С детской больницей "Охматдет" в Киеве, пострадавшей в результате сегодняшнего обстрела, у нас давние связи", — цитирует израильского дипломата новостное издание "Мигньюс".
По словам Бродского, израильское диппредставительство передавало больнице медицинское оборудование. Более того, украинские врачи из этого медучреждения обучались в Израиле, а израильские медики приезжали в Киев или консультировали пациентов "Охматдета" онлайн.
Действительно, в самом начале войны на Украине Бродский рассказывал, что десятки детей, лечивших онкологические заболевания в "Охматдете", были доставлены в израильские больницы.
"Я считаю, что сфера здравоохранения — это сфера, где Израиль должен активно помогать Украине, и после войны тоже. Нужно будет восстанавливать всю инфраструктуру, в том числе здравоохранение. Я думаю, будет правильно, что именно Израиль сделает вклад в создание новой современной системы здравоохранения в Украине", — сказал тогда Бродский.
Напомним, сегодня утром российская ракета разрушила одно из зданий "Охматдета". Кроме того, по сообщению мэра Киева Виталия Кличко, в жилом доме в другом районе города полностью уничтожен один подъезд, несколько — сильно повреждены.
"Сейчас из-под завалов спасатели пытаются достать людей. Голоса их слышат", — рассказал Кличко. В 13:20 Киевская городская военная администрация сообщила о 10 погибших и 35 раненых.
Публицист Александр Невзоров опубликовал видеозапись, снятую очевидцами удара по Киеву. На кадрах видно, как ракета летит четко в больницу. Соответственно ни о какой работе ПВО, о которой трубят российские z-ресурсы, речи быть не может.
Обозреватель New York Times Дэвид Брукс пишет в своей книге «Социальное животное», ставшей бестселлером: «Мы живем в самый разгар революции сознания. За последние несколько лет генетики, нейрофизиологи, психологи, социологи, экономисты, антропологи и другие ученые сделали громадный шаг вперед в понимании того, из каких строительных блоков сложено человеческое благополучие и преуспеяние. Основным открытием, к которому привели их исследования, стало то, что мы не являемся — во всяком случае, в первую очередь — продуктами нашего осознанного мышления. Прежде всего мы продукты психических процессов, идущих глубже уровня осознания» .
А наши психические процессы настолько интенсивны, что мы попросту не успеваем полностью отдать в них себе отчет. По подсчетам Тимоти Уилсона (Университет штата Вирджиния), человеческий ум может одномоментно усвоить 11 млн единиц информации. И лишь малую толику этой работы мы осознаем. Большая часть психической деятельности протекает за порогом сознания.
Благодаря новым достижениям нейронауки нам открылось, что эмоции играют огромную роль в принятии решений. Когда‑то французское Просвещение подчеркивало роль разума, сочтя, что эмоции лишь искажают истину и отвлекают от нее. А теперь наука объяснила нам, что прежний взгляд на эмоции неверен.
В книге Антонио Дамасио «Ошибка Декарта» рассказывается о человеке с повреждениями лобных долей мозга, вызванными опухолью. IQ у него был высокий, кругозор широкий, память отличная. Опухоль удалили, но после операции его жизнь покатилась под откос. Он разучился правильно распределять время. Неудачно вложил деньги и остался без сбережений. Развелся с женой, вступил во второй брак, но вскоре развелся снова. Причем рассуждал он по‑прежнему абсолютно логично. А вот способность испытывать эмоции отключилась. И именно из‑за ее утраты он стал неспособен на благоразумные решения.
Другой пациент с похожим повреждением мозга обнаружил, что вообще не в состоянии принимать решения. Как‑то под конец сеанса психотерапии Дамасио предложил пациенту две даты следующей встречи на выбор. Пациент достал блокнот, стал составлять перечень всех «за» и «против»: какая ожидается погода, из‑за каких дел потенциально может сорваться сеанс. Он занимался этим полчаса, пока Дамасио не вмешался и не принял решение за пациента. Тот, не задумываясь, сказал: «Отлично» — и ушел.
Наш выбор предопределяют скорее эмоции, чем разум, а чтобы сделать правильный выбор, необходим эмоциональный интеллект. Проблема в том, что большая часть нашей эмоциональной жизни скрыта за порогом сознания.
Теперь‑то мы понимаем, что именно этим объясняется существование в иудаизме хуким («уставов») — законов, которые с рациональной точки зрения кажутся бессмысленными. Например, запретов сеять смесь семян на одном поле (килаим); носить одежду из смешанной льняно‑шерстяной пряжи и употреблять молочные продукты вместе с мясными. «Высшим образцом хока» слывет закон о красной корове, с которого начинается наша недельная глава: «Это устав Торы» (Бемидбар, 19:2).
