Колобок, колобок, я тебя съем!
Автор Элла Олевсон-Даян (Израиль)
Давайте проанализируем и даже пофантазируем. В обеих этих сказках персонажи Дед и Баба. Назовем их Дед Хаим и Баба Хана. Жили они в местечке, в ветхой избушке. Как и все местечковые евреи, жили они бедно. От Шабата до Шабата влачили жалкое существование, кое-как перебивались, а на Шабат, с Б-жьей помощью, были у них и Гефилте Фиш, и Чолнт, и Халы пышные. Курочка Ряба жила у них много лет, и берегли они ее, как зеницу ока, так как несушка была отменная. И яичко золотое несла им, благодаря молитвам, вознесенным к Творцу, чтобы смогли с почетом справлять праздники Тишрея, приглашать детей и внуков. Каждое Новолетие – по Золотому Яйцу.
А Колобок, это и не колобок вовсе, а Пончик. И не простой пончик, а Ханукальный. Пышный, круглый и румяный. Испекла его баба Хана из последней муки, которую наскребла с трудом и просеяла. А он, шалун такой, взял и сбежал. А вот куда он сбежал и зачем, я вам сейчас и поведаю. Мы отбросим печальную участь его в сторону (ведь не рассчитывал он быть съеденным какой-то Лисой) и поговорим о цели его и предназначении.
Сидел он на окне, остужался, глядел на покрытое снегом поле и синеющий вдали лес и размышлял: это, конечно, приятно, быть испеченным к Хануке, но как досадно быть так вот просто и банально съеденным. Неужели в этом моя миссия в этой столь короткой жизни? А что, если там, за Лесом, есть нечто более интересное, чем вот этот подоконник, эта комнатушка и этот стол, за которым меня съедят дед Хаим и баба Хана? Может, смогу я пробраться за этот лес и посмотреть, что там, и найти для себя более полезное предопределение? С мыслями этими скатился Колобок с подоконника и отправился в свой последний путь. Какой конец ждал нашего героя, мы все знаем. Но вот было ли продолжение у этой истории? Это мы узнаем вскоре.
А для начала познакомимся с ним Колобком–Пончиком. Кто он, откуда взялся и каким образом превратился в символ Хануки, наряду с Менорой, кувшинчиком масла, и Дрейдлом (волчком, с написанными на каждой из 4 граней буквами, аббревиатура которых значит «Чудо Великое Было Здесь»)
На иврите ханукальный пончик называется Суфгания. От корня (с-ф-г) и производных от него слов и глаголов.
Сфига – поглощение, пропитывание. Сфог – впитывающая губка. Лиспог (лисфог) – впитывать. Сафуг – пропитанный.
Суфгания имеет вид и форму мягкой пышной губки, которая пропитана маслом.
Название Суфгания – это уменьшительно ласкательное производное от слова Суфган, упоминаемое в наших Источниках.
В Мишне, в трактате Келим, (сосуды), глава 5, сказано: «Как растопит очаг, чтобы испечь … суфганы»…. И в трактате Хала, глава 5:4: «Исуфганы, и медовые пироги, и иные печености, о которых раби Овадия из Барнора разъясняет: «Суфганы – это хлеб, тесто которого мягко, и подобно губке…».
Еще, упоминание о Суфгане, готовящемся именно к Хануке, можно встретить в записях Раби Маймона Бен Йосефа, отца Рамбама, датируемых 12 веком н.э. Он писал: «Не следует пренебрегать ни одной традицией, даже незначительной. И обязуется сделать все, чтобы справить пиршество, и лакомиться кушаньями. Распространять это Чудо, которое свершил Благословенно Имя Его, с нами в те дни. И попросту свершать обычай сей, и готовить Суфганы, по арабски Аль-Сфиндж, они же сладкие пироги, а в переводе Искериты. Это ведь обычай Кадмоним (древних), потому что обжарены они в масле, в память о Благословении».
Суфган Суфганом, но ведь мы называем это лакомство Суфгания. Так вот, древний, строгий даже какой-то сердитый Суфган превратился в милую современную, ласковую Суфганию с легкой руки профессора-филолога, исследователя Иврита и политического деятеля, Давида Ялина, в конце 19 века, а точнее, в 1896 году, когда это название было установлено официально Академией Иврита.
Пожалуй, нет в мире ни одной общины (и не обязательно еврейской), которая не заявляла бы с гордостью о себе, как об изобретательнице пышного пончика, обжаренного в масле.
В каждой стране это лакомство имеет свое название и форму, но немногие могут похвастаться одним очень важным фактом. Марокканские,Тунисские и Ливийские евреи опережают всех остальных в приписывании этой заслуги на свой счет по той причине, что называют свой ханукальный пончик Сфинж/Сфенж. Их главным доказательством тому служит схожесть названия. Ведь звук ж заменяет Гимел, посему слово Сфинж имеет тот же корень: с-ф-г, как и уже знакомый нам Суфган, упоминаемый в Мишне.
Американцы называют такое лакомство Донатс; Украинцы – Пампушка. Русские – Пончик. Оба последних названия пришли из Польши – Пачек – и видоизменились. Во Франции – Бейнѐ. В Австрии – Крапфен. В Италии – Чамбелла. В Греции – Нтонатис. В Турции – Татли Чорек. В Германии – Берлинер. В Испании – Донут. В Португалии и Бразилии – Роскинья. В Венгрии – Папанѐш. В Грузии – такие пончики делают именно в еврейской общине, и именно на Хануку, и называют его… Пончик, или Дона́ти. Этот список можно продолжать бесконечно.
