Соловей и Виталий Соломин в фильме "Рогоносец"
Леночка Соловей снималась в одной из главных ролей в моём фильме "Рогоносец". Фильм стал последней ее работой в России. Картина до сих пор жива. Ее крутят по телевизионным каналам, скачивают в Интернете, продают диски.. Еще бы! Елена Соловей, Виталий Соломин, Лев Лемке, Эммануил Виторган... Чудные были дни мая 1990 г., Фильм снимался на детские деньги, но мы не думали о цезуре и были свободны настолько, насколько это можно было представить в те годы. С Леночкой работать было одно удовольствие, как это обычно бывает, когда имеешь дело с простым, мудрым и талантливым человеком. Вечера за бутылкой домашнего вина в виноградной беседке нашего шофера никогда не забуду. Скорее всего, тот наш фильм не стал заметной вехой в творческой биографии Елены Соловей, но он был. Он, повторюсь, востребован по сей день, а это уже не мало. Были в моей жизни ленты, о которых и вспоминать не хочется. Уже тогда было ясно, что в России и Лене и мне не удержаться. Слишком неопределенной, тревожной, взрывоопасной была ситуации. Мы много говорили об этом и фильм получился печальным, как прощание. Убежден, что Лене с ее легким, не капризным, "семейным" характером комфортно в США. Мы уже тогда понимали друг друга, когда говорили о детях, о будущем нашего подрастающего поколения. Мы уже тогда понимали, что "дети выше Бога", а все наши амбиции, чины, награды - все это "уходящая натура", как и СССР, дни которого были сочтены и мы все прекрасно понимали это.
Соколова
Евгения:
Ты чё там
делаешь, Леночка?
|
|
|||
Аннотация:
Вот такие актёрские судьбы двух любимцев советского кино. Елена Соловей и Михаил Кононов. В Америке и в России. Она ТАМ живёт. Он ЗДЕСЬ выживает. Какие контрасты! |
||||
Редко смотрю российское телевидение, но вот случайно попалась мне недавно
на канале ОРТ передача "Пусть говорят"-с ведущим Андреем Малаховым.
Участвовали актрисы Ирина Мирошниченко, Елена Драпеко, композитор Александр
Журбин, кто-то ещё... Вели разговор о судьбе киноактрисы Елены Соловей, которая
отвечала им в прямом эфире из студии в Нью-Йорке. Все дружно
жалели Елену, которая мало снималась после отъезда в 1991 году из СССР в США и
тем загубила свою кинокарьеру, и скандировали что-то в духе: "Леночка, мы
тебя так любим, зачем ты уехала?" Елена Драпеко признала, что после
отъезда Елены играла её роли в петербургском театре, но не дотягивала до уровня
Елены. Композитор Журбин сообщил, что вернулся из Штатов в Россию, дескать,
одумался вовремя, а вот ты, Лена, подумай тоже о возвращении. Лена только смущённо улыбалась в ответ
и говорила, что вряд ли были в прошедшие годы для неё роли в российском
кинематографе. А в Америке у неё cобственная детская театральная
студия, где она чувствует себя на своём месте - занимается с детьми театром,
музыкой, русским языком, ставит спектакли. У неё прекрасная еврейская семья.
Муж, Юрий Пугач, бывший художник-постановщик на Ленфильме, в Америке работает в
картинной галерее. А про сына Елена с гордостью поведала, что он закончил
докторантуру в Нью-Йорке. Дочь стажируется в Германии, растут внук и две
внучки. Дать Елене 60 её лет было совершенно невозможно - хороша попрежнему,
ухожена, сияла своей знаменитой лучезарной улыбкой.
Потом в студию
вошёл вальяжной походкой режиссёр, прославивший актрису ролями в трёх своих
значительных фильмах "Раба любви", "Неоконченная пьеса для
механического пианино", "Обломов"- сам Никита Сергеевич Михалков.
Он стал стенать в буквальном смысле, повторяя одну фразу: "Леночка, ну чё
ты там делаешь?" На что Лена резонно спрашивала, есть ли у Михалкова роль
для неё, - дескать, прилечу через океан, коли есть. Михалков от ответа уходил и
продолжал саркастически вопрошать: "Ну чё ты там
делаешь, Леночка?" Потом отметил с похвалой, что
для Лены всегда главным в жизни была её семья - муж и дети, а не роли.
"Пелёнки"- одним михалковским словом.
Надо сказать,
что в Америке Соловей, несмотря ни на что, снималась, например, в телесериале
"ПМЖ" с знаменитым партнёром Борисом Сичкиным. Сама я видела Елену в
спектакле "Дядюшкин сон" - в русском театре в Монреале, когда
приезжала туда в гости к дочке. Театр этот сам по себе уникальный. Основан в
1995 году и носит имя выдающегося режиссёра, театрального деятеля и педагога
Леонида Варпаховского, ученика Всеволода Мейерхольда. Создатели театра в
Монреале - дети Варпаховского: дочь Анна, актриса, и приёмный сын Григорий
Зискин, тоже режиссёр.
Похоже, это вообще первый профессиональный театр на русском языке,
созданный в эмиграции (про Израиль не говорю). На североамериканском континенте
театр необычайно востребован, учитывая рост русскоязычной публики. Труппу
театра составляют актёры, живущие здесь, а также приглашаемые из России. Назову
Эдуарда Марцевича, Майю Менглет, Сергея Приселкова, Анну Варпаховскую,
Станислава Холмогорова. Со Стасом Холмогоровым в Монреале я даже приватно
встречалась - он же бывший актёр театра на Таганке. Я тогда писала статью
"Уно моменто" о Семёне, и мне пригодились его воспоминания и советы.