За столетия накопилось множество толкований понятия «хуким». Но в свете новейших выводов нейронауки можно предположить, что эти законы призваны действовать в обход префронтальной коры, отвечающей за рациональное мышление, и формировать инстинктивные модели поведения в противовес ряду деструктивных эмоций, которые делают свое черное дело в нашей психике.
Например, мы знаем закономерность, описанную Джаредом Даймондом в книге «Коллапс»: на протяжении истории везде, где бы ни поселялись люди, после них остаются признаки экологической катастрофы, ведь они уничтожают целые виды животных и птиц, губят леса, истощают почву интенсивным хозяйствованием и т. д.
Запреты сеять смесь семян, употреблять молочное вместе с мясным, изготовлять пряжу из смеси шерсти со льном воспитывают инстинктивное уважение к целостности природы. Эти запреты устанавливают ограничения, диктуют рамки дозволенного. Они внушают нам интуитивное чувство, что мы не вправе обходиться по своему капризу с растениями и животными в окружающей среде. Кое‑что для нас под запретом — например, плоды дерева, растущего посреди Эденского сада.
Весь рассказ об Эдене на заре истории человечества — это притча, понятная нашему поколению, как никакому другому из предыдущих: если мы не чувствуем границ дозволенного, то уничтожим свою окружающую среду и обнаружим, что потеряли рай.
Что касается обряда с красной коровой, то он призван взаимодействовать с самым разрушительным из всех предрациональных инстинктов — «Танатосом», как называл его Зигмунд Фрейд, инстинктом смерти. Фрейд характеризовал этот инстинкт как нечто «более раннее, более элементарное, более связанное с влечениями, чем оставленный им в стороне принцип удовольствия» . В статье «Недовольство культурой» он писал: «Часть этого инстинкта (инстинкта смерти) обращается против внешнего мира и заявляет о себе во влечении к агрессии», а это Фрейд считал «главным препятствием для культуры» .
Обряд с красной коровой убедительно разъясняет нам, что священное следует искать не в смерти, а в жизни. Каждый человек, который соприкасался с мертвым телом, не мог войти в Святилище или Храм без предварительного очищения. Еще более строгие правила существовали для священников, а самые строгие — для первосвященника.
Этим библейский иудаизм заметно отличался от других религий. В нем отсутствуют культ поклонения умершим предкам и попытки установить контакт с их духами. Вероятно, именно чтобы предотвратить превращение могилы Моше в священное место, Тора сообщает: «…и никто до сих пор не знает, где он погребен» (Дварим, 34:6). Б‑га и священное можно найти только в жизни. Смерть оскверняет.
Как с кристальной ясностью показали новейшие наблюдения нейронаук, эту истину невозможно усвоить сугубо рассудочным путем. Фрейд правильно считал, что инстинкт смерти — нечто могучее, иррациональное и в основном подсознательное, но в определенных условиях крайне деструктивное, поскольку провоцирует людей на определенные поступки.
Ивритское слово «хок» восходит к глаголу, означающему «гравировать». Вообразите каменную плиту с глубоко врезанными буквами — текстом уставов. Точно так же линия поведения, которая входит для нас в привычку, глубоко врезается в наше подсознание и меняет наши инстинктивные реакции. В результате формируется личность, обученная воспринимать смерть и освященность как две полные противоположности, такие же несхожие, как мясо (смерть) и молоко (жизнь).
В иудаизме хуким — способ выпестовать наш эмоциональный интеллект, особенно приучить его отождествлять освященность с жизнью, а скверну — со смертью. Любопытно, что это подтверждают и современные нейронауки.
Рациональное мышление само по себе жизненно необходимо, но оно лишь наполовину объясняет, как мы устроены. Мы должны развить и обуздать другую половину своей природы, если хотим победить инстинкт агрессии, насилия и смерти, затаившийся в засаде прямо за порогом сознания.
Один из главных принципов еврейской веры гласит: история увенчается всеобщим Избавлением, о котором возвестит мировой лидер, называемый Машиахом (мессией, «помазанником») . С Машиаха начнется новая эра мира, процветания и самоуправления еврейского народа. Он даст евреям свободу, чтобы они изучали Тору, соблюдали все ее заповеди и несли свет просвещения миру.
Лейтмотив жизни Ребе — его миссия по воплощению этого образа будущего в реальность .
И до войны в Персидском заливе , и после ее окончания Ребе много раз цитировал мидрашное предсказание: перед приходом Машиаха «царь Персии будет подстрекать (к действиям) против царя Аравии» . Кроме того, он истолковал ивритские буквы, обозначающие еврейский год, как аббревиатуру, отсылающую к пророчеству о Мессии: «Как во дни исхода твоего из земли Египетской, явлю Я ему чудеса» .
Хотя Саддам Хусейн угрожал Израилю химическим оружием, Ребе уверял, что бояться нечего.
