Что смотреть дома с детьми: «Белоснежка», «Фантазия» и «Робин Гуд» 10 классических мультфильмов Disney — выбор Антона Долина
17:40, 23 марта 2020
Источник: Meduza
В рубрике «Домашний кинотеатр» «Медуза» рассказывает о том, что посмотреть дома во время карантина. В первом выпуске кинокритик «Медузы» Антон Долин посоветовал пять фильмов Ингмара Бергмана. Вместе с рекомендациями для взрослых раз в две недели мы будем публиковать списки для семейного просмотра — для детей и родителей, которые проводят эти дни вместе. Первый детский выпуск — о классике студии Disney с 1930-х по 1970-е годы.
Белоснежка и семь гномов
1937
Падчерица ревнивой королевы-колдуньи должна быть убита — но вместо этого оказывается в лесу, где за ней ухаживают семеро гномов. Узнав, что ее соперница жива, коварная ведьма превращается в старуху и пробирается в лес, чтобы довершить начатое.
Настоящая революция в мировой анимации — этот немеркнущий блокбастер по мотивам сказки братьев Гримм, который Уолт Дисней решил запустить на свой страх и риск в середине 1930-х. Мало кто верил в коммерческий прокатный успех первого голливудского полнометражного мультфильма. Однако результаты были сногсшибательными, а Американская академия даже отлила маленькие «Оскары» — специально по статуэтке на каждого гнома.
В этой киносказке гармонично все: романтика и юмор, страшное и умилительное. Некоторые сцены (в частности, Белоснежка в ночной чаще и колдовство королевы в подземелье) способны вызвать дрожь и сегодня. А еще впервые именно здесь студия Диснея сделала ставку на музыкальные номера, ставшие неотъемлемой составляющей ее фирменного стиля. Единственная драматургическая неудача — схематичный и бледный образ принца. Зато каждый из гномов — маленький самоценный шедевр.
Пиноккио
1940
Деревянная кукла из мастерской плотника Джепетто однажды оживает по мановению волшебной палочки Феи. Счастливый отец готов окружить марионетку заботой и любовью, но непослушный мальчишка сбегает на поиски приключений, в том числе опасных для жизни. Со временем непростой путь приведет его обратно к Джепетто — и к вожделенному превращению в живого мальчика.
Второй полнометражный мультфильм Walt Disney — и столь же невероятный успех. Остается лишь удивляться тому, насколько близко американские сценаристы подошли к оригинальной сказке Карло Коллоди в своей тщательной адаптации, сохранившей и нравоучительность, и магию оригинала. Сколько бы с тех пор ни снимали версий «Пиноккио» (включая недавний фильм Маттео Гарроне), эта навсегда останется основополагающей.
Песни, ставшие не менее знаменитыми, чем сам мультфильм, исполнил знаменитый Клифф Эдвардс (он говорил за сверчка Джимини, одного из ключевых персонажей). Самой прославленной из них стала «When You Wish Upon a Star».
Фантазия
1940
Поразительный факт: возможно, самый экспериментальный и необычный полнометражный мультфильм в ранней истории анимации (и определенно самый авантюрный в истории Walt Disney) был всего лишь третьим для студии. Его идея — облечь в анимационные образы классическую музыку, использовав для этого различные стили и техники. До сих пор «Фантазия» — идеальное введение в классику для ребенка любого возраста, да и для взрослого тоже.
После настройки оркестра зритель сразу попадает в мир абстрактных образов, под музыку баховской Токкаты и фуги ре минор. Сюита из «Щелкунчика» Чайковского лишена привычного нам сюжета и посвящена смене времен года. «Весна священная» Стравинского проиллюстрирована эффектной историей планеты Земля. Мощный мифологический ликбез сопровождается музыкой Пасторальной симфонии Бетховена, а «Ночь на Лысой горе» Мусоргского шокирующе жутко, в духе Гойи, показывает шабаш ведьм — впрочем, он завершается на идиллических звуках «Ave Maria» Шуберта. Самым же популярным стал фрагмент на музыку Поля Дюка «Ученик чародея» — экранизация знаменитой сказки о нерадивом подмастерье, который не смог справиться с магическим заклинанием. Главным героем этого сегмента оказался любимый всем миром Микки Маус, и с тех пор мантия и колпак колдуна стали «парадным» костюмом мышонка.
