок-радист Лесли Райт. «Потом мы увидели землю, остров в море. На Мальту было не похоже, но мы все равно решили делать посадку: в противном случае нас ждала катастрофа», – рассказывал позже Коэн лондонским газетам.
Он увидел взлетную полосу, но самолет уже не смог дотянуть до нее: «Суордфиш», едва не развалившись, приземлился на обломки сгоревшего ангара. По словам Коэна, сразу со всех сторон к ним побежали итальянские солдаты – те, против кого воевали он сам и его команда. «Мы поняли, что это конец, и подняли руки, чтобы сдаться. Но потом мы увидели, что у итальянцев в руках белые флаги. Они размахивают ими и кричат: “Нет! Нет! Сдаемся мы!”», – рассказывал Коэн. Изумленного пилота подхватили под руки и повели к коменданту острова.
Тот ожидал их в бомбоубежище, высеченном в скале. Увидев британских летчиков, он отдал им честь и протянул сержанту Коэну записку на ломаном английском. Это был акт о капитуляции. Оказалось, что британский экипаж совершил аварийную посадку на Лампедузе – итальянском острове в 205 километрах к югу от Сицилии. Гарнизон острова в составе 4000 солдат страдал от бомбардировок – и только и ждал, чтобы кому-нибудь сдаться. В присутствии десятка свидетелей комендант острова торжественно передал управление и командование 22-летнему сержанту Сидни Коэну – еврею, который до войны работал обычным портным в ателье лондонского Ист-Энда.
«Король Лампедузы! Закройщик из Лондона захватил в плен 4000 фашистов!» – с таким заголовком вскоре вышло британское издание News Chronicle.
Вслед за ним брать интервью у сержанта Сидни Коэна приехали и другие газеты. Ошеломленный от свалившейся на него славы, Коэн раз за разом пересказывал подробности того дня и своей биографии. Выходец из семьи лондонских евреев, он пошел по стопам отца и стал работать портным. С началом войны прошел отбор в летную школу, в 1942-м участвовал в боях за египетский Эль-Аламейн, потом был переброшен на Мальту, откуда делал налеты на острова Италии. «Итальянцы больше не хотели воевать, – объяснял он свой неожиданный “захват” Лампедузы. – И мы вскоре поняли, почему».
В июне 1943 года войска союзников готовили высадку на Сицилию. Входящие в ее состав мелкие острова подвергали бомбардировкам и обстрелам. Коэн рассказывал, что сам стал свидетелем одного из них. Едва он вышел от коменданта Лампедузы с подписанным на клочке бумаги актом о капитуляции, как их атаковали британские ВВС. Они обстреляли взлетную полосу, куда Коэн посадил свой «Суордфиш». Его команда только чудом не пострадала от огня своих же: летчики вместе со сдавшимися итальянскими солдатами прятались от обстрела в расщелинах скал. Коэн рассказал, что потом итальянцы заправили и починили его самолет, попросив как можно быстрее лететь на Мальту – чтобы передать акт о капитуляции высшему командованию и прекратить дальнейшие бомбежки.
Журналисты спрашивали Коэна: как вышло, что у самолета одновременно отказали рация и системы навигации? На этот вопрос летчик отвечать не любил, чтобы не бросать пятно на репутацию британских ВВС. Однако правда была такова: бомбардировщики-торпедоносцы «Фэйри Суордфиш», один из которых 22-летний сержант посадил на Лампедузе, получили среди летчиков название «авоська». Эти бипланы имели архаичную конструкцию с обшивкой из полотна и открытой кабиной пилота. Целый ряд экспертов в британских королевских ВВС считали, что «Суордфиш» морально устарел уже ко времени принятия его на вооружение в конце 30-х годов. Самолет не мог развивать большой скорости, не показывал должной надежности и был хорошей мишенью для зенитчиков. Несмотря на это, «Суордфиши» активно применяли в боях за Атлантику и в сражениях на Средиземном море.
Недостатки конструкции неожиданно обращались в преимущества: «авоська», например, могла взлетать с коротких палуб авианосцев и с судов, которые вообще не двигались и стояли на якоре. Небольшая скорость самолета обеспечивала высокую точность попадания торпед: «Суордфиши» эффективно применяли в борьбе против подводных лодок. Впрочем, почти так же часто отставание в технической части приводило к провалу. В феврале 1942 года шесть «авосек», одна за другой, были сбиты во время атаки на немецкие линкоры, которые шли из французского Бреста в Германию через Ла-Манш. Нацисты назвали это операцией «Цербер» – те шесть самолетов не успели даже приблизиться к цели, чтобы сбросить боезапас.
История Сидни Коэна так вдохновила еврейскую диаспору Лондона, что вскоре по ней написали пьесу на идише – «Король Лампедузы». Ее автором стал Сэмюэль Кларендорф, американский журналист, который работал в Британии во время войны. Информационная служба Би-Би-Си писала, что в пьесе, выдержавшей не менее 300 аншлаговых постановок, присутствовал, в частности, и такой эпизод: к ее герою Сидни Коэну являлся сам Уинстон Черчилль и спрашивал, чего же хочет отличившийся летчик? На что Коэн отвечал, что хочет «Палестину, отданную еврейскому народу». «Палестину не могу! – говорил на сцене Черчилль. – Но могу отдать евреям Лампедузу».