17 января 1991 года США вторглись в Ирак, Ирак же в ответ выпустил первую ракету «Скад» по целям на территории Израиля. Всего было выпущено 39 ракет. Однако число погибших оказалось, как минимум, в 60 раз меньше, чем ожидалось . Хотя Ирак мог похвастаться четвертой по численности армией в мире, спустя несколько недель силы коалиции одержали триумфальную победу.
Чудеса раскрывают Б‑жественное присутствие в физическом мире. Соответственно, чудеса предвещают мессианскую эру, когда мир наполнится знанием Б‑га. Но в то же время чудеса нарушают естественный порядок вместо того, чтобы озарять мир изнутри. Только изучение Торы и соблюдение мицвот приводят к непреходящему раскрытию Б‑жественной сущности всего. Потому‑то Ребе призывал евреев во всех уголках планеты включиться в работу, цель которой — сделать мир в большей степени Б‑жественным местом .
Вскоре после окончания войны эти призывы увенчались ошеломляющим событием. В 1991 году (28 нисана) Ребе переложил бремя лидерства непосредственно на плечи своих слушателей: «Что еще я могу сделать ради того, чтобы весь еврейский народ разволновался, заплакал искренними слезами и тем самым привел Машиаха в современную реальность? <…> Мы всё еще в изгнании. Еще хуже, что по части служения Б‑гу мы находимся во внутреннем изгнании.
Единственное, что я могу, — передать дело вам. Делайте все, что можете, чтобы действительно привести Машиаха немедленно и напрямую… Свою долю я внес. Отныне делайте вы, что можете» .
Это было не заявление об отставке, а заявление о передаче обязанностей. Ребе не ушел на покой, напротив, стал действовать еще активнее, еще горячее заговорил об обязанности каждого отдельного человека делать больше и больше добрых дел. Он вновь сделал упор на извечной стержневой идее учения Хабада: Ребе — твой учитель и проводник, но он не может служить Б‑гу вместо тебя. Образ будущего, выпестованный Ребе, воплощается в реальность только тогда, когда мы озаряем свою жизнь и окружение Б‑жественным светом Торы и мицвот .
С тех пор как в 1988 году ребецн перешла в мир блаженства, Ребе устремлялся мысленно в тот день, когда и его душа совершит восхождение ввысь. На обратном пути с ее похорон он сказал рабби Йеуде Крински, что хочет составить завещание .
Спустя несколько недель, в публичной беседе, он без обиняков заговорил о лидерстве и управлении после своего перехода в мир блаженства, заметив, что тогда нужно будет представлять вопросы на рассмотрение раввинского суда — коллегии трех раввинов из Хабада. Также он сказал, что вопросы частной жизни, по которым люди обычно просили у него совета (касательно духовных исканий, методов лечения и т. п.), нужно будет решать иначе, советуясь с личными наставниками, врачами и друзьями .
Задним числом становится очевидно, что многие высказывания и поступки Ребе в последующие несколько лет были частью этого процесса перехода. Ребе расширял полномочия своих хасидов, чтобы они сберегли то, чего он достиг в бытность лидером, и продолжали проводить его дело в жизнь, когда сам он больше не будет в физическом смысле присутствовать среди них .
В 1992 году, в воскресенье, 26‑го числа второго адара, гендиректор и издатель журнала Lifestyles Габриэл Эрем подошел к Ребе, когда тот раздавал доллары. «По случаю вашего девяностолетия, — обратился Эрем к Ребе, — мы выпускаем специальный номер… Что вы хотите сказать миру?»
«Девяносто, — ответил Ребе, — на иврите “цадик”, что значит “праведник”. И это прямое указание каждому еврею стать настоящим цадиком, праведником и быть им много лет, до ста двадцати». Этот призыв, добавил Ребе, в равной мере адресован и неевреям .
Слово «цадик» обычно употребляется в отношении святых людей, но Ребе применял его к каждому человеку. Более того, он подчеркивал, что праведность не неизменное состояние. Ты обязан, пока жив, становиться еще более праведным с каждым днем, «до ста двадцати».
На следующий день, в понедельник, 27‑го числа второго адара, с Ребе случился удар, когда он молился на могиле своего тестя. Правую сторону тела парализовало, он лишился дара речи.
Рабби Шнеур‑Залман из Ляд замечал, что жизнь цадика — это жизнь не физическая, а духовная, она состоит из веры в Б‑га, благоговейного трепета перед Ним и любви к Нему. Поэтому восхождение души, покидающей телесные оковы, делает жизнь цадика еще более открытой, еще более доступной другим людям. Вместо того чтобы говорить: «Праведный человек умер», мы говорим: «Цадик оставил жизнь всем живым» .
В 1994 году 3 тамуза (12 июня) Ребе оставил жизнь всем живым. Его тело упокоилось на кладбище Монтефиори в Куинсе (Нью‑Йорк).