Очень сложно проследить историю и родину этого любимого всеми лакомства, ясно одно – еврейскими общинами во всем мире оно было адаптировано благодаря способу приготовления – обжариванию в масле, которое символизирует Хануку.
Но напрашивается вопрос: почему именно обжаренный в масле пончик избран символизировать Хануку, а не, скажем, жареный картофель, или жареная рыба? Кстати, картофельные оладьи – Латкес – являлись основным ханукальным лакомством в восточной Европе, но позже они стали красоваться на столах евреев круглый год, ведь картофель был почти единственным овощем, имеющемся в изобилии в холодных странах. А вот пончики остались чисто ханукальным атрибутом, и вот почему.
Известно, что мудрецами, в соответствии со словами Торы (Дварим, 8-10) «и ел, и насытился, и благословил Г-да Б-га, за эту прекрасную страну, которую Он дал тебе…» установлены благословения, которые мы обязаны произносить после еды в соответствие с ее видом и количеством. Единственное из всех благословений, в котором упомянут и Храм, и Жертвенник, за которые сражались Маккавеи в дни Ханукального Чуда, это то, что произносится после употребления выпечки из теста, которая не является хлебом. Вообще, это благословение «Брахамеэйн Шалош» является как бы квинтэссенцией Главного Благословения (Беркат а Мазон), но в ней есть слово Жертвеник, которое не присутствует даже в Благословении на хлеб. Для того, чтобы произнеси эту Браху, нужно съесть определенное количество выпечного изделия, и Суфгания как раз и составляет такое количество, что каждый, съевший ее, мог бы произнести это благословение.
Вот как звучит эта его часть: «Смилуйся, Г-сподь, Б-г наш, над Израилем, народом Твоим, и над Иерусалимом, городом Твоим, и на Сионом, где обитает слава Твоя, и над Жертвенником Твоим, и над Храмом Твоим…»
Почему важно, чтобы в Благословении был упомянут Жертвенник? В этом и заключается главная трагедия Хануки: камни Жертвенника, оскверненного греками, невозможно было очистить, и поэтому пришлось их захоронить. Об этом Жертвеннике, который был осквернен после освобождения Храма, мы и упоминаем в Хануку, лакомясь румяным пончиком–колобком.
Первые признаки Хануки в Израиле выражаются появлением Суфганиёт в пекарнях. Это происходит с началом месяца Кислев, а то и раньше. Их неповторимое благоухание доносится до нас даже с улицы и щекочет ноздри. Манит нас, просит, умоляет: зайди мол, полюбуйся на нас. Ты заходишь, и видишь их… Вот они, красуются на огромных подносах: пышные, румяные, посыпанные белым снежком сахарной пудры, с алым глазком джема посередине. Позже, уже ближе к празднику, их ассортимент расширяется. Появляются суфганиёт разных размеров – от обычных, весом в 100 грамм, до крохотных, «диетических», весом от 40 до 60 грамм. От классических – с клубничным джемом и сахарной пудрой, и до самых невероятных цветов, начинок и форм: с глазурью разных цветов и с начинкой разных вкусов. От фисташек и карамели, шоколада и кокоса, ванили и даже с добавкой ликера и виски.
Самый богатый ассортимент суфганиёт можно встретить в дни Хануки на рынке Махане Йегуда в Иерусалиме. Десятки пекарен, которые расположены там, предлагают на суд покупателей такое неимоверное количество и разнообразие суфганиёт, что перед ними не устоит ни один (!), даже самый строго соблюдающий диету субъект. Ведь если в пекарню или в магазин я могу и не зайти, если поборю желание, то пройдя по рядам рынка, и созерцая все это манящее ханукально-кулинарное чудо, равнодушной остаться не смогу. Будьте уверены.
Знаете, кто употребляет самое большое количество суфганиёт за время Хануки? Ни за что не догадаетесь: дети, госпитализированные в детских отделениях больниц, а также их родители, и… медперсонал этих отделений. Работая в таком отделении, я знаю это не понаслышке. За неделю до Хануки, и всю Ханукальную неделю, по нескольку раз в день приходят в каждую больницу Израиля представители организаций, компаний, официальных учреждений – от банков и почтовых филиалов, и до министерств, а также частные лица – семьи, группы подростков и пенсионеров, которые хотят порадовать больных детей, и приносят им угощение - угадайте что? Суфганиёт! Ну, и не только. Иногда к ним прилагаются другие сюрпризы: волчки, книжечки и тетради для раскрашивания, на темы Хануки. Все это гости проносят по палатам и раздают детям и их родителям, независимо от того, евреи они или арабы. Отделение в эти моменты наполнено улыбками и бесподобными ароматами.
Теперь вам несложно будет угадать, куда намеревался покатиться бабы-Ханин Колобок. И какую миссию он для себя предназначал? Если бы не Лиса….
Хануку в Израиле любят и боятся. Любят, понятно почему, и не только из-за сладкого традиционного лакомства, но из-за множества Света и Огней, веселья, каникул и Чуда. А боятся из-за калорий. Один пончик, который сделан в стандартном размере и виде, содержит в себе от 450 до 580 калорий. Это больше, чем 10 ломтиков диетического хлеба. Ежегодно в Израиле, только в зарегистрированных пекарнях, изготавливается более 20 миллионов суфганиёт. А сколько таковых выходят в свет из частных кухонь, где хозяйки колдуют над исконно своим, самым вкусным и оригинальным рецептом? Как и наш герой, наш Колобок, который сотворила искусная кулинарка Баба Хана из последней муки.
Вот, катится пончик–суфгания по имени Колобок по миру, радуя нас на Хануку и напоминая о Чуде с маслом, прося благословения о восстановления Храма с Жертвенником.