Некоторое время назад газета "Еврейский Мир", выходящая в Нью-Йорке, опубликовала список известных советских ученых еврейского происхождения. Один из моих знакомых заметил, что в этот список забыли включить выдающегося физика ХХ века Петра Леонидовича Капицу. На все мои уверения, что Петр Капица - сын генерал-лейтенанта флота не имел и не мог иметь еврейских корней, так как по законам Российской империи даже крещеных евреев не принимали на службу во флот, ответом был железный аргумент: мой оппонент утверждал, что осенью 1941 года он сам слышал по радио выступление Капицы на антифашистском митинге в Москве. Далее он утверждал, что П.Л. Капица произносил свою речь на превосходном идиш, который можно постичь только в еврейской семье. Этот парадокс заинтересовал меня и я обратился к документальным материалам.
Мой оппонент оказался прав, но не во всем. Действительно, 24 августа 1941 года в Москве состоялся антифашистский митинг представителей еврейского народа. Выступления на этом митинге транслировались по радио. На нем с речами выступили известные деятели культуры, такие как Илья Эренбург, Перец Маркиш, Самуил Маршак, Борис Иофан, Соломон Михоэлс и по приглашению последнего Петр Капица. Говорил он, разумеется, на русском языке, а по радио шел перевод его речи на идиш. Нам кажется, что будет небезынтересным привести полный текст его небольшой речи (см., например, "Заметки по еврейской истории", № 26) - ред.) :
"Разрешите мне, русскому ученому, присоединиться к мыслям, высказанным здесь еврейскими писателями, представителями искусств, военными и общественными деятелями. Мировая наука и искусство в своем развитии многим обязана еврейскому народу. В силу исторически сложившихся обстоятельств уже два тысячелетия евреи распылены по всем странам. Поэтому их работа тесно связана с той страной, в которой они живут. Это увеличивает интернациональный характер их творческой деятельности и их влияния на мировой прогресс. Но именно такое положение часто ставит их под угрозу жестоких репрессий. Когда какая-нибудь страна переживает наиболее темный, реакционный период, то власти провоцируют гонения на евреев. Вызывая в массах наружу самые низкие инстинкты, организуя еврейские погромы, они стараются отвлечь внимание народа от истинных причин тяжелого положения страны. Так было в наиболее темные периоды царизма. С этой точки зрения, те гонения, те гонения на евреев, которые происходят в гитлеровской Германии, показывают, что эта страна переживает сейчас один из самых мрачных и реакционных периодов. Можно с уверенностью сказать, что таких систематических жестоких гонений на евреев, которые происходят сейчас в Германии, не знала история. Даже приспешникам царского правительства в России не хватало смелости провозгласить преследования евреев частью государственной системы. Даже в России все же были такие евреи, которые благодаря завоеванному ими общественному положению и свое работе на пользу мировой культуре и науке (крупнейшие профессора, врачи, писатели) оказывались вне круга преследований еврейства.
Не имеет прецедентов в истории человечества то, что происходило за последнее десятилетие в Германии. Крупнейшие ученые-евреи, как например, Эйнштейн, Франк, Габер, признанные всем миром, увенчанные Нобелевскими премиями, наряду с другими работниками науки и искусства были изгнаны из своего отечества. Особенно поразителен случай с Габером, научная работа которого сыграла такую исключительную роль для Германии в прошлой войне. Без найденного им метода получения азотной кислоты из воздуха Германия в первую империалистическую войну не продержалась бы и года за отсутствием необходимого сырья для взрывчатых веществ. И вот Габер был принужден покинуть Германию и умереть в изгнании. Такой черной неблагодарности страны к своему работнику трудно сыскать в истории
Рассеянные по всему миру, немецкие евреи-изгнанники, после ряда страданий нашедшие себе приют благодаря гостеприимству народов Англии, Америки и других стран, несомненно, чувствуют весь ужас гитлеровского режима. Теперь, когда весь культурный и демократический мир поднялся на решительную борьбу с фашизмом, мы твердо верим, что евреи-ученые всего мира тесно примкнут к этой борьбе и отдадут все свои силы и знания, чтобы избавить мир от гнета фашизма и противостоять стремлениям группы расистских идеологов задавить и уничтожить все остальные народы. Исход этой борьбы несомненен. Мир не может долго терпеть варварства гитлеровской Германии. Чем дружнее мы встанем на эту борьбу, тем скорее она кончится и тем большее количество людей спасем мы от страданий и уничтожения. А ускорение победы зависит от того, насколько полно мы отдадим этой борьбе, где бы и как бы она не происходила".