Эли Рубин изучал хасидскую литературу и еврейский закон в Раввинистическом колледже Америки и в ешивах Великобритании, США и Австралии. С 2011 года обозреватель и редактор Chabad.org, специализируется на социальной и интеллектуальной истории хасидизма Хабада. В ходе литературной, исследовательской и редакционной деятельности успешно участвовал в ряде научных обменов и коллективных проектов.
Любавичский Ребе скончался 3 тамуза (в этом году — 9 июля). Этот день особо отмечается, подобно датам смерти всех праведников, — согласно указанию «Зоара» по поводу дня смерти рабби Шимона бар Йохая . Он именуется «гилула» , и Алтер Ребе в одном из своих эссе разбирает связь между кончиной праведников и этим арамейским словом, означающим «свадьба». В центре свадьбы находится радость жениха и невесты, вызванная их соединением. Они были предназначены друг другу еще до их появления на свет , однако долгие годы провели в разлуке. Счастье, которое охватывает их во время встречи после многих лет ожиданий и чаяний, и является источником свадебного веселья. Тем же объясняется и празднование кончины праведника. Некогда праведник на несколько десятилетий покинул свою родину, горний мир, а теперь он возвращается в те края, к которым принадлежит. Встреча после разлуки вызывает огромную радость в высших мирах. И как на свадьбе родственники жениха и невесты разделяют с ними их радость, так и в событиях гилула близкие праведнику люди радуются тому, что он достиг подобающего ему места в горних высях.
Высокий уровень праведников приводит к тому, что над ними не властен ангел смерти. Всевышний Сам забирает их души, как сказано в Псалмах: «Б‑г избавит мою душу от преисподней, ибо Он примет меня» . Так, Маймонид пишет о смерти Моше в крайне необычных формулировках: «И было это смертью по отношению к нам, ибо его не стало с нами, и жизнью по отношению к нему, в том, куда он возвысился» . Маймонид не говорит, что Моше умер, ибо к таким людям, как он, неприменимо понятие смерти. Праведник покидает этот мир, но это совсем иной уровень, и его кончина называется «смерть в поцелуе», ибо человеческая душа словно сливается в поцелуе со Всевышним. Маленький огонь, прильнув к великому пламени, поглощается им и теряется в нем. В день гилулы праведник завершает свою миссию и его душа взмывает еще выше, чем была при жизни в дольнем мире. Поэтому этот день полон радости.
Однако эта радость смешана с печалью, вызванной тем, что праведник ушел от нас. Между двумя этими чувствами нет никакого противоречия. Сам праведник выполнил свою задачу в этом мире, и теперь он наверняка находится в несравненно лучших местах, но нам его не хватает и мы ощущаем оставшуюся после его кончины пустоту. Об этом и сказано в «Зоар»: «Одна сторона моего сердца охвачена радостью, а другая — плачем» .
Обычно радость после кончины праведника может прийти лишь по прошествии какого‑то времени скорби. Тогда можно двигаться дальше. По мере того как боль, вызванная потерей, становится менее острой и мы постепенно обретаем утешение, нам становится легче радоваться за него, отмечая день его кончины. Собираясь на фарбренген, посвященный очередной годовщине ухода из этого мира предыдущих глав движения Хабад — к примеру, 24 тевета или 9 кислева, мы знаем, что, перейдя в иной мир, их души достигли еще более высокого уровня, и поэтому мы рады этому вознесению. Но когда мы все еще ощущаем боль потери, несмотря на значительное время, прошедшее после кончины, в этот день трудно радоваться. Иногда ощущение утраты неизбывно и не знает исцеления ни через год, ни через два. Прошедшие годы не притупили ощущения огромной потери, и чувство пустоты лишь усиливается.
Когда нам столь остро недостает ушедшего человека, каждый из нас должен спросить себя, что ему делать в сложившейся ситуации. Как можно заполнить пустоту, образовавшуюся после того, как Ребе покинул наш мир? Но вначале надо разобраться в характере связи праведника с миром.
Праведник не уходит
В «Зоаре» сказано: «Хотя праведник и покидает этот мир, он пребывает во всех мирах еще более чем при жизни» . В книге «Танья» это изречение понимается в буквальном смысле: жизнь праведника в этом мире связана с материальным телом, ограничивающим его душу рамками времени и места, присущими телу способностями и категориями. Однако, покинув этот мир, праведник переходит в иное состояние. Он находится на той выси, в какой пребывает его душа, не скованная узами времени и места, не ограниченная сферой телесного. Это иной модус бытия, жизнь в ином мире, который стоит выше нашего. Поэтому после кончины праведник может в большей мере, чем при жизни, присутствовать и в нашей реальности.
Здесь напрашивается следующий вопрос. Раз праведник после кончины не скован узами своего тела, что заставляет его по‑прежнему интересоваться материальным и быть связанным с делами этого мира? Ведь он может всецело посвятить себя духовному в райской обители. Почему же душа, которая по своему уровню могла бы соединиться с высшими мирами, поддерживает связь с реальностью мира физического?