Сидни Коэн погиб в авиакатастрофе над Ла-Маншем в 1946 году. Не нашли ни останков его тела, ни обломков самолета. Символическая могила еврейского портного, ставшего «Королем Лампедузы», находится на воинском кладбище в египетском Эль-Аламейне. Британские издания писали, что незадолго до смерти Коэн успел посмотреть мюзикл о себе – и остался доволен. А вот после смерти Сидни Коэна о захвате Лампедузы стали часто спрашивать его однофамильца – летчика Сида Коэна, который стоял у истоков израильских ВВС и умер в 2011 году.
Ну, а тогда, в июле 1943 года – спустя месяц после того, как Коэн «взял» Лампедузу, войска союзников начали операцию по захвату Сицилии. После шести недель боев она завершилась победой и привела к отстранению от власти итальянского диктатора Бенито Муссолини. По мнению Уинстона Черчилля, после этого быстрый крах фашистской Италии в войне был предопределен.
Ей было 19, ему – 56. "Когда он умер, для меня зашло солнце..." 33 года счастья художника и его музы
Фото из архива Жанны
Жанна Мурниекс: «Каждое утро он говорил мне: «Главное, что мы вместе...»
Ей было 19, ему – 56. Она была девочкой из хорошей семьи, бегала на курсы в Академию художеств, демонстрировала модели, увлекалась поэзией и живописью, обожала кино и театр. У неё не было ничего, кроме молодости и красоты .
У него был талант от Бога, признание, звания, награды, руководящая должность, высокое положение в обществе, семья и двое взрослых детей.
Их встреча была как разряд молнии. Он оставил семье дом и квартиру. Остался без прописки, денег и жилья. Её абсолютно не интересовали его доходы. Она дышать не могла без него и его картин. Они прожили 33 года, не расставаясь. Каждое утро он говорил ей: «Главное, что мы вместе».
Восемь лет назад не стало художника Лаймдота Мурниекса. Сегодня его любимая женщина, муза и жена Жанна впервые рассказывает эту потрясающую историю любви.
«Я тебя люблю. Дай мне поесть»
Наверное, к этой встрече я готовилась всю жизнь. Лет с пяти часами разглядывала репродукции. Читала книги и смотрела фильмы о художниках. Любила рисовать. После школы поступила на курсы в Латвийскую академию художеств. Занималась в студии Германиса. Параллельно работала колористом в компании художников-модельеров, демонстрировала модели.
Однажды Германис сказал: «Ты создана, чтобы позировать». Он привел меня в студию известного художника Мурниекса, где нужны были модели. Там я впервые увидела Лаймдота, который вообще-то был старше моего папы. Студией руководил именно он. Тогда я не говорила по-латышски. Лаймдот что-то говорил, а я ничего не понимала. Он удивился: «Ka? Па висам? Ес теви милу, дод ман эст». С этих фраз – «Я тебя люблю. Дай мне поесть» - начался мой латышский язык.
«Вы знаете, мы пишем обнаженную натуру», - объяснил он. Я подумала и решила попробовать. Ну а что такого? Все-таки я воспитана на хорошей зарубежной литературе...
«Не буду позировать обнаженной...»
Что я пережила в этот вечер, не описать словами. Когда на тебя смотрят сорок пар глаз, испытываешь чувство неловкости и стыда, а в голове лишь одна мысль: поскорее унести ноги .
Длился сеанс часа четыре. Потом я быстро оделась и пошла к выходу. Но между мной и дверью вдруг возник Лаймдот: «Куда вы? Вы приняты. Союз художников будет вам платить». Я ответила: «Нет, я не буду позировать обнаженной». Тогда он спросил: «А портрет? Можно написать ваш портрет?»
Я молчала так неприлично долго, как будто знала, что от моего «да» или «нет» зависит судьба. «Ну хорошо, портрет можно». – «Тогда я вас жду завтра». – «Завтра я работаю». – «Тогда я вас жду после работы». И я пришла.
Это была студия живописи Союза художников на Элизабетес, 57. Лаймдот ее основал и руководил ею 40 лет. Я вышла из антикварного лифта, увидела распахнутую дверь. В зале горел камин. Звучала музыка Баха. Разносился аромат кофе...
А он увидел, что из моей маленькой сумочки торчит книга. Спросил: «Что вы читаете?» Я показала. Это была Франсуаза Саган «Немного солнца в холодной воде». Он сказал: «Момент». Вышел и принес точно такую же книгу на латышском языке. Мы с ним одновременно читали одно и то же.
Потом мы сидели у камина, пили кофе, говорили о Саган. И он сказал мне: «Я буду вашим лучшим другом». И действительно стал. На 33 года.
Я приходила в студию Мурниекса каждый день. Он писал мой портрет. Не заканчивая один, начинал второй. Потом начинал третий...
Не сразу я поняла, что это была продуманная многоходовая операция, чтобы меня задержать. Я видела, что он потрясающе талантлив. Могла часами смотреть, как он смешивает краски, думает, пишет... В выходные он просил прийти в 9 утра. А мне чтобы встать так рано, лучше вообще не ложиться. Я говорила: «Лаймдот, вы деспот». А он отвечал: «Пойдем в музей». Мы обошли все рижские музеи.