Любопытно, что в общий список композиторов попали сразу трое русских (и, например, ни одного американского автора).
Дамбо
1941
Большеухий слоненок, которого другие животные в бродячем цирке считают придурковатым (отсюда кличка «Dumbo»), обладает волшебной способностью — расправив уши, как крылья, он способен подняться в воздух.
Это первая самостоятельная режиссерская работа Бена Шарпстина, который делал и «Пиноккио», но в соавторстве с Гамильтоном Ласки. Новаторский мультфильм, действие которого впервые разворачивалось в знакомой нам реальности и в настоящем времени. Также здесь впервые главными героями стали животные, но не антропоморфные, а вполне реалистически изображенные. «Дамбо» моментально завоевал любовь публики, в точности повторив судьбу своего нелепого, но милейшего героя. Песни написал тот же Фрэнк Черчилль, что и в «Белоснежке», а за лидера вороньей стаи говорил и пел Клифф Эдвардс.
Самой знаменитой сценой из мультфильма стал сюрреалистический галлюциногенный сон опьяневшего Дамбо, также известный как «Танец розовых слонов».
Бэмби
1942
Олененок-несмышленыш Бэмби познает устройство мира. Он находит первых друзей — активного Зайца и застенчивого Скунса, растет, узнает законы жизни в лесу, впервые влюбляется. А потом познает страх смерти и переживает первую по-настоящему страшную потерю.
Самый трогательный и умильный, но и самый жестокий из ранних мультфильмов Walt Disney поставлен по одноименной сказке австрийского писателя Феликса Зальтена (любопытно, что во многих странах, где мультфильм очень популярен и любим, эта книга никогда не была известна, тогда как в СССР ее многократно переиздавали и даже экранизировали). Студия подбиралась к ее экранизации еще до «Белоснежки», но процесс затянулся: аниматоры никак не могли найти оптимальный стиль при изображении животных, которые должны были стать одновременно реалистичными и сказочными. Центральная тема мультфильма, главного диснеевского «романа взросления», — становление личности и отношения с родителями (мать Бэмби фактически растит его в одиночестве).
Влияние «Бэмби» на американскую и мировую культуру колоссально. А не присутствующего на экране Охотника Американский киноинститут включил в список величайших злодеев кинематографа. Снятый полвека спустя «Король Лев» тоже создан с оглядкой на драматургическую структуру и идеи «Бэмби».
Алиса в Стране чудес
1951
Побежав за Белым Кроликом, который куда-то опаздывал, девочка Алиса провалилась в нору — и оказалась в волшебном мире, где не действовали привычные ей законы. Познакомившись с его обитателями, она с честью прошла все испытания и даже не испугалась страшной Червонной Королевы.
У советских детей была своя анимационная версия сказок Льюиса Кэрролла — многосерийная, абсурдистская под стать оригиналу, сделанная Ефремом Пружанским в начале 1980-х. Они и не знали, что за три десятилетия до того Америку взбаламутила диснеевская интерпретация интеллектуальных книг-ребусов Кэрролла. В ней немало смысловых упрощений, непростительно слиты воедино две повести — о Стране чудес и Зазеркалье. Но дух первоисточника, несомненно, соблюден. Кроме того, некоторые из анимационных персонажей навсегда вошли в фольклор (прежде всего, Белый Кролик и Чеширский Кот). На удивление органичны и насмешливые музыкальные номера.
Уолт Дисней был буквально одержим экранизацией «Алисы». Первую попытку он предпринял в юности, в 1923 году, будучи еще безвестным кинематографистом. В начале 1930-х он планировал сделать по Кэрроллу экспериментальную картину на стыке игрового и анимационного кино (позже эти планы отчасти реализовались в «Мэри Поппинс») с участием Мэри Пикфорд, а в 1936-м отправил в Зазеркалье Микки Мауса. В итоге снятая к началу 1950-х «Алиса в Стране чудес» была принята как достойная киноверсия культового текста.
Питер Пэн
1953
Девочка Венди (англичанка Кэтрин Бомонт озвучивала и ее, и Алису) вместе с братьями Джоном и Майклом знакомится с волшебным мальчиком Питером Пэном. Научив детей летать, он увлекает их за собой в Нетландию. Там они познакомятся с русалками и индейцами, станут членами племени Потерянных Мальчишек, сразятся с пиратами и их главарем — непобедимым Капитаном Крюком.