Впрочем, такой же вопрос может быть задан и по поводу деятельности Ребе при его жизни в этом мире. Известно, что значительную часть дня он занимался делами этого мира, в том числе мелкими проблемами отдельных людей. Почему такой великий человек должен был уделять столько времени трудностям и просьбам самых разных людей? Для чего это было нужно Ребе? Зачем ему надо было вникать во все детали, иногда разбираться в совершенных мелочах? Многие обращались к нему по пустякам, но он неизменно отвечал всем просителям. Почему же человек его уровня должен был заниматься этими вопросами, часть из которых совершенно не имели значения? Какая в том польза?
Ответ состоит в том, что это и есть центральный элемент миссии праведника, основная задача, ради которой его душа нисходит в наш мир. Как говорится в источниках, большинство душ, спускающихся в этот мир, уже побывали в нем в прошлом. Они должны родиться заново, чтобы исправить свою прошлую жизнь и восполнить то, чего им недоставало в прошлом рождении. Однако в каждом поколении есть души, которые приходят в мир по иной причине. Это души праведников, которые не нуждаются в исправлении. Они приходят в мир, чтобы исправлять души других людей.
Праведники спускаются в мир «на общественных началах». Немало душ в этом мире нуждаются в исцелении и в помощи, и праведник, движимый любовью к Творцу, соглашается оставить все важные дела его души в высшем мире ради того, чтобы спуститься вниз и посвятить себя заботам других людей. Его можно сравнить с теми, кто добровольно и на общественных началах помогает больным и занимается с умственно отсталыми, движимый жалостью к их страданиям.
Надо отметить, что необходимость заниматься делами этого мира причиняет праведнику страдания, но он идет на это, дабы принять участие в деяниях Творца. Исайя приводит следующий образ: «Омоет Г‑сподь скверну с дочерей Сиона» . Он очищает народ Израиля, подобно тому как отец, любя маленького ребенка, вымоет и переоденет его, как бы тот ни запачкался (между тем чужой человек, возможно, предпочел бы поручить это другим). Так же поступают и праведники, подражающие деяниям своего Творца. Смывать грязь — не самое приятное занятие, но и это часть жизни.
Ребе играет роль отца, заботящегося не только о том, чтобы накормить и вымыть ребенка. Если тому взгрустнется, отец постарается его развеселить — улыбнется ему, приласкает. Подобным образом ведет себя и Ребе, когда хочет, чтобы другой улыбнулся.
Праведник, даже поднимаясь в горние выси, продолжает заниматься делами нашего мира, хотя это для него несравненно тяжелее. Ведь, когда он был жив, он был хоть в какой‑то мере связан с материальным миром и лучше понимал его потребности. После кончины это требует от его души гораздо больших усилий.
Рассказывают, что однажды, когда мир постигло тяжкое несчастье, ребе Мордехай из Чернобыля сделал умирающего человека своим посыльным и вложил ему в руку записку, обращенную к его покойному отцу — ребе Нахуму из Чернобыля, умершему за годы до этого. В этой записке он просил отца посодействовать отмене этого несчастья. По прошествии времени умерший посыльный явился ребе Мордехаю во сне и рассказал, как трудно ему было достичь чертогов его покойного отца, который вознесся крайне высоко. Но ему все‑таки удалось это сделать, и он сказал ребе Нахуму: «У меня есть для тебя весть от твоего сына», а тот спросил: «Что значит “сын”?»
В этом материальном мире есть отцы и сыновья, но в Будущем мире связи носят иной характер. Когда праведник находится в высших мирах, он смотрит на все иначе. Для того чтобы, пребывая в горних сферах, продолжать заниматься проблемами людей нашего мира, от праведника требуется огромное усилие.
Разные миры и разные представления
Иногда нам трудно представить себе, до какой степени важные проблемы, беспокоящие нас в этом мире, далеки от мира праведника. Возьмем, к примеру, маленького ребенка, который просит у отца собирать с ним фантики. Для ребенка игра является центром мира, и его коллекция фантиков становится для него источником радости и горя. Тот, кто хочет быть хорошим отцом, должен принять участие в чувствах ребенка, войти в мир его понятий, разобраться в правилах игры и принять в ней участие. Хотя отец понимает, что это всего лишь игра, он вникает во все ее детали.
Некоторые взрослые люди тоже любят собирать цветные бумажки, похожие на фантики. Тот, кому удастся собрать много таких бумажек, именуемых банкнотами, будет полон радости и посчитает себя счастливчиком. Тот, у кого их нет, сочтет себя неудачником. Вся жизнь этих людей крутится вокруг количества этих крашеных бумажек, и им никак не докажешь нелепость их поглощенности этим занятием. Праведник, который, даже пребывая в этом мире, находится на крайне высоком уровне, а после кончины поднимается еще выше, относится к «коллекционированию» банкнот точно так же, как мы относимся к детским коллекциям фантиков. Ему очевидна бессмысленность этого занятия, но все‑таки он готов играть по нашим правилам.