История одного портрета
Это было утро накануне нашего знакомства. Помню, я проснулась, подошла к окну. Светило солнце... И вдруг почему-то подумала: это солнце светит не для меня...
И почти сразу после этого я познакомилась с Лаймдотом, у которого в каждой картине – солнце. Он потом часто пояснял: «Солнце символизирует мою жену Жанну». Но для меня солнцем был он сам. Через всю нашу жизнь прошла эта фраза – «немного солнца в холодной воде». Это не только название книги Саган. Это строчка из Элюара: «И я вижу тебя, и теряю тебя, и скорблю. И скорбь моя напоминает немного солнца в холодной воде».
Лаймдот - символист. Деревья на его картинах – это люди. Солнце – это жизнь, любовь.
Портрет Жанны
Встреча наша случилась в 1978 году. Он только что прилетел из Токио, где была его персональная выставка в галерее «Гекоссо». Японцы представляли двух «русских художников» – Шагала и Мурниека. Выставку открывал посол Советского Союза Полянский. Были приглашены крупные коллекционеры. Почти все картины были раскуплены. Цены на искусство в Японии просто сумасшедшие. А художники – небожители.
Когда я увидела каталог этой выставки, то онемела. На обложке была картина Мурниекса. И это была я. Я не могла поверить глазам и не понимала, как это объяснить. Все, кто видел этот японский каталог, говорили: «О, это же вы!»
Лаймдот не хотел продавать этот портрет. Он считал его своей большой творческой удачей. Но его купили прямо на открытии выставки.
Вернувшись в Ригу, через три дня он встретил меня. Сам он это объяснил так: «Я не хотел с этим портретом расставаться, но, отдав его, я заплатил Вселенной за встречу с Жанной».
Замуж за первого встречного
Лаймдот удивлял меня каждый день. Он звал меня «Жанночка-Жанночка» (вот так, дважды повторяя имя) и был очень нежен. У него были потрясающие голубые глаза. Они всегда смеялись.
Ему нравилось во мне все. И для меня стало откровением, что я красивая. В детстве у меня было достаточно жесткое воспитание. А с Лаймдотом выросли крылья. Он дал мне свою палитру, краски: «Жанночка-Жанночка, ты должна писать, у тебя хорошо получается».
Я долгое время недоумевала, почему он выбрал меня, чего ему не хватает. У него было всё в этой жизни – признание, награды, деньги. Все, кроме любви. И вот, когда пришла любовь, он легко все оставил. Ради меня.
Пять лет я была с Лаймдотом на «вы». Но как же часто мне хотелось заткнуть уши, чтобы не слышать шипение за спиной: «Разбила семью! Соблазнила известного художника! Ей нужны только его деньги!»
Он дарил мне духи и дорогие украшения, а я отказывалась брать. Говорила: «Если вы хотите сделать мне подарок, пусть это будет ваша картина». Как же я ненавидела сплетников. Я любила его, но замуж не собиралась. Хотела учиться, стать художником- модельером, как Коко Шанель, с которой мы родились в один день - 19 августа.
Но злые языки сделали своё дело. В какой-то момент отчаяния я решила, что выйду замуж за первого встречного, чтобы уравнять статус и закрыть рты родственникам и «доброжелателям" . По-русски это называется "Повеситься на воротах у барина". Отправилась на карнавал в Академию художеств, выбрала самого красивого студента, высокого блондина с голубыми глазами, и танцевала с ним всю ночь.
Смутно помню, как наутро оказалась в номере гостиницы Riga. Блондин стоял спиной к окну, неотразимый, как статуя Давида. Он спросил: "Ты станешь моей женой?" – «Да», - ответила я.
Замужество мое продолжалось полдня и одну ночь. Я быстро поняла, что так не могу, и приняла решение – бросить все. Улетела в Москву, поступила в Художественную школу. А потом сильно заболела. Три недели я валялась с температурой сорок, одна, в квартире на Патриарших прудах. Беспрестанно звонивший телефон сводил с ума. Наконец я взяла трубку. Это был он - единственный, кого я любила в этой жизни. Лаймдот. «Жанночка, я в аэропорту. Говори адрес. Я еду».
Когда раздался звонок в дверь, я открыла... и мы оба не узнали друг друга. Передо мной стоял вылитый Жан Габен. Он выглядел безупречно, как с обложки журнала Elegance . Ну а перед ним стояла девушка с длинными волосами, от которой остались только глаза, губы, кожа и кости. Болезнь, голод и высокая температура практически меня сожгли. За 21 день я потеряла 19 килограммов... Он не отходил от меня ни на шаг, сидел рядом, кормил с ложечки, водил на прогулку. Все прощал, любил и спасал.
«А я, дурак, потерял десять лет»
Через десять лет мы поженились. Помню, по телевизору показывали интервью с Ростроповичем, где на вопрос «Правда, что вы сделали предложение на третий день знакомства?» он ответил: «Да, я потерял два дня».
И вдруг Лаймдот сказал: «А я, дурак, потерял десять лет».
Мы жили в его мастерской, на чердаке пятиэтажного дома. Его жена жила в квартире напротив. Он оставил семье квартиру, трехэтажный дом в Лиелварде, деньги, картины. И хотел только, чтобы ему дали дышать, любить и писать. Лаймдот научил меня другим ценностям.