Сценическая сказка Джеймса Мэтью Барри, как и многие другие тексты для детей, после диснеевской экранизации оказалась навек к ней привязанной, невзирая на множество других адаптаций. Легкая карикатурность характеров и желание аниматоров отойти от типовой слащавости диснеевских персонажей выгодно отличают мультфильм от другой продукции студии тех лет. Хороши и оригинальные песни Фрэнка Черчилля.
Влияние «Питера Пэна» трудно недооценить — из него родились, в частности, «Крюк» Стивена Спилберга и два топовых аттракциона Диснейленда, «Полет Питера Пэна» и «Пираты Карибского моря», который впоследствии стал основой для самой успешной диснеевской кинофраншизы XXI века.
101 далматинец
1961
Безумная светская дама Круэлла де Виль при помощи двух подручных бандитов похищает пятнадцать щенков-далматинцев. Их родители — супружеская пара лондонских собак, Понго и Парди, отправляются в графство Суффолк, чтобы спасти своих детей.
В «101 далматинце» впервые был применен метод ксерографии, а собаки, за счет естественного окраса, были будто черно-белыми существами в цветном мире. Изумительно красочная, свободно-схематичная и изобретательная экранизация книги Доди Смит — шедевр диснеевской анимации 1960-х и первая выдающаяся режиссерская работа Вольфганга Райтермана. Он в полной мере воплотил влюбленность студии в собак, уже проявившуюся в образах Плуто и Гуфи, Леди и Бродяги (через десятилетие как бы в противовес этой тенденции на свет появятся менее удачные «Коты-аристократы»).
В 1990-х на основе мультфильма был создан мультсериал, а также несколько игровых ремейков.
Книга джунглей
1967
Маугли — младенец, оказавшийся в джунглях и взятый на воспитание волками, пантерой и медведем. Он растет в лесу и постепенно осознает, что является человеком, а не животным. В конце концов он вынужден оставить мир, в котором повзрослел, и вернуться к людям.
Знаменательный факт — советские и американские аниматоры одновременно взялись за экранизацию «Книги джунглей» Редьярда Киплинга. Роман Давыдов изменил название, но остался верным сюжету и духу первоисточника, решив свой фильм в мрачном духе, еще и под музыку Софии Губайдуллиной. Студия Walt Disney сохранила название и общую канву интриги, но превратила историю Маугли в легкомысленный жизнерадостный мюзикл, восхитительно нарисованный, наполненный поэзией и юмором, столь характерным для режиссуры Вольфганга Райтермана.
Обычно зрителя, выросшего на советском мультфильме, шокируют две детали: Багира, оказывается, была самцом (и у Киплинга), а Каа (в противоречие Киплингу) вовсе не желал Маугли добра.
Этот мультфильм стал последним полным метром, над которым работал сам Уолт Дисней. Он не дожил до премьеры «Книги джунглей».
Робин Гуд
1973
Петух-менестрель рассказывает зрителям легенду об отважном лисе по имени Робин Гуд. Вместе со своим помощником-медведем Крошкой Джоном и другими соратниками он помогал беднякам, грабя тупых злобных аристократов и рыцарей. А еще не побоялся бросить вызов королю — Трусливому Льву — и его хитроумному подручному, змею-гипнотизеру Хиссу.
Этот сравнительно малобюджетный, неизменно остроумный и нежный мультфильм, основанный на старинных английских балладах, — шедевр Вольфганга Райтермана. По воле аниматора Кена Андерсена и самого Диснея, успевшего заняться разработкой проекта, в образе Робин Гуда нашел отражение и еще один персонаж средневекового эпоса — хитроумный лис Ренар. За него в мультфильме говорил Брайан Бедфорд, знаменитый шекспировский актер из Великобритании. Короля-самозванца Джона озвучил великий артист сэр Питер Устинов, американский кантри-певец Роджер Миллер спел за петуха.
Влияние диснеевского «Робин Гуда» позже признавали создатели оскароносного «Зверополиса» и Уэс Андерсон, напрямую процитировавший его в своем кукольном «Бесподобном мистере Фоксе».