Но это моё
отступление, вызванное тем, что Елена Соловей играет в постановках театра им. Варпаховского
и в дни спектаклей приезжает в Монреаль, а также в другие города Канады и
Штатов, в которых проходят гастроли театра.
Вернусь к
передаче Андрея Малахова, в которой все дружно и натужно жалели Елену, а у неё
из-за такого настроя возникала на лице только недоумённая смущённая улыбка.
Дескать, что это вы меня оплакиваете, я здесь нужна и вполне счастлива своей
жизнью.
И тут в студию
вошёл шаркающей походкой старик в синей майке. И о боже! Публика и находящиеся в
студии с ужасом узнали в нём Михаила
Кононова - знаменитого великолепного актёра... Помните "Большую перемену",
"Начальника Чукотки", "В огне брода нет",
"Начало", "Таёжную повесть" и т.д.? Он постарше Соловей на
7 лет, но всё равно контраст был настолько разителен, что даже Михалков потерял
дар речи и весь свой апломб. Говорил Кононов с трудом, слова давались ему
тяжело и вымученно. Его спросили, отчего он теперь живёт в деревне , и получили
односложный ответ: "А здесь морковку и капусту можно выращивать и
есть". Выращивал он и канареек на продажу...Так артист поддерживает
более-менее приличный уровень жизни. Московскую квартиру Кононов продал и купил
избу под Москвой.
В студии
повисла тишина. Какой жуткой иронией было призывать Елену Соловей в Россию, где
судьба стареющего артиста столь плачевна! Наконец, нашлась актриса, депутат
Думы от КПРФ Елена Драпеко, и пообещала: "Я обязательно поставлю в Думе
вопрос о помощи старым и больным артистам, потому что они же наше национальное достояние".
Ну, ну, флаг ей в руки!
Но прежде чем
закончить печальный рассказ, я хочу сказать несколько слов о судьбе
присутствующего в студии композитора Александра Журбина. Да, он вернулся три
года назад из Нью-Йорка в Москву, и повидимому был приглашён в студию Андрея
Малахова как пример прозревшего блудного сына. Дескать, смотрите, после 12 лет
жизни в Штатах разочаровался и возвернулся. Но ведь это не так.
В Америке
Журбин был востребован и успешен. Его вечер прошёл аж в Карнеги-холл. Его оперы,
особенно "Орфей и Эвридика", шли и идут на американских сценах. Много
писал музыки к кинофильмам. Но три года назад последовали дельные конкретные
предложения из Москвы, которыми нельзя было не воспользоваться. Ошеломительные
творческие проекты!
Он, композитор
Журбин, вообще необыкновенно успешен, ибо талантлив, трудолюбив и энергичен. Но
и приспосабливаться умеет. Уже в начале карьеры взял более благозвучную фамилию
мамы, кстати, до недавнего времени жившей в Израиле. Здесь же в Израиле под
папиной фамилией живёт его родной брат, музыкант милостью божьей Юрий
Гандельсман, один из лучших в мире альтистов. Долгое время Гандельсман играл в
Израильском филармоническом оркестре Зубина Меты. А сейчас - участник
знаменитого американского квартета FINE ARTS QUARTET.
Про своё место
жительства Журбин высказался недавно предельно ясно. Дословно: "Не
зарекаюсь и не утверждаю, что не поживу где-нибудь ещё на земном шаре - в
Лондоне, Барселоне или Сиднее...А может, снова в Нью-Йорке - этот город я люблю
больше всего". Так что в студии, хоть он и находился, но благоразумно не
кликушествовал: "Леночка, чё ты там делаешь?"
Вот такие
актёрские судьбы двух любимцев советского кино.
Елена Соловей и
Михаил Кононов. В Америке и в России.
Она ТАМ живёт,
он ЗДЕСЬ выживает. Такие контрасты! Занавес!
P.S. О, не беги
так, жизнь! Вот ведь только месяц назад я видела героев очерка в передаче
российского телевидения. Оба - герой и героиня - ничего, кроме симпатии, не
вызвали в душе моей. Но не стоит на месте жизнь, мчится и ускоряет свой бег, а
смерть её догоняет. А вот теперь пришло сообщение, что Михаил Кононов,
замечательный, прекрасный актёр театра и кино, - умер. И, наверно, он был
чудесный человек, раз он так любил наших братьев меньших, любил животных, всяких
зверюшек.
Пусть земля
будет ему пухом. Я плачу...Наш дорогой Нестор Петрович...Кто не помнит этого
обаятельного персонажа в исполнении Михаила Кононова, героя телевизионного
сериала "Большая перемена"! Уже десятилетия сериал показывается,
прогоняется российским телевидением вновь и вновь. В передаче РТФ о судьбах
членов творческого коллектива любимого народом сериала, чьи краски не меркнут с
годами, шла речь о судьбе его режиссёра и сценариста Алексея Коренева. На
Западе создатель такого сериала так же, как исполнитель главной роли Михаил
Кононов, стали бы миллионерами и уже до конца дней своих ни в чём бы не
нуждались. Разве что в приобретении новой виллы. А ведь Алексей Коренев также
создатель других замечательных фильмов - например, "По семейным обстоятельствам",
"Черноморочка", "Адам и Ева".
На самом деле
Алексей Коренев умер в 68 лет, умер в нищете и безвестности, простудившись
возле станции метро, где по утрам приторговывал газетами...
Синие вставки
кликабельны и выполнены Олегом Струэнзе.
Опубликовано в
интергазете "Еврейский мир" (Нью-Йорк), интержурнале
"Алефмагазин" (Москва)
http://www.alefmagazine.com/pub1259.html