Он не скрывал наших отношений, не прятался. Мы везде ходили, взявшись за руки. Он был заслуженным деятелем культуры Латвии. А также Польши. Имел ордена и награды. Его жена писала жалобы в МИД и в Общество дружбы. В Союзе художников, где он был сопредседателем правления, его разбирали на собрании. Я об этом узнала только через 20 лет.
Лаймдот учил меня правильно относиться к происходящему. Я максималистка. У меня всегда - черное или белое. Да или нет. Спрашивала у него: как мне поступить? А он улыбался: «Можно так и так. Какая разница? Главное, что мы вместе. Будем пить кофе с пирожным».
«Зачем тебе этот старик»
Тогда в Москве он спас меня. А через 20 лет его спасла я. Ему было 84 года, когда случился тяжелый приступ. Он заболел первый раз в жизни. Нужна была срочная операция. Добрый доктор сказал: день-два, и мы потеряем вашего мужа. Я возмутилась: «Он что, пуговица? Делайте что-нибудь».
Но он отказывался от операции. Врачи боялись, что не выдержит сердце.
Тогда я сказала Лаймдоту: «Понимаю, что ты прожил потрясающую жизнь, но сделай это ради меня». И он согласился. Я подписала все бумаги и взяла ответственность на себя. Конечно, мне было страшно.
Четыре часа шла операция, а я сидела под дверью. Когда он открыл глаза, сразу увидел меня. Но он не мог шевелиться. Только шептал: «Жанночка- Жанночка».
Лаймдот лежал в отдельной палате. Я уезжала от него только, чтобы покормить кота и приготовить еду. Умоляла всех: делайте что-нибудь. Где физиотерапевты? Мне сказали: в этом возрасте не полагается.
Однажды ночью меня вызвал дежурный врач. И сказал открытым текстом: «Ты понимаешь, что он никогда не будет ходить? Он никогда для тебя не напишет ни одну картину. Его надо или в дурку, или в дом престарелых. Зачем тебе этот старик?»
По гороскопу я Львица. Вовсе не кровожадная. Но в этот момент мысленно разорвала его на куски. Я ответила: «Желаю вам, чтобы в ваши 84 года рядом был хотя бы один человек, который не сдаст вас ни в дом для престарелых, ни в дурку, как вы выражаетесь . Кто будет вас любить, уважать и обожать. Но для этого вам надо стать Лаймдотом Мурниеком!" И забрала мужа домой.
Голова нужна не для шляпы с перьями
Мне привезли неподвижное тело, положили на диван. И уехали. А я осталась с ним одна, совершенно не понимая, что делать и как его лечить. Позвонила семейному врачу. Но она отказалась приехать, сказав: «У вас же там нежилое помещение, чердак без адреса. Куда я поеду?»
Позже я поняла, в чем дело. Первая жена Лаймдота была медиком. По странному стечению обстоятельств он попал в то отделение, где она долго проработала, только этажом выше. В итоге в палату Лаймдота постоянно приходили медики - посмотреть на меня.
Фото из архива Жанны
Я просила дать направление на реабилитацию в санаторий. От меня отмахивались. Но потом сказали, что надо ехать в Яундубулты, где меня будет ждать врач. Я поехала. Меня встретили и сказали: «Мы выделим вашему мужу лучшую комнату». А на табличке у входа было написано «Дом социального ухода». Мне понадобилось три минуты, чтобы понять, в чем дело. Вылетела оттуда пулей, в слезах.
Я поняла, что помощи ждать неоткуда. И что, очевидно, родственниками поставлена задача – определить его в дом престарелых, причем моими руками. Но я подумала: справлюсь. Не знаю, откуда приходят эти знания. Никакого опыта ухода за больными у меня не было. Ему было 84 года. А мне на 37 лет меньше. С ним я всегда была маленькой девочкой, жила как у Христа за пазухой. И вот в одну ночь я стала взрослой. Из Жанночки-Жанночки превратилась в ту, которая все может.
Лаймдот всю жизнь мне повторял: «Надо учиться, надо работать, надо действовать. Это залог успеха». Я пропускала эти слова мимо ушей. Но в ту ночь, после операции, когда я металась по комнате с мыслями «Что делать? Что делать?», вдруг вспомнила эту фразу: надо учиться, надо работать, надо действовать. И я сказала себе: думай, Жанночка, думай. Голова тебе не для шляпы с перьями.
Лекарства, которые ему назначили, стоили 650 и 700 латов. Я позвонила знакомым владельцам компаний. Кто-то из них купил картины. Так появились деньги на лекарства.
А дальше я просто день за днем делала одно и то же. Кормила с ложечки. Каждый день наполняла ванную, выливала туда несколько флаконов хвойного экстракта, соль Мертвого моря. И он лежал в ванной от завтрака до обеда. А я пела ему и читала стихи. Делала свежие соки. Потом я поднимала его из ванной. Как мне это удавалось, не знаю. В спине все время что-то щелкало.
Я придумала специальный стул на колесиках, отломала спинку, заказала специальные ручки. И сажала его на этот стул. Потому что инвалидные кресла были тяжелые и неповоротливые. Если бы он сел в кресло, уже не встал бы.
Сначала он только шептал мое имя. Через месяц он начал садиться. Потом он стал держать сам ложку. И вот так, шаг за шагом, мы двигались вперед. Без врачей.