Нам кажется, что эта проникновенная речь выдающегося ученого и гуманиста не нуждается в комментариях. Вспомним только, что она была произнесена в то время, как немцы уже были под Смоленском и Советский Союз практически один противостоял гигантской военной машине Германии.
Петр Леонидович Капица был свободным человеком в своей несвободной стране, и никакое ЦК не заставило бы его пойти на этот митинг и выступить на нем. Пошел он туда по велению сердца и просьбе своего друга Соломона Михайловича Михоэлса. Мы уже неоднократно писали, что истинные российские интеллектуалы, в особенности те, кто родился до большевистского переворота, антисемитизм воспринимали как нечто вроде венерической болезни и антисемитам было не принято подавать руку.
В воспоминаниях о П.Л. Капице приводится письмо его к матери, которое он написал 30 мая 1933 года из Англии, где он тогда жил и работал: " Сейчас мне приходится иметь дело с немецкими профессорами-евреями, которых вышибали из Германии. Их масса, и им необходимо оказать помощь и приют. Кое-кто приедет к нам на дом на время… Но хуже всего достается не знаменитым профессорам, которых, конечно, всюду с радостью примут, а еврейской молодежи, которая не успела себе сделать научного имени, их положение прямо трагично…" П. Капица не ограничился пустыми стенаниями о трагической судьбе еврейских эмигрантов из фашисткой Германии. Использую свой несомненный научный авторитет, он своими друзьями такими, как П. Эренфест, Л. Стиллард и многими другими начал устраивать изгнанных из Германии молодых еврейских ученых и инженеров в университеты, лаборатории и фирмы Англии, Франции и Америки. Рекомендация или просьба П.Капицы и его друзей-ученых спасла для мировой науки многих выдающихся впоследствии ученых.
Капица и Михоэлс
О дружбе Капицы с Михоэлсом тепло написано в воспоминаниях вдовы Соломона Михайловича Анастасии Павловны Потоцкой-Михоэлс (см., например, "Заметки по еврейской истории", № 27 - ред.) :
"Вспоминается заздравный тост Михоэлса за Петра Леонидовича Капицу в честь его пятидесятилетия (1944 год И.К.). Соломон Михайлович поднял бокал и сказал:
"Дорогой Петр Леонидович! Моя жена всегда говорит…" Здесь он сделал паузу, от которой у меня побежали мурашки, физик справа налил рюмочку водки, а физик слева - бокал белого вина…" Так вот, - продолжал удовлетворенный всем этим Михоэлс, - моя жена говорит, что никогда не надо пить всю рюмку разом. Если пить ее глотками, то в одной рюмке можно уложить несколько тостов. А кстати подумать и поговорить. Поэтому разрешите мне разделить этот бокал на три глотка и три тоста. О ваших научных достижениях я скажу позже (взгляд в нашу сторону) и начну, прежде всего, с того, что выпью за вас, Петр Леонидович, как за воинствующего гуманиста! Я никогда не забуду ваше замечательное выступление на антифашистском митинге, бесконечно перед вами в долгу, и хотя я немало положил сил для того, чтобы развеять версию о том, что вы - еврей, и добился своей цели, остаюсь вашим должником. Счет, предъявленный вами, - спектакль "Гамлет" на русском языке - оплачу!
Второй мой тост идет из глубины моих собственных недавних переживаний. Дорогой Петр Леонидович, по опыту своему говорю вам: из-за пятидесяти лет не грустите! Выпьем лучше за то, что настоящая молодость приходит с годами!
И, наконец, третий мой глоток - просьба! Дорогой Петр Леонидович, это касается ваших замечательных трудов в области физики, ваших поистине неповторимых достижений. Пожалуйста, создавайте тяжелую воду, переводите жидкость в газ, а твердое тело - во что хотите, только оставьте нам нормальные спиртные напитки. "Как вспоминает Анастасия Павловна, что если первый тост о гуманизме был встречен дружными аплодисментами, тост о молодости - бурными, то третий о спиртных напитках, как тогда писали "бурными аплодисментами, переходящими в овацию".