Это и есть самое трудное — не только пребывать вместе с людьми, живущими в материальном мире, но и думать, примеряясь к их категориям, сочувствовать их проблемам и радоваться их радостям. Праведнику это нелегко дается и тогда, когда он живет в мире, тем более это тяжело после кончины, когда он уже не ограничен категориями материального. Поддерживать связь с обитателями плотского мира становится чрезвычайно непросто.
Рассказывают, что у одного из умерших праведников попросили молиться о некоем человеке, об отмене выпавшего на его долю несчастья. Праведник ответил в видении: «Из того места, где я пребываю, я не вижу никакого несчастья. Сверху видно только, как это хорошо. Поэтому, хотя я и понимаю, что с того места, где вы находитесь, это представляется вам бедой и вы молитесь о ее отмене, но я‑то нахожусь наверху, и мне не может не нравиться то, что происходит с имяреком». Если праведник хочет и после кончины продолжать заботиться о живущих в этом мире, он должен подавить в себе стремление мыслить в категориях горних областей, но по‑прежнему говорить на языке мира лжи и иллюзий, воспринимая счастье и несчастье в ладу с представлениями обитателей подлунного мира.
Праведники, которые при жизни находятся на уровне «пастырей Израиля», выполняют эту обязанность и после своего ухода из мира. Мы знаем, что праведник не оставляет мир, но продолжает заботиться о нас — в соответствии с нашими представлениями. Хотя после смерти делать это ему гораздо сложнее и с каждым следующим годом душа его поднимается все выше и выше, он все равно остается с нами.
Даже если это и не является полным решением проблемы, все‑таки мы можем утешаться тем, что и после смерти праведника не предоставлены самим себе, не брошены на произвол судьбы. Праведник, который согласился быть нашим пастырем при жизни, разумеется, продолжит печься о нас и после своей смерти. Он был с нами, он пребывает с нами сейчас и не покинет нас в будущем.
Глава народа Израиля
Как бы мы ни утешали себя тем, что Ребе не покидает нас, все‑таки его уход оставил вакуум, который некому заполнить. Чем важнее и значительнее была та роль, которую играл скончавшийся праведник при жизни, тем острее ощущается, что нам его недостает. Интенсивность возникающего после его ухода чувства пустоты коррелирует со степенью ощутимости его присутствия при жизни.
В своем поколении Ребе играет роль главы народа Израиля. Подобно этому в организме голова руководит действиями тела. После его кончины нам недостает четких наставлений от него. Ноги не знают сами, в какую сторону им повернуть, как правило, им вообще не ведомо о возможности поворота. В голове расположены глаза, которые видят путь и передают информацию в мозг, откуда и поступают указания ногам. Задача головы состоит в определении направления, в постановке задачи. Голова не должна пытаться перемещаться самостоятельно, она решает, в какую сторону надо идти всему телу.
Естественное положение дел таково, что тело следует четким инструкциям, получаемым им от головы. Не всегда ноги понимают причину, по которой голова дает им то или иное распоряжение, но главное — это наличие системы связи, обеспечивающей непосредственную передачу распоряжений от головы ко всем органам тела. Наше нынешнее положение подобно тому, как если бы все органы тела оставались на своих местах, но перестали получать распоряжения от головы. Когда ноги двигаются неведомо куда, прогулка становится крайне проблематичной.
В таком случае мы должны попытаться исправить текущую ситуацию. Это произойдет в том случае, если каждый из нас возьмет на себя ответственность действовать в духе прошлых указаний Ребе. Важно, чтобы это были все мы — как единое тело. Раньше мы могли полагаться на Ребе как на того, кто объединяет нас и устанавливает между нами связь. Теперь, возможно, особенно велика опасность разобщенности и разделения, и поэтому именно в нынешней ситуации на плечи каждого из нас ложится крайне большая и серьезная ответственность. Все органы нашего тела должны установить связь с другими органами, чтобы действовать в унисон и ощущать, что все мы — части одного тела, имеющего одну цель.
Делайте все, что в ваших силах!
Когда Ребе сказал: «Я сделал то, что зависит от меня. Сделайте все, что в ваших силах», он имел в виду, что добиться прихода Машиаха можно лишь объединенными усилиями. Не следует ожидать от Ребе, что он выполнит эту работу, так как, если руки не придут на помощь голове, та не сможет ничего поднять. Когда‑то хасиды думали, что она сделает все за них, и так решатся все проблемы. Однако функционирования одной головы недостаточно. Она нуждается в системе нервов, которые передают ее указания другим органам тела.