И еще. Когда мне сказали, что муж никогда ходить не будет, я пошла в обувной магазин и купила две пары шикарных туфель. Принесла, поставила на стол и строго сказала: будешь ходить и носить это. Покупала ему брендовую одежду. Одевала его дома так, будто он прямо сейчас поедет на прием в посольство.
Если бы меня спросили, я сказала бы: не верьте никому. Верьте в себя. Нет ничего непреодолимого.
«Жизнь прекрасна»
А потом он встал на ноги. Случилось это так. Я купила телевизор. И ждала мастера, который должен его настроить. Оставалось время, и я выбежала из дома оплатить счета. А мастер приехал раньше. Он долго стучал и звонил в дверь. И когда я наконец прибежала и мы вошли, я с ужасом увидела, что Лаймдота на диване нет. Я чуть с ума не сошла. Начала бегать по мастерской, искать его. Сразу даже не заметила, что он сидит на стульчике в коридоре. Я тогда смеялась и плакала одновременно. Мастер решил, что мы оба сошли с ума. А Лаймдот сказал: «Понимаешь, было столько звонков и грохота, я подумал, что тебе надо открыть дверь. И встал». Его подняла мысль, что мне нужна помощь.
Фото из архива Жанны
Через несколько месяцев он уже смог выйти из дома. 8 марта мы вместе поехали в галерею на открытие его выставки «Шерше ля фам».
И знаете, что я скажу... Все 33 года я прожила с ним очень радостно. Но эти последние пять лет, после болезни, были самыми радостными.
Лаймдот умел создавать сказку. Мы садились утром завтракать и он говорил: «Давай зажжем свечи». И мы зажигали. Я заводила старинную шарманку немецкой фирмы. Ставила пластинку «Вальс художника», и мы завтракали при свечах, под Штрауса.
Он часто повторял: «Жизнь прекрасна. Жить – это удача». А меня называл: «моя француженка». Я шутила: француженка может из ничего приготовить шляпку, салатик и скандальчик. А я с тобой ни разу не поссорилась...
Лаймдот был легким, светлым человеком. Но за этой легкостью и улыбчивостью была скрыта такая работа мозга... Для него писать было, как дышать. Его не интересовало, купят ли это. Он мог часами сидеть и смотреть на мольберт, так что казалось: уснул. Нет, он не спал. Просто смотрел из-под ресниц на картину и думал...
Каждое утро он покупал мне розу. Когда мы жили в студии на Элизабетес, он по утрам спускался вниз, заходил в кондитерский магазин и в цветочный. И приносил мне розу.
«Я скучаю без тебя...»
Я всю жизнь курила. Мне это нравилось. Предпочитала тонкие сигареты Vogue с ментолом. Всегда две подряд. Лаймдот не курил никогда.
Однажды он спросил: «Жанночка! Ты куда?» -- «В ванную, Лаймдот. Я покурю?» -- «Кури здесь. Я скучаю без тебя». -- «Лаймдот, милый, сигарета курится три минуты». – «Я СКУЧАЮ БЕЗ ТЕБЯ, КОГДА ТЫ В ВАННОЙ!»
В горле застрял комок, пальцы сжали пачку сигарет, и я услышала собственный голос: «Я больше не курю. Баста».
В тот апрельский день мы не могли знать, что нам оставалось быть вместе два месяца. Больше я не курила.
Он говорил своим друзьям: «Моя Жанночка все делает правильно. Она просто ангел». На выставке его памяти многие вспоминали, что он называл меня ангелом-хранителем. И еще он любил повторять: «Моя Жанночка может все. Если захочет».
Сейчас его нет, и мне не с кем посоветоваться. Но странное чувство: когда я его похоронила, я как будто получила ответы на все вопросы, какое-то тайное знание. Когда я подхожу к большим мансардным окнам в мастерской, смотрю на небо и что-то загадываю, оно непременно сбывается. Но прошу я редко. Чаще благодарю.
«А я больше...»
После операции он прожил пять лет. В мае 2011 года мы отметили его 89. А ушел он 2 июня 2011 года. За 11 лет до своего столетия. На 11-й день после своего дня рождения. На часах застыли цифры – 11.11.
Лаймдот любил цифры, изучал нумерологию. И я тоже поняла, что мы живем в мире чисел. Что все в этом мире предопределено. И если мы чего-то не знаем, не значит, что этого нет.
Как я не умерла вместе с ним, не понимаю. Семь лет я просыпалась и думала: что я здесь делаю? Зачем я проснулась? Вставала, выпивала чашку кофе и ехала к нему на кладбище.
Все оборвалось, а я осталась с ощущением, как будто не успела ему сказать, как сильно я его люблю.
Но на самом деле успела. Все эти годы мы каждый день признавались друг другу в любви. Спрашивала его: «Я сегодня говорила, как сильно тебя люблю?». Он отвечал мне: «А я больше».
Я говорила: «Насколько больше?». А он распахивал руки, как будто весь мир хотел обнять: «Вот настолько».
В эти трагические 11 часов 11 минут я держала его за руку, а другой рукой тампоном ему губы смачивала. И сказала: «Ты знаешь, как сильно я тебя люблю?». А он ответил одними губами: «Я больше...»
И стало так тихо и темно... Словно зашло солнце.