Из этих воспоминаний следует, откуда родилась легенда о еврейском происхождении П.Л. Капицы. Что же касается постановки "Гамлета" на русском языке, то у этого дела длительная история. Государственный еврейский театр (ГОСЕТ) - любимое детище Соломона Михоэлса, который он создал, которым руководил и в котором играл ведущие роли привлекал не только еврейскую публику. На спектакли Михоэлса ходила публика, не знающая идиш, но их потрясала сама постановка и изумительная игра этого театрального коллектива. Не только Капица, но и многие другие, в частности "советский граф" писатель Алексей Толстой, неоднократно уговаривали Михоэлса сыграть на русском языке, которым выдающийся артист владел мастерски. Наконец, он согласился сыграть "Гамлета" Был уже подобран состав исполнителей: Гамлет - Соломон Михоэлс, королева - Клавдия Половикова, Полоний - Рубен Симонов. Была найдена подходящая сценическая площадка в институте кислорода, но судьбе было неугодно это. Как вспоминает вдова Михоэлса, перед тем трагическим отъездом в Минск в январе 1948 года Соломон Михайлович без всякого предлога позвонил Петру Леонидовичу и сказал ему последние приветственные слова. Что это было необъяснимое предчувствие беды, потребность поговорить с многолетним другом, теперь можно только предполагать. Некоторую разгадку дают показания артиста ГОСЕТа Вениамина Зускина, который был арестован вскоре после злодейского убийства Михоэлса в Минске. Он показал, что Михоэлс много и часто стал говорить о своей близкой смерти. На юбилее Зускина он дарит ему бумажник с запиской, что в случае его смерти Зускин обязан занять его место в театре. Очевидно, великий артист, как высокоорганизованная личность, чувствовал что-то нехорошее. Именно Зускину он показал и прочитал анонимное письмо следующего содержания: "Жидовская образина, ты больно далеко взлетел, как бы головка не слетела…"
По личному указанию Сталина тогдашний министр государственной безопасности Абакумов организовал убийство Михоэлса в Минске 13 января 1948 года. Но до самой смерти тирана имя Михоэлса не давало покоя правящим антисемитам. При подготовке процесса над еврейскими интеллектуалами в конце 40-х следователи МГБ неоднократно пытались связать дружбу Капицы и Михоэлса, как звено шпионских связей, как желание "еврейского буржуазного националиста" Михоэлса получить от выдающегося ученого секретные сведения для передачи их американцам. Путем немыслимых пыток и истязаний они требовали от подследственных признания в том, что способствовали Михоэлсу в общении с крупными советскими учеными в целях шпионажа. Так например, путем длительного мучительства они вырвали у Зускина признание, что благодаря дружбе Капицы с Михоэлсом последний неоднократно бывал в его лаборатории и наблюдал за экспериментами. Но использовать эти вырванные признания на процессе следователи не решились. Они великолепно знали, что даже всесильный Берия ничего не смог сделать с ученым, отказавшимся по моральным соображениям от участия в атомном проекте. Поэтому имя Капицы на процессе не упоминалось.
Возникает вопрос, почему же Капица так уговаривал Михоэлса сыграть именно "Гамлета"? На этот счет интересные соображения высказал писатель Александр Борщаговский. Он считает, что Петр Леонидович Капица, долгое время живший в Англии и страстный поклонник Шекспира, был просто поражен его игрой в ГОСЕТе в роли короля Лира. Капица и предложил необычный для того времени театральный эксперимент - Соломону Михоэлсу сыграть "Гамлета" в ансамбле выдающихся мастеров русского театра. Ничего в актерской природе и мастерстве Михоэлса не могло препятствовать этому. Русская речь Михоэлса была, по воспоминаниям современников, превосходной, лишена малейшего налета книжности, вышколенности, нарочитости, скучной правильности - вся душа артиста была видна в ней. Михоэлс загорелся этой идеей, но многочисленные общественные обязанности главы Еврейского антифашистского комитета все отдаляли и отдаляли эту мечту. Она не покидала Михоэлса в период его длительной поездки в Америку в 1944 году - он не расставался с мыслями о постановке "Гамлета" и поэтому на юбилее Капицы мог смело заявить, что спектакль будет осуществлен. В апреле 1946 года на шекспировской конференции Всесоюзного театрального общества Соломон Михоэлс выступил с интересным докладом под названием "Несыгранные шекспировские роли". В ней он говорил о многих шекспировских персонажах, не только о сыгранном им короле Лире, но и о Гамлете, Шейлоке, Фальстафе, Отелло, Ричарде III. Но главной темой этого доклада был Гамлет, которому и был фактически посвящен этот доклад. В это время Михоэлс все еще надеялся, что он сможет осуществить, подсказанный Капицей проект. Великий артист был убит через полтора года после этой конференции и оставил нам в наследство, к сожалению, не сценический образ, а свое мудрое его истолкование (см. также статью Александра Борщаговского в №8 альманаха "Еврейская Старина" -ред.).