Сейчас, когда связь между головой и телом прервана, мы должны с еще большим рвением выполнять свою задачу. Хотя мы и неспособны заменить ее собой, нам надо исполнять собственную задачу и следовать ее указаниям.
Ребе находится с нами еще в большей степени, чем при жизни, но сейчас и воплощение в жизнь его идей требует от нас гораздо большего. Если раньше можно было рассчитывать на его ответственность, теперь мы должны полагаться лишь на себя самих. Это наша обязанность.
Ребе далеко не всегда наставлял людей на каждом шагу. Отправляя посланников в разные уголки земного шара, он говорил всем одно и то же: делай, что можешь, а главное — знай, что это твоя личная ответственность. Никто из них не получил от него подробных инструкций или поэтапного плана действий. В сущности, он давал им лишь немного «горящих угольев» и общее наставление: делайте то, что в ваших силах.
Ребе стремился к тому, чтобы люди вышли из состояния безмятежного покоя и безразличия, не оставались в стороне. Он не хотел, чтобы кто‑то мог спокойно спать, зная, что Ребе бодрствует. И именно сейчас наставления Ребе приобрели особенное значение. Ребе словно испытывает каждого из нас: что он сделает. Это предъявляет к людям еще более высокие требования. Они должны стать сильнее, быть более стойкими и более уверенными в своих силах.
Ребе продолжает молиться за нас и за успех наших начинаний, однако на практике мы должны теперь действовать самостоятельно. Именно в этот день нам следует принять на себя особые обязательства делать все, что в наших силах. Ощутив, что у нас не осталось иного выхода, мы поймем, как обязаны действовать. Ибо сейчас уже нет легких решений, которые были доступны в прошлом. Отсутствие прямых указаний от Ребе должно быть не предлогом для бездействия, но причиной удвоенной активности всех нас.
Перед нами стоит множество задач. Один человек не в состоянии исполнить все заветы Ребе. Наша общая цель — совершенно преобразовать этот мир и подготовить его к явлению мессии. Каждый рядовой человек может внести свою лепту в выполнение этой задачи. Если мы будем действовать слаженно, то удостоимся ее осуществления, и мир будет готов принять Мессию — скоро, в наши дни.
Наследие Любавичского Ребе — не уклоняться!
Воинство Всевышнего
Любавичский Ребе, следуя Торе, часто называл еврейский народ «воинством Всевышнего» . В это войско входят евреи всех поколений, к какой бы части народа они ни относились. Слово «войско» является ключевым для понимания значения этой идиомы. Как и любая армия на свете, это войско включает в себя не только солдат боевых частей, но и персонал вспомогательных служб, а также множество бездельников, дезертиров и «уклонистов». Всех объединяет то, что они не принадлежат себе, но находятся в полном распоряжении армии, словно армейское имущество. Что бы ни делали разные солдаты и как бы они себя ни вели, они все равно приписаны к единой армии.
Со времени Исхода «воинство Всевышнего» пребывает в походе. Вначале это был небольшой поход по Синайской пустыне, а затем начался несравненно более долгий и сложный поход по «пустыне народов» . Этот поход продолжается уже более двух тысячелетий. Военные действия, которые протекают в «пустыне народов», обращены не против того или иного человеческого врага, но против пустоты, лишенной святости. Это и есть та территория, которую народ Израиля должен завоевать и вернуть под власть Творца.
Поход по пустыне народов подобен скитаниям наших предков по Синайской пустыне. Облако устраняло с их дороги всех змей и скорпионов — мелкие несчастья и несущественные физические преграды. Военный стан, защищенный облаком, мог не опасаться нападения со стороны хищных зверей. Евреи должны были просто идти вперед в военном строю. Таково ополчение Всевышнего, пред которым идет Он Сам. Войско, упорядоченная и организованная боевая единица, идет на завоевание реальности. Так народ движется, так он останавливается, так стоит на страже своей идентичности. Он воюет против «пустоты и воя пустыни» — против сил зла и скверны.
Проклят, кто не воздвигнет слова закона сего
Перед воинством Всевышнего стоит четкая цель, достижение которой требует преданности и самоотдачи. Тора в крайне резких выражениях осуждает того, кто попытается уклониться от выполнения боевой задачи: «Проклят, кто не воздвигнет слова закона сего, исполняя их!» «Воздвигнуть» слова закона означает не просто соблюдать заповеди на практике, но и, что гораздо важнее, придавать Торе особое значение, сделать ее центром притяжения всего нашего бытия. На всякого, кто не сделает этого, распространяется проклятие, торжественно произносимое перед всем народом: «Проклят, кто не воздвигнет слова закона сего». Перед вступлением в Страну Израиля все мы обязались «воздвигнуть» Тору.