«Он был мой мальчик, мой мужчина, мой любовник, мой муж, мой лучший друг, мой художник, мой мир, мой бог! В нем не было ни капли фальши. С ним всё было просто , ясно и радостно, и он всегда и во всём был прав. Ради него я похудела на 52 килограмма и была готова абсолютно на всё, только чтобы видеть в его голубых глазах счастье и желание жить и любить».
Как избавится от запаха алкоголя: народные способы
У вас внезапно наметилась встреча на ближайшее время, а вы в обеденный перерыв позволили себе бокал вина или рюмку водки.
Как же быть? Ведь через полтора часа после употребления алкоголя запах от него станет явственным и стойким. Разумеется, надо постараться избавиться от запаха. Но для начала надо разобраться, отчего он образуется. Главная составляющая любого алкогольного напитка, включая пиво, – это спирт этанол. Без него напиток не будет алкогольным. Как только алкоголь попадает в ваш организм, он всасывается в стенки желудка и кишечника, проникает в кровь и начинает своё «путешествие». Когда этанол достигает мозга – вы чувствуете лёгкую эйфорию. В это же время ваша печень занята расщеплением этила. В результате данного процесса образуется промежуточный продукт, который называется уксусным альдегидом, или ацетальдегидом. Именно он «награждает» вас запахом. Промежуточным ацетальдегид называется потому, что в организме он не задерживается, а выводится с мочой и потом. По данным НИИ наркологии Минздрава РФ, запах алкоголя после шампанского держится около двух с половиной часов, столько же – после выпитой бутылки пива. 200 граммов сухого вина дадут запах на три с половиной часа, 100 граммов крепкого вина или водки – на час больше. Самым длительным будет запах коньяка – почти пять с половиной часов. Запах после употребления небольшого количества алкоголя – это не перегар на утро после бурного застолья, когда «аромат» источает каждая клетка организма. Здесь всё проще: запах исходит только изо рта. Поэтому, если есть возможность, хорошенько почистите зубы и не забудьте о языке – с него необходимо удалить весь налёт, иначе от запаха не избавиться. Кстати, еще Авиценна рекомендовал чистить не только зубы, но и язык. Бывает так, что уже этой процедуры достаточно, чтобы на какое-то время избавиться от амбре. Но имейте в виду – любая процедура даёт лишь кратковременный результат. Как уже было сказано выше, окончательно запах исчезнет только с полным выведением из организма уксусного альдегида. Хорошим подспорьем в вашей маленькой борьбе станет лимон и чашечка кофе, а ещё лучше – хорошо прожаренные зерна, которые надо тщательно разжевать. Отлично перебьёт «аромат» алкоголя мята или мускатный орех. Для большего эффекта их нужно жевать подольше. Но главное – не переборщите. Поможет вам и солевой раствор. Хорошенько ополосните им полость рта, а лучше выпейте немного такого раствора. Он приведёт водно-солевой баланс организма в норму, что избавит вас от чувства жажды после выпитого алкоголя (так называемого сушняка). Это будет как утренний рассольчик. Как поясняет врач-нарколог Владимир Шверин, употребление солевого раствора разжижает плазму крови, стимулирует работу почек, заставляя организм как можно быстрее освобождаться от жидкости. Вместе с тем дыхание человека становится более спокойным, он не испытывает жажды и запах от выпитого алкоголя ослабевает. Кстати, если вы принимаете на грудь в разгар рабочего дня, то обязательно закусывайте чёрным шоколадом. Это тоже значительно уменьшит впоследствии запах алкоголя. Мария Павлова
- США не успели выйти из Афганистана, а талибы берут власть. Почему организация, которую давили 20 лет берет власть, а конструкция американцев в Афганистане рушиться как карточный домик? Чем объяснить живучесть Талибана?
- Я отвечу не в традиции газетного жанра, где эксперт отвечает на все мировые проблемы. Так как я исследователь, занимаюсь темой политического ислама, то ответа у меня нет. Это вопрос, на который нет ответа.
Во-первых, Талибан пережил полный военный разгром американцами. Весь Запад сделал многое для того, чтобы уничтожить эту организацию. 20 лет американцы находились в Афганистане, в страну было вложено около 2 трлн долларов, а все развалилось быстро. Сейчас Талибан диктует условия, Байден хотел перенести эвакуацию американских граждан дальше 31 августа. Талибан отказывается продлить этот срок.
Во-вторых, Талибан воевал не только с американцами. Талибан воевал с другими исламистскими течениями. Он в 2001 году одержал победу над Союзом моджахедов, которые до этого выкинули Советы. В ходе гражданской войны Талибан взял власть в Афганистане. Также Талибан воевал с ИГИЛ, которое одно время угрожал его первенству в Афганистане. ИГИЛ был разбит, они полностью потеряли контроль над какой-либо территорией, часть даже поодчинятися Талибану. Но с теории революции ИГИЛ должен быть бы победить Талибан.
- Почему?
- Игиловцы более модернистский проект. Скажем, у них более интересный и современный способ ведения боевых действий, один из примеров - они первыми в мире использовали беспилотники, причемсамодельные,на взводном уровне. Это были переделанные беспилотники для игры в гольф, которые ищут шары. Кроме того, идеи у ИГИЛ были более новыми, а Талибан очень консервативное движение, но именно они в Афганистане победили.