"В чем подвиг Гамлета? - задавал вопрос Михоэлс, собравшимся в зале режиссерам, актерам и шекспироведам и сам же отвечал - В раскрытии страшной правды… Не шпагу требует в самом начале своей борьбы Гамлет. Он не может вступить в бой без доспехов истины. Гамлет ищет истину, именно она, истина, придает силу его шпаге, но чтобы узнать ее, он призывает на службу самое тонкое орудие человеческого познания - искусство лицедея… Гамлет есть раскрытие сокровенного смысла шекспировского творчества. В нем автор собственное свое отношение к искусству и к борьбе. Согласитесь - это произведение чем-то несомненно, автобиографично".
Злодейское убийство Соломона Михоэлса навеки похоронило его мечту о новом доселе небывалом Гамлете, сотворцом которого смело можно назвать выдающегося физика ХХ века Нобелевского лауреата Петра Капицу.
Незадолго до своей смерти Виктор Френкель - сын друга П.Л. Капицы физика-теоретика Я.И. Френкеля опубликовал свои воспоминания о встречах с П.Л. Капицей, которого он знал с детства. Он пишет: "В разговорах Петра Леонидовича со мной довольно часто, по его инициативе, возникала еврейская тема, не очень-то популярная в послевоенное и предперестроечное время… Гений еврейского народа, говорил Капица, особенно впечатляюще воплотился в плеяде физиков-теоретиков ХХ века, прежде всего, конечно, он имел в виду Эйнштейна, добавляя к его имени сначала Борна, Паули, Блоха, Фейнмана, а потом переходя к следующему за ними по классу мастерства физикам - у нас и за рубежом… Вы знаете, я недавно был в ГДР, и меня принял президент их Академии наук. Я его спрашиваю: "Почему у вас в Германии так слабо сейчас развита теоретическая физика?" Он отвечает, что не знает. "А я знаю, - говорю ему. - Потому что вы в 30-е годы выгнали всех еврейских физиков!"
И еще Капица очень ценил еврейский юмор, умение этого народа грустно, а иногда и зло подшутить над самим собой. Он знал уйму еврейских анекдотов, мастерски их рассказывал, причем достигал эффекта, совсем не имитируя акцент".
Виктор Френкель приводит в своих воспоминаниях удачное применение Капицей еврейского юмора. После окончания аспирантуры МГУ зятя Андрея Дмитриевича Сахарова - способного молодого теоретика рекомендовали на работу в институт атомной энергии имени И.В. Курчатова. Директор ИАЭ академик А.П. Александров, дал согласие на прием, подписал соответствующее заявление. Молодого человека поздравили, но, как выяснилось, с поздравлением поспешили. Вопрос о приеме его на работу решили согласовать с отделом кадров, а там категорически высказались против, несмотря на резолюцию директора. Решили обратиться к Петру Леонидовичу. Он согласился поговорить с претендентом. После разговора он сказал ему, пишите заявление и тут же написал резолюцию о приеме. Молодого человека снова поздравляют, но он, наученный горьким опытом, говорит, что поздравления преждевременны. Но ошибся претендент - на сей раз он действительно, стал работать в институте у Капицы. Френкель спросил у Капицы, как это ему удалось? Ведь А.П. Александров занимает столь высокое положение - он трижды Герой Социалистического труда, член ЦК КПСС и прочая, и прочая, и прочая. Капица ответил еврейской притчей. Однажды к известному раввину пришло двое молодых людей, только-только вступающих на это поприще. Они хотели получить от заслуженного человека напутствие и наставление. После разговора молодые люди вышли, ободренные из комнаты, но тут вспомнили, что не уточнили у раввина один существенный для них вопрос. Постучавшись, снова вошли и спросили: "Ребе, мы забыли узнать у вас: можно ли нам, став равинами, курить?" - "Нет, - ответил Ребе, - этого делать нельзя". Тут один из молодых людей робко спросил: "Но ведь вы сами, Ребе, курите? Почему?" - "Потому что я ни у кого об этом не спрашивал", - последовал ответ.
При жизни Капицы его институт был единственным в системе Академии Наук СССР, где не было отдела кадров, и сам директор решал вопросы, принимать или не принимать на работу. И зловещей пятой графы для Петра Леонидовича Капицы не существовало.