Хотя в наши дни мы удостоились того, чтобы вернуться в Страну Израиля и жить в ней, представляется, что мы не осуществляем принятого на себя обязательства. Исполнение того, на что некогда согласился весь народ, является как коллективной ответственностью всего Израиля, так и личной ответственностью каждого еврея. Эта идея передана в Торе в недвусмысленной и крайне резкой форме. Что может быть однозначнее слова «проклят»?
Эта ответственность лежит на плечах каждого их тех, кто вышел из Египта в составе ополчений Всевышнего. Они отправились в путь, чтобы сражаться в Его войнах и воздвигнуть «слова закона сего». Нашей окончательной целью может быть влияние Торы на весь мир, но пока что нам следует заняться самими собой, своим местом и своей страной. Ничто не происходит само по себе. Борьба за то, чтобы весь мир открыл для себя Творца, продолжается. Мы — Его воинство, и борьба с теми силами, которые противостоят Откровению, возложена на наши плечи.
Сегодня воинство Всевышнего не слишком организовано и не ведет сражений во благо всего мира. Мы должны снова организоваться и сплотиться вместе. Это особенно важно сейчас, когда мы идем по гораздо более обширной и страшной пустыне. В наши дни аспиды жалят телекамерой, скорпионы — микрофоном, а мелкие гады пользуются ручкой. Это учителя, воспитатели и наставники большей части мира. Несмотря ни на что, мы должны пройти через эту пустыню стройными рядами воинства Всевышнего и сражаться во имя Его.
Повестка
Ребе постоянно говорил о том, что мы должны вновь выглядеть как воинство Всевышнего. Мы не можем по‑прежнему неторопливо прогуливаться, каждый поодиночке, не зная, куда и почему мы бредем. Ребе учил нас тому, что надо всеми силами подталкивать каждого, побуждая его двигаться вперед, а не стоять на месте.
В течение более сорока лет Ребе денно и нощно, не позволяя себе ни минуты покоя или отдыха, работал над этим. Он стремился пробудить и встряхнуть людей, придать им мотивацию, помочь им почувствовать, что они часть объединенного общей целью воинства. Он убеждал и в том, что необходимо вернуть в армию всех дезертиров и «уклонистов», всех, притворяющихся подранками и мертвыми. Армия должна, собрав под свои знамена весь личный состав, выступить упорядоченным строем.
Быть солдатом непросто. Того, кто ноет при каждом лишнем усилии, заставляют пробежать в полном снаряжении столько километров, сколько он и не думал пройти пешком за всю свою жизнь. Солдату постоянно приказывают заниматься сборкой, разборкой и смазкой оружия, чтобы он научился в совершенстве им владеть. Даже если он не хочет это делать, если он устал и оказался без сил, если у него слипаются глаза, он знает, что должен исполнить приказ и сделать то, что поручено. Как и во всякой армии, многое в учениях может показаться не слишком важным и осмысленным, но главное — это чтобы человек шел, тренировался, бежал вперед.
Эта обязанность возложена не на кого‑то другого, а именно на нас и на все наше окружение. Так сказал еще Моше, и его слова сохраняют свою актуальность: «Не с нашими отцами заключил Г‑сподь этот союз, но с нами — с теми, которые здесь сегодня все живы» . Этот мотив повторяется вновь и вновь, чтобы никто по ошибке не подумал, будто говорят с кем‑то другим. Сейчас речь идет не о других, будь то соседи, покойники или праведники. Речь идет о нас — о тех, «которые здесь сегодня все живы». Несмотря на все наши проблемы и трудности, как бы мы ни кривили душой, это требование обращено к нам, здесь и сейчас. «Г‑сподь Б‑г наш заключил с нами завет на Хореве» , и нет никакой возможности спрятаться от этого. К тому, кто попытается это сделать, и обращено уточнение: «С теми, которые здесь сегодня все живы».
Достичь наступления мессианской эпохи
Считается, что каждый год в день кончины праведника душа поднимается все выше и выше. Поэтому дело Ребе, его призыв и его борьба не только не утратили своей актуальности, но год за годом становятся все более насущными. То, чего хотел Ребе, можно объяснить на разных уровнях. По‑простому, он хотел перевернуть мир. Можно торжественно объявить, что он хотел добиться прихода Машиаха. По сути своей, две формулировки имеют один и тот же смысл, отличаясь только по стилю.
В этом аспекте Ребе не удалось завершить свою войну: мир не достиг избавления. Он не был готов удовлетвориться успехом отдельных проектов по распространению иудаизма. Ему, разумеется, было важно, чтобы еще один ребенок научился читать молитвы, чтобы еще один еврей стал надевать тфилин, однако не в этом состояла главная цель его деятельности. Хорошо, если еще один человек начнет молиться или станет отращивать бороду, но это меркнет по сравнению с основной задачей: перевернуть весь еврейский, а затем и нееврейский мир, достичь всеобщего Избавления.
Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..