Поэтому ответа на вопрос живучести Талибана у меня нет. Это характерно для исламистских движений. Например, есть книга французского исследователя Жиль Кепель “Джихад”, изданная в Париже в 2000 году. В предисловии Жиль Кепель пишет, что мы переживаем последние дни исламистского проекта, джихадизма больше не будет. Книга написана 21 год тому назад. Я выложил в своем блоге обложку журнала Тайм 2000 года с заголовком, который редакция вынесла на обложку: “Последние дни Талибана”. Это 2000 год, а он до сих пор жив!
- Но почему?
- У меня нет аналитики, нет исследовательских текстов, которые об этом говорили. Это феномен. Организации, которая не имела шансов не только победить американцев, но и занять первое место на рынке джихадизма, оказалось очень живучей.
- Тогда, наверное, простой вопрос: что такое Афганистан, какая там экономика, какие там национальные группы?
- Вы сказали, что это “простой вопрос”, но когда Политбюро ЦК КПСС принимало решение о вторжении СССР в Афганистан, они ответа на этот вопрос не знали. Уже много чего опубликовано и я общался с разными людьми, мы можем сказать, что даже такой опытный дипломат, министр иностранных дел СССР Андрей Громыко не понимал, куда же они влезают.
Афганистан - это интересное общество, но про него часто пишут глупости и предрассудки. Одна из глупостей, которая ходит по Сети, это выражение: Афганистан - это кладбище империй! Это не так. Афганистан никакие империи не разваливал. Никаких причин его завоевывать не было, особенно это делать это так, как это сделал СССР.
Вторая глупость связана с фотографиями, которые сейчас ходят в Сети: молодые афганки ходят в миниюбках в 1960-х годах. И люди делают выводы о том, “каким был Афганистан”. Это полнейшая глупость, делать какие-то выводы по этим фотографиям, так как афганок в таких юбках на весь Афганистан было столько, сколько их было на этом фото. Только в 1936 году был основан Университет. Во времена, когда были сделаны эти фото, полностью неграмотных женщин в Афганистане было процентов 98-99. Большая часть Афганистана жила в традиционном обществе, жили в условиях фактически полного феодального строя. Женского образования никогда не было, примитивная экономика, натуральное хозяйство, пуштуны, а это основной народ, делились на племена. Плюс там были другие этнические группы.
Афганистан никому не нужен. Да, там есть литий, но раньше это никому не было нужно (сейчас литий является важным металлом для производства электрических аккумуляторов, в том числе для производства батарей электромобилей, - ред). Ископаемые, которые там есть – очень трудно добывать, требуются для начала миллиардные инвестиции. Страна бедная, горная, денег там мало.
Афганистан существовал в XIX веке в качестве буфера между Британской и Российском имериями. Англичане не собирались его завоевывать полностью. Они совершали туда карательные экспедиции, один экспедиционный корпус был полностью истреблен. Но это эпизоды. Там было правительство, подконтрольное англичанам.
Потом началась революция в Российской империи. Советский Союз смог оккупировать большую часть Центральной Азии, в том числе Бухарское и Хивинское ханства, которые были до 1921 года независимы. СССР смог настоять на том, чтобы так называемые басмачи, а это партизанские отряды законного правительства Бухарского и Хивинского ханств, которые были вытеснены на территорию Афганистана, не могли вести боевые действия против СССР. Словом, Афганистан был сателлитом СССР.
При этом племенное деление сохранялось там до 1973 года. Англичане, когда они оставили Индию, то им уже и не нужен был буфер. Страна была полностью под контролем СССР. Военная элита Афганистана получала образование в советских военных заведениях, там была небольшая компартия, строящая классический коммунизм в феодальной стране.
В конце концов один из родственников короля Мухаммеда Захир-шах, его двоюродный братМухаммедДауд, в 1973 году возглавил переворот. Король оказался в изгнании в Италии, а Мухамед Дауд объявил, что он строит социализм. Потом его тоже скинули в 1978 году. Пришли к власти коммунисты.
Я читал протоколы заседания Советского Политбюро, нет просто печатных слов насколько они некомпетентны. Эксперты им говорят, что это феодальная страна, вести военные действия там сложно, а они отвечают: там к власти пришли коммунисты, мы должны им помочь.
- А что там за коммунисты были?
- А коммунисты Афганистана тоже были полные идиоты. Это были марксистские фанатики, запретившие религиозные организации. Делали все то, что в СССР было в 1920-1930-х годах. Пытались запретить религию в стране, которая живет по феодальными нормам. Советы зашли, началась партизанская война против советского присутствия.
Кстати, американцы не сразу поддержали афганцев в этой войне. Но потом поддержали. Картера убедили ведущие западные исследователи ислама. Дальше Советы ушли, несколько лет продержалось правительству Наджибуллы, которое воевало с моджахедами, но было скинуто в 1992 году. А в 1996 году уже пришел к власти Талибан.
- И каким был период первого прихода талибов к власти в Афганистане?
- Талибан установил шариат в том виде, в котором он его понимал. Было запрещены любые инновации, запрещалось все, что можно запретить: женщина не могла учиться, нельзя было выходить на улицу без мужчин, мусульманский дресс-код по хард-корд варианту, запрет музыки и шахмат и так далее. Но поскольку они приютили у себя Усаму бен Ладена, который вел свою борьбу с США с территории Афганистана, то американцы туда и зашли. Они за несколько месяцев заняли всю территорию Афганистана, свергли правительство талибов. В результате перед американцам был вопрос: что делать дальше?
- Какие были варианты еще тогда?
- В США было две точки зрения. Первая: мы свое дело решили, нужно уходить, а дальше афганцы пусть сами решают свою судьбу. Вторую точку зрения представляла Кондолиза Райс, советник по национальной безопасности, она была человеком компетентным, но считала, что американцам нужно остаться и принести цивилизацию в Афганистан. Как пишут, ее афроамериканское происхождение сыграло роль, мол, белые европейцы эксплуатировали Афганистан, а мы, американцы, построим там современное демократическое общество. Американцы остались.
- Что США принесли Афганистану, кроме оккупации?
- 2 трлн были вложены не только в военное дело, хоть и в этом тоже, но американцы построили порядка 12 тыс школ. Уровень грамотности вырос в 2 раза, продолжительность жизни выросла на 9 лет, детская смертность снизилась на 90%. Впервые в мусульманской истории Афганистана было введено образования для девочек. Сейчас уровень грамотности девочек и женщин составляет от 15 до 29%, мужчин - 55%.
Если во время советской оккупации Афганистан потерял 20% населения, было убито 1 млн человек, то во время американской оккупации почти на 50% прирост населения, поскольку почти полностью ликвидирована детская смертность. Более 90 % населения Афганистана получили доступ к водопроводу.
- Чем является экономика Афганистана?
- Экономики в современном смысле там мало. Афганистан багатая страна, запасы полезных ископаемые оценивают в трилионы долларов. Есть золото, драгоценные камни, есть крупнейшее в Европе месторождение меди, лития, есть нефть и газ. При этом значительная часть добычи, например, драгоценных камней идет вне государства. Это племена и кланы, которые их добывают, а продают в Пакистан или Китай.
Порядка половины населения официально безработные. Огромная роль выращивания опиумного мака. А это, повторюсь, незаконно с точки зрения ислама. Но это там есть. И все отрицают, что они занимаются наркотиками: американцы отрицали, бывшее центральное правительство отрицало, талибы отрицают. Никто не занимается, но трафик идет, есть данные ООН.
- Экономики нет, но есть помощь США, но почему-то она не сильно работает в социальном плане...
- А феодализм никуда не делся. Афганистан это общество, которое живет со средневековыми понятиями. Кстати, похожая проблема и в Украине, которая при всем богатстве страны живет плохо. Это богатая страна бедных людей. Украинцы хотят жить как в Европе, но не готовы вести себя как европейцы. Проблема взяточничества, клановость, коррупция, которая даже не воспринимается как коррупция.
Например, бакшиш. Даже в афганской армии при американцах был бакшиш. Это ставка на ордена. Это когда человек получил орден за реальные заслуги, но должен за это заплатить. То есть, когда за функции и услуги государства нужно платить не налогами, а взятками. Поэтому дома военных начальников, маршалов, министров при американцев - это дворцы, которым позавидовали бы Лувр и Эрмитаж. Страшная коррупция, которая является нормой жизни. При этом племенная структура, клановое мышление.
И если в Украине большинство граждан все таки хочет жить как в Европе, есть понятие об этом, то в Афганистане у людей клановое и племенное мышление, они по другому мыслят.
- А ислам?
- Нужно понимать, что в Афганистане представление об исламе достаточно специфическое. Внешни они все мусульмане, все молятся. Но паралельно развита детская проституцая, особенно мужская. Как это? Или другой пример, у приверженцев хардкорной версии ислама получать современные знания - это харам, запрещено. Но наркотики выращивать - это почему-то не харам. При том, что наркобизнес для мусульманина запрещен. То есть, там своя психология, свое понимание ислама, а американские реформы не прижились.
Авраам ШМУЛЕВИЧ, 53 роки, рабин, президент Інституту східного партнерства, спеціалізується на політичному ісламі. Радник черкеських громадських організацій.
Народився в Мурманську, в сім’ї журналістів. Навчався на біологічному факультеті Ленінградського державного університету. Виключений з третьогу курсу за антирадянську діяльність.
Подорожував Кавказом і Центральною Азією, вивчав суфійський іслам. Наприкінці 1980-х очолював ленінградське представництво ”Союз Сіону”. 1991 року емігрував до Ізраїлю, де отримав рабинську освіту.
Найголовнішим досягненням вважає створення ідеології гіперсіонізму й руху ”Беад Арцейну” – ”За батьківщину”. Метою ідеології та руху є Ізраїль від Нілу по Євфрат. Володіє івритом, англійською та російською мовами. Живе в ізраїльському місті Хеврон.
Веде стріми в соціальних мережах, які присвячені актуальним проблемам Кавказу, Близького Сходу та Центральної Азії.
Одружений? ДА Діти? 6, 4 сына, две дочки. Еще есть одна собака. Был хорек, но он умер.
Хобі? - Виски.
Улюблена страва (Любимое блюдо)– Хинкали.
Над чим зараз працюєте? - Несколько исследовательских проектов: Новый мировой передел границ и вероятность новой глобальной войны; Пишу книгу по истории Кавказской (Русско-черкесской) войны, Курс Политический ислам.
Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..